Научная статья на тему 'Особенности функционирования «Системы-112» на территории Российской Федерации, странах Евросоюза и США'

Особенности функционирования «Системы-112» на территории Российской Федерации, странах Евросоюза и США Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
76
25
Поделиться
Ключевые слова
"СИСТЕМА-112" / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ / INTERACTION OF DISPATCHING SERVICES / "SYSTEM-112" / AN EMERGENCY SITUATION

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Борзенкова Е.Н., Калач А.В., Облиенко А.В.

Описаны основные положения создания системы вызова оперативных спецслужб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, рассмотрен вопрос о функционировании и методах внедрения подобных систем на примере стран Европейского союза и США, представлена характеристика реализации программы по внедрению сервис функции «Е112».

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Борзенкова Е.Н., Калач А.В., Облиенко А.В.,

FEATURES OF THE ESTABLISHMENT OPERATION OF THE «SYSTEM-112» IN THE RUSSIAN FEDERATION, EU AND USA

The article describes the main provisions establishing a system call operational security services on a single number «112» on the territory of the Russian Federation, addressed the issue of the functioning and methods of implementing similar systems on the example of the European Union and the United States, presents characteristics of implement program service functions «E112».

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования «Системы-112» на территории Российской Федерации, странах Евросоюза и США»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «СИСТЕМЫ-112» НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА И США

Е.Н. Борзенкова;

А.В. Калач, доктор химических наук, доцент; А.В. Облиенко, кандидат технических наук, доцент. Воронежский институт ГПС МЧС России

Описаны основные положения создания системы вызова оперативных спецслужб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации, рассмотрен вопрос о функционировании и методах внедрения подобных систем на примере стран Европейского союза и США, представлена характеристика реализации программы по внедрению сервис функции «Е112».

Ключевые слова: «система-112», чрезвычайная ситуация, взаимодействие диспетчерских служб

FEATURES OF THE ESTABLISHMENT OPERATION OF THE «SYSTEM-112» IN THE RUSSIAN FEDERATION, EU AND USA

E.N. Borzenkova; A.V. Kalach; A.V. Oblienko.

Voronezh institute of State fire service of EMERCOM of Russia

The article describes the main provisions establishing a system call operational security services on a single number «112» on the territory of the Russian Federation, addressed the issue of the functioning and methods of implementing similar systems on the example of the European Union and the United States, presents characteristics of implement program service functions «E112».

Keywords: «system-112», an emergency situation, interaction of dispatching services

Начиная с 2004 г. МЧС России начало реализацию Федеральной программы по созданию системы экстренного оперативного вызова по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Одним из первых юридических документов в данной области стало Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894, согласно которому в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации, начиная с 2008 г. назначен номер «112». В указанном документе определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из четырех действующих экстренных оперативных служб (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и двух новых служб (служба «Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях) [1]. В 1998 г. для создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) городов и районов был разработан пакет документов, согласно которому все экстренные службы организуют между собой необходимое взаимодействие, регламентируемое соответствующими ведомственными нормативными документами.

Российская Федерация совместно со странами Европейского союза подписала в 1998 г. телекоммуникационное соглашение и единым номером экстренного вызова стал номер «112».

«Система-112» в Российской Федерации создается для решения следующих основных задач:

- прием оператором по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;

- анализ поступающей информации о происшествиях;

- передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы (ДДС) в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

- формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);

- автоматическое определение номера позвонившего лица (номера «А»), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;

- автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;

- регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача и др.);

- ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;

- возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на пяти иностранных языках (французском, английском, немецком, испанском, китайском) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам.

В Российской Федерации, согласно «Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», на базе ЕДДС муниципальных образований» «система-112» является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе ЕДДС муниципальных образований ДДС следующих экстренных оперативных служб (рис. 1).

Рис. 1. Общая схема информационных связей «системы-112» с внешней средой (АУИС РСЧС - автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ФБ - функциональный блок)

ЕДДС является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС муниципального уровня. Основные задачи ЕДДС объемны и многогранны, начиная от приема сообщений о любых ЧС до обработки и анализа данных о ЧС. Требования, предъявляемые к ЕДДС, закреплены законодательно. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации», органы местного самоуправления в срок до 31 декабря 2012 г. завершили работу по созданию ЕДДС, тем самым, заложив фундамент для создания в последующем «системы-112» (рис. 2).

