Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТАМИ 1 КУРСОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТАМИ 1 КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / студенты / вуз / физическая культура / причины пропуска учебных занятий / посещаемость / questionnaire / students / university / physical education / reasons for skipping training classes / attendance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дианов Андрей Николаевич, Лейбовский Александр Юрьевич

В статье представлен материал, касающийся изучения причин пропусков учебных занятий по физической культуре студентами Кубанского государственного университета (КубГУ). Подтверждено мнение большинства авторов подобных исследований, что основными поводами отсутствия обучающихся на академических занятиях являются различного рода заболевания и, в меньшей степени, проблемы семейного характера. Результаты анкетирования свидетельствуют, что среди факторов, обусловливающих непосещение студентами учебных пар в бассейне и тренажерном зале вуза, респондентами не назывались такие как «отсутствие интереса к данному виду спорта» и «неинтересно проходят занятия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дианов Андрей Николаевич, Лейбовский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CLASS ATTENDANCE BY 1ST YEAR STUDENTS

The article presents material on the study of the reasons for missing physical education classes by students of the Kuban State University (KubSU). The view of most authors of such studies was confirmed that the main reasons for the absence of students in academic classes were various diseases and, to a lesser extent, problems of a family nature. The results of the questionnaire indicate that among the factors that lead to students not attending classes in the pool and gym of the university, respondents were not called such as «lack of interest in this sport» and «not interested in classes».

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТАМИ 1 КУРСОВ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТАМИ 1 КУРСОВ

Дианов Андрей Николаевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mаil: dianov30-09@mail.ru

Лейбовский Александр Юрьевич

Кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mаil: alexander151258@outlook.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10117

Аннотация:

В статье представлен материал, касающийся изучения причин пропусков учебных занятий по физической культуре студентами Кубанского государственного университета (КубГУ). Подтверждено мнение большинства авторов подобных исследований, что основными поводами отсутствия обучающихся на академических занятиях являются различного рода заболевания и, в меньшей степени, проблемы семейного характера. Результаты анкетирования свидетельствуют, что среди факторов, обусловливающих непосещение студентами учебных пар в бассейне и тренажерном зале вуза, респондентами не назывались такие как «отсутствие интереса к данному виду спорта» и «неинтересно проходят занятия».

Ключевые слова: анкетирование, студенты, вуз, физическая культура, причины пропуска учебных занятий, посещаемость.

STUDY OF CLASS ATTENDANCE BY 1ST YEAR STUDENTS

Dianov Andrey Nikolaevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: dianov30-09@mail.ru

Leibovsky Alexander Yuryevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: alexander151258@outlook.com

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10117

Abstract:

The article presents material on the study of the reasons for missing physical education classes by students of the Kuban State University (KubSU). The view of most authors of such studies was confirmed that the main reasons for the absence of students in academic classes were various diseases and, to a lesser extent, problems of a family nature. The results of the questionnaire indicate that among the factors that lead to students not attending classes in the pool and gym of the university, respondents were not called such as «lack of interest in this sport» and «not interested in classes».

Keywords: questionnaire, students, university, physical education, reasons for skipping training classes, attendance.

Актуальность. Посещаемость студентами академических занятий представляет собой важный фактор качества подготовки специалистов в высшей школе. Анализу причин пропуска обучающимися учебных занятий посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов, социологов и психологов.

По данным О.Д. Цедика, И.А. Машковой [7] чаще всего студенты пропускают лекции и занятия по физической культуре (ФК). По мнению М.Я. Виленского [1], это связано с тем, что многие обучающиеся вузов не воспринимают данную дисциплину как учебную, имеющую свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности.

Особенно такое отношение к предмету «Физическая культура» проявляется у юношей и девушек 1 курса, для которых ведущей мотивацией посещения занятий на спортивных объектах вузов является «получение зачета» (на втором и третьем годах обучения студенты начинают понимать нравственные и эмоциональные аспекты спорта, у них наблюдается большая мотивация к собственно физкультурным занятиям) [4,6].

По мнению других авторов, отсутствие должной посещаемости занятий по ФК обучающимися связано не с их низкой оценкой значимости данного предмета в образовательном процессе, а, скорее всего, с организацией и программно-методическим обеспечением дисциплины «Физическая культура» [8].

