Научная статья на тему 'Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта'

Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
661
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ / MIGRANT WORKER / ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ISLAMIC FUNDAMENTALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миронцева А. В., Макунина И. В.

Предмет. Проблема трудовых мигрантов в России вплотную приближается к критической черте, резко активизировалась их деятельность в различных экстремистских организациях, органами правопорядка установлены многочисленные факты участия мигрантов из стран СНГ в подготовке терактов на территории РФ. В современных условиях защита граждан от террористической угрозы является важным элементом национальной безопасности России, поэтому решение задач по контролю и регулированию миграционных потоков является весьма актуальным. Цели. Рассмотрение текущей ситуации миграционной обстановки в ЕС и на ее примере оценка таковой в России. Анализ причин, приводящих к возникновению угроз, связанных с миграционными потоками внутри страны. Предложение рабочего варианта, позволяющего осуществлять мониторинг перемещений трудовых мигрантов. Методология. В работе сопоставлены и проанализированы статистические показатели миграционных процессов в странах ЕС и России. Результаты. Установлено, что причиной кризисной ситуации в ЕС стал бесконтрольный поток беженцев, а также выявленная неэффективность миграционной политики в вопросе интеграции мигрантов. Определены основные параллели и отличия в миграционной ситуации в странах ЕС и России. Установлена необходимость корректировки государственной миграционной политики; с этой целью предложен инновационный способ электронного контроля перемещений трудовых мигрантов в регионах РФ. Выводы. Сделаны выводы о причинах возникновения кризисной ситуации, связанной с массовыми перемещениями мигрантов. На примере реализации государственных программ по регулированию процессов, связанных с миграцией в странах ЕС, приведены аналогичные варианты решения этой проблемы в России. На основе европейского опыта обоснована необходимость корректировки государственного регулирования в сторону ужесточения контроля за деятельностью трудовых мигрантов в РФ. Предложен инновационный способ контроля миграционных потоков силовыми ведомствами РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Amending the migration policy of Russia on the basis of the European experience

Importance In Russia, labor migration is reaching a menacing scale. Migrants have got involved into various extremist groups actively, etc. In such circumstances, the protection of the population from terrorism becomes a crucial element of Russia's national security. Thus, the control and regulation of migration flows are very important to study. Objectives The research examines the current migration in the EU and extrapolates it to evaluate the situation in Russia. We analyze what causes threats of inward migration flows. The article sets out a working scheme that would help to monitor flows of migrant workers. Methods We compare and analyze statistics of migration processes in the EU and Russia. Results We find out that the EU crisis was induced by an uncontrollable flow of refugees, and undetected inefficiency of immigration policies in terms of migrants' integration. We determine similar and different aspects in immigration policies of the EU and Russia. Immigration policies should be amended. In this respect, we propose an innovative method for electronic control over migration flows within the Russian regions. Conclusions and Relevance We figured out what caused the migration crisis in the EU. Illustrating the implementation of the EU governmental programs for migration regulation, we propose identical approaches to this issue in Russia. Based on the European experience, we justify the proposed amendments to tighten control over labor migrants in the Russian Federation. We also propose an innovative method for defense and law enforcement agencies to control migration flows.

Текст научной работы на тему «Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта»

pISSN 2073-2872 Национальные интересы

eISSN 2311-875X

КОРРЕКЦИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА

Алла Владимировна МИРОНЦЕВА3^, Ирина Викторовна МАКУНИНАЬ

а старший преподаватель кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация [email protected]

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 07.08.2017 Получена в доработанном виде 24.08.2017 Одобрена 11.09.2017 Доступна онлайн 28.09.2017

УДК 325.14

JEL: F51, F52, Л8, К37, N30

Ключевые слова: миграция, мультикультурализм, трудовые мигранты, исламский фундаментализм

Аннотация

Предмет. Проблема трудовых мигрантов в России вплотную приближается к критической черте, резко активизировалась их деятельность в различных экстремистских организациях, органами правопорядка установлены многочисленные факты участия мигрантов из стран СНГ в подготовке терактов на территории РФ. В современных условиях защита граждан от террористической угрозы является важным элементом национальной безопасности России, поэтому решение задач по контролю и регулированию миграционных потоков является весьма актуальным.

Цели. Рассмотрение текущей ситуации миграционной обстановки в ЕС и на ее примере оценка таковой в России. Анализ причин, приводящих к возникновению угроз, связанных с миграционными потоками внутри страны. Предложение рабочего варианта, позволяющего осуществлять мониторинг перемещений трудовых мигрантов.

Методология. В работе сопоставлены и проанализированы статистические показатели миграционных процессов в странах ЕС и России.

Результаты. Установлено, что причиной кризисной ситуации в ЕС стал бесконтрольный поток беженцев, а также выявленная неэффективность миграционной политики в вопросе интеграции мигрантов. Определены основные параллели и отличия в миграционной ситуации в странах ЕС и России. Установлена необходимость корректировки государственной миграционной политики; с этой целью предложен инновационный способ электронного контроля перемещений трудовых мигрантов в регионах РФ.

Выводы. Сделаны выводы о причинах возникновения кризисной ситуации, связанной с массовыми перемещениями мигрантов. На примере реализации государственных программ по регулированию процессов, связанных с миграцией в странах ЕС, приведены аналогичные варианты решения этой проблемы в России. На основе европейского опыта обоснована необходимость корректировки государственного регулирования в сторону ужесточения контроля за деятельностью трудовых мигрантов в РФ. Предложен инновационный способ контроля миграционных потоков силовыми ведомствами РФ.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Миронцева А.В., Макунина И.В. Коррекция миграционной политики России на основе европейского опыта // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 9. - С. 1623 - 1640. https://doi.Org/10.24891/ni.13.9.1623

Anderer Fehler sind gute Lehrer. Ошибки других - хорошие учителя.

(немецкая пословица)

Введение. Ассимиляция и мультикультурализм

Миграционные процессы, захватившие Европу, достигли своего пика. Безудержное перемещение мигрантов в последние годы напоминает стихийное бедствие - в странах Европы тут и там вырастают лагеря для беженцев, которые быстро переполняются, и вполне естественно возникают конфликты между беженцами и местным населением. У властей Евросоюза накопилось много нерешенных вопросов, связанных

с мигрантами. Основной вопрос из этого множества - каким образом интегрировать эту массу людей, со своим мировоззрением, иным вероисповеданием в большую европейскую семью. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять причины миграционного бума.

Закончившаяся в 1945 г. Вторая мировая война

след Европы. подсчете [1]. Для войной

оставила неизгладимый

в демографической обстановке Людские потери в совокупном составили примерно 15 млн чел. восстановления разрушенных экономик европейских стран потребовались рабочие руки. Решение этой проблемы нашли в привлечении в страны Европы мигрантов. К началу 1970-х гг. потребность в рабочих руках была удовлетворена, но появилась проблема в виде оставшихся в стране мигрантов и их детей. Возникла необходимость интегрировать их в общества принимающих стран.

