Психология
УДК 159.9
кандидат педагогических наук Фассахова Гузель Рафкатовна
Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат филологических наук Гатауллина Роза Вилюровна Казанский государственный аграрный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук Чумарова Любовь Григорьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)
АБРАХАМ МАСЛОУ И ЕГО ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы гуманистической идеи Абрахама Маслоу. Авторы предлагают ознакомиться с гуманистическими идеями американского ученного Абрахама Маслоу, что может способствовать усовершенствованию теории и практики современного образования. Идеи Абрахама Маслоу могут быть взяты, по мнению авторов, на вооружение педагогами, психологами, родителями, для решения сложных и противоречивых социально-педагогических задач сегодняшнего и завтрашнего дня.
Ключевые слова: психология, самоактуализация, педагогика, гуманизм, личностно-ориентированный, концепция.
Annotation. In the article it is researched the humanitarian conception of the great American psychologist Abraham Maslow. It has been analyzed his idea about self-actualization of a person, his humanitarian point of view to the development and ability of a person.
Keywords: psychology, pedagogic, humanism, idea, self-actualization, person-centered, conception, education.
Введение. Достижения зарубежной и отечественной антропологии создают прочную научную базу для развития теории и практики личностно-ориентированных концепций воспитания. В использовании зарубежного опыта отечественная педагогика исходит из выявления опыта непреходящих ценностей, законов и закономерностей развития личности. Ознакомление, углубленное изучение и распространение идей и находок Абрахама Маслоу, по мнению авторов, может способствовать усовершенствованию теории и практики современного образования.
Актуальное теоретическое и практическое значение наследия Абрахама Маслоу и вместе с тем неразработанность вопросов, связанных с реализацией в педагогической практике его концепции самоактуализации личности определили выбор темы нашего исследования.
Формулировка цели статьи. Проанализировать и раскрыть гуманистическую концепцию самоактуализации Абрахама Маслоу, дать оценку ее результативности в педагогической практике.
Изложение основного материала статьи. Изучая наследие Абрахама Маслоу становится ясно, что важнейшим фактором становления его гуманистических идей стали особенности его собственного профессионально-личностного развития. Абрахам Гарольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном эмигрантов из России. Родители делали все возможное, чтобы их старший сын получил образование. Но по признанию самого психолога, он в детстве был очень одинок и несчастен, и вырос в библиотеках, среди книг, без друзей [7, с. 37].
Кроме общего ощущения одиночества, жизнь Абрахама Маслоу осложняли его непростые отношения с матерью [7]. Мать психолога была очень религиозной женщиной и часто использовала имя Бога в качестве наказания за малейшие проступки. В результате Абрахама Маслоу вырос атеистом. Отношения с отцом также не складывались, так как он постоянно внушал сыну, что тот глуп и уродлив. Однако Абрахам, несмотря на это, пытался угодить родителям. Он поступил в колледж, где собирался изучать закон, чтобы стать адвокатом, однако он вскоре понял, что это не его призвание.
Поступив в университет, Абрахам Маслоу начинает увлекаться идеей Дж.Б.Уотсона (J.B.Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. Во время учебы Абрахам. Маслоу работает над изучением поведения обезьян под руководством известного психолога Гарри Харлоу (Harry Harlow). Будучи студентом Висконсинского университета, Абрахам Маслоу серьезно начал изучать работы таких социальных антропологов, как Бронислав Бориновски, Маргарет Мид, Рут Бенедикт и Ральф Линтон.
Большое влияние на становление гуманистических идей Абрахама Маслоу оказала работа с известным теоретиком в области обучения Э.Л.Торндайком в Колумбийском университете (в частности, выведенный им «закон эффекта», т.е. зависимость упрочения реакции индивида от последующего удовлетворения или неудовлетворения), а также работа в Бруклинском колледже, где он проработал 14 лет. Затем в Бруклинском колледже Абрахам Маслоу продолжил изучать идеи известных психологов. Бруклинский колледж он называл центром психологической вселенной. Здесь в то время работали видные ученые Европы первой половины 20 века, которые вынуждены, были спасаться от Гитлера, такие как: Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертгеймер. Именно к опыту этих ученых, их исследованиям Аб. Маслоу обращался чтобы познать поведение человека. Труды этих ученых, встречи с ними помогли Абрахаму Маслоу сформировать интеллектуальную основу его дальнейших гуманистических взглядов. В этот же период он занимался также и психоанализом [9; 35-37].
Наибольшее влияние на взгляды Маслоу оказали психоанализ, гештальт-психология и работа нейропсихолога Курта Гольштейна: «Если бы я выразил в одном предложении то, что для меня значит гуманистическая психология, я бы сказал, что это интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (различными психодинамическими психологиями), соединенная с научным духом, который я перенял от своих учителей из Университета в Висконсине» [11, с. 9]. В то же время Маслоу писал: «Не следует говорить о гуманистической психологии, - писал он. - Прилагательное совсем не обязательно. Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства... Я - не фрейдист и не антифрейдист, я - не бихевиорист и не антибихевиорист. Я - антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности» [9, с. 57].
