Научная статья на тему 'Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства'

Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОГЛАШЕНИЕ / РЕЗИДЕНТЫ / РИСКИ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TOURISM / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / AGREEMENT / RESIDENTS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бардаханова Т. Б.

В статье рассмотрены основные положения и формы государственно-частного партнерства, используемые в процессе формирования особой эко-номической зоны туристско-рекреационного типа. Выявлены основные риски реализации проекта и рассмотрены направления их минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бардаханова Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals and risks of the project to create a special economic zone of tourist-recreational type based on public-private partnership

The article describes the main terms and forms of public-private partnerships that are used in the formation of a special economic zone for tourism and recreation. The main risks of the project are identified, and also directions for reducing them are considered.

Текст научной работы на тему «Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства»

УДК 332

© Т.Б. Бардаханова

Основные положения и риски реализации проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на основе государственно-частного партнерства

В статье рассмотрены основные положения и формы государственно -частного партнерства, используемые в процессе формирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Выявлены основные риски реализации проекта и рассмотрены направления их минимизации. Ключевые слова: особая экономическая зона, туризм, государственно -частное партнерство, соглашение, резиденты, риски.

© T.B. Bardakhanova

Fundamentals and risks of the project to create a special economic zone of tourist-recreational type based on public-private partnership

The article describes the main terms and forms ofpublic-private partnerships that are used in the formation of a special economic zone for tourism and recreation.

59

The main risks of the project are identified, and also directions for reducing them are considered.

Keywords: special economic zone, tourism, public-private partnership, agreement, residents, risks.

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» (ОЭЗ ТРТ) расположена в Прибайкальском районе Республики Бурятия, на восточном побережье озера Байкал на пяти участках «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». Общая площадь территории ОЭЗ ТРТ составляет 3 658,12 га.

Цель проекта создания ОЭЗ ТРТ - формирование центра международного туризма на востоке России, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма. В июле 2010 г. проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденный В.В. Путиным (05.07.2010 № 3411п-П16). Реализация проекта предполагает строительство всесезонного курорта мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой, крупнейшим горнолыжным курортом на востоке России, крупными центрами SPA-терапии и тибетской медицины. Территория особой экономической зоны может быть использована для проведения международных фестивалей и конференций.

Реализация проекта создания ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия осуществляется на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) в два этапа: 2007-2013 гг. - освоение участков «Турка» и «Пески»; 20102016 гг. - освоение участков «гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горя-чинск».

Решение о создании ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия принято 3 февраля 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 68. Деятельность по созданию ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия регулируется соглашением от 2 марта 2007 г. № 2768-ГГ/Ф7, подписанным между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия и Администрацией муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия (Соглашение). Ключевые положения Соглашения состоят в следующем:

Стороны обеспечивают: а) привлечение внебюджетных инвестиций в размере не менее 38 млрд р.; б) создание не менее 22 тыс. мест размещения туристов; в) посещение туристско-рекреационной особой зоны не менее 1 млн чел.; г) создание не менее 34 тыс. рабочих мест, включая смежные отрасли.

Стороны разрабатывают: а) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой зоны и прилегающей к ней территории и представляют его на утверждение Сторон; б) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития туристско-рекреационной особой зоны и порядок их финансирования и представляют их на утверждение Сторон; в) проект планировки территории туристско-рекреационной особой зоны и утверждают

его в установленном порядке в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Перечень объектов инфраструктуры туристско-рекреационной особой зоны, подлежащих строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а также сроки, объем и источники их финансирования ежегодно, не позднее 1 марта, устанавливаются Сторонами в дополнительном соглашении.

Стороны обеспечивают принятие в установленном законодательством порядке в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление резидентам особой экономической зоны налоговых льгот, перечень и сроки действия которых определяются в дополнительном соглашении Сторон.

Правительство Республики Бурятия и Администрация муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия делегируют (передают) Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) (после ликвидации РосОЭЗ - Министерству экономического развития РФ) на срок существования туристско-рекреационной особой зоны свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в пределах территории туристско-рекреационной особой зоны.

РосОЭЗ (после ликвидации РосОЭЗ - Министерство экономического развития РФ) берет обязательство:

- предоставить на условиях долгосрочной аренды земельный участок в пределах территории особой экономической зоны;

- выдать свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента;

- получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту;

- обеспечить проведение государственной экспертизы и получения разрешения на строительство.

