Основные подходы социальной работы с трудовыми мигрантами и пути решения их проблем
Аннотация: В условиях нехватки инвестиций большинство беженцев и вынужденных переселенцев сами занимаются своим трудоустройством. Одновременный рост безработицы отражается, прежде всего, на занятости вынужденных мигрантов. Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно. Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками.
Ключевые слова: Социальная работа, трудовые мигранты, миграция, проблемы, программы, трудоустройство, исследования, опыт, помощь.
Vartanova M. L. The main approaches of social work with labor migrants and solutions of their problems. Abstract: In the conditions of shortage of investments the majority of refugees and displaced persons are engaged in the employment. Simultaneous growth of unemployment is reflected, first of all, in employment of the compelled migrants. Big complexity is represented by relationship of migrants and local population which not always develop favorably. As shows the international experiment, one of the most effective forms of the solution of problems of integration of migrants is the voluntary organization of their compact settlements. It not only solves domestic problems, but also promotes that process of adaptation happens gradually, is frictionless, with smaller social and psychological loadings. Key words: Social work, labor migrants, migration, problems, programs, employment, researches, experience, help.
Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости.
Правда, у специалистов нет единой точки зрения на этот вопрос: одни полагают, что делать ставку на силы и средства мигрантов в сложившихся условиях нельзя, так как они не смогут самостоятельно решать вопросы своего обустройства; по мнению других специалистов, основное направление этой работы — помочь мигрантам развивать собственные устремления и способности. Уже сейчас значительная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлеченных средств строит поселки с хозяйственными предприятиями. Наличие противоположных мнений объясняется не только различными условиями обустройства вынужденных переселенцев, не только разным пониманием проблемы, но и возможностью выбора различных стратегий в решении проблемы этой категории мигрантов. Те, кто убежден, что мигранты должны занимать более активную позицию в решении проблем своего обустройства, объясняет это развитием рыночных отношений. Более того, они рассматривают мигрантов как потенциальных предпринимателей и активных работников, считая, что сама жизненная ситуация мигрантов должна стимулировать их трудовую деятельность.
Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. Адаптация и обустройство беженцев и переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. Создалась довольно острая и противоречивая ситуация: переселенцы заинтересованы в выборе места жительства и работы в городах, где они, как правило, проживали до миграции, а государственные программы — в освоении регионов, в которых имеется дефицит трудовых ресурсов, чаще всего сельской местности. В условиях нехватки инвестиций большинство беженцев и вынужденных переселенцев сами занимаются своим трудоустройством. Одновременный рост безработицы отражается, прежде всего, на занятости вынужденных мигрантов. Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно.
Вартанова Марина Львовна
К.э.н., доцент кафедры экономики и финансового права РГСУ
Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун. Иммигранты и члены этнических групп иммигрантского происхождения часто испытывают трудности при обустройстве в новых местах жительства — частично ввиду недостатка средств, дающих людям возможность эффективно функционировать в обществе, а частично — в силу существования различных форм дискриминации (неумышленной или преднамеренной). Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:
- во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику;
- во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений; это, в свою очередь, дает основание предполагать, что будет обеспечена законодательная база для мер, направленных на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов и в необходимых случаях осуществление успешной интеграции иммигрантов.
С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в теле установления межобщинных отношений;
- в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами — это процесс, рассчитанный на длительный период. Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.
Также, следует отметить, что нами, проводилось исследование мнений мигрантов с целью выявить, а также выявления наличие возможностей реализации их прав в современном российском обществе и насколько эффективно проводится социальная работа с мигрантами. Возраст опрошенных мигрантов находится в пределах от 17 до 64 лет. Большинство опрошенных мигрантов - женщины. Время приезда исследованных мигрантов в Дагестан разное, можно выделить группу «старых» мигрантов, которые регулярно работают здесь свыше 5 лет и группу «молодых» мигрантов, впервые приехавших на заработки. Образовательный уровень мигрантов разный. Часть опрошенных мигрантов имеют высшее образование. Часть - неоконченное высшее образование, из них некоторые продолжают учебу. Некоторым пришлось бросить учебу по причине отъезда на заработки. Остальная часть имеет среднетехническое образование. Большинство опрошенных мигрантов оценили возможности реализации своих интересов и потребностей:
• в получении качественного образования - средне
• в получении бесплатного высшего образования - средне
• в получении необходимого медицинского обслуживания - низко.
