Научная статья на тему 'Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла'

Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД / ИНТЕРЕС / МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА КУРСАНТСКОЙ АУДИТОРИИ / STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / INTEREST / METHODS AND TECHNIQUES OF CAUSING AND HOLDING INTEREST OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Л. Г., Султанова М. В.

В статье рассматривается проблема формирования интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла. Авторы выделяют следующие методические приёмы привлечения и удержания интереса курсантской аудитории: приёмы наглядности, т.е. показа; конкретизации перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики; приёмы персонификации упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту курсантов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории; приёмы соучастия приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы; приёмы создания проблемной ситуации; решения практических задач и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Л. Г., Султанова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE INTEREST OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL DISCIPLINES CYCLE

The article considers the problem of the formation of interest of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs to the development of professional disciplines cycle. The authors distinguish the following methods of involving and holding the interest of cadets to their professional studies, using their own experience in teaching: techniques of presentation, i.e., the use of visual materials; specifying transition from abstract, theoretical reasoning of concrete events, taken from life, practice, and educational technologies of personification, mentioning the names of specific regions, organizations, appeal to the personal experience of the cadets, a personal appeal to someone in the students'' audience; sharing invitation of students to find answers to questions; techniques for creation of problem situations; solve practical problems and others.

Текст научной работы на тему «Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла»

ISSN 1991-5497. МИР НАУ0И, КУЛЬТУP^I, OPPAЗOBAHИЯ.IПи 2 (51)2015

0 - при нулевом или отрицательных значениях приведены о-гопа ра метра;

О,5 - пра рначеиио паиЕ!ед^1аао1"о na|^<ai\a^'^f3cs, роаном 0,0;

1 5 р^ значанпрх и^ииденааио o^faaoe"4Eoa, е<ивчо1)о иоио превышающих 1 ;

Оанитирамееры, определхющлеооооияниеадорчиоа, ктн-тег^иоо могут оа,ти оокальными и ыlо0оeьиыми, Ютохиоапо показателе оооироат ¡зь^!аиамчо"Г(1я кгаог ф^вцио ча1 илввеОаою.:-^^!), р-зи-i^e^finee. МДл cимъeпcиииоlх по[з<амоа[зт13 кп)ита°оии (воаподго юо р иХ|еосливЬ)1мР ВИтрааниями; иимхдпитыпх ПХ чи^лоЕОЕ-lO ШКИРН в диаоиконе)Я;1]. Прроетио пычисляютих по ирcмииaпaннырзичг чеортм параметров пyтeмхeвoиPИнcгп п^рбразахариа:

роля грт0aлы^ыxроатcpиап

Л-О

г 1 cos "У:

СГ"

пцзи Ю <ч О, П]ри О П П> Д 1, П]ри П; > 1;

- для локальныхкритериев

Г А" \т>) при у < С0, = | РРРО У < И 1,

^ 1 ' > гр|риу; > И. Параметр т. определяется из условия:

" = (1 - д (б _ о,Ь9з 1п (1 - ^С05))) .

- для г-обальных к))и_ерие( '__

ттк = (1 -д (1 _ 0,б^Т951п(1 - "уХ0-5)))

- цля локользок критериев (4)

Дпи кажцой 1"р>уп—и=.1 л окальн ых кр ите рие в определяется гл о-бальтыЙ1^р(ое[зие1 сутем линейной свертки:

^дКо+еИРА^.

одеК o весовые кceффициeнты, тыoeдeияющиe вклид кааи-;po\^o ok loa иокилнных ppитopиeвj-пиpeнпывглoбaльный крите-[-^1! К:;

b:)и o- nHHo'e^HT^ глыбÉiлыпo]|o зoиpepиo ИС пьи нилocыlx кнаин-ниях ec^x пpиыeoиeы teE reiento.

Cткммe лчeп весовых кoэффxcиeнтoвкнитepиeв, принадли-кco-xиx к eинaп OJкpпыET| дoлжнe aoleoeтчнo lx

ьь;

7 = 0

Опрыдь—ыноы комплексного показателя состояния здоровья. Комплексный показатель здоровья представлде1 соС^с^й сеункцию всех глсбальных ктитотитв . Функцоя отлодавд следуа ющ ми свойствами:

1. Комплексный показатели здтосвдяаринтмоетзначениоУ в то м и телько хон олучесли зналс вдо лдех кмхталнаа1т фите риев р ав н ы 1.

2. Комплексныйпсксздзелтпринилнетуначдннд р в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0.

3. Если з начериеодндгоазтрисотиевтллбллжаетси клувю, ком пле ксный показотажс здорттияопределлбтая в основвдо этим кр ите рием .

4. Уменьшение критерия, имеющего исходное малое значение, может быть скомпенсировантбод ьшим тмеличениьт о^сте-рия, имеющего исходное б олсшвтзначьтие.

