Приоритетные направления снижения неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов в России1
Priorities in reducing precarious work of labour and forced migrants in Russia
Получено 15.11.2017 Одобрено 30.11.2017 Опубликовано 22.12.2017 УДК: 331.5 DOI: 10.12737/article_5a3c3698a89b64.23057840
БОБКОВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий лабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, главный научный сотрудник научной школы «Управление человеческими ресурсами» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: [email protected]
ШИЧКИН ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ
доцент кафедры Управления человеческими ресурсами, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997 Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36 e-mail: [email protected]
BOBKOV, VYACHESLAV NIKOLAYEVITCH
Doctor of Economics, Professor, Honoured Science Worker of the Russian Federation, Head of the Laboratory of Problems of Living Standards and Quality of Life at the Institute of Socioeconomic Studies of Population, Russian Academy of Sciences, Chief Research Worker of the Scientific School "Human Resource Management" at G V Plekhanov Russian University of Economics Email: [email protected]
SHICHKIN, IGOR' ALEKSEYEVITCH
Associate Professor of Human Resource Management Department, Plekhanov Russian University of Economics, PhD (Economics)
E-mail: [email protected]
Аннотация
Объект. Неустойчивая занятость трудовых и вынужденных мигрантов в России.
Предмет исследования. Совокупность социально-экономических отношений по поводу повышения уровня защищенности трудовых прав и социальных гарантий иностранных граждан в России как фактора снижения неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов.
Содержание статьи. В статье анализируется текущая миграционная ситуация в России в разрезе трудовой и вынужденной мобильности населения. Рассматриваются особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России, представлен краткий обзор нормативно-правовых актов в области миграции. На основе проведенных социологических исследований установлены детерминанты неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов в России. Цель. Определение приоритетных направлений сокращения неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов в России и повышения уровня защищенности их трудовых прав и социальных гарантий.
Abstract
The Object of the Study. Precarious employment among labour and forced migrants in Russia.
The Subject of the Study. Socioeconomic relations with respect to increase protecting labour rights and social guarantees of foreign citizens as a factor in reducing precarious employment among labour and forced migrants in Russia.
The Content of the Article. The article explores the current migration situation in Russia in the context of labour and forced mobility. Legal status of foreign citizens and stateless persons in Russia is considered, and a brief overview of Russian migration laws has been presented. On the basis of sociological survey factors of precarious employment among labour and forced migrants in Russia have been revealed.
Purpose. Primary measures in order to reduce precarious employment among labour and forced migrants in Russia which contribute to increase protection of their labour rights and social guarantees.
Ключевые слова: неустойчивая занятость; миграция населения; трудовые мигранты; вынужденные мигранты; иностранные граждане и лица без гражданства; лица, которым было предоставлено временное убежище; беженцы; вынужденные переселенцы.
Keywords: precarious employment; migration; labour migrants; forced migrants; foreign citizens and stateless persons; persons who were granted temporary asylum; refugees; forced migrants; highly qualified workers; a patent for work; a temporary residence permit; a permanent residence permit.
1 Статья публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) «Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения, № 16-18-10140».
1. Введение
В современном глобализированном мире Россия обладает устойчивой миграционной привлекательностью для различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. На начало 2017 года на территории страны находились 9 747 621 иностранных граждан [Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год, 2017, 12]. Текущая миграция в Россию носит трудовой характер, поскольку наибольшее число иностранных граждан указывает трудовую деятельность в качестве основной цели своего пребывания. Так, в течение 2016 г. из общего числа внешних мигрантов в Россию, 44% иностранных граждан и лиц без гражданства прибыли с целью поиска оплачиваемой занятости и трудоустройства. В качестве туристов в 2016 г. Россию посетило 2,25 млн чел., свыше 1,9 млн чел. придало частный статус своему визиту, и порядка 406 тыс. человек прибыло с целью получения образования [Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации, 2017, 10]. Доля вынужденных мигрантов в общей численности иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывавших на территории РФ к началу 2017 г. составила 2,5% (248 тыс.чел.) [Вынужденные переселенцы и беженцы, 2017, 5].
