Научная статья на тему 'Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик)'

Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ФОКУС-ГРУППА / МЕТАМОРФНАЯ МОДЕЛЬ / QUALITY OF LIFE / SOCIAL WELL-BEING / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT COMMUNITY / SOCIOLOGICAL RESEARCH / FOCUS-GROUP / METAMORPHIC MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юсупов Ш.Р., Якупов Б.И., Юсупов Р.А.

В настоящее время социальное самочувствие граждан России, качество жизни населения являются предметом многочисленных социологических исследований. Полученные результаты позволяют вносить коррективы в реализацию государственной политики в социальной сфере. Особую значимость имеют исследования, которые выявляют ключевые социальные проблемы молодого поколения россиян. Одной из наиболее острых среди таких проблем является качество образования. Понимая важность решения данной проблемы, учреждения образовательной сферы проводят многочисленные опросы, анкетирования и фокус-группы среди учащихся и педагогических работников, обращаются за мнением экспертного сообщества. Безусловно, такие исследования дают общее представление о ключевых проблемах, но в основном они базируются на традиционных методиках, хорошо известных как преподавателям, так и учащимся. В результате участники подобных опросов не всегда готовы указывать объективную информацию, что в конечном счете влияет на качество исследований. Подобная ситуация требует применения современных методов исследований как в области социологии, так и в сфере маркетинга. Цель исследования: выявить факторы, которые определяют причины недостаточного уровня удовлетворенности студентов занятиями физической культурой в вузе, а также позволят повысить мотивацию к занятиям и посещаемость занятий по физической культуре в университете. Методы и организация исследования. Для получения достоверной информации об отношении студентов к дисциплине «Физическая культура» в данном исследовании был применен метод фокус-группы [1] с использованием элементов метаморфной методики. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе участники графически изобразили свое отношение к дисциплине «Физическая культура». На втором этапе респондентам были заданы дополнительные вопросы. Результаты исследования. Основными факторами, которые способствуют усилению желания посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», являются: возможность выбора вида деятельности на занятиях и характеристика преподавателя. Также были отмечены факторы, которые, наоборот, отталкивают от посещения дисциплины «Физическая культура»: инфраструктура и не самое удачное время, по мнению студентов, для занятий физкультурой. Заключение. Полученные результаты позволили выявить отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» и понять, как можно усилить желание посещать занятия по данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Юсупов Ш.Р., Якупов Б.И., Юсупов Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COURSES. ALTERNATIVE METHODS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH (ON THE EXAMPLE OF METAMORPHIC MODELS)

Currently, the social well-being of Russian citizens, the quality of life of its residents, are the subject of numerous sociological studies. The results obtained provide the opportunity to make adjustments to the state policy in the social sphere. Studies that identify key social problems of the young generation of Russians are especially important. One of the most acute problems is the quality of education. Educational institutions realize the importance of this issue. They carry out numerous surveys, questionnaires and focus groups among students and educators, and seek the opinion of the expert community. Of course, such studies provide an overview of the key issues, but they are mainly based on traditional methods that are well known to both educators and students. As a result, participants are not always ready to provide objective information, which ultimately affects the quality of research. This situation requires the use of modern research methods both in the field of sociology and in the field of marketing. The purpose of the study: to identify determining factors for the lack of satisfaction of students with physical education at the university. This will increase motivation for attendance of physical education classes at the university. Methods and organization of research: We used the focus group [1] method with elements of the metamorphic method to obtain reliable information about the attitude of students to the "Physical culture" course. The study consisted of two stages. At the first stage, participants visually displayed their attitude to the "Physical culture" course. At the second stage, respondents were asked additional questions. Results. The main factors that contribute to willingness to attend the "Physical culture" course are: the ability to choose the type of activity during classes and characteristics of the educator. At the same time, we revealed the factors that repel from attending the "Physical culture" course. This is an infrastructure and not appropriate time for physical education according to students’ opinion. Conclusion. The research revealed the attitude of students to the "Physical culture" course. It helped to understand how to enhance willingness to attend these classes.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик)»

УДК 32.019.51 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-137-141

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (на примере метаморфных методик)

Ш.Р. Юсупов1, Б.И. Якупов1, Р.А. Юсупов2

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

2 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Казань, Россия

Аннотация

В настоящее время социальное самочувствие граждан России, качество жизни населения являются предметом многочисленных социологических исследований. Полученные результаты позволяют вносить коррективы в реализацию государственной политики в социальной сфере. Особую значимость имеют исследования, которые выявляют ключевые социальные проблемы молодого поколения россиян. Одной из наиболее острых среди таких проблем является качество образования. Понимая важность решения данной проблемы, учреждения образовательной сферы проводят многочисленные опросы, анкетирования и фокус-группы среди учащихся и педагогических работников, обращаются за мнением экспертного сообщества. Безусловно, такие исследования дают общее представление о ключевых проблемах, но в основном они базируются на традиционных методиках, хорошо известных как преподавателям, так и учащимся. В результате участники подобных опросов не всегда готовы указывать объективную информацию, что в конечном счете влияет на качество исследований. Подобная ситуация требует применения современных методов исследований как в области социологии, так и в сфере маркетинга.

