Научная статья на тему 'Основные положения концепции автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб'

Основные положения концепции автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
260
47
Поделиться
Ключевые слова
Система-112 / вызов / экстренная оперативная помощь / единый номер / ЕДДС / АС / ПТК / System-112 / Call / efficient emergency / unified number / Unified duty dispatcher service (UDS) / duty dispatcher service (DS) / en automated system (AS) / program-technical complex (PTC)

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Лобко Виктор Иванович

В статье проведен анализ факторов, определяющих оперативность вызова и своевременное прибытие служб экстренной оперативной помощи на место происшествия. Рассматриваются основные характеристики Автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб на базе технологий и программного обеспечения Коммуникационного центра общественной безопасности.

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Лобко Виктор Иванович,

This article contains analysis of factors, which define immediacy of call and timely arrival of efficient emergency services at the place of an accident, and also considers key features of the Computerized Emergency call system based on technologies and software of the Communication centre of security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб»

УДК 004.414

Основные положения концепции Автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб

В. И. Лобко

Аннотация

В статье проведен анализ факторов, определяющих оперативность вызова и своевременное прибытие служб экстренной оперативной помощи на место происшествия. Рассматриваются основные характеристики Автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб на базе технологий и программного обеспечения Коммуникационного центра общественной безопасности.

Ключевые слова: Система-112, вызов, экстренная оперативная помощь, единый номер, ЕДДС, ДДС, АС, ПТК.

The Main Regulations of the Conception of Computerized Emergency Call system

V. Lobko

Abstract

This article contains analysis of factors, which define immediacy of call and timely arrival of efficient emergency services at the place of an accident, and also considers key features of the Computerized Emergency call system based on technologies and software of the Communication centre of security.

Key words: System-112, call, efficient emergency, unified number, Unified duty dispatcher service (UDS), duty dispatcher service (DS), en automated system (AS), program-technical complex (PTC).

В Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований (далее — Система-112), одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.08 г. № 1240-р, обоснована необходимость создания системы и сформулированы задачи по организации комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения. Предполагается создать систему удобного вызова

экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», позволяющую позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Ожидается, что в результате создания и развертывания Системы-112 оперативность совместных действий экстренных оперативных служб должна возрасти, и время реагирования снизиться с 1 часа до 30—40 минут, что позволит уменьшить безвозвратные потери населения в чрезвычайных ситуациях на 10—15 процентов, а экономический ущерб — на 3—5 процентов. В масштабах страны

это значительные суммы. Так, по данным Росстата объем ВВП России за 2008 г. составил в текущих ценах 41 668,0 млрд рублей. Три процента составляют около 1 250,04 млрд рублей. Пять процентов — 2 083,4 млрд рублей.

Эффективность помощи зависит от промежутка времени, в течение которого она будет оказана. Цель любых аварийно-спасательных действий — изменить ход событий, чтобы уменьшить потери и повреждения насколько это возможно. При дорожно-транспортных происшествиях или инфарктах эффективной считается помощь, оказанная в течение первых 10 минут, а при пожаре — если пожарные прибудут не позднее 15 минут после начала пожара.

Существуют методики оценки эффективности помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 1 показан эффект зависимости размеров ущерба при пожарах от времени, опубликованный в 2004 году Карлстадским центром риска при факультете Национальной экономики университета Карлстада в Швеции в одном из докладов на тему «Важность фактора времени в операциях служб спасения».

Кривая а — для экстренных случаев, где не предпринимается абсолютно никаких действий.

Кривая Ь — если спасательная служба достигает места происшествия через 15 минут.

Кривая с — если спасательная служба задерживается еще на 10 минут и достигает места происшествия спустя 25 минут.

Потери — разница между Sb и Sc. Это называют «ценностью времени».

При несчастных случаях и происшествиях непосредственную помощь оказывают наряды или бригады экстренных оперативных служб, которые прибывают на место происшествия.

В настоящее время (до введения единого номера), как правило, люди сами определяют, какая помощь им нужна, и звонят непосредственно в соответствующую службу. Оператор экстренной оперативной службы принимает вызов, регистрирует его, выясняет, что, где и когда случилось, и в зависимости от происшествия направляет по указанному адресу специальную группу для оказания помощи, устранения причины происшествия или ликвидации его последствий. Связь с высланными группами осуществляется с использованием ведомственной мобильной связи.

Оперативность помощи определяется следующими факторами:

— наличием возможности у пострадавшего или очевидца позвонить по телефону;

— временем набора номера и соединения с экстренной оперативной службой;

— готовностью экстренной оперативной службы принять вызов;

— возможностями по приему, регистрации и определению достоверности вызова;

— качеством определения параметров происшествия, данных о пострадавших, о лице, сообщившем о происшествии;

— наличием свободных групп для оказания экстренной помощи;

Рис. 1. Оценка ущерба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— временем прибытия выделенных групп для оказания

экстренной помощи на место происшествия.

При условии удачного дозвона, готовности сил экстренного реагирования и их быстрого прибытия на место происшествия обеспечивается минимальное время ожидания помощи.

