Научная статья на тему 'Взаимодействие территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и муниципальных антинаркотических комиссий'

Взаимодействие территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и муниципальных антинаркотических комиссий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМИССИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Табаков А.Р., Шабетя И.В.

В статье рассматриваются практические проблемы деятельности муниципальных антинаркотических комиссий, правовая регламентация и формы взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне с представительными межведомственными комиссиями на муниципальном уровне. На основе изучения значительного объема практических результатов деятельности муниципальных антинаркотических комиссий и участия в их составе представителей территориальных органов внутренних дел на районном уровне определены наиболее распространенные проблемы, возникающие в указанной сфере, проведён анализ причин и условий, способствовавших их возникновению. Это позволило авторам выразить рекомендации по нейтрализации проблем, возникающих в связи разрешением задач, поставленных перед руководящим составом органов внутренних дел. Представлены обоснованные предложения по изменению нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и муниципальных антинаркотических комиссий»

УДК [351.745.07+352.07]:351.761.3(470)

А. Р. ТАБАКОВ, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. R. TABAKOV, Head of the Chair of Operative Crime Detection Activities in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Ufa)

И. В. ШАБЕТЯ, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

I. V. SHABETYA, Assistant Professor of the Chair of Operative Crime Detection Activities in the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law (Ufa)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

INTERACTION OF TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE DISTRICT LEVEL AND MUNICIPAL ANTI-DRUG COMMISSIONS

Аннотация. В статье рассматриваются практические проблемы деятельности муниципальных антинаркотических комиссий, правовая регламентация и формы взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне с представительными межведомственными комиссиями на муниципальном уровне. На основе изучения значительного объема практических результатов деятельности муниципальных антинаркотических комиссий и участия в их составе представителей территориальных органов внутренних дел на районном уровне определены наиболее распространенные проблемы, возникающие в указанной сфере, проведён анализ причин и условий, способствовавших их возникновению. Это позволило авторам выразить рекомендации по нейтрализации проблем, возникающих в связи разрешением задач, поставленных перед руководящим составом органов внутренних дел. Представлены обоснованные предложения по изменению нормативных правовых актов.

Ключевые слова и словосочетания: муниципальная комиссия, антинаркотическая комиссия, организация взаимодействия, территориальные органы, представительные органы, муниципальное образование, антинаркотическая программа, оперативно-профилактическая операция, профилактика потребления, эффективность деятельности.

Annotation. The article discusses the practical problems of the activities of municipal antidrug commissions, the legal regulation and the forms of interaction between the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the district level with the representative interdepartmental commissions at the municipal level. Based on the study of a considerable volume of practical results of activities of the municipal antinarcotics commissions and participation in their composition the representatives of the territorial agencies of the Internal Affairs bodies at the district level the most common problems arising in this area are defined, as well as the analysis of the causes and conditions contributing their occurrence. This allowed the authors to express the recommendations of neutralizing the problems arising in connection with the resolution of the tasks set in front of the leadership of the Internal Affairs bodies. Reasonable proposals for changes in regulatory legal acts are presented.

Keywords and phrases: municipal commission, anti-drug commission, organization of interaction, territorial bodies, representative bodies, municipal formation, anti-drug program, operational and preventive operation, consumption prevention, activity efficiency.

Работа представительных межведомственных комиссий на муниципальном уровне является ярким индикатором организации оперативного реагирования органов низового управленческого уровня на наиболее значимые практические проблемы в общественной жизни. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин 8 ноября 2013 г. в ходе встречи с делегатами Всероссийского съезда муниципальных образований: «Сегодня принципиальное значение имеет качество и действенность реализации государственной политики на местах, именно поэтому государственная власть и власть муниципальная обязаны работать как единая команда. Федеральный центр, региональные органы власти и каждое из более чем двадцати трёх тысяч муниципальных образований нашей страны - и крупные городские округа и малые сельские поселения - должны работать как единая система» [1].

В этой связи представляется актуальным анализ деятельности муниципальных антинаркотических комиссий. Именно представители федеральных (прокуратура, территориальные органы МВД России, Росгвардия, Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям России и др.) и муниципальных (в составе комиссий, как правило, представлена вся социальная сфера муниципалитетов - органы управления

образованием, здравоохранением, культурой, молодежной политикой, физической культурой и спортом, социальным развитием, а также представители комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав) органов управления образуют оперативный штаб антинаркотической политики в районах и городах. Основными функциями такого объединения являются мониторинг ситуации и контроль за процессами противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ.