Резиденты ОЭЗ принимают на себя обязательство осуществить капитальные вложения в согласованном объеме в соответствии с бизнес-планом.

Право на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства туристско-рекреационной особой зоны и расположенное в ее границах, а также на объекты инфраструктур этой зоны, расположенные на прилегающей к особой зоне территории и непосредственно с ней связанные, устанавливается Сторонами в дополнительном соглашении.

Порядок управления объектами недвижимости и объектами инфраструктуры, созданными за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенными в границах туристско-рекреационной особой зоны, а также порядок эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их

капитального ремонта, также устанавливаются Сторонами в дополнительном соглашении.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и расположенным в границах турист-ско-рекреационной особой зоны, после прекращения существования особой экономической зоны также устанавливается Сторонами в дополнительном соглашении.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует в течение 20 лет на весь срок существования туристско-рекреационной особой экономической зоны. Срок действия подписанного Соглашения продлению не подлежит.

Государственными партнерами по реализации проекта создания ОЭЗ ТРТ являются Правительство Российской Федерации (в лице РосОЭЗ (после ликвидации РосОЭЗ - Министерства экономического развития РФ)) и Правительство Республики Бурятия. Муниципальным партнером является Администрация муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия. Указанные стороны в рамках проекта осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры туристско-рекреационной особой зоны за счет средств: федерального бюджета - 76,4%; бюджета Республики Бурятия - 23,0%; бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия - 0,6%.

Частными партнерами являются резиденты ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань»: ООО «Гора Бычья», ЗАО «Золотые пески Байкала», ООО «Путник Сибирь», ООО «Круизы Байкала», ООО «Рыбацкая деревня», ООО «Байкальская гавань», ООО «Сибирь капитал», ООО «Байкал-Инвест», ООО «Интерра» и др. Резиденты привлекаются на строительство инфраструктуры туристско-рекреационной особой зоны на основе заключения Соглашений об осуществлении туристско-рекреационной деятельности на территории ОЭЗ ТРТ в Прибайкальском районе Республики Бурятия.

Статус резидента позволяет в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» получить преференции по налогам и сократить сроки согласований, а также обеспечить туристские объекты необходимой инфраструктурой за счет государственных инвестиций. Также резидентам в течение срока действия соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности дается гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (ст.38 указанного Закона).

Основной формой государственно-частного партнерства, используемой в целях реализации проекта ОЭЗ ТРТ, является аренда с инвестиционными обязательствами.

Преимуществами данной формы ГЧП являются следующие обстоятельства:

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации, составляют в настоящее время существенные статьи доходов в бюджеты всех уровней;

- в арендные отношения могут вступать любые собственники - юридические и физические лица, и эти отношения регулируются в рамках норм гражданского права;

- право распоряжения имуществом остается у собственника и не передается частному сектору.

К недостаткам указанной формы ГЧП можно отнести то, что:

- стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит;

- не всегда арендные отношения носят долгосрочный характер, что не позволяет осуществлять стратегическое планирование деятельности;

- частный сектор обладает меньшей свободой в принятии управленческих решений, чем в концессиях;

- инвестиционные риски несет арендатор.

В качестве комментариев к развитию арендных отношений в рамках создания ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия необходимо отметить, что в настоящее время работы по проектированию и строительству объектов туристской инфраструктуры резидентов ОЭЗ затягиваются в связи с отсутствием или длительным процессом рассмотрения и согласования договоров аренды на земельные участки. Ввод в эксплуатацию объектов туристской инфраструктуры ожидается в течение 2,5 лет с момента заключения договора аренды земельного участка с Минэкономразвития России.

Особенностью развития ОЭЗ ТРТ на основе ГЧП является возможность получения государственной поддержки через инструменты бюджетного финансирования и институтов развития. В частности, для создания ОЭЗ ТРТ в республике в настоящее время используются в основном средства федерального и республиканского бюджетов. Согласно Перспективному плану развития ОЭЗ ТРТ, общая стоимость проекта составляет 69,36 млрд р., в том числе бюджетные инвестиции - 22,36 млрд р., частные инвестиции - 47,5 млрд р.

