ЛИТЕРАТУРА
1. Батыршина А.Р. История возникновения психотехнической лаборатории Казанского института научной организации труда // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 5. С.236-248.
2. Батыршина А.Р. Проблема воли в советской психологии 20-30-х годов XX века: писки и решения / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С.52-55
3. Ильин С.С, Бабаков A.M. Крестьянское (фермерское) хозяйство и рынок (20-е годы и современность). - М., 1995.
4. Климов Е.А., Носкова А.Г. История психологии труда в России. - М.,
1992.
5. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957). - М., 1997.
6. Пять лет работы (1921-1926)/ Под ред. И.М.Бурдянского. - Казань, 1926.
Кириленко И.Н., Овсяник С.Б
исследование детско-родительских отношений в зарубежных научных школах: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология
Детско-родительские отношения, порождая многочисленные феномены, возникающие в диаде «родитель - ребенок» на индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях, инициировали широкий спектр исследований как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Проблема детско-ро-дительских отношений имеет маргинальный статус, так как на протяжении длительной истории человеческого развития она притягивала к себе внимание выдающихся политиков, философов, представителей научной мысли разных стран и народов. данная проблематика и по сей день сохранила свою актуальность, расширив и углубив образованное ею исследовательское пространство. Особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные научные школы и направления были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наи-66
более востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др.
Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем, был психоанализ. Представители психоанализа (Фрейд З., Адлер А., Юнг К., Фрейд А., Абрахам К., Ранк О., Ференчи Ш. и др.) сосредоточили свое внимания на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми. Уникальность материала, полученного представителями данной научной школы, обеспечивалась позиционированием превалирующей роли бессознательного и сексуальной сферы в развитии личности. При этом большое внимание было уделено психологической интерпретации функций матери и построению периодизации возрастного развития ребенка, увязанной со значимыми с точки зрения психоанализа изменениями в детско-родительских отношениях.
Согласно психоанализу, от родителей зависит способ прохождения ребенком всех этапов психического развития. Неоценимым вкладом в рассматриваемую проблематику выступило изучение различных видов психической травма-тизации, имеющих место в детском возрасте.
Значимость построения грамотных отношений между ребенком и его родителями, по мнению основателей психоаналитической научной школы, возрастает примерно к 3 году жизни ребенка. Деликатная и ответственная позиция родителей не только на обозначенной стадии, но и на всех остальных, позволяет наладить общение в диаде «родитель - взрослый», свободное от травмирующих психику ребенка обстоятельств.
Придавая огромное значение родителям в развитии ребенка, психоанализ, тем не менее, особую роль отводил их отделению друг от друга. В работах З. Фрейда [5] отстаивается неизбежность подобного действия, рассматриваемого в качестве обязательного для социального благополучия ребенка. З. Фрейдом была также выявлена значимость эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям, а также значимость идентификации с родителем своего пола, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочек - комплекс Электры).
Несмотря на имеющиеся пробелы и ограничения в рассмотрении дет-ско-родительских отношений, З. Фрейд создал исследовательское пространство, послужившее научной платформой для многих последующих концепций и направлений, характеризующих сферу детско-родительских отношений (А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и др.). Делая попытки преодолеть ограничения классического психоанализа, они позволили высветить новые грани психологической проблематики детско-родительских отношений.
В индивидуальной психологии А. Адлера делается радикальный разворот от признания доминирующей в психоанализе роли сексуальности в сторону обозначения значимости социального контекста детско-родительских отноше-
ний [1]. Для него свойственно обозначение их в качестве элемента социального окружения, приоритетного для развития психики ребенка. для современной психологической теории и практики сохраняют интерес исследования А. Адлера, выполненные им в отношении влияния на личность ребенка нарушений в воспитательной практике родителей. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности. Тем самым, создаются предпосылки для формирования асоциального стиля жизни, возникновения у человека неврозов и конфликтов. В целом, заслугой А. Адлера в развитии психологии детско-родительских отношений можно считать выдвижение социального контекста на первый план анализа особенностей дет-ско-родительских отношений. А. Адлером введено понятие творческого «Я», воздействующего на факты окружающей действительности и трансформирующего эти факты в личность человека [1].
Признание роли родителей в психическом развитии ребенка содержится в идеях К. Хорни [4], продолжившей своими трудами развитие идей психоанализа. в качестве решающего фактора развития личности ребенка в рамках построенной ею концепции были названы социальные отношения между ним и родителями. впервые в психологической практике было показано, что закреплению чувства тревоги у ребенка способствуют не только разные формы отторгающего родительского поведения (к ним отнесены отчуждение родителей от ребенка, подавляющая личность ребенка чрезмерная родительская опека, враждебная атмосфера, дискриминация), но и поведения, вызванного благими порывами, т.е. чрезмерное восхищение ребенком.