Трудовые и вынужденные мигранты относительно других категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в большей степени вовлечены в социально-трудовые отношения, при этом, зачастую, их занятость носит неустойчивый характер. Отчасти это связано со спецификой законодательного регулирования миграционных процессов в России, при котором расширяются масштабы теневой занятости и прочие негативные социально-экономические последствия.
2. Правовое положение трудовых
и вынужденных мигрантов в России
Фундаментальные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в Конституции РФ, согласно которой эти категории лиц пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62).
В целях урегулирования положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России 25 июля 2002 года принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в котором был регламентирован порядок пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан на тер-
ритории России.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 этого Закона трудовые мигранты из таких основных стран-доноров как Узбекистан, Таджикистан, Украина, Азербайджан, Молдова могут работать в России по найму при наличии патента.
В настоящее время углубляются интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. В частности, согласно п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии вправе осуществлять трудовую деятельность в России без необходимости получения разрешительной документации.
Упрощение миграционных процедур привело к расширению трудовой миграции из стран ближнего зарубежья. В целом за период с января 2015 г. по октябрь 2017 г. в России уполномоченными органами в сфере миграции выдано иностранным гражданам свыше 5,2 млн патентов и разрешений на работу. В 2015 г. порядка 87% всех патентов выдано гражданам Узбекистана (52,2%), Таджикистана (24,3%) и Украины (10,8%). Среди иностранных работников, прибывших в Россию из дальнего зарубежья, суммарно около 80% разрешений на работу оформлено гражданами Китая (34,0%), КНДР (20,2%), Турции (15,2%) и Вьетнама (8,4%) [Итоговый доклад о миграционной ситуации, 2016, 7].
В настоящее время на иностранных работников распространяются общие положения трудового законодательства РФ: право на оплату труда, право на отдых, право на охрану труда, право на социальные пособия и т.п. Трудовые мигранты пользуются в России социальным страхованием и социальным обеспечением в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Законодательством РФ иностранным работникам гарантируется медицинское обслуживание за счет работодателя (нанимателя) на одинаковом уровне с российскими гражданами. Пенсионные права трудящихся-мигрантов обеспечиваются не в полном объеме.
Наряду с механизмом регулирования трудовой миграции в Российской Федерации развивается система приема и обустройства вынужденных мигрантов. Базовый правовой инструментарий по защите прав вынужденных мигрантов в России включает Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-! «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-! «О беженцах» (с изменениями и дополнениями), Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (ред. от 25.05.2017). В соответствии с данными нормативно-правовыми актами выделяют три категории вынужденных мигрантов:
1. Лица, которым было предоставлено временное убежище;
2. Беженцы;
3. Вынужденные переселенцы.
Статус «лица, которому предоставлено временное убежище» получают иностранные граждане или лица без гражданства, прибывающие на территорию России на период до одного года с возможным продлением на основании Федерального Закона 1993 г. «О беженцах».
Статус «беженец» получают иностранные граждане или лица без гражданства, прибывающие на территорию России из-за вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических
Подавляющее большинство вынужденных мигрантов - 92% от общего числа мигрантов данной категории в России (228,4 тыс. чел.) имели статус «лица, получившего временное убежище». Это, были, преимущественно, граждане Украины (99%) и Сирии (0,6%). Ранее данный статус чаще всего получали граждане Грузии и Афганистана.
Беженцы в России составляли 0,002 % от общего числа вынужденных мигрантов в России (598 чел.). Почти половина из них (48,8%) прибыли из Афганистана и около трети (31,4%) имели украинское гражданство. Вынужденные переселенцы
убеждений. Они не могут или не желают из-за опасений вернуться в свои страны.
Статус «вынужденный переселенец» получают граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства, которые в соответствии с Законом РФ от 1993 г «О вынужденных переселенцах» покинули место жительства. Причиной этого могло быть совершенное в отношении человека или членов его семьи насилие или преследование в иных формах, либо реальная опасность подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
На протяжении последних десяти лет ежегодная численность вынужденных мигрантов в России варьировала в диапазоне 35-120 тыс. чел., демонстрируя нисходящий тренд (рис. 1). В результате политических событий на Украине в 2016 г. число вынужденных мигрантов в нашей стране возрастало до 340 тыс. чел.
