Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ПОСЕЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потёмкина Елена Ивановна

В данной статье рассматриваются проблемы мотивации посещаемости занятий по физической культуре студентами. Представлены результаты устного опроса причин прогулов занятий, а также даны рекомендации по увеличению посещаемости физической культуры с целью оптимизации и улучшения качества знаний по физическому воспитанию.This article discusses the problems of motivation of attendance of physical education classes by students. The results of an oral survey of the reasons for absenteeism are presented, as well as recommendations for increasing physical education attendance in order to optimize and improve the quality of knowledge on physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потёмкина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНО -ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 378.016

Психолого - педагогические науки

Потёмкина Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры

«Физвоспитание и спорт» Центра « Физическая культура и спорт » ФГАОУ ВО Севастопольский государственный университет

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНО -

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы мотивации посещаемости занятий по физической культуре студентами. Представлены результаты устного опроса причин прогулов занятий, а также даны рекомендации по увеличению посещаемости физической культуры с целью оптимизации и улучшения качества знаний по физическому воспитанию.

Ключевые слова: студент, посещение занятий, учебная мотивация, физическая культура.

Annotation: This article discusses the problems of motivation of attendance of physical education classes by students. The results of an oral survey of the reasons for absenteeism are presented, as well as recommendations for increasing physical education attendance in order to optimize and improve the quality of knowledge on physical education.

Key words: student, attendance, educational motivation, physical education.

Введение. Студенческая пора - время, в котором человек познает себя, осваивает профессию и получает необходимые навыки для дальнейшей жизни. Организм в это время не до конца сформировался, поэтому очень уязвим, так как молодежь сталкивается с рядом трудностей, связанной с увеличением умственной нагрузки, межличностными конфликтами, недостаточным познанием себя и недостатком двигательной активности, которая влияет на

здоровье человека.

Студенты являются основным трудовым резервом нашей страны, поэтому от их благополучия и состояния будет зависеть судьба государства и всей нации в будущем [1].

Нельзя однозначно сказать, что государство остается в стороне от этой проблемы. Это подтверждается рядом программных документов федерального и регионального значения, например №Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Но, несмотря на поддержание государством проектов в сфере физической культуры и здорового образа жизни, обучающиеся все равно пропускают занятия. Даже забота о собственном здоровье не так важна для молодежи в процессе обучения в вузе [3].

Проблема сохранения здоровья также связана с состоянием окружающей среды. Окружающая среда в полном объеме влияет на здоровье человека: загрязненная атмосфера, химическая обработка продуктов, плохо очищенная вода и многое другое. Но к тому же на здоровье влияет медицина, климат, ландшафт и флора. Именно по той причине, что здоровье настолько уязвимо, нужно прививать навыки по его защите и сохранению.

Все вышесказанное позволяет понять, что важно беречь свое здоровье в студенческие годы. Надо найти возможность и время для укрепления здоровья, а также правильно питаться и регулярно посещать занятия по физической культуре.

Ценность исследований по данной теме очевидна: учебная мотивация играет главную роль в образовательной системе, а оно, в свою очередь, станет более эффективным после научного обоснования его основы, анализа возникших трудностей при повышении мотивации и рассмотрения путей их преодоления [1].

Цель статьи: Выяснить и обосновать основные причины пропусков студентами занятий по физической культуры и рассмотреть способы повышения учебной мотивации.

Основная часть. Для дальнейшего углубления в данную тему, нужно

выяснить несколько аспектов по пропускам занятий студентами по физической культуре. Для этого нам нужно выявить причины пропусков, которые могут быть разными, такие как: проспал, почувствовал себя плохо, неудобное расписание занятий, подработка, вся группа уходит с пары, присмотр за больными родителями, родственниками, плохие отношения в коллективе и нет желания заниматься. В основном эти причины вызываются тем, что у студента отсутствует целеустремленность и интерес к уроку физической культуры.

Сегодня качество образования во многом зависит от социальных факторов. Обычно «прогулы» являются причиной низкой самооценки, прибытии в одиночестве и конфликта со сверстниками. При помощи прогулов пытаются преодолеть страх неудачи, чувство неприятия со стороны других студентов и преподавателей. Другой причиной для пропусков становится попадание под действия людей с девиантным поведением [2].

Большинство из этих причин не являются уважительными и если брать во внимание причины, связанные с другими делами и предметами, то обучающиеся должны научиться рационально, планировать свою деятельность и вовремя сдавать задолженности по учебе.

