РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ
ЮДИНА Т.Н., ВАРТАНОВА М.Л.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ
Технология социальной работы с трудовыми мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий. В настоящее время, механизм технологии социальной работы с трудовыми мигрантами нуждается в кардинальном изменении и совершенствовании. На наш взгляд, только при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения она принесет позитивные результаты.
У (11)1 N А ТЖ, УАКТАИОУА М.Ь.
IMPROVED TECHNOLOGY SOCIAL WORK WITH MIGRANT WORKERS
The technology of social work with labor migrants provides not only system of assistance to certain individuals and the groups which have appeared as a result of migration in a difficult life situation, but also reorganization of the social environment, the accounting of a migratory situation, character of migratory streams, the number of migrants, their categories. Now, the mechanism of technology of social work with labor migrants needs cardinal change and improvement. In our opinion, only in the presence of the accurate and thought-over policy and the program on forecasting of migratory processes and concrete migratory streams, regional migratory programs, assistance to migrants and refugees in adaptation to new places of the settlement it will bring positive results.
Ключевые слова: трудовая миграция, социально-экономическое развитие, тенденции, социальная работа, население, миграционные процессы, технологии, политика, совершенствование.
Keywords: labor migration, socio-economic development trends, social work, population, migration, technology, politics, improvement.
Изучение миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции (эмиграции, иммиграции) вол многом детерминируется кон-
кретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами.
Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.
Так, по прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции - с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с одного порядка, с другой - обретение национальной государственности все большим числом стран и народов.
Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции; во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.
Проводить социальную работу с этими категориями мигрантов, как правило, приходится в экстремальных условиях. Более планомерно и организованно ведется работа с добровольными эмигрантами и иммигрантами (как с гражданами Российской Федерации, так и с иностранцами).
В целом технология социальной работы с трудовыми мигрантами предусматривает не только систему оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации, но и реорганизацию социальной среды, учет миграционной ситуации, характера миграционных потоков, численности мигрантов, их категорий.
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти эти функции возложены на Министерство федеративных отношений, национальной политики и миграционной политики.
Правовые нормы упомянутых законов с учетом международных стандартов конкретизированы и углублены в ряде правительственных документов, и, прежде всего в федеральной миграционной программе Российской Федерации, которая была утверждена 3 августа 1996 г. Это позволило создать в стране правовую основу для регулирования потоков миграции, что особенно важно, если учесть что в течение 1991—1999 гг. в Россию уже приехали 8 млн. человек.
Поэтому проблема адаптации беженцев и переселенцев в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов.
Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.
Анализ ситуации показывает, что в России национальные антипатии проявляются слабее, чем в других государствах СНГ. В силу этого многие нерусские беженцы стремятся найти местожительства в России.
Скорее всего, националистические проявления обусловлены озлобленностью, вызванной резким ухудшением экономического положения и предопределяющей отрицательное отношение к мигрантам. Во всяком случае, принимать эту реакцию в расчет необходимо: нельзя создавать дополнительный очаг межэтнической и политической напряженности. Возникающие конфликты мигрантов с местным населением объясняются невыполнением Законов «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» и неудовлетворительной работой местных властей, обязанных решать вопросы обустройства беженцев и переселенцев.
Нередко конфликты провоцируются и противоправным поведение самих беженцев и переселенцев: самовольный захват земли, наведение правопорядка, антисоциальное поведение в быту и т.д.
В условиях массовых миграций на территории бывшего СССР должны быть выработаны соответствующая миграционная политика и активная технология социальной работы с мигрантами.
Составляющим элементом такой политики и технологии является заключение Россией межправительственных соглашений со странами — участниками СНГ о защите недвижимости беженцев и вынужденных переселенцев в прежних местах проживания.
Это могло бы стать государственной гарантией восполнения недвижимости, утерянной ими в результате вынужденного отъезда из мест прежнего проживания, или получения, средств в качестве компенсации за нее. Уже сейчас значительная часть беженцев и переселенцев самостоятельно или за счет привлеченных средств строит поселки с хозяйственными предприятиями.
Возведение поселков обычно начинается со строительства кирпичного завода, который полностью обеспечивает собственные потребности беженцев и переселенцев в стройматериалах и потребности района, где они проживают, т.е. реализуются взаимовыгодные интересы мигрантов и местного населения.
Наличие противоположных мнений объясняется не только различными условиями обустройства вынужденных переселенцев, не только разным, пониманием проблемы, но и возможностью выбора различных стратегий в решении проблемы этой категории мигрантов. Те, кто убежден, что мигранты должны занимать более активную позицию в решении проблем своего обустройства, объясняет это развитием рыночных отношений.
Более того, они рассматривают мигрантов как потенциальных предпринимателей и активных работников, считая, что сама жизненная ситуация мигрантов должна стимулировать их трудовую деятельность. Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. В результате правительственных решений вынужденные мигранты получают определенную помощь от государства.
