УДК 377.5, УДК 372.862, УДК 37.018.46
некоторые вопросы подготовки кадров для Оистемы-112
А. Ю. Тараканов, С. В. Иванова
Аннотация
В статье рассмотрены основные задачи системы «112», а также требования, предъявляемые к операторам диспетчерской службы. Описаны основы организации обучения специалистов системы «112». Рассмотрены организация учебного процесса в Центре управления в кризисных ситуациях по Курской области, а также подготовка операторов диспетчерских служб на базе Жуковского авиационного техникума.
Ключевые слова: экстренная оперативная служба, система «112», подготовка операторов диспетчерской службы, учебно-методический центр, дистанционное обучение.
Some Questions about Personnel Training for System-112
A. Tarakanov, S. Ivanova
Abstract
The main tasks of the System-112 and requirements to the operators of control service are regarded in this article. The basis of specialists of the System-112 education organization are established here. There are also produced organization of education in the administration Centre in crisis situations on Kursk region and specialists of control service training on the base of Zhukovsky aviation technical secondary school.
Key words: Emergency day-to-day service, System-112, specialists of control service training, educational methodological centre, distance learning
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на угрозы. Повышение безопасности и защищенности населения и критически важных объектов от указанных угроз является одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации [1]. О том, что в операциях по спасению людей счет идет на секунды, знают все. Для человека,
попавшего в ЧП, надежда, боль, тревога сливаются в бездонное время ожидания с момента звонка о помощи, и тут так важно, чтобы сообщение ушло на пульт дежурного без промедления. Причем для эффективного оказания помощи при возникновении ЧП требуется привлечение более одной экстренной службы. Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации на-
См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)
чиная с 2008 года назначен номер «112». В указанном постановлении определен перечень экстренных оперативных служб, состоящий из 4 действующих экстренных оперативных (служба пожарной охраны, служба милиции, служба скорой медицинской помощи и аварийная служба газовой сети) и 2 новых (служба «Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях). Все организации экстренного реагирования формируют между собой необходимое взаимодействие, которое регламентируется соответствующими ведомственными нормативными документами. В целях реализации этого постановления необходимо провести комплекс системных, технических и организационных мероприятий по модернизации сетей связи и дежурно-диспетчерских служб, обеспечивающих возможность приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения в адрес экстренных оперативных служб.
Система-112 должна решать следующие основные задачи:
— прием оператором по номеру «112» вызовов (сообщений о происшествиях) и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
— анализ поступающей информации о происшествиях;
— передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
— формирование статистических отчетов по поступившим вызовам (сообщениям о происшествиях);
— автоматическое определение номера позвонившего лица (номера «А»), получение от оператора связи имеющихся данных о местонахождении абонентского устройства с этим номером, а также иных данных, необходимых для обеспечения реагирования по вызову;
— автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
— регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112» (запись, архивирование, поиск, передача и др.);
— ведение базы данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях), а также о его основных результатах;
— возможность приема вызовов (сообщений о происшествиях) на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) в административном центре субъекта Российской Федерации и в иных муниципальных образованиях, причем субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решение по формированию и утверждению перечня муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо использование дополнительных языков обращения к экстренным оперативным службам [1].
Если изучить проект Системы-112, то выясняется, что оператор диспетчерской службы должен уметь очень многое. Во-первых, владеть не только русским и национальным (если в регионе он есть), но и основными европейскими языками — на случай, если в беду попал иностранец. Кроме того, оператор должен
не только принять вызов и правильно его переадресовать, но и оказать пострадавшим или родственникам людей, попавших в катастрофу, психологическую помощь. При этом диспетчеру придется научиться отличать реально попавших в беду от телефонных хулиганов. В США, например, существует Cлужба-311, куда переадресовываются сомнительные звонки с 911 [2]. На диспетчера Cлужбы-112 возложена большая ответственность. Приняв сообщение о происшествии, он должен самостоятельно определить перечень экстренных служб, необходимых для оказания помощи людям, оперативно довести информацию до этих служб, держать на контроле поступившее сообщение до момента завершения работы по нему. Сегодня в МЧС нет достаточного количества операторов, а учитывая новые требования, найти специалистов будет непросто.
В связи с изменением порядка вызова оперативных служб и необходимостью организации информационного взаимодействия этих служб в рамках Cистемы-112 возникает задача повышения уровня квалификации персонала единых дежурно-диспетчерских служб. Для этого необходимо обеспечить проведение подготовки специалистов этих служб в образовательных учреждениях по программам профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.
Такая подготовка будет организована в образовательных учреждениях в зависимости от региональных потребностей:
— для операторов «112», диспетчеров и начальников смены — в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, учебных центрах (пунктах) федеральной противопожарной службы, а также в учебно-методических центрах по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации;
— для руководящего состава — в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, при необходимости подготовка будет развернута в иных организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности [1].
