ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
© Харитонова Т.И.1
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Статья посвящена рассмотрению детско-родительских отношений как научной проблемы в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Целью статьи выступает обобщение научных теорий, взглядов и мнений относительно детско-родительских отношений, их характера, степени влияния на развитие ребенка. В статье рассмотрено мнение таких зарубежных ученых как Д. Боулби, А. Рое и М. Сигельман, З. Фрейд, Е. Шафер и Р. Бел, Э. Эриксон. Также в статье приведено мнение отечественных специалистов - Н.Н. Авдеевой, А.Я. Варга, О.Г. Прохоровой, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса.
Ключевые слова детско-родительские отношения, привязанность, структура родительских отношений, типы родительских отношений, причины нарушений семейного воспитания.
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Множество факторов, таких как состав семьи, психологический климат, стиль воспитания, особенности детско-родительских отношений оказывают непосредственное влияние на развитие и становление личности ребенка. В семье человек приобретает первый опыт общения, способность понимать переживания близких и сочувствовать им, поэтому семейным факторам принадлежит значительная роль в развитии каждого индивида.
Под детско-родительскими отношениями в данном исследовании мы, вслед за А.Я. Варга, будем понимать систему разнообразных чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении в системе «родитель-ребенок», особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков со стороны родителей [3].
Анализу взаимоотношений детей и родителей посвящено большое количество зарубежных и отечественных психологических исследований в рамках разнообразных методологических подходов.
Сначала рассмотрим подходы к изучению детско-родительских отношений, предложенные зарубежными специалистами.
1 Студент магистратуры «Клиническая психология» кафедры Акмеологии и психологии профессиональной деятельности.
Теория привязанности Д. Боулби [2] полагает, что на детско-родитель-ские отношения наибольшее влияние оказывает качество привязанности, возникающее между матерью и ребенком.
Рое А. и Сигельман М. выделили 6 типов детско-родительских отношений:
- отвержение (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя отвергаемым);
- безразличие (при таком типе родительского отношения ребенок чувствует себя ненужным родителям);
- гиперопека (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает постоянное, болезненное внимание родителей);
- сверхтребовательность (при таком типе родительского отношения ребенок испытывает постоянное давление от требований родителей);
- устойчивость (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает стабильную поддержку от родителей);
- активная любовь (при таком типе родительского отношения ребенок ощущает любовь родителей) [цит. по: 4].
Из указанных типов только два последних типа обеспечивают гармоничное развитие личности ребенка, а первый является наиболее травмирующим, т.к. вызывает повышенный уровень тревоги и агрессивности.
Согласно психоаналитической теории З. Фрейда [6], отношения между ребенком и матерью определяют личность ребенка и влияют на весь его жизненный путь. Главенствующим фактором в детско-родительских отношениях, по мнению З. Фрейда [6], выступает степень принятия или отвержения матерью ребенка, уровень ее стремления реализовывать его желания и удовлетворять потребности в должной мере.
Шафер Е. и Бел Р. предложили динамическую двухфакторную модель родительских отношений, основными факторами которой являются эмоциональный фактор (любовь-ненависть) и поведенческий фактор (автономия-контроль) [цит. по: 4].
Эпигенетическая теория Э. Эриксона [8] определяет детско-родитель-ские отношения через сочетание чувственной заботы и ощущения доверия, а основным кризисом детско-родительских отношений считает неизбежный конфликт сепарации и индивидуализации.
Далее рассмотрим подходы к изучению детско-родительских отношений, предложенные отечественными специалистами.
Так, Н.Н. Авдеевой [1] выделяется пять типов социально-психологического климата семьи и соответственно тактик родительского отношения:
- диктат (данная тактика предполагает тотальный контроль родителей по отношению к ребенку);
- опека (данная тактика предполагает, что дети воспринимаются как неспособные к самостоятельным действиям, а потому требующие постоянной навязчивой помощи);
- конфронтация (данная тактика предполагает постоянное противостояние между родителями и ребенком);
- мирное сосуществование на основе невмешательства (данная тактика предполагает попустительское отношение родителей и полное игнорирование проблем ребенка);
- сотрудничество (данная тактика основана на совместной деятельности родителей и ребенка).
Варга А.Я. [3], обобщив эмпирические данные, пришла к выводу о существовании четырех основных видов родительского отношения:
- родительское отношение принимающе-авторитарного характера (заключается в теплом отношении и принятии ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях);
- отвергающее родительское отношение (проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка);
- симбиотическое родительское отношение (заключается в слиянии родителя с ребенком, в стремлении удовлетворить все его потребности, оградить его от всех трудностей жизни);
- родительское отношение симбиотически-авторитарной направленности (выражается в гиперпротекции и тотальном контроле поведения ребенка, блокировании осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации).
Варга А.Я. [3] структурирует родительские отношения на четыре основных составляющих, в которых выделяет такие компоненты как:
- интегральное принятие - межличностная дистанция (близость или отдаленность эмоционального контакта в системе «родитель-ребенок»);
- отвержение (отказ в эмоциональном контакте, игнорирование переживаний ребенка);
- формы и направления контроля (характер контролирующей деятельности, осуществляемой родителем);
- социальная желательность поведения (стремление представить себя в лучшем свете и желание постоянного общественного одобрения).
Основными причинами нарушений семейного воспитания, по мнению О.Г. Прохоровой [5], являются:
- инверсия (подмена) семейных ролей;
- неконструктивный стиль воспитания;
- неправильное поведение родителей, других взрослых, окружающих ребенка;
- ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей;
- занятость родителей.
В отечественной психологии изучение особенностей детско-родительского взаимодействия наиболее широко проводилось в рамках клинического подхода. При этом в центре внимания исследователей были проблемные формы отношений родителей к детям. Так, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис [7] в ходе изучения причин формирования у подростков акцентуаций характера рассматривали такие стили родительского отношения:
- потворствующую гиперпротекцию (ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей);
- доминирующую гиперпротекцию (ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты);
- повышенную моральную ответственность (сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей);
- эмоциональное отвержение (сочетание пониженной протекции и игнорирования потребностей ребенка; в крайнем варианте это воспитание по типу «золушки»);
- жестокое обращение (складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований);
- гипопротекцию (ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его).
Итак, обобщая выводы перечисленных исследований можно утверждать, что в целом детско -родительские отношения рассматриваются как стабильные, не зависящие от возраста ребенка и общей социальной ситуации возрастного периода. Большинство авторов подчеркивают ключевую роль родительского отношения в формировании личности ребенка.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 35-46.
2. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. -477 с.
3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - 2-е изд., стереотип. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
4. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. - 362 с.
5. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2005. - 223 с.
6. Фрейд З. Большая книга психоанализа: введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2015. - 528 с.
7. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эй-демиллер, В. Юстицкис. - 4-е изд., перераб. и допол. - СПб.: Питер, 2010. -672 с.
8. Эриксон Э.Г. Детство и общество: пер. с англ. / Э.Г. Эриксон, А.А. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Речь, 2000. - 416 с.