Научная статья на тему 'Проектирование образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода'

Проектирование образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2353
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PEDAGOGICAL DESIGN / THE MODEL OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канищева Людмила Николаевна

В статье представлена процедура проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины. Рассмотрена модель образовательного процесса и педагогические условия ее реализации в высшей школе на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

The article presents the procedure of designing of educational process in University-level academic discipline. The model of the educational process and pedagogical conditions of its implementation in higher education on the basis of competence approach.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода»

www.volsu.ru

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 ББК 74.5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Людмила Николаевна Канищева

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной работы и педагогики,

Волгоградский государственный университет

[email protected]

просп. Университетский, 100, 400062, г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлена процедура проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины. Рассмотрена модель образовательного процесса и педагогические условия ее реализации в высшей школе на основе ком-петентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, образовательный процесс в вузе, педагогическое проектирование, модель образовательного процесса.

Современную ситуацию в высшем образовании можно охарактеризовать как этап обновления и модернизации. Ученые и практики заняты поиском путей построения содержания и способов реализации компетентност-ного подхода в образовании. Внимание всех, кто занят проектированием образовательного процесса, разработкой новых образователь-¡2 ных программ сосредоточено на создании сЗ условий для формирования личности молодо-

д го специалиста, обладающего профессиональ-н

^ ной компетентностью, научным мировоззре-(0

В нием, высоким уровнем интеллекта и интел-д лигентности. Этот процесс сопровождается

ей

Й существенными изменениями в педагогичес-

©

кой теории и практике, направленными на

улучшение качества высшего профессионального образования.

В условиях смены образовательной парадигмы и реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования инновационным изменениям подвергаются все компоненты образовательного процесса современного вуза: цель, содержание, образовательные технологии. В связи с этим особенно важным и актуальным становится вопрос проектирования образовательного процесса, предвидения последствий его преобразований. Проектирование образовательного процесса является одним из видов профессиональной педагогической деятельности, сущность которого состоит в мыс-

ленном предвосхищении будущего процесса, его структуры и результатов [1].

По мнению И.А. Колесниковой, особенности современного образования также указывают на необходимость освоения основ проектировочной деятельности. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источники новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно стать проектирование [4].

В сфере высшего образования проектирование базируется на таких концептуальных основах, как определение общенаучных категорий проектирования (целей, этапов, стратегий и структуры объекта проектирования) и установлении принципов проектирования с учетом сложности и специфических особенностей образовательных систем и процессов [5]. Фактически педагогическое проектирование состоит в подготовке проектов создания новых или преобразовании имеющихся условий функционирования и развития образовательных систем или их элементов.

Процесс проектирования предусматривает последовательное прохождение трех этапов: подготовительного, концептуального и технологического.

На подготовительном этапе уточняется понятийный аппарат применительно к объекту проектирования, анализируется ресурсное и нормативно-правовое обеспечения, наличие различных ограничений. В случае модернизации существующего объекта, учитываются результаты анализа состояния и предшествующего развития объекта.

На концептуальном этапе формулируется главная цель и в соответствии с ней разрабатывается стратегия, уточняется структура объекта. Технологический этап предполагает разработку организационных механизмов, различных способов и средств реализации концептуального замысла с учетом имеющихся ограничений и, наконец, апробация опытного образца в экспериментальных условиях.

Среди основных принципов педагогического проектирования необходимо выделить принципы системности и саморазвития. Согласно принципу системности, объект проектирования необходимо рассматривать как целое, как совокупность взаимосвязанных элементов и

сам объект как элемент более высокого уровня. Принцип саморазвития предполагает, что в процессе проектирования происходит постоянная коррекция и саморазвитие проектных решений. Осуществляют такое развитие субъекты образовательного процесса, реализующие свои права на свободу преподавания и обучения, исследовательскую деятельность.

В практике высшей школы проектирование образовательного процесса происходит на уровне администрации (проектирование образовательного процесса вуза в целом) и на уровне профессиональной деятельности педагога (проектирование конкретного учебного процесса). В нашем исследовании проектирование рассматривается на уровне деятельности преподавателя, поскольку именно оно является одним из основных объектов процесса организации обучения и направлено на формирование у студентов системы знаний, способов деятельности, что создает условия для реализации компетентностного подхода в вузе. В качестве объекта проектирования будет выступать образовательный процесс в вузе. Взяв за основу общую логику проектирования образовательного процесса, мы разработали процедуру проектирования образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины.

При построении модели образовательного процесса мы опирались на представления о целостном педагогическом процессе как последовательности взаимосвязанных этапов (В.С. Ильин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); идеи деятельностного подхода об обусловленности личностных новообразований содержанием и смысловой структурой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); идеи компе-тентностного подхода к формированию целостного опыта решения профессиональных проблем (В.А. Болотов, Е.А. Ленская, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.); представления о компетенциях, входящих в структуру будущей профессиональной деятельности обучающегося; личностно-ориентированный подход, основной процессуальной характеристикой которого является личностно-развивающая ситуация (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).

Модель образовательного процесса описывает логику целей, содержательный аспект, процессуальный аспект, диагностику уровней сформированности компетенций в результате освоения дисциплины и последующую корректировку.

Логика целей отражает динамику уровней компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины. Формулировка и логическое выстраивание целей основывается на анализе нормативных документов (ФГОС ВО, ООП, учебный план и др.); компетентностной модели выпускника (область, объект, виды и задачи профессиональной деятельности, общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции); на анализе учебных возможностей студентов (возрастные особенности, профессиональная направленность, этап освоения ООП) [6].