В мире существуют две основные формы интеграции переселенцев из других стран в принимающую страну - это ассимиляция и мультикультурализм; их суть заключается в следующем.

Ассимиляция - это процесс поглощения одной культуры другой, более мощной. Данный интеграционный процесс подразумевает постепенную адаптацию мигрантов к обычаям, ценностям, жизненным стилям

и языку принимающей страны1. Такая адаптация может быть как добровольной, так и вынужденной - под давлением государственной миграционной политики.

В Европе интеграция мигрантов путем ассимиляции была широко распространена с XIX до середины XX в. Однако обострившиеся этнополитические конфликты в ряде европейских стран (в Северной Ирландии, на Корсике, в Каталонии) потребовали другого решения этой проблемы2. Таким образом, наметился отход от политики ассимиляции к признанию местных культур.

Поскольку одновременно наблюдался недостаток рабочей силы и с учетом того, что демографическая ситуация к концу 1970-х гг в большинстве стран Европы стала угрожающей в результате прекращения естественного прироста коренного населения, ограничивать миграционные потоки стало экономически невыгодно. В ходе притока мигрантов

в принимающих странах довольно быстро сформировались крупные иммигрантские общины, которые закономерно были культурно чужеродны титульной нации [2].

Чтобы решить эти противоречия, была разработана концепция мультикультурализма. В ее основе лежит теория существования коллективных прав, предоставляемых какой-либо определенной этнической группе. Основными такими правами считаются право на использование родного языка, на сохранение культурных обычаев и на свободу вероисповедания [3].

1 Низамова Л.Р. Меньшинства, ассимиляция

и мультикультурализм: опыт России и США // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 4. С. 222-233.

2 Романенко С.А. Межэтнические противоречия, региональное самосознание и политические союзы в южной части средней Европы в конце 19 - начале 20 веков // Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. № 7. С. 39-49.

1624

К примеру, в Великобритании был принят целый ряд законов, направленных на недопущение любых форм дискриминации по национальному или расовому признакам, осуществлялись меры по поддержке национальных меньшинств в целях сохранения ими самобытности, культуры, традиций и обычаев. Правящий класс Великобритании в лице Лейбористской партии решительно отказался от политики гражданской и социальной интеграции иммигрантов и перешел к политике, направленной на сохранение их расовой и этнической идентичности.

История мультикультурализма в Германии имеет свою особенность. Сложившаяся практика приема мигрантов со времен послевоенной миграции подразумевала, что мигранты выступают в качестве временной рабочей силы. Был даже введен термин «гастарбайтер», работники были гостями, и когда в них больше не нуждались, они возвращались назад в свои страны. Однако оставшихся мигрантов германское государство воспринимало как чужаков, отказывая им в получении гражданства. До 1999 г. гражданство в Германии мог получить только тот, чьи родители были гражданами. Сейчас действует новый закон о гражданстве, внесший определенные послабления для иммигрантов. К примеру, турецкая община в Германии насчитывает около 3 млн чел., и лишь около 25% из них имеют гражданство ФРГ. Для решения накопившихся противоречий и достижения лояльности иммигрантов в Германии и была введена политика мультикультурализма [4]. И начиная с 1980-х гг. мультикультурные принципы миграционной политики стали активно применяться в большинстве европейских стран.

Следует подчеркнуть, что в угоду толер антно с ти пр из ыв ы р азл ичных общественных деятелей о несостоятельности концепции мультикультурализма принимались

европейской общественностью в штыки. Тем не менее по прошествии трех десятков лет можно сделать вывод, что политика мультикультурализма в Старом Свете не

3

прижилась .

Современное состояние проблемы в ЕС

Великобритания первой наступила на грабли толерантности. Массовые беспорядки в ряде городов в 2001 г. были вызваны обострением ситуации в г. Олдеме, где местная молодежь азиатского происхождения попыталась установить зоны, закрытые для белых б р и т а н ц е в . Ч т о б ы р а с с л е д о в а ть произошедшие этнические столкновения, правительство назначило специальную комиссию в целях выяснения их причины и разработки комплекса мер, дабы не допустить их повторений в будущем. В декабре 2001 г. независимой группой экспертов, которую возглавлял Тед Кантл, правительству был представлен доклад «Социальная

сплоченность общин». В британской прессе документ получил название «Доклад Кантла». Суть доклада сводилась к следующему: «Коренные британцы и иммигрантские общины в повседневной жизни не соприкасаются и ничего не знают друг о друге, это порождает у них взаимный страх, и этот страх ощущается особенно сильно в тех городах, где экстремистские группы развернули активную деятельность с целью подорвать гармонию в отношениях между британцами и иммигрантами и усилить раскол между ними, - отмечали авторы доклада. - При этом ни со стороны общин, ни со стороны политических партий и общественных организаций практически не предпринимаются попытки наладить диалог между общинами с целью четкого определения тех ценностей, которые должны лежать в основе представления о том, что

3 Сударкина Х.В. Критика и кризис мультикультурализма (философско-культурологические аспекты) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2012. № 3. С. 48-51.

1625

значит быть гражданином современной мультирасовой Великобритании»4.

Доклад вызвал эффект разорвавшейся бомбы, его широко обсуждали в СМИ. Что касается мер, которые должны были помочь решению проблемы: процедуры принесения иммигрантами «клятвы верности британскому государству» и проведения тестов на знание ими английского языка - их британская общественность признала неэффективными. К этим мерам позже мы еще вернемся.

В апреле 2004 г. с сенсационным заявлением о провале мультикультурализма выступил глава Комиссии по расовому равенству Т. Филлипс - мусульманин, член Лейбористской партии. В интервью газете The Times он призвал правительство «отказаться от политики, проводимой британскими властями на протяжении последних 40 лет и направленной на построение мультикультурного общества и заменить ее политикой, направленной на создание стимулов к интеграции иммигрантов в общество и на укрепление британской идентичности»5.

В 2005 г. беспорядки, связанные с мигрантами, охватили Францию. В течение 18 дней по всей стране прокатились погромы, поджоги машин, столкновения иммигрантов с полицией. Итог - ущерб на 220 млн евро, один погибший. И самое главное - урок, который преподали властям мигранты, заставив считаться с собой6.