Цель исследования: выявить факторы, которые определяют причины недостаточного уровня удовлетворенности студентов занятиями физической культурой в вузе, а также позволят повысить мотивацию к занятиям и посещаемость занятий по физической культуре в университете.

Методы и организация исследования. Для получения достоверной информации об отношении студентов к дисциплине «Физическая культура» в данном исследовании был применен метод фокус-группы [1] с использованием элементов метаморфной методики. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе участники графически изобразили свое отношение к дисциплине «Физическая культура». На втором этапе респондентам были заданы дополнительные вопросы.

Результаты исследования. Основными факторами, которые способствуют усилению желания посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», являются: возможность выбора вида деятельности на занятиях и характеристика преподавателя. Также были отмечены факторы, которые, наоборот, отталкивают от посещения дисциплины «Физическая культура»: инфраструктура и не самое удачное время, по мнению студентов, для занятий физкультурой.

Заключение. Полученные результаты позволили выявить отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» и понять, как можно усилить желание посещать занятия по данной дисциплине. Ключевые слова: качество жизни, социальное самочувствие, двигательная активность, физическая культура, студенчество, социологические исследования, фокус-группа, метаморфная модель.

SATISFACTION OF UNIVERSITY STUDENTS WITH PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COURSES. ALTERNATIVE METHODS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH (on the example of metamorphic models)

Sh.R. Iusupov1, neoshom@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-8380-9144 B.I. Iakupov1, bulatj@inbox.ru; ORCID: 0000-0003-0055-0806 R.A. Iusupov2, rinatbox@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-5472-4555

1 Kazan Federal University, Kazan, Russia

2 A. N. Tupolev Kazan National Research Technical University, Kazan, Russia Abstract

Currently, the social well-being of Russian citizens, the quality of life of its residents, are the subject of numerous sociological studies. The results obtained provide the opportunity to make adjustments to the state policy

in the social sphere. Studies that identify key social problems of the young generation of Russians are especially important. One of the most acute problems is the quality of education. Educational institutions realize the importance of this issue. They carry out numerous surveys, questionnaires and focus groups among students and educators, and seek the opinion of the expert community. Of course, such studies provide an overview of the key issues, but they are mainly based on traditional methods that are well known to both educators and students. As a result, participants are not always ready to provide objective information, which ultimately affects the quality of research. This situation requires the use of modern research methods both in the field of sociology and in the field of marketing.

The purpose of the study: to identify determining factors for the lack of satisfaction of students with physical education at the university. This will increase motivation for attendance of physical education classes at the university.

Methods and organization of research: We used the focus group [1] method with elements ofthe metamorphic method to obtain reliable information about the attitude of students to the "Physical culture" course. The study consisted of two stages. At the first stage, participants visually displayed their attitude to the "Physical culture" course. At the second stage, respondents were asked additional questions.

Results. The main factors that contribute to willingness to attend the "Physical culture" course are: the ability to choose the type of activity during classes and characteristics of the educator. At the same time, we revealed the factors that repel from attending the "Physical culture" course. This is an infrastructure and not appropriate time for physical education according to students' opinion.

Conclusion. The research revealed the attitude of students to the "Physical culture" course. It helped to understand how to enhance willingness to attend these classes.

Keywords: quality of life, social well-being, physical activity, physical education, student community, sociological research, focus-group, metamorphic model.

ВВЕДЕНИЕ

Предметом данного исследования является изучение проблемы удовлетворенности студентов вузов качеством и объемом занятий физической культурой и спортом. В рамках исследования из числа студентов 3-4-го курсов организованы фокус-группы, в которых в качестве метода исследования использованы элементы метаморфной методики [5]. Гипотеза исследования. Представляется, что использование данной методики позволит вывести на осознаваемый уровень скрытые мысли участников фокус-группы по обсуждаемой проблеме, которые непрерывно происходят в их головном мозге [7]. Это даст возможность декодировать, снять или уменьшить психологический барьер в диалоге между студентами и модераторами исследования. В последние годы в нашей стране было много сделано для создания комфортных, безопасных условий для занятий физической культурой и спортом в высших учебных заведениях [8]. Были ужесточены требования по наличию, пропускной способности, оснащенности объектов спортивной инфраструктуры вузов; во многих центрах высшего образования, таких как Казань, были построены современные спортивные сооружения, соответствующие между-

