Научная статья на тему 'Обеспечение прав человека в области миграции'

Обеспечение прав человека в области миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ МИГРАНТОВ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / MIGRATION / DEFENSE OF MIGRANTS RIGHTS / HUMAN RIGHTS / FORCED MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремеева О. Н.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав мигрантов и вынужденных переселенцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ensuring of human rights in sphere of migration

The issues of safeguarding migrants and forced migrations rights are examined in this article.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав человека в области миграции»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Еремеева О.Н., к.ю.н., доцент кафедры государственного и международного права

Ставропольский государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обеспечения прав мигрантов и вынужденных переселенцев.

Ключевые слова: Миграция, защита прав мигрантов, права человека, вынужденные переселенцы

Контакты автора: т. (8652) 356834

ENSURING OF HUMAN RIGHTS IN SPHERE OF MIGRATION

Eremeeva. O.N., assistant professor of the pulpit state and international right

Stavropoliskiy state university

Annotation. The issues of safeguarding migrants and forced migrations rights are examined in this article.

Key words: migration, defense of migrants rights, human rights, forced migration.

Институт прав человека представляет собой целостную систему в политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой системы - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть «цивилизованной с человеческим лицом»1. Должно быть обеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило бы к тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правового государства, происходило бы нормальное развитие общества.

На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. В комплексе эти свободы и права характеризуют свободу личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей.

1 Алексеев, С. С. Государство и право: Начальный курс / С. С. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрид. лит., 1994. - С. 28.

Миграция - важнейший элемент образа жизни, форма человеческой деятельности, реализующая ценности, цели людей, воплощение которых связано с постоянным или временным, добровольным или вынужденным переселением в иные регионы, населенные пункты, страны, на новое место проживания, работы.

Масштабы и разнообразие миграционных потоков на Северном Кавказе обусловлены, помимо общероссийских, такими факторами, как:

1) геополитическое положение;

2) многонациональный состав населения, наличие большого числа национальных диаспор;

3) благоприятные природные и климатические условия.

По своим социально-экономическим, природноклиматическим и другим характеристикам Ставропольский край уникален. Он является притягательным для мигрантов. На территории Ставропольского края издревле происходило движение миграционных потоков и взаимодействие различных этнических культур. События начала девяностых годов в значительной мере изменили характер миграционных процессов: появились беженцы, вынужденные переселенцы, мигранты военные, экологические мигранты. Это поставило проблемы данных категорий людей в ряд самых актуальных2.

За период с начала работы миграционной службы с 1 июля 1992 г. численность вынужденных переселенцев, зарегистрированных на территории Ставропольского края, достигнув своего пика в 1996 г. (58,6 тысяч человек на конец года) на 1 июля 2007 г. составила 78520 человек3.

Основной поток вынужденных переселенцев поступал в край из Чеченской Республики, наибольшее их число прибыло в 1997 г. - 5059 человек, по состоянию на 1 января 1998 г. было зарегистрировано 37,5 тысяч человек (66% от всех зарегистрированных вынужденных переселенцев). Второй по величине поток был направлен из Азербайджана -на 1 января 1998 г. зарегистрировано 6,9 тысяч человек (12%), третий - из Грузии (соответственно 4,1 тысяч человек и 7%), четвертый - из Казахстана (соответственно 3,2 тысяч человек и 6%)4.

Основу правового регулирования в области вынужденной миграции в Российской Федерации составляют два закона - Закон РФ «О вынужденных

2 Акинин, П. В. Экономика Ставропольского края: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей / П. В. Акинин, В. В. Гаевский, С. В. Рязанцев. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2000. - С. 315.

3 Миграция населения Ставропольского края в 1 полугодии 2007 года : экспресс-информация. - Ставрополь: Ставро-польстат, 2007. - С. 5.

4 Современные миграционные процессы в Ставропольском крае : аналитическая записка. - Ставрополь: Ставропольстат, 2007. - С. 13.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

2’ 2009

переселенцах»5 и Федеральный закон «О беженцах»6. Под вынужденным переселенцем в силу Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» понимается «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка» (п. 1 ст. 1).

Кроме вышеуказанных законов, определяющих права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, имеется огромное число других законодательных и нормативных актов, регулирующих данную сферу отношений, но недостаточно защищающих права человека в области миграции.

Особо неблагоприятная обстановка в обустройстве вынужденных переселенцев сложилась с обеспечением их жильем. До 2000 г. жилье для вынужденных переселенцев практически не приобреталось. Лишь постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации»7 предусмотрен порядок приобретения постоянного и временного жилья для вынужденных переселенцев. Между тем механизм реализации данного Положения не получил детальной проработки.

Принцип личного участия вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственном содействии в жилищном обустройстве и интеграции в рынок труда остается основополагающим. Однако уровень государственного финансирования жилищного строительства явно недостаточен. По данным Минфедера-ции России, в очереди на получение жилья стоит 69 тыс. семей вынужденных переселенцев (около 177 тыс. человек), из них 17 тыс. семей (43,3 тыс. человек) особо нуждающихся; а в очереди на ссуды - 32,4 тыс. семей (около 100 тыс. человек)8. При

5 Закон РФ от 19.02.1993 № 5430-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 18.07.2006) // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. - Ст. 427.

