Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений'

Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11698
2176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOANALYTIC DIRECTION / BEHAVIORAL PSYCHOLOGY / HUMANISTIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубанова Виктория Анатольевна

В статье автор представляет теоретический анализ тех подходов, которые в настоящее время складываются в тематике детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING CHILDREN-PARENTAL RELATIONS

In the article the author represents the theoretical analysis of those approaches that are developed now in the subjects of the children-parental relations.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений»

УДК 37.018.1

© В.А. Дубанова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье автор представляет теоретический анализ тех подходов, которые в настоящее время складываются в тематике детско-родительских отношений.

Ключевые слова: психоаналитическое направление, бихевиоральная психология, гуманистическая психология.

V.A. Dubanova

THE THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING CTILDREN-PARENTAL RELATIONS

In the article the author represents the theoretical analysis of those approaches that are developed now in the subjects of the children-parental relations.

Keywords: psychoanalytic direction, behavioral psychology, humanistic psychology.

Детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других социальных связей ребенка, которые ему предстоит устанавливать и создавать. Кроме того, эти отношения играют центральную роль в развитии самосознания - через них ребенок приобретает опыт отношения не только к другим, но и к самому себе.

Одной из важнейших характеристик личностного развития ребенка является «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эль-конин). Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где возникает и осуществляется личностное становление и развитие каждого участника этого процесса. Впервые понятие «отношение человека» было введено в отечественную психологию А.Ф. Лазурским. Излагая свою программу исследования личности, он отмечал, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но не в меньшей мере и его отношениями с окружающими явлениями» [6].

Взгляды А.Ф. Лазурского в дальнейшем были развиты В.Н. Мясищевым, понимавшим психологические отношения как систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с теми сторонами объективной деятельности, которые не только вытекают из всей истории человечества, но и выражают его личный опыт и внутренне определяют его действия, его переживания. В дальнейшем он сформиро-

вал даже на базе этих идей, восходящих к А.Ф. Лазурскому, свою оригинальную концепцию личности, ядро которой составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе

[9].

Значимость детско-родительских отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений. Мы выделили три группы подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений: психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая.

Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. Именно первые три стадии развития личности, по мнению З. Фрейда, имеют ключевое значение, т.е. общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже взрослого человека. О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения также подчеркивалось в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и др.

Э. Эриксон, исходя первоначально из психоаналитических посылок, пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже - со стороны более широкого социального окружения: сосе-

дей, одноклассников, школы и других социальных институтов, культурных и исторических условий [20].

Широкое признание получила точка зрения

Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей.

По мнению Э. Фромма, материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть, материнской любви не нужно добиваться. Сама же мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — это обусловленная любовь, ее нужно и можно заслужить успешным выполнением обязанностей, порядком в делах, безупречной дисциплиной [18].

Ф. Дольто, представительница парижской школы фрейдизма, основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности видит не в детях, а в родителях. Трудные родители - гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей в тенетах собственничества. Анализ воспоминаний детства, способов обучения в детском саду и школе, особенностей воспитания в неполной семье, отношения к деньгам и наказаниям, всех деталей детской жизни выявляет огромный интерес психоаналитика к детству, признание непреходящей значимости детских этапов развития [16].

Известный педагог-психоаналитик Д.В. Вин-никот особое внимание уделяет профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Родителям предлагается больше доверять своей интуиции, быть естественными, но всегда последовательными в своих делах и поступках. Важно перенимать положительный опыт других родителей в сходной ситуации, делиться своими переживаниями [5].

На основе психоаналитических теорий личности Э. Берном разработан трансактный анализ, где подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Родители должны уметь анализировать социальные взаимосвязи в семье. Познакомить ребенка с понятиями трансактного анализа и способами их применения в практических жизненных ситуациях, в других социальных сферах. Вовлекать детей в процесс познания себя и других, проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью [4].

Основные положения теории привязанности, основанной Дж. Боулби и М. Эйнсворт, касают-

ся опыта отношений, полученного в раннем детстве, и большей частью зависят от характера привязанности к близкому человеку. Основной функцией объекта привязанности является обеспечение безопасности и защиты. Таким образом, наличие привязанности является необходимым условием исследовательского поведения и познавательного развития ребенка. [23].

Качество привязанности выявляется с помощью разработанного М. Эйнсвортом теста «Незнакомая ситуация», первоначально предназначенного для изучения реакции младенцев на разлуку и встречу с матерью. Было выделено три группы детей:

1. Избегающая, небезопасная привязанность. К этой группе относят детей, которые не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью и игнорируют или даже избегают ее при встрече. Их поведение свидетельствует об отчуждении и избегании матери и об отсутствии чувства безопасности у ребенка.