Система представительных органов в этой сфере вертикально ориентирована. На федеральном уровне указанные полномочия осуществляет государственный антинаркотический комитет, образованный 18 октября 2007 г. в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 1374 [2]. В качестве целей создания заявлена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также совершенствование государственного управления в данной сфере деятельности. На уровне субъектов созданы областные,

краевые и республиканские антинаркотические комиссии [3]. В 2018 г. на территории Республики Башкортостан действовали 63 муниципальные программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту [4].

Анализ публикаций, посвященных организации деятельности муниципальных антинаркотических комиссий [5], свидетельствует о несформированности единого практико-ориентированного подхода к этому направлению, сказанное относится как к комплексным исследованиям функционирования муниципальных антинаркотических комиссий, так и организации взаимодействия с ними территориальных органов внутренних дел на районном уровне. В 2017 году впервые при Государственном антинаркотическом комитете создана межведомственная рабочая группа по вопросу оценки эффективности деятельности антинаркотических комиссий в субъектах РФ. Функциями межведомственной комиссии являются не только проверка и анализ работы антинаркотических комиссий, но и оказание им практической помощи. Вместе с тем следует признать, что деятельность рабочей группы ориентирована на региональный уровень, и в оценке эффективности деятельности муниципальных комиссий представители группы практически не принимают участия.

Упразднение в 2016 году Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и передача их полномочий соответствующим подразделениям МВД России повлекли изменение правового регулирования полномочий территориальных органов МВД России на районном уровне в указанной сфере, одним из которых является организация взаимодействия с муниципальными антинаркотическими комиссиями. В деятельности антинаркотических комиссий муниципальных образований на постоянной основе принимает участие начальник территориального органа МВД России на районном

уровне (либо лицо его замещающее) в качестве заместителя председателя комиссии. Так, во исполнение п. 1.5 протокола заседания Антинаркотической комиссии Республики Башкортостан от 26.12.2016 № 43 руководители территориальных органов внутренних дел включены в состав муниципальных антинаркотических комиссий в качестве заместителей председателей антинаркотических комиссий.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»), полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, может использовать их возможности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах своих полномочий оказывает им содействие в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Принимая во внимание, что ФЗ «О полиции» прямо не обязывает должностных лиц территориальных органов МВД России на районном уровне согласовывать свои действия с администрациями муниципальных образований, реалии обеспечения правопорядка во многих случаях требуют совместного, взаимного участия в решении конкретных правоохранительных задач. Подпункт 34 п. 10 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД России от 05.06.2017 № 355, устанавливает, что территориальный орган, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, участвует в пределах компетенции в разработке и реализации муниципальных программ в установлен-

ной сфере деятельности. Вместе с тем аналогичные полномочия для руководителя территориального органа МВД России на районном уровне, предусмотренные подп. 5 п. 10 приказа МВД России от 05.06.2017 № 355, предполагают реализацию указанным субъектом решений антитеррористической комиссии и оперативного штаба в соответствующем субъекте Российской Федерации. Представляется целесообразным дополнение перечня полномочий по реализации решений межведомственных комиссий соответствующим указанием антинаркотической комиссии. Подпункт 13 п. 10 приказа МВД России от 05.06.2017 № 355 в обязанности руководителя территориального органа МВД России на районном уровне включает обеспечение в части, касающейся органов внутренних дел, реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Основу работы по противодействию незаконному обороту наркотиков в муниципальных образованиях составляют соответствующие программы и подпрограммы. Координация плана работы территориального органа МВД России на районном уровне в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ с учетом основных направлений деятельности, предусмотренных муниципальной программой и решениями антинаркотической комиссии, доведение до сведения личного состава решений, принимаемых на заседаниях антинаркотической комиссии, а также результатов её работы должны стать нормальной практикой, способствующей оперативному планированию работы территориального органа МВД России по противодействию незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ.

Как правило, предусматривается 3 основных направления реализации мероприятий программы. Первое направление - профилактика наркопотребления,

предполагающая популяризацию здорового образа жизни, профилактику наркопотребления в учреждениях образования и массового досуга, координацию деятельности общественных объединений, религиозных конфессий в сфере антинаркотической работы, использование потенциала средств массовой информации, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (социально-психологическое тестирование обучающихся), анализ мониторинга наркоситуации; второе - работа в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; третье - работа в сфере медико-социальной помощи населению, включающая анализ качества функционирования системы оказания специализированной наркологической помощи, реализацию мер по мотивации наркозависимых лиц на прохождение реабилитации и ресоци-ализации.