В 2009 г. общественность Германии была взбудоражена высказываниями Т. Саррацина, известного германского политика, члена Социал-демократической партии Германии

4 Community cohesion: A report of the independent review team chaired by Ted Cantle. London, 2001, 80 p.

5 Baldwin T., Rozenberg G. Britain 'must scrap multiculturalism'. URL:

http://timesonline.co.uk/tol/news/uk/article 1055221.ece

6 Зегонов О. Беспорядки во Франции: характер,

причины, уроки // Научно-координационный совет

по международным исследованиям МГИМО. Аналитические записки. Март 2006. Вып. 2. 36 с.

(СД111 ), члена совета директоров Немецкого федерального банка. В интервью журналу Lettre International он заявил, что большинство арабских и турецких иммигрантов не может и даже не хочет стать частью немецкого общества. Саррацин призвал ужесточить миграционную политику по отношению к приезжим7. В дальнейшем он издал книгу «Германия. Самоликвидация», в которой подробно описал результаты политики мультикультурализма в Германии.

Развязка сложившихся противоречий произошла в 2011 г., когда лидеры нескольких е в р о п е й с к и х с т р а н - Г е р м а н и и , В еликобр итании, Франции, Испании и Нидерландов - а также генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд заявили о крахе идеи мультикультурализма в Европе. Тем не менее, несмотря громкие прокламации, программу мультикультурализма сворачивать не стали [5]. К 2011 г. иммигранты в первом или во втором поколениях составляли порядка 20% населения Германии, 13% населения Великобритании и 11% населения Франции. В этих условиях страны Европы стали заложниками своей безответственной миграционной политики, переход к ассимиляции без потрясений стал невозможен.

В противовес государственной политике мультикультурализма и толерантности в ЕС стали набирать популярность национальные идеи и связанные с ними правые партии. Так, в Великобритании возросло влияние националистических партий, таких как Британская националистическая партия, Партия за независимость Великобритании и Лига английской обороны8. Во Франции увеличилось количество сторонников

7 Stefan Schulz: Berlin-Schelte. Sarrazin schockiert mit Angriffen auf Migranten // Berliner Morgenpost. 30 September, 2009.

8 Кондратьева Т.С. Проблема иммиграции

в программных документах политических партий Великобритании // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 4. С. 98-113.

1626

Национального фронта, это показали последние выборы президента. Лидер партии «Национальный фронт» М. Ле Пен прошла во второй тур и получила 10,6 млн голосов (34,18%) избирателей9.

Апофеозом идеи националистического возрождения в Европе стало переиздание в 2015 г. в Германии книги А. Гитлера «Майн кампф». Книга под названием «Гитлер. Mein Kampf. Критическое издание» была подготовлена Институтом современной истории в Мюнхене. Издание, помимо самих высказываний Гитлера, содержит более 3,5 тыс. научных комментариев к оригинальному тексту. Масла в огонь подлила министр образования Германии Й. Ванка. Она считает, что переизданную с комментариями историков книгу Гитлера Mein Kampf надо включить в школьную программу для изучения по всей Германии: «Критическая редакция Института современной истории Мюнхена как раз и ставит себе целью сделать вклад в политическое образование. И написана [книга] соответствующим образом, понятно для всех»10.

Налицо системный кризис в миграционной политике Евросоюза. И в этот тлеющий костер этнических, конфессионых и сегреционных противоречий подбросил дров безудержный поток беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока.

Современная стратегия ведения войн все больше отходит от старых канонов. Для освоения новых ресурсов для просвещенной западной цивилизации уже некрасиво выглядеть простым агрессором. С развалом СССР теория демократического мира приобрела статус аксиомы во внешней

9МасловаВ. Франция пошла «Вперед!»: как мир встретил победу Макрона. URL:

https ://russian.rt.com/world/artide/387403-makron-pobeda-franciya-prezident

10 Минобразования Германии: переизданный «Майн Кампф» подойдет для школ. URL: https://ria.ru/world/20151224/1348272720.html

политике США. Согласно ей, был введен постулат о том, что демократические режимы не воюют друг с другом. Данный постулат стал основополагающим во внешней политике, позволяя «мировому полицейскому» наводить «порядок» в странах с тоталитарными режимами. Начиная с 1990 г. США приняли участие в более чем восьми вооруженных интервенциях. И всегда они несли «демократию угнетенным народам» Ирака, Сомали, Гаити, Югославии, Ливии, Сирии. Для придания легитимности своим действиям было введено понятие «гуманитарная интервенция», что означало возможность применение военной силы против суверенного государства для предотвращения гуманитарной катастрофы либо геноцида местного населения. Одним из теоретиков этой концепции выступил Б. Кушнер, французский общественный и политический деятель, который в своей книге Le Devoir d'Ingerence: peut-on les laisser mourir? (Обязанность вмешаться) утверждал, что демократические государства вправе для защиты прав человека вмешиваться в дела суверенных государств [6]. Данная теория получила юридическое закрепление в Резолюции ООН под номером 43/131. С этого момента осуществлять смену неугодного режима в суверенных государствах стало возможно в рамках закона под эгидой Организации Объединенных Наций [7].

В последнее время активно стала использоваться древняя как мир концепция пятой колонны. Еще за 350 лет до нашей эры отец Александра Македонского Филипп II Македонский сказал: «Осел, груженный золотом, возьмет любую крепость». Само понятие «пятая колонна» появилось в 1930-х гг. во время гражданской войны в Испании; под ней подразумевали политические группировки, тайно или явно противодействующие основной политике государства. В наше время пятая колонна получила благозвучное наименования оппозиции или умеренной оппозиции. Именно

1627

к ней сегодня стремится «осел, груженный золотом». Как веером прошли так называемые бархатные революции: Грузия - 2003, Украина - 2004, «арабская весна» 2011 г., когда в результате массовых беспорядков были свергнуты правящие режимы в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене [8]. И если оппозиция не справлялась сама, ей уже помогало мировое сообщество, предотвращая гуманитарную катастрофу. Бомбардировки Югославии, Ливии, Сирии, по его мнению, способствовали возвращению беженцев в свои дома.

Однако такая помощь привела к обратному результату. Поток беженцев из стран, которым помогли с установлением «демократии», в страны ЕС резко увеличился (табл. 1).

Основные страны, из которых прибывают беженцы, это Сирия, Афганистан, Ирак, Косово, Эритрея, Нигерия, Албания. Хотя сейчас и наблюдается небольшой спад количества мигрантов, о прекращении потока беженцев говорить не приходится. Активные боевые действия на Ближнем Востоке и в Северной Африке еще не прекратились, при том что в 2015-2016 гг. в Европу приехала лишь часть беженцев, ожидается как минимум еще одна миграционная волна11.

Причины, побудившие людей к переселению, это непрекращающиеся боевые действия в зоне конфликтов и крайне бедственное экономическое положение. К примеру, доходы жителей Косово, по информации Всемирного Банка, таковы: 37% населения живет на 1,37 евро в день, 15% - на 0,37 евро. Именно поэтому условия содержания беженцев в Европе, где размеры пособий могут достигать 400 евро в месяц на человека, кажутся мигрантам манной небесной.