народным стандартам. Кроме того, в вузах страны динамично развивается студенческий спорт. Важное место в системе физической подготовки молодого поколения граждан России играет возрожденный комплекс ГТО [2]. При этом значительная доля студентов, обучающихся очно, имеющих возможность заниматься физической культурой в рамках учебного расписания, испытывает неудовлетворенность от таких занятий. Нередки случаи, когда студенты систематически пропускают занятия по физической культуре, не видят пользы от таких занятий. В студенческой среде складывается распространенное мнение о «бесполезности» таких занятий [3]. Характерно, что многие студенты четко разделяют физическую культуру как обязательный учебный предмет и спорт как увлечение и способ поддержания физической формы. В рамках данного исследования модераторы подготовили ряд вопросов, которые должны выявить характер отношения студентов к данной проблеме, ее значимости [1].

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как было отмечено выше, в основе данного исследования лежит метаморфный метод. У ис-

токов возникновения данного метода находится «метаморфная модель» Джеральда Зальтмана, разработанная в начале 1990-х годов в Гарвардской бизнес-школе. Изначально метод применялся в маркетинговых исследованиях рынка и покупательского поведения [10]. Данный метод представляет собой сочетание нейробиологии, психоанализа, лингвистики, искусства и теории для выявления ментальных моделей, которые определяют поведение человека [9]. Использование элементов метаморфного метода и последующий анализ данных позволяют выявить фундаментальные структуры, которые направляют мысли людей по исследуемой теме. Целью данного исследования является выявление факторов, которые определяют причины недостаточного уровня удовлетворенности студентов занятиями физической культурой в вузе, а также позволят повысить мотивацию к занятиям и посещаемость занятий по физической культуре в университете.

В рамках исследования студентам было предложено изобразить графически или нарисовать свои ассоциации с дисциплиной "Физическая культура" с помощью листов бумаги, фломастеров и карандашей. После того как был завершен рисунок, каждый участник фокус-группы выходил со своим рисунком и под запись на видеокамеру объяснял суть своей ассоциации в виде рисунка. После этого все данные были обработаны и интерпретированы в виде общих выводов и рекомендаций.

В ходе опроса студентам в фокус-группах были заданы следующие вопросы:

- Насколько важной и значимой для вас является физическая культура (спорт)?

- Что поддерживает в Вас интерес к физической культуре (спорту)?

- Что может повлиять на повышение/снижение значимости для Вас занятий физической культурой (спортом)?

- Что Вас удовлетворяет/не удовлетворяет в занятиях физической культурой (спортом)?

- Какие негативные/позитивные ассоциации вызывает у Вас физическая культура (спорт)?

- Ваше мнение о полезности физической культуры (спорта) в рамках образовательного процесса.

- Что бы Вы хотели бы изменить в организа-

ции занятий по физической культуре (спорту) в вузе?

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В первую очередь необходимо отметить, что все участники фокус-группы ответили, что дисциплина "Физическая культура" необходима в университете. Современная молодежь из-за большого количества времени, которое проводит пассивно, предпочитая социальные сети физической нагрузке, ограничивает свою двигательную активность [4], ведет сидячий образ жизни, что негативно сказывается на здоровье [6]. Поэтому абсолютно каждый респондент не сомневается в том, что физкультура нужна и оказывает положительное влияние на здоровье, поддерживает студентов в форме. У всех физкультура ассоциируется с чем-то хорошим, полезным. Вместе с тем участники отметили ряд недостатков, которые желательно устранить, чтобы занятия проходили эффективнее и приятнее.

Первое, на что обратили внимание студенты, — это возможность выбирать вид деятельности на занятиях по физкультуре. Например, кто-то хочет заниматься игровыми видами спорта, при этом чаще всего называются футбол, баскетбол, волейбол. Часть респондентов выразили желание заниматься плаванием, в тренажерном зале, танцами и фитнесом. Причем смена деятельности в занятиях приветствуется, однако у каждого из респондентов есть предпочитаемый вид спорта, которому он хочет уделить больше времени. Все респонденты отметили, что это повысило бы посещаемость и удовольствие от занятий физической культурой.

