ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
К ВОПРОСУ о социально-экономическом регулировании миграционных процессов в России
МАМЕДБЕКОВА М.О.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных технологий, Дагестанский государственный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена проблема трудовой миграции, систематизированы проблемы современной миграционной политики, выделены социальные технологии и определены перспективы развития рынка труда России.
Ключевые слова: трудовые мигранты; миграционная политика; социальная работа; рынок труда; адаптация; социальная защита.
In article the problem of labor migration is considered, problems of a modern migratory policy are systematized, social technologies and prospects of development of a labor market of Russia are allocated.
Keywords: labour migrants; the migratory policy; social work; a labor market; adaptation; social protection.
Коды классификатора JEL: J61, O15.
Одной из характерных особенностей современного общества является значительное повышение степени так называемой «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарноэпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах при отсутствии эффективного государственного контроля над миграционными процессами [б].
К сожалению, не исчезнет в ближайшее время и проблема вынужденных переселенцев. Исходя из всего этого следует отметить, что роль и значение государственной миграционной политики неизменно возрастают, а многообразные ее аспекты требуют комплексного решения и программного обеспечения. Социальная работа с мигрантами обретает новые контуры — это и помощь, и поддержка этой категории населения. Речь идет о содействии вынужденным переселенцам
© Мамедбекова М.О., 2010
в жилищном обустройстве, создании условий для их скорейшей интеграции в социальную и культурную среду. Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой срочной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев [4].
Для успешного решения этих проблем необходимы не только политическая воля, наличие соответствующих ресурсов, возможностей и опыта, но и определенные теоретические изыскания и наработки, которые позволяют, во-первых, достаточно четко определить сами понятия «миграция», «миграционный процесс», «мигрант» и другие; во-вторых, очертить предметную область исследования и практической деятельности, в-третьих, вскрыть внутреннюю неоднородность рассматриваемого явления, его основные тенденции и закономерности.
Мы считаем, что миграция населения — одна из важнейших проблем современного мирового развития; это простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов. Процесс трудовой и нелегальной миграции нуждается в более активном регулировании. Вопросы нелегальной миграции предполагают формирование целого комплекса правовых институтов и должны рассматриваться в контексте общего иммиграционного законодательства [1]. Оно должно включать четкую юридическую регламентацию критериев и процедур въезда в страну, учитывающую все разнообразие современных иммиграционных потоков. Государство должно укрепить правовую базу легальной иммиграции, расширить возможности легального пребывания и занятости в стране, в то же время ужесточить политику в отношении нелегалов, нарушающих внутреннее законодательство и создающих криминальную опасность.
Основными направлениями реализации миграционной политики являются: учет и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе; деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов; реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях.
Кроме того, необходимо отметить, что социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.
1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях. Эта деятельность может и должна включать в себя такие элементы, как трудоустройство мигрантов с учетом имеющейся у них квалификации и потребностей рынка труда в месте их нового пребывания, создание новых рабочих мест, которые могут быть предложены мигрантам, развитие системы самозанятости и организация системы профессиональной подготовки и переподготовки мигрантов.
2. Решение проблем материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предостав-
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
лению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесенного ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением. Как показывает опыт нашей страны и многих стран мира, это одно из самых сложных и болезненных направлений работы по социальной поддержке мигрантов. Резкий наплыв мигрантов в регион создает для живущих в нем людей серьезные проблемы, связанные с напряжением, которое испытывает инфраструктура, с обострением конкуренции на рынке труда, с возникновением социокультурных конфликтов и т.п.
4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.
5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. Речь идет о профессиональной деятельности таких специалистов, как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты. Эта работа должна быть направлена на преодоление негативных психических и психологических последствий причин, побудивших человека оставить прежнее место жительства, на создание условий и возможностей для последующей активной и полноценной жизни.
