Научная статья на тему 'Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в Системе-112'

Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в Системе-112 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1482
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Система-112 / вызов экстренных служб / единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / автоматизированные средства / System-112 / call emergency services / united dispatch office of the municipal entity / Decision support / Automated tools

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агеев Сергей Владимирович, Чухров Игорь Петрович, Хайновский Алексей Сергеевич

В статье изложены основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», предназначенные для методической и информационной поддержки принятия решений при приеме, анализе и обработке вызовов, при планировании, организации и реализации мер экстренного реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Агеев Сергей Владимирович, Чухров Игорь Петрович, Хайновский Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines the main principles for the establishment and operation of automated decision support system for calling emergency services through a single number "112", for methodological and information support for decision-making in receiving, analyzing and processing calls, in planning, organizing and implementing measures of emergency response.

Текст научной работы на тему «Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в Системе-112»

УДК 614.8:351.86+519.8

Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в Системе-112

С. В. Агеев, И. П. Чухров, А. И. Хайновский Аннотация

В статье изложены основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», предназначенные для методической и информационной поддержки принятия решений при приеме, анализе и обработке вызовов, при планировании, организации и реализации мер экстренного реагирования.

Ключевые слова: Система-112, вызов экстренных служб, единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования, поддержка принятия решения, автоматизированные средства.

Main Principles of Creation and Functioning of the Automated Means of Decision-making support in system-112

S. Ageev, I. Chukhrov, A. Khainovsky Abstract

The article outlines the main principles for the establishment and operation of automated decision support system for calling emergency services through a single number "112", for methodological and information support for decision-making in receiving, analyzing and processing calls, in planning, organizing and implementing measures of emergency response.

Key words: System-112, call emergency services, united dispatch office of the municipal entity, decision support, automated tools.

Основные концептуальные положения, определяющие необходимость разработки, цели и задачи Си-стемы-112, сформулированы в «Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований» [1].

В части требований к средствам автоматизации в Концепции определяются базовые требования и понятия Системы-112: организационная структура, взаимодействие служб, функциональные процессы и учетная информация.

Организационная структура комплекса программно-технологических средств Системы-112 строится по тер-

риториально распределенному принципу и включает следующие уровни организации:

— единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

— дежурные диспетчерские службы (ДДС) и экстренные оперативные службы муниципальных образований;

— органы исполнительной власти (муниципальных образований для оперативного информирования по значимым экстренным ситуациям и передача аналитической информации);

ЦУКС субъекта РФ на уровне региона. Соответственно программно-технологический комплекс Системы-112 должен обеспечивать информационную интеграцию и взаимодействие со следующими системами: специализированными программно-техническими комплексами муниципальных и ведомственных оперативно-диспетчерских служб; муниципальными информационными системами органов исполнительной власти; региональной информационной системой ЦУКС субъекта РФ.

ЕДДС в Системе-112 является комплексным ситуационно-диспетчерским центром муниципального уровня, обеспечивающим регистрацию, документирование, анализ полученной оперативной информации о происшествиях, обработку и хранение данных об основных характеристиках происшествий, о мерах и результатах экстренного реагирования на полученные вызовы, информационную поддержку принятия оперативных решений.

задачи поддержки принятия решения в Системе-112

Обеспечение поддержки принятия решения (ППР) в Системе-112 должно осуществляться на основе процессного подхода и концепции системной и информационной интеграции средств автоматизации. Это означает, что в области ответственности Системы-112 следует рассматривать не отдельные функции, а процесс обеспечения управляемости в условиях экстренных ситуаций в целом от поступления информации о происшествии до получения отчета о реагировании. Обеспечение управления в процессе оперативного приема вызовов о происшествиях и реагирования на них осуществляется во взаимодействии оператора и диспетчера Си-стемы-112 (далее — Оператор-112 и Диспетчер-112).

Функции, реализуемые Оператором-112, связаны с приемом и регистрацией вызовов. Функции, реализуемые Диспетчером-112, связаны с анализом полученной оперативной информации и принятием решений о соответствующих действиях.

В странах Европейского союза накоплен определенный опыт функционирования экстренных оперативных служб на базе единого номера «112» с применением комплекса различных автоматизированных средств. Статистические данные по вкладу используемых автоматизированных средств в сокращение времени реагирования экстренных оперативных служб приведены в таблице (см. ниже).

