5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособ. для студ. вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
6. Калистратова М. С. Взаимосвязь открытого агрессивного поведения, особенностей самовосприятия и ценностных ориентаций в юношеском возрасте // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: сб. науч. трудов. - Екатеринбург: СГПИ, 2000. - 101 с.
7. Лебеденко О. А., Махно О. С. Особенности агрессивного поведения студентов -будущих педагогов с разным уровнем эмпа-тии [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2017. - № 4 (28). - С. 67-72. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/nosobemosti-agressivnogo-povedeniya-studentov-buduschih-pedagogov-s-raznym-urovnem-empatii).
8. Ли Чжэньнин. Индивидуально-личностные детерминанты агрессии российских и китайских студентов с разными типами гендер-ной идентичности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2017. - 23 с.
9. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 312 с.
10. Михейкина С. В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2004. - 158 с.
11. Нефедова С. С. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 1. -URL:hüp://eduherddrUru/article/view?id=16835.
12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. - 541 с.
13. Суховершина Ю. В. Психологическое сопровождение личностно-профессионально-го развития студента службой практической психологии вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. - 24 с.
14. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -208 с.
15. Черток Т. В. Психологические условия формирования эффективных учебно-про-
фессиональных взаимодействий у студентов вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. -Нижний Новгород, 2012. - 25 с.
16. Шибаева Г. Е. Динамика рефлексив-но-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2010. - 26 с.
Ж
О. Б. Мартынюк, М. О. Мосина
УДК 159.99 ВЛИЯНИЕ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
НАПРАВЛЕННОСТЬ
ПОДРОСТКОВ
Гассматриваемая проблема актуальна в силу того, что развитие ребенка в значительной степени происходит в ближайшей социальной среде, а именно - семье, которая выступает в качестве первоисточника его развития в контексте детско-родительских отношений. В подростковом и раннем юношеском возрастах родители оказывают особое влияние на профессиональный выбор своих детей, от успешности которого в большой степени зависит психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост человека. Цель статьи - проанализировать связи детско-родительских отношений с профессиональной направленностью подростков.
В психолого-педагогической литературе достаточно большое внимание уделяется проблеме детско-родительских отношений. Это
как работы зарубежных (А. Адлер, Р. К. Белл, Дж. Боулби, С. Броуди, О. Коннер, Э. Макко-би, Дж. Мартин, А. Роэ, П. Слатер, М. Сегел-ман, Е. С. Шеффер, В. Шутц, Д. Элдер и другие), так и отечественных ученых (Ю. Е. Алёшина, А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, Л. Я. Гозман,
A. И. Захаров, А Е. Личко, В. С. Мухина, А П. Петровский, Л. Г. Саготовская, А. Л. Спиваковская,
B. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер и др.).
На современном этапе личностное развитие ребенка в контексте детско-родительских отношений исследуют О. Б. Абраменко, Э. К. Бо-това, М. В. Быкова, Т. В. Венза, Л. А. Головей, Е. Г. Грищенко, А. С. Елисеева, Ю. С. Ершова, Е. М. Ижванова, С. Е. Иневаткина, О. А. Караба-нова, Е. В. Котова, О. М. Любимова, И. П. Мар-гун, М. И. Неустроева, Л. А. Николаева, М. В. Полевая, А. В. Разумова, Н. А. Рождественская, Е. Н. Спирева, И. В. Ткаченко, В. М. Целуйко,
C. Н. Шадрина и др. Детско-родительские отношения рассматриваются в научной литературе неоднозначно, в частности, как родительские представления (А. В. Колодина [3], Н. А. Рождественская и А. В. Разумова [7], Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис [10]), родительские установки (Е. А. Савина и Е. О. Смирнова [8]), родительские позиции (С. С. Жигалин и Р. В. Овчарова [1], А. С. Спиваковская [9]), взаимодействие родителей с ребенком (И. М. Марковская [6]). Мы рассматриваем это многообразие понимания детско-родитель-ских отношений как структурные компоненты данного феномена:
1) когнитивный (родительские представления, установки, позиции);
2) эмоциональный (принятие - отвержение, любовь - нелюбовь, эмоциональная дистанция - концентрация на ребенке);
3) поведенческий (взаимодействие родителей с ребенком).
Сочетание этих компонентов, на наш взгляд, отражает полноту и сложность детско-родительских отношений.
В отечественной и зарубежной психологии достаточно много работ, в которых описываются типы детско-родительских отношений, основанные на авторских критериях. В
связи с этим достаточно сложно вывести их единую классификацию. Вместе с тем у многих авторов название детско-родительских отношений разное, но их содержание одинаково. Таким образом, важным при изучении детско-родительских отношений является их содержание, а не название. В этом случае целесообразнее говорить о двух больших группах детско-родительских отношений - гармоничных и дисгармоничных.