Содержательный аспект предполагает принятие ценностных аспектов будущей профессиональной деятельности студента, связанных с возможным негативным воздействием на человека, окружающую среду, социум. В основу содержания закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых студенты получают опыт нового вида деятельности, то есть овладевают компетентностью. Предлагаемые студентам проблемы имеют не только познавательный аспект, но и личностный смысл. Содержание учебного материала при этом характеризуется фундаментальностью, то есть ориентацией на выявление глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира; интегративностью; актуализацией личностно-смысловой сферы будущего специалиста; содержит спектр нравственных, этических, социальных, культурных, экологических, информационных проблем, имеющих профессиональный характер.

Процессуальный аспект в качестве «единицы» рассматривает учебную профессиональную ситуацию, содержание которой представлено профессионально-контекстными задачами. Структурными элементами такой ситуации являются: а) диагностично заданная цель, определяющая содержание новообразований в структуре сознания личности, которые должны быть получены на данном этапе;

б) компоненты содержания профессионального образования будущего специалиста, преобразованные в форму личностно-компетентно-стного опыта; в) технологическая основа учебной профессиональной ситуации; г) активная позиция педагога.

Профессиональная деятельность преподавателя представляет собой управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся и включает в себя: четкое определение целей обучения дисциплине, постановку перед студентами познавательных проблем; планирование содержания и методов обучения; организацию учебной деятельности обучающихся, мотивирование их познавательной активности; контроль, коррекцию и оценку результатов учебной деятельности студентов.

В соответствии с ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

Технологии активного, инновационного обучения как организационный инвариант взаимодействия субъектов образовательного процесса выступает принципом проектирования [2].

Диагностика является следующим компонентом проектируемой модели образовательного процесса и предполагает оценку уровней сформированности компетенций, определение достижений личных целей и оправдания ожиданий студентов от учебной дисциплины; самоанализ и самооценка процесса и результатов изучения дисциплины преподавателем; корректировку компонентов моделей и постановку новых целей.

Для успешной и эффективной реализации в учебном процессе предложенной модели необходимо выполнение следующих педагогических условий: а) наличие и актуализация личностного опыта и личностной системы

ценностей, обеспечивающих социокультурную направленность будущей профессиональной деятельности; б) актуализация в моделируемых профессиональных ситуациях нравственных смыслов будущей профессии; в) подход к решению профессиональных проблем с позиций гуманитарной методологии, предполагающей приоритет позиции и ответственности субъекта, его социокультурного контекста, смыслов человеческого существования над сиюминутной профессиональной задачей; г) личностный опыт педагога, целостное видение им ситуации будущей профессиональной деятельности своих студентов, что позволяет ему оказывать им предметно-методическую и эмоционально-психологическую помощь в процессе обучения [3].

Разработанная модель организации образовательного процесса в вузе на уровне учебной дисциплины отражает общую логику проектирования образовательного процесса и идеологию компетентностного подхода. Рассмотренная модель может быть применена в образовательном процессе высшего учебного заведения в условиях реализации ФГОС и компетентностной модели высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Беспалько, В. П. Проектирование педагогических систем / В. П. Беспалько // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. - М., 1994. - С. 28-29.

2. Борисова, Н. В. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентност-но-ориентированных учебных программных дисциплин / модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Н. В. Борисова, В. Б. Кузов. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 52 с.

3. Канищева, Л. Н. Роль гуманитарно ориентированных профессиональных задач в процессе формирования у будущих математиков и програм-

мистов гуманитарного подхода к решению научно-технических проблем / Л. Н. Канищева // Научное обозрение. - 2008. - №№ 4. - С. 91-93.

4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008.

5. Леньков, В. Концептуальные основы социального проектирования в образовании (на примере проектирования образовательного процесса в вузе) / В. Леньков // Высшее образование сегодня. - 2013. - №> 12.

6. Муравьева, Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе: монография / Г. Е. Муравьева. - М., 2002.

REFERENCES

1. Bespal'ko, VP. Proektirovanie pedagogicheskih sistem // Proektirovanie v obrazovanii: problemy, poiski, reshenija / V.P. Bespal'ko. - M., 1994. S. 28-29.

2. Borisova, N.V Tehnologizacija proektirovanija i metodicheskogo obespechenija kompetentnostno-orientirovannyh uchebnyh programmnyh disciplin / modulej, praktik v sostave OOP VPO novogo pokolenija: Metodicheskie rekomendacii dlja organizatorov proektnyh rabot i professorsko-prepodavatel'skih kollektivov vuzov / N.V. Borisova, V.B. Kuzov. - M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2010. - 52 s.

3. Kanishheva, L.N. Rol' gumanitarno orientirovannyh professional'nyh zadach v processe formirovanija u budushhih matematikov i programmistov gumanitarnogo podhoda k resheniju nauchno-tehnicheskih problem / L.N. Kanishheva // Nauchnoe obozrenie. - 2008. - №№4. - S. 91-93.

4. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. Posobie dlja vyssh. uchebn. zavedenij / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaja; pod red. VA. Slastenina, I.A. Kolesnikovoj. - M., 2008.

5. Len'kov, V Konceptual'nye osnovy social'nogo proektirovanija v obrazovanii (na primere proektirovanija obrazovatel'nogo processa v vuze) / V. Len'kov // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2013. - .№12.

6. Murav'eva, G.E. Teoreticheskie osnovy proektirovanija obrazovatel'nyh processov v shkole: Monografija / G. E. Murav'eva. - M., 2002.

THE DESIGN OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITY ON THE BASIS OF COMPETENCE APPROACH

Lyudmila Nikolaevna Kanischeva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Social Work and Pedagogy, Volgograd State University [email protected]

Prospekt Universitetskij, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article presents the procedure of designing of educational process in University-level academic discipline. The model of the educational process and pedagogical conditions of its implementation in higher education on the basis of competence approach.

Key words: competence approach, educational process in higher education institution, pedagogical design, the model of the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.