вне зависимости от модальности отношения родителей к ребенку, заложенного в различных формах взаимодействия с ним, они приводят к рассогласованию компонентов, образующих его «образ «Я». Отсутствие сбалансированности «Я» реального, «Я» идеального и «Я» в глазах других людей способствует возникновению у ребенка напряженности, тревоги, неуверенности в себе, препятствующих нормальному развитию личности и являющихся основой ее невро-тизации.
Доминирование значимости отношений ребенка с родителями в его развитии впервые было четко обозначено в контексте идей А. Фрейд [ 6 ]. Сохранив ведущую для психоанализа идею определяющей роли сексуальности в психическом развитии ребенка, А. Фрейд вывела в своих работах на первый план исследование агрессивности, проявляющейся уже у маленьких детей как элемент их сексуальной жизни. Возникновение патологических проявлений детской агрессивности она связала с аномальными условиями развития ребенка, возникающими при отсутствии родителей (в концлагерях, в домах ребенка, в интернатах и т.д.).
А. Фрейд не только обозначила свое понимание «болевой точки» раннего развития ребенка, но и дала понять значимость установления продуктивных отношений ребенка с родителями как «объектами любви», способствующими развитию у него либидо, чувства защищенности, формированию привязанности
по отношению к другим людям.
Дальнейшее развитие идей психоанализа можно проследить и в концепции Э. Эриксона [9]. Рассмотрев вопросы развития личности на протяжении всего жизненного пути, он сделал особый акцент на отношениях ребенка и семьи, конкретнее - на отношениях между ребенком и матерью. Характеризуя двойственность детско-родительских отношений, Э. Эриксон констатировал свойственное им совмещение чувственной заботы о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему.
Э. Эриксон в конструировании развития показал активную роль самой личности ребенка, устанавливающей различную по близости систему отношений с родителями. Продвижение личности по этапам становлении идентичности усиливает ее роль в решении задач, возникающих на каждой стадии. Вместе с тем, сосредоточив свое внимание на внутренних проблемах становящейся личности, психолог не уделил необходимого внимания анализу собственно самих дет-ско-родительских отношений и влиянию, оказываемому ими на их развитие [9].
Примером теории, делающей попытку преодолеть ограничения психоанализа, может быть теория привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт. При ее разработке авторы исходили из признания сложной организации привязанности ребенка, включающей в себя две противоположные тенденции: стремление к познанию, к волнующим, рискованным ситуациям, а также стремление к защите, безопасности. Несмотря на то, что первая тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей, а вторая - к возвращению к ним, обе тенденции, по мнению авторов, призваны эффективно развиваться в пространстве, образованном детско-родительскими отношениями. Речь идет об умелом и сбалансированном поощрении обеих тенденций.
Приписывание ведущей роли матери в развитии ребенка Д. Боулби объяснял тесной эмоциональной связью, которая устанавливалась ею с ребенком с самого рождения. Д. Боулби установил большую познавательную активность детей, воспитанных в условиях тесного эмоционального контакта с матерью, по сравнению с детьми, потерявшими мать в раннем возрасте или воспитанных в холодных, безразличных семьях. Отсутствие или недостаток эмоционального тепла и материнской ласки, как показали эмпирические данные, способно выступить предпосылкой асоциального или деликвентного поведения подростка.
Таким образом, среда как фактор детско-родительских отношений, в теории привязанности была рассмотрена в качестве важного условия реализации двух врожденных стремлений ребенка - стремления к познанию, а также стремления к защите и безопасности. Благодаря этой теории, сфера исследовательских интересов психологов психоаналитического направления была обогащена изучением предметного пространства детско-родительских отношений. Влияние среды (в том числе, среды детско-родительских отношений) на психическое развитие человека было основательно изучено представителями бихевиорального направления психологической мысли (Торндайк Э., Уотсон Д., Скиннер Б., Сирс Р., Бандура А.и др.). Признав поведение в качестве необходимого условия повы-
шения объективности результатов психологической науки, они возвели среду в ранг приоритетного фактора психического развития человека.