Новое мощное вливание мигрантов в европейское сообщество может превысить

11 Большова Н.Н. Ответ ЕС на «кризис с беженцами» 2015 г. и перспективы общей миграционной политики ЕС // Ежегодник Института международных исследований МГИМО (Университета) МИД РФ. 2016. № 1. С. 19-33.

критическую массу и вызвать цепную реакцию, которая, в свою очередь, приведет к инцидентам, дестабилизирующим гражданское общество. Необходимо подчеркнуть, что в Европу перебираются в основном мужчины (72%), абсолютное большинство которых находится в возрасте от 18 до 34 лет. Также надо учитывать, что основу мигрантов составляют люди, бежавшие из районов, охваченных гражданской войной. Это также накладывает определенный отпечаток на их поведение - налицо агрессия в результате полученного стресса, а где-то и желание отомстить за гибель близких, развала привычного уклада жизни, разбившиеся надежды. Беженцы понимают, что вмешательство европейских стран во внутренние дела их стран привели к катастрофическим последствиям и вынудили их к бегству. Они считают европейцев ответственными за свои беды, и их поведение в странах пребывания прямо указывает на это [9]. Мигранты все чаще проявляют агрессию и н а в я з ы в а ю т с в о и р е л и г и о з н ы е и идеологические взгляды коренному населению.

В Дании жители городка Коккедаль решили провести рождественские празднества с елкой и Санта-Клаусом. Этому решительно воспротивилась мусульманская часть н а с е л е н и я , к о т о р у ю п о д д е р ж а л муниципалитет города - как оказалось, большинство членов которого составляют мусульмане. Мотив - установка на главной площади города елки, символа чуждой мусульманам веры может оскорбить чувства верующих, к тому же тратить на это муниципальные деньги нецелесообразно.

Ради справедливости отметим, что проведенный за три месяца до этого курбан-байрам в Коккедале с бюджетом в 70 000 муниципальных крон чувств верующих христиан не оскорбил. И что говорить о провинциальном городке, если даже в столице Евросоюза в угоду

1628

политкорректное™ отказываются отмечать Рождество и предлагают поздравлять друг друга с «сезонным праздником»!

Тревожными индикаторами являются участившиеся случаи терактов в Европе с участием мигрантов (табл. 2).

Все эти события указывают на то, что точка кипения близка, и котел этнических и конфессиональных противоречий в Европе может взорваться в любую минуту, причем с непредсказуемыми последствиями.

Реакция титульных наций уже начала проявляться. Из интервью изданию Die Welt председателя Совета мусульман Германии А. Мазьека читатели с удивлением узнали, что почти каждую неделю в Германии мечети подвергаются атакам «исламофобов», но органы безопасности не предпринимают надлежащих мер. По данным Федерального правительства, только за первые три месяца 2017 г. в Германии были зафиксированы

200 атак исламофобов и 15 нападений на

12

мечети и другие исламские учреждения12.

19 июня 2017 г. в Лондоне фургон въехал в толпу мусульман, возвращавшихся с ночной молитвы, в районе Финсбери-парк. Водитель машины был схвачен прохожими и передан стражам порядка. Всего в результате инцидента один человек погиб, 10 получили ранения. Полиция сообщила, что мужчина не был ранее известен спецслужбам и действовал в одиночку; им оказался 47-летний Даррен Осборн, коренной житель Великобритании, отец четверых детей13.

Проблемы с мигрантами в России

А что же Россия? Основной приток иностранных граждан в России осуществляется за счет трудовой миграции.

12 Ситуация с безопасностью мусульман в Германии ухудшается - Die Welt. URL: https://regnum.ru/news/polit/2288993.html

13 Sky: теракт у лондонской мечети совершил 47-летний Даррен Осборн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4349700

Основные страны - поставщики мигрантов -это ныне суверенные государства Средней Азии, а в недалеком прошлом - союзные республики в составе СССР (рис. 1).

Беженцы, заполонившие Европейский союз, зачастую используют нашу страну в качестве транзитного коридора. Следует отметить, что Россия для беженцев из Ближнего Востока и Африки не представляет интереса в силу низкой материальной привлекательности. Так, в 2016 г. ежедневное пособие для беженцев в РФ составляло 800 руб. на человека. Из этой суммы 550 руб. в день уходило на оплату проживания, а остаток в 250 руб. шел на питание. Необходимо подчеркнуть, что беженцы не получали эти деньги на руки, поскольку перечисления из государственного бюджета осуществлялись в безналичной форме. Выплаты проводились до момента трудоустройства беженца, в случае отказа от п р е д л о же н н о й р а б о т ы п о с о б и е аннулировалось. Политика России в данном вопросе, как и в США, сводится к обязательной трудовой деятельности мигранта14. Для сравнения: та же Германия предлагает бесплатное питание в лагерях для беженцев, около 140 евро в месяц наличными, а после трех месяцев пребывания - пособие в размере до 200 евро. После 15 мес. беженец получает примерно 400 евро ежемесячно, при этом дополнительно оплачиваются расходы на проживание и отопление. Многодетная семья беженцев может получать до 3,5 тыс. евро в месяц [10].

Такие достаточно жесткие условия приема беженцев в России позволяют ей установить экономический барьер и перенаправить поток нежелательных гостей в Северную Европу. Только за три последних месяца 2015 г. через арктический коридор транзитом через Россию проследовало около 6 000 чел. - в основном беженцы из Афганистана и Сирии.

14 Ефремов И.А. Иммиграционная политика в США // Демографическое обозрение. 2015. Т. 2. № 2. С. 121-129.

1629

Схожая с европейской ситуация с проблемами беженцев сложилась в нашей стране из-за вооруженного конфликта на Украине в начале 2014 г., а несколько ранее - из-за событий 2010 г. в Киргизии. «Оранжевые революции» в этих странах привели к вооруженным столкновениям, в результате которых поток беженцев устремился в приграничные государства. Количество беженцев из Киргизии в Россию точно установить не представляется возможным, так как в ходе этнического конфликта в г. Ош в 2010 г. люди бежали в приграничный Узбекистан. На тот момент их количество составило приблизительно 75 тыс. чел. [11]. По мере затухания конфликта беженцы стали возвращаться, но тем не менее, по заявлению пресс-службы министерства труда, занятости и миграции Киргизии, гражданство РФ в 2011 г. получили более 37 тыс. граждан Киргизии. За более чем 20 лет независимости Киргизии российские паспорта получили около 1 0% населения стр аны, э то приблизительно 485 тыс. чел.15.

