Научная статья на тему 'Готовность к проектной деятельности в системе требований к выпускникам педагогического колледжа'

Готовность к проектной деятельности в системе требований к выпускникам педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / STATE ORDER / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБОБЩЁННАЯ ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / GENERAL LABOR FUNCTION / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE READINESS TO THE PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капин Сергей Валериевич

Новая система требований нормативных документов, отражающих государственный заказ на подготовку кадров учителей и воспитателей, объективно ориентирует педагогические колледжи на формирование готовности их выпускников к профессиональной деятельности по проектированию как обобщённой трудовой функции, закреплённой в профессиональном стандарте педагога и предполагающей освоение студентами определённой совокупности профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капин Сергей Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS TO THE PROJECT ACTIVITY IN THE SYSTEM OF REQUIREMENTS TO THE PEDAGOGICAL COLLEGE GRADUATES

A new system of requirements to the normative documents reflecting the state order for training of teachers and kindergarteners, objectively orients teacher training colleges on formation of readiness of their graduates for the professional activity in the designing as a generalized labor functions, fixed in the professional standard of the teacher and involves the students’ development of a certain complex of the professional competences.

Текст научной работы на тему «Готовность к проектной деятельности в системе требований к выпускникам педагогического колледжа»

Проектное обучение благотворно влияет на процесс обучения в целом, проектная деятельность позволяет: повысить мотивацию к обучению и предлагаемым видам деятельности; индивидуализировать учебный процесс, сделать его насыщенным и интересным; развивать самостоятельность студентов, навыки работы с научной, литературой, навыки сотрудничества, практического применения знаний, проектные умения.

Деловые игры - это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения [9, с. 86]. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия и является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др. [7].

Выводы. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, наряду с главной, получение в процессе обучения необходимого объема знаний, позволяющих свободно ориентироваться в современном образовательном процессе, креативно интерпретировать эти знания, выстраивать новые логические закономерности необходимые для решения конкретных профессиональных проблем. Другая не менее важная задача, решаемая с помощью интерактивного обучения - это создание благоприятных условий для самореализации личности, и в тоже время развитие коммуникативных способностей, умений работать в команде, что является в соответствии с сегодняшними потребностями рынка труда необходимым условием. Результативность интерактивных форм и методов обучения увеличивается благодаря аналитической работе студентов, когда они имеют возможность сопоставить различные варианты решения одной проблемы, учатся анализировать ситуации, вырабатывать умения отстаивать собственные решения и адекватно соотносить их с коллективным мнением, что так необходимо будущему специалисту.

Литература:

1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Педагогика, 1980. - 187 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2006. - 192 с.

3. Болдырев Н. И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 2004. - 267 с.

4. Загвязинский В. И. Дидактика высшей школы: текст лекций. - Челябинск, 1990.

5. Исаев А. А., Исаева И. Ю. Интерактивные технологии обучения в вузе как средство реализации компетентностного подхода. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-3 (58). С. 179-181.

6. Исаева И. Ю., Исаев А. А., Кондрашова Е. Н. Интеграция основного и дополнительного образования в педагогической теории и практике. В сборнике: Modem developmental psychology: main trends and prospects of research Materials of the III international scientific conference. 2017. С. 13-16.

7. Исаева И. Ю. Организация досуговой деятельности. Магнитогорск, 2014.

8. Касимов Р. Я Подготовка проблемной лекции в вузе. - М., 1981.

9. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 362 с.

Педагогика

УДК: 378.11

директор педагогического колледжа Капин Сергей Валериевич

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Норильский педагогический колледж» (г. Норильск)

ГОТОВНОСТЬ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНИКАМ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация. Новая система требований нормативных документов, отражающих государственный заказ на подготовку кадров учителей и воспитателей, объективно ориентирует педагогические колледжи на формирование готовности их выпускников к профессиональной деятельности по проектированию как обобщённой трудовой функции, закреплённой в профессиональном стандарте педагога и предполагающей освоение студентами определённой совокупности профессиональных компетенций.

Ключевые слова: государственный заказ, профессиональная компетенция, обобщённая трудовая функция, готовность к проектной деятельности.

Annotation. A new system of requirements to the normative documents reflecting the state order for training of teachers and kindergarteners, objectively orients teacher training colleges on formation of readiness of their graduates for the professional activity in the designing as a generalized labor functions, fixed in the professional standard of the teacher and involves the students' development of a certain complex of the professional competences.

Keywords: state order, professional competence, general labor function, the readiness to the project activity.