Представленные данные показывают, что вклад средств поддержки принятия решений (в виде набора типовых решений — планов действий) в сокращение времени реагирования экстренных служб составляет более 30%, значительно превосходя другие виды средств автоматизации, применяемые при обработке вызовов. Поэтому использование автоматизированных средств решения задач ППР является одним из наиболее эффективных инструментов повышения оперативности реагирования экстренных служб.

В описании процесса действий при обработке поступающих сообщений о происшествиях в Системе-112 выделяются три этапа: прием и регистрации вызовов, определение необходимости и планирование мер реагирования, контроль и оперативное сопровождение реагирования. В соответствии с содержательными задачами и особенностями выделенных этапов определяются задачи, требующие анализа и принятия решения, которые для их эффективного выполнения в оперативном режиме должны быть поддержаны автоматизированными средствами Системы-112.

На 1-м этапе, при приеме и регистрации вызовов, задачи ППР заключаются в обеспечении Оператора-112 адекватными и эффективными средствами и методами получения, анализа и формализации входной информации в максимально полном объеме для дальнейшего использования по предназначению.

1.1. Обработка входной первичной информации о происшествии

Оператор-112 проводит опрос заявителя с целью получения первичной информации, определения степени

Автоматизированные средства доля в сокращении времени реагирования экстренных служб (%)

Типовые, предустановленные планы действий 34

Одновременная обработка информации о происшествии оператором и диспетчером 18

Автоматизированное управление ресурсами 10

Возможности картографии 7

Автоматизированные планы обзвона 6

Автоматическая сигнализация 6

Автоматическое оповещение 6

Автоматическое распознавание образов 6

Возможности видео 5

Возможности анализа действий по записям 2

ее полноты и достоверности, формализации на основе классификации и кодирования.

Решение задачи формализации информации поступающих вызовов, включая классификацию и идентификацию вызовов на основе системы классификации и кодирования (СКК), обеспечивает, во-первых, определение ключевой информации для выбора регламента обработки вызова с использованием автоматизированных средств и, во-вторых, формирование в виде учетной карточки происшествия формализованного информационного описания экстренной ситуации и мер реагирования (уточняемое при поступлении дополнительной информации), предназначенное для обработки в автоматизированной системе.

Значимость эффективного решения этой задачи в оперативном режиме определяется тем, что неформализованная входная информация оказывается потерянной для использования автоматизированными средствами ППР. Отсюда вытекает требование обеспечить эффективное использование СКК в автоматизированных средствах при обработке и формализации входной информации.

Полнота СКК учетной информации в Системе-112 должна обеспечивать возможность автоматизированной обработки накапливаемой информации для анализа и принятия решений как в оперативном режиме, так и в аналитическом режиме для статистического анализа рисков происшествий и качества функционирования Системы-112.

1.2. Принятие решения о дублировании сообщения о происшествии

На основании регистрации предварительной информации о происшествии в автоматическом режиме должна обеспечиваться проверка сообщения на предмет дублирования информации. Алгоритм проверки должен быть основан на поиске аналогичных сообщений по времени, адресу места происшествия и классификационным признакам происшествия с учетом факторов возможной недостаточной полноты и достоверности информации. При подтверждении Оператором-112 и принятии решения о дублировании выполняется привязка сообщения к одному из ранее зарегистрированных происшествий. При этом на основе рекомендаций системы ППР осуществляется дальнейший опрос заявителя с целью выяснения дополнительной информации о происшествии и ввода дополнительной информации в учетную карточку происшествия.

1.3. Определение необходимости постановки сообщения на контроль

На основании анализа информации сообщения о происшествии и рекомендаций системы ППР, вырабатываемых по модели классификационных признаков с учетом степени их достоверности, Операто-ром-112 может быть принято решение о передаче сообщения в ЕДДС (ЦУКС ГУ МЧС России) для постановки сообщения на контроль.

На 2-м этапе, при определении необходимости привлечения взаимодействующих ведомственных ДДС

и планировании мер реагирования, задачи ППР заключаются в обеспечении Оператора-112 информационно-методическими средствами анализа ситуаций и выбора возможного варианта (регламента, профиля) обработки сообщения и планирования реагирования с учетом факторов полноты или достоверности информации.

2.1. Определение необходимости реагирования и привлечения ведомственных ДДС

На основании анализа формализованной информации сообщения в учетной карточке происшествия и рекомендаций системы ППР Оператор-112 принимает решение о выборе регламента (профиля) обработки вызова и необходимости привлечения ДДС для отработки сообщения о происшествии.