Потери времени возникают, если требуется вызвать несколько служб, т. к. в общем случае требуется последовательно сделать несколько вызовов. Время прибытия каждой последующей службы увеличивается на время дозвона и разговора с предыдущей службой.

В концепции определены следующие функции и возможности системы:

1) Система-112 на базе ЕДДС представляет собой информационно-справочную систему, которая выступает агентом (посредником) между потерпевшим (лицом, осуществляющим вызов) и оперативными службами, которые должны оказывать помощь, основываясь на данных, полученных от Системы-112;

2) предусматривается, что оператор Системы-112 должен принимать вызовы, обеспечивать психологическую поддержку позвонившему лицу, передавать информацию о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы (ДДС) в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования, регистрировать и документировать все входящие и исходящие звонки по номеру «112»;

3) предусматривается ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах.

Таким образом, между пострадавшим и экстренными оперативными службами появляется посредник, информационное взаимодействие с которым требует затрат времени. И в этом случае дополнительно возникают новые событийные факторы, которые оказывают влияние на оперативность оказания помощи:

— формирование сообщения для диспетчерской службы;

— передача сообщения;

— прием и анализ сообщения;

— формирование и передача сообщений о выполнении мероприятий по вызову;

— прием и запись сообщений в базу данных. Учитывая это, если система будет создаваться в полном соответствии с концепцией, то достижение намеченных целей будет очень проблематично.

В результате анализа действий и событий по вызову и прибытию служб экстренной помощи на место происшествия можно выделить следующие существенные события и факторы, наличие и продолжительность которых определяют время оказания помощи (время реагирования):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— своевременность обнаружения происшествия;

— знание пострадавших и/или очевидцев порядка вызова служб экстренной оперативной помощи;

— наличие и доступность средств связи (телефона); возможности сетей связи по обслуживанию экстренного вызова;

— возможности системы приема и обработки вызовов быстро и эффективно принять, обработать, проанализировать данные по происшествию и вызвать соответствующую службу с передачей ей всей необходимой информации;

— наличие ресурсов экстренных служб и их готовность к реагированию на вызовы;

— своевременность прибытия служб экстренной оперативной помощи на место происшествия. Сокращение времени по каждому из перечисленных

событий и факторов достигается различными организационными и организационно-техническими мерами, а также созданием специальной системы вызова экстренных оперативных служб.

Нормируя промежуток времени, через который экстренная оперативная служба должна прибыть на место происшествия и приступить к оказанию помощи (ликвидации чрезвычайной ситуации), можно определить основные параметры системы экстренной помощи.

Наиболее значимыми параметрами системы экстренной помощи являются:

— доступность средств связи;

— пропускная способность средств приема и обработки вызовов;

— количество операторов, обеспечивающих прием вызовов;

— количество диспетчеров, управляющих ресурсами оперативных служб, которые оказывают помощь или участвуют в ликвидации чрезвычайной ситуации;

— уровень автоматизации процессов приема, обработки и анализа вызовов, а также управления ресурсами экстренных оперативных служб;

— количество и состояние ресурсов экстренных оперативных служб, которые привлекаются к оказанию помощи или участвуют в ликвидации чрезвычайной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема заключается в том, чтобы обеспечить минимальное время прибытия экстренных оперативных служб для оказания помощи с целью сохранения жизни, здоровья или проведения мероприятий по предотвращению материального ущерба или устранения нарушений общественного порядка.

В связи с этим основными направлениями деятельности по обеспечению сокращения времени экстренной помощи при вводе единого номера вызова следует считать:

— обеспечение доступности операторского центра единого номера и диспетчерских центров экстренных оперативных служб для их вызова;

— автоматизацию процедур определения места происшествия, опроса и регистрации вызова;

— параллельное выполнение процессов;

— подключение экстренных оперативных служб на этапе опроса позвонившего;

— предварительное планирование действий экстренных оперативных служб;

— обеспечение единого информационного пространства для всех участников системы.

Наиболее эффективным способом решения проблемы сокращения времени и улучшения координации действий экстренных оперативных служб является создание Единой автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб (АС ВЭОС) на базе проверенных на практике технологий и программного обеспечения Коммуникационного центра общественной безопасности. Коммуникационный центр общественной безопасности представляет собой технический центр, который обеспечивает прием, обработку и анализ вызовов экстренных оперативных служб, поступающих на единый номер, а также координирование действий экстренных оперативных служб при оказании помощи и устранении последствий чрезвычайных происшествий. Такие центры созданы и эффективно функционируют во многих европейских странах мира, например в Швеции, Словакии, Румынии.

АС ВЭОС обеспечит достижение целей, определенных Концепцией, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.08 г. № 1240-р, и решение следующих наиболее важных для общественной безопасности задач:

— прием и обработку экстренных вызовов по единому номеру «112»;

— оповещение служб экстренной помощи о вызовах с возможностью их подключения к разговорам;

— оптимальное использование сил и средств экстренных служб для оказания экстренной помощи;

— регистрацию всех событий и действий экстренных служб, а также другой информации в единой базе данных.

