проводимые исследования в педиатрической клинике реализация методов комплексных коррекционных воздействий, направленных на оптимизацию соматического и психологического состояния детей и подростков, способствует совершенствованию социально-психологической адаптации, а также сохранению и укреплению психического здоровья детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями.
Список литературы:
1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. - Ростов-н/Д, 2000.
2. Булыгина М.В. Особенности коммуникации между матерью и ребенком с хроническим соматическим расстройством (на материале гастропато-логии): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 20 с.
3. Воронков Б.В., Александрова И.В., Вельская Л.А., Тульчина Л.И. О роли психосоциальных влияний в возникновении заболеваний желуцочно-кишечного тракта у детей и подростков // 8-й всесоюзный съезд непропато-логов и психиатров. - М., 1988. - Т. 2. - С. 81-183.
4. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопси-хические расстройства у детей. - СПб., 2005. - 400 с.
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
© Малявко Н.Л.*
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Украина, г. Гомель Ясли-сад № 155, Украина, г. Гомель
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дет-ско-родительских отношений. Автором проанализирована специфика изучения данной проблемы в зарубежной и отечественной психологии. В статье раскрываются основные понятия, стили родительского поведения, тактики семейного воспитания, семейные роли детей, а также установки детей по отношению к родителям и к себе. На основе проведенного теоретического исследования установлено, что на детско-ро-дительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Результатом является обобщение знаний различных концепций о детско-родительских отношений.
* Магистрант Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины, педагог-психолог Ясли-сада N° 155.
Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Особую роль играет семья в воспитании ребенка дошкольного возраста, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых. В этот период происходит ускоренное развитие свойств личности, психических процессов, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-ро-дительских отношений.
Анализ психологической литературы по вопросам детско-родительских отношений свидетельствует о её значимости, поскольку многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии исследуется в рамках психоаналитического (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Винникот, и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, В. Сатир и др.) направлений.
Исследованиями в этой области в отечественной психологии занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и др. Различные аспекты особенностей внутрисемейных отношений изучали М. Буянов, А.Я. Варга, Ю. Гиппенрейтер, А.Е. Личко, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер, Г. Хоментаускас, А. Фромм и др.
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы (стили) воспитания детей; семейные роли ребенка и др.
В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Д. Бомринд, которой следуют многие авторы (А. А. Реан, Г. Крайг). Г. Крайг составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей.
1. Авторитетный стиль - высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд Д. отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, обладают высокой самооценкой.
2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны.
3. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения). Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
4. Индифферентный стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними [1, с. 51].
Петровский А.В. выделяет четыре тактики семейного воспитания, которые близки по своему содержанию к стилям.
1. Диктат в семье, где одни члены семьи подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Ребенок отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жесткие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Диктат - это также авторитарность. Нередко авторитарность родителей ведет к развитию у ребенка заниженной самооценки, недовольства собой.
2. Опека. По сути, диктат родителей и опека - явление одного порядка. Различие в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм. Опека же - заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие.
3. «Мирное сосуществование» с позиции невмешательства. Этот тип взаимоотношений чаще основан на пассивности воспитателя, который, уклоняется от активного вмешательства, предпочитает комфортное сосуществование с ребенком, не требующее душевных затрат.
4. Сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития, где взаимоотношения входящих в неё людей опосредуются содержанием совместной деятельности, социально значимыми связями между людьми, целями, на которые ориентируются [3, с. 58].
Рассмотрим стили воспитания, которые выделяет Г.Б. Степанова [2, с. 176].
1. Авторитарный стиль. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать интересы, подвержены смене настроения, часто агрессивны.
2. Разрешительно-попустительский стиль - родители не сдерживают детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.
3. Демократический стиль. Дети этих родителей уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны.
В психологической литературе описаны различные семейные роли детей. Так, А.С. Спиваковская выделяет следующие наиболее типичные детские роли.
«Козёл отпущения» - отводит от себя негативные эмоции родителей.
«Любимчик» - преувеличенная любовь к ребёнку.
«Беби» - ему предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит.
«Примиритель» - рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняет роль взрослого.
Матейчек З. выделяет несколько иные роли детей, определяющие его будущие коммуникативные навыки и характер: «Кумир семьи», «Мамино сокровище», «Паинька», «Болезненный ребёнок», «Ужасный ребёнок», «Золушка».
Эти роли могут осознаваться ребёнком, они определяют его реакции на происходящее вокруг него и создает фундамент для существующих и будущих отношений с другими людьми. И в будущем эти роли могут играть огромное значение при установлении личных контактов и особенно при создании собственной семьи.
Помимо детских ролей, стилей воспитания, детско-родительские отношения проявляются в установках детей по отношению к родителям и к себе. Хоментаускас Г.Т. выделил четыре обобщённые [4, с. 68].
1. «Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» - эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.
2. «Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» - ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.
3. «Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» - таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.
4. «Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» - ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.
Подводя итог, можно сказать, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отно-
шений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.
Тема детско-родительских отношений, есть и будет всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Взаимоотношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье.
Родителям необходимо понимать, что в значительной степени от них зависит какими вырастят их дети. Современные родители должны обладать способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Ведь в настоящее время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного стиля воспитания культуры семейного поведения.
Список литературы:
1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
3. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. -М.: Российский открытый университет, 1992. - 342 с.
4. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. -80 с.