УДК 378
Е.А. Варавина
СТИЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В данной статье рассматривается история становления стилей детско-родительских отношений в трудах зарубежных и отечественных ученых, а также основные подходы развития детско-родительских отношений, роли семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семья, личность, ребенок, родители, трудности.
В настоящее время проблема изучения детско-родительских отношений является немаловажной, наблюдается значительный рост количества разводов, по статистике в 2019 году процент разводов от общего числа браков составил 61%, в итоге чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не полностью реализуется по ряду причин социально-экономического и психологического характера.
Поэтому для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. Главной характеристикой родительского отношения является чувство любови, которое определяет доверие к ребенку, удовлетворение от общения с ним, стремление защитить и обезопасить его. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем.
В отечественной психологии проблемой детско-родительских отношений занимались ученые Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также изучением личностных особенностей детей из неполных семей, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и многие другие.
Значительное внимание в исследованиях ученых уделяется семьям, в которых ребенок (дети) воспитывается только одним родителем. Для характеристики жизнедеятельности таких семей рядом социологов (К. Верлак, Г.Е. Зборовский, Э. Ивер-Жалю, Н. Лефошер, А. Мишель, М. Эстев, Е.Р. Ярская-Смир-нова) было введено понятие "монородительская семья", хотя вопрос о терминологии остается дискуссионным.
Теоретико-методологические основы исследования составили вопросы семейного отношения, рассматриваемые педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер, и др.), теории детско -родительских отношений (А.Я. Варга, А.В. Петровский, В.В. Столин), принципы анализа детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), виды и типы детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения исследовали ученые в различные периоды истории. И хотя этому вопросу и посвящено много литературы, эта проблема остается актуальной. Ведь во все исторические периоды, отношения между родителями и детьми, являются важнейшей составляющей нормально-функционирующего общества. Прежде чем перейти к понятию детско-родительские отношения рассмотрим понятия семья.
"Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений". [1]
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, "семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена". [6]
Что касается детско-родительских отношений, то это отношения между родителями и детьми, которые представляют собой способы поведения, восприятия и взаимодействия с ребенком. [4]
© Варавина Е.А., 2021.
Научный руководитель: Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, Россия.
Проведем анализ зарубежной и отечественной литературы, касающейся теории и истории развития понятия детско-родительских отношений. В зарубежной литературе содержание данных отношений было рассмотрено рядом авторов в рамках различных теорий.
Одним из определяющих направлений концепции детского развития стала теория психоанализа. Она является первой теорией, в которой рассматривались детско-родительское отношения как важнейший и самый главный фактор развития личности ребенка. З.Фрейд утверждал, что невротические заболевания у взрослого человека имеют свое начало в раннем детстве.
З. Фрейд писал, что отделение ребенка от родителей является одним из самых важных факторов, влияющих на социальное развитие и самооценку ребенка. Если ребенок не удовлетворяет эту потребность и остается с родителями, то в будущем это может перерасти в инфантилизм и агрессию. [3]
Эта теория дала начало развитию многим другим школам, которые в свою очередь разработали новые подходы к понятию детско-родительских отношений. Последователями З. Фрейда были А. Адлер, Э. Фромм, К.Юнг, Э. Эриксон.
Следующая теория - гуманистическая модель детско-родительских отношений. (А. Маслоу, Д. Бо-улби, К. Роджерс).
Затем бихевиористская теория детско-родительских отношений. (Р. Сирс, Д. Роттер, Дж. Уотсон, Б. Скиннер).
Главная идея социального учения - социализация как процесс усвоения личностью определенных правил, норм, ценностей, а в результате переход от биологического состояния к социальному.
А. Бандура, относится к необихевиористам, который изучал механизмы социализации в научении, с помощью таких средств как наблюдение, подражание, рефлексия, отождествление, запечатление, моделирование).
Таким образом, «психоаналитических» и «бихевиористских» теориях ребенок представляет собой объект полного воздействия родителей, которого нужно научать приспосабливаться к жизни. «Гуманистическая» теория подразумевает не воздействие, а помощь родителей в развитии своего ребенка.
В отечественной литературе также исследуются детско-родительские отношения. (А.Я. Варга, В.В. Столин,).