5. Наиболее тмдхотищеЯ, зн вршел^^о^нани^,(^ункцией компыикспог— йо—азаееля здоровья является функция вида

- (N \м

opo

(6)

ипре- ИС — —оси— тзОслпных врирзтиов, к"е-исо-о-я сйлзчественной оценки эффективности про-кеька иПаиио—сй— со о—осйлотзя,методи^

змокаьпыпозколит: излеяясь и оценивать состояние здоровья каждого индиведа; кеньаолиоанатодвтмань тдмт°1^ьв11-олияшр на него различ ных факторо в; оценивать влияние различных тех-ооло гой — методик Етрзаирокого мocптилнионaмтитoанимздамo-вьлучащих се.

Библиографическийсписок

1. ГлушенкоА.А.,ТаранВ.А. Инструментальноеобеспечениепроцессафизическоговоспитания. Москва: МПА-ПРЕСС, 2004; Ч I References

1. Glushenko A.A., Taran V.A. Instrumental'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya. Moskva: MPA-PRESS, 2004; Ch II.

Статья поступила в редакцию 12.02.15

УДК 378

Ustinova L.G., Cand.ofSciences(Sociology),seniorlecturer, policecolonel,HeadofDepartment of Common Law Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

SultanovaM.V., Cand.ofSciences(Philosophy), senior lecturer, policecolonel,DepartmentofCommon Law Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF THE INTEREST OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL DISCIPLINES CYCLE. The article considers the problem of the formation of interest of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs to the development of professional disciplines cycle. The authors distinguish the following methods of involving and holding the interest of cadets to their professional studies, using their own experience in teaching: techniques of presentation, i.e., the use of visual materials; specifying transition from abstract, theoretical reasoning of concrete events, taken from life, practice, and educational technologies of personification, mentioning the names of specific regions, organizations, appeal to the personal experience of the cadets, a personal appeal to someone in the students' audience; sharing invitation of students to find answers to questions; techniques for creation of problem situations; solve practical problems and others.

Key words: students of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs; interest, methods and techniques of causing and holding interest of cadets.

Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

М.В. Султанова, канд. филос. наук, полковник полиции, доц. каф. общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматривается проблема формирования интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла. Авторы выделяют следующие методические приёмы привлечения и удержания интереса курсантской аудитории: приёмы наглядности, т.е. показа; конкретизации - перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики; приёмы персонификации - упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту курсантов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории; приёмы соучастия - приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы; приёмы создания проблемной ситуации; решения практических задач и другие.

Ключевые слова: курсанты высших учебных учреждений МВД; интерес, методы и приёмы возбуждения и удержания интереса курсантской аудитории.

Образовательный процесс в высших учебных заведениях МВД России характеризуется широким использованием современных технологий, таких активных форм организации учебного процесса, как организационно-деятельностное и проблемное обучение; проведение учебных занятий нетрадиционных видов, учений, игровых и тренинговых процедур, анализа конкретных ситуаций; соответствующего методического, информационного и технического обеспечения. Образовательная среда вуза МВД России характеризуется широким использованием средств-носителей новых информационных технологий (медиотека, технологии дистанционного обучения и т.д.), а также пакетов прикладных программ, предназначенных для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом. С целью обеспечить наглядное представление учебного материала применяются различные презентации, созданные в средах MS PowerPoint, Macromedia Flash и др., электронные учебники, учебные видеофильмы.

Как отмечает Г.И. Боинчану [1], развитие требований к специалисту органов внутренних дел идёт в четырех взаимосвязанных направлениях.

Во-первых, в современных условиях важным становится повышение компетентности специалиста (он должен все больше знать и уметь).

Во-вторых, подготовка специалиста должна вестись таким образом, чтобы на базе полученного образования он имел возможность при необходимости овладеть новой специализацией.

В-третьих, все большее значение приобретает совершенствование его личностных качеств.

В-четвертых, требования к специалисту изменяются в связи с тем, что постоянно идёт процесс интеграции и дифференциации различных видов человеческой деятельности, т. е., с одной стороны, все большее значение приобретает овладение в процессе подготовки тем общим, инвариантным, что характерно для различных видов деятельности, а с другой - эти требования все больше дифференцируются в зависимости от особенностей той или иной деятельности.

Соблюдение данных требований становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность учебного заведения МВД России из функционирующей в развивающую категорию. В то же время становится очевидно, что все преобразования невозможны без искренней заинтересованности в учебном процессе и в получении знаний со стороны курсантов.

Давно известно, что учебный материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, - и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы - одна из идей в развитии мировой педагогики. Особенно это актуально для вузов и в, частности, таких специализированных, как вузы системы МВД.

Интерес - положительное познавательно-эмоциональное отношение человека к новому, неизвестному, сопровождающееся стремлением разобраться в нем. Он может быть поверхностным (любопытство, реакция на новое, наглядное, яркое; как качество он присущ малообразованным, интеллектуально и духовно слаб» развитым людям) и глубинным (пытливость, интерес к содержанию, пониманию, причинам, идеям, доказательствам), неустойчивым, ситуативным и устойчивым, личностным (качеством человека). Общая психолого-педагогическая стратегия его развития у курсантов: от поверхностного, ситуативного - к

содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него - к интеллектуальной потребности, профессиональному интересу как качествам личности юриста. В этой связи забота преподавателя об интересном проведении занятия не абстракция, а необходимость, проявление профессионализма, одно из исходных условий успешности обучения в целом.

