УДК 740
Сучилова Е.И.
Студент магистратуры 3 курса ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» Научный руководитель: Абросимова Е.А.
канд. псих. наук, доцент г. Челябинск, Челябинская область
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ К ПРОБЛЕМЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
Аннотация
В статье представлены основные зарубежные и отечественные подходы родительских отношений к детям. Зарубежные выделяют три основных подхода: психоаналитический, бихевиористский и гуманистический. Отечественные исследователи отмечают главную роль родителя в общении и психическом развитии ребенка.
Ключевые слова:
родительское отношение к детям, влияние родительского воспитания на детей, взаимодействие родителей и детей.
Проблема родительского отношения к детям всегда считалась чрезвычайно важной в психологической науке. Взаимоотношения между родителями и детьми являются ключевым компонентом детско-родительских отношений. Следует отметить, что используются термины «детско-родительские» и «родительские отношения» в литературе в качестве синонимов.
Однозначного определения данного понятия в современной психологии не существует. Многие исследователи дают свои определения. Например, А.С. Спиваковская описывает родительское отношение как сознательную или бессознательную оценку ребёнка, выражающуюся в способах и формах взаимодействия с ним, также рассматривает структуру родительских отношений и влияние мотивов родителей на их поведение и общение с детьми [3].
А.Я. Варга и В.В. Столин понимают родительское отношение как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов и восприятия характера и личности ребенка.
Т.В. Якимова рассматривает родительское отношение как общую группу, включающую эмоционально-мотивационные, когнитивные и поведенческие аспекты общения родителей и детей [1].
Проблема родительских отношений привлекает множество специалистов различных школ и направлений. В психологической литературе существует несколько теоретических подходов к пониманию родительских отношений, среди которых выделяются психоаналитический, бихевиористский и гуманистический подходы. Рассмотрим главные принципы каждого из них.
При проведении анализа зарубежной литературы, было установлено, что классический психоаналитический подход был основан З. Фрейдом, где, главным образом, уделяется внимание влиянию ранних детских переживаний на формирование взрослой личности, также особое значение придается отношениям с родителями. В данной теории, ключевую роль в развитии ребенка играет социум, прежде всего родители, как носители определенных исторических ценностей и желаний ребенка, а не окружающие его предметы. Необходимо отметить, что психоанализ, будучи связующим элементом основных концепций детского развития, положил основу для множества подходов к проблеме родительско-детских отношений.
Идеи классического психоанализа нашли свое отражение в работах А. Фрейд, которая при изучении
взаимоотношений, что возникают между ребенком и обществом в первые моменты жизни, обратила внимание на то, что естественные потребности детей часто не соответствуют общепринятым обычаям и традициям западной культуры. В результате возникает конфликтное сосуществование между ребенком и обществом, требующее введение родителей в эмоциональный мир ребенка, который им чужд. Согласно А. Фрейд, детское развитие является процессом последовательной социализации ребенка. Настроение матери, ее индивидуальные симпатии и антипатии оказывают решающее влияние на развитие ребенка. Родитель выполняет функции поддержки, опоры и воплощения принципа реальности, становясь его олицетворением [4].
Э. Эриксон, один из неофрейдистов, внес значительные дополнения в концепции детского развития З. Фрейда. Его труды повлекли за собой появление новых положений, акцентирующих взаимоотношения ребенка с родителями и уникальные особенности культурного контекста, где функционирует семья. Каждая культура обладает собственным стилем материнства, рассматриваемым матерью как единственно верное направление в воспитании. Результаты его исследований указывают на неотъемлемую связь между развитием индивидуальности ребенка и изменяющимися социальными требованиями и системой ценностей. Периодизация психического развития ребенка, предложенная Эриксоном, учитывает более широкий социальный контекст, чем у Фрейда, и описывает особенности отношений с близкими взрослыми, характерные для каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисными моментами, являющимися важными точками перелома, выбором между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.
В отношениях между родителем и ребенком имеется «двойственная интенция» или взаимодействие, объединяющее заботу о потребностях ребенка с полным доверием к нему. С одной стороны, родители должны защищать своего ребенка от возможных опасностей вокруг него, а с другой стороны, они должны предоставить ему свободу и пространство для развития. В свою очередь, ребенок же находит баланс между требованиями родителей и своей собственной инициативой.
По сравнению с Фрейдом, который считал, что развитие ребенка зависит от системы «ребенок-мать-отец», Эриксон относит его развитие к широкому контексту социальных отношений. Он подчеркивает важность исторической реальности для формирования «Я» ребенка [7].
К. Хорни также акцентирует особое значение на культурной среде и социальных отношениях между родителями и детьми в понимании их роли в развитии личности. Согласно социокультурной теории личности, есть две основные потребности детства - удовлетворение и безопасность, которые полностью зависят от родителей. Если эти потребности остаются неудовлетворенными из-за нестабильного поведения родителей или чрезмерной заботы, у ребенка возникает базовая враждебность. Он зависит от родителей, но одновременно испытывает к ним негативные эмоции [2].
