Научная статья на тему 'Основные подходы к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне'

Основные подходы к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
антинаркотическая профилактическая деятельность / профилактические мероприятия / направления профилактической деятельности / незаконный оборот наркотиков / немедицинское потребление наркотиков / наркотические средства / психотропные вещества / наркомания / illicit drug-trafficking / narcotic substances / drug addiction / narcosituation / narcothreat / narcocriminality / illegal drug trafficking / Non-medicle drugs use / preventive measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Вадимовна Жданова, Ольга Александровна Королькова

Введение. По результатам опроса оперативных сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне проведен анализ современного состояния антинаркотической профилактической деятельности; рассмотрены основные направления антинаркотической профилактической деятельности и виды профилактических мероприятий, осуществляемых территориальными органами МВД России на региональном уровне. Актуальность исследования обусловлена целями и задачами, поставленными Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года. Одна из стратегических задач состоит в необходимости разработки единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности, а одной из мер совершенствования самой антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков должно стать включение в число показателей системы мониторинга наркоситуации оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности. Целью исследования определено изучение подходов к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Вадимовна Жданова, Ольга Александровна Королькова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key Implementation Approaches anti-drug prevention activities drug control units territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level

Introduction. Based on the results of the survey of operational personnel of drug control units of the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level an analysis of the current state of drug prevention. Considered the main directions of drug prevention activities and types of preventive measures implemented by the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Aff airs at the regional level. Relevance. The relevance of the study is determined by the goal and objectives of the Strategy set by the State anti-narcotics policy of the Russian Federation for the period 2030. One of the strategic objectives is to develop a unified system of comprehensive drug prevention, one of the measures to improve drug control and State control should be to include among the indications of the drug situation monitoring system an assessment of the status of prevention activities and their effectiveness. The purpose of the study is the study of approaches to the implementation of anti-drug preventive activities by units of the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне»

научный портал мвд России № 3 (63) 2023

scientific portal of the russia ministry of the interior

Криминология

Научная статья УДК 343.575

Основные подходы к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне

Елена Вадимовна Жданова1, Ольга Александровна Королькова2

12 ВНИИ МВД России, Москва, Россия 12 [email protected]

АННОТАЦИЯ. Введение. По результатам опроса оперативных сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне проведен анализ современного состояния антинаркотической профилактической деятельности; рассмотрены основные направления антинаркотической профилактической деятельности и виды профилактических мероприятий, осуществляемых территориальными органами МВД России на региональном уровне.

Актуальность исследования обусловлена целями и задачами, поставленными Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года. Одна из стратегических задач состоит в необходимости разработки единой системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности, а одной из мер совершенствования самой антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков должно стать включение в число показателей системы мониторинга наркоситуации оценки состояния профилактической деятельности и ее эффективности.

Целью исследования определено изучение подходов к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: антинаркотическая профилактическая деятельность, профилактические мероприятия, направления профилактической деятельности, незаконный оборот наркотиков, немедицинское потребление наркотиков, наркотические средства, психотропные вещества, наркомания

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Жданова Е. В., Королькова О. А. Основные подходы к осуществлению антинаркотической профилактической деятельности подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне // Научный портал МВД России. 2023. № 3 (63). С. 94-101.

Criminology

Original article

Key Implementation Approaches anti-drug prevention activities drug control units territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

at the regional level

Elena V. Zhdanova1, Olga A. Korolkova2

12 NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia 12 [email protected]

ABSTRACT. Introduction. Based on the results of the survey of operational personnel of drug control units of the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level an analysis of the current state of drug prevention. Considered the main directions of drug prevention activities and types of preventive measures implemented by the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level.

© Жданова Е. В., Королькова О. А., 2023

Relevance. The relevance of the study is determined by the goal and objectives of the Strategy set by the State anti-narcotics policy of the Russian Federation for the period 2030. One of the strategic objectives is to develop a unified system of comprehensive drug prevention, one of the measures to improve drug control and State control should be to include among the indications of the drug situation monitoring system an assessment of the status of prevention activities and their effectiveness.

The purpose of the study is the study of approaches to the implementation of anti-drug preventive activities by units of the territorial bodies of the Russian Ministry of Internal Affairs at the regional level.

