Научная статья на тему 'Роль и место рекреационных зон в системе рационального природопользования'

Роль и место рекреационных зон в системе рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1199
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ТИПЫ РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / TYPES OF RECREATIONAL RESOURCES / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ / RECREATIONAL FACTORS / RECREATIONAL ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никоноров Сергей Михайлович

В статье проанализирована экономическая деятельность семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России. Проведено комплексное обоснование открытия девятой рекреационной зоны в одном из регионов Поволжья. Ключевые слова: рекреационные зоны, рациональное природопользование, инвестиционный климат, типы рекреационных ресурсов, рекреационные факторы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and the Place of Recreation Areas in the System of Environmental Management

In article economic activity of seven special economic zones the tourist-recreational type, created in Russia is analyzed. Complex justification of opening of the ninth recreational zone in one of regions of the Volga region is carried out.

Текст научной работы на тему «Роль и место рекреационных зон в системе рационального природопользования»

тУРиЗМ: нАУЧнОЕ ПРОСТРАнСТВО

удк 330.8

с.М. Ииконоров

роль и место рекреационных зон в системе рационального природопользования

в статье проанализирована экономическая деятельность семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, созданных в России. Проведено комплексное обоснование открытия девятой рекреационной зоны в одном из регионов Поволжья.

Ключевые слова: рекреационные зоны, рациональное природопользование, инвестиционный климат, типы рекреационных ресурсов, рекреационные факторы.

s^. Nikonorov

the role and the place of recreation areas in the system of environmental management

In article economic activity of seven special economic zones the tourist-recreational type, created in Russia is analyzed. Complex justification of opening of the ninth recreational zone in one of regions of the Volga region is carried out.

Key words: recreational zones, rational environmental management, investment climate, types of recreational resources, recreational factors.

Р

А екреационные зоны занимают особое место в системе хозяйственного комплекса государства в целом и в системе рационального природопользования, в частности. Именно в них происходит воспроизводство трудовых ресурсов и оздоровление населения страны (региона, муниципального образования), что делает их экономически, социально и экологически значимыми.

В настоящее время рекреационный фактор оказывает существенное влияние на территориальную и отраслевую структуру хозяйства многих стран (регионов). в некоторых странах доходы от туризма стали определяющей статьей ВВП. Существует изначальное конкурентное преимущество в туристско-рекреационном предпринимательстве тех стран или регионов, где уникальные сочетания ресурсов сферы оздоровительного отдыха, созданных природой или человеком, наиболее привлекательно как по климатическим условиям, так и по многообразию других факторов. Каждый регион, занимая определенное место в системе общественного разделения труда и рационального природопользования, имеет некую специфичность условий: природных (экологических), производственных (экономических) и трудовых (социальных), и обладает в силу этого определенной спецификой потребностей и возможностей.

В своей диссертации мы постарались все материалы изложить по пяти типам рекреационных ресурсов, добавив к трем типам рекреационных ресурсов по Д. Еделеву [Еделев, Кирей, Сергеева, Стригина, Иванов 2007] два своих типа:

1) рекреационно-лечебный (например, лечение минеральными водами);

2) рекреационно-оздоровительный (например, купально-пляжные рекреации и биоклиматические рекреации);

3) рекреационно-спортивный (например, горнолыжные зоны);

4) рекреационно-культурно-познаватель-ный и рекреационно-просветительский (прогулки по парку, слушание птиц и т.д.);

5) рекреационно-экологический (охота, рыбалка).

9 июля 2006 г. вступили в действие два федеральных закона - № 76-ФЗ и № 75-ФЗ от 3 июня 2006 г. Закон № 76-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Этими изменениями введен новый вид ОЭЗ - туристско-рекреационных особых экономических зон (ТР ОЭЗ), целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ. Закон № 75-ФЗ дополнил некоторые главы Налогового кодекса РФ, установив налоговые льготы для резидентов подобных ОЭЗ.

Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 г. № 212 было объявлено о проведении в 2006 г. открытого конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Из 28 поданных заявок были признаны семь победителей. После подведения итогов конкурса вышли постановления Правительства РФ от 3.02.07 г. №№ 67 - 73 об образовании особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

1) «Алтайская Долина» на территории муниципальных образований «Майминский район» и «Чемальский район» Республики Алтай;

2) «Байкальская гавань» - муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия;

3) «Новая Анапа» - в Краснодарском крае;

4) «Кавказские Минеральные Воды» - в Ставропольском крае;

5) «Бирюзовая Катунь» - Алтайского района Алтайского края;

6) «Куршская коса» - Зеленоградского района Калининградской области;

7) «Ворота Байкала» - на территории п. Листвянка Иркутского муниципального образования Иркутской области.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана 8-я

туристско-рекреационная особая экономическая зона. Этим самым создан прецедент, дающий нам право рассчитывать на создание 9-ой туристско-рекреационной особой экономической зоны в Чувашской Республике, ввиду отсутствия подобных рекреационных зон во всем Приволжском Федеральном Округе и наличия потенциала для развития рекреационной зоны «Заволжье» в Республике Чувашия.

Чувашская Республика (Чувашия) -территория в составе РФ, расположенная на востоке Европейской части России. Площадь 18,3 тыс. км2. Население 1,292 млн чел. Граничит: на западе - с Нижегородской областью, на юго-западе - с Республикой Мордовия, на юге - с Ульяновской областью, на востоке - с Республикой Татарстан, на севере - с Республикой Марий Эл. Столица - г. Чебоксары. Столица имеет выгодное географическое положение, с точки зрения развития рекреационных зон (до г. Москвы

- 650 км, до г. Санкт - Петербург - 1300 км, до г. Нижний Новгород - 260 км, до г. казани - 160 км). Наличие международного аэропорта и ж/д вокзала. Через город проходит федеральная трасса М 7 - г. Москва

- г. Владимир - г. Нижний Новгород - г. Чебоксары - г. Казань + добавим сюда трассу Е 95 и Санкт-Петербург входит в наш автотуристский маршрут. ОАО РЖД планирует построить скоростные ветки: 1) Москва -Санкт-Петербург, 2) Москва - Екатеринбург (проходящие в т. ч. через Чувашскую Республику (г. канаш (90 км от г. Чебоксары). входит в Приволжский Федеральный Округ.

Характеристики и специализации всех ОЭЗ ТРТ в России мы свели в одну таблицу (табл. 1).

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются сроком на 20 лет. в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих, туристско-рекреационные зоны могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований и полностью включать участки какого-либо города, района, области или края. кроме того, они могут создаваться не только на

тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, но и на землях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам. Более того, участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На земельных участках таких зон могут располагаться объекты, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, а также объекты жилищного фонда.

Под туристско-рекреационной понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1. ст. 10 Закона № 116-ФЗ). Какой-либо иной деятельностью резиденты ОЭЗ заниматься не вправе. Кроме того, им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.

Передавать права и обязанности другому лицу резиденты не могут. Также установлен ряд запретов на распоряжение полученным в аренду земельным участком. Например, нельзя передавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал, паевого взноса в производственный кооператив, передавать права и обязанности по договору аренды (перенаем), передавать земельный участок в субаренду и безвозмездное срочное пользование.

Согласно Налоговому кодексу РФ в редакции Закона № 75-ФЗ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот:

таблица 1.

Характеристики и специализации девяти ОЭЗ ТРТ в РФ

субъект РФ, муниципальные образ-я, площадь ОЭЗ трт специализации (виды туризма) Объем инвестиций (млрд руб.) Элементы инфраструктуры

1. Республика Алтай, Майминский и Чемальский районы, 16 км2 горнолыжный, экологический, спортивный, рекреационный Бюджетное финансиров-е - 5,6 (фед. бюджет - 4,8), внебюджетные инвестиции - 6,7 Круглогодичные гостиничные комплексы на 8,5 тыс. мест со SPA-центрами, горнолыжный и лечебно-оздоровительный комплексы

2. Республика Бурятия (ОЭЗ ТРТ «Байкал»), Прибайкальский район, 701 км2 горнолыжный, экологический, спортивный, оздоровительный, экскурсионный, водный Бюджетное финансир-е - 13,3 (фед. бюджет - 10,2), внебюджетные инвестиции - 38,0 Круглогодичные гостиничные комплексы на 22 тыс. мест, яхт-клуб, крытый аквапарк, спортивно-оздоровительный, горнолыжный и конноспортивный комплексы