2. Безопасная привязанность. Дети этой группы огорчаются и плачут (либо не плачут) при разлуке с матерью и сильно радуются, стремясь к близости и к взаимодействию при ее появлении.

3. Тревожно-амбивалентная привязанность. Дети этой группы на разлуку с матерью реагируют очень бурно, гневливо, при этом сопротивляются контакту с ней: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно демонстрируют желание теплого эмоционального тепла.

Выяснилось, что качество привязанности ребенка определяется отношением к нему матери и имеет высокую корреляционную связь с материнским поведением. Так, дети второй группы имеют наиболее чутких, внимательных и теплых матерей, которые понимают и удовлетворяют все их потребности. Матери детей первой группы отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью. У детей третьей группы матери характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения [16].

Важное значение для изучения детско-родительских отношений имеет Балтиморское лонгитюдное исследование М. Эйнсворт, где использовались для наблюдения шкалы, включающие 4 измерения материнского отношения к ребенку:

1. Чувствительность - нечувствительность к потребностям младенца, в которой выявляется способность матери понимать потребность ребенка и видеть все с его точки зрения.

2. Принятие - отвержение, свидетельствующее о ценностной значимости ребенка и его роли для матери.

3. Кооперативность - вмешательство, в котором отражается уважение матери к самостоятельности и индивидуальности ребенка и ее склонность поддерживать его инициативу или навязывать собственные желания.

4. Поддержка - игнорирование, шкала, которая выявляет степень эмоциональной адекватности матери и ее эмоциональность и эмоциоген-ность. Матери группы «В» отличались высокими показателями по всем измерениям этих шкал.

Большой вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми принадлежит представителям бихевиористского направления, делавшим основной упор на технику поведения и дисциплину ребенка.

Существуют разные концепции научения. Центральная проблема концепций социального научения - социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. При классическом обусловливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. Б.Ф. Скиннером был разработан метод последовательных приближений, основанный на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения). При оперантном научении, по Скиннеру, поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов.

Представитель социально-когнитивного направления А. Бандура полагал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению [13]. Особую роль отводил имитации модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, эмпатию к этому человеку.

Главные идеи организации воспитания состоят в том, что родители рассматриваются как элементы среды, с одной стороны, и как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка - с другой. Бихевиористов интересуют лишь наблюдаемые переменные, поддающиеся непосредственному измерению. Им принадлежат разработанные схемы анализа взаимодействия, которые основаны на понимании человеческого поведения как функции подкреплений, наград, поощрений и наказаний [24].

Применяя поведенческие методы, Р.Дж. Валер, Дж.Х. Винкель, Р.Ф. Петерсон и Д.С. Мор-

рисон одновременно успешно обучили матерей мальчиков дошкольного возраста методам погашения неприемлемых реакций, дифференциального подкрепления и тайм-аута [25]. Работы практиков этого направления сосредоточены в основном на обучении родителей методике изменения поведения ребенка [21]. Б. Бухер и О.И. Ловаас полагали, что та польза, которая получается в результате методов наказания, ничтожно мала по сравнению с очень часто возникающими негативными эмоциональными реакциями [15]. К.А. Андерсон и Х.Е. Кинг пришли к выводу, что поощрение и подкрепление гораздо более эффективно действуют на изменение нежелательного поведения ребенка, чем наказания.

В исследованиях Н. Миллера, Дж. Долларда, опирающихся на фрейдовскую теорию детских травм, выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Были сделаны выводы, что чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает сти-мульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, не способного к высшим психическим процессам. С их точки зрения счастливый ребенок - это миф. Отсюда задача родителей - социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Разделяя мысль А. Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации, выделили четыре наиболее важные жизненные ситуации, которые могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка.

Гуманистическое направление принято рассматривать в русле концепций Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллер, В. Франкла, Р. Мэя и многих других. Важнейшими понятиями модели семейного воспитания Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи, безусловное принятие своих чувств и чувств близких, преданность своему внутреннему «Я».

Основные идеи воспитания К. Роджерса:

- Родительская любовь имеет разные уровни - это любовь-забота о телесном благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

- Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, остав-

ляя за ними свободу выбора конкретных действий.

- Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении.

- Нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.

- Родители должны научиться принимать помощь от детей.

По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения:

1) слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

2) выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка;

3) благополучно разрешать спорные вопросы так, чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.

Таким образом, по мнению Роджерса, увеличение принятия себя способствует увеличению принятия другого, и все это в конечном счете приводит к улучшению человеческих отношений.

Идеи гуманистически направленной психологии в практике воспитания детей в семье и обществе нашли отражение в работах Т. Гордона. Любая проблема, по мнению Т. Гордона, решается родителями совместно с детьми, что позволяет избежать принуждения и рождает у ребенка желание и в дальнейшем участвовать в делах семьи. Разрешение проблемы происходит многоступенчато: опознается и определяется сама проблема; продумываются варианты ее разрешения; взвешивается каждый вариант; выбирается наиболее подходящий, подыскиваются способы решения проблемы; оценивается возможность успеха [8].