KEYWORDS: illicit drug-trafficking, narcotic substances, drug addiction, narcosituation, narcothreat, narco-criminality, illegal drug trafficking, Non-medicle drugs use, preventive measures

FOR CITATION: Zhdanova E. V., Korolkova O. A. Key Implementation Approaches anti-drug prevention activities drug control units territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 3 (63). P. C. 94-101 (In Russ.).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается, что достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается выполнением ряда задач, одной из которых является повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни1.

Одной из целей Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) определено формирование в обществе осознанного негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и участию в их незаконном обороте2.

Таким образом, противодействие незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ и их незаконному обороту (далее - НОН) можно назвать императивом системы обеспечения безопасности общества и государства в условиях современных вызовов и угроз.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается подтвержденная данными медицинской статистики тенденция к снижению общей заболеваемости наркоманией3.

Так, по состоянию на 1 января 2021 г. количество наркозависимых лиц, состоящих на учете в специализированных медицинских учреждениях, по данным Минздрава России и ФСИН России, сократилось на 6,8 % и составило 448 тыс. человек.

На 15,3 % (с 51 205 до 43 351) произошло снижение числа лиц, зарегистрированных с

1 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от

2 июля 2021 г. № 400, раздел IV, п. 33, подп. 7 // СПС Кон-сультантПлюс.

2 См.: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733, раздел IV : Стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики, раздел IV, п. 10, подп. «в»; п. 11, подп. «е»; п. 13, подп. «п» // СПС КонсультантПлюс.

3 См.: Там же. Раздел II : Анализ наркоситуации в Россий-

ской Федерации, п. 7, подп. «в».

установленными впервые в жизни диагнозами «наркомания» и «пагубное употребление наркотиков», из которых несовершеннолетние составили 1 808 человек, что на 18,7 % ниже, чем в 2020 г. (2 223 человека). Также продолжилось снижение числа несовершеннолетних потребителей наркотиков, зарегистрированных в учреждениях Минздрава России и ФСИН России (-16,1 %; с 5 357 до 4 497), в том числе с диагнозами «синдром зависимости от наркотических веществ (наркомания)» - на 21,9 % (с 631 до 493) и «пагубное (с вредными последствиями) употребление наркотиков» - на 15,3 % (с 4 726 до 4 004).

Кроме того, в 2010-2020 гг. в результате реализации антинаркотической политики наркоситуация в стране в целом стабилизировалась, однако согласно данным мониторинга, проводимого Государственным антинаркотическим комитетом, в большинстве регионов Российской Федерации она остается напряженной4.

В сложившейся ситуации проведение комплексной антинаркотической профилактической деятельности может стать основой для закрепления уже достигнутых положительных результатов и предпосылкой для повышения эффективности деятельности, направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Вместе с тем результативность антинаркотических профилактических мер напрямую зависит от эффективности мер правового воздействия. В связи со сказанным составной частью российского антинаркотического законодательства должен стать комплекс норм, регламентирующих порядок организации и проведения антинаркотических профилактических мероприятий и антинаркотической профилактической деятельности в целом.

4 См.: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733, раздел II : Анализ наркоситуации в Российской Федерации, п. 6 // СПС КонсультантПлюс.

На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность по профилактике и раннему выявлению незаконного потребления наркотиков, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»5 (далее - ФЗ № 3). Кроме того, деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений наркотической направленности регламентирует Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»6.

В той или иной мере деятельность по профилактике преступлений и правонарушений, в том числе совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, в Российской Федерации регламентируется целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, включая ведомственные. Однако анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок организации и основные направления профилактической работы подразделений по контролю за оборотом наркотиков, позволяет констатировать, что, несмотря на несомненную важность рассматриваемой деятельности, правовое регулирование данной сферы нельзя признать достаточным. Между тем сами профилактические мероприятия, являющиеся, по сути, частью государственной политики по предупреждению названных асоциальных явлений7, проводятся подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне на постоянной основе.

Проведенное авторами исследование8 показало, что, несмотря на существующую практику

5 См.: О наркотических средствах и психотропных веществах : Федер. закон от 8 янв. 1998 г. № З-ФЗ : ред. от 8 дек. 2020 г // СПС КонсультантПлюс.

6 См.: Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

7 См.: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733, раздел IV : Стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики, п. 11, подп. «е» // СПС КонсультантПлюс.

8 В 2022 г. в рамках подготовки по заявке ГУНК МВД России аналитического обзора с предложениями «Разработка унифицированных подходов к осуществлению и оценке профилактической деятельности, реализуемой подразделени-

ями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России» проведен опрос сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориаль-

ных органов МВД России на региональном уровне о порядке организации и проведения профилактических мероприятий и проблемах, возникающих в ходе реализации антинаркотической профилактической деятельности.