Возможно возникновение следующих ситуаций:

1) отсутствует необходимость привлечения ДДС и достаточно консультации заявителя с использованием справочной информации системы ППР;

2) на основе анализа информации, содержащейся в сообщении о происшествии, принимается решение о привлечении Диспетчера ДДС к разговору с заявителем или организации конференции с Диспетчером ДДС;

3) существует необходимость реагирования и привлечения ДДС.

2.2. Определение мер реагирования и привлечения ДДС

На основании анализа информации сообщения о происшествии и рекомендаций системы ППР Дис-петчер-112 принимает решение о выборе варианта реагирования и взаимодействия привлекаемых служб, которое включает:

— определение необходимости передачи информации в ЕДДС для отработки сообщения о происшествии;

— определение одной или нескольких дежурно-диспет-черских служб для передачи информации о происшествии и принятия мер реагирования;

— определение необходимости передачи информации в ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ.

На 3-м этапе задачи ППР заключаются в обеспечении Диспетчера-112 информационно-методическими средствами контроля и оперативного сопровождения реагирования с учетом поступления дополнительной информации о происшествии, ходе и результатах реагирования.

3.1. Получение и регистрация дополнительной информации при поступлении дублирующих сообщений о происшествии

При поступлении дублирующих сообщений о происшествии Оператор-112 на основе рекомендаций системы ППР должен осуществить опрос заявителя с целью выяснения дополнительной информации о происшествии, ввода дополнительной информации в учетную карточку и ее анализа для определения необходимости доведения поступившей информации до экстренных служб, осуществляющих реагирование.

3.2. Получение, регистрация и анализ информации о принимаемых мерах по реагированию

При получении информации о принимаемых мерах по реагированию (в ручном или автоматическом режиме в зависимости от наличия интеграции между информационными системами ДДС и Системы-112) поступившая информация вносится в карточку происшествия и анализируется с учетом рекомендаций системы ППР с точки зрения хода и достаточности мер реагирования на происшествие.

3.3. Информационная поддержка экстренных служб при реагировании

На основе анализа поступающей информации о ходе реагирования на происшествие и рекомендаций системы ППР принимается решение о необходимости передачи ДДС дополнительных данных и рекомендаций, необходимых для возможного корректирования хода и мер реагирования.

3.4. Информирование заявителя о ходе реагирования

На основе анализа поступающей информации о ходе реагирования на происшествие и рекомендаций системы ППР принимается решение о необходимости информирования заявителя и оказания ему консультативной помощи.

3.5. Завершение отработки сообщения о происшествии

При получении информации о результатах реагирования поступившая информация вносится в карточку происшествия. С учетом рекомендаций системы ППР анализируется и обобщается информация о ходе и результатах реагирования на происшествие для принятия решений:

— о снятии происшествия с контроля;

— о завершении отработки сообщения о происшествии.

Методологические основы ППр

Применение математических методов в исследовании любого процесса предполагает построение его формализованной математической модели. Математическая модель принятия индивидуального решения в условиях определенности включает определение пространства решений, векторного критерия или набора критериальных показателей на пространстве решений и предпочтений в пространстве значений критериальных показателей (в пространстве оценок вариантов). Соответственно при принятии решения должны быть решены следующие задачи:

— задача формирования варианта решения в пространстве решений;

— задача оценивания варианта, то есть определение критериальных показателей для вариантов решений;

— задача сравнения вариантов при многокритериальном выборе, то есть выявление предпочтений в пространстве значений оценок вариантов.

При введении в модель принятия решения условий неопределенности возникает задача качественного анализа вариантов решений, включающая анализ вариан-

тов решений с точки зрения применимости, устойчивости, обоснованности в условиях неопределенности. При этом природа неопределенности в задачах принятия решения может быть обусловлена как объективной или субъективной невозможностью получения достоверных начальных данных, так и динамическим и недетерминированным характером процессов, для которых строится модель принятия решения.

В прикладных задачах ППР значительное разнообразие формальных математических постановок определяется сущностной специфичностью предметной области и предполагает использование методов и средств, в значительной степени определяемых целевыми установками и условиями их применения.