в России на начало 2017 г. составляли менее 1% от общего числа вынужденных мигрантов в России (19,3 тыс. чел.). Это были, преимущественно, граждане Грузии (32,3%), Российской Федерации (24%), Казахстана (22,6%), Узбекистана (10,2%) и Таджикистана (4,2%) [Вынужденные переселенцы и беженцы, 2017, 5].
Присутствие такого, сравнительно небольшого по удельному весу, количества вынужденных мигрантов в общем потоке внешних мигрантов в России, тем не менее, создает целый ряд проблем и требует решения комплекса непростых вопро-
Рисунок 1. Общее число вынужденных мигрантов в России на период 2007-2017 гг.
(данные на начало года), чел.
сов. Согласно Федеральному Закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», вынужденным мигрантам с официальным статусом предоставляется государственная помощь на социальную адаптацию. Вынужденные мигранты, в семьях которых есть несовершеннолетние дети, пенсионеры и инвалиды имеют право получать не менее 2,20 евро (150 рублей) в сутки на каждого человека.
Около 70% из числа официальных вынужденных мигрантов (173,9 тыс. чел.) в 2016 г. находились в трудоспособном возрасте, т.е. большинство искали работу или были заняты на рабочих местах. В 2014-2015 гг. за оформлением патентов и разрешений на работу обратилось свыше 670 тыс. граждан Украины. Эти мигранты представляли наиболее проблемные и уязвимые социальные группы на рынке труда. Многие вынужденные мигранты работали без действующих официальных трудовых соглашений или имели теневое, в т.ч. устное соглашение.
Трудоспособным гражданам можно рассчитывать на пособия в размере 1,5 евро (100 рублей) в день на каждого члена семьи. Если гражданин встал на учет в центре занятости и ищет работу, ему выплачивают денежное пособие из расчёта 12 евро (800 рублей) на одного человека. На обеспечение жильем расходуется 8 евро (550 рублей), 4 евро (250 руб.) - на питание.
В целом, несмотря на позитивные изменения миграционного законодательства, в России, по-прежнему, не обеспечены все необходимые условия для труда и социальной защиты иностранных граждан и лиц без гражданства, детерминируя высокий уровень неустойчивости занятости данной категории. Трудовые и вынужденные мигранты, как правило, соглашаются на непрестижные, вредные и тяжелые виды труда за минимальную плату без каких-либо социальных гарантий, выступая в качестве одной из наиболее незащищенных государством социальных групп на рынке труда.
3. Детерминанты неустойчивой занятости
трудовых и вынужденных мигрантов
в России
В целях выявления признаков занятости, ущемляющей трудовые и социальные права иностранных работников в рамках научного проекта «Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения», №16-18-10140, осуществляемого при поддержке Российского научного фонда (РНФ), проведено поисковое социологическое исследование среди трудящихся-мигрантов в таких крупнейших ре-
гионах-реципиентах иностранной рабочей силы как г. Москва и Московская область. Результаты поискового исследования не могут быть распространены в полной мере на всю генеральную совокупность трудовых мигрантов Москвы и Московской области, вместе с тем, полученные данные могут стать основой для дальнейшего более глубокого изучения неустойчивой занятости среди трудовых мигрантов в России.
По итогам проведенного поискового социологического исследования данной проблематики были выявлены следующие проблемные зоны, требующие более глубокого изучения:
- отсутствие трудовой документации у иностранных граждан (18% респондентов) обусловлено как заинтересованностью работодателя в снижении производственных затрат (42%), так и личной выгодой трудового мигранта, связанной с более высокой заработной платой (32%);
- менее половины опрошенных трудящихся-мигрантов охвачены официальными прямыми трудовыми соглашениями, а около трети иностранных работников заняты без наличия действующего договора или имеют неофициальное (теневое) соглашение;
- неустойчивость занятости иностранных работников определяется также тем, что в большинстве случаев с ними заключаются краткосрочные договоры гражданско-правового характера (57% опрошенных), при этом соглашения на неопределенный срок оформляются гораздо реже (12,7%);
- свыше половины опрошенных мигрантов недовольны текущей занятостью и рассматривают возможность поиска новой работы и дополнительных заработков для повышения уровня доходов;
- более трети респондентов отметило неустойчивость собственной занятости (высокий риск увольнения, работа без трудового соглашения, нарушение трудовых прав и др.) в качестве причины поиска новой работы;
- значительная доля опрошенных трудящихся-мигрантов выразила неудовлетворенность отсутствием социальных гарантий в виде оплачиваемых больничных листов (53,2%), ежегодных оплачиваемых отпусков (57,4%), а также взносов работодателя в государственные внебюджетные фонды (75,1%);
- трудящимися-мигрантами констатируются многочисленные случаи задержки выплат им заработной платы (56,4%). Зачастую, оплата труда мигрантов, предполагает получение всей суммы заработной платы неофициально (70,5%).
