Научная статья на тему 'Ключевые компоненты национальной антинаркотической стратегии Турецкой Республики'

Ключевые компоненты национальной антинаркотической стратегии Турецкой Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
497
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / DRUG ADDICTION / DRUG CRIME / DRUG ABUSE PREVENTION / DRUG TRAFFICKING / DRUG SITUATION MONITORING / NATIONAL ANTI-DRUG STRATEGY / ANTI-DRUG POLICY / TURKISH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец П. Н., Краснова К. А.

Важнейшим направлением государственной антинаркотической политики Турецкой Республики является не уголовная репрессия, а профилактика наркомании и лечение наркоманов. В статье представлены результаты исследования наркоситуации в Турецкой Республике, национального опыта обращения с наркоманами и иными лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также практических аспектов взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в сфере профилактики потребления наркотиков. Методология исследования включает обзор научной литературы и открытых информационных источников, аналитический подход к решению проблемы профилактики. Отмечено, что организационные меры по созданию специальных государственных органов, отвечающих за координацию антинаркотической деятельности, успешно сочетаются с модернизацией уголовного законодательства. Организационные и правовые стандарты антинаркотической борьбы соответствуют требованиям законодательства Европейского Союза. Сделан вывод об эффективности комплексных программ реабилитации наркоманов, реализуемых при активном взаимодействии некоммерческих организаций, государственных и частных медицинских учреждений, социальных служб, которые могли бы быть восприняты и в нашей стране. Дальнейшее исследование национальных антинаркотических стратегий представляется необходимым для совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению наркопреступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобец П. Н., Краснова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key components of the national anti-drug strategy of the Republic of Turkey

The most important direction of the state anti-drug policy of the Republic of Turkey is not criminal repression, but prevention of drug addiction and treatment of drug addicts. The article presents the results of the study of the drug situation in the Republic of Turkey, the national experience of dealing with drug addicts and other people facing with difficult life situations, as well as the practical aspects of the interaction of law enforcement agencies and civil society institutions in the field of drug use prevention. The research methodology includes a review of scientific literature and open source information, an analytical approach to solving the problem of prevention. It is noted that the organizational measures for the establishment of special state bodies responsible for coordinating anti-drug activities are successfully combined with the modernization of criminal legislation. Organizational and legal standards of anti-drug fight comply with the requirements of European Union legislation. The authors come to the conclusion about the effectiveness of comprehensive drug rehabilitation programs, implemented by the active cooperation between non-profit organizations, public and private medical institutions, social services, which could be adapted in our country. Further study of national anti-drug strategies is necessary to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation aimed at the prevention of drug-related crime.

Текст научной работы на тему «Ключевые компоненты национальной антинаркотической стратегии Турецкой Республики»

Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт

КОБЕЦ П.Н.,

доктор юридических наук, профессор;

[email protected] Центр организационного обеспечения научной деятельности; Всероссийский научно-исследовательский

институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25

KOBETS P.N.,

Doctor of Legal Sciences,

professor,

[email protected] Center for organizational support of scientific activities; All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation

КРАСНОВА К.А., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Научно-исследовательский центр N 4; Всероссийский научно-исследовательский

институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, ул. Поварская, 25

KRASNOVA K.A., Gandidate of Legal Sciences, associate professor, Research Center N 4; All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОМ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. Важнейшим направлением государственной антинаркотической политики Турецкой Республики является не уголовная репрессия, а профилактика наркомании и лечение наркоманов. В статье представлены результаты исследования наркоситуации в Турецкой Республике, национального опыта обращения с наркоманами и иными лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, а также практических аспектов взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в сфере профилактики потребления наркотиков. Методология исследования включает обзор научной литературы и открытых информационных источников, аналитический подход к решению проблемы профилактики. Отмечено, что организационные меры по созданию специальных государственных органов, отвечающих за координацию антинаркотической деятельности, успешно сочетаются с модернизацией уголовного законодательства. Организационные и правовые стандарты антинаркотической борьбы соответствуют требованиям законодательства Европейского Союза. Сделан вывод об эффективности комплексных программ реабилитации наркоманов, реализуемых при активном взаимодействии некоммерческих организаций, государственных и частных медицинских учреждений, социальных служб, которые могли бы быть восприняты и в нашей стране. Дальнейшее исследование национальных антинаркотических стратегий представляется необходимым для совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению наркопреступности.