Рис. 2. Схема внутрисистемных и внешних информационных связей «системы-112» в процессах взаимодействия с АС ДДС и ЕДДС (БД ФБ - база данных функционального блока; БД АС - база данных автоматизированной системы)

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», вызов экстренных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услуг связи посредством набора номера, единого на всей территории Российской Федерации [2]. Следующим шагом в данном направлении стало утверждение Правительством Российской Федерации «Правил оказания услуг подвижной связи», в которых (п. 9) говорится: «Вызов экстренных оперативных служб обеспечивается оператором связи каждому абоненту бесплатно и круглосуточно посредством набора номера (номеров), единого на всей территории Российской Федерации для соответствующей службы (служб)» [2].

В соответствии с данными Правилами операторы сетей сотовой оперативной связи Российской Федерации с 1 января 2008 г. обеспечили соединение абонента, оказавшегося в экстренной ситуации, с соответствующей службой (рис. 3).

I С луз»; б а пожарной охраны '

Служба реагирования в ч резвы ча й н ы х. с игу а ци я к

Служба полиции

Служба скорой медицинской помощи

Служба вАнтитеррорн-

Аварийная служба гага

Аварийная служба ал ектросети

Аварийная служба водоканала

Аварийная служба ЖКХ

Рис. 3. Обобщенная схема вызовов экстренных оперативных служб (ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях, УОВЭОС - узел обслуживания вызовов

экстренных оперативных служб)

В ближайшем будущем перед операторами сетей сотовой подвижной связи (СПС) Российской Федерации будет поставлена более сложная задача - не только обеспечить соединение, но и автоматически передать в службу экстренной помощи номер и данные терпящего бедствие абонента, а также его координаты, то есть показать работу так называемой сервис-функции Е112. Таким образом, операторы СПС будут вынуждены решить задачу определения местоположения (МП) абонента с заданной точностью.

Рассмотрим опыт внедрения и реализацию программ данной сервис-функции на примере стран Европейского союза (ЕС) и США. В странах ЕС обсуждение вопроса создания панъевропейской службы Е112 началось в 1999 г. Основные директивные положения по службе Е112 были сформулированы в документе ЕС по «Универсальной услуге» (Universal service directive) в апреле 2002 г. Директива ЕС вступила в силу 25 июля 2003 г. и требовала, чтобы операторы СПС обеспечивали службы спасения любой имеющейся у них информацией о географическом МП мобильного терминала (МТ), с которого делается вызов. Если говорить о сроках внедрения сервис-функции Е112, то руководство ЕС предполагало, что операторам и соответствующим службам будет достаточно 15 месяцев. Как впоследствии оказалось, этого времени было недостаточно. В Западной Европе требования к операторам СПС были не столь жесткими, как по другую сторону Атлантики. В 2000 г. ЕС сформировал исследовательскую группу, получившую наименование «Проект LOCUS» (Location of Cellular Users for Emergency Services -определение МП абонентов СПС для экстренных служб). Среди основных вопросов, рассмотренных при выполнении «Проекта LOCUS», была и модель регулирования, разделившаяся на два варианта: так называемое «мягкое» и «жесткое» регулирование.

Для варианта «мягкого» регулирования (выбранного впоследствии ЕС) характерны

минимальные требования к параметрам определения МП, небольшое число стандартов, регламентирующих реализацию служб Е112. Важным моментом реализации стало предложение для операторов использовать для служб Е112 те же технологии и программно-аппаратные комплексы, которые используются ими в коммерческих целях, например, при предоставлении услуг на базе определения МП. Выбор данного подхода прагматичен и обусловлен стремлением европейских законодателей обеспечить возврат инвестиций операторов СПС в создаваемую подсистему определения МП абонентов. Проведя анализ существующих на тот момент технологий определения МП, эксперты LOCUS определили, что для «условного европейского оператора» (10 млн абонентов, 2400 базовых станций и 30 коммутаторов) затраты на внедрение платформы на основе метода Cell-ID (Cell-ID и E-OTD - базовые технологии определения МП в сетях СПС) составят порядка 40 млн евро. В то же время на внедрение технологии EOTD потребуется порядка 100 млн евро.