Важной причиной пропусков является отношение к занятиям. По опросу и анкетированию студентов большая часть не любит ходить на занятия из -за нескольких причин:

1. Сдача ненужных нормативов. Потому что нельзя оценить состояние студента без отслеживания динамики, медицинского осмотра. А самое главное, что невозможно оценивать разных студентов по одним стандартным нормативам.

2. Отсутствие мотивации. Некоторым студентам в связи определенного физического потенциала не подходят традиционные упражнения и поэтому происходит понижение уровня мотивации.

3. Несистематичность. Учебно-тренировочные занятия должны проводиться 2-3 раза в неделю для приобретения новых физических способностей и укрепления здоровья. Но из-за постоянного изменения

расписания тяжело подобрать время для посещения занятий.

4. Личность преподавателя. Студенты чувствуют, когда преподаватель не имеет желания их учить. Иногда преподаватель не может вызвать уважение обучающихся и это также влияет на мотивацию посещения занятий.

Какие же меры стоит предпринимать по устранению пропусков?

Существует несколько видов людей, которые пропускают занятия. Первый вид - это те, которые «прогуливают» только определенное занятие, в данном случае - это занятие по физической культуре и второй вид студентов -совсем безответственно относятся к своей обязанности посещать занятия. В зависимости от вида «прогульщика» применяются разные способы профилактики.

В целях искоренения таких пропусков, можно проводить систему индивидуальных мероприятий, осуществляемых образовательным учреждением, направленных на устранение причин «прогулов» с помощью разговора администрации с обучающимся и его куратором или попросить одногруппников помочь вовлечь в некое соревнование, дабы пробудить в нем интерес [4].

Для преподавателя может стать трудностью выяснение истинной причины пропусков, потому что обучающиеся имеют своеобразную привычку лгать. Наибольшим таким явлением пользуются первокурсники. Выпускники из школы, нередко с недостающими знаниями выдумывают разные истории, что являются волонтерами или ухаживают за пожилыми людьми и т.д. И в каждом индивидуальном случае преподаватель должен разглядеть ложь, попытаться разобраться в причине пропуска и подумать вместе с куратором или родителями о том, как правильно поступить со студентом, чтобы в дальнейшем это не повторялось, и у него повысилась мотивация к посещению занятий по физической культуре.

Формирование учебной мотивации в рамках образовательного пространства является одной из центральных проблем современного образования. Сегодня экспертное сообщество единодушно утверждает, что

эффективность познавательной деятельности напрямую зависит от степени мотивации участников к улучшению результатов [3].

Выводы: В настоящее время здоровью человека в стране уделяется все больше внимания. Гармонично развитая личность - одна их главных концепций развития современного общества. Вузы являются одной из ступеней этой концепции. Студенческая молодежь - тот пласт населения страны, который будет строить государство в будущем. И она должна быть готова к этому не только за счет специальных знаний, но и физически.

Мотивы посещения студентами занятий по физкультуре различные. Для привлечения студентов на занятия стоит обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. А также выделить следующие рекомендации для студентов: следить за своим здоровьем, научиться правильно распределять свое время, повышать свой уровень ответственности и самоорганизации, правильно уметь организовать свой активный отдых, предусматривая чередование умственной и физической деятельности.

Библиографический список:

1. Лешкевич С.А. Развитие мотивации студентов на занятиях по физической культуре через внедрение новых видов спорта. В сборнике XX Всероссийской научно-практической конференции: «Перспективы развития современного общества» Севастополь, Издательство: «Рибест», 2019. - С. 329331.

2. Лешкевич С.А., Лешкевич В.А. Отношение студентов к физическому воспитанию и здоровому образу жизни. В сборнике XX Всероссийской научно-практической конференции: «Перспективы развития современного общества» Севастополь, Издательство: «Рибест», 2019. - С. 181182.

3. Фаршатов Л.Р., Севрюков Н.Н., Бедняков В.А.// Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: материалы V

Всерос. Науч.- практ. Конф. С междунар. Участием. Стерлитмак, 2009 г. /Стерлитамак. Гос. Пед. Акад. Им. Зайнаб Биишевой., Стерлитамак, 2009. - С. 256-267.

4. Шарипова Н.А., Пермякова И.С. // Проблемы образования в России. Омский госуд. Университет им. Ф.М. Достоевского. 2012. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.