Большая часть опрошенных мигрантов (59%) удовлетворена частично своим питанием, экологической ситуацией в месте проживания, меньше (29%) - медицинскими услугами, которыми они пользуются, санитарно-гигиеническими условиями работы, и меньше всего (12%) мигранты удовлетворены жилищно-коммунальными условиями. Что касается путей выхода из трудностей, то 78% опрошенных мигрантов ответили, что им ближе - выходить из трудностей самому. И лишь небольшая часть мигрантов (16%) считает, что необходимо найти те государственные или общественные структуры, которые должны оказывать им помощь. Так, 45% опрошенных считает, что в современной России их права слабо защищены, а 44% - далеко не все защищены. Большая часть мигрантов (более 80%) отметила, что для реализации их прав необходимо укрепление законности на всех уровнях государства и общества, преодоление коррупции и взяточничества в органах власти, совершенствование законодатель-
ства. Основой поведения большинства опрошенных мигрантов (70%), как правило, являются общечеловеческие нормы морали. А отношение к закону таково, что многие (43%) считают, что следует соблюдать закон только в том случае, если они считают его справедливым, и, примерно столько же мигрантов (41%) считают, что следует всегда соблюдать закон. 59% опрошенных мигрантов не довольны работой миграционной службы, 39% - частично довольны, и всего 2% - полностью довольны. Более 60% мигрантов не знают о существовании общественных организаций, оказывающих помощь мигрантам.
Проведя данное исследование, нами были сделаны следующие выводы: Большинство мигрантов при решении своих проблем привыкли надеяться на собственные силы, следовательно, от государственных структур очень сложно добиться помощи. Мне кажется, что в первую очередь этому препятствует бюрократизм государственных работников: необходимо большое количество различных документов, пройти через различные инстанции, где они сталкиваются с коррупцией, заполнение бумаг и прочее. Необходимо через СМИ распространять сведения об общественных организациях и фондах, которые оказывают помощь мигрантам, о том, как получить эту помощь. Необходимо заинтересовать мигрантов в том, чтобы они регистрировались, с целью снизить численность нелегальных мигрантов. Например, зарегистрировавшимся мигрантам оказывать содействие в поиске места работы, жилья, а также упростить систему регистрации и снизить налоги. При этом, следует отметить, что правительственным структурам необходимо предпринимать непосредственно действенные меры вместе с работодателями и профсоюзами для достижения фактического равенства возможностей мигрантов и местного населения. При этом зарубежный и отечественный опыт дает основание утверждать, что многие повседневные проблемы миграции должны решаться на местном уровне. Таким образом, технология социальной работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения. В силу стихийности и быстротечности миграционных процессов многие вопросы «невозможно решить в отрыве от всего общества, без выделения значительных средств, вовлечения в эту деятельность различных организаций и фондов». Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения.
Список использованной литературы
1. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ. - М., 1995.
2. Витковская Г.С. Вынуждена миграция: проблемы и перспективы. М.: 1993.
3. Вопросы социального обеспечения.-2010.-№7.-с.22.
4. Вопросы статистики.-2010.-№8.-с.42-50.
5. Вынужденные переселенцы в России. // Стат. бюллетень, № 1.
6. Газета «Третий сектор». - ЦПОИ, Калининград, 2001 год, №№ 1-4.
7. Глухарева Л.И. Типология прав человека // Право и права человека.
8. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во гуманитарного ун-та, 2003.
9. Конституция РФ. М., 1993.
10. Компас ИТАР-ТАСС, 1993, 7 июля, № 113.
11. Компас ИТАР-ТАСС, 4 июля, № 99.
12. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. Т. 1 (1919-1956), Т. 2 (19571990), Женева-Москва, 1991.
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах //Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000.
14. Народонаселение.-2008.-№2.-с.98-103.
15. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА - М, 2002.
16. Цветков В.А., Елисеев Д.О. Особенности регулирования оплаты труда: европейский опыт и российские реалии // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №3, с. 223-230