В США Федеральная комиссия по связи (ФКС) конкретизировала не только дату вступления в силу соответствующего закона, но и определила параметры определения МП. Решение ФКС относительно экстренной помощи абонентам СПС (Директива Е911) было принято в 1996 г. Суть данного решения сводилась к тому, что от операторов СПС потребовали не только обеспечить переадресацию всех звонков по номеру вызова экстренной помощи 911 в ДДС, но и внедрить технологии, позволяющие определять МП абонента с высокой точностью и доставлять эту информацию в ДДС.

В США за основу была взята модель «жесткого» регулирования. В Директиве Е911 были зафиксированы точностные и вероятностные параметры, а также заданы сроки ввода каждого из этапов. Для реализации Директивы Е911 ФКС было предусмотрено несколько этапов, что обусловлено как техническими, так и организационными сложностями. В соответствии с Директивой Е911 было выделено три этапа для ввода службы Е911:

- «этап 0» обязывает оператора СПС обеспечить возможность абоненту СПС связаться с оператором пункта ДДС при наборе номера 911;

- «этап 1» обязывает оператора СПС в случае звонка мобильного абонента в службу Е911 кроме непосредственно вызова передать в ДДС и следующую информацию: номер абонента, набравшего 911, а также координаты базовой станции, к которой в данный момент подключен МТ абонента, так называемая псевдолокация (местоопределение);

- «этап 2» формулирует ряд требований ФКС к операторам СПС. Одно из ключевых требований, составляющих «этап 2», - необходимость автоматического определения МП МТ средствами оператора (Automatic Location Identification - ALI). Таким образом, при поступлении звонка от абонента, находящегося в экстремальной ситуации, оператору пункта ДДС будет автоматически предоставлена информация о его МП.

Срок выполнения требований «этапа 1» - апрель 1998 г. Позже сроки переносились и, в итоге, ФКС, осознавая проблемы, стоящие перед операторами (как технологические, так и организационные), перенесла контрольную дату «этапа 2» на 31 декабря 2005 г. При этом в первоначальном варианте планировалось обеспечить прием всех вызовов оперативной помощи через шесть месяцев после ввода в эксплуатацию пункта ДДС.

Однако новая редакция обязывает обеспечить прием 50 % вызовов через 6 месяцев, но прием 100 % вызовов - только через 18 месяцев после ввода в эксплуатацию пункта ДДС. Следует отметить, что конкретные параметры требований по точности, предписанных «этапом 2», неоднократно изменялись, что было обусловлено сложностью реализации решаемой задачи как по точности определения МП, так и по срокам их ввода.

Первоначально требования к точности определения МП абонента «этап 2» были определены ФКС следующим образом: в 67 % случаев точность должна была быть не хуже 125 м, а для 95 % вызовов - в пределах 300 м. В 1999 г. ввиду выявленных операторами технических проблем ФКС вынуждена была пересмотреть требования по точности и срокам внедрения. В зависимости от технологии, на базе которой реализована данная СПС, было задано два варианта реализации: на базе МТ либо на базе сетевых технологий (так называемое инфраструктурное решение) (табл.).

Таблица. Требования ФКС к точности определения местоположения в сетях сотовой подвижной связи для двух вариантов его реализации

Категории Определение МП на базе сетевых технологий Определение МП на базе МТ

Точность(м) 100 300 50 150

Число вызовов, у которых МП определено с приемлемой точностью (%) 67 95 67 95

При этом уже к ноябрю 2000 г. операторы обязаны были известить ФКС о конкретном варианте, который будет использован для определения МП в их сети СПС. Отметим, что в обоих случаях ФКС нормировало время отклика (время на формирование информации о МП) одним значением - менее 30 с.

Развитие технологий определения МП позволило сместить первоначальный акцент с решений на базе сетевой инфраструктуры к решениям на базе МТ. В августе 2000 г. ФКС сформулировала дополнительные требования к операторам относительно МТ, поддерживающих технологию определения МП. В общем, к 31 декабря 2005 г. проникновение МТ, поддерживающих определение МП, должно составить не менее 95 %.