3.Краснодарский край, гг. Анапа, Геленджик, Сочи и Туапсинский район, 20 км2 Пляжный, деловой оздоровительный, водный, спортивный Бюджетное финансир-е - 29,0 (фед. бюджет - 16,0), внебюджетные инвестиции - 147,4 Круглогодичные гостиничные комплексы международного класса на 110 тыс. мест, поля для гольфа, игровые площадки, парки развлечений, бассейны, яхт-клубы, якляпярки

4. Ставропольский край (ОЭЗ ТРТ «Кавказские Минеральные Воды»), гг. Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск, Минераловодский и Предгорный районы, 17 км2 Рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный. Особое направление - инновационные технологии бальнеолечения и новинки мировой SPA-индустрии Бюджетное финансир-е - 3,1 (фед. бюджет - 2,5), внебюджет. - 49,0 Круглогодичные гостиничные комплексы на 17 тыс. мест, всероссийский детский оздоровительный центр, спортивно-реалибитацион-й комплекс, клиника инновационного лечения, аквапарк, SPA-центры, горнолыжный комплекс, этнопарк, дельтадром, ледовый каток, обсерватория, стрельбище

5. Алтайский край (ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь»), Алтайский район, 33 км2 Спелеотуризм и водные виды спорта (рафтинг, байдарки, каяки) Бюджетное финансир-е - 7,3 (фед. бюджет - 6,9), внебюджет - 3,2 Круглогодичный гостиничный комплекс на 3 - 3,5 тыс. мест, конноспортивный комплекс, комплекс плавательных бассейнов

6. Калининградская область (ОЭЗ ТРТ «Куршская коса»), Зеленоградский район, 67 км2 Экологический, оздоровительный, водный, экскурсионный, велотуризм Бюджетное финансир-е - 1,8 (фед. бюджет - 1,5), внебюджет - 5,8 Гостиницы на 4 тыс. мест, яхт-клубы, детский оздоровительный и образовательный центры, международный экологический лагерь, планерная школа

В процессе работы над представленной таблицей № 1 использовались труды нескольких авторов: Барзыкина Ю.А., Григорьева В.И., Овчарова А.О. [Барзыкин 2007; Григорьев, Симонов 2010; Синов, Овчаров 2012].

7. Иркутская область, Иркутский район, 4 км2 Деловой, горнолыжный, водный, экологический Бюджетное финансир-е - 4,7 (фед. бюджет - 2,6), внебюджет - 10,3 Круглогодичные гостиничные комплексы на 11 тыс. мест, два конгресс-центра, горнолыжный комплекс, канатная дорога, аквапарк, рекреационный центр

8. Приморский край, остров Русский Пляжный, спортивный, культурный, экологический - -

9.Чувашская Республика (ОЭЗ ТРТ «Заволжье»), г. Чебоксары (проект) Экологический, спортивный, оздоровительный, водный, рекреационный - -

1) резиденты ОЭЗ вправе при исчислении налога на прибыль применять ускоренную амортизацию (специальный коэффициент, но не выше;

2) в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ);

3) признавать расходы на НиОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 2 ст. 262 НК РФ);

4) переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме (для других налогоплательщиков установлено, что совокупная сумма переносимого убытка в 2006 г. не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ) (п. 2 ст. 283 НК РФ);

5) применять установленную законами субъектов РФ пониженную ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. Существующую ставку 17,5% субъект РФ может понизить до 13,5% ) (ст. 284 НК РФ).

Такие льготы использовались с 9.07.2006 г. Начиная с 1 января 2007 г. резидентам ОЭЗ предоставляется льгота по

налогу на имущество (освобождение от его уплаты в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет) (п. 17 ст. 381 НК РФ) в отношении имущества, учитываемого на балансе резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, или имущества, расположенного на территории ОЭЗ.