Системы поддержки принятия решений (СППР) не имеют жестко определенных функциональных рамок. Общим для таких систем является использование современных информационных технологий для информационного и прогнозно-аналитического обеспечения процедуры принятия решений, которое, как правило, включает следующие функции:

— поиск и предоставление нормативной и справочной информации, необходимой или полезной для принятия решений, инициируемый различными способами (поиск информации по косвенному запросу, автоматический поиск ассоциативного типа на основе анализа текущего состояния ситуации);

— оптимизация или рациональное формирование решений;

— предоставление информации о возможных результатах, последствиях принимаемых решений;

— оценка эффективности принимаемых решений, если среди параметров сценария не может быть выбран единственный критерий эффективности;

— диагностика полученных сценариев (прогнозов), которая предоставляет дополнительную информацию, позволяющую понять причины, вызвавшие наблюдаемый по сценарию результат.

Несмотря на привлекательность аналитических методов с элементами оптимизации, как показывает опыт, построить на их основе эффективные алгоритмические процедуры формирования решений для динамичных процессов практически невозможно. Это в первую очередь связано с необходимостью учитывать трудно формализуемые факторы качественного характера, объективной невозможностью однозначно определить критерий оптимизации и своевременно получить полные и достоверные данные. Другими словами, применение оптимизирующих процедур обусловлено очень жесткими предпосылками и предположениями, которые оказываются практически невыполнимыми.

Концепция построения интерактивных СППР основывается на процедурах, в которых формирование решений и их корректировка выполняются специалистами (экспертами), а анализ решения осуществляется на основе ситуационно-экспертной оценки или прогнозного моделирования. В условиях недостаточно полных или достоверных данных более значимой является качественная оценка принятого решения, а не конкретные количественные характеристики. При таких условиях применяются методы, которые позволяют качественно оценить

реализуемость и эффективность предлагаемых решений, определить причины, по которым решение не удовлетворяет требованиям, а также обеспечить специалистов информацией, необходимой для корректировки решений в сторону повышения их эффективности.

СППР, предназначенные для применения в оперативных условиях, по сравнению с системами, которые предназначены для аналитических исследований, характеризуются следующими специфическими свойствами.

Начальные данные для принятия решения представляются потоком входной информации, характеризующий некоторый динамически развивающийся процесс, а не накопленными массивами информации. Отсюда вытекает существенная значимость адекватной формализации факторов неопределенности в оперативных задачах ППР, что позволяло бы, с одной стороны, учитывать недостаточную определенность, полноту и достоверность информации, а с другой стороны, динамичность и недетерминированность моделируемых процессов.

Условия принятия решения и применения СППР характеризуются сочетанием жестких требований к срочности принятия решения и качественных требований к принимаемым решениям с точки зрения их применимости, устойчивости и обоснованности в условиях неполной определенности.

Указанные свойства накладывают общие требования и ограничения к формальным постановкам и методам ППР, а также к организации и интерфейсу автоматизированных средств ППР, предназначенных для применения в оперативном режиме.

Специальные требования и ограничения к формальным постановкам, методам ППР и автоматизированным средствам ППР вытекают из существенных особенностей, характерных для процесса обработки вызовов в Системе-112. Средства ППР должны обеспечивать полную и эффективную обработку всех вызовов в Системе-112: отсев «ложных» вызовов по ситуациям, не требующим экстренного реагирования, обработку множественных и дублирующих вызовов для получения дополнительной информации, обработку как простых, так и сложных вызовов в условиях:

— массовости решения задачи принятия решения;

— ограниченности числа возможных вариантов решений;

— неопределенности и неполноты информации при принятии решения;

— оперативности при подготовке и принятии решения;

— недопустимости ошибочных решений. Конкретные формализованные постановки и методы принятия решения обусловлены определенными предположениями, которые строго ограничивают их область применимости как с точки зрения адекватной обоснованности, так и эффективной реализуемости.

Возможность автоматического принятия решения, то есть построение формального алгоритма, основанного на наборе решающих правил, представляется применимым при определенных предположениях и не может охватывать все возможные случаи. Зарубежный опыт функционирования экстренных оперативных служб показывает, что около 50 процентов телефонных

обращений не являются вызовами чрезвычайного характера, то есть с точки зрения системы являются «ложными» вызовами, которые приводят к возникновению перегрузок на сетях связи, следствием чего является отказ или длительное ожидание обслуживания вызовов, носящих действительно чрезвычайный характер. При этом в 10 процентах случаев для эффективного реагирования и оказания помощи при возникновении чрезвычайного происшествия требуется привлечение более чем одной экстренной службы и организации их эффективного взаимодействия при реагировании. Поэтому представляется очевидной невозможность однотипной методики обработки и реагирования на вызовы — в качественно различных ситуациях требуются качественно различные методические приемы ППР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим целесообразно использовать различные формальные модели обработки вызовов, определяемые в соответствующих регламентах, которые основаны на группировании и типизации процессов в профили действий Диспетчера-112 и включают определенный состав задач принятия решений и методов ППР, поддерживаемых соответствующими автоматизированными средствами.