Несмотря на большое количество нарушений трудовых прав мигрантов число обращений в суд
данной категории работников остается крайне низким. Им, без квалифицированной юридической помощи, зачастую, чрезвычайно сложно интерпретировать законы, правила миграционного учета, получения и продления разрешительной документации, а также алгоритм трудоустройства в России [БоЬкоу, №1егеЬ8ку, Ыоу1коуа, 8ЫсЬкт, 2016, 1; Бобков, Новикова, Квачев, 2017, 3]. В некоторых случаях это вынуждает иностранцев прибегать к коррупционным схемам, нередко обращаясь к услугам нелегальных посредников, в том числе, при постановке на миграционный учет по месту пребывания и оформлении фиктивных разрешительных документов [Шичкин, 2017, 15].
Всплеск притока иммигрантов из Украины в Россию, начиная с 2014 года, потребовал решения проблем по их социальной адаптации. Помощь мигрантам из Украины оказывают государственные органы, общественные организации и неравнодушные люди. В регионах им стараются предоставить временное жилье, продукты питания, одежду и прочие предметы первой необходимости. Наряду с правом на получение российского гражданства в упрощенном порядке, официальные органы содействуют украинским мигрантам
занятости вынужденных мигрантов на территории России (табл. 1).
В результате опроса установлено, что ключевыми факторами неустойчивости занятости
в трудоустройстве. Вместе с тем, часть украинских граждан, из числа вынужденных мигрантов в трудоспособном возрасте, не ищет работу, рассчитывая на краткосрочный характер своего пребывания в России. Государственное содействие в их социальной адаптации, в ряде случаев, обусловливает дефицит социальной помощи российским гражданам, что нередко приводит к проявлениям мигрантофобии.
У граждан Украины, получивших временное убежище в России, возникают трудности при устройстве на работу. Высококвалифицированные украинские специалисты нередко не соглашаются на низкооплачиваемую занятость, предлагаемую региональными центрами занятости. Они длительное время пребывают в поиске работы. Часть вынужденных мигрантов вынуждена переквалифицироваться. Зачастую, они теряют при трудоустройстве в заработной плате [Нете-ребский, 2017, 9].
В рамках исследования по гранту РНФ проведен экспертный опрос среди ведущих российских ученых и государственных служащих, в результате которого они назвали следующие причины уязвимого положения, а также неустойчивости
вынужденных мигрантов в России выступают: низкая оплата труда (67%), проблемы социальной адаптации (63%), несовершенство законодательства; сложность оформления разрешитель-
Таблица 1
Причины уязвимого положения, а также неустойчивости занятости вынужденных мигрантов
на территории России
(эксперты могли давать несколько ответов)
Причины %
Низкая оплата труда и отсутствие социальных гарантий 67
Проблема социальной адаптации: жилищная необеспеченность, ограниченный доступ к услугам здравоохранения и образования 63
Несовершенство законодательства и сложность оформления разрешительной документации для временного проживания 52
Недостаток юридической, правовой, информационной помощи со стороны государственных органов 44
Отсутствие государственной поддержки и социальной защиты мигрантов 41
Отсутствие у работодателей трудовых соглашений с мигрантами 37
Низкая степень социализации, иждивенчество вынужденных мигрантов 35
Трудовая дискриминация 34
Недостаток образования или квалификации мигрантов 31
Затруднения при трудоустройстве и открытии собственного бизнеса 26
Интолерантность и ксенофобия, неприязнь со стороны местного населения, межэтнические конфликты 24
ной документации для временного проживания (52%).