6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурной коммуникации, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п. Реализуя на практике эти и другие возможные направления деятельности по социальной защите и социальной поддержке мигрантов, социальные работники и сотрудники миграционных служб должны учитывать их демографические, этнические, социокультурные и иные характеристики. Международный опыт показывает, что успешное решение социальных проблем мигрантов без ущерба для страны или региона, которые их принимают, возможно при соблюдении основополагающих принципов, перечисленных далее [3].
■ Необходимо исходить из предположения, что большинство мигрантов останутся в стране или регионе пребывания навсегда либо надолго и, следовательно, могут внести существенный вклад в их последующее развитие.
■ Основными субъектами деятельности по решению большинства социальных проблем мигрантов (реабилитация, адаптация и интеграция) являются органы государственной власти на различных уровнях ее организации.
■ Необходимо поощрять в мигрантах стремление развить в себе чувство принадлежности к новым обществу, культуре и государству.
■ Важнейшим и необходимым условием эффективной социальной поддержки мигрантов является достижение и сохранение реального равенства между мигрантами и местным населением.
■ Необходимо учитывать, что интеграция мигрантов в новое общество, гармонизация системы социальных связей и отношений между ними и местным населением — это процесс, рассчитанный на длительное время.
Соблюдение этих принципов позволит решать социальные проблемы мигрантов своевременно и эффективно, используя тот потенциал и те возможности, которые имеются в распоряжении общества и государства. Для каждой социальной группы характерно доминирование определенных факторов риска [2]. Острую нехватку материальных ресурсов и элементов социальной защиты испытывают беженцы, мигранты, перемещенные лица и вынужденные переселенцы, хотя, как ни странно, для этих категорий проблема уязвимости часто стоит не столь остро ввиду очевидности их бедственного положения. Принимая во внимание эти аргументы, в России предпринимаются определенные усилия для улучшения социальной защищенности беженцев и мигрантов.
Основными задачами государственной миграционной политики являются:
♦ защита прав и интересов мигрантов;
♦ развитие системы иммиграционного контроля;
♦ соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий;
♦ регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
♦ создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социальноэкономическому положению.
Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
♦ стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных мигрантов;
♦ недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
♦ личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемом при государственной поддержке; квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;
♦ запрещение высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.
Для решения же жилищной проблемы российские экономисты считают возможным и необходимым привлечение денежных средств населения [5]. Здесь имеются три пути:
ТЕRRА ECONOMCUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 3
1. Введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия). Кстати, в нашей стране в 1928 году существовала дифференцированная оплата жилища в зависимости от социальной принадлежности и категории домовладения.
2. Расширение жилищно-строительной кооперации. Обеспечение мигрантов жилой площадью как для временного, так и для постоянного проживания путем создания системы обеспечения жильем в местах нового места жительства за счет средств мигрантов, средств федерального бюджета на строительство и приобретение нового жилья, жилищных субсидий, районных и городских бюджетов. С этой целью предоставлять безвозмездные субсидии семьям высококвалифицированных работников на строительство и приобретение жилья или строить социальное жилье без права его приватизации.
3. Содействие индивидуальному жилищному строительству. Стимулирование активного участия мигрантов в процессе хозяйственного обустройства, их интеграции в социальную среду, внесения экономического вклада в развитие края.
Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России в настоящее время принимаются меры по оказанию конкретной помощи бездомным уже сейчас. В их числе — открытие домов ночного пребывания, приютов, домов-интернатов, временное расселение такой категории, как беженцы, в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций. В настоящее время действует разработанная долговременная программа «Миграция», которая предусматривает заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев (лучший выход, конечно, в компактном поселении беженцев, что не только дает возможность скорейшего обустройства, но и снимает проблему взаимоотношений с местным населением. Учитывая особое положение беженцев-бездомных, государственная политика занятости РФ предусматривает необходимость создания для них дополнительных рабочих мест.
Таким образом, современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демографические перспективы России / Под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева. М.: Эконом-Информ, 2008.
2. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.
3. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики. М., 2006.
4. Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М.:ФМС России, 2009.
5. Трудовая миграция в России / Под ред. О.Д. Воробьева. М., 2001.
6. Юдина Т.Н. Социология миграции: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006.