Ю.Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели семейного воспитания Т. Гордона с учетом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. «Уроки общения» родителя с ребенком включают в себя такие темы: что такое безусловное принятие, как можно и нужно оказывать помощь ребенку, как слушать ребенка, как относиться к чувствам родителей, как решать конфликты и поддерживать дисциплину.

Особое внимание представителями данного направления уделяется умению слушать и понимать детей, при этом понимание рассматривается не просто как техника или использование правильных слов, а как модель взаимоотношений взрослого с ребенком [17].

В отечественной психологии многие ученые все больше основываются на гуманистических принципах. Идеи М.М. Бахтина о диалогической природе человеческого общения послужили основой данного направления. Он выделяет следующие отличительные особенности диалогического общения:

1. Равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность принять позиции другого.

2. Отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие.

3. Формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации.

4. Особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств.

5. Способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные [3].

Таким образом, наиболее существенный вклад в изучение взаимодействия родителей с детьми внесли психоаналитический, бихевиористский и гуманистический подходы. Важной заслугой психоаналитического направления явилось изучение раннего опыта взаимодействия родителей с детьми и его влияния на процесс развития личности. Основной акцент бихе-виоральной психологии делается на изучение техники поведения родителя и формирование навыков модификации поведения ребенка. Гуманистические концепции большое внимание обращают на принятие, эмпатическое понимание, искренность и естественность проявления эмоций, способность родителей использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. - М.: Изд-во МГУ, 1978.

3. Бахтин М.М., Бочаров С.Г. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992.

5. Винникотт, Д.В. Разговор с родителем. - М.: Класс, 1995.

6. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982.

7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1979.

8. Крипнер С. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал.

- 1993 - Т. 14, № 2. - С. 113-126.

9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995.

10.Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. -1994. - № 6. - С. 16-25.

11.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 1994.

12.Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещаний по психологии. - М.: Изд-во АПН, 1957. - С. 71-72.

13.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

14.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.

15. Смирнова Е.О Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. - 1999.- № 1. - С. 3-12.

16. Снайдер М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести. - М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.

17.Фром, Э. Искусство любить. Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990.

18.Эриксон Э. Детство. - М.: Летний сад, 2000.

19.Ainsworth M.D. Patterns of attachment / M.D. Ainsworth, M.C. Dlenar, E. Waters, S. Walls. -Hillsdale, New-York: Erbaum, 1978. - 338 p.

20.Bowen M. The family as the unit of study and treatment // Amer. J. Orthopsychiat. - 1960. -V.31. - P. 40-60.

21.Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Psychologi Bull. - 1975. - № 1. - P. 3365.

22.Thibaut J.W., Kelley H.H. The social psychology of groups. - NY.: John Wiley & Sons, 1961. -313 p.

23.Wahler R.G., Winkel G.H., Peterson R.F. Mothers as behavior therapists for ther own children // Behavior Research and Therapy. - 1965. - V.3. - P. 113-124.

Дубанова Виктория Анатольевна, ассистент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: viktoria60@mail.ru

Dubanova Viktoria Anatolievna, assistant, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude) E-mail: viktoria60@mail.ru

УДК 159.9

Т.Л. Миронова, Э.Ж. Базарсадаева ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Статья посвящена исследованию осознанной саморегуляции и агрессии у осужденных за агрессивно-насильственные преступления. Рассмотрены особенности проявления агрессии, ее взаимосвязь с осознанной саморегуляцией. Также выявлена структура личностных характеристик осужденных.

Ключевые слова: агрессия, осознанная саморегуляция, осужденные.

T.L. Mironova, E.Zh. Bazarsadaeva

THE RESEARCH OF AGGRESSION AND CONSCIOUS SELF-REGULATION AT PERSONS WITH DELINQUENT BEHAVOR

The article is devoted to the research of conscious self-regulation and aggression at convicted for aggressive-violent crimes. The features of aggression manifestations, its interrelation with the conscious selfregulation have been considered. The structure ofpersonal characteristics of convicted has been revealed. Keywords: aggression, conscious self-regulation, convicted.

Проблемы агрессивного поведения и снижения агрессивности человека всегда привлекали внимание многих исследователей (Э. Фромм, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, К. Изард, А.Р. Ратинов и др.). Агрессия привносит дестабилизирующий фактор в жизнь обще-

ства и является неотъемлемой частью жизнедеятельности, что доказывает вся история человечества. В настоящее время подчеркивается разделение понятий агрессии как формы поведения и агрессивности как свойства личности (Э. Фромм, Л. Берковиц, К. Изард, А.Р. Ратинов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.