организации и проведения антинаркотических профилактических мероприятий, территориальные органы нуждаются в дополнительном нормативно-правовом и методическом обеспечении данного вида деятельности. Некоторые сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков, опрошенные в ходе исследования, прямо указали на необходимость разработки нормативного правового акта, который бы регламентировал порядок организации антинаркотической профилактической деятельности и ее содержание в органах внутренних дел9.

Очевидно, что незаконному обороту наркотиков и наркомании способствует комплекс причин, условий и факторов. В научной литературе10, рассматривающей причины распространения этих негативных явлений, принято выделять макро- и микросоциальный уровни.

К факторам макросоциального уровня в настоящее время можно отнести сложную политическую ситуацию, которая, в свою очередь, предопределяет осложнение социально-экономической ситуации в стране и мире. Следствием негативных проявлений этих процессов становится, в частности, многократно возросшее количество стрессовых ситуаций. Либеральная политика в отношении распространения отдельных видов наркотиков и принятие Комиссией ООН по наркотическим средствам (в декабре 2020 г.) решения об исключении каннабиса из списка особо опасных наркотических средств стали причиной нового витка пронаркоти-ческой пропаганды. Ускоряющиеся процессы урбанизации, возрастание трудовой и учебной нагрузок, снижение значения общественного мнения, ослабление института семьи и переоценка нравственных и культурных ценностей; возможности, предоставляемые современными телекоммуникационными технологиями для относительно безопасного приобретения наркотических средств и участия в их незаконном распространении (бесконтактный сбыт и приобретение) также входят в число макросоци-альных факторов.

К причинам микросоциального уровня, которые являются следствием названных выше глобальных процессов, можно отнести низкий уровень социальной зрелости, образования, культуры, особенности психологического склада

9 См.: Письмо МВД по Республике Башкортостан от 22 февраля 2022 г. № 1/915.

10 См.: Галахов С. С., Драган Г. Н., Кондратюк Л. В. Роль органов внутренних дел в системе профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (особенности работы с несовершеннолетними) : учеб. пособие. М. : ВНИИ МВД России, 2004. С. 14.

№° 3 (63) О023

конкретных лиц11, неблагоприятные социальные и бытовые условия, тяжелое материальное положение и зачастую невозможность в ближайшей перспективе улучшить его легальным путем и др.

В ряде регионов действие названных выше причин усугубляется наличием собственной сырьевой базы. Так, в отдельных регионах Сибири и Дальнего Востока природные условия благоприятствуют культивированию сортов конопли с высоким содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК). Наличие собственной сырьевой базы для производства наркотиков каннабисной группы в качестве фактора, оказывающего негативное влияние на наркоситуацию12, отмечается в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, в Республике Алтай, в Амурской, Волгоградской и Кемеровской областях.

Совокупность названных причин и факторов, по существу, и должна являться объектом профилактического воздействия. Однако, учитывая комплексный характер этой задачи, решать ее должно не одно конкретное ведомство: ст. 53.2 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» выявление причин и условий незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и принятие мер по их устранению относит к полномочиям всех федеральных органов исполнительной власти в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков.

Отметим также и то, что действующим законодательством13 в круг обязанностей в сфере предупреждения преступлений сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков включены выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотиков, и принятие мер, направленных на их устранение, а также организация и участие в оперативно-профилактических операциях, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков. Изучение же материалов,

предоставленных подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России14, показало, что осуществляемая ими профилактическая деятельность включает в себя широчайший спектр направлений такой работы: от участия в заседаниях муниципальных антинаркотических комиссий, организации и проведения оперативно-профилактических операций, общероссийских акций до разъяснительных бесед, направленных на информирование несовершеннолетних о последствиях потребления наркотиков и участия в их незаконном обороте15.

На сегодняшний день в теории и практике существуют разные подходы к классификации видов профилактического воздействия в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков. В зависимости от используемых средств, объектов и способов воздействия на них выделяют первичную, вторичную, третич-

11 См.: Мусаев А. Н., Сбирунов П. Н., Целинский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств (история и современность) : учеб. пособие. М., 2000, С. 58-61.