Значительное влияние на жизнь и на мышление Абрахама Маслоу оказало психоаналитическая теория З.Фрейда. Он писал, что «многим обязан Фрейду и всем теориям, которые он расплодил, и контр-теориям, которые в свою очередь расплодили они» [11, с. 9]. В 50-е годы, когда клиническая психология была еще
сравнительно новой областью, Абрахам Маслоу считал психоанализ наилучшей системой для исследования психопаталогии, а также лучшей из доступных форм психотерапии. Однако он считал, что психоаналитическая система недостаточна для роли общей психологии, приемлемой для всего человеческого мышления и поведения. «Психоанализ представляет человека каким-то ущербным существом, из которого тут и там выпирают его слабости и недостатки, без которых его описание было бы неполным... практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой заключается смысл, богатство и ценность его жизни, - все это или опускается Фрейдом или переводится при его анализе в разряд патологического» [11].
Ведя свои наблюдения, Абрахам Маслоу видел, как его мысли в некоторой степени согласуются с мыслями Фрейда по части психических процессов, которые располагаются на пути между восприятием и поступком, а именно: 1) сознание, воспринимающее впечатления как внешнего мира, так и внутреннего, 2) бессознательное с его образами воспоминания; 3) подсознательное, лежащее у начала пути действия или поступка и играющее своего рода роль внутреннего цензора. Именно оно занимается вытеснением или подавлением неприемлемых с точки зрения Сверх-я мотивов. В связи с этим перед психологом ставится задача: выявить данные мотивы, которые и являются истинной причиной, вызывающей фрустрации и неврозы. Затем эти мотивы доводятся до сознания индивида, после чего следует работа по их исправлении.
Абрахам Маслоу писал, что человек имеет потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, и иррациональных сил. Именно такого взгляда Абрахам Маслоу придерживался всю жизнь.
Абрахам Маслоу обращал огромное внимание на проблему развития личности. Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Абрахам Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой. А наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации есть основа развития и человека и общества.
Для сторонников гуманистической психологии человек - это совершенно особый вид живых существ. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Абрахам Маслоу рассматривал человека как нечто отличительное от других животных. Он полагал, что теория бихевиоризма «дегуманизировала» человека, трактуя его как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом теряются те характеристики, которые присущи только человеку (идеалы, ценности, любовь, юмор, зависть, мужество).
Абрахам Маслоу интересовали также идеи Карла Густава Юнга, посвятившего себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт [5]. В отличие Фрейда, Юнг, например, утверждал, что индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции.
Говоря о термине «самоактуализация», хотелось бы отметить, что он использовался еще К.Г. Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами. По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Здесь мы также усматриваем взаимосвязь воззрений Абрахама Маслоу и Карла Густава Юнга.
Среди тех, кто привнес в психоанализ социально-психологические идеи и оказал влияние на Абрахама Маслоу, необходимо назвать Альфреда Адлера, Эриха Фромма, Карен Хорни и некоторых других ученых [2].
Однако самое главное, что берет Абрахам Маслоу, например, у Фромма, это идею самореализации, в которой природа человека представлена своей уникальностью, порождающей необычайные возможности и соответствующие проблемы. Абрахам Маслоу привлекало в идеях Фромма то, что последний считал человека, стремящегося к идеальному осмыслению совершенной жизни, а не просто к выражению своих врожденных потенциальных возможностей, что происходит сознательно, но без участия самости. Иначе говоря, в человеческих силах совершенствовать себя самого, но путь к такому совершенству не сводится к простому проявлению врожденных сильных качеств.
Абрахам Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию, которая исследует восприятие, познание и другие виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером и его учительницей Рут Бенедикт. Работа о продуктивном мышлении Макса Вертхаймера была близка собственным исследованиям Абрахаму Маслоу.
Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм- это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм [2]. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Ему, кстати, Абрахам Маслоу посвятил свою книгу « К психологии бытия», где в предисловии сказал о том влиянии, какое оказал на него Гольдштейн [11]. Абрахам Маслоу считал, что самоактуализация не освобождает индивида от всех проблем и трудностей; наоборот, активизация данного процесса может быть причиной боли и страданий.
Очень много для своей гуманистической психологии Абрахам Маслоу взял у А. Адлера, главная посылка концепции которого заключалась в том, что человек является единым и самосогласующимся организмом [6-9]. Особо привлекательным для Абрахама Маслоу было утверждение Адлера в том, что он рассматривал человека, исходя из его органичной целостности, т.е. подходил к этому из единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, показав, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Индивидуум можно воспринимать как единое и самосогласующееся целое только при условии, если он движется по направлению к личностно значимым целям.
Абрахаму Маслоу было близко мнение Адлера о том, что человек не стремится к миру, покою и снятию напряжения. Именно на возрастании напряжения можно найти сходство подхода совершенствования модели самореализации Адлера с актуализационным подходом Абрахама Маслоу.
Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера. Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни, утверждал Адлер.