Однако для решения проблемы их материального обеспечения необходимо не только предоставление материальной помощи с стороны соответствующих государственных учреждений, но и создание возможностей для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц — этому способствует предоставление вынужденным мигрантам льгот относительно прописки и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах поселения.
Адаптация и обустройство беженцев и переселенцев во многом зависят от получения постоянного места работы. На новом месте жительства вынужденные мигранты не имеют возможности получить работу в соответствии с их профессией, и вынуждены заниматься случайными заработками и неквалифицированным трудом. По данным Федеральной миграционной службы России, в конце 1993г. были трудоустроены лишь 49,8% мигрантов, остальные находились на иждивении (32%), получали пенсию или стипендию (соответственно 14,7 и 2,2%).
Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения, которые не всегда складываются благоприятно.
Социально-экономический кризис Российской Федерации, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения.
Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно-бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально-психологическими нагрузками.
Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун. Иммигранты и члены этнических групп иммигрантского прохождения часто испытывают трудности при обустройстве в новых местах жительства — частично ввиду недостатка средств).
Напряженные межнациональные и межэтнические отношения и реальностью в некоторых регионах России, где нередко воздают кровавые столкновения, на многие десятилетия вперед неприязненные отношения между людьми разных этнических групп.
Серьезные этнические и социальные конфликты и напряженность отмечаются в различных странах и регионах, поэтому изучение опыта развитых
стран мира по предотвращению такого развития событий жизненно необходимо для решения аналогичных вопросов в нашей стране.
Исследование международного опыта показывает, что в работе с мигрантами решающую роль играет миграционная правительственная политика, практическое выполнение которой во всех сферах государственной и общественной деятельности обеспечивает четко сформулированная программа по вопросам межобщинных отношений.
Установление добрых межобщинных отношений предполагает предоставление иммигрантам прочного правового статуса и равных возможностей для их участия в различных сферах жизни общества. Только на этой основе могут развиваться равноправные межнациональные отношения и жизнедеятельность диаспоры.
Основываясь на опыте других стран, можно сделать вывод, что политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов: во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику; во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений; это, в свою очередь, дает основание предполагать, что будет обеспечена законодательная база для мер, направленных на достижение равенства возможностей, борьбу с дискриминацией мигрантов и в необходимых случаях осуществление успешной интеграции иммигрантов.
С другой стороны, необходимо поощрять иммигрантов развивать в себе чувство принадлежности к новому обществу; властные структуры и общественные организации должны воспринимать иммигрантов и их лидеров как необходимых партнеров в деле установления межобщинных отношений; в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами — это процесс, рассчитанный на длительный период.
Международные конвенции и опыт ряда стран подтверждают, что иммигранты, прожившие долгий срок в принимающей стране, особенно те из них, кто в ней родился, должны иметь возможность без труда получить ее гражданство, что явилось бы наиболее эффективным методом развития у них чувства при надежности к обществу, в котором они живут.
В условиях обострения миграционной ситуации очень важно учредить в местах сосредоточения иммигрантов официальные органы, которые занимались бы осуществлением и координацией действий, направленных на достижение мигрантами равных возможностей, их интеграцию и ассимиляцию. Правовые средства борьбы с дискриминацией должны дополняться другими средствами, особенно в области образования и информации, направленными на решение конкретных проблем различных категорий мигрантов в стране пребывания.
Правительственным структурам необходимо предпринимать действенные меры вместе с работодателями и профсоюзами для достижения фактического равенства возможностей мигрантов и местного населения. Заслуживают всяческой поддержки те органы власти субъектов Федерации, которые берут на себя ответственность за обеспечение и содержание в порядке достаточного количества жилья за умеренную плату путем применения различных механизмов. Борьба против дискриминации в жилищном вопросе на основе правовых норм и социальных мер также имеет важное значение.
Международная практика свидетельствует о том, что принудительная концентрация иммигрантов в определенных городских кварталах или сельских населенных пунктах, которая равносильна сегрегации, превращению указанных мест в гетто, нежелательна.
Одновременно и насильственное рассредоточение "иммигрантов вызывает у прибывших сомнение, настороженность, недоверие к властям. Быстрое рассредоточение прибывших иммигрантов небесспорно с точки зрения обеспечения сбалансированного социального состава населения в определенных районах и городах.
Более конструктивным является восстановление запущенных кварталов, в которых иммигранты имеют тенденцию концентрироваться, с целью сделать их более привлекательными для всего населения в целом. Необходимо учитывать все более возрастающее этническое и культурное многообразие населения в определенных регионах и стране в целом. Устранение дискриминации и удовлетворение потребностей мигрантов будут более эффективным, если штат миграционной службы комплектовать также из лиц иммигрантского происхождения.
