Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ СТУДЕНТАМИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ СТУДЕНТАМИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна, Тагирова Наида Джамалдиновна

В статье рассматривается исследование воздействия музыки на результаты посещаемости, эффективности её применения и внедрения в процесс занятий физической культуры. Для установления влияния музыкального сопровождения была поставлена цель исследования: изучение и выявление эффективности выполнения физических упражнений под музыкальное сопровождение, проявления интереса и на динамику улучшения посещаемости студентов. В представленном эксперименте приняли участие 54 студента в возрасте от 18 до 25 лет, которые были распределены на две группы. Студенты, выбранные для исследования, состояли в основной медицинской группе. Проанализировав полученные данные в ходе исследования, можно заключить, что результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии музыкального сопровождения, включаемого в занятия физической культуры, динамику положительных изменений мотивации к занятиям физическая культура у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутченко Эльмира Камильевна, Тагирова Наида Джамалдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE IMPACT OF MUSICAL ACCOMPANIMENT ON STUDENTS' ATTENDANCE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article deals with the study of the impact of music on the results of attendance, the effectiveness of its application and implementation in the process of physical education. To establish the influence of musical accompaniment, the purpose of the study was set: to study and identify the effectiveness of performing physical exercises with musical accompaniment, expressions of interest and on the dynamics of improving student attendance. The presented experiment involved 54 students aged 18 to 25 years, who were divided into two groups. The students selected for the study were in the main medical group. After analyzing the data obtained during the study, it can be concluded that the results of the experiment indicate a positive influence of musical accompaniment included in physical education classes, the dynamics of positive changes in motivation for physical education classes among students.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ СТУДЕНТАМИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ways of improving sports and wellness training", Kazan, pp. 287-289.

5. Trofimova, O.S., Onchukova, E.I. and Bulanaya, M.I. (2021), "The influence of musical accompaniment on the effectiveness of Zumba Fitness classes with women 25-30 years old", Materials of the International scientific and practical Conference "Physical culture and sport. Olympic education", Krasnodar, pp. 238-240.

Контактная информация: votrofim@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2022

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПОСЕЩАЕМОСТЬ СТУДЕНТАМИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Эльмира Камильевна Бутченко, преподаватель, Наида Джамалдиновна Тагирова,

преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

В статье рассматривается исследование воздействия музыки на результаты посещаемости, эффективности её применения и внедрения в процесс занятий физической культуры. Для установления влияния музыкального сопровождения была поставлена цель исследования: изучение и выявление эффективности выполнения физических упражнений под музыкальное сопровождение, проявления интереса и на динамику улучшения посещаемости студентов. В представленном эксперименте приняли участие 54 студента в возрасте от 18 до 25 лет, которые были распределены на две группы. Студенты, выбранные для исследования, состояли в основной медицинской группе. Проанализировав полученные данные в ходе исследования, можно заключить, что результаты эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии музыкального сопровождения, включаемого в занятия физической культуры, динамику положительных изменений мотивации к занятиям физическая культура у студентов.

Ключевые слова: студенты, музыкальное сопровождение, посещаемость, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p70-75

EFFECTIVENESS OF THE IMPACT OF MUSICAL ACCOMPANIMENT ON STUDENTS' ATTENDANCE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES Elmira Kamilyevna Butchenko, the teacher, Naida Jamaldinivna Tagirova, the teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

The article deals with the study of the impact of music on the results of attendance, the effectiveness of its application and implementation in the process of physical education. To establish the influence of musical accompaniment, the purpose of the study was set: to study and identify the effectiveness of performing physical exercises with musical accompaniment, expressions of interest and on the dynamics of improving student attendance. The presented experiment involved 54 students aged 18 to 25 years, who were divided into two groups. The students selected for the study were in the main medical group. After analyzing the data obtained during the study, it can be concluded that the results of the experiment indicate a positive influence of musical accompaniment included in physical education classes, the dynamics of positive changes in motivation for physical education classes among students.

Keywords: students, musical accompaniment, attendance, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время интерес к традиционным занятиям физической культурой существенно снизился, в связи с чем специалисты в области физического воспитания поднимают вопрос о необходимости повышения интереса и улучшения отношения посещае-

мости занятий [3]. Одной из главных задач преподавателей физической культуры должна стать задача по формированию у студентов устойчивой мотивации и повышению интереса к ним [2]. Большинство студентов отмечают положительное влияние физических упражнений на организм, но занимаются эпизодически, объясняя это высокой степенью занятости и нехваткой времени [5, 7]. Однако возможной причиной может быть слабая внутренняя мотивация, несформированность потребности в систематических занятиях физической культурой [4, 6].

Известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на человека. Многие из нас во время занятий спортом слушают музыку - и это правильно, поскольку исследования в этой области показали, что она усиливает мотивацию и работоспособность к занятиям физической культурой и спортом [1].

Таким образом, мы предполагаем, что для решения данной проблемы целесообразно внедрить музыкальное сопровождение в занятия по физической культуре.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на кафедре физической культуры Астраханского Государственного Медицинского Университета, в котором приняли участие 54 студента в возрасте от 18 до 25 лет первого курса разных факультетов. Для достижения поставленной цели исследования был разработан план, состоящий из трёх этапов: 1) теоретический анализ проблемы; 2) педагогическое наблюдение; 3) педагогический эксперимент по внедрению музыкального сопровождения в занятия физической культурой.

Педагогическое наблюдение позволило выявить динамику отношения к занятиям физической культурой, а также отсутствие желания заниматься и посещать их.

В педагогическом эксперименте приняли участие студенты, которых распределили на две группы. На протяжении пяти месяцев, группа (п - 27), выполняла физические упражнения под музыкальное сопровождение, а вторая группа (п2 - 27), занималась в обычных условиях, без музыки. Критериями исследования послужили данные учета посещаемости учебных занятий студентами, согласно установленному расписанию. Математическая обработка числовых показателей, полученных в исследовании, осуществлялась с помощью пакета программ Statistika-6.0. Различия показателей между группами оценивали методами вариационной и разностной статистики по ^критерию Стъюдента и по ANOVA для непараметрических независимых выборок, и считали статистически значимыми при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

В ходе исследования были установлены основные проблемы снижения интереса и посещаемости студентами занятий физической культурой:

1) студенты, становясь старше, теряют мотивацию и интерес к занятиям физическая культура, в результате чего наблюдалась тенденция снижения в динамике посещаемости;

2) студентам, стандартные физические упражнения, которые они выполняют на занятиях, не вызывают положительных эмоций, и в большинстве своём полагают, что время, потраченное на занятия физической культурой, они могли бы потратить на что-то более полезное исходя из их понимания, например на изучение материалов по другим предметам;

3) традиционные занятия физической культурой несут характер однообразия, что сказывается на их посещаемости. Более того, большинство студентов отмечает, что основным принципом посещения занятий физической культурой в школе являлось только для получения оценки по предмету;

4) от преподавателя физической культуры студенты ожидают инициативности, предприимчивости и стимуляции их интереса к физической деятельности.

Вначале эксперимента со студентами была проведена беседа с целью выявления их интереса к предмету физическая культура. В результате которой выяснилось, что большинство из них находят причины для пропусков или поиска причины для пассивного участия в процессе занятий.

У студентов слабая личная психологическая мотивация к занятиям физической культуры, не сформировано понимание о её пользе для их здоровья и о возможности применения полученных знаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях и повседневной жизни. Для многих из них физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера. Результаты общения со студентами показали, что учебный процесс, построенный в рамках нормативного подхода, где важны только нормативные показатели, вызывает нежелание заниматься физической культурой, непонимание сути и пользы занятий.

Показатели учета посещаемости студентами учебных занятий в начале эксперимента за период одного месяца, составили 8 академических часов: группой П1 показатель посещаемости в процентном соотношении составил 70% - а это 6 академических часов; отсутствовало в этой группе 30% - 3 академических часа, из них по уважительной причине 10% - 1 час и 20% - 2 часа без уважительной причине. По тем же критериям оценивалось группа п2 посещаемость которой составила 74% - 6 академических часов; пропуски занятий составило 26% - а это 2 академических часа, из них по уважительной 6% - 0,5 часа и 20% — это 1,5 часа без уважительной причины (рисунок 1).

без уважительной

по уважительной

отсутствующие

Посещаемость

74

0

70

80

10 20 30 40 50 60

■ контрольная группа п2 ■ экспериментальная группа п1

Рисунок 1 - Показатели учёта посещаемости в начале эксперимента (в процентном соотношении)

Отклонение от среднего показателя в группе п1 составило 0,07; а в группе п2 составило 0,1. Критическое значение (р< 0,05) 2; (р<0,01) 2,66. Сумма выборки п1=151, средний показатель=5,59; сумма выборки показателя п2=160, средний показатель=6,15; ^шп=1,1. Полученное эмпирическое значение находиться в зоне незначимости.