Эти условия должны выполняться одновременно. Кроме того, с 1 января 2007 г. резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

На территории туристско-рекреа-ционных ОЭЗ устанавливается особый таможенный режим - режим свободной таможенной зоны, который регулируется положениями ст. 37 Закона № 116-ФЗ. Он действует в течение всего срока существования туристско-рекреационной зоны.

Под таможенный режим подпадают только те товары, которые размещены на территории зоны и используются резидентами для осуществления своей деятельности. Товары могут быть ввезены с территории РФ, из-за рубежа или приобретены на

территории ОЭЗ у лиц, которые не являются резидентами. Резиденты могут использовать эти товары по своему усмотрению, за исключением тех операций, перечень которых утвердит Правительство России.

При ввозе российских или иностранных товаров на территорию ОЭЗ ТРТ резиденту не придется платить ввозные пошлины и НДС. Кроме того, на ввоз товаров в эту зону не распространяются запреты и ограничения экономического характера, предусмотренные законодательством о госрегулировании внешнеторговой деятельности.

При ввозе иностранных товаров с территории туристско-рекреационных ОЭЗ на остальную территорию РФ резидент должен уплатить таможенные пошлины, НДС и акцизы. Российские товары ввозятся на остальную территорию РФ без уплаты таможенных пошлин.

При вывозе иностранных и российских товаров с территории туристско-рекреационной зоны за пределы территории РФ экспортеру придется уплатить только вывозные таможенные пошлины. Кроме того, согласно ст. 38 Закона № 116-ФЗ, в течение срока действия соглашения в отношении резидентов ОЭЗ не применяются нормативные правовые акты, ухудшающие положения этих налогоплательщиков.

В качестве примера можно показать льготы и преференции для инвесторов, которые решат вложить свои средства в 8-ю ОЭЗ ТРТ «Остров Русский». Инвесторы ОЭЗ «Остров Русский» получают следующие налоговые льготы:

1) налог на имущество - 0%;

2) налог на землю - 0%;

3) налог на транспорт - 0%;

4) налога на прибыль (15,5% для резидентов ОЭЗ).

Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет. Резидентам предоставляется гарантия неизменности налоговых льгот в течение срока существования особой экономиче-

ской зоны. Резиденты ОЭЗ «Остров Русский» получают следующие преференции:

1) низкая стоимость выкупа земельного участка;

2) удобный режим администрирования;

3) готовая инфраструктура;

4) возможность ускоренной амортизации.

Создание туристско-рекреационных

зон должно способствовать развитию российской индустрии отдыха, в которой в последнее время наблюдается спад.

Туризм в мировой экономике и практике международных экономических отношений является мощным стимулом экономического развития. Он приносит в бюджеты отдельных стран определяющую долю доходов. Наиболее заметными участниками в данной сфере деятельности в Европе являются Франция, Италия и Испания. На долю этих трех стран приходится 42% всех доходов от туризма стран - членов ЕС, сами же доходы от туризма оценивались в 2009 г. суммой в: 41,7 млрд евро во Франции; 37 млрд евро - в Италии; 31 млрд евро - в Испании. При этом в странах ЕС в данной сфере занято 221 тыс. человек.

В РФ турбизнес по темпам развития пока значительно отстает от других стран, что нередко связано с отсутствием необходимой инфраструктуры, довольно низким уровнем обслуживания при высоком уровне цен и с другими причинами. Сделать прибыльным и устойчивым в своем развитии бизнес в области туризма могут туристско-рекреационные зоны, в которые должен прийти заинтересованный преференциями и льготами инвестор и создать благоприятные условия и конкурентные преимущества для привлечения массового туриста.

Сам по себе потенциальный инвестор вряд ли будет вкладываться в развитие рекреационных зон. Для него необходимо подготовить инфраструктуру, с одной стороны и местное население, с другой. Также важна оценка риска вложений в рекреационные зоны. Мы постарались свести воедино два показателя: потенциал развития субъектов РФ и риска вложений в регионы, чтобы

Таблица 2.

Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2010 -2011 годах

Рейтинговое место Регион

Максимальный потенциал - минимальный риск (1А)

1 Московская область

2 Санкт-Петербург

3 Краснодарский край

средний потенциал - минимальный риск (2А)

4 Белгородская область

5 Ростовская область

Пониженный потенциал - минимальный риск (3А1)

6 Липецкая область

Незначительный потенциал - минимальный риск (3А2)

-

Высокий потенциал - умеренный риск (1В)

7 Москва

8 Свердловская область

9 Красноярский край

средний потенциал - умеренный риск (2В)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Республика Башкортостан

11 Республика Татарстан

12 Пермский край

13 Нижегородская область

14 Самарская область

15 Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

16 Челябинская область

17 иркутская область

18 Кемеровская область

19 Новосибирская область

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)

20 Брянская область

21 Владимирская область

22 Воронежская область

23 Калужская область

24 Курская область

25 Рязанская область

26 Смоленская область

27 Тамбовская область

28 Тверская область

29 Тульская область

30 Ярославская область

31 Республика Коми

32 Архангельская область

33 Вологодская область

34 Калининградская область

35 Ленинградская область

36 Астраханская область

37 Волгоградская область

38 ставропольский край

39 Чувашская Республика

40 Удмуртская Республика

41 Кировская область

42 Оренбургская область

43 Пензенская область

44 Саратовская область

45 Ульяновская область

46 Тюменская область

47 Ямало-Ненецкий авт. округ

48 Республика Бурятия

49 Алтайский край

50 Омская область

51 Томская область

52 Республика Саха (Якутия)

53 Приморский край

54 Хабаровский край

55 Сахалинская область

Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)

56 Ивановская область

57 Орловская область

58 Ненецкий авт. округ

59 Новгородская область

60 Псковская область

61 Республика Адыгея

62 Республика Мордовия

63 Республика Хакасия

64 Амурская область

65 Еврейская авт. область

Максимальный потенциал - высокий риск (1С)

-

Средний потенциал - высокий риск (2С)

-

Пониженный потенциал - высокий риск (3С1)

66 Республика Карелия

67 Мурманская область

68 Республика Дагестан

69 Забайкальский край

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2)

70 Костромская область

71 Республика Калмыкия

72 Кабардино-Балкарская Республика

73 Карачаево-Черкесская Республика

74 Республика Северная Осетия - Алания

75 Республика Марий Эл

76 Курганская область

77 Республика Алтай

78 Камчатский край

79 Магаданская область

80 Чукотский авт. округ

Низкий потенциал - экстремальный риск (3D)

81 Республика Ингушетия

82 Чеченская Республика

83 Республика Тыва

Источник: журнал «Эксперт» № 50, 2011 г.

определить рейтинг российских регионов по инвестиционному климату. Необходимость этого навеяна обстоятельством определения шансов Чувашской Республики на организацию 9-ой ТРЗ. Для этого мы выделим в таблице 2 все регионы, где уже функционируют туристско-рекреационные зоны.

Жирным шрифтом выделены девять регионов, где уже есть ОЭЗ туристско-рекреационного типа, либо планируется (Чувашская Республика). Курсивом выделены четырнадцать субъектов РФ, входящих в Приволжский Федеральный Округ.

Проведя анализ таблицы 2, мы можем сделать следующие выводы:

Только четыре субъекта РФ (Краснодарский край, Иркутская область, Калининградская область, Ставропольский край) из восьми, где находятся ОЭЭ ТРТ, имеют рейтинг выше, чем рейтинг инвестиционного климата Чувашской Республики, в том числе два региона (Калининградская область, Ставропольский край) находятся в одной группе с ЧР (3В1) с пониженным потенциалом и умеренным риском. Всего в этой группе (3В1) находятся пять регионов с ОЭЗ ТРТ.

Из всех регионов Приволжского Федерального Округа только пять субъектов РФ из четырнадцати имеют лучшее рейтинговое место, чем Чувашская Республика. Все пять регионов входят в группу (2В) со средним потенциалом и умеренным риском. Но у них другие специализации: Республики Башкортостан и Татарстан - природно-минеральные ресурсы (нефть и т.д.), Нижегородская и Самарская области - старопромышленные центры (еще со времен СССР), Пермский край - менее выгодное, по сравнению с ЧР, географическое местоположение, для развития ТРЗ.

