Научная статья на тему '2003. 04. 039. Миграция населения / под общ. Ред. Воробьевойо. Д. М. , 2001. Вып. 4. : система иммиграционного контроля / регент Т. М. , Архипов Ю. А. 160 с. Библиогр. : С. 118-119. Прил. К журн. "миграция в России"'

2003. 04. 039. Миграция населения / под общ. Ред. Воробьевойо. Д. М. , 2001. Вып. 4. : система иммиграционного контроля / регент Т. М. , Архипов Ю. А. 160 с. Библиогр. : С. 118-119. Прил. К журн. "миграция в России" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ В РФ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РФ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ВНЕШНЯЯ РФ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 039. Миграция населения / под общ. Ред. Воробьевойо. Д. М. , 2001. Вып. 4. : система иммиграционного контроля / регент Т. М. , Архипов Ю. А. 160 с. Библиогр. : С. 118-119. Прил. К журн. "миграция в России"»

В целом во внешней миграции лидирующей причиной прибытий и выбытий можно назвать личные причины, вторую и третью позицию делят работа и возврат к прежнему месту жительства. Для стран НЗ по прибытиям преобладает работа, а по выбытиям — возврат к прежнему месту жительства. Для СЗ, наоборот, для прибытий преобладает возврат к прежнему месту жительства.

В ВС, как и в РФ в целом, с 1993 г. наблюдаются схожие тенденции нарастания общей и естественной убыли населения, хотя в области миграционного движения населения отмечаются противоположные тенденции — миграционный прирост в РФ и миграционная убыль в ВС, являющаяся причиной сокращения общей численности населения. Территориями миграционной «катастрофы» в ВС можно считать Таймырский и Эвенкийский автономные округа, вызывают озабоченность также Читинская область и Бурятия. ВС служит своеобразным промежуточным звеном миграционного движения населения с востока на запад, так как, с одной стороны, аккумулирует мигрантов в обмене с восточным сопредельным регионом (прежде всего территорий Крайнего Севера), а с другой — перераспределяет свое население в западные и несопредельные регионы России.

В.И.Шабаева

2003.04.039. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / Под общ. ред. Воробьевой О.Д. — М., 2001. — Вып.4.: Система иммиграционного контроля / Регент Т.М., Архипов Ю.А. — 160 с. — Библиогр.: с.118—119. Прил. к журн. «Миграция в России».

Исследование, подготовленное деканом финансово-экономического факультета Российского нового университета Т.М.Регент и ответственным работником Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ Ю.А.Архиповым, включает предисловие, введение, пять глав и приложение. В первой главе рассматриваются система и задачи иммиграционного контроля в России; во второй — способы регулирования иммиграционных процессов за рубежом; в третьей — проблемы развития нелегальной миграции и методы ее предотвращения; в четвертой — международно-правовые аспекты предоставления убежища; в пятой — вопросы предоставления убежища и статуса беженца в России.

Как отмечается в предисловии, развитие иммиграции в РФ является относительно новой и слаборазработанной проблемой. Ранее

закрытость границ бывшего СССР позволяла контролировать достаточно умеренный миграционный обмен населением между СССР и зарубежными странами.

В последнее десятилетие ХХ в. под воздействием ряда факторов характер миграции в России коренным образом изменился, а сама миграционная ситуация чрезвычайно обострилась. Этому способствовали: распад СССР и образование новых независимых государств, что инициировало возникновение ранее не прогнозировавшихся миграционных процессов; переход к политике «открытых дверей», что существенно расширило обмен населением между новыми государствами на территории бывшего СССР, между РФ и странами дальнего зарубежья; «прозрачность» границ между РФ и странами ближнего зарубежья, при практически полном отсутствии пограничного контроля в этих странах, что позволяло бесконтрольно проникать в Россию гражданам ближнего и дальнего зарубежья; наконец, рост социальной напряженности в странах ближнего зарубежья, обострение экономических трудностей и национальных конфликтов, ведущее к выталкиванию из них жителей, прежде всего русскоязычных, которые устремились на территорию РФ.

Внешняя миграция, отмечается во введении, стала в последние годы особым и долговременным фактором социально-экономического и социально-политического развития России. В РФ сформировалась значительная по численности иностранная община, включающая как иностранных граждан, так и лиц без гражданства, в том числе беженцев и ищущих политического убежища. Подобное развитие событий создало для России новые сложные и острые проблемы, усилило угрозу ее национальной безопасности, внутренней политической, социальной и территориальной стабильности, способствовало обострению криминогенной обстановки и формированию значительных групп нелегальных мигрантов. Масштабы иммиграции в Россию до настоящего времени остаются неизвестными для российских властей из-за отсутствия четко организованного учета и «прозрачности» границ. Тем не менее экспертные оценки определяют численность иностранцев на территории России в 3,5—4 млн. человек (как граждан других государств, так и лиц без гражданства, которые не имеют четко определенного правового статуса) (с.5).

