фессионального самоопределения является сформированность жизненных ценностей в мире труда и профессий и их соотнесение с собственными возможностями, а также формирование навыков их применения посредством профессиональных проб [1]. На наш взгляд, это отражает личностно ориентированный, деятельностный подходы в рамках предпрофильной подготовки учащихся, поскольку ориентирует педагогов на использование, во-первых, более широкого взгляда на предпрофильную подготовку как на процесс формирования базовых жизненных ценностей, а не только как на процесс профессионального ориентирования. Во-вторых, подобный подход ориентирует педагогов на использование активных форм и методов обучения как средств осуществления «профессиональных проб» в рамках учебных занятий. Кроме того, для подросткового возраста характерна ориентация на групповые формы работы, что является дополнительным стимулом для практикования активных форм и методов занятий - тренингов, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, групповой проектной работы.
Выделенные формы и методы элективных курсов предполагают использование их в совокупности с целью формирования устойчивого ядра-комплекса социально значимых качеств личности как предпосылки к развитию социальных компетенций. Педагогической задачей выступает изучение уровня сформиро-ванности социально значимых качеств личности и целенаправленное воздействие на процесс их формирования с целью коррекции. То есть, по сути, процесс коррекции должен коснуться именно выделенных форм и методов элективных курсов, а также условий, обеспечивающих учебный процесс.
Особую значимость в организации вышеназванных элективных курсов приобретает проектная работа, которая одновремен-
Библиографический список
но может являться и формой контроля усвоенных знаний учащихся. Проектная работа позволяет реализовать практическую цель (достижение желаемого результата), ориентационную цель (ориентировать учащихся на выбор социально востребованной, а, значит, целесообразной профессии и соответствующего профиля обучения), педагогическую цель (активизация личностного потенциала учащихся и реализация ими своих способностей, склонностей, интересов). Как пример проектной работы может выступать методика распределения учащихся по микрогруппам (2 - 3 человека) в зависимости от сфер деятельности (естественнонаучная, техническая, гуманитарная) с целью проведения «профессиональных проб». Проектная работа включает выбор задания, определение цели и задач участия в проекте, разбивка на роли для поэтапного выполнения проекта, подготовка проекта, презентацию проекта, рефлексию. Важную роль проектной работы в процессе предпрофильной подготовки подчеркивают и другие педагоги, например, Т.Б Парамонова и Т.В. Коничева, Н.С. Сайниев [2, 3].
Таким образом, для того чтобы средствами социально ориентированного лингвистического образования помочь школьникам в профессиональном самоопределении необходимо чётко и логично определить цели и задачи элективных курсов, их направленность на оказание помощи учащимся в выборе соответствующего профиля и профессиональном самоопределении, определить принципы педагогической организации, использовать адекватные формы и методы в рамках этих курсов, которые будут способствовать формированию устойчивого ядра, а именно, комплекса социально значимых качеств личности школьника как предпосылки к развитию социальных компетенций.
1. Валынкин П.В., Кудрявцев С.А. , Куликова Т.В. , Яшкова Г.Н. Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы III международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Парамонова Т.Б., Коничев Т.В. Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода. Вестник Череповецкого государственного университета. 2009; Вып. 3(22).
3. Сайниев Н.С. Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2010.
References
1. Valynkin P.V., Kudryavcev C.A. , Kulikova T.V. , Yashkova G.N. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: professional'noe stanovlenie lichnosti (filosofskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty). Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10-11 aprelya 2013 goda. Praga: Vedecko vydavatelske, 2013.
2. Paramonova T.B., Konichev T.V. Predprofil'naya i profil'naya podgotovka kak mehanizm realizacii kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; Vyp. 3(22).
3. Sajniev N.S. Razrabotka i realizaciya didakticheskoj sistemy razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2010.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 378
Ustinova L.G., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, colonel of police, Head of Department of Common Rights
Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Sultanova M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, colonel of police, Department of Common Rights Disciplines,
Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL DEMANDS BY THE HEAD OF POLICE. The
article considers the problem of ways and methods of implementation of pedagogical demands by the head of personnel of bodies of Internal Affairs. The researchers study the main functions of the demands and methods of their organization. The quality of commanders and chiefs of requiring fulfilling tasks is characterized by the active use of forms, means, methods and techniques whose primary purpose is to guide, strengthen, specify, support, sustain, concretize and to speed up the fulfillment of the task on the basis of passing energy of the management to the subordinate. The authors convincingly prove that demands possess a pedagogical potential to foster such qualities as accountability, performance, efficiency discipline, personnel in subordinates. Perfectionism is treated in the paper as one of the driving forces towards improving professionalism in all pedagogical components.
Key words: pedagogical demands, pedagogy, educational work, process, education, formation, methods, techniques, knowledge, beliefs, individual style.
Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО
«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. кафедры общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОВД
В статье рассматривается проблема способов и методов реализации педагогической требовательности руководителем кадрового состава Органов внутренних дел, основные функции требовательности, а так же методика её организации. Требовательность характеризуется активным использованием командирами и начальниками форм, средств, способов и приёмов работы, основное назначение которых - направлять, усиливать, указывать, поддерживать, обеспечивать, конкретизировать, ускорять дело на основе доведения до всех и каждого энергии управления. Авторы убедительно доказывают, что в требовательности заложен педагогический потенциал воспитания ответственности, исполнительности, деловитости дисциплинированности у личного состава. Требовательность - одна движущих сил на пути повышения профессионализма персонала во всех его педагогических составляющих.
Ключевые слова: педагогическая требовательность, воспитание, воспитательная работа, процесс, формирование, методы, способы, индивидуальный стиль.
Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников органов внутренних дел приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением государственной кадровой политики. Это объясняется задачами, стоящими перед органами внутренних дел в современных политических и экономических условиях, в которых находится Россия в настоящий момент.
Как показали исследования, система воспитания сотрудников органов внутренних дел может функционировать при наличии различных объективных и субъективных факторов. Среди наиважнейших субъективных факторов является реализация педагогической требовательности руководителем ОВД.
Требовательность - характерная черта любой управленческой деятельности, выполняющая функцию одной из движущих сил управления, действующей непрерывно и доходящей до каждого участка работы, каждого работника. Она - одно из непременных условий эффективного функционирования любого учреждения, строгого выполнения каждым работником всех предписаний, планов, норм. В системе правоохранительных органов, остро нуждающейся в строгом исполнении законов и нормативных документов, высокой организованности, точности, исполнительности, дисциплине, ответственности и пр., она особенно велика [1].
Требовательность характерна активным использованием командирами и начальниками форм, средств, способов и приёмов работы, основное назначение которых - направлять, усиливать, указывать, поддерживать, обеспечивать, конкретизировать, ускорять дело на основе доведения до всех и каждого энергии управления.
В требовательности заложен педагогический потенциал воспитания ответственности, исполнительности, деловитости дисциплинированности, у личного состава. Она - одна из движущих сил на пути повышения профессионализма персонала во всех его педагогических составляющих.
Руководителям необходимо научиться реализовывать педагогический потенциал требовательности, овладев её педагогическими технологиями. Это один из существенных элементов их собственного управленческого профессионализма.
Умелый руководитель помнит, что требовательность - не единственный способ влиять на людей. Он хорош лишь в сочетании с другими, в том числе относящимися к системе педагогического обеспечения. При управлении нельзя сводить дело к принуждению всех и вся. Упование на «всемогущество» своей личности, упоение властью, надежда только на свою «сильную волю», независимо от благих намерений руководителя и ссылок на «пользу дела», наносит большой вред, особенно воспитательный.
Любая требовательность должна начинаться с требовательности начальника к самому себе. Чем более требователен руководитель, тем пристальнее и пристрастнее критическая оценка его подчинёнными. Нетребовательному прощается многое, у требовательного недостатки выискиваются. Требуя, повышая требовательность к подчинённым, руководитель берет и на себя повышенные обязательства быть примером, достойным подражания. Совершенствование условий для работы сотрудников, уважение их личного достоинства, соблюдение культурных норм
поведения и общения, забота об их культурном, образовательном, профессиональном совершенствовании, об удовлетворении их всем положенным - обязанность руководителя и это хорошо понимают подчинённые. Когда он выполняет свою обязанность, растёт в глазах подчинённых и его моральное право спрашивать с других. В противном случае эффективность требовательности снижается, а педагогическое влияние на личный состав минимально.
Основными функциями требовательности является: организующая, направляющая, мобилизующая, профилактическая, педагогическая.
Педагогическая функция связана с воспитанием людей, их дисциплинированием, с полным и точным выполнением своих обязанностей, с требовательностью к себе. Реализация педагогической функции при предъявлении требовательности осуществляется приданием ей определённых черт: деловая целесообразность, понятность, справедливость, законность, неотступность, постоянство, человечность, индивидуализирован-ность. Требовательность справедлива, целесообразна, обоснована, понятна сотрудникам, когда она законна, чётко и очевидно ориентирована на интересы дела.
В то же время демонстрация власти, срыв плохого настроения на сотрудниках, преследование по каким-то личным или корыстным соображениям приносит только вред. Опросы показывают, что сотрудники ОВД чаще всего жалуются на бессистемность, непоследовательность и противоречивость в требовательности некоторых руководителей, создающих лишь неразбериху и нервозность в работе, нарушающих организационный порядок. Требовательность приносит успех и воспитывает, если применяется к месту, без уравниловки.