Также в отечественной литературе, детско-родительские отношения изучал такой автор как А. Н. Леонтьев.
Его исследования показали, что психическое развитие детей, полностью зависит от их родителей. Это обусловлено его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Е. Т. Соколова и И. Г. Чеснова подчеркивают, что родительское отношение влияет на самосознание и самооценку ребенка. [3]
Так, Л. Б. Шнейдер выделил четыре параметра родительского поведения, оказывающие влияние на ребенка: родительский контроль, родительские требования, способы общения с детьми, эмоциональная поддержка. [2].
Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснова утверждают, что родительское отношение можно измерить с помощью двух факторов: «любовь - враждебность» и «автономия - контроль». [5]
С. Ньюбсргер предложил несколько стадий в отношении родителей к детям: «эгоистическая ориентация», «условная ориентация», «субъективно-индивидуалистическая ориентация», «взаимодействующая ориентация». [6]
Родительские взгляды на ребенка, как показывают исследования А. Самероффа и Л.Фейла, подразделяются на четыре стадии: «симбиотический уровень», «категориальный уровень», «возмещающий уровень», «перспективный уровень».
Синяева Е. Г. под детско-родительского отношением понимает «совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка» [3].
А.С. Спиваковская выделила три позиции, благоприятных для развития ребенка: адекватность, динамичность, прогностичность.
М. Джеймс и Д. Джонгвард утверждают, что, хотя дети и нуждаются в контроле, но эти ограничения не должны превышать нормы, так как в противном случае они нарушают развитие детей.
В настоящее время психологи выделяют два типа культур, каждая со своей системой ценностей, идеалов, социализацией — индивидуалистическую и коллективистическую. Данные культуры образуют пространство, где на одной стороне индивидуалистических культур — США, на другой же — Япония и Юго-Восточная Азия.
При сравнении культур Восточной Германии и Шанхая (Китай) выяснилось, что в Восточной Германии уровень индивидуализма выше, чем коллективизма, и выше, чем в Шанхае, где преобладает уровень индивидуализма.
В США и Западной Европе родители более часто используют авторитетный стиль воспитания, поощряя автономию и сепарацию своих детей для помощи и поддержки, в то время как латиноамериканские, афроамериканские и родители из США-выходцы из Азии склонны к такому стилю воспитания, как авторитарный, в котором превалирует послушание и конформность.
Проанализировав существующие подходы к определению сущности детско-родительских отношений, мы пришли к следующему выводу: наиболее оптимальным, то есть наиболее благоприятным и предпочтительным в рамках воспитания и развития ребенка, стилем детско-родительских отношений является «кооперация», когда родитель проявляет к ребенку заинтересованность и доверие, сопереживает его неудачам и поощряет самостоятельность, однако в случае трудностей готов всегда прийти на помощь.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения в семье могут носить неоднозначный характер. У одних родителей, целью их воспитания является послушание ребенка. Они подавляют самостоятельность, инициативность детей, стараются все контролировать, держать детей в «ежовых рукавицах». Другие родители относятся к своим детям попустительски - полная свобода. Однако для гармоничных взаимоотношений необходимо найти золотую середину, где присутствует взаимопомощь и взаимоуважение.
Библиографический список
1. Агапов, Е. П. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие / Е. П. Агапова. - Ростов-на-Дону: Центр универсальной полиграфии, 2009. - 324 с. - ISBN 978-5-4475-6913-6.
2. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Академический Проект, 2005. - 352 с. - ISBN ISBN 5-82910471.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / Л. С. Выготский. - Москва: АСТ, 2008. -671 с. - ISBN 978-5-17-049975-5.
4. Гарбузов, В. И. Нервные дети: советы врача: учебное пособие / В. И. Гарбузов. - Ленинград: Медицина, 1990. - 176 с. - ISBN 5-225-01626-Х.
5. Педагогика и психология: учебное пособие / Григорович Л. А, Марцинковская Т. Д. - Москва: Гардарики, 2009. - 480 с.- ISBN:978-5-8297-0096-6.
6. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - Москва: «Феникс», 2014. - 624 с. - ISBN: 978-5-222-22256-0.
ВАРАВИНА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА - магистрант. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Россия.