По данным ФМС России, общее количество граждан Украины, находящихся в Российской Федерации, по состоянию на 16 марта 2017 г. составило 2 300 320 чел. Из них более 1 млн -это беженцы из зоны боевых действий. Необходимо отметить, что украинцы всегда были близки россиянам по менталитету и вероисповеданию, поэтому конфессиональных и этнических разногласий практически не наблюдалось.

Итак, основными причинами возникновения конфликтов в Европе являются: нежелание мигрантов вливаться в общую европейскую семью, незнание местных языков и нежелание их изучать, иные религиозные убеждения, причем зачастую эти убеждения являются откровенно радикальными и

15 Общее число кыргызстанцев, выехавших на ПМЖ

и официально получивших гражданство России, приближается к полумиллиону. URL: http://ca-portal. ru/article :963

экстремистскими. Как складывается ситуация с этими проблемами в России?

Языковая проблема. Система единого образования, просуществовавшая в СССР свыше 50 лет, обеспечила хорошее знание русского языка и принципиально общую систему знаний, по крайней мере, у старшего поколения стран СНГ. Однако с обретением независимости новые государства Средней Азии провозгласили курс на приоритет национального языка, а русскому языку в лучшем случае был придан статус средства межнационального общения.

В Таджикистане 62% выпускников таджикских школ обучаются только на таджикском языке. Образование по русским учебным программам получает менее 1% учащихся. Менее 4% вузов обучают русскому языку, русского населения в Таджикистане в настоящий момент осталось менее 0,5%.

В Киргизии школы с обучением на кыргызском языке составляют 64,2%, на русском - 9,14, на узбекском - 5,5, на таджикском - 0,13%.

В Узбекистане 89% учащихся обучаются на узбекском языке, 5% — на русском, по 2% -на таджикском, каракалпакском и казахском.

Таким образом, молодое поколение мигрантов, учившихся в школах по новым, национальным учебным программам, начинает испытывать трудности с вербальной коммуникацией при трудоустройстве. То есть на данный момент Россия находится в начальной стадии уже описанных европейских проблем.

Однако в отличие от ЕС Россия подошла к этому вопросу более принципиально. С 1 января 2015 г. РФ резко ужесточила миграционное законодательство. Одним из нововведений стали обязательные экзамены по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ (здесь можно вспомнить уже упомянутый «Доклад Кантла»). Но в отличие от Германии, где в июле 2007 г.

1630

после утверждения Национального плана по интеграции, включавшего в себя курсы по немецкому языку, истории и основам общественно-правовых наук, на реализацию которого правительством было выделено около 750 млн евро [12], в России большинство из перечисленных новшеств оказались платными. Бюджет страны значительно пополнился, в том числе за счет роста налоговой нагрузки на работодателей, принимающих к себе на работу иностранцев. Спад трудовой миграции был не таким критичным: согласно данным ФМС, на территории РФ по состоянию на конец I полугодия 2015 г. количество иностранных граждан и лиц без гражданства уменьшилось всего на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, число въехавших в страну иностранцев сократилось всего на 5%16.

Религиозная составляющая. Здесь все намного сложнее. В СССР религия находилась под полным контролем государства и никакого влияния на политику не оказывала. Межконфессиональные споры были невозможны в силу того, что сами церкви и мечети существовали на «птичьих правах». С распадом СССР Россия стала светским государством, в котором законом признано свободное вероисповедание, и ислам, наряду с христианством, стал широко распространяться в обществе. В России на данный момент ислам исповедуют приблизительно 6-7% населения.

В странах Средней Азии после распада СССР влияние ислама стало стремительно нарастать - многие видели в нем замену ко м м у н и с т и ч е с ко й и д е о л о ги и .

Преобладающее большинство населения Узбекистана исповедует ислам (по состоянию на 2015 г. - около 93% жителей страны). На

16 Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 г. URL: https://гувм.мвд.рф/upload/site1/document_file/Itogovyy_ doklad_na_19.02.16.pdf

данный момент в республике насчитывается 2 050 религиозных организаций (мечети, образовательные учреждения, исламские центры). В Таджикистане религиозную основу составляют мусульмане-сунниты. В настоящее время в стране действует около 3 000 мечетей. Кроме того, в республике действуют 102 медресе17, но только половина из них официально зарегистрирована. Подавляющее большинство верующих в Киргизии -мусульмане-сунниты, в республике

официально действуют 2 600 мечетей и еще около 500 не прошли регистрацию, но при этом функционируют. К примеру, в советские годы в этой республике насчитывалось всего 39 мечетей.

Необходимо отметить, что в силу политических событий в этих странах началась стремительная религиозная метаморфоза: помимо суннитского

направления в исламе стали распространяться так называемый салафизм и его крайнее - ваххабизм18. Это отчетливо

проявление проявилось в появлении исламистских организаций а также идей и целей, провозглашали.

нелегальных и движений, которые они

осени 1991 г., исламистская

В Таджикистане, начиная с официально действовала организация радикального толка - Партия исламского возрождения Таджикистана. В годы гражданской войны 1992-1997 гг. эта партия вошла в состав объединенной т а д ж и к с ко й о п п о з и ц и и , ко то р а я противостояла правительственным силам. После окончания войны партия активно функционировала в политической жизни страны, активно подготавливая молодые кадры. И только в 2015 г. Партия исламского возрождения Таджикистана была запрещена. Несмотря на ужесточение борьбы с экстремизмом, только по официальным

17 Мусульманское религиозно-образовательное учреждение.

18 По имени продолжателя традиций салафизма Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

1631

данным, к началу текущего года более 1 000 выходцев из Таджикистана вступили в ряды террористической организации ИГИЛ19 (запрещена в РФ) и воюют на ее стороне в Сирии и Ираке. Ситуация осложняется тем, что ИГИЛ осуществляет ротацию своих сил, и вернувшиеся боевики под видом трудовых мигрантов попадают в Россию.

В Узбекистане развитие ислама пошло несколько иным путем. Здесь также активизировались религиозно-политические силы, стремившиеся реформировать страну в соответствии с религиозными канонами радикального ислама, подчинить социально-политическую жизнь законам шариата. Потеря власти политическим руководством страны в случае усиления фундаменталистских религиозных сил была бы вопросом времени. С приходом к власти президента И. Каримова политикой государства в вопросе религиозных партий стало жесткое подавление любых оппозиционных сил. Была запрещена деятельность политических партий,

п о д д е р ж и в а ю щ и х р е л и г и о з н ы й

фундаментализм, так как для идеологий многих исламских фундаменталистских организаций характерен экстремистский подход. Выдавленные из республики исламистские радикалы создали в Афганистане организацию «Исламское движение Узбекистана»20.