Именно из опыта развитых стран можно многое почерпнуть с целью разработки подходящих центральных и местных структур, общенациональных, региональных и муниципальных программ, которые позволили бы хотя бы смягчить межнациональные и этнические конфликты в нашей стране и облегчить участь наших соотечественников за рубежом.
Зарубежный и отечественный опыт дает основание утверждать, что многие повседневные проблемы миграции должны решаться на местном уровне. Именно местные власти в партнерстве с центральными правительственными органами и неправительственными организациями всех видов играют важную роль в подготовке соответствующих условий для установления нормальных отношений между мигрантами и местными жителями.
Учреждения социального обслуживания населения принимают значительное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего, содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных им действующим законодательством (это нелегкая работа, учитывая чрезвычайные обстоятельства, нередкую утрату документов и т.д.).
Кроме того, данные учреждения занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства
(а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией самих мигрантов.
Улучшение положения мигрантов может наступить при активизации их собственного социального потенциала. Страны, в которых насчитывается значительное количество мигрантов, поощряют возникновение ассоциаций иммигрантов и этнических групп, с учетом которых формируются общественные фонды, предназначенные для разработки и реализации проектов, отражающих интересы мигрантов и беженцев.
Первостепенное значение придается вопросам религии, культуры, традициям и обычаям с целью обеспечить уважение прав человека.
Положительных результатов добиваются те органы власти, которые стремятся установить контакт с представителями различных конфессий и организовать обсуждение ими проблем, в одинаковой мере интересующих и коренных жителей, и мигрантов.
Многие местные органы власти стремятся предоставить иммигрантам возможность в полной мере принимать участие в культурной жизни местного населения. Важную роль в этом вопросе играют те средства массовой информации, которые поощряют любую деятельность, направленную на то, чтобы местные жители проявляли лояльность, терпимость во взаимоотношениях с мигрантами.
Технология социальной работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения.
Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения.
В силу стихийности и быстротечности миграционных процессов многие вопросы невозможно решить в отрыве от всего общества, без выделения значительных средств, вовлечения в эту деятельность различных организаций и фондов. С этой целью по примеру других стран в России создаются негосударственные организации (НГО; так, в Сергиевом Посаде функционирует НГО «Сервис-центр», где переселенцы могут обмениваться опытом предпринимательства и трудоустройства).
Предстоит большая организаторская работа по приему и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. В этой связи необходимо добиться того, чтобы помощь мигрантам, соотечественникам стала нравственной задачей всего общества.
За 1990-е гг. из стран СНГ и Балтии в Россию переехало около 7—8 млн. чел. Причем ранее качественная структура мигрантов была более привлекательной с точки зрения требований экономики: они имели наиболее работоспособный возраст и относительно высокий образовательный и квалификационный уровень.
Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР находилось на уровне 1980-х гг., колеблясь в пределах 850—1150 тыс. чел, в год. Но в начале 2000-х гг. шло затухание миграционного потока: число прибывших из этих стран последовательно сокращалось: к 2000г. составило 350 тыс. чел.; в 2001 г. — 186,2 тыс. чел.; в 2002г. — 177,3 тыс. В 20002002 гг. почти прекратилась наиболее благоприятная волна трудовой миграции в Россию из стран СНГ, состоявшая в основном из русскоязычных квалифицированных работников, которые к тому же идентифицировали себя с Россией как исторической Родиной.
Вторая волна трудовой миграции — это уже в основном выходцы из Центральной Азии и Закавказья, которые в целом слабее знают русский язык; им все труднее интегрироваться в российскую культуру, беднее и профессиональная структура (больше неквалифицированной рабочей силы).
И хотя потенциально несколько миллионов русскоязычных могли бы при определенных условиях приехать трудиться в Россию с перспективой натурализации и получения гражданства, они стали более осторожными и пессимистичными, так как отношение миграционных служб России оставило неприятный след в сознании предыдущей волны мигрантов.
Значительный резерв трудовых мигрантов сохраняется из числа жителей Украины и Молдавии. Но в случае оживления промышленности в этих странах этот источник трудовой миграции будет иссякать.
Следует отметить, что этническая трудовая миграция в Россию очень разнообразна, не может характеризоваться только такими характеристиками, как «молдаване», «корейцы», «китайцы», «украинцы».
В странах СНГ численность легальных иностранных трудящихся-мигрантов пока крайне мала и не превышает 1% занятого населения.
Наряду с легальной трудовой миграцией в странах СНГ получила значительное распространение трудовая миграция в ее нелегальной форме, которая является серьезной проблемой особенно для России, где, по оценкам руководства Федеральной миграционной службы, незаконно находится до 5 млн. иностранных граждан.
Нелегальные мигранты оказывают существенное влияние на местные рынки труда. Причем после 2003г. доля нелегальных мигрантов росла гораздо более высокими темпами, чем легальных..
