Научная статья на тему 'Система поддержки дистанционного обучения и повышение качества учебного процесса'

Система поддержки дистанционного обучения и повышение качества учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING / TRAINING TESTING / CURRENT TESTING / INFORMATION TECHNOLOGY / QUALITY OF LEARNING / STUDENTS' INDEPENDENT STUDY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нордман И. Б.

В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Рассмотрены особенности оформления, структуры и содержания тестов текущего контроля. Предложены возможные решения связанных с ними проблем. Показано значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, а также на эффективную организацию самостоятельной работы студентов. Доказана необходимость использования тренировочных тестов на уровне самостоятельной работы студентов (тренировочные тесты, задания и упражнения для самостоятельной работы, методическое обеспечение дисциплин). Приведена процентная зависимость правильно выполненных заданий текущего контроля от наличия тренировочных заданий в электронных курсах. Показано значение электронной системы поддержки дистанционного образования, как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нордман И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM, SUPPORTING DISTANCE LEARNING AND IMPROVING EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the importance of the information technology for quality training. At the level of testing students during a semester, the author studies the tests' necessary features in their design, structure and contents. The work also observes related problems with working our semester tests and shows possible solutions. The significant impact of the system of distance learning on the testing at all levels (current, intermediate and final ones) as well as on the effective organization of independent work of students (training testing, tasks and exercises for independent work, placing the necessary training and methodic basis) are shown. The necessity of the use of training tests in the sphere of students' independent work is proved. Using percentage scales the author points out at the dependence of correctly executed tasks in semester tests with the availability of training tests in electronic courses. The author of the work underlines the significance of electronic support of the distance learning, which serves an independent monitoring system of students' knowledge and a means of effective organization of students' independent work.

Текст научной работы на тему «Система поддержки дистанционного обучения и повышение качества учебного процесса»

2. Yakubov A.V. Sostoyanie i problemy informatizacii obschego obrazovaniya v Chechenskoj Respublike. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2009; 4: 24-28.

3. Haladov H-A.S. Sozdanie Edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy (EIOS) kak odno iz napravlenij modernizacii obschego obrazovaniya v Chechenskoj Respublike. Available at: http://ggkeit.proffi95.ru/blogs/blog-gairabekova-ayuba-jakubovicha/sozdanie-edinoi-informaciono-obrazovatelnoi-sredy-eios-kak-odno-iz-napravlenii-modemizaci-obschego-obrazovanija-v-chechenskoi-respublike.html

Статья поступила в редакцию 23.10.15

УДК 378.01

Nordman I.B., senior teacher, Tyumen State Oil and Gas University (Tyumen, Russia), Е-mail: nordman.i@inbox.ru

A SYSTEM, SUPPORTING DISTANCE LEARNING AND IMPROVING EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The

article deals with the importance of the information technology for quality training. At the level of testing students during a semester, the author studies the tests' necessary features in their design, structure and contents. The work also observes related problems with working our semester tests and shows possible solutions. The significant impact of the system of distance learning on the testing at all levels (current, intermediate and final ones) as well as on the effective organization of independent work of students (training testing, tasks and exercises for independent work, placing the necessary training and methodic basis) are shown. The necessity of the use of training tests in the sphere of students' independent work is proved. Using percentage scales the author points out at the dependence of correctly executed tasks in semester tests with the availability of training tests in electronic courses. The author of the work underlines the significance of electronic support of the distance learning, which serves an independent monitoring system of students' knowledge and a means of effective organization of students' independent work.

Key words: distance learning, training testing, current testing, information technology, quality of learning, students' independent study.