За период с начала создания ОЭЗ в 2007 г. до 2012 г. бюджетные инвестиции на создание объектов инфраструктуры на участках «Турка» и «Пески» составили 3 224,44 млн р., в том числе затраты федерального бюджета - 2 293,34 млн р., бюджета Республики Бурятия - 927,53 млн р. бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» РБ -3,57 млн р. Необходимо здесь отметить, что почти половина из указанной суммы средств освоена в 2011 г.: всего 1 375,29 млн р., в том числе затраты федерального бюджета - 814,88 млн р., бюджета Республики Бурятия - 496,2 млн р., бюджета муниципального образования «Прибайкальский район» - 2,62 млн р., средства компаний-резидентов - 61,59 млн р.

Закладка первого камня ОЭЗ прошла в 2009 г. во время работы Международной экономической конференции «Роль Сибири и Дальнего Вос-

тока в глобальном развитии», проведенной в рамках Байкальского экономического форума (г. Улан-Удэ, июль 2009 г.). В настоящее время подготовлены План обустройства и Проект планировки территории участков «Турка» и «Пески». Заложена основа для привлечения инвесторов и обеспечения инженерной инфраструктурой деятельности резидентов, осуществлены землеустроительные и кадастровые работы.

За счет средств федерального бюджета построены:

- на участке «Турка»: производственно-эксплуатационная база, котельная, внутриплощадочные сети бытовой канализации и водопровода, локальные очистные сооружения, ПС-110/10 кВ, КПП с ограждением территории и наружным освещением, набережная. Введены в эксплуатацию внутриплощадочные сети ливневой канализации с очистными сооружениями, трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ и распределительные пункты, ВЛ-10, КЛ-0,4, внутриплощадочные информационно-коммуникационные сети и сети информационно-вычислительной связи, улично-дорожная сеть с наружным освещением, инженерная подготовка площадки, вертикальная планировка;

- на участке «Пески»: внутриплощадочные сети бытовой канализации, ограждение территории, трансформаторные подстанции 10/0,4 кВ и распределительные пункты, ВЛ-10, КЛ-0,4, сети водопровода от участка «Пески» до участка «Турка».

За счет средств бюджета Республики Бурятия построены:

- на участке «Турка»: мусороперегрузочная станция (совместно с муниципальным образованием «Прибайкальский район» РБ), пожарное депо.

- на участке «Пески»: водозаборные сооружения.

В настоящее время за счет средств республиканского бюджета осуществляется строительство амбулатории врача общей практики в с. Турка (совместно с муниципальным образованием «Прибайкальский район» РБ), причальных сооружений, берегоукрепительные и дноуглубительные работы. Открытие участков «Турка» и «Пески» для первых туристов планируется с начала 2014 г.

С 2012 г. начинается освоение участков ОЭЗ второй очереди: «Гора Бычья», «Бухта Безымянная» и «Горячинск». На текущий момент разработана концепция развития участков «Гора Бычья» и «Бухта Безымянная», разрабатывается проект планировки участка «Гора Бычья», объявлен конкурс на разработку концепции участка «Горячинск».

В настоящее время зарегистрировано 12 резидентов, намеренных реализовать проекты на территории ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», с общим объемом инвестиций 40,8 млрд р. 27 декабря 2011 г. на заседании Наблюдательного совета ОЭЗ прошли предварительное рассмотрение бизнес-планы 3-х новых потенциальных резидентов: ООО «Альфа», ООО «Акрополь-Байкал», ООО «Байкал Монета Технолоджи».

На создание ОЭЗ ТРТ привлекаются финансовые средства российских институтов развития. Так, осенью 2010 г. на Форуме в Сочи было подписано соглашение о намерении финансировать проект создания всесезон-

ного горного курорта международного класса между группой компаний Яшге80118 (входящее в группу ООО «Гора Бычья» является резидентом ОЭЗ ТРТ) и Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк»).

Успех или неуспех любой формы ГЧП определяется ключевыми рисками реализации проекта и проработанностью вопросов минимизации потенциальных рисков для носителей рисков. На наш взгляд, наиболее значимыми для проекта создания ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия является 3 вида рисков: изменение законодательства, уровень спроса на продукцию или услугу, распределение полномочий между партнерами.