Свойственное бихевиоризму увязывание научения с результатами слепого поиска и случайной удачи при транспонировании на детско-родительские отношения ограничивало возможности поиска психологических механизмов повышения эффективности влияния, оказываемого родителями на процессы социализации ребенка. Вместе с тем, этому могут способствовать выделенные Э. Торндайком законы научения: закон повторяемости (упражняемости), закон эффекта, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Ретроспектива исследовательского пространства позволяет нам сделать вывод, согласно которому, несмотря на признание социализирующей и конструктивной роли родителей в становлении личности ребенка, бихевиоральное направление психологической мысли не смогло в полной мере сосредоточиться на изучении детско-родительских отношений. Все богатство детско-родитель-ских отношений оно сузило до выработки у ребенка социально приемлемого поведения. Преодоление ограничений классического бихевиоризма было осуществлено в исследованиях необихевиористов. В них не только было реализовано опосредование стимула и реакции различными переменными (состоянием организма, первичными и вторичными потребностями, когнитивными картами), но и более четко прослежена роль детско-родительских отношений как важнейшей среды развития психики ребенка.
А. Бандура, как основоположник рассматриваемой концепции, в своих работах значительное внимание уделял реализации процесса научения на основе таких поведенческих актов как наблюдение, подражание, имитация, идентификация, моделирование. Был сделан вывод, согласно которому ребенок подражает сначала взрослым (в первую очередь, родителям), а лишь затем - сверстникам. родительское поведение исследователь рассматривал как некоторую модель, позволяющую ребенку извлечь некоторые общие черты, правила поведения, образцы для подражания при построении собственного поведения.
Признание взаимодействия с другими людьми в качестве основы психического развития ребенка мы находим в теории ожиданий, разработанной Дж. Мид. По ее мнению, межличностное взаимодействие с родителями способствует усвоению ребенком наиболее часто используемых моделей поведения. Свои роли ребенок проигрывает в соответствии с опытом, полученным в межличностном взаимодействии с родителями и другими взрослыми, и с воспринятыми от них ожиданиями.
Значимость опыта, полученного ребенком, осмыслена в теории фрустрации Дж. Долларда, квинтэссенция которой сводится к тому, что пережитый ребенком на ранних этапах жизни опыт фрустрации в более зрелые годы выливается в агрессию.
Итак, исследования бихевиорального направления, сосредоточив свое внимание на изучении вопросов формирования поведения, высветили в нем роль семьи. Недостатки, свойственное двум рассмотренным научным направлениям,
были в некоторой степени сняты в рамках гештальтпсихологии (Вертгеймер М., Келер В., Коффка К., Левин К., Фолькельт Г. и др.). Предлагаемый ими принцип изучения психического развития как процесса трансформации целостных геш-тальтов нашел отражение в выявлении особенностей развития психики ребенка. По мнению гештальт-психологов, ведущим процессом, фактически определяющим развитие психики ребенка, выступает восприятие окружающего мира. Отсюда становится понятным, что ими сделан акцент на особенностях восприятия ребенком семьи, родителей, других близких родственников, а также себя на разных этапах роста, вызревания и дифференциации гештальтов.
На дальнейшую разработку и оформление проблематики детско-родитель-ских отношений в определенной мере повлияли исследования К. Левина, выполненные в контексте идей гештальтпсихологии . В наибольшей степени к ней приближенными оказались его исследования по вопросам поощрения - наказания детей со стороны родителей. На их основе он пришел к выводу, что наказание ребенка за невыполнение неприятного для него поступка, не способствует развитию волевого поведения, а приводит к возникновению у него фрустрации. В результате у ребенка наблюдается рост напряженности и агрессивности. Отсюда делается правомерный вывод, что применяемая система наказаний оказалась неэффективной. Более продуктивной, по мнению К. Левина, является система поощрений, вызывающая положительные эмоции и способствующая, тем самым, выполнению им неприятного задания.
Представления о познавательных особенностях детей были значительно расширены в рамках генетической психологии (Пиаже Ж., Валлон А., Брунер Д.С., Кольберг Л. и др.). Так, Ж. Пиаже выявил качественное своеобразие детского мышления, кардинально отличающееся от мышления взрослого человека. Разработанные им экспериментальные методы изучения детского интеллекта составили основу диагностического инструментария, используемого современными психологами при работе с детьми.
Для развития проблематики психологии детско-родительских отношений нам представляется значимой предпринятая А. Валлоном попытка показать равноценность биологического и социального факторов в развитии личности ребенка. Обоснование роли взрослых (родителей) в нравственном развитии ребенка было дано одним из представителей генетической психологии - Л. Кольбергом.
В контексте генетической психологии был накоплен богатый исследовательский материал об особенностях развития психических процессов и личности ребенка, послуживший основой для сравнительно-сопоставительных исследований в пространстве детско-родительских отношений. Вместе с тем, само пространство детско-родительских отношений как наполненное разнообразными взаимосвязями и взаимовлияниями, оказалось вне области научных интересов представителей генетической психологии.