Многие исследователи полагают, что стремление к превосходству имеет в своей основе здоровое рациональное зерно, поскольку именно это стремление и может подвигнуть личность к борьбе за свое саморазвитие и самосовершенствование. Впоследствии это универсальное стремление, открытое А.Адлером, нашло свое отражение в концепциях самоактуализации Абрахама Маслоу и актуализирующейся тенденции К.Роджерса. Рассматриваемый нами аспект как раз и касается феномена самоактуализации личности, в основе которой лежат потребности роста, развития и самосовершенствования. Поэтому и термин «самоактуализация» часто является синонимом термина «актуализация своих возможностей»; в частности, выше названные психологи описывают очень близкие явления: стремление человека стать тем, чем он может стать (Абрахам Маслоу) и стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей (Карл Роджерс).
Абрахам Маслоу также широко опирался на работы Г.Олпорта, чьи исследования оказали большое влияние на дальнейшее развитие гуманистической психологии США [4]. Олпорт, в частности, развил системный подход к изучению личности, противостоящий психоанализу и бихевиоризму. Согласно американскому психологу, личность есть открытая психофизическая система, ядро которой составляет человеческое Я, стремящееся к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Он считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам, которые могут стать независимыми от биологической почвы и функционировать самостоятельно.
Все выше перечисленные направления (бихевиоризм, необихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология) оказали большое влияние на развитие психологии ХХ века. Но каждое направление имело свои минусы, и было неспособно научно объяснять психические процессы в развитии человека. Поэтому в 50-60 гг. появляются новые продуктивные направления в современной психологии. В области исследования человеческого сознания - нейрофизиология, нейроморфология, нейропсихология; в области исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования - когнитивная психология (Дж. Брунер, П.Линдсей, У.Найсер, Д.Норман, Г. Саймон, И.Фестингер, Ф.Файдер и др.). И, наконец, появляется одна из наиболее современных областей психологии - гуманистическая психология, что и является предметом нашего исследования. Она выросла из потребности в более позитивных взглядах на человеческую личность, в противовес теориям бихевиоризма, фрейдизма, психологам-адептам теорий Адлера, Юнга, Эриксона.
Субстанциональной областью практики гуманистической психологии выступает в наше время психотерапевтическая практика, в которой совершенствовались различные гуманистические идеи на человека. Они образовали теоретико-практический фундамент гуманистической психологии.
Создавая свою теорию личности, Абрахам Маслоу исходил из того, что каждый человек обладает стремлением (и имеет к этому способность) к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, и является по отношению к себе высшим экспертом и верховным судьей.
Для Абрахама Маслоу в контексте самореализации на первый план выступают личностные успехи людей.
Главное, что есть у Абрахама Маслоу, это то, что в центре его позиции лежит вера в индивидуальный опыт человека, в его способность открывать и обнаруживать в себе личностный потенциал, а также самостоятельно проектировать для себя направление и способы личностного роста. И хотя в настоящее время в гуманистической психологии можно встретить множество идей и концепций, есть все же общие характеристики, которые объединяют их всех; и самые существенные из них, как нам представляется, это - а) сущность человека (самая природа человека) имеет сильнейший потенциал для собственного конструктивного развития, который задан человеку не автоматически, а в виде потенциальных возможностей самореализации; б) становление человека как человека (развитие, а если быть точнее - саморазвитие, и раскрытие всех потенциальных возможностей); в) личностный рост человека (обретение себя как цельной личности); г) цель психологии (способствовать раскрытию и развитию сущности человека).
Выводы. Таким образом, теоретические направления исследования личности классифицируются в терминах трех основных категорий: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология. Именно третье направление персонологии - гуманистическое направление в теории личности предложила совершенно противоположную трактовку человеческой природы. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и, в конечном счете, - к самоактуализации, т.е. процессу, включающего в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит - жить осмысленно и совершенно. К апологетам этого направления, подчеркивающего уникальность человека и наличия в нем потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, относится Абрахам Маслоу.
Литература:
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 448 с.
2. Иващенко А.В., Семинега Ж.П. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 120 с.
3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
4. Олпорт Г. Личность: Проблема науки или искусства? // Психология личности: Тексты. - М., 1982. -С. 106-108
5. Юнг К.Г. Собр. Соч. Конфликт детской души.- М.: Канон, 1994. - 336 с.
6. Фахрутдинова А.В. Кондратьева И.Г. Современные тенденции социо-ориентированного воспитания учащихся в условиях мультикультурализма: нравственный аспект / Ученые записки КГАВМ. - 2015. - Т. 221. - C. 228-235. ISSN 0451-5838
7. Goble F. (1970). The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books.
8. Goldstein K. 1940. Human nature in the light of psychopathology. New York: Schocken.
9. Hall M. H. (1968). A Conversation with Abraham H. Maslow. Psychology Today, 2, 35-37, 54-57.
10. Haymas M., Green L. (1982). The assessment of motivation within Maslow's framework. Journal of Research in Personality, 16, 179-192.
11. Maslow A. H. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand.
12. Fakhrutdinova A. The Idea of Citizenship Education in Russian Universities: Modern Approach and Content / Fakhrutdinova A., Mefodeva M., Makhmutova M // INTED2017 Proceedings 11th International Technology, Education and Development Conference. - 2017, 6-8 March. P. 4637-4642 https://library.iated.org/view/FAKHRUTDINOVA2017IDE