12 Материалы представлены подразделениями по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России по запросу ВНИИ МВД России, направленному в ходе исследования порядка проведения анализа подразделениями по контролю за оборотом наркотиков оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков.

13 См.: О деятельности органов внутренних дел по пред-

упреждению преступлений (вместе с «Инструкцией о дея-

тельности органов внутренних дел по предупреждению пре-

ступлений») : приказ МВД России от 17 янв. 2006 г. № 19 :

ред. от 28 дек. 2021 г., пп. 10.1, 10.3 // СПС КонсультантПлюс.

14 Работа по профилактике наркомании в 89 % территориальных органов МВД России организована и на районном уровне. В некоторых регионах, например в Республике Башкортостан, организация работы по профилактике наркомании на районном уровне регламентируется распоряжением МВД по Республике Башкортостан (письмо МВД по Республике Башкортостан от 22 февраля 2022 г. № 1/915); в Республике Бурятия -распоряжением МВД по Республике Бурятия, в целях контроля за организацией и проведением территориальными органами на районном уровне антинаркотической профилактической работы среди населения введена ежеквартальная отчетность «Об утверждении отчетности по форме 1-МВП» (письмо МВД по Республике Бурятия от 3 марта 2022 г. № 27/570).

15 Интересно отметить, что проведение индивидуальной профилактической работы по предупреждению преступлений в круг обязанностей сотрудников подразделений по контролю за оборотом наркотиков не входит. Согласно п. 8.4 приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (ред. от 28 декабря 2021 г.) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» индивидуальная профилактическая работа проводится сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и только в отношении состоящих на учете несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих возложенных на них обязанностей, а также других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений.

ную профилактику16, общую, индивидуальную17, раннюю и другие виды. В связи с отсутствием нормативно-правового закрепления каких-либо из известных и используемых в практической деятельности органов внутренних дел видов профилактики перечисленное выше деление можно считать условным.

Анализ комплекса причин и условий, вызывающих наркотизацию и связанный с ней незаконный оборот наркотиков, позволяет выделить три уровня профилактики:

общесоциальная профилактика; общая профилактика; индивидуальная профилактика. На общесоциальном уровне задействован государственный механизм в целом. Предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности и осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач государства, профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. На данном уровне антинаркотическая профилактика не является непосредственной задачей мероприятий, проводимых различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция пред-

16 Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на изменение ценностного отношения про-филактируемых, формирование личной ответственности за свое поведение, пропаганду здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Ее объект - по сути, все население, не имеющее отношения к потреблению наркотиков и незаконным действиям с ними, но акцент делается на молодежь, тех, кто еще не сформировался как личность. Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных, медико-психологических, пропагандистских, правоохранительных мероприятий, направленных на прекращение злоупотребления наркотиками у потребителей (не имеющих диагноза) и совершения правонарушений с ними (совершающих административные правонарушения, осужденных за совершение преступлений условно). Третичная профилактика - комплекс социальных, образовательных, медико-психологических, пропагандистских, правоохранительных мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ранее совершавших правонарушения с наркотиками, злоупотреблявших наркотическими средствами, предупреждение рецидива асоциального поведения с их стороны.

17 Общая профилактика представляет собой комплекс мероприятий по выявлению причин, порождающих противоправное деяние, и условий, способствующих совершению правонарушений, с последующим их устранением с целью формирования свободного от наркотиков общества. Индивидуальная профилактика - комплекс мероприятий по выявлению лиц, злоупотребляющих наркотиками или допускающих их немедицинское потребление, совершающих правонарушения, связанные с наркотиками, с целью отказа от совершения правонарушений, устранения причин и условий, вызвавших прием наркотиков.

упреждения преступности не является главной18. Следовательно, органы внутренних дел непосредственного участия в профилактике этого уровня не принимают.

На втором и третьем уровнях (на уровнях общей и индивидуальной профилактики) органы внутренних дел выступают одним из субъектов профилактической деятельности19. Понимание того, что незаконный оборот наркотиков и их немедицинское потребление - явления взаимосвязанные и взаимообусловленные20, приводит к сосредоточению усилий органов внутренних дел не только на пресечении незаконного оборота наркотиков, выявлении и наказании лиц, виновных в этом, установлении, лечении и реабилитации наркоманов, но и в равной мере на профилак-тировании вовлечения в начальное потребление новых групп населения, предупреждении преступлений и правонарушений, связанных с НОН.