Международная миграция, затрагивающая Россию, имеет следующие особенности: сохранение остроты проблемы вынужденных

переселенцев и беженцев при их избыточной концентрации в уже густонаселенных центральных и южных районах РФ; постепенное замещение вынужденной миграции из бывших советских республик миграцией экономической (по экономическим причинам), сращивание различных видов миграции в единый иммиграционный поток, направленный в Россию; высокая степень развития нелегальной иммиграции и интенсивный приток нелегальных иностранных рабочих (с.6).

В процессе развития иммиграции в Россию в 90-е годы ХХ в. можно выделить два этапа. В первой половине указанного десятилетия отмечалась тенденция устойчивого нарастания иммиграционного потока в РФ из республик бывшего СССР, что было вызвано развитием межэтнических конфликтов и ухудшением отношения коренного населения к русским и другим представителям некоренного населения.

С середины 90-х годов ХХ в. в миграционном обмене России со странами ближнего зарубежья сформировались новые тенденции. В условиях ослабления воздействия «шоковой терапии» после первых лет распада бывшего СССР и адаптации населения на постсоветском пространстве к новым реалиям капиталистической экономики произошло сокращение миграции на всех уровнях. Миграционный прирост в России за счет въезда из стран СНГ и Балтии начал сокращаться, что привело в 2000 г. к его падению почти на одну восьмую в сравнении с предшествующим годом.

Вынужденные перемещения населения сопровождаются обострением во многих регионах России ситуации на рынках рабочей силы и жилья, ухудшением квалификационной структуры рабочей силы, усилением ««давления» со стороны маргинальных слоев и групп, обнищанием огромной массы людей, отсутствием для многих мигрантов какой-либо социальной поддержки. Вынужденные переселенцы, и ранее имевшие крайне низкий материальный уровень, в подобной ситуации обладают крайне ограниченными стартовыми финансовыми и материальными возможностями для решения своих социальных и жилищных проблем. По расчетам авторов, две трети вынужденных переселенцев находятся на грани выживания, не имея средств даже для минимального обеспечения своих семей продуктами питания (с.7).

Еще большую остроту в последние годы приобрели проблемы, связанные с нелегальной иммиграцией иностранных рабочих в Россию. Главными факторами, способствующими развитию нелегальной иммиграции из стран СНГ и дальнего зарубежья, стали: сравнительно более прочное экономическое положение России и значительная разница в жизненном уровне населения как в рамках СНГ, так и в сравнении со многими странами Ближнего и Среднего Востока, Азии, Африки и других регионов.

Значительное количество вынужденных иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья представляет собой практически неконтролируемый поток мигрантов. В условиях ««прозрачности» границ между бывшими союзными республиками, а ныне независимыми государствами, резко возросло число иностранцев, которые прибывают в РФ с нарушением установленных правил или используют Россию как промежуточный этап на пути в более благополучные западные страны. Значительно увеличилось число иностранцев, использующих Россию как перевалочный пункт транспортироки оружия, наркотиков, нелегалов.

Во второй главе авторы анализируют современную практику регулирования иммиграционных процессов в других странах. Иммиграционная политика зарубежных стран оказывает значительное влияние на ход и направление миграции в России. Все большее число иностранцев из стран ««третьего мира»оседает в России, в том числе из-за трудности получения виз в промышленно развитые страны (ПРС).

По мнению авторов, анализ практики оказания помощи беженцам в ПРС свидетельствует о невозможности перенесения их опыта в Россию (с.40). Единственное, что может быть использовано в практической работе в России, — опыт приема и адаптации в Германии российских немцев и адаптации и расселения еврейских репатриантов в Израиле.

Правительства независимых государств самостоятельно определяют направления своей иммиграционной политики, и в реализации этой политики большое значение имеет борьба с незаконной иммиграцией, указывается в третьей главе. Система мер по предотвращению нелегальной иммиграции включает два основных направления: а) упорядочение пребывания иностранных граждан на территории страны и б) предотвращение незаконного въезда мигрантов с помощью информационных компаний, в ходе которых разъясняются

отрицательные последствия нелегальной миграции. Для потенциальных мигрантов достоверная информация о возможности законного въезда в ПРС имеет большое значение, помогая им воздержаться от принятия и осуществления дорогих и рискованных предложений о работе за рубежом со стороны сомнительных посредников и туристических фирм.

Особую значимость приобретают мероприятия различных государств по организации контроля на границе. Для большинства стран важнейшим способом борьбы с нелегальной иммиграцией остается ужесточение порядка въезда и иммиграционного контроля.