Ключевые слова: наркомания; наркопреступность; профилактика наркомании; незаконный оборот наркотиков; мониторинг наркоситуации; государственная антинаркотическая стратегия; антинаркотическая политика; Турецкая Республика.

KEY COMPONENTS OF THE NATIONAL ANTI-DRUG STRATEGY OF THE REPUBLIC OF TURKEY

Annotation. The most important direction of the state anti-drug policy of the Republic of Turkey is not criminal repression, but prevention of drug addiction and treatment of drug addicts. The article presents the results of the study of the drug situation in the Republic of Turkey, the national experience

of dealing with drug addicts and other people facing with difficult life situations, as well as the practical aspects of the interaction of law enforcement agencies and civil society institutions in the field of drug use prevention. The research methodology includes a review of scientific literature and open source information, an analytical approach to solving the problem of prevention. It is noted that the organizational measures for the establishment of special state bodies responsible for coordinating antidrug activities are successfully combined with the modernization of criminal legislation. Organizational and legal standards of anti-drug fight comply with the requirements of European Union legislation. The authors come to the conclusion about the effectiveness of comprehensive drug rehabilitation programs, implemented by the active cooperation between non-profit organizations, public and private medical institutions, social services, which could be adapted in our country. Further study of national anti-drug strategies is necessary to improve the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation aimed at the prevention of drug-related crime.

Keywords: drug addiction; drug crime; drug abuse prevention; drug trafficking; drug situation monitoring; national anti-drug strategy; anti-drug policy; Turkish Republic.

Незаконный рынок наркотических средств и психотропных веществ государств - членов Европейского союза (далее - ЕС) насыщается как за счет наркотических веществ, произведенных и выращенных в европейских странах, так и ввезенных из других государств мира [1, с. 142-146]. Из ежегодного доклада Международного комитета по контролю над наркотиками Организации Объединенных наций за 2017 г. следует, что ежегодная прибыль от продажи наркотических средств и психотропных веществ в государствах - членах ЕС оценивается почти в 24 млрд евро в год*. Более трети организованных преступных группировок (далее - ОПГ), действующих в ЕС, вовлечены в производство, оборот и продажу запрещенных наркотических средств и психотропных веществ [2]. Две трети ОПГ, участвующих в связанных с наркотиками преступлениях, также вовлечены в другие виды преступного промысла, в том числе в террористическую деятельность [3]. Занимаясь незаконным оборотом наркотиков, ОПГ в целях повышения эффективности преступной деятельности все чаще практикуют новые технологии, включая использование онлайновых рынков и криптова-лют, для торговли запрещенными наркотиками [4].

Согласно данным Европейского центра мониторинга наркотиков и наркома-

* Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2017 год (E/ INCB/2017/1) / Организация Объединенных Наций: Международный комитет по контролю над наркотиками. Вена, 2018 г. // Институт наркологии: официальный сайт. URL: http:// www.nncn.ru

нии (далее - ЕЦМНН) правоохранительные органы государств - членов ЕС ежегодно осуществляют более 1 млн изъятий наркотических средств и психотропных веществ. В 2015 г. на долю каннабиса приходился 71 % всех изъятий, кокаина - 9 %, амфетаминов - 5 %, героина - 5 %, МДМА

- экстази - 2 %, других видов наркотиков

- 8 % [5]. По имеющимся оценкам, более четверти всех жителей в ЕС (более 93 млн человек в возрасте от 15 до 64 лет) один раз в течение своей жизни употребляли запрещенные наркотики. Распространенность злоупотребления каннабисом почти в пять раз выше, чем другими запрещенными ЕС веществами. В настоящее время продолжают расти показатели доступности сильнодействующих препаратов экстази и синтетических опиоидов и злоупотребление ими. Власти ЕС озабочены ростом числа случаев смерти из-за передозировки наркотиков, в частности героина и других опиоидов, наблюдаемым в государствах-членах ЕС в течение последних трех лет.

В сложившейся ситуации немаловажен опыт правоохранительных органов государств - членов ЕС, направленный на предупреждение наркопреступности, которая не только отрицательно влияет на здоровье населения в планетарном масштабе, но и подпитывает террористическую деятельность и военные конфликты [6]. Более того, ЕЦМНН выпустил ряд специальных публикаций, технических докладов, обследований и обзоров по широкому кругу тем, связанных с контролем над наркотиками, включая общеевропейские стратегии и меры ЕС по следующим ключевым направлениям: сокращение предложения наркотиков на территории ЕС; норматив-

но-правовое регулирование оборота кан-набиса в европейских странах; наказание за незаконный оборот наркотиков; употребление особо опасных наркотиков и новых психоактивных веществ; контроль за заболеваемостью инфекционными заболеваниями, обусловленными употреблением наркотиков (гепатит С, ВИЧ-инфекция).