В среднем общее количество пропущенных занятий студентами высших учебных заведений составляет около 32%, и большая их часть связана с различного рода заболеваниями [3]. По данным Б.Р. Манделя [5] 25% пропусков обусловлено этой причиной; далее располагаются такие факторы как «неудачное расписание» (17%), «занятость на работе» (15%), «транспортные проблемы», «неотложные дела», «отсутствие интереса к предмету», «лень» (14%) и «другие причины» (12%). Чаще всего юноши и девушки пропускают первую пару и занятия в пятницу и субботу.

Цель настоящего исследования - изучение проблемы посещаемости учебных занятий по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» в бассейне и тренажерном зале студентами 1 курса КубГУ основной и специальной медицинских групп.

Методы и организация исследования. Использованы: анализ научно-методической литературы, анкетирование и методы математической статистики.

Анонимное анкетирование проводилось в декабре 2019 года, в нем приняло участие 60 студентов (26 юношей и 34 девушки), посещающих плавательный бассейн, и 69 обучающихся (22 юноши и 47 девушек), занимающихся в тренажерном зале физкультурно-оздоровительного комплекса «Аквакуб». Исследование проводилось среди студентов 1 курса 11 факультетов вуза.

За основу анкеты был принят опросный лист, составленный в Майкопском государственном технологическом университете, включающий 13 вариантов причин пропусков учебных занятий по ФК.

АНКЕТА «ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ СТУДЕНТАМИ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»»

Курс_факультет_пол_

№ пары_№ семестра_2019-20 уч. г.

Уважаемые студенты, просим вас принять участие в анкетировании и указать количество пропусков. Ваши искренние ответы помогут нам разработать и провести мероприятия по повышению качества организации учебного процесса и уровня преподавания на кафедре физвоспитания в ФГБОУ ВО «КубГУ».

Данное исследование анонимно, и его результаты будут использованы только в обобщенном виде.

ПРИЧИНЫ ПРОПУСКОВ ЗАНЯТИЙ КОЛИЧЕСТВО ПРОПУСКОВ

1. Болезнь: ОРВИ или грипп

2. Другие болезни

3. Проблемы семейного характера (поездка домой, ремонт квартиры, уход за больным родственником и т.п.)

4. Работа (заработок денег)

5. Отсутствие интереса к виду спорта, которым вы занимаетесь на учебных занятиях в вузе

6. Проспал (ла) занятие

7. Плохое настроение

8. Личная неприязнь к преподавателю

9. Плохие взаимоотношения в группе

10. Неинтересно проходят занятия

11. Участие в университетских мероприятиях во время занятий по физической культуре

12. Несовершенство расписания занятий

13. Другие причины (написать)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОПУСКОВ

Преподаватель, согласно журналу учета успеваемости и посещаемости студентов, сообщал каждому респонденту общее на данный момент количество пропущенных им занятий и предлагал обучающимся отметить в анкете соответствующие причины.

Результаты исследования. Общее количество пропусков занятий студентами, занимающимися в плавательном бассейне, составило 24,8%, в других вузах по всем предметам - 32% [3]. Наибольшая их часть связана с простудными - 25,5% и другими заболеваниями - 31,7% (таблица 1).

Таблица 1.

Причины пропусков занятий в плавательном бассейне студентами 1 курса

№ Причины пропусков занятий Количество пропусков (%)

1 Болезнь: ОРВИ или грипп 25,5

2 Другие болезни 31,7

3 Проблемы семейного характера 12,0

4 Работа (заработок денег) 0,9

5 Отсутствие интереса к виду спорта, которым студент занимается на учебных занятиях в вузе 0

6 Проспал (а) занятие 3,2

7 Плохое настроение 1,8

8 Личная неприязнь к преподавателю 0

9 Плохие взаимоотношения в группе 0

10 Неинтересно проходят занятия 0

11 Участие в университетских мероприятиях во время занятий по физической культуре 3,2

12 Несовершенство расписания занятий 3,2

13 Другие причины 18,5

Далее в порядке убывания значимости мотивов, из-за которых юноши и девушки не посещали бассейн, следуют: «другие причины» - 18,5% (среди них наиболее часто фигурируют «повестка в военкомат» и «длительность получения медицинской справки, разрешающей заниматься на водных дорожках»), «проблемы семейного характера» - 12%, «проспал занятие» (в первую очередь - пропуск 1-й пары), «участие в университетских мероприятиях» и «несовершенство расписания занятий» - все по 3,2%, а также «плохое настроение» - 1,8% и «совмещение учебы с работой» - 0,9%. Наиболее часто студенты отсутствуют на 2-й паре.