И.Б. Нордман, ст. преп. Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень,

E-mail: nordman.i@inbox.ru

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Рассмотрены особенности оформления, структуры и содержания тестов текущего контроля. Предложены возможные решения связанных с ними проблем. Показано значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, а также на эффективную организацию самостоятельной работы студентов. Доказана необходимость использования тренировочных тестов на уровне самостоятельной работы студентов (тренировочные тесты, задания и упражнения для самостоятельной работы, методическое обеспечение дисциплин). Приведена процентная зависимость правильно выполненных заданий текущего контроля от наличия тренировочных заданий в электронных курсах. Показано значение электронной системы поддержки дистанционного образования, как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, качество обучения, самостоятельная работа студентов текущий контроль, тренировочный контроль

Стремительные темпы роста информации в современном обществе, ограниченные возможности её усвоения студентами в период обучения сделали необходимым не только поиск нового содержания подготовки специалистов, но и изменения форм организации процесса обучения в сторону интеграции в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий. Способом повышения эффективности образовательного процесса могло бы стать создание информационно-коммуникационной образовательной среды в вузе, которая могла бы обеспечить процессы гуманизации образования, повысить его креативность, создать условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. [1, с. 3] Одним из средств реализации функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды является дистанционная технология обучения. В дистанционном обучении активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач [2, с. 93] .

Необходимость использования информационных технологий для повышения эффективности обучения отмечается многими современными учеными (Т.С. Вершинина, Т.С. Воронина, Ю.И. Капустин, Т.А. Куликова, С.В. Мампория, А.В. Матиенко, Ю.В. Мещерская, А.В. Савицкая, А.И. Шутенко и др.). В частности, на проблему снижения качества образовательного процесса в области организации самостоятельной работы студентов указывает С.В. Мампория, подчёркивая дисбаланс между широчайшими возможностями самостоятельной работы и её фактической реализацией как в отсутствии разработанных способов, методов и технологий организации самостоятельных занятий, так и в недостаточном внимании преподавателей и учёных к вопросу их системного применения [3, с. 57]. Необходимы принципиальные изменения не только в организации учебного процесса, но и в способах оценивания образовательных результатов

учащихся [4, с. 56 - 57]. Причинами снижения качества образования на уровне образовательного процесса со стороны контроля, является, по мнению А.В. Матиенко, субъективизм традиционной системы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, а также отсутствие средств объективного контроля и единого мнения ученых по поводу функций контроля, видов контроля и даже унифицированного определения контроля [5, с. 20]. Решением указанной проблемы в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) стало создание системы поддержки дистанционного образования, позволяющей реализо-вывать систему объективизированного контроля знаний студентов на уровне контроля все уровней, а также обеспечивающей новые возможности для организации самостоятельной работы студентов.

Система объективного оценивания знаний студентов с целью повышения качества их подготовки функционирует в Тю-мГНГУ с 2012 года. Неотъемлемой частью данной системы является текущий (аттестационный) контроль, 60%-70% объема которого осуществляется с помощью электронной системы поддержки дистанционного обучения. В ряде случаев (в период студенческих каникул и отпусков преподавателей) результаты контроля качества знаний, полученные с помощью электронной системы, являются определяющими. Широкое использование электронной системы, в том числе и для очной формы обучения, обусловлено повсеместным внедрением в учебный процесс информационных технологий, находящих применение практически на всех уровнях обучения. В первую очередь отмечается значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на область текущего, промежуточного и итогового контроля и на организацию самостоятельной работы студентов.

Способ функционирования электронных тренировочных тестов и их ценность для процесса обучения можно проследить через отображение количества попыток, использованных студен-