Проанализировав полученные результаты в начале исследования нами было принято решение о применении музыки в занятия физической культуры, с целью выяснить насколько музыкальное сопровождение и его использование может способствовать преодолению нарастающего утомления, повысить работоспособность и помочь избежать однообразия в проведении занятий, а также содействовать улучшению результатов показателей заинтересованности студентов к физической культуре.

Через два месяца, а это 18 академических часов выяснилось, что у занимавшихся в группе П1 посещаемость повысилась и отношение стало более ответственным. Кроме того, стало понятно, что музыка повысила настроение занимающихся на занятиях физической культуры и оказала положительное воздействие на механизм работоспособности всего организма в целом. В результате чего мы получили следующие промежуточные данные по посещаемости: 83% от 18 часов, т.е. 15 академических часов составила посещаемость; 17% — это показатель отсутствующих, и он составил 3 часа, из которых 7% —

это 1 час отсутствующих по уважительной причине и 10% составило 2 часа без уважительной причины. А у студентов группы п2 после двух месяцев эксперимента показатели изменились следующим образом: посещаемость составила 78% - 14 часов из 18 академических часов, 22% - 4 часа показатель отсутствующих, из них 6% - 1 часа по уважительной причине и 16% - 3 часа без уважительной причины (рисунок 2). Отклонение от среднего показателя в группе П1 составило 0,08; а в группе п2 составило 0,01. Критическое значение (р< 0,05) 2; (р<0,01) 2,66. Сумма выборки П1=404, средний показатель=14,94; сумма выборки показателя п2=379, средний показатель=14,04; tэMп=5,9. Полученное эмпирическое значение находиться в зоне значимости.

без уважительной

по уважительной отсутствующие присутствующие

| 22

83

0

70

80

90

10 20 30 40 50 60

■ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рисунок 2 - Промежуточные показатели учёта посещаемости (в процентном соотношении)

Данные промежуточного исследования подтвердили положительное влияние музыкального сопровождения на результаты посещаемости студентов экспериментальной группы. Кроме того выяснилось, что в процессе занятий под музыку у студентов повышается не только работоспособность, но и посещаемость, возникает желание продолжать заниматься самостоятельно физической культурой и спортом, и приобщаться к ведению здорового образа жизни.

После завершения педагогического эксперимента, который длился пять месяцев, а это 46 академических часов, был проведён анализ выявления изменений, произошедших за период исследования. Посещаемость группы П1 составила: 93% - а это 43 академических часа из 46 часов; 7% - это 2 часа показатель отсутствующих, из которых 3% составил 1 час отсутствующих по уважительной причине и 4% - 1 час без уважительной причины. А вот показатели контрольной группы п2 остались почти без изменения: 84% составил показатель посещаемости — это 39 из 46 академических часов; 16% - 7 часов, составил показатель отсутствующих, из которых 5% - это 2 часа по уважительной причине и 11% - 5 часов, без уважительной причины (рисунок 3).

без

уважительной по уважительной

отсутсвующие

присутствующие

11

16

93

0

80

10 20 30 40 50 60 70 ■ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рисунок 3 - Итоговые показатели учёта посещаемости (в процентном соотношении)

90

100

Отклонение от среднего показателя в группе n составило 0,06; а в группе n2 составило 0, 01. Критическое значение (p< 0,05) 2; (p<0,01) 2,66. Сумма выборки ni=1155, средний показатель=42,78; сумма выборки показателя n2=1043, средний показа-тель=38,63; tэMп=5,8. Полученное эмпирическое значение находиться в зоне значимости.

До эксперимента в контрольной и экспериментальной группах соотношение показателей учета посещаемости занятий физической культуры было практически одинаковым. Результаты исследования выявили, что рост показателей экспериментальной группы обусловлен положительным влиянием применения музыкального сопровождения во время занятий физической культуры. Кроме того, студенты этой группы на протяжении всего исследования, были более продуктивны, активны и эмоциональны. В динамике контрольной группы также наблюдалась тенденция улучшения показателей, однако прогресс улучшения оказался намного ниже, чем в экспериментальной группе.

Полученные результаты педагогического исследования позволили сформулировать следующие выводы.

