Научная статья на тему 'Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентированной личности учащихся'

Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентированной личности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ELECTIVE COURSE / FOREIGN LANGUAGE / QUALITY OF EDUCATION / CAREER CHOICE / FULL OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Г. Ф.

Статья посвящена анализу организации обучения учащихся иностранному языку в рамках элективных курсов, в современном образовательном процессе и их влиянию на качество обучения и выбор будущей профессии, подготовке всесторонне развитой личности учащихся, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, с одной стороны, и способности, склонности личности, с другой стороны. В работе отражён функциональный механизм воздействия элективных курсов по иностранным языкам на формирование социально ориентированной личности учащихся посредством воздействия на формируемые социальные компетенции, представлены принципы педагогической организации и адекватные формы и методы обучения в условиях реализации элективных социально ориентированных курсов по иностранным языкам в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ELECTIVE COURSES OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE FORMATION OF SOCIALLY ORIENTED INDIVIDUAL STUDENTS

This article analyzes the organization of teaching to students a foreign language as part of elective courses in modern educational process and their impact on the quality of education and the choice of future profession, preparing a comprehensive personality development of students, aimed at socially popular choice of profession, on the one hand, and abilities, aptitudes of a personality, on the other hand. The paper reflects the functional mechanism of organizing elective courses in foreign languages on the formation of socially oriented individual students through the influence on the social competence. The author generates and presents principles of pedagogical organization of socially oriented elective courses in foreign languages, some principles of the pedagogical organization and adequate forms and methods of training in the conditions of realization of elective socially oriented courses on foreign languages at comprehensive school.

Текст научной работы на тему «Роль элективных курсов иностранного языка в формировании социально ориентированной личности учащихся»

6. Kolshanskij G.V. Kommunikativnaya funkciya i struktura yazyka. Moskva, 1984.

7. Bim I.L. Profil'noe obuchenie inostrannym yazykam na starshej stupeni obscheobrazovatel'noj shkoly. Moskva: Prosveschenie, 2003.

8. Leont'ev A.N. Kategoriya deyatel'nosti v sovremennoj psihologii. Voprosy psihologii. 1979; 3.

9. Koncepciya profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obschego obrazovaniya. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002; 5.

10. Gal'skova N.D. Sovremennye metody obucheniya inostrannym yazykam. Moskva, 2003.

11. Spichko N.A. Proektirovanie 'effektivnoj obrazovatel'noj sredy pri obuchenii anglijskomu yazyku na 1 kurse pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

12. Polat E.S. Nekotorye konceptual'nye polozheniya organizacii distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku na baze komp'yuternyh telekommunikacij. Inostrannye yazyki v shkole. 1998; 5, 6.

13. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie. Kakim emu byt'? Pedagogika. 1999; 7.

14. Strategiya modernizacii soderzhaniya obschego obrazovaniya. Moskva, 2001.

15. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika. Uchebnoe posobie. 2-e izdanie, pererabotannoe. Moskva, 2007.

16. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obscheniya v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Istoki. Voronezh, 1996.

17. Nikolaeva S.Yu. Podhod k probleme uprazhnenij s pozicii teorii individualizacii obucheniya. Inostrannye yazyki vshkole. 1987; 5.

18. Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka iproblemy shkol'nogo uchebnika. Moskva, 1977.

19. Trubina, G.F. Inostrannyj yazyk kak sredstvo vybora buduschej professii. Menedzhment kachestva obrazovaniya v usloviyah obnovlyayus-chejsya Rossii: sbornik nauchnyh statej i nauchno-metodicheskih materialov. Ekaterinburg, 2009; Vyp. 3.

20. Trubina G.F. Profil'nyj kurs nemeckogo yazyka v srednej shkole. Obuchenie inostrannomu yazyku kak sredstvu obscheniya. Nizhnij Tagil: Izd-vo Politehnicheskoj gimnazii, 1999.