Введение. Модернизация системы среднего профессионального образования в решающей степени связана с новыми запросами и потребностями участников отношений в сфере образования. Это государство в лице его органов власти и управления, работодатели и их объединения, обучающиеся и их родители, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность и т.д. Всю совокупность их интересов, запросов, требований принято обозначать термином «социальный заказ». Формой выражения заказа государства, который в настоящее время явно доминирует по отношению к позициям других субъектов, формирующих социальный заказ в сфере образования, являются такие документы, как государственная программа развития образования, профессиональные и образовательные стандарты, законодательные и другие нормативные правовые акты.

Наиболее целостно ориентиры развития отечественного образования отражены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В контексте проблематики настоящей статьи важно указать, что в число комплекса мер, связанных с модернизацией педагогического

образования, Программа включает активное внедрение технологий проектного обучения, организацию проектных команд, выявление и распространением лучших практик проектирования образовательной среды, проведение конкурсов социальных проектов студентов и т.д. [1].

По отношению к системе среднего профессионального образования названные и другие документы должны отражать внутренне не противоречивую систему требований к подготовке обучающихся в профессиональных образовательных организациях. Однако, многочисленные нормативные акты, которые вводят в действие в последние годы, далеко не всегда формируют такую систему, особенно в современной ситуации перехода от предметной парадигмы обучения к квалификационной и компетентностной, меняющей приоритеты в содержании о организации образовательного процесса в колледже.

Одним из таких приоритетов является установленное профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» представление о двух обобщённых трудовых функциях учителя и воспитателя: педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [5].

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в анализе современной системы требований государственного заказа на подготовку педагогических кадров, которые ориентируют на формирование готовности выпускников педагогического колледжа к реализации обобщённой профессиональной функции -педагогической деятельности по проектированию образовательного процесса и образовательных программ.

Изложение основного материала статьи. Термин «проектная деятельность» впервые начал использоваться в нормативных документах, регламентирующих профессиональную подготовку и профессиональную деятельность работников сферы образования около 10 лет назад. В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования это нашло отражение, например, во ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (2009 г.) и сменившем его ФГОС СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах (2014 г.). В обоих стандартах совокупность требований к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена включает сформированность профессиональной компетенции ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования [7].

Она входит в группу компетенций, относящихся к виду профессиональной деятельности, который обозначен как методическое обеспечение образовательного процесса. Его основу составляет учебно-методическая документация, входящая в структуру реализуемой в образовательном учреждении образовательной программы. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 9, ст. 2) это учебные планы, календарные учебные графики, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (моделей), оценочные, методические и иные материалы [3].

В действующих в настоящее время Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования понятие «компетенция» является основополагающим. Сформированность совокупности общих и профессиональных компетенций означает с позиций ФГОС освоение основной образовательной программы и соответственно готовность к осуществлению основных видов профессиональной деятельности. В упомянутом ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных класс выделено четыре вида деятельности: преподавание по программам начального общего образования; организация внеурочной деятельности и общения младших школьников; классное руководство; методическое обеспечение образовательного процесса. В целях подготовки к осуществлению каждого из них студент должен освоить определённую совокупность профессиональных компетенций.

Термины «компетенция» и «профессиональная компетенция» используются в законодательных и иных правовых документах сферы образования. Однако, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах не даётся определения этих понятий. Чаще всего они упоминаются определённом контексте. Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматриваемый термин применяется в характеристике понятия «квалификация» как «уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» (п. 5, ст. 2). При этом уровень профессиональной деятельности напрямую связывается с эффективным решением профессиональных задач (п. 2, ст. 47) [3]. Во ФГОС СПО компетенции характеризуются через способности осуществлять определённые действия.

Анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, научной литературы и практического опыта даёт основания для вывода о том, под профессиональной компетенцией чаще всего понимается готовность и (или) способность эффективно решать задачи определенного вида профессиональной деятельности на основе знаний, умений, практического опыта, личностных качеств специалиста.

В отличии от ФГОС в профессиональных стандартах, определяющих основные требования к квалификации педагога, в качестве основных используются понятия «обобщённая трудовая функция» и «трудовая функция». Исходя из представления о том, что квалификация педагога обеспечивается освоенными им компетенциями, можно сделать вывод, что готовность будущего учителя и воспитателя к выполнению требований профессионального стандарта педагога в отношении осуществления его трудовых функций определяется сформированностью компетенций как результата освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

В действующем в настоящее время профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» выделены две обобщённые трудовые функции. Это педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ [5].