тами во время выполнения заданий из области тренировочного контроля и опции «Анализ вопросов», которая определяет сложность задания, выполненного студентом. Если при первичном выполнении тестового задания в большинстве случаев оно характеризуется как «трудный вопрос» или «средний вопрос» по сложности, то по прохождении студентами нескольких попыток в конечном результате можно наблюдать изменение характеристики данных тестовых заданий на «легкий вопрос». Постепенное сокращение времени выполнения тренировочного упражнения в результате использования нескольких попыток может свидетельствовать о сокращении времени на анализ явления, что, в свою очередь ведёт к автоматизации его распознавания. Подобные выводы позволяют сделать статистика использования студентами попыток тренировочных упражнений, а также опция «Анализ вопросов», позволяющая произвести необходимую корректировку с учётом сложности выполняемых заданий. Немаловажное значение в использовании упражнений для самостоятельной работы в электронной системе имеет и психологический фактор. Выполнение тренировочных заданий знакомит студентов с электронной системой поддержки учебного процесса, даёт наглядное представление о структуре всего изучаемого курса, о типах и способах выполнения будущих тестовых заданий во время контрольных точек.

Из отображающейся в электронной системе поддержки дистанционного образования статистики можно выяснить, что подавляющее большинство студентов (около 95%) используют тренировочные задания и упражнения, предлагаемые в системе. Часть студентов использует абсолютно все задания, часть - только тренировочные задания по темам предстоящей аттестации, остальная часть - нерегулярно, в основном для набора дополнительных баллов (в том числе за пропуски). Таким образом, задания для самостоятельной работы используются почти всеми обучающимися. Показатели текущей успеваемости выше именно в курсах, включающих достаточное количество заданий для самостоятельной работы и тренировочного контроля в сравнении с курсами, не имеющими их вообще или имеющих такие задания лишь по отдельным темам. В сравнении курсов по дисциплине «Иностранный язык», не включающих тренировочные тесты вообще, включающие тренировочные тесты не в полном объеме рабочей программы, либо без четкого структурирования по семестрам и аттестациям, и курсов, включающих полный комплект тренировочных тестов по всем изучаемым темам, средние процентные показатели выполнения тестов текущего контроля (по 1 аттестации 2 семестра) были следующими:

2015 56%, 64% и 84,2%

2014 57%, 65% и 84,7%

2013 55%, 62% и 86,2%

2012 55%, 64% и 84,5%

В приведённых данных прослеживается зависимость процента правильно выполненных заданий текущих (аттестационных) тестов от наличия в электронном курсе тренировочных тестов; особенно ощутима разница в процентах курсов, не имеющих тренировочного тестирования вообще и имеющих его в полном объеме рабочей программы - приблизительно 30% [6, с. 37]. Исходя из приведенных выше данных, представляется необходимым включение в электронные курсы тестов тренировочного контроля наряду с тестами текущего, промежуточного и итогового контроля.

Обращаясь к тестам текущего или аттестационного контроля, представленным в электронной системе, отметим возможность осуществления независимого унифицированного контроля и объективного оценивания качества знаний студентов, а также экономии времени преподавателю на проверку теста.

Оформление тестового задания имеет две основные задачи: дать студенту информацию об области контроля знаний и оптимизировать работу преподавателя по формированию теста. Рассматривая формирование целого теста, следует обратить внимание на оформление отдельных тестовых заданий. Во избежание включения в тест случайных вопросов, оформление тестовых заданий должно осуществляться единым образом, отражающим соответствующую область знаний.

Что касается структуры тестов текущего контроля, то объединение нескольких аспектов в одном тесте обнаруживает проблемы, как для студента, так и для преподавателя. Это затрудняет преподавателю анализ выполненных студентами тестов; нужно просматривать весь тест, сделанный студентом, чтобы определить, в каких именно дидактических единицах студент допустил ошибки. Студенту тоже бывает достаточно сложно по-

нять, что от него требуется, когда в тесте подряд следуют задания их разных пройденных тем. Это увеличивает время на выполнения отдельных заданий и всего теста в целом, что может привести к низким результатам тестирования. Ситуацию могло бы облегчить сохранение тематического деления электронных тестов при условии выполнения их во время одной контрольной точки в аттестационный период. Частично данную проблему решает опция отмены случайного порядка вопросов, что позволяет отрегулировать порядок следования тестовых заданий по категориям, но с другой стороны, это не позволяет в полной мере использовать возможности электронной системы, так как для всех тестируемых порядок вопросов в тесте становится одинаковым, что снижает объективность контроля в группе. Попыткой решения проблемы структуры аттестационного теста могло бы стать совершенствование электронной системы тестирования, где единый тест состоял бы из нескольких тематических блоков, которые могли бы следовать в различном порядке, аналогично имеющейся структуре существующих электронных курсов. Другим, более простым и менее затратным решением могло бы стать сохранение спецификации тестов текущего контроля.