Разработкой и анализом методов диагностики детско-родительских отношений занимаются М. А. Белобрыкина, О. А. Белобрыкина, Е. В. Голубева, А. Г. Лидерс, Е. О. Смирнова, М. В. Соколова и др.
Роль родителей как один из важных факторов, определяющих профессиональный выбор подростков, отмечает Е. А. Климов [2]. В связи с семейной ситуацией развития изучают профессиональное самоопределение подростков М. В. Данилова, А. В. Соловьёва и др. Однако нам не удалось найти исследований, в которых была бы освещена связь вышеуказанных показателей. Изучение данной проблемы, по нашему мнению, может способствовать ее теоретическому и практическому осмыслению.
Исследование проводилось со старшими подростками 14-16 лет из полных семей в количестве 50 человек (25 девочек и 25 мальчиков). При отборе участников исследования был соблюден принцип добровольности. Эмпирическое исследование состояло из трех основных этапов.
1-й этап исследования - определение особенностей детско-родительских отношений. В исследовании были использованы критерии детско-родительских отношений, которые определила И. М. Марковская: а) нетребовательность - требовательность; б) мягкость -строгость; в) автономность - контроль; г) эмоциональная дистанция - близость; д) отвержение - принятие; е) отсутствие сотрудничества - сотрудничество; ж) несогласие -согласие; з) непоследовательность - последовательность; и) авторитетность родителя; к) удовлетворенность отношениями с ребенком (с
родителем). В методике И. М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) [5] указанные критерии рассматриваются как шкалы с двумя полярными полюсами.
Было установлено, что у подростков в системе взаимодействия с родителями преобладают позитивные полюсы шкал. По выборке девочек доминирующей из 10 шкал выделена шкала «согласие-несогласие» с полюсом «согласие» в отношениях как с матерью, так и с отцом, а также в отношениях с матерью еще и шкала «удовлетворенность отношениями», несмотря на то, что матери более строги к дочерям-подросткам, чем их отцы. По выборке мальчиков в отношениях с отцом и матерью преобладают показатели по шкале «нетребовательность - требовательность» с полюсом «требовательность». Сыновья в основном согласны с требованиями родителей, эмоционально близки с ними и удовлетворены отношениями с ними. У мальчиков-подростков в отношениях с отцами также доминирует шкала «непоследовательность - последовательность» с полюсом «последовательность», которая отражает, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.
По базовым шкалам методики ВРР («автономность - контроль» и «отвержение -принятие») можно сделать вывод, что девочкам-подросткам в сравнении с мальчиками-подростками родителями предоставляется больше свободы, причем со стороны матерей даже в несколько большей степени, чем со стороны отцов. Автономности мальчиков-подростков их отцы фактически не допускают, осуществляя за ними контроль. Матери так же, как и отцы, склонны контролировать поведение сыновей-подростков, вместе с тем предоставляя им больше свободы, чем отцы. В целом же во взаимоотношениях родителей с подростками преобладает со стороны родителей умеренный контроль над своими взрослеющими детьми.
По шкале «отвержение - принятие» отцы в большей мере, чем матери, принимают до-
черей, благосклонны к ним. И у отцов, и у матерей по результатам проведенного исследования имеет место также и отвержение дочерей, причем по выборке матерей этот показатель выше, чем по выборке отцов. Среди мальчиков их принятие отцами не отметил ни один испытуемый.
2-й этап исследования - определение профессиональных склонностей подростков посредством методики «Опросник профессиональных склонностей» Л. А. Йовайши [4] (оценивает склонности личности к таким сферам деятельности, как искусство, техника, работа с людьми, умственный или физический труд). Согласно полученным результатам, профессиональные интересы мальчиков-подростков лежат в таких сферах, как технические (программист, электротехник, Web-мастер, водитель и т. д.), материальные и планово-экономические виды работ (экономист, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе и т. д.). Менее всего мальчики-подростки ориентированы на профессии сферы искусства. Профессии сферы умственного труда (например, программист, юрист) опережают у мальчиков профессии сферы физического труда. Девочек-подростков привлекают профессии, относящиеся к таким сферам, как работа с людьми (педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь и т. д.) и искусство (художник, дизайнер, косметолог, кондитер, портной, цветовод и т. д.). Девочки-подростки не выбирают профессии из технической сферы. Интересен факт, что девочки-подростки выбирали профессии, связанные с физическим трудом (например, швея, парикмахер, кондитер, рабочие специальности, водитель троллейбуса и другие), чаще, чем мальчики-подростки.
3-й этап исследования - определение связи между особенностями отношений подростков с родителями и их профессиональным самоопределением. С этой целью в дополнение к вышеуказанным методикам испытуемым была предложена анкета, разработанная авторами исследования:
1. Кем работают (кто по профессии) твои родители?
2. Как родители относятся к своей профессии? Что говорят о ней?
3. Каковы личные достижения твоих родителей в своей профессии?
4. В выборе будущей профессии ты ориентируешься на профессиональный пример родителей? Кого из них?