21. Bogovlenskij D.N. Psihologiya usvoeniya znanij v shkole. Moskva, 1959.

22. Arsaliev Sh.M.-H. Pedagogicheskie usloviya i komponenty social'no-orientirovannoj lichnosti buduschego uchitelya v obrazovatel'noj srede vuza. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; 1.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 342

Trubina G.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Director of Education Management, Nizhni Tagil Branch

of Ural State Economic University (Nizhni Tagil, Russia), E-mail: gft @e-tagil.ru

THE ROLE OF ELECTIVE COURSES OF A FOREIGN LANGUAGE IN THE FORMATION OF SOCIALLY ORIENTED INDIVIDUAL STUDENTS. This article analyzes the organization of teaching to students a foreign language as part of elective courses in modern educational process and their impact on the quality of education and the choice of future profession, preparing a comprehensive personality development of students, aimed at socially popular choice of profession, on the one hand, and abilities, aptitudes of a personality, on the other hand. The paper reflects the functional mechanism of organizing elective courses in foreign languages on the formation of socially oriented individual students through the influence on the social competence. The author generates and presents principles of pedagogical organization of socially oriented elective courses in foreign languages, some principles of the pedagogical organization and adequate forms and methods of training in the conditions of realization of elective socially oriented courses on foreign languages at comprehensive school.

Key words: elective course, foreign language, quality of education, career choice, full of personality development.

Г.Ф. Трубина, канд. пед. наук, доц., зам. директора по УВР филиала ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

экономический университет», г. Нижний Тагил, E-mail: gft @e-tagil.ru

РОЛЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья посвящена анализу организации обучения учащихся иностранному языку в рамках элективных курсов, в современном образовательном процессе и их влиянию на качество обучения и выбор будущей профессии, подготовке всесторонне развитой личности учащихся, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, с одной стороны, и способности, склонности личности, - с другой стороны. В работе отражён функциональный механизм воздействия элективных курсов по иностранным языкам на формирование социально ориентированной личности учащихся посредством воздействия на формируемые социальные компетенции, представлены принципы педагогической организации и адекватные формы и методы обучения в условиях реализации элективных социально ориентированных курсов по иностранным языкам в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: элективный курс, иностранный язык, качество обучения, выбор профессии, всесторонне развитая личность.

В современном образовательном процессе в школе появились элективные курсы, которые оказывают положительное влияние на качество обучения и помогают определиться с выбором будущей профессии. Вместе с тем при проектировании элективных курсов необходимо, прежде всего, определиться со следующими компонентами их структуры и содержания, обеспечивающими максимальную эффективность при их реализации:

- цели и задачи;

- принципы и педагогические условия;

- использование форм и методов;

- формы и методы диагностики результатов реализации курсов.

Цели и задачи элективных курсов обусловлены их сущностью, а именно, направленностью на оказание помощи уча-

щимся в профессиональном самоопределении и выборе соответствующего профиля. Вне зависимости от типа элективных курсов, они обладают схожими целями и задачами. В рамках социально ориентированного и личностно ориентированного образования цели элективных курсов определены необходимостью соотнести между собой потребности социума в подготовке всесторонне развитой личности учащихся, нацеленной на выбор социально востребованной профессии, с одной стороны, и способности, склонности личности, - с другой стороны.

В таблице 1 отражен функциональный механизм воздействия элективных курсов по иностранным языкам на формирование социально ориентированной личности учащихся посредством воздействия на формируемые социальные компетенции. Как видно из таблицы, тип элективных курсов определяет акцент

Таблица 1

Функциональный механизм воздействия предпрофильной подготовки по иностранным языкам в форме элективных курсов на формирование социально ориентированной личности учащихся (Источник: разработано автором)

Элективные курсы по иностранным языкам Формируемые компетенции Функции иностранных языков

Предметные Общекультурные Ценностно-мировоззренческие Творческо-познавательные Профессионально-трудовые Информационно-коммуникативные Формирование общекультурных и информационно-коммуникативных групп компетенций через информирование учащихся о роли и значении иностранных языков в профессиональном становлении специалиста

Ориентационные Профессионально-трудовые Общекультурные Ценностно-мировоззренческие Творческо-познавательные Информационно-коммуникативные Формирование профессионально-трудовых компетенций через информационную и ори-ентационную работу с учащимися средствами иностранных языков

воздействия на формирование социальных компетенций. В графе 2 подчёркнуты компетенции, на которые осуществляется наибольшее влияние, но это не исключает того, что происходит воздействие на формирование и всех остальных выделенных нами групп социальных компетенций.