Что касается содержания тестов текущего (аттестационного) контроля, то здесь стоит обратить внимание на типы тестовых заданий, которыми представлен изученный материал. На настоящий момент самым распространенным типом тестовых заданий является множественный выбор, главным недостатком которого является его дискретный характер и высокая вероятность угадывания правильного ответа. Современные требования к качеству образовательного процесса, согласно которым студент должен показывать не только степень усвоения материала, но и умение находить ему практическое применение, предполагают постепенное вытеснение тестовых заданий дискретного типа заданиями интегративного типа. К заданиям требуемого интегра-тивного типа относятся диктант, эссе и клоуз-текст. Включение диктанта и эссе в электронную систему представляет определенные сложности, так как предполагает проверку вручную, что может, помимо дополнительных временных затрат, отразиться на объективности оценки аттестационного теста. Включение же в тесты заданий на соответствие типа клоуз-текст, а также заданий «короткий ответ» могло бы стать попыткой перехода к текстам интегративного типа. Такие задания являются хорошими индикаторами общей компетенции будущих специалистов, поскольку позволяют выявить умение пользоваться изученным материалом. Подобные тестовые задания включены в обязательном порядке в тесты текущего контроля курсов продвинутого уровня, в базовых же курсах они присутствуют в основном пока на уровне тренировочного контроля, поскольку возможность успешного выполнения тестовых заданий указанного типа требует более серьезной подготовки студентов, и на настоящий момент, согласно результатам опции «Анализ вопросов», заданиям такого типа в основном присваивается категория «Трудный вопрос».

Принимая во внимание все положительные стороны электронной системы поддержки учебного процесса, не стоило бы обходить вниманием и возникающие в связи с ее внедрением проблемы. Основной из них, по нашему мнению, является проблема качественного наполнения и постоянного обновления базы тестовых заданий в соответствии с меняющимися требованиями к подготовке специалистов. Но именно информационные технологии, как отмечает А.И. Шутенко, предоставляют возможность в кратчайшее время внести соответствующие изменения и дополнения в информационное обеспечение, как отдельных разделов курсов, так и всего курса дисциплин, и в считанные секунды передать новую информацию (используя например сеть Интернет) до сведения обучаемых [7]. Другой проблемой остается также своевременная организация процесса модернизации курсов, касающаяся, прежде всего, совершенствования подготовки преподавателей к данным видам работы. Проблемой остается недостаточная база тестовых заданий, что является причиной их частичного повторения в тренировочных и текущих тестах. Данные проблемы не раз подчеркивалась при обсуждении хода реализации объективизированного контроля знаний студентов.

Подводя итог сказанному выше, ещё раз подчеркнём определяющее значение информационных технологий для осуществлении качественной подготовки специалистов, а также системы электронной поддержки дистанционного обучения как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства организации самостоятельной работы студентов. Создание и использование тестовых заданий тренировочного контроля в

значительной степени влияет на повышение эффективности организации самостоятельной работы студентов и, следовательно, могло бы способствовать более высоким показателям текущего контроля, а значит, повышению эффективности всего учебного процесса. На уровне структуры тестов текущего (аттестационного) контроля необходимо сохранение спецификации

Библиографический список

тестов, либо, по возможности, совершенствование электронной системы тестирования. Содержание тестов текущего контроля предполагает постепенное вытеснение тестовых заданий дискретного типа тестовыми заданиями интегративного типа, показывающими умение находить практическое применение усвоенному материалу.