Существует четыре основных способа предъявления требований: приказ, указание (распоряжение), совет (рекомендация), просьба. Они отличаются по жёсткости, категоричности, и выбор способа всегда должен быть индивидуализирован. С добросовестным, воспитанным сотрудником можно разговаривать и языком просьб. В то же время есть сотрудники, которые не понимают другого языка, кроме языка приказов, поэтому с ними необходимо пользоваться именно этим языком. Как отмечает А.М. Столяренко [1], большая ошибка - разговаривать со всеми одним манером. Следует индивидуально (с учётом воспитанности и опытности сотрудника) подбирать наименее жёсткий способ предъявления требований и вести стратегическую линию на увеличение числа подчинённых (используя иные направления и методы воспитания их), которым можно предъявлять требования в виде указаний, а затем и советов, будучи уверенным, что они будут выполнены точно. Проявляя требовательность к кому-то из подчинённых, опытный руководитель всегда считается с тем, как она будет воспринята всем личным составом, способствует ли она созданию в коллективе обстановки нетерпимости к лодырям, нарушителям дисциплины, недобросовестным сотрудникам, оказывает ли она воспитывающее влияние на других.
Принципиальность, непримиримость, непреклонность, постоянство, неотступность требовательности - в её безусловном применении ко всем, ровности, постоянстве, доведении до конца, до достижения требуемого результата. Ничто не может служить оправданием ущерба делу, другим людям, коллективу,
обществу. Требовательность исключает терпимость к недостаткам, всепрощенчество, принятие во внимание «оправдывающих обстоятельств», служащих для прикрытия собственной безответственности и упущений. Требовательность должна быть доведена до конца. Этой черты порой недостаёт молодым руководителям [2; 3; 4; 5].
Таким образом, требовательность наиболее эффективна, когда она человечна, тактична, выражена в культурной, уставной, не оскорбительной форме, сочетается с уважением, внимательностью по возможности - с убеждениями, разъяснени-
Библиографический список
ями, созданием условий, вниманием к интересам и мнениям сотрудников. При предъявлении требовательности важно чувство меры. Опытный руководитель должен оптимально выбирать путь между противостоящими друг другу соображениями: единоначалием и коллегиальностью, централизацией и децентрализацией, исполнительностью и самостоятельностью, строгостью и добротой, доверием и контролем, принципиальностью и чуткостью и др. при этом самым эффективным в педагогическом плане является стиль властно-коллегиальной требовательности.
1. Юридическая педагогика. Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
2. Устинова Л.Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 27-28.
3. Устинова Л.Г. Конструирование технологий воспитания сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 71-73.
4. Устинова Л.Г. Управленческая культура руководителя ОВД в контексте современных стилей и методов руководства. Концепт. 2014; Т. 20: 206-210.
5. Султанова М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 61-63.
References
1. Yuridicheskaya pedagogika. Pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004.
2. Ustinova L.G. Primenenie kompleksnogo podhoda v processe organizacii vospitaniya kollektiva sotrudnikov OVD. Mirnauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2014; 2 (45): 27-28.
3. Ustinova L.G. Konstruirovanie tehnologij vospitaniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 71-73.
4. Ustinova L.G. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya OVD v kontekste sovremennyh stilej i metodov rukovodstva. Koncept. 2014; T. 20: 206-210.
5. Sultanova M.V. Optimizaciya tehnologii pedagogicheskogo obscheniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 61-63.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 378. 02
Shabalina E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: [email protected]
Dovydova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin
(Biysk, Russia), E-mail: marina [email protected]
PROJECTING OF THE FUND OF ESTIMATION MEANS OF THE LEVELS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCIES IN APPLIED SPECIALTIES FOR BACHELOR STUDENTS. In the work questions of development of a passport of professional competence and a fund of testing materials are considered. Higher educational institutions develop effective educational programs, optimum control devices and estimates of quality of process of training, level of acquisition of competences developed in students. In this regard, the designing of a fund of testing materials is directed on the development of pedagogical means of assessment of competences that allow carrying out certification of their educational achievements, which are trained for compliance of the acquired competences. In the course of collecting of a fund of estimating means on a particular subject, an important stage is the development of a passport of professional competences. In the research work the arranging of a passport with reference to professional competence of OPK-1 is presented. The arranging stages include the structure of competence. The authors present levels of formation of competences. In the article the efficiency of a fund of estimation means is particularly defined by the choice of devices to control and assess the competences as result of training in higher education institution.
Key words: quality of professional education, funds of estimation means, passport of professional competence.
Е.П. Шабалина, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
М.В. Довыдова, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВПО Алтайской государственной академии образования
имени В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: marina [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОГО КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
В статье рассматриваются вопросы разработки паспорта профессиональной компетенции, фонда оценочных средств. Высшие учебные заведения разрабатывают эффективные образовательные программы, оптимальные средства контроля и оценки качества процесса обучения, уровня усвоения компетенций, сформированных у студентов. В связи с этим проектирование фонда оценочных средств направлено на разработку педагогических средств оценки компетенций, что позволяет проводить аттестацию обучающихся на соответствие их учебных достижений, приобретаемых компетенций. В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, важным этапом является разработка паспорта профессиональных компетенций. В работе показано проектирование паспорта на примере паспорта профессиональной компетенции ОПК-1. Представлены этапы проектирования, включающие в себя структуру компетенции, планируемые уровни сформированности компетенций. В статье эффективность фонда оценочных средств определяется выбором средств контроля и оценки, параметрами оценивания компетенций как результата обучения в вузе.