4. Приоритетные направления сокращения
неустойчивой занятости трудовых
и вынужденных мигрантов в России
Наиболее эффективными мерами по сокращению неустойчивой (в т.ч.теневой) занятости в России с точки зрения трудящихся-мигрантов являются (в процентах от общего числа опрошенных):
- упрощение процедур получения документов на временное пребывание и постоянное проживание в России (55,7%);
- упрощение порядка получения разрешительной документации на право осуществления трудовой деятельности (57,4%);
- государственное содействие в социально-бытовой адаптации трудящихся-мигрантов, в том числе помощь в решении жилищных проблем, информационно-консультативная поддержка и т.д. (56,5%);
- разовая иммиграционная амнистия, ориентированная на легализацию мигрантов, которые хотят получить законный статус на работу в России (48,4%);
- усиление контроля над работодателями в части соблюдения ими трудового законодательства (44,3%).
В целях снижения масштабов неустойчивой занятости вынужденных мигрантов в России и минимизации ее негативных последствий считаем также целесообразным реализовать следующие меры:
1) Кардинально усилить роль официальных дипломатических ведомств и народной дипломатии в содействии урегулированию военных, политических и социально - экономических проблем в странах, из которых в Россию приезжают вынужденные мигранты;
2) Граждане России должны ощущать приоритетную заботу государства и работодателей об
их занятости и повышении уровня жизни. Нельзя решать проблемы мигрантов и при этом ущемлять местное население. В России необходим более действенный контроль за целевым использованием бюджетных средств, предназначенных для создания условий вынужденным мигрантам по их адаптации и трудоустройству. Это позволит избежать неоправданных расходов и минимизировать риски «недополучения» социальной помощи российскими гражданами;
3) Регулярно совершенствовать и вносить поправки в российское трудовое, налоговое и гражданское законодательство с целью защиты трудовых и социальных прав российских и зарубежных работников. Эти изменения должны стимулировать работодателей к созданию новых рабочих мест и к заключению с работниками официальных трудовых соглашений в условиях объективного распространения гибких форм занятости. Эти меры должны способствовать выводу социально-трудовых отношений из неформальной занятости, выплатам официальной зарплаты и осуществлению отчислений по обязательному социальному страхованию;
4) Повышать роль национальных диаспор и землячеств, а также профсоюзов трудящихся-мигрантов в оказании поддержки уполномоченным государственным органам и вынужденным мигрантам в решении их социальных и трудовых проблем. Выделять им для решения этих задач целевые ресурсы.
Снижение неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов в России наряду с отечественными трудовыми ресурсами, является приоритетной государственной задачей, поскольку в условиях высокой миграционной привлекательности Российской Федерации для иностранной рабочей силы и предъявляемого на нее спроса национальной экономикой, крайне важно обеспечить соблюдение трудовых прав и социальных гарантий иностранных граждан.
Список литературы
1. Bobkov V.N., Neterebsky O.V., Novikova I.V., Shichkin I.A. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labour Market Monitoring / Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. - Germany, Munich. - 2016. - P. 251-267.
2. Hatton, T.J. Refugees and Asylum Seekers, the Crisis in Europe and the Future of Policy / CEPR Discussion Paper 11271. - 2016. - p. 55.
References
1. Bobkov V.N., Neterebsky O.V., Novikova I.V., Shichkin I.A. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labour Market Monitoring / Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. - Germany, Munich. - 2016. - P. 251-267.
2. Hatton, T.J. Refugees and Asylum Seekers, the Crisis in Europe and the Future of Policy / CEPR Discussion Paper 11271. - 2016. - p. 55.
3. Бобков В.Н., Новикова И.В., Квачев В.Г. Вызовы неустойчивой занятости: Приоритеты регулирования российского законодательства / Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 3 (205). С. 41-50.
4. Бобков В.Н., Аникеев С.Д., Локтюхина Н.В., Рожков В.Д., Пироженко Е.А., Демидов И.Ф. О состоянии и прогнозе развития рынка труда и занятости населения Российской Федерации (2006-2017 гг.) / Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 1 (195). С. 8-22.
5. Вынужденные переселенцы и беженцы. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2016 году / Бюллетень Росстата, 2017 г.
6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10105693/#ixzz508NELJ4h (дата обращения 07.10.2017)
7. Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год. Москва, 2016. URL: https://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/ document_file/Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf (дата обращения 07.10.2017)
8. Мешков В.Р., Хачатурян М.В. Управление рисками в контексте социальной модернизации / Экономика и управление: проблемы, решения. (5) 2017, С.100-107.