Достоверных данных о притоке мигрантов-нелегалов мало. Условность представляемых оценок официальных лиц подтверждена исследованиями социологов Международной организации по миграции.
Имеющиеся экспертные оценки варьируются весьма широко: от 50 тыс. до нескольких миллионов человек в год. По данным Федеральной пограничной службы России, приток этот увеличивался и составляет сейчас около 100 тыс. чел. в год. Контингент прибывающих иммигрантов формируют представители более 30 стран. Федеральная миграционная служба России (ФМС) оценивает численность нелегальных иностранцев на территории страны примерно в 700 тыс. чел. На основе же исследований, проведенных
Центральной лабораторией социально-экономических измерений РАН и Госкомстата России, численность иммигрантов, незаконно находящихся на территории России, должна быть увеличена на порядок — до 4-5 млн. чел. По разным оценкам, в 2000 г. их было от 5,1 до 5,6 млн., или 34-38 чел. на 1000 жителей, в 2006 г. — около 4-5 млн. нелегальных мигрантов. В отдельных районах РФ рынки труда начинают деформироваться под натиском нелегальной трудовой миграции. Противодействовать ему из-за безвизового режима въезда из стран СНГ чрезвычайно трудно. Для иммигрантов в Россию, в отличие от иммигрантов в другие страны, характерен поиск не всякой работы, а в первую очередь такой, которая позволяет иметь заработки и доходы, не контролируемые государством и его структурами.
Поэтому высоки расхождения в данных о численности нелегальных мигрантов, находящихся на территории РФ. Исследования социологов под эгидой MOM показывают, что работодатели склонны также деформировать трудовые отношения с мигрантами, поскольку нелегальные мигранты могут приносить больший доход, к тому же не надо платить за их легализацию.
Следует отметить и момент «тени» самих инфраструктур, где нередко эксплуатируют нелегальных иммигрантов: в Москве — это торговля на рынках, строительство, ремонт офисов и квартир, уборка квартир, дворов, офисов, дорожные работы, мойка автомобилей, автосервис, придорожный сервис на пригородных шоссе, услуги в сфере развлечений, включая секс-услуги, а также курьерские службы и различные агентские работы в области недвижимости, страхования. Но в ряде мест, например в Новосибирске, иммигранты не заполняют все вакантные места.
Квота на привлечение иностранной рабочей силы составляет 4,5 тыс. чел., а легально востребованными оказались только 3,5 тыс. мигрантов. Скорее всего, это связано с нежеланием руководителей организаций и фирм, в основном строительного профиля, платить налоги за каждого привлекаемого мигранта, официальную заработную плату, создавать приемлемые условия труда и жизни.
В основном это граждане ближнего зарубежья, причем большинство из них 38%) прибыли из Казахстана. Вместе с тем, как справедливо указывают некоторые российские исследователи, нелегальную иммиграцию нельзя считать познано негативным явлением, источником только угроз для яичных субъектов экономики.
Хотя нелегальная миграция связна со значительными рисками и потерями в экономической, социальной, этнокультурной областях, а порой и физической безопасностью их мигрантов, в тех же самых областях — но только по другим направлениям поиска — она способна принести определенные, иногда значительные дивиденды.
Занимая те на рынке труда, которые не являются привлекательными для местного населения, нелегальные мигранты тем самым способствуют развитию конкурентоспособности и рентабельности сферы услуг и физической инфраструктуры, что, в общем, положительно сказывается на качестве жизни всего населения.
Необходимо добиться того, чтобы помощь мигрантам, соотечественникам стала нравственной задачей всего общества. Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения.
Технология социальной работы с трудовыми мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам в адаптации к новым местам поселения.
_Литература_
1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1 351.
2. Красинец Е.С., Тюрюканова Е.В. Нелегальная миграция в России. Народонаселение 1998. № 1, с.44.
3. Незаконные миграции в России. Открытые дискуссии. Информационный бюллетень. МОМ. 2001. Июль-август, с.3.
4. Мониторинг социальной сферы России, 2008 год. Опрошено 4200. Состав ВТК: Осадчая Г.И. (руковод.), члены ВТК: Носкова А.В.. Михайлова Л.И., Юдина Т.Н. и др.
5. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования; Деловая литература, 2007. -С. 155.
6. Топилин А.В. Нелегальная миграция: масштабы и социально-экономические последствия // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы (материалы круглого стола) / Отв. ред. Б.А. Хейфец, М. РАН, 2005.
7. Тюрюканова Е.В. Новая миграционная политика в области трудовой миграции: первые итоги Выступление директора Центра миграционных исследований, ведущий научный сотрудник Лаборатории миграционных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН на 4 заседании Научного совета Федеральной миграционной службы РФ.
8. Salt J. (2005) Current Trends in International Migration in Europe, Council of Europe. Working paper, CDMG(2005)2