Европейский Центр мониторинга наркотиков и наркомании (European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction - EMCDDA) был создан более 20 лет назад «для обеспечения ЕС и его государств-членов фактической, объективной, достоверной и сравнимой информацией о ситуации с наркотиками» [7, с. 20].

Турецкая Республика (далее - Турция) является кандидатом на вступление в ЕС. В связи с этим она приняла на себя обязательства по приведению своего законодательства, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и новых психоактивных веществ, в соответствие с правовыми нормами ЕС. И если в отечественной юридической литературе проблемы исследования предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в государствах - членах ЕС ранее частично освещались [см., например: 8], то комплексный анализ Национальной антинаркотической стратегии Турции, направленной на создание общества, в максимально возможной степени свободного от наркомании, не проводился.

В первую очередь следует рассмотреть наркорынок Турции. Это государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии и частично в Южной Европе, является важной транзитной страной между Европой и Ближним Востоком и представляет собой крупный потребительский рынок наркотических средств и психотропных веществ.

Турция, расположенная на Балканском маршруте наркотических средств, является ключевым транзитным пунктом для перевозки героина из Афганистана в Европу и, как правило, в обмен на ангидрид уксусной кислоты (главный прекурсор для производства героина) или синтетические стимуляторы. Героин является основным незаконным наркотиком, который перевозится по Балканскому маршруту. Об этом

свидетельствуют крупные изъятия, наиболее часто происходящие в настоящее время на территории государств - членов ЕС.

Несмотря на незначительное сокращение в 2014 и 2015 гг. объема изъятий канна-биса, он остается наиболее распространенным наркотиком на турецком рынке.

Кокаин поступает в Турцию из Южной Америки как для внутреннего потребления, так и с целью направления в европейские страны. По доступным данным за 2016 год*, ставший рекордным по количеству изъятий (1476 партий), в Турции было изъято 845,1 кг кокаина. Большая часть крупных изъятий кокаина происходила в Стамбуле и других международных морских портах средиземноморского побережья Турции.

Метамфетамин поступает в Турцию через Иран. В 2015 г. сообщалось о четырехкратном увеличении объема изъятий метамфетамина, в связи с чем властями была выражена обеспокоенность по поводу увеличения количества этого вещества, имеющегося на розничном рынке. В Турции регулярно изымаются партии МДМА, поступающие из Нидерландов и Бельгии. Их традиционно изымают в западных районах страны, хотя изъятие этого синтетического стимулятора в восточных провинциях в последние годы также возросло. В 2015 г. в Турции было изъято рекордное количество (около 5,7 млн) таблеток МДМА, что свидетельствует о растущей популярности этого наркотика в стране.

Таблетки каптагон (captagon) - гидрохлорида фенетиллин - поставляются в юго-восточную часть ЕС и страны Аравийского полуострова контрабандным путем. Турция является транзитной страной для поставок данной разновидности амфетамина, используемого в качестве стимулятора террористами и боевиками, и лишь небольшая часть этих таблеток остается на внутреннем рынке. В 2015 г. в ходе полицейской операции было изъято рекордное количество таблеток каптагон - 12 млн.

Синтетические каннабиноиды, которые появились на турецком рынке наркотиков в 2010 г., ввозятся из Китая, Европы

* Key statistics // Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании: сайт. URL: http://www.emcdda.europa.eu

и Соединенных Штатов Америки. В период с 2013 по 2015 г. количество изъятий оставалось стабильным*.