Деятельность представителей территориальных органов МВД России на районном уровне в составе муниципальных антинаркотических комиссий должна быть ориентирована на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Приоритетами в такой работе должны стать получение информации о структуре местного рынка незаконного оборота наркотиков (особое внимание должно быть уделено фактам распространения на территории наркотических средств синтетического производства), ориентирование всех членов антинаркотических комиссий и подчиненных им учреждений на оказание помощи в выявлении признаков сбыта с использованием сети «Интернет» и почтовых каналов связи. Значительную помощь в этой работе способны оказать лица и организации, содействующие направлениям работы муниципальной антинаркотической

комиссии (волонтеры, отряды студенческого правопорядка и т. д.)

Следующим направлением должен стать анализ социальных условий на территории муниципалитета, которые оказывают влияние на наркоситуацию (высокая дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики и, как следствие, расслоение населения по уровню жизни, уровень безработицы среди населения, характеристики криминальной пораженности). В качестве примеров следует назвать тенденции вовлечения иностранных граждан в совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с контрабандой последних на фоне продолжающегося роста миграционных потоков, наличие собственной растительно-сырьевой базы, способствующей распространению наркотиков растительного происхождения из местного сырья. Наличие исправительных учреждений ФСИН России, в которых наряду с другими осужденными отбывают наказание лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Вместе с тем следует критически оценить практику включения в антинаркотические программы муниципальных образований мероприятий, вся деятельность в рамках которых осуществляется сотрудниками органов внутренних дел и предусмотрена ведомственными организационно-распорядительными документами. В качестве примера можно привести включение в муниципальные программы обязанности проведения оперативно-профилактических операций, при этом в программах ряда муниципалитетов предусмотрена реализация оперативно-профилактических операций, которые уже несколько лет не проводятся правоохранительными органами (как правило, это операции «Допинг», «Конопля» и т. д., проводившиеся ранее упраздненными подразделениями Фе-

деральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ).

Подводя итог, следует акцентировать внимание на понимании того, что взаимодействие территориальных органов МВД России на районном уровне и муниципальных антинаркотических комиссий требует значительного усиления эффективности, основными направлениями которого должны стать активное участие представителей территориальных органов МВД России в планировании работы антинаркотической комиссии в муниципальном районе, участие в подготовке материалов к заседаниям, контроль за деятельностью и порядком реализации результатов работы комиссии, а также организация взаимодействия со СМИ.

В рамках практической реализации полномочий начальника территориального органа МВД России на районном уровне целесообразно обратить внимание на следующие направления, позволяющие оперативно планировать и координировать работу территориального органа МВД России по противодействию незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ: комплексное привлечение сил и средств, участие в подготовке и проведении заседаний не только сотрудников оперативных подразделений в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, но и участковых уполномоченных, представителей подразделений по делам несовершеннолетних, отделений информации и общественных связей; координация планирования работы территориального органа МВД России на районном уровне в указанной сфере с учетом основных направлений деятельности, предусмотренных муниципальной программой и решениями антинаркотической комиссии; доведение до сведения личного состава решений, принимаемых на заседаниях антинаркотической комиссии, а также результатов её работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http//kremlin.ru/events/ president/news/19585 (дата обращения: 27.09.2019).

2. О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 (ред. от 11.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Доклад о наркоситуации в Республике Башкортостан в 2018 году. Антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2019. 192 с.

4. Муниципальные антинаркотические комиссии: проблемы и решения: методические инструкции / Ю. В. Крупнов [и др.]. М., 2015.

5. Понукарина Е. С. Органы местного самоуправления как субъекты правоохранительной деятельности (на примере деятельности муниципальных антинаркотических комиссий на территории Хабаровского края) // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 2. С. 29-34.

© Табаков А. Р.

© Шабетя И. В.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 340.1(470)

К. А. ВАСИЛЬКОВ, следователь отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий Следственного управления Управления МВД России по г. Барнаулу (г. Барнаул)

K. A. VASILKOV, Investigator of the Traffic Accident Investigation Department of the Investigative Department of the Interior Ministry of Russia in Barnaul (Barnaul)

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРЕВЕНЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

THE CATEGORICAL ESSENCE OF PREVENTION IN THE RUSSIAN CIVIL LAW:

ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Аннотация. Автором анализируется категориальная сущность превенции в области гражданского права Российской Федерации. В основу анализа легли фундаментальные выводы науки цивилистики и правоведения, а также практика реализации гражданско-правовых норм. Кроме того, в ключе поставленной цели - доказать существование превенции как правовой категории, акцент сделан на исследовании гражданско-правовых функций, ответственности и правовых предписаний. В заключении автор приходит к выводу о том, что признаки превенции как правовой категории просматриваются в отрасли гражданского права ярко и недвусмысленно, что дает новую почву для научных изысканий.

Ключевые слова или словосочетания: превенция, гражданско-правовая функция, норма гражданского права, правовая категория, категориальная сущность, гражданское право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.