На счету этой радикальной организации участие в гражданской войне в Таджикистане на стороне объединенной таджикской оппозиции, серия терактов в Ташкенте в феврале 1999 г., вторжение в южные районы Киргизии в 1999 г., теракты в 2002 г. в Бишкеке, в 2003 г. - в Оше на юге Киргизии, попытка свержения власти в 2005 г. путем

19 29 декабря 2014 г. Верховный суд РФ признал организацию «Исламское государство Ирака и Леванта» террористической международной организацией

и запретил ее деятельность в России.

20 4 февраля 2003 г. Верховный суд РФ признал

организацию террористической и запретил ее деятельность на территории России.

создания беспорядков в Андижане. После этого власть пошла по пути ужесточения наказаний для экстремистов, в том числе и потенциальных. В апреле 2016 г. антитеррористическое законодательство Узбекистана было ужесточено в отношении лиц, участвующих в деятельности экстремистских организаций, а также их финансирующих, лиц, осуществляющих вербовку, а также лиц, пытающихся попасть в зону боевых действий в Сирии или Ираке. Вследствие этого среди трудовых мигрантов из Узбекистана много тех, кто покинул страну по политическим причинам. Таким образом, радикалы вытесняются в Россию, которая считается более свободной для религиозной деятельности, в том числе и нелегальной.

Ситуация в Киргизии разительно отличается от соседних республик. Благодаря б л а г о ж е л а т е л ь н о м у о т н о ш е н и ю

государственной власти, на территории Кыргызстана насчитывается более

300 религиозных течений. К примеру, из 50 экстремистских организаций, действующих на территории республики, особо опасными признаны только 2021. Деятельность исламистской организации «Таблиги Джамаат» абсолютно легальна, хотя еще в 2009 г. Верховный суд России признал ее экстремистской организацией и запретил деятельность на территории РФ. Эксперты по религиозному экстремизму пришли к выводу, что «Таблиги джамаат» представляет собой закрытую организацию, координирующую радикальных суннитских экстремистов. И хотя она никогда не была замечена в каких-либо экстремистских действиях, было установлено, что ее последователи зачастую становились членами более радикальных исламистских организаций. Это происходит в результате

21 Мырзаибраимов С.А. Религиозно-экстремистские организации в центральноазиатских странах (на примере Кыргызстана) // Молодой ученый. 2016. № 18. С. 384-388.

URL: https://moluch.ru/archive/122/33797

1632

постепенного внедрения в умеренный ислам

22

радикальных идей .

Принятый в Киргизии в 2012 г. закон «О введении безвизового режима для граждан нескольких государств сроком до 60 дней» стал своеобразным катализатором дальнейшей салафизации мусульманской общины. В перечень стран, с которыми был заключен безвизовый режим, были включены Саудовская Аравия, Катар, Кувейт. Поток пропагандистов радикального ислама из этих стран резко увеличился, многие из них предлагали бесплатное обучение в Мединском университете, который был основан по инициативе правительства Саудовской Аравии как исключительно религиозное учебное заведение, базирующееся на салафитской методологии, и, по мнению известного в Киргизии теолога К. Маликова, является кузницей радикального ислама23. Другой факт: член «Аль-Каиды» К. Ганзарский,

задержанный в 2002 г. за участие в подготовке теракта в синагоге Туниса, признался, что он был завербован во время обучения в Исламском университете в Медине24.

Подводя итог, отметим, что трудовые мигранты, прибывающие в Россию, уже у себя на родине подвержены воздействию радикального ислама. Эксперты полагают, что большая часть трудовых мигрантов вербуется на территории России - это заключение основано на материалах уголовных дел. И здесь кроется главная опасность полулегальных исламистских организаций, ведь в дальнейшем вербовщикам ИГИЛ

22 Синиченко В.В., Аграфонов М.Ю. Развитие исламского радикализма в Средней Азии как одна из угроз безопасности Российской Федерации в XXI в. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-islamskogo-radikalizma-v-sredney-azii-kak-odna-iz-ugroz-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii-v-hhi-v

23 Опасность салафизации верующих в Кыргызстане возрастает. URL: http://kazislam.kz/ru/islam-izgilik-dini/vnutrennie-kategorii/islam-zorlyq-zombylyqqa-qarsy/dasturli-islam-zhane-salafilik/item/13786-opasnost-salafizatsii-veruyushchikh-v-kyrgyzstane-vozrastaet

24 Die Welt. 06.05.2003.

гораздо легче склонить на свою сторону уже «обработанных» последователей ислама.

Заключение

19 июля 2016 г. в Москве задержаны 11 членов «Таблиги Джамаат». По адресам их проживания найдена исламистская литература радикального толка, направленная на поддержку деятельности ИГИЛ.

20 октября 2016 г. в Татарстане задержан лидер таджикской ячейки «Таблиги Джамаат». Семь человек арестованы по подозрению в участии в деятельности группировки. 27 октября 2016 г. были задержаны еще два активных участника этой же запрещенной в РФ экстремистской организации. Как сообщило Управление ФСБ по Татарстану, один из задержанных отвечал за финансы группировки, а второй являлся лидером ячейки.

20 января 2017 г. в Казани задержаны два вербовщика в запрещенную в РФ экстремистскую организацию «Таблиги Джамаат». Эти люди занимались привлечением в свои ряды новых адептов на территории Татарстана. Следствие считает, что арестованные в Татарстане вербовщики работали также и в Подмосковье.

О раскрытии ячейки «Таблиги Джамаат», действующей в Москве и Подмосковье, стало известно 22 декабря 2016 г. Тогда были задержаны семь членов организации. Столичное УФСБ считает, что ячейка работала под руководством зарубежных эмиссаров, а завербованные новички отправлялись на учебу в лагеря в Афганистане и Пакистане.

3 апреля 2017 г. произошел взрыв бомбы в метро Санкт-Петербурга. В результате теракта погибли 15 чел., 87 получили ранения. Следствием установлено, что террористом был уроженец г. Ош 22-летний Акбаржон Джалилов, уехавший в Россию после беспорядков еще в 2010 г. и получивший в 2011 г. гражданство России. ФСБ

1633

предполагает, что он в 2016 г. проходил обучение в лагерях боевиков ИГИЛ в Сирии. Чуть позже, 6 апреля, в Санкт-Петербурге задержали еще шестерых соучастников, а в Москве - двоих. Все они являются выходцами из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Налицо подрывная, противоправная деятельность исламистских организаций радикального толка, направленная на подрыв суверенитета и устоев государственности России. Очевидно, что необходима целенаправленная работа властных структур и общественности по недопущению распространения радикального ислама.