Следующее, на что обратили особое внимание многие студенты, — это характеристика преподавателя. Самым главным качеством преподавателя по физической культуре был назван профессионализм. Это обусловлено тем, что физкультура ассоциируется у студентов со здоровьем и неправильные или опасные упражнения могут привести к негативным последствиям. Респонденты отмечают, что профессионализм преподавателя заметен

как только начинается занятие по физкультуре. Высококвалифицированный преподаватель физической культуры в вузе, по мнению респондентов, постоянно вовлечен в процесс занятия, всегда подсказывает, как правильно делать упражнения, как не получить травму и работать с максимальной пользой и эффективностью для своего тела. Респонденты прекрасно понимают, что все они имеют разный уровень физической подготовленности и во многих моментах им нужен индивидуальный подход со стороны преподавателя. Из личных качеств преподавателя в первую очередь была отмечена харизма. По словам участников фокус-группы, с харизматичным преподавателем занятия интереснее, приятнее, что также создает дополнительное желание их посещать. Были отмечены и такие качества, как лояльность, доброта, работа на результат. Одним из основных препятствий, которые отталкивают студентов от посещения занятий физической культурой, является начало занятий в утреннее время, во время первой пары, которая в вузах начинается в 8.00 или 8:30. Все отмечают, что студенты, как правило, мало спят и не готовы так рано заниматься спортом. Однако уже вторая пара по расписанию, которая начинается в 10 часов, вызывает большее желание посетить занятие по физкультуре. Так, у ряда респондентов главной ассоциацией, связанной с физической культурой, был именно будильник. Раннее начало занятий чаще всего называлось причиной пропуска занятий. При этом студенты понимают, что занятие в 8:30 дисциплинирует, позволяет начать день с положительным настроем благодаря физическим упражнениям. Однако все же предпочитают заниматься физкультурой с 10 часов.

Одним из важных ограничительных (демотиви-рующих) факторов является инфраструктура: условия зала, где проходят занятия, возможность принять душ, а также расстояние до здания, где

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам, М. А. Динамика в Фокус-Группе, Академическое Издание Ламберт - 2017. - 108 с.

2. Бариев, М. М. - Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М. М. Бариев, Р. А. Юсупов, В.М.Ермолаев // Теория и практика физической культуры. - М. :ТиПФК.- 2016.- № 1. - С. 94-97.

проводятся занятия. Одним из самых первых пунктов, касающихся инфраструктуры, была отмечена возможность принять душ после занятия. Это связано с элементарными правилами гигиены. Удобное местоположение корпуса, где проходят занятия — весьма важный аспект, однако респонденты отмечают тот факт, что если у них есть возможность заниматься любимым видом деятельности, то их не пугает расстояние, которое нужно будет преодолеть, чтобы добраться до пункта назначения. Были отмечены и такие факторы, как наличие нового и необходимого инвентаря в достаточном количестве, качественного ремонта в зале, небольших очередей в раздевалке, наличие собственного шкафа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что посещение занятий по физической культуре — это прежде всего проблема мотивации и выбора студентами приоритетов как в студенческой, так и в повседневной жизни. Перед студентами стоит выбор: пойти на работу, поспать подольше, заняться любимыми делами или посетить занятие по физической культуре. Проанализировав основные моменты, которым студенты уделяют наибольшее внимание, можно сказать, что это не только проявление низкой социальной активности и откровенной лени, но и вполне логичные и адекватные пожелания со стороны студентов. Если учесть данные факторы, насколько это позволяют возможности университета, то это повысит желание студентов заниматься спортом и посещаемость занятий по физической культуре. Студенты чаще будут делать осознанный выбор в пользу посещения занятий по физической культуре, предпочитая двигательную активность и здоровье [11], что, на наш взгляд, является важным аспектом физического и интеллектуального воспитания будущих специалистов.

3. Виленский, М. Я. Физическая культура (для бакалавров) / М. Я. Виленский. - М. : КноРус, 2017. - 128 с.

4. Двигательная активность и здоровье / Н. А. Агаджа-нян, В. Г. Двоеносов, Н. В. Ермакова [и др.] // Казань : Изд-во КГУ. - 2005. - С. 20-26.

5. Зальтман, Д. Маркетинговая метафора: какие глубокие метафоры раскрывают сознание потреби-

телей / Д. Зальтман, Л. Зальтман. - Издательство Гарвардской бизнес школы, 2008. - 230 с.

6. Литвинов, С. А. Методика обучения физической культуре. Календарно-тематическое планирование : учебное пособие для вузов / С. А. Литвинов.

- 2-е изд. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 413 с.

7. Морган, Д. Л. " Фокус-группы" - Ежегодный обзор социологии. 1996. - 22. - С. 129-152.

8. Никитушкин. В. Г. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания : учебное пособие для вузов / В. Г. Никитушкин, Н .Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2020. - 246 с.

