Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / модель / учебная дисциплина / компетенции / принципы / воспитатель дошкольного образования.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздеева Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются возможности проектирования содержания учебных дисциплин с целью совершенствования качества профессионального образования специалистов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЗДЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

Доцент кафедры общей и дошкольной педагогики, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Республика Беларусь

Аннотаци. В статье рассматриваются возможности проектирования содержания учебных дисциплин с целью совершенствования качества профессионального образования специалистов дошкольного образования.

Ключевые слова: проектирование, модель, учебная дисциплина, компетенции, принципы, воспитатель дошкольного образования.

Одним из приоритетных направлений модернизации высшего педагогического образования в Республике Беларусь является повышение его качества в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, акцентирующих внимание на результативности образования, формирования у будущих специалистов профессиональных компетенций. В Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы отмечается, что одним из ключевых направлений системы дошкольного образования является повышение профессиональной компетентности педагогических работников [2]. Решение данной задачи требует разработки современного содержания учебных программ, практико-ориентированных учебно-дидактических материалов к учебным дисциплинам.

Важнейшей стратегией совершенствования качества профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного образования является повышение уровня их профессиональных компетенций:

- оценивать состояние и прогнозировать перспективы дальнейшего развития системы образования с учетом их генетических закономерностей, отечественных и международных тенденций;

- организовывать образовательный процесс и индивидуальные образовательные траектории с учетом возрастных, психологических, типологических особенностей детей дошкольного возраста;

- устанавливать междисциплинарные связи при проектировании образовательного процесса;

- осуществлять отбор и применение современных образовательных технологий и инновационных практик обучения и воспитания детей дошкольного возраста, их творчески комбинировать с учетом множества факторов образовательной ситуации, адаптировать к заданным условиям образовательной среды;

- осуществлять оценочную деятельность на основе вариативного применения диагностических средств и др.

Не менее значимой задачей профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольного образования является формирование функциональной грамотности личности, включающей: критическое мышление, проявление творчества, умения вступать в коммуникацию с коллегами, законными представителями воспитанников, работать с противоречивой информацией, умение видеть проблему и самостоятельно решать ее нестандартным способом и т.д.

Возникает необходимость модернизации содержания учебных дисциплин. В настоящее время фиксируется несколько подходов к разработке учебных программ дисциплин, обеспечивающих подготовку специалистов: традиционный ( ориентирован на

освоение студентами обширных знаний в той или иной области), компетентностный (направлен на развитие способностей специалиста действовать в нестандартных профессиональных ситуациях), когнитивный (ориентирован на качество мышления обучающихся), эмпирический (удовлетворение образовательных потребностей обучающихся), общественно значимый (предполагает развитие критического осознания обучающимися существующих трудностей в обществе и желание их смягчить) [10,.64: 9, 411]. В проведенном исследовании содержание учебных программ проектировалось в логике компетентностного подхода. Компетентностный подход определяет содержание подготовки будущих воспитателей дошкольного образования как категорию, обозначающую требования к конечному результату их учебной, научной деятельности к моменту завершения обучения. Данные конечных результатов представлены в виде универсальных, базовых профессиональных и специальных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов по окончании обучения.

Современные педагоги (И.А. Колесникова, В.П. Беспалько, Н.В. Борисов, Л.Н. Канищева, В. Леньков, и др.) указывают на необходимость освоения основ проектировочной деятельности, так как быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источники новых знаний внутри системы образования. Таким источником способно стать проектирование [3,4,5,6,7].

Модель проектирования содержания учебных дисциплин для подготовки будущих воспитателей дошкольного образования на основе компетентностного подхода предполагает реализацию следующих принципов: междисциплинарной интеграции, модульности, укрупнения единиц познания (метакогнитивности), опережающего характера учебного контента, конструктивной проблематизации содержания учебного материала.

В частности, принцип модульности нацеливает на группировку учебного материала дисциплин в систему взаимосвязанных и относительно самостоятельных модулей, отражающих специфику профессиональной деятельности специалиста дошкольного образования. Каждый модуль в таком случае имеет определенный объем учебного материала, одну или несколько модульных единиц, возможность расширяться и пополняться с учетом развития научного знания.

Принцип опережающего характера предполагает включение в содержание учебных программ современных концепций, вытекающих из постнеклассической парадигмы развития науки, идей синергетики применительно к изучаемому объекту. Так же учебные программы, обеспечивающие профессиональную подготовку будущих воспитателей дошкольного образования, должны быть направлены на формирование прогностической компетентности студентов. Это предполагает включение в содержание ближайших концепций развития системы дошкольного образования и смежных с нею систем.

Важно учитывать, что процесс освоения учебной программы являет собой не столько передачу студентам ценных профессионально-значимых знаний, сколько приобретения опыта самостоятельного решения проблем. Таким образом, содержание учебных программ должно базироваться на проблемных ситуациях и предоставлении выбора «инструментов» для её решения.