В конечном счете предупреждение правонарушений разумнее, гуманнее и дешевле обходится обществу и государству, нежели раскрытие уже совершенных преступлений и перевоспитание правонарушителей21.

Понимание важности проведения антинаркотической профилактической работы приводит к необходимости определения и изучения основных подходов к ее реализации сотрудниками подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Проведенный в ходе исследования опрос сотрудников указанных подразделений показал, что весь спектр проводимых антинаркотических профилактических мероприятий можно разделить на следующие группы (направления).

К первой группе профилактических мероприятий относятся ежегодно проводимые подразделениями наркоконтроля общероссийские антинаркотические акции «Сообщи, где торгуют смертью!» и «Призывник»22, а также приурочен-

18 См.: URL : https://www/criminology-info. ru/index. php?action=full_article&id=608 (дата обращения : 22.11.2022).

19 Органы внутренних дел участвуют в ней в пределах полномочий и компетенций, предоставленных им действующим законодательством.

20 В результате обобщения опыта противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков мировое сообщество пришло к выводу, что борьба с названными противоправными явлениями должна вестись по двум направлениям: сокращение незаконного спроса на наркотики и сокращение незаконного предложения наркотиков.

21 См.: Галахов С. С., Драган Г.Н., Кондратюк Л. В. Указ. соч. С. 17.

22 Акции проводятся ежегодно в рамках исполнения Плана основных мероприятий МВД России на текущий год.

ный к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (26 июня) антинаркотический месячник.

Первая из названных акций проводится ежегодно в два этапа (в марте и октябре) и направлена на привлечение общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотиков, сбор и проверку значимой оперативной информации, оказание квалифицированной помощи и консультаций по вопросам лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

Вторая нацелена на профилактическую работу с призывниками.

Антинаркотический месячник, в свою очередь, направлен на популяризацию здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения, кризисных состояний подростков и молодежи.

Ко второй группе мероприятий относятся такие оперативно-профилактические операции, как «Дети России», «Мак», «Конопля» и др.

Так, оперативно-профилактическая операция «Дети России» проводится ежегодно в два этапа: в апреле и ноябре. Основной целью операции является предупреждение распространения наркомании среди несовершеннолетних, выявление фактов их вовлечения в преступную деятельность, связанную с НОН, а также повышение уровня осведомленности населения о последствиях потребления наркотиков и об ответственности за участие в их обороте.

К третьей группе относятся мероприятия, организуемые по инициативе УН К, а также мероприятия, проводимые в рамках ежегодно разрабатываемых межведомственных региональных планов профилактических антинаркотических мероприятий, утверждаемых главами регионов.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день значимость того или иного инициативного антинаркотического профилактического мероприятия может изменяться в зависимости от социальных, экономических, географических и других особенностей региона, от взглядов руководства региона, территориального органа внутренних дел на профилактическую работу на данном направлении и других факторов.

В регионах страны накоплен определенный опыт профилактической деятельности. Так, постановлением правительства Иркутской области сформирован «Банк данных о распространении и профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Иркутской области» (Ийр//еЬЬ1гкоЫ.ги), с помощью которого все за-

интересованные субъекты профилактики могут осуществлять обмен актуальной информацией о складывающейся наркоситуации23.

В УН К ГУ МВД по Кемеровской области в 2018 г. создано и осуществляет деятельность общественное объединение правоохранительной направленности «Кибердружина „Киберлайф"», участники которого активно оказывают содействие в мониторинге сети Интернет на предмет выявления ресурсов, содержащих информацию о способах изготовления и продажи наркотиков, а также пропагандирующих их потребление24.

Важным направлением профилактической деятельности считается и ликвидация (закрашивание) надписей пронаркотического («рекламного») характера о продаже наркотических средств на объектах недвижимости и дорожных покрытиях. Подобная работа активно ведется в Республике Бурятия, в Удмуртской Республике, Пензенской области, Республике Дагестан и др. На выбор вида (способа осуществления) мероприятий и периодичности их проведения влияние оказывают и географические факторы, такие как размер территории субъекта, климатические условия, кадровый дефицит органов внутренних дел и т. д.