В качестве одной из мер борьбы с нелегальной иммиграцией авторы рассматривают укрепление пограничной полосы, тем более что нелегальные иммигранты в одиночку или группами во главе с проводниками пересекают труднодоступные участки государственной границы, особенно в лесных и горных районах. Анализируется также результативность санкций за незаконную занятость, за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Особое внимание авторы обращают на необходимость стандартизации процедур предоставления убежища в европейских странах, где длительное время многочисленные нелегальные иммигранты без особых проблем получали политическое убежище и статус беженца. Значительная часть подобных мигрантов на поверку оказывалась по сути экономическими мигрантами, причем во многих случаях соответствующее прошение подобные мигранты подавали одновременно в несколько стран. Создание менее благоприятных условий для иммигрантов и усложнение процедур признания беженцами привели к росту числа нелегальных мигрантов во многих странах. Как отмечают авторы, эффект от легализации был весьма различен, в ряде случаев минимален.

Важным направлением деятельности по легитимизации и декриминализации миграции является борьба с торговлей людьми, а также с преступными группировками, которые организуют вербовку, переправку мигрантов, эксплуатацию их труда, секс-эксплуатацию женщин-мигрантов и другие виды преступлений, связанные с нарушением российских законов и прав мигрантов.

Исследуя нелегальную миграцию в России, авторы отмечают, что значительное число иммигрантов приезжают в России с одной-единственной целью — перебраться на Запад. Нелегальная миграция

приобрела тотальный характер и начала крайне отрицательно сказываться на стабильности в российских регионах. Она начала активно соединяться с криминальной средой и сама стала приобретать все более криминальный характер.

Существующая система мер по противодействию массовой иммиграции в Россию, по мнению авторов, не соответствует сложившемуся положению с нелегальной миграцией. Регулирование иммиграции должно способствовать выполнению страной своих международных обязательств; реализации и соблюдению прав человека и защите национальных интересов России, в том числе обеспечение его безопасности.

Проблемы, связанные с распространением нелегальной миграции, являются новыми для России и решаются с трудом не только из-за отсутствия достаточного опыта решения этих задач по международным правилам и отсутствия достаточной правовой основы, но и из-за сложившегося за годы Советской власти подхода к подобным проблемам как единичным явлениям. Пока что в стране отсутствует комплексный подход к решению проблемы нелегальной миграции, тем более что предпринимаемые действия выглядят как полумеры на фоне практики, применяемой странами ЕС.

Проблема нелегальной миграции носит широкий международный характер. По данным МОТ, на которые ссылаются авторы, в настоящее время не контролируется около трети всего потока международной миграции (с.73). В России нелегальная миграция практически не контролируется, и нелегальные иммигранты создают сложные проблемы на рынке труда России, способствуют сохранению и развитию теневого сектора в экономике. Проблемы нелегальной миграции усугубляются экономическими трудностями, переживаемыми Россией. В стране сложилась ситуация, благоприятствующая трудоустройству иммигрантов при сохранении безработицы среди национальных трудовых кадров. Нелегалы оказываются вовлеченными в теневую экономику и незаконный бизнес, в нелегальную переправку работников в страны Западной Европы, США и Канаду. Нелегалы в крупных городах сформировали этнические сообщества и стали питательной базой для криминального сообщества, будучи связанными с организованными преступными группировками.

Анализируя международно-правовые аспекты убежища в четвертой главе, авторы отмечают, что многие добивающиеся предостав-

ления статуса беженца на самом деле являются экономическими мигрантами. Поэтому правительства ПРС вводят систему мер, направленных против лиц, стремящихся получить статус беженца. В итоге в ПРС количество ходатайств о предоставлении убежища существенно сократилось, уровень защиты беженцев снизился, их потоки были перенаправлены в другие регионы, масштабы нелегальной миграции существенно возросли.

Все большее число стран стремятся интерпретировать критерии предоставления статуса беженца ограничительным и запретительным образом. ПРС добились успеха в своем стремлении сократить число людей, прибывающих на их территорию в поисках убежища (с.103).

Политическое убежище предоставляется в РФ иностранцам — гражданам других государств и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследований или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или стране обычного пребывания за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, указывается в пятой главе.

Россия наиболее уязвима с точки зрения обустройства иммигрантов, желающих найти убежище именно в РФ. Этому, в частности, способствует «прозрачность» границ, чем часто пользуются вынужденные переселенцы и иммигранты. Подавляющее большинство подобных мигрантов бегут не от преследований в собственной стране, а в стремлении улучшить свое социально-экономическое положение.

Особенности реализации механизма предоставления убежища в РФ тесно связаны с проблемой незаконной миграции, поскольку обращение иммигранта с просьбой о предоставлении убежища позволяет ему легализоваться в случае его незаконного пребывания в России как минимум на срок рассмотрения его дела (ходатайства) о предоставлении убежища. Авторы прогнозируют рост ходатайств о предоставлении убежища. Ежегодно в РФ будут дополнительно обращаться с просьбой о предоставлении убежища 10—15 тыс. вновь прибывших иностранцев (с.115). При возрастании числа отрицательных решений может резко повыситься число обжалований, как и в случае ужесточении контроля за пребыванием иностранцев. По мнению ав-

торов, при ныне действующей системе ежегодно возможно признание беженцами 500—1000 человек.

В.Г.Былов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.