В отличие от ситуации с террористическими угрозами в ЕС работа российских правоохранительных органов заслуживает высокой оценки. Директор ФСБ А. Бортников заявил, что в России правоохранительными органами реализуется комплекс

предупредительных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на недопущение атак террористов. Всего, по данным ФСБ, в 2016 г. в России было предотвращено 16 терактов с участием мигрантов. Участниками нейтрализованных групп являлись граждане СНГ, в ходе спецопераций ликвидировано 46 ячеек международных террористических организаций25.

Необходимо понимать, что миграция для России является процессом естественным и необратимым. Как отметил директор Института Европы РАН А.А. Громыко, миграция «была, есть и будет, остановить ее невозможно». А если процесс нельзя остановить, его необходимо организовать и возглавить. Нельзя пускать на самотек миграционные процессы в стране, необходим строгий мониторинг миграционных потоков. Давно назрела необходимость внедрения э л е к т р о н н ы х и д е н т и ф и к а ц и о н н ы х

документов. Прибывающие в Россию в безвизовом порядке жители Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, согласно законодательству, должны иметь на руках необходимый комплект документов: паспорт, миграционную карту, трудовой патент и др. (всего 9 документов).

Такой объем бумаг, без сомнения, вызывает определенные неудобства, поэ тому предлагаем заменить часть документов чипованной карточкой с заложенными в нее необходимыми данными и фотографией владельца. Идентификационные данные хранятся в чипе, который представляет собой ЯРЮ-метку26, посредством такой метки и осуществляется автоматическая идентификация объектов. Преимущества такого нововведения очевидны. Пассивные м е т к и н е т р е б у ю т п и т а н и я , продолжительность их работы практически не ограничена. Дальность действия меток составляет до 2 м. В настоящее время в соответствии с новыми требованиями безопасности, связанными с наличием террористических угроз, во всех местах массового скопления людей устанавливаются рамки безопасности (к таким объектам также относятся железнодорожные и автовокзалы, стации метрополитена, аэропорты). Доработка рамок путем интеграции считывающих блоков ЯРЮ-меток и объединение их с базой данных прибывших трудовых мигрантов позволит кардинально упростить процедуру контроля.

Ни для кого не является секретом, что з а ч а с т у ю т р у д о в о й м и г р а н т , зарегистрированный в одном регионе, в дальнейшем может находиться совсем в другом месте, не ставя об этом в известность контролирующие органы. По этой причине считаем целесообразным доработать такие рамки, установив в них базовые станции

25 Егоров И. Скрытая угроза. В России предотвращено 16 терактов. URL: https://rg.ru/2017/04/11/reg-szfo/v-rossii-predotvrashcheno-16-teraktov.html

26 Radio Frequency IDentification (англ.) -радиочастотная идентификация.

1634

регистрации сотовых телефонов.

Современные модули базовых станций представляют собой небольшой куб с длиной ребра всего 5 см27, такое устройство будет несложно интегрировать в рамку. Модуль базовой станции необходимо доработать: дальность обнаружения телефона должна иметь вектор и находиться в пределах 50 см, это позволит фиксировать телефон только при прохождении его владельца через рамку. Данное нововведение позволит осуществлять привязку телефона к владельцу, обладателю карты мигранта, ведь в подавляющем большинстве сим-карты покупаются и регистрируются на одного человека, а в

дальнейшем ими пользуются совсем другие люди, причем зачастую это участники э кстр емистских, тер р ор истич ес ких организаций.

Внедрение такой системы контроля позволит четче вести статистику перемещений трудовых мигрантов, упростить процедуру выявления лиц, не соблюдающих требования законодательства России. Органам правопорядка будет намного проще предотвращать и расследовать преступления, связанные с трудовыми мигрантами, вплоть до терактов.

27Агаджанов М. Alcatel-Lucent представила компактные базовые станции сотовой связи. URL: https://geektimes.ru/post/113365

1635

Таблица 1

Количество мигрантов, подавших первичные заявки на получение убежища в странах ЕС в 2014-2016 гг.

Table 1

The number of migrants who filed the first application for the refugee status in the EU, 2014-2016

Год Количество мигрантов, тыс. чел.

2014 562,68

2015 1 325

2016 1 235

Источник: Eurostat. Statistics Explained. Migration and migrant population statistics

Source: Eurostat. Statistics Explained. Migration and migrant population statistics Таблица 2

Теракты в Европе в 2015-2017 гг. Table 2

Terrorist attacks in Europe, 2015-2017

Дата Место Последствия

7 января 2015 г. Париж. Теракт в редакции журнала Charlie Hebdo Жертвами атаки стали 12 чел., 11 чел. получили ранения

13 ноября 2015 г. Париж. Массовые расстрелы и взрывы в городе Общее число жертв достигло 130 чел., более 350 чел. получили ранения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 марта 2016 г. Брюссель. Теракты в аэропорту и на станции метро Общее количество погибших при терактах в Брюсселе, не считая смертников, составило 35 чел., более 300 чел. в общей сложности получили ранения

28 июня 2016 г. Стамбул. Теракт в аэропорту им. Ататюрка Общее число погибших, не считая террористов, составило 45 чел., более 230 получили ранения

14 июля 2016 г. Ницца. Атака террориста на Английской набережной В результате теракта погибли 84 чел., более 100 чел. получили ранения

19 декабря 2016 г. Берлин. Теракт на рождественской ярмарке 12 чел. погибли, 48 чел. госпитализированы

22 марта 2017 г. Лондон. Преступник сбил на машине людей на Вестминстерскому мосту Жертвами теракта стали пять человек, были ранены 50 чел. из 10 стран

7 апреля 2017 г. Стокгольм, Швеция. Грузовик на большой скорости врезался в толпу пешеходов В результате погибли пятеро и получили ранение еще 14 чел.

4 июня 2017 г. Лондон. Нападение на прохожих 8 чел. скончались от ножевых ранений

17 августа 2017 г. Барселона. Грузовик на большой скорости врезался в людей на центральной улице Рамбла 13 погибших, около 140 чел. ранены

Источник: открытые данные

Source: Data in public domain

1636

Рисунок 1

Основные страны - поставщики мигрантов в Россию в 2014—2016 гг., тыс. чел. Figure 1

Major origins of migrants for Russia, 2014—2016, thousand people

Источник: Росстат Source: Rosstat

Список литературы

1. История Второй мировой войны 1939-1945 гг. Т. 12. Итоги и уроки Второй мировой войны. М.: Воениздат, 1982. 496 с.

2. Стракевич А.А. К вопросу о положении турецкой общины в Германии: материалы международной научной конференции «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования». Томск: Изд-во ТГУ, 2014. С. 160-162.

3. Савина П.Г., Антонио Н.Г.А. Мультикультурализм и миграционная политика: материалы XV научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Диалог цивилизаций: Восток - Запад». М.: Изд-во РУДН, 2015. С. 386-389.

4. Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 6. С. 174-181.