5. Поддерживают ли родители твой профессиональный выбор? Что при этом они говорят?
6. Каковы пожелания родителей в отношении твоей будущей профессии?
7. Учитываешь ли ты наставления родителей (кого из них) в вопросе выбора тобой будущей профессии?
Анализируя результаты, полученные анкетированием по выборке мальчиков, можем отметить, что 74 % их родителей относятся к своей профессиональной деятельности положительно, 16 % устраивают ее условия и процесс. По ответам девочек на вопросы анкеты можно сделать вывод, что 86 % их родителей положительно относятся к своей профессии, 8 % устраивают ее условия и процесс.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена показал, что чем выше показатели по шкалам «сотрудничество» и «эмоциональная близость» в системе отношений сын-мать и по шкале «эмоциональная близость» в системе отношений сын-отец, тем в большей степени мальчики-подростки проявляют интерес к профессиям сферы, связанной с работой с людьми. Мальчики с высокими показателями по шкале «эмоциональная близость» в системе отношений сын-мать не проявляют интерес к профессиям сферы материальных благ. Выявлено, что чем выше показатели шкал «принятие» и «последовательность» в системе отношений сын-отец, тем меньше интерес у мальчиков-подростков к профессиям сферы искусства.
По выборке девочек-подростков установлено, что чем выше показатели по шкалам «сотрудничество» и «строгость» в системе отношений дочь-мать, тем больше интерес у
девочек к профессиям сферы материальных благ и планово-экономических видов работ, а при высоких результатах по шкале «сотрудничество» в системе отношений дочь-отец можно наблюдать интерес девочек к профессиям сферы умственного труда.
По другим шкалам методики ВРР не установлена связь детско-родительских отношений с профессиональной направленностью подростков.
Согласно результатам исследования у 56 % мальчиков-подростков и у 36 % девочек-подростков выбор профессиональных сфер совпал с профессиональными сферами их родителей. При этом в системе отношений дочери с матерью преобладает согласие, а при совпадении с профессиональной сферой отца - контроль, у мальчиков при этом в отношениях с матерями превалирует контроль, а с отцами -последовательность в отношениях.
Выявлена взаимосвязь между профессиональными достижениями родителей и совпадением их профессий с профессиональной направленностью их детей. Так, указанное совпадение отмечено у 20 % мальчиков-подростков и 16 % девочек-подростков. В данном случае у мальчиков доминируют сферы технических интересов (62,5 %), умственного (25 %) и физического труда (12,5 %), у девочек - сферы физического труда (50 %), работы с людьми (25 %) и материальных интересов (25 %).
Результаты исследования дополняют и уточняют имеющиеся в научной литературе данные относительно профессионального самоопределения подростков, в частности, в связи с детско-родительскими отношениями. Следует отметить, что данная исследовательская работа носит предварительный характер и требует продолжения.
АННОТАЦИЯ
Исходя из анализа имеющейся литературы по теме исследования, было сделано предположение, что существует связь между особенностями детско-родительских отношений и профессиональной направленностью подростков, что определило направление исследования. Результаты предлагаемой исследо-
вательской работы могут быть полезны психологам для разработки коррекционных программ, направленных на гармонизацию дет-ско-родительских отношений в связи с профориентацией подростков.
Ключевые слова: подросток, профессиональная направленность, детско-родительские отношения.
SUMMARY
Based on the analysis of the available literature on the research topic, it was assumed that there is a relationship between the characteristics of child-parent relationships and the professional orientation of adolescents, which determined the direction of the study. The results of the proposed research work can be useful for psychologists to develop corrective programs aimed at harmonizing child-parent relations in connection with vocational guidance of adolescents.
Key words: adolescent, professional orientation, child-parent relations.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жигалин С. С., Овчарова Р. В. Родительская позиция как психологический феномен // Экономика, психология, бизнес. -Красноярск, 2004. - № 2. - С. 166-182.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. -М.: Академия, 2004. - 304 с.
3. Колодина А. В. Представления родителя о ребенке как фактор детско-родитель-ских отношений // Вестник Омского ун-та. Сер. Психология. - 2016. - № 2. - С. 69-77.
4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 341 с.
5. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2. - С. 94-108.
6. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
7. Рождественская Н. А., Разумова А. В. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 48-55.
8. Савина Е. А. Родительские представления и установки: понятие, виды и структура // Родители и дети. Психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2003. - С. 8-19.
9. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции // Семья и формирование личности / ред. А. А. Бодалёв. - М.: НИИ ОП, 1981. - С. 38-45.
10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 394 с.
(Ш&)
Т. Н. Сафонова
УДК: 316.6242:159.922.6:159.943
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ
И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Проблема агрессивного поведения детей и подростков - одна из самых важных и серьезных проблем общества. Проявления подростковой агрессии в обществе мы можем наблюдать ежедневно. Такое поведение обусловлено не только социальной, экономической, идеологической и экологической обстановкой в мире, но и психологическими и физио-