Была регламентирована процедура подключения операторов к пунктам ДДС. Еще один параметр, который должен был регламентировать работу операторов - покрытие зоны ответственности ДДС. ФКС указала, что оператор СПС обязан обеспечить 100 % покрытие территории конкретного ДДС в течение 18 месяцев после подключения к ДДС.

Один из основных выводов исследовательской группы указывает, что «...нецелесообразно оставить ФКС во главе инициативы Е911. Следует усилить участие других федеральных ведомств - организовать управление национальной программы 911 внутри Министерства общественной безопасности» [3].

Одна из причин, сдерживающих развитие службы Е911 - ведомственная разобщенность. Эксперты утверждают, что юридически ДДС традиционно были подчинены администрации штатов и местным властям. Поэтому, устанавливая конкретные сроки ввода службы Е911, ФКС была лишена возможности контролировать их реализацию.

Итак, при организации службы оперативной помощи абонентам СПС были взяты за основу различные модели регулирования. Следует отметить, что в США задача создания службы Е911 решена (потребовав существенных инвестиций). Аналогичная по функциям задача сервис-функции Е112 (с определением МП абонента с высокой точностью) до настоящего времени ни в одной из стран ЕС остается нерешенной.

В Российской Федерации, несмотря на активное внедрение комплекса системно-технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и ДДС, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб по единому номеру «112», существует ряд открытых вопросов, что на данном этапе препятствует бесперебойному функционированию «системы-112». Опыт работы западных экстренных служб показывает, что номер «112» обслуживают либо противопожарная служба, либо полиция, которые принимают необходимые меры по экстренному реагированию на полученный вызов и привлекают другие службы.

При анализе работы западных экстренных служб выявлено, что для эффективного оказания помощи при возникновении чрезвычайного происшествия в 10 % случаев требуется привлечение более чем одной экстренной службы (рис. 4).

АЛ

Единый □

Рис. 4. Типовая схема развертывания «системы-112» в субъекте Российской Федерации с использованием единого (резервируемого) центра обеспечения вызовов на уровни сте лл ы -административного центра субъекта Российской Федерации (ДДС АЦ - дежурно-диспетчерская служба административного центра; ЦОВ - центр обработки вызовов; У ЦОД -центр обработки данных)

Служба вызова экстренных оперативных служб, вызов которых осуществляется по универсальному телефонному номеру, также позволяют более рационально использовать ресурсы экстренных оперативных служб и обеспечивать их эффективное взаимодействие при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В Российской Федерации, согласно ГОСТу Р 22.7.01-99, работает «Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» [4]. Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и др.). Это, в свою очередь, нарушает алгоритмизацию работы «системы-112».

Опыт внедрения сервис-функций Е112 и Е911 показал, что появление единого номера вызова экстренных служб является лишь необходимым, но недостаточным условием создания системы оперативной помощи. Очевидно, что каждый принятый телефонной сетью вызов должен быть направлен оператору единой государственной Экстренной оперативной службы оперативной помощи в экстренных ситуациях. При этом должна быть организована подсистема обработки географических координат абонента, набравшего номер «112».

Формирование концепции создания «службы 112» в Российской Федерации на основе положений, сформулированных ФКС США для операторов СПС (так называемое «жесткое» регулирование), предполагает более затратный сценарий реализации сервис-функции Е112

для российских операторов СПС. Анализ мирового опыта показывает, что так называемое «мягкое» регулирование, принятое в ЕС, не способно в конкретные сроки решить задачу оперативной помощи с определением точного МП в связи с тем, что разработанные в ЕС документы не вынудили местных операторов СПС начать внедрение систем точного определения МП.

Литература

1. Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб: Постановление Правительства Рос. Федерации от 31 дек. 2004 г. № 894. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О связи: Федер. закон Рос. Федерации от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг. ГИС-Ассоциация 2002-2014. URL: http://www.gisa.ru/101283.html (дата обращения: 2.07.2014).

4. ГОСТ Р 22.7.01-99. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».