В частности, в отдаленных районах Камчатского края, размер территории которого25 сопоставим, например, со 128 территориями Ингушетии26, отмечено, что профилактические мероприятия не проводятся в связи с отсутствием выделенных на данную линию работы сотрудников. Одновременно в небольших по размеру территории субъектах в ходе осуществления федеральных профилактических мероприятий сотрудники, задействованные в их проведении, посещают учебные заведения с одним и тем же

23 Кроме того, в Иркутской области областным государственным казенным учреждением «Центр профилактики наркомании» в рамках реализации подпрограммы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами на 2019-2024 годы» государственной программы Иркутской области «Молодежная политика» на 2019-2024 годы заключены контракты с 45 специалистами региональной системы профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании и токсикомании 42 муниципальных образований Иркутской области на оказание преподавательских услуг по проведению комплекса мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании и других социально-негативных явлений, пропаганде здорового образа жизни на территории муниципального образования. (См.: Письмо ГУ МВД России по Иркутской области от 9 марта 2022 г. № 744).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 См.: Письмо ГУ МВД России по Кемеровской области от 3 марта 2022 г. № 22/3-1159.

25 См.: Территория Камчатского края равна 472 300 км2. URL : https://g.co/kgs/MmQtnS (дата обращения : 20.04.2022).

26 См.: Территория Республики Ингушетия равна 3 685 км2.

URL : https://g.co/kgs/JXdwNb (дата обращения : 20.04.2022).

профилактическим материалом (лекции, беседы, семинары, презентации и проч.) несколько раз в течение относительно короткого промежутка времени (одного квартала).

К числу эффективных профилактических мероприятий в ряде регионов относится уничтожение собственной сырьевой базы.

Таким образом, результаты опроса, проведенного в ходе исследования, и анализ материалов, полученных из подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне, позволили выделить следующие современные направления антинаркотической профилактической работы:

1) общероссийские антинаркотические акции;

2) оперативно-профилактические операции и оперативно-профилактические мероприятия27;

3) мероприятия профилактической направленности, организуемые и проводимые по инициативе подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России.

Отметим, что на сегодняшний день такой фактор, как «недостаточная эффективность организации профилактической деятельности, социальной реабилитации больных наркоманией и ресоциализации наркопотребителей ...», отнесен Стратегией к угрозам национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту28. Следовательно, создание системы комплексной антинаркотической профилактической деятельности29, основанной на сложившейся и положительно зарекомендовавшей себя профилактической работе, приобретает особую актуальность и может стать основой повышения эффективности деятельности, направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В связи с этим полагаем, что существует необходимость разработки ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего основные направления и порядок осуществления антинаркотической профилактической деятельности.

27 Организация в установленном порядке оперативно-профилактических операций и мероприятий и участие в них, согласно п. 10.26 Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 23 апреля 2016 г. № 209 : ред. от 28 декабря 2021 г.), является также одной из функций ГУНК МВД России. Кроме того, согласно п. 4.1 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», структурные подразделения центрального аппарата МВД России, осуществляя профилактическую работу, могут определять в соответствии с установленной компетенцией ее основные направления.

28 См.: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733, раздел III : Угрозы национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту, п. 9, подп. «н» // СПС КонсультантПлюс.

29 См.: Там же. Раздел IV : Стратегические цели и задачи, направления и меры по реализации антинаркотической политики.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Е. В. Жданова - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем в сфере оперативно-розыскного противодействия экстремизму, терроризму, а также информационного противоборства научно-исследовательского центра по исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия общеуголовным преступлениям, экстремизму и терроризму федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1);

О. А. Королькова - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия общеуголовным преступлениям научно-исследовательского центра по исследованию проблем оперативно-розыскного противодействия общеуголовным престу-

плениям, экстремизму и терроризму федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

E. V. Zhdanova - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Department for the Study of Problems in the Field of Operative Investigative Counteraction to Extremism, Terrorism, and Information Confrontation of the Research Center for the Study of Problems of Operative Investigative Counteraction to Ordinary Crimes, Extremism and Terrorism of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation);

O. A. Korolkova - Candidate of Juridical Sciences,Associate Professor, Leading Researcher of the Department for the Study of Problems of Operative-Investigative Countermeasures

against Ordinary Crimes of the Research Center for the Study of Problems of Operative-Investigative Counteractions with Ordinary Crimes, Extremism and Terrorism of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

ВКЛАД АВТОРОВ

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

CONTRIBUTION OF THE AUTHORS

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Рукопись поступила в редакцию 23.11.2022; одобрена после рецензирования 29.12.2022; принята к публикации 30.01.2023.

The article was submitted 23.11.2022; approved after reviewing 29.12.2022; accepted for publication 30.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.