Прежде чем анализировать посещаемость учебных занятий по ФК, проводимых в тренажерном зале, и сравнивать ее с таковой на водных дорожках, отметим следующее обстоятельство. В бассейн набирали студентов 1 курса «по их желанию», а в зал, так получилось, - по «остаточному принципу». Что означает: после того, как были «разобраны» студентами все виды спорта «по интересам», оставшимся первокурсникам предлагалось заниматься в тренажерном зале. Однако общее количество пропущенных там академических занятий оказалось несколько меньше (19,9 % против 24,8% в бассейне и 32% в других вузах по всем предметам [3]), но, как и в бассейне, основными их причинами являются заболевания: простудные - 26,7% и иные виды - 22,6% (таблица 2).

Таблица 2.

Причины пропусков занятий в тренажерном зале студентами 1 курса

№ Причины пропусков занятий Количество пропусков(%)

1 Болезнь: ОРВИ или грипп 26,7

2 Другие болезни 22,6

3 Проблемы семейного характера 18,0

4 Работа (заработок денег) 1,9

5 Отсутствие интереса к виду спорта, которым студент занимается на учебных занятиях в вузе 0

6 Проспал (а) занятие 13,5

7 Плохое настроение 1,1

8 Личная неприязнь к преподавателю 0

9 Плохие взаимоотношения в группе 0

10 Неинтересно проходят занятия 0

11 Участие в университетских мероприятиях во время занятий по физической культуре 2,7

12 Несовершенство расписания занятий 6,0

13 Другие причины 7,5

Занимающиеся в тренажерном зале меньше болели всеми заболеваниями (49,3%), и особенно непростудными (22,6%), чем студенты, посещающие бассейн, - 57,2% и 31,7% соответственно. В то же время первые чаще чем вторые аргументируют свое отсутствие на занятиях, ссылаясь на такие мотивы, как «проблемы семейного характера» (18% против 12%), «проспал занятия» (13,5% против 3,2%), «несовершенство расписания» (6% против 3,2%). Однако это превосходство компенсируется более чем 10% снижением показателя «другие причины» (7,5% против 18,5%), что связано, очевидно, с отсутствием у занимающихся в тренажёрном зале необходимости прохождения дополнительного медицинского обследования с целью получения справки о допуске в бассейн. 2,7% ответов респондентов связаны с причиной пропусков - «участие в университетских мероприятиях во время занятий по физической культуре», 1,9% - «работа», 1,1% - «плохое настроение». Студенты, посещающие тренажерный зал, чаще пропускают 1 и 4 учебные пары.

Вопрос о подтверждении либо опровержении вывода авторов подобных исследований о том, что в большей степени обучающиеся вузов отсутствуют на занятиях в пятницу и субботу, нами не рассматривался, так как первокурсники КубГУ согласно учебному расписанию занимаются физической культурой в другие дни недели (понедельник и четверг).

Необходимо отметить, что респонденты, проводящие занятия по физической культуре как на водных дорожках, так и в тренажерном зале, ни разу не называли среди причин, обусловливающих их отсутствие на учебных парах, такие факторы,

как «отсутствие интереса к данному виду спорта», «личная неприязнь к преподавателю», «плохие взаимоотношения в группе», «неинтересно проходят занятия».

Это свидетельствует как об эффективности занятий (целенаправленно использовались для прочтения, охватывающие несколько мотивов, тексты [2]), так и о целесообразности предоставления выбора студентами возможности заниматься более привлекательными с их точки зрения видами спорта на учебных занятиях по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту», а также свидетельствует о хорошем материально-техническом обеспечении спортивными объектами КубГУ, способствующем повышении качества преподавания учебных занятий.