Кроме ЧР еще шесть субъектов РФ, входящих в ПФО, включены в группу (3В1) с пониженным потенциалом и умеренным риском. Но все они имеют более низкий рейтинг инвестиционного климата и проигрывают ЧР в споре за организацию ТРТ по дополнительным показателям (природный

капитал, трудовой капитал или географическое положение).

Существенную конкуренцию Чувашской Республике могла бы составить географическая соседка - Республика Марий Эл. Но проигрыш в рейтинге 75 место против 39. Плюс попадание в группу (3С2) с незначительным потенциалом и высоким риском резко понижают ее шансы на успех.

Поволжская туристская зона (14 субъектов РФ) входящая в пятую туристскую зону федерального значения (из 13) (приложение 23) и имея богатый ресурсный потенциал для развития туристско-рекреационных зон - не имеет ни одной ОЭЭ ТРТ на своей территории.

Особый интерес туристско-рекреа-ционные зоны, в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, представляют для малого и среднего бизнеса, поскольку в них вся предпринимательская деятельность связана со сферой услуг.

По расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 года федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд рублей, бизнес вложит в них более 270 млрд.рублей, а налоговые поступления в бюджеты различных уровней достигнут почти 260 млрд руб. Вклад туризма в ВВП РФ уже к 2016 г. увеличится почти с нуля до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта достигнет отметки в 9%. Поток туристов на эти территории вырастет с 3,0 млн до 9,7 млн человек.

По мнению Д.А. Татаркина и М.И. Масленникова, после того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа, но произойдет это не ранее 2012 года [Татаркин 2010].

По нашему мнению, это произойдет в два этапа:

1 этап - не ранее 2014 г. - после проведения Всемирной Универсиады в г. Казани (2013 г.) и Зимней Олимпиады в г. Сочи (2014 г.);

2 этап - после проведения Чемпионата Мира по футболу в России (2018 г.). С одной стороны, на эти мероприятия выделяются огромные средства, с другой стороны, после проведения можно будет оценить все виды эффектов от вложений в данные знаковые и имиджевые для страны события.

Основные цели создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП РФ и обеспечение за счет этого диверсификации экономики (связанной - в краткосрочном периоде и несвязанной - в среднесрочном и долгосрочном периоде);

2) повышение занятости населения регионов (к 2016 г. планируется создать в восьми ОЭЗ ТРТ порядка 64 - 65 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - порядка 155 - 157 тыс. рабочих мест);

3) улучшение здоровья и качества жизни населения за счет доступности получения гражданами РФ туристских и санаторно-курортных услуг;

4) рост туристских потоков (внутренних

Таблица 3.

Государственное финансирование ОЭЗ туристско-рекреационные зоны)

и въездных) (с 3 млн туристов в 2010 г. до 9,7 - 9,9 млн туристов к 2016 г.);

4) сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей;

5) развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

6) стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом.

На территории особой экономической зоны ТРТ не допускается разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, металлургическое производство, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных ресурсов; добыча; переработка полезных ископаемых, лома цветных и черных металлов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Правительство России может также определять другие виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ ТРТ.

за период 2007 - 2010 гг. (в том числе в

инвестиции инвестиции

Источник финансирования внутри зон, вне зон, млрд

млрд руб. руб.

Промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны

Уставный капитал РосОЭЗ 50,9

Федеральный бюджет 33,7

Местные и региональные бюджеты 17,2 12,3

ФАИП 17,7

Фонд развития регионов 7,8

Инвестиционные программы ЕЭС России и Газпрома 6,8

Туристско-рекреационные зоны

Уставный капитал РосОЭЗ 11,9

Федеральный бюджет 9,1

Местные и региональные бюджеты 2,9 6,9

ФАИП 23,4

Фонд развития регионов 0,8

Инвестиционные программы ЕЭС России и Газпрома 11,9

Источник: РосОЭЗ

На развитие инфраструктуры ОЭЗ государство направляет инвестиции из разных источников (табл. 3).