ВЫВОДЫ

Исследование позволяет утверждать, что занятия физической культуры с музыкальным сопровождением положительно влияет на посещаемость студентов и их работоспособность. Стоит отметить, что после эксперимента у студентов сформировалось понятие о значении и роли занятий физической культуры, о её пользе формирования у них здорового образа жизни. Следовательно, музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед методикой преподавания физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доронцев А.В. Формирование у будущих врачей навыка профилактики заболеваемости средствами физической культуры и спорта : дис. ... канд. пед. наук / Доронцев Александр Викторович. - Волгоград, 2009. - 137 с.

2. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста / А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 135-141.

3. Доронцев А.В. Исследование методики выполнения темповых тяжелоатлетических упражнений при занятии кроссфитом / А.В. Доронцев, С.Ю. Попов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 47-51.

4. Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Romanova, I.R. Pozdnyakova, R.V Kozyakov, V.I. Sharagin // International Journal of Pharmaceutical Research. - 2021. - Т. 13, № 1. - С. 408-412.

5. Karpov V.Yu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V Dorontsev // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

6. The physiological response of the body to low temperatures / VYu Karpov., S.Y. Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V Dorontsev, A.V, Gusev, T.Y. Fedorova, V.A. Okolelova / J Biochem Technol, -2021.- Vol. 12 (1). - P. 27-31.

7. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно-сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1 (15). - С. 28-35.

REFERENCES

1. Dorontsev A.V. (2009), Formation in future doctors of the skill of preventing morbidity by means of physical culture and sports, dissertation, Volgograd.

2. Dorontsev, A.V and Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp.135-141.

3. Dorontsev, A.V., Popov S.Yu. (2017), "Study of the methodology for performing tempo weightlifting exercises when doing crossfit", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10(152). pp. 47-51.

4. Karpov, V.Y., Zavalishina, S.Y, Romanova, A.V., Pozdnyakova, I.R., Kozyakov, R.V. and Sharagin, V.I. (2021), "Effects of regular exercise on functional activity of cardio-vascular system", International Journal of Pharmaceutical Research, Vol. 13, No. 1, pp. 408-412.

5. Karpov, V.Yu, Zavalishina, S.Yu, Dorontsev, A.V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, Vol. 14(1), рр. 99-103.

6. Karpov, VYu., Zavalishina, S.Y, Bakulina, E.D., Dorontsev, A.V., Gusev, A.V., Fedorova, T.Y. and Okolelova, V.A. (2021), "The Physiological Response of the Body to Low Temperatures", J Bio-chem Technol, Vol. 12(1), рр. 27-31.

7. Chichkova M.A., Svetlichkina A.A and Chichkov M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

Контактная информация: ishmeeva2008@ya.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2022

УДК 372.893

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 9 КЛАССАХ

Дмитрий Владимирович Буяров, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск; Даниил Романович Скатов, учитель, Алексеевская гимназия, г. Благовещенск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В данной статье описан опыт формирования у учащихся 9-х классов Алексеевской гимназии г. Благовещенска исследовательских умений при помощи использования учителем исторических источников. Цель исследования - изучение опыта работы учащихся с историческими источниками и оценка влияния такой работы на формирование исследовательских умений. В исследовании приняли участие более 100 учащихся 9-х классов. В работе с учащимися применялись следующие методы: использование документа в целях доказательства или опровержения, использование документа в сочетании с другими источниками знаний - иллюстрациями, картами и т.д., сравнительный анализ документов. Можно отметить повышение у обучающихся познавательного интереса к истории, на основе формирования у них исследовательских умений.

Ключевые слова: исследовательские умения, история, исторический источник, урок, средство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p75-79

HISTORICAL SOURCE AS A MEANS OF FORMING RESEARCH SKILLS IN HISTORY LESSONS IN 9 GRADES

Dmitry Vladimirovich Buyarov, the candidate of philosophical sciences, docent, department chair. Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk; Daniil Romanovich Skatov, the teacher, Alekseevskaya gymnasium, Blagoveshchensk

Abstract

This article describes the experience of developing research skills in students of the 9th grade of the Alekseevskaya gymnasium in Blagoveshchensk through the use of historical sources by the teacher. The purpose of the study is to study the experience of students working with historical sources and assess the impact of such work on the formation of research skills. More than 100 students of the 9th grade took part in the study. The following methods were used in working with students: the use of a document for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.