В 2015 г. Министерство юстиции Турции выразило обеспокоенность в связи с ростом смертности от наркотиков. Большинство умерших составили мужчины (94 %), а их средний возраст - 31 год. Токсикологический анализ был доступен для всех подтвержденных случаев смерти, вызванных наркотиками, и показал, что опи-оиды, главным образом героин, были причиной немногим более половины из них. В большинстве случаев смерти от наркотических средств было обнаружено более одного вещества. Синтетические канна-биноиды присутствовали в значительном числе случаев. В дополнение к увеличению количества смертей, связанных с героином, с 2012 г. был зарегистрирован рост смертности от других опиоидов (метадон, тра-мадол, фентанил, бупренорфин, петидин и оксикодон). За исключением случаев смерти в результате употребления каннабиса, в последние годы в Турции увеличилась смертность, связанная с потреблением запрещенных веществ. Отчасти увеличение количества зарегистрированных случаев наступления смерти от наркотиков за последние пять лет может быть также связано с лучшим выявлением наркотических средств и совершенствованием форм отчетности в Турции**. Вместе с тем следует отметить, что в Турции уровень смертности от наркотиков среди взрослых (в возрасте от 15 до 64 лет) составил 10,1 смертей на миллион (по данным за 2015 г.), что ниже, чем средний европейский показатель (20,3 смерти на миллион).

Национальная антинаркотическая стратегия Турции (Turkey's National AntiDrug Strategy Paper, далее - Стратегия), принятая в 2015 г., направлена на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в стране. Стратегия нацелена на сокращение спроса и предложения на наркотики. Национальная антинаркотическая политика, изложенная в Стратегии, направлена:

- на предотвращение доступа к наркотикам;

- принятие мер в отношении их употребления в учебных заведениях;

- определение групп, на которые должно быть направлено целевое воздействие;

- совершенствование наркологической помощи населению;

- способствование социальной реинтеграции наркозависимых лиц;

- развитие научно-консультативных советов по антинаркотической деятельности;

- создание систем обмена информацией в сфере антинаркотической деятельности;

- совершенствование законодательства, регламентирующего антинаркотическую деятельность;

- расширение координации и сотрудничества субъектов профилактического воздействия;

- налаживание связей с общественностью;

- совершенствование диагностики и лабораторных услуг***.

Следует подчеркнуть, что настоящая Стратегия представляет собой долгосрочный документ, в развитие которого в 2015 г. был принят Национальный план действий по борьбе с наркотиками (the 2015 National Anti-Drug Action Plan, далее - План).

В Плане определен комплекс мер по реализации целей Стратегии****. Важно также отметить, что выполнение позиций, обозначенных в Стратегии и Плане, подлежит оценке, проводимой при помощи регулярного мониторинга показателей в рамках конкретных исследовательских проектов.

За деятельность по межведомственной координации в области противодействия наркопреступности в Турции отвечает Высший совет по борьбе с наркотиками (The High Council for the Fight Against Drugs, далее - Высший Совет). На него

* Drug markets // Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании: сайт. URL: http://www.emcdda.europa.eu

** Drug harms // Там же.

*** National anti-drug strategy paper. URL: http:// narkotik.pol.tr

**** Турецкое правительствопредставилоплан по борьбе с наркотиками. URL: http://www. blackseanews.net/read/83868

возложены обязанности по разработке стратегий борьбы с наркоманией и развитию межведомственной координации, а также функция мониторинга реализации этих стратегий. В состав Высшего совета по борьбе с наркотиками входят главы всех министерств, участвующих в реализации целей Стратегии. Совет по борьбе с наркотиками (The Board for the Fight Against Drugs) поддерживает работу Высшего Совета. Он отвечает за национальную стратегическую и оперативную координацию противодействия наркопреступности и осуществляет мониторинг исполнения Стратегии. Технический совет по борьбе с наркотиками (Technical Board for the Fight Against Drugs) является консультативным органом, который оказывает помощь в работе по борьбе с наркотиками и включает в себя ряд специализированных подразделений*.

В настоящее время в Турции также действует 81 провинциальный и окружной Совет по борьбе с наркотиками, которые активно занимаются работой по противодействию наркопреступности во всех провинциях Турции.

Турецкий центр мониторинга наркотиков и наркомании (TUBiM, далее -Центр) функционирует в Департаменте по борьбе с наркотиками национальной полиции Турции [9]. От имени МВД Турции Центр отвечает за координацию и реализацию Национальной стратегии Турции в области наркотиков и за мониторинг ситуации с наркотиками во всей стране. С этой целью создана сеть провинциальных координационных центров. Среди основных полномочий Центра следует отметить функцию по мониторингу новых психоактивных веществ в рамках созданной в Турции Национальной системы раннего предупреждения. Научный комитет Центра, в состав которого входят ученые - представители разных отраслей науки, исследует наркоситуацию в Турции и консультирует турецкое правительство.