9. Пивоварова,И.А.Метаморфная модель Зальтмана как методика маркетинговых и социальных исследований

REFERENCES

1. Muhammad Amir Adam Focus Group Dynamics, Lambert Academic Publishing - 2017. - 108 p.

2. M. M. Bariev, R. A. lusupov, V. M. Ermolaev-Formation and development of the Russian National GTO Health and Fitness program in the USSR and modern Russia // Theory and practice of physical culture [Teoriia i praktika fizicheskoi kultury]. Moscow: TiPFK, 2016, No 1. - pp. 94-97.

3. Vilenskii, M. la. Physical culture (for bachelors) / M. la. Vilenskii. - Moscow: KnoRus, 2017. - 128 p.

4. Agadzhanian N. A., Dvoenosov V. G., Ermakova N. V., Morozova G. V., lusupov R. A. Motor activity and health.

- Kazan: KSU Publishing house [Izd-vo KGU], 2005. pp. 20-26.

5. Gerald Zaltman and Lindsay Zaltman Marketing Metaphoria: What Deep Metaphors Reveal About the Minds of Consumers, Harvard Business Press - 2008.

- 230 p.

6. Litvinov, S. A. Methods of teaching physical culture. Calendar and thematic planning: a textbook for universities / S. A. Litvinov. - 2nd ed. - Moscow: lurait publishing house [lzdatelstvo lurait], 2020. - 413 p.

/ И. А.Пивоварова // Социальная реальность виртуального пространства : сборник материалов l Международной научно-практической конференции 20-23 сентября 2019 года. - Иркутск : Изд-во Иркутского государственного университета. 2019. - С. 408-412.

10. Пинк, Д. Маркетинговая метафора. Компания Фаст, Апрель/Май 1998, 216 с.

11. Физическая культура и физическая подготовка : учебник / Под ред. В. Я. Кикотия, И. С. Барчукова. -М. : Юнити, 2017. - 288 c.

12. Фокус-группа - Определение фокус-группы в английском языке в Оксфордском словаре для продвинутого уровня. Оксфордский словарь для продвинутого уровня - Издательство Оксфордского университета, 2010 - С. 599

7. Morgan, David L. (1996). "Focus Groups". Annual Review of Sociology. 22: pp. 129-152.

8. Nikitushkin, V. G. Health-improving technologies in the system of physical education: a textbook for universities / V. G. Nikitushkin, N. N. Chesnokov, E. N. Chernyshe-va. - 2-nd edition. - Moscow: lurait publishing house [lzdatelstvo lurait], 2020. - 246 p.

9. Pivovarova l. A. Metamorphic model of Zaltman as a method of marketing and social research // Social reality of virtual space : proceedings of the 1-st lnternational Conference on Science and Practice, September 20-23, 2019 [Metamorfnaia model Zaltmana kak metodika marketingovykh i sotsialnykh issledovanii]. Publishing house : lrkutsk state University [lzd-vo lrkutskogo gos-udarstvennogo universiteta]. lrkutsk 2019. pp. 408-412.

10. Daniel H. Pink, "Marketing Metaphor" Fast Company, April/May 1998, p. 216.

11. Physical culture and physical training: Textbook / Ed. Kikotii V. la., Barchukova l. S. - M.: Unity, 2017. - 288 p.

12. Focus-group - Definition of focus group in English by Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford Advanced Learner's Dictionary - Oxford University Press, 2010 - P. 599

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Юсупов Шамиль Ринатович - кандидат политических наук, доцент; Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлёвская, 18; e-mail: neoshom@rambler.ru, ORClD: 0000-0001-8380-9144. Якупов Булат Ильдарович - ассистент; Казанский (Приволжский) федеральный университет; 420008, Казань, ул. Кремлёвская, 18; e-mail: bulatj@inbox.ru; ORClD: 0000-0003-0055-0806.

Юсупов Ринат Андарзянович - профессор, заведующий кафедрой физической культуры и спорта; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева; 420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10; e-mail: rinatbox@rambler.ru, ORClD: 0000-0001-5472-4555.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Юсупов Ш.Р. Удовлетворенность студентов вузов занятиями физической культурой и спортом. Альтернативные методы социологических исследований (на примере метаморфных методик) / Ш.Р. Юсупов, Б.И. Якупов, Р.А. Юсупов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 2. - С. 137-141. DOl: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-137-141

FOR CITATION

lusupov Sh.R., Iakupov B.I., lusupov R.A. Satisfaction of university students with physical education and sports courses. Alternative methods of sociological research (on the example of metamorphic models). Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 2, pp. 137-141 (in Russ.) DOl: 10.36028/2308-8826-2020-8-2-137-141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.