К ресурсам государственного и местных бюджетов (62,9 млрд руб.), которые до 2010 г. будут потрачены на строительство инфраструктуры внутри особых зон через ОАО «Особые экономические зоны» (дочерняя структура Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами - РосОЭЗ), добавилось еще 87,6 млрд руб. на обустройство территорий, прилегающих к зонам. Таким образом, внутренняя инфраструктура будет развиваться за счет средств, направляемых через РосОЭЗ, а внешняя (дороги, аэропорты и т.д.) - финансироваться через федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и на средства естественных монополий.

Государственные расходы на инфраструктуру зон - не единственный источник финансирования ОЭЗ. По оценкам МЭРТ, планируется привлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этом вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭЗ в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению с проектно-сметной документацией может увеличиться на 20 - 50% [Туризм и рекреация... 2008]. Не исключается, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.

Оценить деятельность семи ОЭЗ ТРТ

в России (в динамике) мы попробуем через следующие позиции:

1) количество резидентов (рис. 1);

2) количество рабочих мест (рис. 2);

3) объем инвестиций (млн руб.) (рис. 3);

4) объем производства товаров и услуг (рис. 4).

Экономические показатели деятельности семи ОЭЗ ТРТ мы можем свести в одну таблицу (табл. 5).

Несмотря на позитивное продвижение в формировании и развитии особых экономических зон туристско-рекреационного типа Минэкономразвития России приостановило финансирование четырех ОЭЗ ТРТ ввиду отсутствия частных инвесторов, готовых осуществлять инвестирование в строительство объектов туристской инфраструктуры. Возобновление финансирования возможно при поступлении в Минэкономразвития России материалов, которые дают оценку туристского потока, при наличии списка потенциальных инвесторов в объекты туристской инфраструктуры, с указанием параметров и мощности необходимых первоочередных объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ с увязкой потребностей потенциальных резидентов в создаваемой инфраструктуре, стоимости затрат на ее строительство, с оценкой объемов частных инвестиций, в том числе иностранных, и возможности привлечения крупных международных операторов гостиничного бизнеса.

Таблица 5.

Показатели деятельности семи ОЭЗ ТРТ на 01.01. 2009 г., млн руб.

Наименование ОЭЗ ТРТ Общая стоимость выполненных работ по созданию ОЭЗ ТРТ Инвестирование средств ОАО «ОЭЗ» и ДОАО на создание объектов ОЭЗ ТРТ

Всего 988,302 1 066,008

«Куршская коса» 19,406 25,446

«Новая Анапа» 41,581 55,791

«Гранд СПА Юца» 71,581 77,480

«Бирюзовая Катунь» 557,387 561,180

«Алтайская Долина» 98,405 129,665

«Байкальская Гавань» 119,532 136,441

«Ворота Байкала» 80,407 80,003

Рисунок 1.

Количество резидентов 25

20 15 10 5 0

2007 2008 2009

2007 г. - 0; 2008 г. - 8; 2009 г. - 21. Рисунок 3.

140

120 -

100 ■

80

60

40

20

0 \

I г

2007 2008 2009

Рисунок 2.

Количество рабочих мест

2007 2008 2009

2007 г. - 0; 2008 г. - 258; 2009 г. - 759. Рисунок 4.

Объем производства товаров и услуг (млрд рубЛ_

15

10

2007 г. - 0; 2008 г. - 57; 2009 г. - 128.

I I I I

2007 2008 2009 2007 г. - 0; 2008 г. - 4; 2009 г. - 15.

Литература

Еделев Д.А., Кирей М.Ю., Сергеева И.С., Стригина М.О., Иванов А.Е. Мировая рекреационная сфера: характеристика и специализация территорий. - Пятигорск: Изд-во «Спецпечать», 2007.

Барзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации // Туризм: право и экономика, 2007.

Григорьев В.И., Симонов В.С., Синов В.В. Развитие рекреационной индустрии в Российской Федерации: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

ОвчаровА.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы. - М.: ИНФРА-М, 2012.

Татаркин Д.А., МасленниковМ.И. Особые экономические зоны: проблемы и тенденции развития (отеч. и заруб. опыт). - Екатеринбург: Инст-т эк-ки УрО РАН, 2010.

Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: отечественные и зарубежные исследования: монография/ под ред. В.И. Кружалина, А.Ю. Александровой. - М.: Советский спорт, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.