Прием и обработка экстренных вызовов по единому номеру «112» предусматривает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обеспечение доступности единого номера вызова для населения за счет гибкого управления операторами, параметрами очереди вызовов, корректной обработки сигнализации;

— автоматическое определение номера позвонившего лица (номера «А»), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;

— мониторинг критически важных объектов, оснащенных датчиками;

— регистрацию и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача и др.);

— анализ поступающей информации о происшествиях;

— автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;

— обеспечение возможности приема вызовов (сообщений о происшествиях) на русском языке, других языках народов России и 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский); перечень поддерживаемых языков определяется на этапе проектирования системы;

— использование систем помощи, классификаторов и справочников при опросе позвонившего и определении параметров происшествия;

— обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу.

Оповещение служб экстренной помощи о вызовах с возможностью их подключения к разговорам включает:

— подключение диспетчеров экстренных служб к разговору при опросе позвонившего лица;

— доступ к информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

— параллельную работу операторов и диспетчеров;

— управление ресурсами экстренных оперативных служб.

Оптимальное использование сил и средств экстренных служб для оказания экстренной помощи предусматривает:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— использование заранее разработанных расчетов и планов действий экстренных оперативных служб;

— оперативное управление силами и средствами подразделений экстренных оперативных и дежурных служб;

— координацию, управление и поддержку межведомственного взаимодействия при реагировании на поступившие вызовы в ситуациях, требующих участия нескольких оперативных служб;

— использование различных средств связи и передачи данных.

Регистрация всех событий и действий экстренных служб, а также другой информации в единой базе проводится в порядке:

— ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также об основных результатах реагирования;

— формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);

— представление информации для принятия решений по предотвращению и/или ликвидации последствий экстренных и чрезвычайных ситуаций;

— протоколирование действий сотрудников дежурной смены для контроля вносимых изменений и исключения случаев искажения информации.

Объектами автоматизации АС ВЭОС являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных и дежурных служб:

— служба пожарной охраны;

— служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;

— служба милиции;

— служба скорой медицинской помощи;

— аварийная служба газовой сети;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— служба «Антитеррор».

При необходимости в состав АС ВЭОС могут быть включены и другие службы. Перечень дежурно-диспетчерских служб определяется при проектировании системы.

АС ВЭОС должна представлять собой территориально распределенную информационную систему экстренных оперативных и дежурных служб муниципальных образований региона. Средства АС ВЭОС муниципального образования должны составлять отдельную подсистему. Соседние подсистемы должны связываться между собой. Подсистемы муниципальных образований логически должны представлять иерархическую структуру, соответствующую административно-территориальному делению региона. Подсистема главного муниципального образования должна соединяться с ЦУКС ГУ МЧС региона.

В состав подсистем АС ВЭОС должны входить следующие программно-технические комплексы (ПТК) и технологические системы:

— ПТК приема и обработки вызовов для ЕДДС;

— ПТК обработки вызовов для ДДС;

— система связи и передачи данных.

Основу АС составляют ПТК приема и обработки вызовов, которые устанавливаются в ЕДДС муниципальных образований или в другом месте по усмотрению заказчика. В состав ПТК должны входить серверное и технологическое оборудование, рабочие станции и комплексы программного обеспечения. Для повышения эффективности решения задач по обеспечению общественной безопасности в состав ПТК могут включаться технические и программные средства мониторинга объектов, видеонаблюдения, геоинформационная система (ГИС). Конкретный состав подсистем АС ВЭОС уточняется при проектировании.

Связь между подсистемами АС ВЭОС и между компонентами подсистем должна осуществляться по цифровым линиям связи в автоматическом режиме по 1Р-протоколам. Инфраструктура связи АС ВЭОС формируется на основе инфраструктуры сети связи общего пользования или на базе ведомственной сети передачи данных.

Связь АС ВЭОС с узлами экстренных оперативных и дежурных служб оператора связи должна осуществляться по цифровым интерфейсам Е1 PRI с программно устанавливаемой сигнализацией EDSS, QSIC, ОКС-74. Связь АС ВЭОС со смежными системами осуществляется по цифровым линиям связи в автоматическом режиме по 1Р-протоколам.

Все данные предполагается хранить в единой базе.

АС ВЭОС должна функционировать в непрерывном круглосуточном режиме и быть в постоянной готовности к обеспечению экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территориях муниципальных образований и субъекта РФ в целом.

литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г № 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований».

2. Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности: Федеральная служба государственной статистики РФ — http://www.gks. ru/wps/portal/OSI_NS#.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. РД 45.120-2000 Нормы технологического проектирования. Городские и сельские телефонные сети: Минсвязи России, 2000.

4. ГОСТ Р 22.7.01-99 Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.

5. «Optimal Safety 2» — Cost benefit analysis and life-sawing operations Research report, P21-157/96 perfopmed by the Swedish Rescue Services Agency.

6. Системы для аварийных и диспетчерских служб. 112 — один номер, единая служба — www.ericsson.com/ru/ solutions/coordcom.shtml.

Сведения об авторе

лобко Виктор иванович, ЗАО «Сфера».