URL: http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/022_politologiya_sadykovalr.pdf

5. ГуковаД.М., Богатырёв А.З. Миграционные процессы и потоки в Европе: возможные пути развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-3. С. 456-459.

6. Kouchner B., Bettati M. Le devoir d'ingérence. Peut-on les laisser mourir? Denoël, Paris, 1987. P. 300.

7. Абрамов В.Н. Концепция «гуманитарной интервенции» как инструмент силовой политики США // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2008. № 1.

С. 71-77.

1637

8. БердниковаА.А. «Арабская весна» как момент истины и ее уроки для современного мира: материалы научно-практической конференции «Революция и современность». Владимир: Изд-во РАНХиГС, 2017. С. 355-357.

9. Кудашкин Г.В. Особенности интеграции мусульман в странах ЕС: материалы

XII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-экономических исследований». Махачкала: НИЦ Апробация, 2016. С. 51-55.

10. Саррацин Т. Германия. Самоликвидация. Смертельный приговор Германии уже вынесен. М.: Рид Групп, 2012. 400 с.

11. Цыряпкина Ю.Н. Узбекско-киргизское межэтническое противостояние во время ошских событий 2010 г. (на основе теории Р. Брубейкера) // Дневник АТТТПИ 2016. № 32.

С. 235-240.

12. Кадиров Э.К., Ющенко О.И. Проблемы социальной адаптации иммигрантов в Германии: материалы VI международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки». Новосибирск: Сибак, 2012. URL: sibac.info/archive/social/6.pdf

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1638

pISSN 2073-2872 National Interests

elSSN 2311-875X

AMENDING THE MIGRATION POLICY OF RUSSIA ON THE BASIS OF THE EUROPEAN EXPERIENCE

Alla V. MIRONTSEVA3^, Irina V. MAKUNINAb

a Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation [email protected]

• Corresponding author

Article history:

Received 7 August 2017 Received in revised form 24 August 2017 Accepted 11 September 2017 Available online 28 September 2017

JEL classification: F51, F52, J18, K37, N30

Keywords: migration, multiculturalism, migrant worker, Islamic fundamentalism

Abstract

Importance In Russia, labor migration is reaching a menacing scale. Migrants have got involved into various extremist groups actively, etc. In such circumstances, the protection of the population from terrorism becomes a crucial element of Russia's national security. Thus, the control and regulation of migration flows are very important to study. Objectives The research examines the current migration in the EU and extrapolates it to evaluate the situation in Russia. We analyze what causes threats of inward migration flows. The article sets out a working scheme that would help to monitor flows of migrant workers.

Methods We compare and analyze statistics of migration processes in the EU and Russia. Results We find out that the EU crisis was induced by an uncontrollable flow of refugees, and undetected inefficiency of immigration policies in terms of migrants' integration. We determine similar and different aspects in immigration policies of the EU and Russia. Immigration policies should be amended. In this respect, we propose an innovative method for electronic control over migration flows within the Russian regions. Conclusions and Relevance We figured out what caused the migration crisis in the EU. Illustrating the implementation of the EU governmental programs for migration regulation, we propose identical approaches to this issue in Russia. Based on the European experience, we justify the proposed amendments to tighten control over labor migrants in the Russian Federation. We also propose an innovative method for defense and law enforcement agencies to control migration flows.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Mirontseva A.V., Makunina I.V. Amending the Migration Policy of Russia on the Basis of the European Experience. National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 9, pp. 1623-1640. https://doi.org/10.24891/ni.l3.9.1623

References

1. Istoriya Vtoroi mirovoi voiny 1939-1945 gg. T. 12. Itogi i uroki Vtoroi mirovoi voiny [History of World War II, 1939-1945. Vol. 12. Results and lessons of World War II]. Moscow, Voenizdat Publ., 1982, 496 p.

2. Strakevich А.А. [On the status of the Turkish community in Germany]. Chelovek v menyayushchemsya mire. Problemy identichnosti i sotsial'noi adaptatsii v istorii i sovremennosti: metodologiya, metodika i praktiki issledovaniya: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. The Man in the Ever Changing World. Issues of Identity and Social Adaptation in the Past and Present]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 2014, pp. 160-162.

3. Savina P.G., Antonio N.G.A. [Multiculturalism and migration policy]. Dialog tsivilizatsii: Vostok - Zapad: materialy XVnauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Civilizations in a Dialogue:

The East and the West]. Moscow, Peoples' Friendship University of Russia Publ., 2015, pp. 386-389.

4. Sadykova L.R. [German policy towards Muslim communities]. VestnikMGIMO Universiteta, 2014, no. 6, pp. 174-181. (In Russ.)

URL: http://vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/022_politologiya_sadykovalr.pdf

5. Gukova D.M., Bogatyrev A.Z. [Migration processes and streams in Europe: Possible ways of development]. Mezhdunarodnyi zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 8-3, pp. 456-459.

(In Russ.)

6. Kouchner B., Bettati M. Le devoir d'ingérence. Peut-on les laisser mourir? Denoël, Paris, 1987, p. 300.

7. Abramov V.N. [Conception of humanity intervention in USA foreign policy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12: Politicheskie nauki = Bulletin of the Moscow University. Ser. 12: Political Science, 2008, no. 1, pp. 71-77. (In Russ.)

8. Berdnikova A.A. [The Arab spring as the moment of truth and its lessons for the contemporary world]. Revolyutsiya i sovremennost': materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Revolution and Contemporary Times]. Vladimir, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) Publ., 2017, pp. 355-357.

9. Kudashkin G.V. [The specifics of the Muslims' integration in the EU countries]. Aktual'nye problemy sotsial'no-ekonomicheskikh issledovanii: materialy XII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 12th Sci. Conf. Current Issues of Socio-Economic Researches]. Makhachkala, Aprobatsiya Publ., 2016, pp. 51-55.

10. Sarrazin T. Germaniya. Samolikvidatsiya. Smertel'nyiprigovor Germanii uzhe vynesen [Deutschland schafft sich ab: Wie wir unser Land aufs Spiel setzen]. Moscow, Rid Grupp Publ., 2012, 400 p.

11. Tsyryapkina Yu.N. [The Uzbek-Kyrgyz ethnic conflict during the Osh events in 2010 (based on the theory of R. Brubaker)]. Dnevnik ASHPI = Diary of the Altai School of Political Studies, 2016, no. 32, pp. 235-240. (In Russ.)

12. Kadirov E.K., Yushchenko O.I. [Issues of social adaptation of immigrants in Germany]. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Obshchestvennye nauki: materialy VI mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 6th Sci. Conf. Scientific Community of Students of the 21st Century]. Novosibirsk, Sibak Publ., 2012.

URL : http://sibac.info/archive/social/6.pdf

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1640

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.