9. Нетеребский О.В. Состояние и тенденции рынка труда / Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1 (203). С. 17-35.
10. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2016 года с распределением по регионам. Москва, 2017. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_news/009/359/228/ stat_2016.pdf (дата обращения 03.10.2017)
11. Павлова В.В. Качество рабочих мест - базовое условие обеспечения эффективной занятости населения / Материалы международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений «Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление». Воронеж. 2017 г. С. 281-289.
12. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год / Главное управление по вопросам миграции URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/9266550/ (дата обращения 03.10.2017)
13. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_37868 / (дата обращения 07.10.2017)
14. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10105682/#ixzz509QbL8wE (дата обращения 07.10.2017)
15. Шичкин И.А. Правовое регулирование внешней миграции в России как фактор снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов / Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда // Монография под ред. проф. Бобкова В.Н., изд-во РеалПринт, 2017. С. 324-339.
3. Bobkov V.N., Novikova I.V., Kvachev V.G. Vyzovy neustojchivoj zanyatosti: Prioritety regulirovaniya rossijskogo zakonodatel'stva / Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2017. № 3 (205). S. 41-50.
4. Bobkov V.N., Anikeev S.D., Loktyuhina N.V., Rozhkov V.D., Pirozhenko E.A., DemidovI.F. O sostoyanii i prognoze razvitiya rynka truda i zanyatosti naseleniya Rossijskoj Federacii (20062017 gg.) / Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2015. № 1 (195). S. 8-22.
5. Vynuzhdennye pereselency i bezhency. Chislennost' i migraciya naseleniya Rossijskoj Federacii v 2016 godu / Byulleten' Rosstata, 2017 g.
6. Zakon RF ot 19 fevralya 1993 g. № 4530-I «O vynuzhdennyh pereselencah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) / Sistema GARANT: http://base.garant.ru/10105693/#ixzz508NELJ4h (data obrashcheniya 07.10.2017)
7. Itogovyj doklad o migracionnoj situacii, rezul'tatah i osnovnyh napravleniyah deyatel'nosti Federal'noj migracionnoj sluzhby za 2015 god. Moskva, 2016. URL: https://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/ document_file/Itogovyy_doklad_na_19.02.16.pdf (data obrashcheniya 07.10.2017)
8. Meshkov V.R., Hachaturyan M.V. Upravlenie riskami v kontekste social'noj modernizacii / Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. (5) 2017, S.100-107.
9. Neterebskij O.V. Sostoyanie i tendencii rynka truda / Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. 2017. № 1 (203). S. 17-35.
10. Otdel'nye pokazateli migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar' - dekabr' 2016 goda s raspredeleniem po regionam. Moskva, 2017. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ upload/site1/document_news/009/359/228/stat_2016.pdf (data obrashcheniya 03.10.2017)
11. Pavlova V.V. Kachestvo rabochih mest - bazovoe uslovie obespecheniya ehffektivnoj zanyatosti naseleniya / Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam social'no-trudovyh otnoshenij «Innovacionnye dominanty social'no-trudovoj sfery: ekonomika i upravlenie». Voronezh. 2017 g. S. 281-289.
12. Svodka osnovnyh pokazatelej deyatel'nosti po migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za 2016 god / Glavnoe upravlenie po voprosam migracii URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/9266550/ (data obrashcheniya 03.10.2017)
13. Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 № 115-FZ (red. ot 29.07.2017) «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868 / (data obrashcheniya 07.10.2017)
14. Federal'nyj zakon ot 19 fevralya 1993. № 4528-I «O bezhencah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) / Sistema GARANT: http://base.garant.ru/10105682/#ixzz509QbL8wE (data obrashcheniya 07.10.2017)
15. Shichkin I.A. Pravovoe regulirovanie vneshnej migracii v Rossii kak faktor snizheniya neustojchivoj zanyatosti trudyashchihsya-migrantov / Neustojchivost' zanyatosti: mezhdunarodnyj i rossijskij konteksty budushchego sfery truda // Monografiya pod red. prof. Bobkova V.N., izd-vo RealPrint, - 2017 - S. 324-339.