6 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от

30.12.2006) // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. - Ст. 425.

7 Постановление Правительства РФ от 8.11.2000 № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» // СЗ РФ.

- 2000. - № 46. - Ст. 4562.

8 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / под общ. ред. чл.-корр. РАН Е. А. Лукашевой. - М. : НОРМА, 2002.

- С. 162.

сегодняшнем уровне финансирования эти очереди могут растянуться на долгие десятилетия.

На территории Ставропольского края официально зарегистрировано девять компактных поселений вынужденных переселенцев, в которых проживает свыше 3 тыс. человек. Они расположены в Нефтекумском, Степновском, Андропов-ском, Новоалександровском и Георгиевском районах. Компактные поселения, расположенные на территории края, нуждаются в газовых сетях, водопроводах, канализации, детских садах, больницах, реабилитационных центрах и т.д. Мы считаем, что компактные поселения, имеющие официальный статус, должны быть взяты на учет в Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации и деньги на их обустройство должны выделяться соответствующим органам местного самоуправления целевым назначением.

Актуальной является проблема финансирования, которое необходимо для обустройства 18,6 тыс. вынужденных переселенцев, состоящих на учете в УФМС по Ставропольскому краю. По нашему мнению, Государственной Думе Российской Федерации необходимо предусмотреть в бюджете достаточные средства на оказание помощи вынужденным переселенцам. На эти средства можно будет завершить выплату компенсаций за утраченное в Чечне жилье и имущество, выплатить субсидии на приобретение жилья, принять долевое участие в строительстве жилья, обеспечить пребывание вынужденных переселенцев в центрах временного размещения (с. Соломенское и с. Тищенское), создать рабочие места для вынужденных переселенцев, построить объекты инженерной и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания вынужденных переселенцев, оказать помощь социально незащищенным семьям, имеющим детей.

Одним из способов обустройства вынужденных переселенцев является выплата компенсаций за утраченное в Чеченской Республике жилье и имущество. Нормативный акт, который, по нашему мнению, требует пересмотра, - это Постановление Правительства РФ от 30 апреля 1997 года № 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвоз-вратно»9. В Ставропольском крае зарегистрировано более 7 тыс. таких заявлений. Мы считаем, что существующие предельные суммы компенсационных выплат - не более 120 тыс. руб. за жилье

9 Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» (ред. от 20.11.2008) // СЗ РФ. - 1997. - № 20. -Ст. 2281.

на семью и не более 20 тыс. руб. за имущество на одну семью не соответствуют реальным ценам. И если в 1997 году компенсация была эквивалентна 20 тыс. долларов, то в 2009 - около 4 тыс. долларов. Кроме того, по нашему мнению, необходимо определить порядок выплаты компенсации наследникам и предусмотреть возможность внеочередного получения компенсации социально незащищенной категорией граждан.

Радует тот факт, что теперь не ограничены временные рамки, определяющие право переселенцев на получение компенсаций за утраченное жилье и/или имущество на территории Чеченской Республики.

Для обеспечения скоординированной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации ими единой государственной миграционной политики федеральным Правительством в марте 2003 г. одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации10, определяющая содержание и основные направления их деятельности в указанной сфере.

В целом можно констатировать, что основы правовой защиты в обеспечении прав мигрантов в настоящее время в России заложены - остается их далее развивать и совершенствовать.

Список использованной литературы:

1 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от

30.12.2006) // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. - Ст. 425.

2 Закон РФ от 19.02.1993 № 5430-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 18.07.2006) // ВСНД и ВС РФ. - 1993. - № 12. -Ст. 427.

Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 510 «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» (ред. от 20.11.2008) // СЗ РФ. - 1997. - № 20. - Ст. 2281.

3 Постановление Правительства РФ от 8.11.2000 № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. -№ 46. - Ст. 4562.

4 Распоряжение Правительства РФ от 1.03.2003 № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 10. - Ст. 923.

5 Акинин, П. В. Экономика Ставропольского края: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей / П. В. Акинин, В. В. Гаевский, С. В. Рязанцев. - Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 2000.

6 Алексеев, С. С. Государство и право: Начальный курс / С. С. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрид. лит., 1994.

Рецензия

Данная статья представляет собой исследование прав человека в области миграции. Миграция - важнейший элемент образа жизни, форма человеческой деятельности,

10 Распоряжение Правительства РФ от 1.03.2003 № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 10. - Ст. 923.

реализующая ценности, цели людей, воплощение которых связано с постоянным или временным, добровольным или вынужденным переселением в иные регионы, населенные пункты, страны, на новое место проживания, работы. Основу правового регулирования в области вынужденной миграции Российской Федерации составляют два закона- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах» . В работе не только исследуются указанные проблемы, но и предлагаются пути их решения, актуальной является проблема финансирования, которое необходимо для обустройства 18,6 тыс. вынужденных переселенцев, состоящих на учете в УФМС по Ставропольскому краю. В работе, помимо федеральных, рассматриваются соответствующие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Считаю, что статья «Обеспечение прав человека в области миграции», является наиболее актуальной и своевременной. Очевидно, необходимо развивать и совершенствовать способы обеспечения и защиты прав человека в области миграционных отношений. Поэтому издание данной статьи считаю целесообразным.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и международного права СГУ

И.В. Мухачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.