Представителями бихевиористкого подхода к развитию ребенка являются Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен. Они считают, что развитие ребенка связано с формированием у него системы условных рефлексов, основанных на применении системы «поощрения и наказания». Однако, практическая сторона такого подхода может привести к нежелательным последствиям, что подтверждается опытом воспитания детей. Жесткая система наказаний приводит к отчуждению ребенка от взрослых и вызывает негативную реакцию, а иногда даже агрессию. Основной целью психологии в данном контексте является установление законов, которые позволяют предсказывать реакцию в определенных стимулирующих условиях. Любая ситуация может быть разделена на отдельные, составляющие ее стимулы, а воспитание заключается в создании совокупности стимулов, которые воздействуют на поведение ребенка. И в этом контексте Дж. Уотсон рассматривает использование вознаграждения и порицания как законное, включая возможность физического воздействия [2].
С другой стороны, Б. Скинер сосредотачивает внимание на генетическом факторе в развитии личности, акцентирует внимание на роли внешней среды, которая определяет поведение ребенка и
оказывает на него пассивное воздействие. Согласно его теории, ребенок не несет ответственности за свои действия, все зависит от окружения и внешних факторов, которые определяют и направляют его развитие. Согласно, Б. Скинеру, поведение ребенка направлено на получение одобрения со стороны взрослых при помощи внешних факторов подкрепления, будь то положительные или негативные. Факторы подкрепления представляют собой систему вознаграждения, наказания и критики, которая может быть программировать ребенка на определенное поведение [6].
Основными исследователями гуманистического подхода были К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу, В. Франкл и многие другие.
Э. Фромм выделил ключевые различия между материнским и отцовским отношением к ребенку, такие как «условность-безусловность» и «контролируемость-неконтролируемость». Он отметил, что материнская любовь неразрывно связана с ее безусловностью, при этом происходит разделение между двумя ранее объединёнными сущностями, матерью и ребенком. Мать должна не только принять эту отделенность ребенка от себя, но стремиться и содействовать этому. В отличие от этого, отцовская любовь имеет свои условия - отец полюбит ребенка, если только он будет соответствовать ожиданиям. Также, Э. Фромм подчеркивает, что материнскую любовь невозможно контролировать и заслужить, она сильная и уверенная. В то же время, отцовская любовь может быть контролируемой и заслуженной, она терпелива и снисходительна, но ее можно лишиться [5].
К. Роджерс считал, что проявление любви родителей к детям состоят в заботе об его физическом благополучии, о чутком отношении к его внутреннему «Я», и об его возможностях быть самостоятельным и принимать собственные решения, родители должны научить его самому справляться с проблемами и нести ответственность за свои действия. Также родители могут показать ребенку свою систему ценностей и убеждений, но предоставить ему самому сделать свой выбор. В семье всегда должно присутствовать взаимное уважение и открытость по отношению к членам семьи. Родители должны уметь принимать помощь от своих детей [6].
В отечественной психологии Л.С. Выготский утверждает, что ключевая роль в развитии ребенка и его сознания принадлежит не отдельным изменениям функции, таких как внимание, память и мышление, а развитию его личности в целом. Выготский также подчеркивает значение социального опыта, который психологически не отличается от исторического, но формируется, развивается и функционирует только рамках социального воздействия. Ребенок усваивает образцы поведения через деятельность, опосредованную общением со взрослым, который выступает в качестве образца и носителя общепринятых правил [1].
Д.Б. Эльконин указывает на две взаимосвязанные основные области развития ребенка. Первая связана с осознанием ценностей и норм поведения в обществе, а также с изучением правил взаимоотношений между людьми. Вторая направлена на овладение навыками взаимодействия с предметами. В процессе онтогенеза ребенок приобретает эти знания и навыки через взрослых, которые выступают посредниками. С развитием ребенка, оба вида поведения сливаются в осознанное и целостное [3].
Согласно Л.И. Бажовичу, формирование личности ребенка происходит через активную деятельность, которая стимулирует его потребности и интересы. Когда потребности и направленность личности правильно выстраиваются, то создаются условия для активной жизнедеятельности личности. Л.И. Бажович, утверждает, что появление у ребенка новых уровней потребностей и новых возможностей происходит в процессе духовного и практического развития [1].
Таким образом, в изучении проблемы родительского отношения к детям в зарубежной литературе, наиболее существенный вклад внесли такие подходы, как психоаналитический, бихевиористский и гуманистический. Психоаналитический подход основывается на том, что уже в раннем детстве закладываются основы личности и этому способствует взаимодействие окружения с ребенком.
Бихевиористский подход направлен на формирование различных стимулов у ребенка, которые возникают на основе реакций, и при помощи чего, контролируется поведение ребенка родителями. В гуманистической теории личности ребенок воспринимается как полноценная личность со своими потребностями и внутренним потенциалом, задача родителей заключается в реализации потенциала ребенка, поддержке в его переживаниях без деформации личности и навязывания своего мнения. При изучении отечественной литературы, можно сделать вывод о том, что при взаимодействии со взрослым, ребенок получает необходимые знания для того, чтобы стать полноценной личностью со своими личными жизненными устоями и ценностями. Несмотря на различные подходы к изучению родительских отношений и их влияния на развитие личности ребенка, каждый из исследователей подчеркивает высокую значимость влияния близкого взрослого на развитие личности ребенка. Список использованной литературы:
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова [и др.]. М.: Академия, 2002. 356 с.
2. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 245 с. 4. Смирнова О. Е. Детская психология: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 369 с.
3. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т 2. М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с. (Психология - XX век).
4. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2004. 477 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
5. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002. 468 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
6. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Академия, 1999. 175с.
7. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. 390 с.
© Сучилова Е.И., 2023