Пилотный проект Системы-112 в конце 2009 года начал свою работу в Курской области [3]. В сентябре 2008 года на базе учебно-методического центра по ГОЧС Курской области приступили к обучению диспетчеров единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) районов области по новой, усовершенствованной специалистами УМЦ программе. Этапами их профессиональной подготовки стало обучение на базе учебного пункта ГУ «1 отряд ФПС по Курской области» и Учебно-методического центра ГОЧС Курской области, изучение основ психологии и английского языка, стажировка в Центре управления в кризисных ситуациях МЧС России по Курской области. За время обучения диспетчеры получают теоретические знания и практические навыки, изучают нормативно-правовые документы. Каждый обучающийся получает в помощь методические пособия, в которых четко прописаны обя-
занности диспетчеров, порядок представления данных о поступающих сообщениях и другой информации. Главное требование к работнику диспетчерской службы — умение работать с персональным компьютером. На курсах практически отрабатываются навыки работы с электронно-вычислительной техникой, умение оценивать поступившую информацию, передавать ее в соответствующую службу, формировать статистические отчеты по вызовам граждан и даже оказывать психологическую помощь позвонившим.
Познакомившись с деятельностью Центра управления в кризисных ситуациях по Курской области, аналогов которому пока в субъектах Российской Федерации нет, Министр МЧС России Шойгу дал указание об организации в данном учреждении обучения специалистов для Системы-112. В России необходимо не только создавать аналогичные центры, оснащать их необходимым техническим оборудованием, но и готовить персонал к работе с техникой. Курск в этом случае — лучшая база для учебы.
За минувшие два месяца на стажировке побывали 7 групп, а это более 100 человек. В течение трех дней слушатели изучают организацию и порядок развертывания Системы-112 в Курской области, деятельности ЦУКС, возможности единых дежурных диспетчерских служб. Предусмотрена и стажировка специалистов в составе дежурных смен ЦУКС [4].
Подготовка операторов единых диспетчерских служб осуществляется на базе Авиационного техникума им. В. А. Казакова (г. Жуковский). Программа обучения в данном образовательном учреждении ориентирована на подготовку специалистов, способных работать в составе единых дежурно-диспетчерских службах Системы-112, поскольку выпускник получает не только теоретические знания о предмете его будущей деятельности, но и навыки реального процесса работы оперативной дежурной смены с применением современных информационных технологий. Для подготовки операторов был создан и оснащен учебный комплекс, включающий три учебных помещения. Однако, несмотря на все успехи, есть еще немало сложностей и проблемных вопросов в области подготовки специалистов в данном техникуме, а именно: нехватка преподавательского состава, программное и информационное обеспечение требует совершенствования, а также необходимо решать задачу дистанционного обучения [5].
Одной из форм подготовки персонала единых дежурно-диспетчерских служб в рамках введения на всей территории России единого номера вызова экстренных служб «112» может стать дистанционный способ обучения. Отличительной особенностью дистанционной формы является то, что она позволит проводить обучение персонала единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в удаленном доступе без длительного отрыва от производства.
Во Владимирском государственном университете ведутся работы с привлечением центра дистанционного обучения, а также центра обучения в удаленном досту-
пе в области «Гражданской защиты и пожарной безопасности», созданного в рамках реализации инновационной образовательной программы, итогом выполнения которой станет система обучения персонала единых дежурно-диспетчерских служб Системы-112 в рамках введения на всей территории России единого номера вызова экстренных служб «112», развернутая на сервере дистанционного обучения ВлГУ [6].
По имеющимся оценкам, в результате чрезвычайных ситуаций ежегодно гибнут 70 тыс. человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий) и разрушаются более 300 особо ценных объектов природного и культурного наследия. Ежегодный экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 процентов объема валового внутреннего продукта.
В результате создания и развертывания Системы-112 оперативность совместных действий экстренных служб должна возрасти и время реагирования снизиться с 1 часа до 30—40 минут, что позволит уменьшить безвозвратные потери населения в чрезвычайных ситуациях на 10—15 процентов, а экономический ущерб — на 3—5 процентов [1].
Литература
1. Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.
2. Константин Рождественский. «Абонент спешит на помощь», журнал «Итоги». № 8 от 19.02.07.
3. Вячеслав Виробьянц. «Система-112: от проекта к реальности», газета «Спасатель». № 30 (260), 31 октября 2009 года.
4. Александр Мохунь. «Изучаем Систему-112», газета «Спасатель». № 34—35 (264—265), 15 декабря 2009 года.
5. И. С. Фалеева. «О подготовке специалистов среднетехнического образования для Центров управления и диспетчи-рования при чрезвычайных ситуациях (ЕДДС, телефон 112) в ФГОУ СПО «Жуковском авиационном техникуме имени В. А. Казакова», сборник материалов конференции «Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения», XIII Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6. С. М. Аракелян, В. Г Прокошев, С. И. Абрахин, И. Е. Жигалов, М. П. Козубай, А. Э. Поленов. «Создание учебно-методической базы подготовки оперативно-диспетчерского состава Системы-112 с применением технологии дистанционного обучения», XVI Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2009».
Сведения об авторах
Тараканов Андрей Юрьевич, ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, начальник направления. Иванова Светлана Владимировна, ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России, инженер.