В условиях начала нового тысячелетия было реформировано и модернизиро-

* National drug strategy and coordination // Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании: сайт. URL: http://www.emcdda. europa.eu

вано уголовное законодательство Турции, которое практически достигло уровня стандартов уголовного законодательства государств - членов ЕС. Помимо Уголовно-процессуального кодекса (Закон от 4 декабря

2004 г. N 5271) и Закона о судоустройстве (от 26 сентября 2004 г. N 5235) 8 июля

2005 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Турции (далее - УК Турции) (Закон от 31 марта 2005 г. N 5328) [10].

Нормы главы 3 раздела 7 УК Турции предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет для лиц, употребляющих наркотики, покупающих, приобретающих или хранящих наркотические средства для личного употребления**. Помимо реального лишения свободы существует также вариант условного заключения с испытательным сроком до трех лет, хотя с 2014 г. испытательный срок в качестве альтернативы тюремному заключению не может использоваться более одного раза. Если наркопотребители отказываются от назначенного им лечения или не соблюдают требования испытательного срока, то суд может вынести приговор о лишении свободы.

Производство, импорт или экспорт наркотиков наказываются тюремным заключением на срок от 20 до 30 лет, а продажа или перевозка - лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.

Если наркотики реализуются несовершеннолетнему, то в этом случае наказание зависит от типа наркотического средства. В частности, санкции за совершенные преступления могут увеличиваться на 50 % в случае реализации кокаина, героина, морфина или синтетических каннабиноидов. Аналогичное увеличение санкции предусматривается также в случаях, если речь идет о группе лиц или осужденные занимали должности врачей, фармацевтов, иных медицинских работников и т.д. Если в совершении преступлений участвовали члены организованных преступных групп, то наказание удваивается [11].

Профилактическое противодействие наркопреступности в Турции охватывает широкий спектр взаимодополняющих путей воздействия. Универсальные стратегии

** Уголовный кодекс Турции. URL: http:// pravoturka.ru/ugolovniy-kodeks-turcii/

ориентированы на население в целом, выборочная профилактика нацелена на уязвимые группы, которые могут подвергаться большему риску возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Следует отметить, что предупреждение рассматриваемого вида преступности в основном ориентировано на лиц, подвергающихся наркотической опасности [12]. В частности, выборочная профилактика лиц, употребляющих опиоиды, связана с внедрением методик опиоидной заместительной терапии начиная с 2010 г. (одобрена в 2009 г.). В результате внедрения подобных мер профилактики в Турции ежегодно увеличивается количество пациентов, проходящих лечение от опиоидов (героина), чему во многом способствует расширение системы лечения и повышение доступности опиоидной заместительной терапии [13].

Национальный план действий по борьбе с наркотиками поставил перед Министерством национального образования Турции задачу координации всех мероприятий по профилактике наркомании в стране. Министерство по делам семьи и социальной политики, Министерство здравоохранения, МВД, Национальный координационный центр при Европейском центре мониторинга наркотиков и наркомании и турецкое Общество зеленого полумесяца упоминаются в качестве основных учреждений - исполнителей профилактических мероприятий, предусмотренных в Плане.

Необходимо отметить, что на местном уровне были созданы провинциальные руководящие комитеты под председательством заместителей губернаторов для подготовки своих планов действий в соответствии с особенностями их провинций.

В соответствии с Национальным планом действий по борьбе с наркотиками первоочередные предупредительные мероприятия, проводимые в Турции, направлены на повышение осведомленности населения и распространение информации профилактического характера, прежде всего о вреде употребления наркотиков. Инициирована работа, направленная на повышение профилактических мероприятий среди молодежи и на поддержку условий, которые могут сдерживать распространение наркотиков среди уязвимых групп населения [14].

Министерство национального образования Турции несет прямую ответственность за осуществление всеобщей профилактики наркомании в турецких школах. Профилактические мероприятия, ориентированные на молодежь, также поддерживаются неправительственными организациями. Используемые методы включают консультативную поддержку, семинары, дискуссионные форумы и конференции. Профилактические программы, ориентированные на семью, осуществляются в сотрудничестве со школьными консультационными центрами. На муниципальном уровне профилактические мероприятия носят главным образом информативный характер.