Термин «обобщённая трудовая функция» в профстандарте обозначает совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труд в профессиональной педагогической деятельности. Под трудовой функцией в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 15, ч. 2; ст. 57) понимается работа в определённой должности в соответствии со штатным расписанием,

профессии, специальности с обязательным указанием квалификации, а так же вид конкретной деятельности, которую поручают работнику [6].

В упомянутом выше профессиональном стандарте в состав обобщённой трудовой функции -педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса ... включены три функции педагога, работающего в должности учителя или воспитателя: обучение как общепедагогическая функция, воспитательная деятельность и развивающая деятельность. В состав каждой из этих функций входит совокупность трудовых действий, умений, знаний. Анализ их содержания позволяет уточнить и расширить сложившееся в педагогической науке представление об объектах и предметах проектирования, относящихся к каждому виду профессиональной деятельности.

Описание первой из перечисленных трудовых функций - «Общепедагогическая функция. Обучение» даёт основание для вывода о том, что к числу объектов педагогической деятельности по проектированию относятся: программа развития образовательной организации, основная образовательная программа, безопасная и комфортная образовательная среда, процесс обучения.

В границах этих объектов, как свидетельствует анализ содержания указанной трудовой функции, выделяются такие предметы проектирования, как программа развития универсальных учебных действий; рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модель); учебный план; календарный учебный план; план учебного занятия с использованием различных форм, методов, технологий, специальных подходов, оценочных и других средства; а так же виды деятельности, выходящие за рамки учебных занятий (проектная, учебно-исследовательская и др.).

Анализ содержания трудовой функции образовательного стандарта педагога с наименованием «Воспитательная деятельность» даёт основание для выделение трёх объектов педагогической деятельности по проектированию: воспитательная деятельность; детско-взрослая общность обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. В границах перечисленных объектов предметами проектирования являются: воспитательная программа, виды внеурочной деятельности (трудовая, спортивная, художественная и др.), формы и методы проведения мероприятий, организация ученического самоуправления и т.д.

Трудовая функция «Развивающая деятельность» имеет целевую направленность на объект проектирования, который в общем виде можно обозначить как индивидуальное развитие обучающегося, в рамках которого проектируются индивидуальные образовательные маршруты, индивидуально-ориентированные, коррекционные, профилактические и другие программы.

Таким образом, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» содержится перечень объектов и предметов педагогической деятельности по проектированию, к которой должен быть готов выпускник колледжа.

В целом, исходя из анализа системы требований к выпускникам педагогического колледжа, можно с уверенностью сказать, что готовность будущего педагога к проектной деятельности в первую очередь связана с его способностью к реализации проектной функции в профессиональной деятельности.

Анализ педагогической литературы показывает, что в таком контексте эта проблема в науке мало исследована, хотя обучение студентов педагогических специальностей в колледжах и вузах проектной деятельности является предметом изучения во многих диссертационных работах (Веселова Ю.В., Е.С. Заир - Бек, Корякина И.В., Митрофанова Г.Г., Митрофанова Е.А., Осадчая И. А., Панчук Т.А., Стенина Т.Л., Фалько В.П., Шейнблит Е.А.).

В большинстве из них готовность к проектной деятельности рассматривается как сформированное интегративное новообразование личности. Так, в исследовании Т.А. Панчук (2004 г.) готовность к проектной деятельности рассматривается как личностная, интегративная характеристика студента, включающая знания, умения и навыки проектирования и успешного применение их в собственной проектной деятельности» [4, с. 10]. В диссертации Г.Г. Митрофановой (2012 г.) даётся более развёрнутое определение готовность студента к проектной деятельности как интегративного новообразования личности, включающего мотивы к проектной деятельности (мотивационный компонент), знания о сущности, функциях, принципах, этапах, логике проектной деятельности (когнитивный компонент), проектировочные умения (операционально-деятельностный компонент), умение анализировать свою проектную деятельность и ее результат — проект (рефлексивный компонент) [2, с. 13].

В работах В.З. Юсупова показано, что такие представление о готовности будущих педагогов к проектной деятельности не в полной мере соответствуют полноценной реализации функций проектирования и специфике их проявления в педагогике. Это имеет отношение, прежде всего, к проектированию содержания образования на основе принципа вариативности, использованию проектного подхода в проектировании образовательных программ и образовательного процесса. В.З. Юсупов обращает внимание на отсутствие связи между процессом обучения студентов проектированию и формированием профессиональных компетенций, включая обозначенные по ФГОС проектные компетенции, и считает, что эта взаимосвязь должна стать предметом специального исследования [8, 9, 10].