Профиль действий при типовых происшествиях или экстренных ситуациях. Такие происшествия или экстренные ситуации являются локальными по месту и последствиям, массовыми по частоте (90% от экстренных вызовов), при вызове поступают достаточно достоверные и полные данные, необходимые для принятия решения по реагированию, которое осуществляется, как правило, силами одной ДДС, и при этом не возникает проблем при сопровождении и контроле реагирования.

Профиль действий при нетипичных происшествиях или экстренных ситуациях. При вызове поступают недостаточно достоверные и полные данные, что может являться признаком как типового происшествия, так и динамичного развития экстренной ситуации. Ввиду недостаточной степени уверенности в данных для принятия решения по экстренному реагированию возникает необходимость действий по уточнению ситуации (переадресация вызова на эксперта, режим консультации, режим конференции с экстренными службами). Если после уточнения информации ситуация не идентифицируется как типовое происшествие, то требуется принятие решения по постановке на контроль экстренной ситуации. Реагирование осуществляется, как правило, силами нескольких взаимодействующих экстренных службе, и со стороны Диспетчера-112 требуются координация и сопровождение реагирования.

Профиль действий при сложных экстренных ситуациях. Такие экстренные ситуации имеют признаки ЧС или угрозы ЧС, являются потенциально масштабными по территории и последствиям, редкими по частоте, сопровождаются множественными вызовами, при которых поступают, как правило, разнородные и противоречивые данные. При этом требуется принятие решений по оповещению и постановке на контроль экстренной ситуации, реагирование осуществляется силами нескольких взаимодействующих экстренных служб, и со стороны Диспетчера-112 требуются координация и сопровождение реагирования до снятия с контроля сообщения об экстренной ситуации.

функциональные комплексы системы ППр

Функционирование автоматизированных средств ППР Диспетчера-112 должно обеспечиваться за счет решения в автоматизированной системе функциональных задач, объединенных в функциональные комплексы (ФК), которые должны соответствовать этапам обработки поступающих сообщений.

ФК «Идентификация, анализ и формализация входной информации вызовов». Функциональные задачи комплекса должны обеспечивать:

— получение данных о происшествии или экстренной ситуации по специальным алгоритмам, методикам;

— оценку достоверности и полноты информации;

— выдачу рекомендаций по действиям диспетчера на основе ситуационного анализа.

ФК «Планирование мер реагирования». Функциональные задачи комплекса должны обеспечивать:

— определение необходимости привлечения экстренных служб;

— планирование мер реагирования и определение ожидаемого хода и результатов реагирования;

— выдача рекомендаций по результатам планирования мер реагирования диспетчеру.

ФК «Контроль и оперативное сопровождение реагирования». Функциональные задачи комплекса должны обеспечивать:

— анализ и сопоставление данных об экстренной ситуации, полученных из различных источников, определение степени достоверности обобщенной информации с учетом факторов возможной неопределенности и неполноты;

— сопоставление обобщенных данных о ходе реагирования с ожидаемыми результатами реагирования;

— выдачу результатов сопоставления по запросам диспетчера.

Организация оперативного доступа Диспетче-ра-112 к автоматизированным средствам ППР представлена на рис. 1.

Программные компоненты ППР должны обеспечивать быстрый и эффективный доступ Диспетче-ра-112 в форме типовых запросов к источникам информации (данных) и знаний (алгоритмов и методов анализа и принятия решений). Необходимо в оперативном режиме свести к минимуму неформализованные действия Диспетчера-112, связанные с поиском и получением информационной поддержки, так как неформализованный поиск требует специфических знаний относительно предмета, инструмента и способа поиска. Типовые формы запросов должны включать описание структуры, вводимых параметров (настраиваемых начальных данных), получаемых результатов, визуального представления выполненного запроса. Каталог типовых запросов должен обеспечиваться динамическими классификаторами, настраиваемыми по классификационным признакам экстренных ситуаций и частоте выполнения. Представление запрашиваемой информации должно осуществляться с различной степенью детализации.