Принципами педагогической организации элективных социально ориентированных курсов по иностранным языкам выступают следующие:

- принцип плюрализации форм обучения (сочетание различных форм обучения);

- принцип вариативности (применение форм и методов, построение содержательной части курсов в зависимости от склонностей, интересов и уровня развития учащихся);

- принцип социальной обусловленности (нацеленность на соответствие содержания программы социальным запросам к уровню подготовки учащихся);

- принцип субъект-субъектного взаимодействия (организация обучающего пространства по принципу «горизонтального взаимодействия» педагога с учащимися);

- принцип активизации творческого потенциала учащихся;

- принцип модульно-блочного построения учебной программы;

- принцип социально-педагогического партнерства (привле-

чение к учебным занятиям в рамках элективов представителей различных организаций, имеющих отношение к профессиональной ориентации учащихся, в том числе - по иностранным языкам);

- принцип сочетания теории и практики;

- принцип наглядности.

Педагогическими условиями реализации элективных курсов выступают:

- стимулирование творческой активности учащихся через создание социально ориентированных (в том числе, профессионально ориентированных) проблемных ситуаций, что нацеливает на поиск нестандартных решений;

- демонстрация связи иностранных языков с реальной жизнью, что позволит наглядно продемонстрировать их социальную востребованность;

- формирование у учащихся положительной мотивации, создание ситуаций успеха.

Следующим компонентным звеном в системе организации элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке по иностранным языкам является выбор адекватных форм и методов обучения. Соглашаясь с мнением педагогического исследовательского коллектива (П.В. Валынкина, С.А. Кудрявцева, Т.В. Куликовой, Г.Н Яшковой), полагаем, что основой для про-

Таблица 2

Формы и методы проведения элективных курсов в соответствии с функциями (Источник: разработано автором)

Функции элективных курсов Формы и методы проведения элективных курсов

когнитивная функция Проблемная лекция-дискуссия

информационная функция Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Мастер-класс

функция межпредметной коммуникации Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Исследовательская деятельность Проектная работа

мотивационная функция Исследовательская деятельность Проектная работа Мастер-класс

ориентационная функция Проблемная лекция-дискуссия Семинар-диспут Исследовательская деятельность Проектная работа Мастер-класс Ролевая игра Ориентационная игра

функция активизации личностного потенциала Исследовательская деятельность Проектная работа Ролевая игра Ориентационная игра

фессионального самоопределения является сформированность жизненных ценностей в мире труда и профессий и их соотнесение с собственными возможностями, а также формирование навыков их применения посредством профессиональных проб [1]. На наш взгляд, это отражает личностно ориентированный, деятельностный подходы в рамках предпрофильной подготовки учащихся, поскольку ориентирует педагогов на использование, во-первых, более широкого взгляда на предпрофильную подготовку как на процесс формирования базовых жизненных ценностей, а не только как на процесс профессионального ориентирования. Во-вторых, подобный подход ориентирует педагогов на использование активных форм и методов обучения как средств осуществления «профессиональных проб» в рамках учебных занятий. Кроме того, для подросткового возраста характерна ориентация на групповые формы работы, что является дополнительным стимулом для практикования активных форм и методов занятий - тренингов, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, групповой проектной работы.

Выделенные формы и методы элективных курсов предполагают использование их в совокупности с целью формирования устойчивого ядра-комплекса социально значимых качеств личности как предпосылки к развитию социальных компетенций. Педагогической задачей выступает изучение уровня сформиро-ванности социально значимых качеств личности и целенаправленное воздействие на процесс их формирования с целью коррекции. То есть, по сути, процесс коррекции должен коснуться именно выделенных форм и методов элективных курсов, а также условий, обеспечивающих учебный процесс.