В последние пять лет научный интерес к проблеме формирования готовности выпускников педагогических специальностей колледжей и вузов к проектной деятельности значительно снизился, хотя потребность в таких исследованиях наоборот растёт. Во многом это связано с введённые в действие в этот период профессиональных и образовательных стандартов, которые задают новые ориентиры в обучении студентов проектированию.

Проведённое автором статьи исследование убедительно доказывает, что подготовка студентов педагогического колледжа к проектной деятельности должна ориентироваться на новую систему требований к реализации проектной функции педагога. В практике работы колледжа это обеспечивается за счёт специально организованной интеграции установленных ФГОС СПО общих и профессиональных компетенций, сформированность которых проявляется в способности выпускника колледжа решать проектные задачи в каждом виде профессиональной деятельности, к которым он готовится.

Выводы. В последние годы сложилась новая система требований нормативных документов, отражающих государственный заказ на подготовку кадров учителей и воспитателей. Они объективно ориентируют педагогические колледжи на формирование готовности их выпускников к профессиональной деятельности по проектированию как обобщённой трудовой функции, закреплённой в профессиональном

стандарте педагога и предполагающей освоение студентами определённой совокупности профессиональных компетенций.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы. Утверждена 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) [Электронный ресурс] // Консультант.Плюс. URL: http://www.consultantru/document/Cons_doc_LAW_162182/(дата обращения: 11.01.2018 г.).

2. Митрофанова, Г.Г. Формирование готовности студентов колледжа к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СпБ, 2012.

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 11.01.2018 г.).

4. Панчук, Т.А. Формирование готовности к проектной деятельности студентов факультетов технологии и предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Бийск, 2004.

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утверждён 18.10.2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www. http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 11.01.2018 г.).

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс .-URL: ttp://www. Consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43688 (дата обращения: 11.01.2018 г.).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Утверждён 27.10.2014 г. № 1353 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. - URL: http://www.минобрнауки.рф /документы/7668 (дата обращения: 11.01.2018 г.)

8. Юсупов, В.З. Функции проектирования и специфика их проявления в педагогике / Акмеология. 2005. № 3 (15). - С. 58-62.

9. Юсупов, В.З., Коротаев, В.Г. Проектно-целевой подход как фактор повышения эффективности разработки образовательных программ вуза // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - №2. - С. 45-48

10. Юсупов В.З., Коротаев В.Г. Реализация принципа вариативности в проектировании содержания профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. - 2012. - №4. - С. 185-192

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Касиманова Людмила Альбертовна

Российский государственный педагогический университет имени A. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-

ХОРЕОГРАФОВ

Аннотация. В статье даётся анализ понятия «профессиональная подготовка», рассматриваются проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов на современном этапе, особенности содержания профессиональной подготовки согласно образовательным стандартом разного поколения, виды профессиональной деятельности педагогов-хореографов.

Ключевые слова: хореографическое искусство, танец, профессиональная подготовка педагогов-хореографов, образовательные стандарты в области хореографического искусства, профессиональная деятельность будущих педагогов-хореографов.

Annotation. The article gives an analysis of the concept of "training", addresses the ргоЫеш of training teachers-choreographers at the present stage, particularly the maintenance of vocational training according to the educational standard of different generations, occupations educators-choreographers.

Keywords: choreographic arts, tanec, training teachers-choreographers, educational standards in the field of choreographic art, professional future pedagogov-horeografov.

Введение. Профессиональную подготовку часто отождествляют с профессиональным образованием. Профессиональное образование рассматривают в качестве «процесса и результата профессионального становления и развития личности, сопровождающихся овладеванием установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям» [4, c. 19].

В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» 2012 года термин «профессиональная подготовка» отсутствует. Под профессиональной подготовкой в новом законе понимается подготовка квалифицированных кадров для определенной отрасли (военной, медицинской, педагогической и др.), включая получение определенного уровня профессионального образования (среднего профессионального, высшего профессионального), профессиональную переподготовку и повышение квалификации (в системе дополнительного профессионального образования).

Анализ проведённых исследований свидетельствует о изменениях, происходящих в профессиональном образовании, которые связаны в первую очередь с изменениями, происходящими в обществе, в социокультурной среде. Исследования Э.Н. Гусинского, И.А. Колесниковой, А.П. Тряпицыной, Д.И. Фельдштейна и др. представляют методологические основания новых ориентиров образования, ориентирующихся на:

- изменения социально-экономических условий развития общества;

- динамичность социального заказа профессионально-образовательной сфере;

- усложняющиеся требования к профессионализму специалиста, его профессиональным умениям и навыкам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.