Одним из ключевых рисков для проекта создания ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия является изменение законодательства. Так, ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия расположена в границах Байкальской природной территории, хозяйственная деятельность на которой регламентируется Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал. В период подготовки заявки на создание ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия (до сентября 2006 г.) еще не были утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), поэтому на планируемую территорию под ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия не распространялись ограничения на виды деятельности в ЦЭЗ БПТ, установленные постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. №643. Уже после разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта и подачи заявки на создание ОЭЗ ТРТ распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории» были утверждены новые границы ЦЭЗ БПТ. Включение в ЦЭЗ БПТ малых рек и их водосборных территорий расширило площадь территории зоны до 90 тыс. кв. км (рост в 4 раза). Территория будущей ОЭЗ ТРТ полностью вошла в ЦЭЗ БПТ, и на нее стали распространяться ограничения, установленные постановлением №643:

- запрет рубок главного пользования в лесах 1-ой категории;

- запрет на строительство новых котельных, заправок;

- запрет на строительство предприятий легкой, пищевой, мукомольной промышленности;

- добыча песка, гальки, гравия и щебня на акватории оз. Байкал, в его прибрежной защитной полосе;

- строительство автомобильных и железных дорог, для сооружения которых требуется перевод земель лесного фонда в нелесные земли;

- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами рекреационных территорий, предусмотренных Комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов БПТ.

Для всех участников и действующих лиц проекта реально возникла угроза отказа от планов развития ОЭЗ ТРТ на Байкале, поскольку в ЦЭЗ БПТ нельзя начинать новое строительство за границами существующих населенных пунктов, что противоречит концепции создания туристских ОЭЗ в целом.

Риск того, что планы по созданию ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия останутся нереализованными, стал очень высоким. В этих условиях органы государства (как со стороны субъекта РФ, так и федеральные ведомства) приложили немало усилий по снятию ограничений на развитие туризма. В мае 2009 г. постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 №435 были внесены изменения в постановление №643, которые не распространяли ряд запретов на особые экономические зоны туристско-рекреационного типа в ЦЭЗ БПТ, в т.ч.:

- строительство зданий и сооружений (или их частей) с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов;

- строительство автомобильных дорог, необходимых для функционирования жилых и хозяйственных объектов, а также особых экономических зон туристско-рекреационного типа, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Вместе с тем, в рамках действующего законодательства существуют другие пробелы, которые замедляют темпы реализации проекта.

В настоящее время строительство инфраструктурных объектов ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» ведется в границах земельных участков, находящихся в границах земель населенных пунктов. Для строительства других объектов ОЭЗ ТРТ (как инфраструктурных, так и коммерческих) требуется проведение выборочных рубок в защитных лесах, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ. Однако выполнению работ препятствует отсутствие механизма выдачи разрешений на рубку лесных насаждений в защитных лесах.

Большая часть земельных участков, включенных в границы ОЭЗ ТРТ, относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. В связи с этим защитные леса, находящиеся на указанных землях, выведены из юрисдикции Федерального агентства лесного хозяйства, как не относящиеся к лесному фонду. Земельные участки ОЭЗ ТРТ не подпадают под определение лесных участков, следовательно, изъятие лесных насаждений в целях размещения на них объектов инфраструктуры ОЭЗ не может регулироваться главой 6 ЛК РФ (Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) или главой 7 ЛК РФ (Договор купли-продажи лесных насаждений).

Органом, наделенным полномочиями в отношении лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Однако ее полномочия ограничены регулированием санитарных рубок в составе мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и не предусматривают регулирование выборочных либо сплошных рубок лесных насаждений.

Учитывая, что законодательно не определены уполномоченные органы по регулированию лесных отношений в защитных лесах, расположенных в границах ОЭЗ, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части расширения полномочий органов управления особыми экономическими зонами вышеуказанными функциями.

Другим фактором риска в проекте создания ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» является возможная невостребованность услуг в ожидаемых объемах.

Главная проблема строительства инфраструктурных и коммерческих туристских объектов состоит в соответствии реального трафика по доходности оценкам потока денежных средств, полученным на этапе разработки ТЭО.