Особую значимость в организации вышеназванных элективных курсов приобретает проектная работа, которая одновремен-

Библиографический список

но может являться и формой контроля усвоенных знаний учащихся. Проектная работа позволяет реализовать практическую цель (достижение желаемого результата), ориентационную цель (ориентировать учащихся на выбор социально востребованной, а, значит, целесообразной профессии и соответствующего профиля обучения), педагогическую цель (активизация личностного потенциала учащихся и реализация ими своих способностей, склонностей, интересов). Как пример проектной работы может выступать методика распределения учащихся по микрогруппам (2 - 3 человека) в зависимости от сфер деятельности (естественнонаучная, техническая, гуманитарная) с целью проведения «профессиональных проб». Проектная работа включает выбор задания, определение цели и задач участия в проекте, разбивка на роли для поэтапного выполнения проекта, подготовка проекта, презентацию проекта, рефлексию. Важную роль проектной работы в процессе предпрофильной подготовки подчеркивают и другие педагоги, например, Т.Б Парамонова и Т.В. Коничева, Н.С. Сайниев [2, 3].

Таким образом, для того чтобы средствами социально ориентированного лингвистического образования помочь школьникам в профессиональном самоопределении необходимо чётко и логично определить цели и задачи элективных курсов, их направленность на оказание помощи учащимся в выборе соответствующего профиля и профессиональном самоопределении, определить принципы педагогической организации, использовать адекватные формы и методы в рамках этих курсов, которые будут способствовать формированию устойчивого ядра, а именно, комплекса социально значимых качеств личности школьника как предпосылки к развитию социальных компетенций.

1. Валынкин П.В., Кудрявцев С.А. , Куликова Т.В. , Яшкова Г.Н. Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты). Материалы III международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2013 года. Прага: Vedecko vydavatelske, 2013.

2. Парамонова Т.Б., Коничев Т.В. Предпрофильная и профильная подготовка как механизм реализации компетентностного подхода. Вестник Череповецкого государственного университета. 2009; Вып. 3(22).

3. Сайниев Н.С. Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Уфа, 2010.

References

1. Valynkin P.V., Kudryavcev C.A. , Kulikova T.V. , Yashkova G.N. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: professional'noe stanovlenie lichnosti (filosofskie i psihologo-pedagogicheskie aspekty). Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10-11 aprelya 2013 goda. Praga: Vedecko vydavatelske, 2013.

2. Paramonova T.B., Konichev T.V. Predprofil'naya i profil'naya podgotovka kak mehanizm realizacii kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; Vyp. 3(22).

3. Sajniev N.S. Razrabotka i realizaciya didakticheskoj sistemy razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya v processe obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ufa, 2010.

Статья поступила в редакцию 20.01.15

УДК 378

Ustinova L.G., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, colonel of police, Head of Department of Common Rights

Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Sultanova M.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, colonel of police, Department of Common Rights Disciplines,

Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE MAIN APPROACHES TO THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL DEMANDS BY THE HEAD OF POLICE. The

article considers the problem of ways and methods of implementation of pedagogical demands by the head of personnel of bodies of Internal Affairs. The researchers study the main functions of the demands and methods of their organization. The quality of commanders and chiefs of requiring fulfilling tasks is characterized by the active use of forms, means, methods and techniques whose primary purpose is to guide, strengthen, specify, support, sustain, concretize and to speed up the fulfillment of the task on the basis of passing energy of the management to the subordinate. The authors convincingly prove that demands possess a pedagogical potential to foster such qualities as accountability, performance, efficiency discipline, personnel in subordinates. Perfectionism is treated in the paper as one of the driving forces towards improving professionalism in all pedagogical components.

Key words: pedagogical demands, pedagogy, educational work, process, education, formation, methods, techniques, knowledge, beliefs, individual style.

Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин ФГКОУ ВПО

«Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.