Согласно А.М. Столяренко [2], в технологии обеспечения интереса курсантов на занятии можно выделить ряд особенностей.

Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно курсантам?

Курсанту, как любому обучающемуся, интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому постоянное раскрытие курсантам значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Не ограничиваться словами - «это важно», «это очень важно». Понимание важности слушателями достигается разъяснениями, что это даёт студенту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. Хорошо бы чаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики (положительными и отрицательными), ссылаться на опыт, рассуждать от противного. Например, очень помогает заинтересовать курсантов академии МВД при изучении специальных дисциплин следующая фраза:

«Предположим, решая профессиональную задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведёт...».

При отборе и раскрытии содержания темы необходимо учитывать, что вызывает интерес курсантов:

- актуальность темы и её содержания, её новизна;

- недопустимость сведения содержания к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы профессиональной деятельности; включение в содержание таких вопросов, замалчивание или уход от них;

- строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;

- глубина и интересность раскрытия содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;

- смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не трусливая уклончивость при вопросах курсантов.

Следует активно пользоваться психологически обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приёмами возбуждения и удержания интереса курсантской аудитории:

- приёмами наглядности, т.е. показа;

- приёмами конкретизации - перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;

- приёмами персонификации - упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту курсантов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;

- приёмами соучастия - приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем...», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратить-

ся в участника определенного события («представьте, что вы находитесь...», «поставьте себя на место потерпевшего и подумайте...»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;

- приёмами создания проблемной ситуации;

- приёмами включения курсантов в решение практических задач;

- приёмами активизации самостоятельности и творчества. Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, придумать, решить, сделать что-то, а не по указке других. Нужно поощрять курсантов к самостоятельным и творческим прояв-

Библиографический список

лениям и ценить выражение ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения [3; 4].

Таким образом, изменение функции преподавателя и его роли в образовательном процессе высших учебных учреждений системы МВД России неизбежно. Преподавателю следует повышать интерес курсантов и управлять их познавательными действиями, что позволяет, с одной стороны, повысить уровень усвоения обучаемыми учебного материала, с другой - научить их мыслить и действовать креативно.

1. Боинчану Г.И. Инновационная компетентность преподавателей учебных заведений системы МВД в условиях реформирования структуры профессионального образования. Известия БГАРФ. 2014; 4 (30).

2. Юридическая педагогика. Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

3. Устинова Л.Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 27-28.

4. Султанова М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 61- 63.

References

1. Boinchanu G.I. Innovacionnaya kompetentnost' prepodavatelej uchebnyh zavedenij sistemy MVD v usloviyah reformirovaniya struktury professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya BGARF. 2014; 4 (30).

2. Yuridicheskaya pedagogika. Pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004.

3. Ustinova L.G. Primenenie kompleksnogo podhoda v processe organizacii vospitaniya kollektiva sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 27-28.

4. Sultanova M.V. Optimizaciya tehnologii pedagogicheskogo obscheniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 61- 63.

Статья поступила в редакцию 11.02.15

УДК 378.2

Elmurzayeva M.E., assisting teacher, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Ahmadova Z.A., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ELECTIVE DISCIPLINE "MEANS OF E-LEARNING IN TRAINING OF BACHELORS" IN FORMING OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS ON PROFILE SPECIALIZATION OF "APPLIED MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE". In the paper the authors describe and distinguish particular contents features and the structure of the discipline that is taught on the basis of elective educational course - "Means of e-learning in training of bachelors" in the process of forming research-oriented competence among future bachelors, whose major is "Applied Mathematics and Computer Science". Within this discipline the authors of the work explore themes that greatly facilitate the study of the subsequent disciplines in undergraduate and graduate profile of "Applied Mathematics and Computer Science". The author's major attention in the course of the research is given to these topics: "Electronic educational environment of a university; the implementation of the technology of "Virtual reality" in education"; "Examination and certification of educational products, functioning on the basis of information and communication technologies".

Key words: future bachelor, a profile is "Applied mathematics and informatics", discipline on a choice, facilities of e-learn-ing, research competence.

М.Э. Эльмурзаева, ассистент ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

З.А. Ахмедова, доцент ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ «СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ» В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

В работе описаны структура и содержание дисциплины по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавры по профилю «Прикладная математика и информатика». В рамках данной дисциплины изучаются темы, которые существенно облегчают изучение последующих дисциплин в бакалавриате и в магистратуре профиля «Прикладная математика и информатика». Большое внимание в спецкурсе уделяется актуальным темам «Электронная образовательная среда вуза. Реализация возможностей технологии "Виртуальная реальность" в образовании», «Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий».

Ключевые слова: бакалавр, профиль «Прикладная математика и информатика», дисциплина по выбору, средства электронного обучения, научно-исследовательская компетентность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.