1. Куликова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2011.

2. Савицкая А.В. Личностно-ориентированный подход и условия его реализации при дистанционном обучении в вузе. Человек и образование. 2010; 4 (25): 93-96.

3. Мампория С.В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов. Высшее образование сегодня. 2010; 11: 57-59.

4. Мещерская Ю.В. Качество образования на основе компетентностного подхода. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010; 1: 54-57.

5. Матиенко А.В. Альтернативный контроль в обучении иностранному языку как средство повышения качества языкового образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Иркутск, 2008.

6. Нордман И.Б. Значение тренировочного контроля для повышения качества учебного процесса. Сборник статей заочной Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, ТюмГНГУ, 2014: 35-39.

7. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе. Available at: http://portalus.ru

References

1. Kulikova T.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov vuza v informacionno-kommunikacionnoj obuchayuschej srede. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2011.

2. Savickaya A.V. Lichnostno-orientirovannyj podhod i usloviya ego realizacii pri distancionnom obuchenii v vuze. Chelovek i obrazovanie. 2010; 4 (25): 93-96.

3. Mamporiya S.V. Informacionno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noj raboty studentov vuzov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; 11: 57-59.

4. Mescherskaya Yu.V. Kachestvo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2010; 1: 54-57.

5. Matienko A.V. Al'ternativnyj kontrol' v obuchenii inostrannomu yazyku kak sredstvo povysheniya kachestva yazykovogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2008.

6. Nordman I.B. Znachenie trenirovochnogo kontrolya dlya povysheniya kachestva uchebnogo processa. Sbornikstatejzaochnoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tyumen', TyumGNGU, 2014: 35-39.

7. Shutenko A.I. Razvitie obrazovatel'nyh kommunikacij v sovremennom vuze. Available at: http://portalus.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.15

УДК 378

Panchuk T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk,

Russia), Е-mail: panchuk_biysk@mail.ru

Soloviova I.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Technologies, Altai State Academy of Education

n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia), Е-mail: soliribor@yandex.ru

TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION ("TECHNOLOGY" PROFILE) TO IMPLEMENT THE REQUIREMENTS TO THE STANDARD OF THE BASIC GENERAL EDUCATION ABOUT THE UNITY OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION. The article presents a study on a problem of training of bachelors, who major on pedagogical education, to the professional activity of a teacher of Technology (Workshop/Housekeeping) in the new conditions of fulfillment of the requirements of the professional standard for teachers and the educational standard of basic general education. The article summarizes the results of the developed system of training and identifies effective conditions for ensuring the successful training of bachelors of pedagogical education to meet the requirements of the standard for unity basic and further education. Special attention is paid to the teaching teachers of Technology to their professional activities in the field of how to work with materials for artistic purposes and how to develop spiritual and moral qualities in schoolchildren by means of regional culture and culture of the multinational peoples of Russia.

Key words: basic and additional education, training teacher of Technology, design and research, museum activities, folk arts and crafts, ethno-cultural education.

Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: panchuk_biysk@mail.ru

И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, зав. каф. технологии Алтайской государственной академии образования

имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: soliribor@yandex.ru

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ТЕХНОЛОГИЯ» К РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ О ЕДИНСТВЕ БАЗОВОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме подготовки бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности учителя предметной области «Технология» в новых условиях реализации требований профессионального стандарта педагога и образовательного стандарта основного общего образования.

В статье обобщаются результаты разработанной системы обучения и выявленных эффективных условий, обеспечивающих успешную подготовку бакалавров педагогического образования к реализации требований стандарта о единстве базового и дополнительного образования. Особое внимание уделено подготовке учителя технологии к профессиональной деятельности в области технологий художественно-прикладной обработки материалов и духовно-нравственному воспитанию школьников средствами региональной культуры и культуры многонационального народа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.