Уточнение принципов проектирования содержания учебных дисциплин для подготовки будущих воспитателей дошкольного образования на основе компетентностного подхода является важным фактором устойчивого развития системы высшего педагогического образования в сторону ее конкурентоспособности и привлекательности в международном масштабе.

Нами в процессе исследования были разработаны, модифицированы разные варианты проектирования содержания учебных программ, в зависимости от специфики предмета, опыта самого преподавателя и т.д.. Так, для проектирования содержания учебных дисциплин «Педагогика», «Дошкольная педагогика», «Теория и методика ознакомления с социальной действительностью детей дошкольного возраста», «Теория и методика

формирования основ, были разработаны безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста» и др. была использована модель, включающая ряд этапов: побудительный, познавательный, деятельностный. Каждый из этих этапов характеризуется определенной системой целей, содержания, педагогических средств реализации.

Предложен и другой вариант модели проектирования содержания учебной дисциплины. Модель проектирования содержания учебной дисциплины «Организация работы с одаренными детьми» включает: 1) определение ценностно-целевых ориентиров разработки содержания; 2) определение связи этой учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами, т.е. вычленение тех компетенций, на формирование которых они ориентированы, и определение обобщенного результата изучения учебной дисциплины как совокупности компетенций, заявленных в образовательном стандарте; 3) разработка контрольно-измерительных материалов до проектирования собственно содержания учебной дисциплины; 4) определение фундаментального ядра и его основных понятий: педагогических знаний, предполагающих наличие деятельностных и оценивающих процедур; межпредметных и надпредметных знаний, формирующихся на стыке знаний разных учебных дисциплин и циклов (психологии, методик дошкольного образования и др.), зафиксированных в образовательном стандарте; рефлексивных знаний как механизма познания и метапознания; 5) разработка системы заданий для самостоятельной работы студентов, поскольку построение компетентностно-ориентированного содержания возможно только в процессе обсуждения того, какие знания, какие исследования в границах конкретной предметной области необходимы для решения учебно-профессиональных задач и проявятся в образовательном процессе в виде заявленных компетенций, определенных как ожидаемый результат изучения учебной дисциплины; 6) рефлексия спроектированного содержания с позиций избранных ценностно-смысловых ориентиров.

В процессе проектирования содержания учебной дисциплины «Основы управления учреждением дошкольного образования» опирались на модель, включающую следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, процессуальный, диагностический, педагогические условия, разработанную белорусскими авторами Гайсенком, В.А., Захаревич, Е.В. [1].

Таким образом, содержание учебных дисциплин на основе реализации компетентностного подхода предполагает проектирование на базе анализа профессиональных задач и формируется от результата, который проявляется в профессиональном профиле воспитателя дошкольного образования. Цели и задачи в учебных программах педагогических дисциплин должны соответствовать компетенциям, заложенным в учебном плане по специальности. В основу отбора учебного материала необходимо заложить следующие виды знаний: информационные, процедурные, оценочные, рефлексивные, которые должны реализовываться на основе модульного принципа структурирования содержания. Это в свою очередь даст возможность вариативности обучения будущих специалистов дошкольного образования.

6 О

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайсенок, В.А., Захаревич, Е.В Педагогические условия формирования образовательных компетенций учащихся при обучении физике. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/271639/1/%D0%93%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0 %B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA %D0%9D%D0%A2 21 %D0%A7.3 v-173-179.pdf/ Дата доступа: 112.11.2023

2. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 04.02.2021, 5/48744.

3. Беспалько, В. П. Проектирование педагогических систем / В. П. Беспалько // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. - М., 1994. - С. 28-29.

4. Борисова, Н. В. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентност-но-ориентированных учебных программных дисциплин / модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Н. В. Борисова, В. Б. Кузов. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 52 с.

5. Канищева, Л. Н. Роль гуманитарно ориентированных профессиональных задач в процессе формирования у будущих математиков и программистов гуманитарного подхода к решению научно-технических проблем / Л. Н. Канищева // Научное обозрение. - 2008. -№№ 4. - С. 91-93.

6. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008. - 134 с.

7. Леньков, В. Концептуальные основы социального проектирования в образовании (на примере проектирования образовательного процесса в вузе) / В. Леньков // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 12.- С. 53-57

8. Поздеева, Т.В. Влияние учебно-дидактических материалов на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов // Педагогическое обрахзование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества : сборник научных статей / Белорус. Гос. Пед. ун -т им. М.Танка; под науч. ред. А.В.Поздняк. - Минск : БГПУ, 2022. - 333-336.

9. Титовец, Т.Е. Методологические аспекты модернизации содержания педагогического образования в целях устойчивого развития// Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества : сборник научных статей / Белорус. Гос. Пед. ун -т им. М.Танка; под науч. ред. А.В.Поздняк. - Минск : БГПУ, 2022. - 410-413.

10. Содержание и методика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы : компетентностный подход / О.Б.Даутова [и др.]/ под общ.ред. А.И.Жука. -Минск : БГПУ, 2017. - 372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.