аналитические комплексы ППр в Системе-112

Совершенствование приема и обработки вызовов в Системе-112, совершенствование планирования, реализации и повышение эффективности мер реагирования на происшествия и экстренные ситуации невозможны без научного подхода к пониманию проблем и способам их решения на основе исследовательской базы данных. Адекватные и рациональные способы решения задач организации, планирования и реализации мер реагирования на происшествия должны опираться на данные, позволяющие в целом представить все обстоятельства экстренных ситуаций. Это определяет необходимость накопления статистических массивов данных для проведения анализа происшествий и экстренных ситуаций, в том числе в территориальном разрезе, которые должны включать частотные и временные характеристики, связанные с наступлением, обнаружением, оповещением оперативных служб; качественные и количественные характеристики потерь; состав и трудозатраты выполняемых работ, используемые при этом средства и ресурсы. Поэтому научно обоснованным подходом к решению сформулированной проблемы является создание системы информационного обеспечения методической и информационной поддержки организации мер реагирования на происшествия и экстренные ситуации (рис. 2).

Накопление учетной информации в Системе-112 создает информационную основу для создания аналитических СППР по следующим направлениям.

Аналитическая СППР «Развитие» предназначена для поддержки процессов управления развитием и совершенствованием Системы-112. На основе накопления и обработки массивов информации по показателям эффективности функционирования территориальных Систем-112 решаются следующие задачи:

— системный анализ количественных и качественных показателей эффективности функционирования Системы-112 по конкретной территории;

— сравнительный анализ эффективности функционирования Системы-112 по различным территориям;

— планирование системных мероприятий по совершенствованию функциональных возможностей и методов их реализации в Системе-112. Аналитическая СППР «Риск» предназначена для

поддержки процессов управления рисками в области компетенции Системы-112. На основе обработки массивов информации о поступающих вызовах, учитываемых в Системе-112, для конкретной территории решаются следующие задачи:

— анализ, идентификация и оценка рисков (на основе статистической обработки данных, а также установления причинно-следственных взаимосвязей на основе корреляционного анализа);

— целевое планирование системных мероприятий по снижению рисков происшествий и экстренных ситуаций;

— оценивание результативности реализации мероприятий по снижению рисков (по изменению статистических данных в системе после выполнения мероприятий).

Рис. 1. Организация оперативного доступа Диспетчера-112

Разработка и внедрение автоматизированных средств ППР обеспечивает повышение эффективности функционирования оперативных сил Системы-112 за счет решения задач:

— систематизации и регламентирования процессов реагирования;

— построения схем взаимодействия служб при реагировании в типовых случаях;

— определения нормативов при реагировании, выявления основных мер реагирования и контролирования их реализации;

— оптимизации зон реагирования экстренных служб. Применение единой методологии при создании

и функционировании автоматизированных средств ППР Диспетчера-112 обеспечит возможность объединения вводимых в эксплуатацию программно-

Рис. 2

технологических комплексов Системы-112 муниципальных образований субъектов Российской Федерации в единую информационно-коммуникационную среду Системы-112.

литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р об одобрении Концепции создания Системы-112.

2. Приказ МЧС России от 15.12.2008 г. № 779 «О реализации распоряжения Правительства РФ от 25 августа 2008 г № 1240-р».

3. Распоряжение Министра от 27.10.2009 г. № 379 « О создании рабочей группы по развертыванию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в Российской Федерации».

4. Приказ МЧС России от 09.04.2009 г. № 224 «Об отработке методологии развертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации.

5. Приказ МЧС России от 01.06.2009 г. № 331 «О межведомственной рабочей группе для отработки методологии раз-

вертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации.

6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».

7. Решение коллегии МЧС России от 29 августа 2007 г. № 7/1 «О подготовке к развертыванию на территории Российской Федерации системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112».

8. Протокол оперативного селекторного совещания от 26 октября 2009 г. № 38.

9. ГОСТ Р22.7.01-99 ЕДДС. Основные положения.

Сведения об авторах

агеев Сергей Владимирович, к.т. н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ведущий научный сотрудник. чухров игорь Петрович, к.ф-м.н., с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

хайновский алексей Сергеевич, м.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.