Рыночный спрос на туристические услуги определяется готовностью потребителей оплачивать отдых. Суточные расходы туристов на проживание, питание, лечение, развлечения, загрузка гостиниц и других средств размещения, количество прибытий и пр. могут быть не достаточны, чтобы компенсировать все затраты на создание ОЭЗ ТРТ. От правильности расчетов потребности населения в платных туристических услугах и способности его нести издержки на эти цели зависит жизнеспособность проекта и его финансирование.

В проекте создания ОЭЗ ТРТ в Республике Бурятия на этапе ТЭО оценивалась чувствительность проекта к возможным изменениям спроса на услуги. Проводился анализ финансовых рисков, связанных с недополучением запланированных доходов туристического сектора и доходов бюджета в связи со снижением уровня спроса на услуги. В основу анализа финансовых рисков была положена оценка чувствительности результатов финансовой модели к различным сценариям (худший, базовый и лучший сценарии). Доходы туристического сектора и бюджета определялись на основе суточных расходов туристов (на проживание, развлечения, питание и пр.), коэффициента загрузки средств размещения разных категорий (гостиницы 3*, 4*, 5*) и соответствующих изменений количества прибытий туристов и количества необходимого обслуживающего персонала. Изменение суточных расходов туристов в зависимости от сценария составляло 5-10%. Прогнозируемый уровень загрузки средств размещения при худшем сценарии составлял от 45 до 52% в зависимости от категории средства размещения, при лучшем - 55-64%.

Расчеты показали, что при любом сценарии прогнозируемый чистый денежный поток компаний туристического сектора обеспечивает безубыточность: при худшем варианте - 8,75 млрд р., базовом - 11,4 млрд р., лучшем - 14,25 млрд р.

Накопленный чистый денежный поток бюджетов также обеспечивает безубыточность: при худшем варианте - 32,44 млрд р., базовом - 38,62 млрд р., лучшем - 45,12 млрд р.

Согласно расчетам, развитие зоны позволит создать к 2026 г. от 13,8 тыс. рабочих мест при худшем варианте, до 16,8 тыс. рабочих мест - при лучшем варианте.

Необходимо отметить, что все резиденты ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», подписав соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, принимают на себя часть риска, связанного с уровнем спроса на свои услуги.

Вместе с тем государство способствует уменьшению риска снижения спроса на туристские услуги, вкладывая бюджетные средства в создание комфортных инфраструктурных условий (строительство автомобильной дороги «Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан-Новый Уоян», двухцепной ЛЭП-220 кВ «Татаурово-Горячинск-Баргузин» с подстанциями в с. Горячинск и п. Баргузин, объектов инженерной инфраструктуры и пр.), а также активно рекламируя туристский потенциал ОЭЗ ТРТ путем проведения общественно значимых мероприятий (форумов, выставок, презентаций и пр.).

Что касается такого фактора риска, как распределение полномочий между партнерами, то произошедшее в 2010 году перераспределение полномочий по управлению особыми экономическими зонами в Российской Федерации в связи с ликвидацией РосОЭЗ иллюстрирует высокую вероятность такого риска. В настоящее время работы по проектированию и строительству объектов туристской инфраструктуры резидентов затягиваются в связи с отсутствием договоров аренды на земельные участки, которые ранее заключало РосОЭЗ.

Для дальнейшей успешной реализации проекта создания ОЭЗ ТРТ необходимо налаживание более тесного взаимодействия государственных, муниципальных и частных партнеров. Так, все проектные решения резидентов должны пройти через общественные слушания и экологическую экспертизу; не менее важным вопросом является межрегиональная координация усилий властей Республики Бурятия и Иркутской области по вопросам развития всей туристической отрасли на Байкале (по срокам создания объектов, инфраструктуре, общему маркетингу и пр.).

Литература

1. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ).

2. Федеральный закон от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 21.11.2011 г. № 331-ФЗ).

3. Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (в ред. от 13.01.2010 №1).

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р «О границах Байкальской природной территории».

Бардаханова Таисия Борисовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Байкальский институт природопользования СО РАН.

670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, тел.: (3012)434132, факс:

(3012)434753, e-mail: tbard@binm.bscnet.ru

Bardakhanova Taisiya Borisovna, PhD, senior researcher Baikal Institute of Nature, SB RAS, Ulan-Ude, Sakhyanova str., 6. (3012)434132, факс: (3012)434753, e-mail: tbard@binm.bscnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.