Значительное продвижение в разработке проблематики детско-родитель-ских отношений было осуществлено представителями гуманистического направления (Фромм Э., Оллпорт Г., Маслоу А., Роджерс К., Гордон Т., Байярд Дж.,
Сатир В. и др.). Несмотря на то, что многие из ее представителей не занимались непосредственным изучением психики детей, большое значение имело обращение к индивидуальному своеобразию личности, наполненного жизненными смыслами, ценностями, интересами. Пожалуй, впервые в рамках именно гуманистической психологии личность ребенка предстала в качестве полноценного субъекта детско-родительских отношений, не только подверженного разновек-торным влияниям со стороны родителей, но и обладающего индивидуально-психологическими особенностями, ценностями, установками. В рамках данного направления было реализовано более углубленное изучение психологических особенностей родителей, их роли в развитии «самости» (чувства самоуважения, образа себя, рационального управления самим собой), а также в формировании структуры «Я» ребенка (позитивный или негативный образ себя).
Рассматривая человека в качестве открытой и саморазвивающейся системы, Г. Оллпорт показал значимость для развития личности социального окружения. Утверждая, что данное развитие может происходить только в контактах с окружающими людьми, исследователь имел в виду взаимообшение, взаимодействие. Опора на данный научный посыл в рамках проблематики детско-родительских отношений позволила сместить исследовательские интересы на рассмотрение взаимовлияния, осуществляемого в пространстве, образованном живыми, динамичными контактами родителей и детей. При этом речь шла о необходимости учитывать уникальность и неповторимость каждого субъекта детско-родитель-ских отношений. Последующему оформлению психологии детско-родительских отношений способствовала разработка методов изучения черт личности, выполненная Г. Оллпортом [ 3 ].
В трудах Э. Фромма [ 7 ], основанных на признании фундаментальной роли родительских отношений в развитии личности, новаторским элементом выступило установление существенных различий отношения к ребенку со стороны матери и отца. Согласно разработанной им концепции, материнская любовь характеризуется своей безусловностью и не подвластностью. Она любит ребенка уже за то, что он есть, и ее нельзя заслужить. К. Роджерс считал, что полноценное развитие личности ребенка обеспечивает лишь безусловно позитивное внимание родителя к ребенку, вне зависимости от совершаемых им поступков. Оптимальной, в его понимании, является та любовь, при которой не нарушается самооценка ребенка, его Самость.
Нарушение детско-родительских отношений К. Роджерс увязывает с ошибочным восприятием ценностей, установок, в целом, с индивидуально-психологическими особенностями детей, которые приводят к формированию у ребенка противоречий в представлениях о том, как его любят, и действительным уровнем любви. Здоровое же развитие ребенка возможно только при совпадении между Я идеальным и Я реальным [4, 12].
Своеобразную трактовку взаимодействия ребенка и родителей можно обнаружить и в исследованиях А. Маслоу [2 ]. Итогом этого взаимодействия, в его понимании, должно стать образование у ребенка потребности в самоактуализа-
ции, связанной с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с ней, строить свое поведение, исходя из ее особенностей. Приоритетной целью личностного развития он считал стремление к росту, к самоактуализации.
Таким образом, не занимаясь непосредственно проблемами детско-роди-тельских отношений, гуманистическая психология способствовала оформлению подходов к пониманию человека и субъекта детско-родительских отношений как стремящихся к саморазвитию, к развитию сознания и личности, т.е. находящихся в непрерывном процессе самоактуализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. - Ро-стов-н/Д., 1998. - 448 с.
2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - М.: Смысл, 1998.
3. Оллпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Оллпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462с.
4. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / К.Р. Роджерс / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. Изд. второе. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. - 480с.
5. Фрейд, 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд. - Мн.: ООО «Поппури», 1997.
6. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа. Т.1. Пер. с англ. и нем. / А. Фрейд. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. -384с.
7. Фромм, Э. Кризис психоанализа / Пер. с англ. / Э. Фромм. - СПб.: Академический проект, 2000. - 215с.
8. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ К. Хорни / Общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: ИГ «Прогресс», Издательство «Ювента», 2000. - 480с.
9. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис / Э.Г. Эриксон. - СПб., 1996. - 344с.
10. Юнг, К.Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. - М., 1995.
11. Bromley, D.B. Human ageing: An introduction to gerontology / D.B. Bromley. - Harmondsworth: Penguine, 1988.
12. Rogers, C. Empathy: an unappreciated way of being / C. Rogers // The Counseling Psychologist. - 1975. - Vol.5. - P. 2-10.