Выводы. 1. Первокурсники КубГУ, занимающиеся в бассейне и тренажерном зале, реже пропускают занятия по физической культуре, чем юноши и девушки высших учебных заведений Российской Федерации. 2. Как и в других вузах России, в Кубанском государственном университете основными причинами пропусков академических занятий являются простудные и другие заболевания. 3. В высших учебных заведениях необходимо принимать более эффективные меры по профилактике ОРВИ и гриппа. 4. Занимающиеся в тренажерном зале, по сравнению с посещающими плавательный бассейн, меньше болеют непростудными заболеваниями. 5. Преподаватели, проводящие занятия на 1 курсе КубГУ, смогли создать в учебных коллективах по физической культуре атмосферу, исключающую «плохие взаимоотношения в группе». 6. Учебные занятия в бассейне и тренажерном зале КубГУ достаточно интересны первокурсникам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский, М.Я. Физическое воспитание в целостной системе профессиональной готовности выпускника высшей школы // Здоровый образ жизни и физическая культура студентов: социологические аспекты: сб. науч. тр. М.-Харь-ков, 1990. С. 44-47.

2. Дианов, А.Н. Создание у студенток мотивации к самостоятельным силовым тренировкам (на примере упражнения-теста «отжимание от пола») // Инновации в образовании. Материалы IX региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием, г. Краснодар, 28 марта 2018. Краснодар, 2018. С.100-104.

3. Лапшов, В.А. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) / В.А. Лапшов, Е.В. Власова, Н.П. Пономарева // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 132-134.

4. Лейбовский, А.Ю. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) / А.Ю. Лейбовский, Н.Г. Иванова // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011. №3. С.41-44.

5. Мандель, Б.Р. Приглашение к дискуссии о причинах прогулов и пропусков занятий // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 102-117.

6. Нигманов, Б.Б., Проблема мотивации и посещения занятий по физической культуре в вузе / Б.Б. Нигманов, А.Т. Тангриев // Достижения науки и образования. 2018. № 17. С. 68-70.

7. Цедик, О.Д. Проблема посещаемости занятий в вузе / О.Д. Цедик, И.А. Машкова // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 8. Учебно-методическая работа. 2009. № 8. С. 182-184.

8. Щетинина, С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 144.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. Physical education in a holistic system of professional readiness of a graduate of higher school // Healthy lifestyle and physical culture of students: sociological aspects: social aspects. Collection of scientific works. M-Kharkiv, 1990. Page 44-47.

2. Dianov, A.N. Creating motivation among students for independent power training (on the example of the exercise-test «push-up from the floor») // Innovation in education. Materials of the IX regional inter-university educational and methodological conference with international participation, Krasnodar, March 28, 2018. Krasnodar, 2018. Page 100-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Noodles, V.A. Attendance at universities (influences )/V.A. Lapshov, E.V. Vlasova, N.P. Ponomareva // Sociological research. 1999. № 4. Page 132-134.

4. Leibovsky, A.Yu. Motives and needs of students of the Kuban State Technological University in various types of motor activity in physical education classes (according to the results of a questionnaire survey) / A.Yu. Leibovsky, N.G. Ivanova // Physical culture, sports - science and practice. 2011. №3. Page 41-44.

5. Mandel, B.R. Invitation to discussion on reasons for absenteeism and absenteeism // Educational technologies. 2014. № 1. Page 102-117.

6. Nigmanov, B.B., The problem of motivation and attending physical education classes at the university/B.B. Nigmanov, A.T. Tangriev // Achievements of science and education. 2018. № 17. Page 68-70.

7. Tsedik, O.D. The problem of attending classes at the university/O.D. Tsedik, I.A. Mashkova // Works of the Belarusian State Technological University. Series 8. Ed-ucational and methodical work. 2009. № 8. Page 182-184.

8. Shchetinina, S.Yu. The need-motivation sphere of students as a factor in improving the effectiveness of physical education at the university // Scientific notes of the university named after P.F. Lesgaft. 2017. № 2. Page 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.