Главным управлением специального воспитания и консультативной деятельности Министерства национального образования Турции в рамках реализации программы «Классное руководство в начальных и средних учебных заведениях» проводится работа, направленная на предупреждение вредных привычек среди школьников. В провинциях Турции в рамках предупредительно-профилактической работы в школах представителями территориальных управлений национального образования во взаимодействии с представителями территориальных центров по изучению наркотиков и проблем наркозависимости и сотрудниками антина-роктических подразделений полиции проводятся соответствующие мероприятия. К проведению мероприятий привлекаются специалисты территориальных управлений здравоохранения и представители общественных организаций [15].

Среди других важных факторов, влияющих на эффективность профилактической работы, следует назвать проблему занятости свободного времени молодежи, качество осуществления мер, направленных на их профессиональную ориентацию и трудоустройство. Клубы обеспечивают работу, направленную на осознание подростками необходимости использования с пользой свободного времени, создают условия для здорового общения с группами школьников и молодежи, дают возможность молодым людям общаться и обмениваться информацией [16].

Итак, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Современная Турция сочетает рациональное уголовное законодательство с насыщенной просветительской и обучающей деятельностью в сфере профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности. В рамках профилактических мероприятий в Турции основное внимание уделяется повышению осведомленности населения о проблеме наркомании и предоставлению соответствующей информации из разнообразных правительственных и неправительственных источников.

2. Органы государственной власти и институты гражданского общества Турции

объединяют усилия в целях сохранения здоровья нации, защищая при этом основные свободы личности.

3. Роль центров социальных услуг Турции заключается в предоставлении социальной помощи нуждающимся наркозависимым гражданам и направлении в лечебные учреждения бездомных детей и молодых людей.

4. Полученные данные о положительном опыте профилактики наркомании и предупреждении наркопреступности в Турции могут быть использованы в дальнейшей работе по созданию административной среды в сфере профилактики наркомании и модернизации уголовного законодательства Российской Федерации.

Список литературы

1. Кобец П.Н., Краснова К.А. О взаимосвязи незаконного оборота наркотиков и финансирования терроризма в Европейском Союзе // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., 17 ноября 2017 г. Алматы, 2017. С. 142-146.

2. Кобец П.Н., Краснова К.А. Особенности государственной политики Королевства Испания в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и финансированию терроризма (часть 1) // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2017. N 3. С. 4-12.

3. Жестеров П.В. Границы национального суверенитета и преступления в сфере киберпространства // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 8 декабря 2017 г. / сост. Д.В. Попов. Электрон. дан. (3,31 Мб). СПб.: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2018. С. 136-140.

4. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании. URL: http://www.euro.who.int (дата обращения: 25 сент. 2018 г.).

5. Жестеров П.В. Усиление уголовной репрессии в сфере противодействия терроризму: российский и европейский опыт // Юридическая мысль. 2016. Т. 93. N 1. С. 98-103.

6. Жестеров П.В. О роли уголовной репрессии в предупреждении преступлений террористического характера // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. N 1. С. 36-41.

7. Европейский центр мониторинга наркотиков и наркомании - Информационный центр по наркотикам в Европе / М. Нильсон [и др.] // Наркология. 2010. N 8. С. 20-27.

8. Кобец П.Н. Положительный опыт и основы государственной политики Французской Республики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Вестник развития науки и образования. 2017. N 3-4. С. 4-12.

9. About our partner in Turkey. URL: http://www.emcdda.europa.eu (дата обращения: 25 сент. 2018 г.).

10. Раджабова Э.Ш. Уголовное законодательство Турецкой Республики: становление и развитие // Международное уголовное право и международная юстиция. 2013. N 1. С. 29-32.

11. Drug laws and drug law offences. URL: http://www.emcdda.europa.eu (дата обращения: 25 сент. 2018 г.).

12. Опыт Турции в борьбе с наркоманией. Справка. URL: https://ria.ru (дата обращения: 25 сент. 2018 г.).

13. Кобец П.Н., Ильин И.В. Опыт Турецкой Республики по предупреждению преступности в сфере незаконного оборота наркотиков // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 1 (41). С. 119-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Prevention. URL: http://www.emcdda.europa.eu (дата обращения: 25 сент. 2018 г.).

15. Салимова К.И. Становление светской школы в Турции // Педагогика. 2011. N 4. С. 107-114.

16. Туровская А.А. Турецкое общество: столкновение или преемственность традиций // Безопасность Евразии. 2009. N 4. С. 426-432.

References

1. Kobets P.N., Krasnova K.A. O vzaimosvyazi nezakonnogo oborota narkotikov i finansirovaniya terrorizma v Evropeyskom Soyuze [On the relationship of illicit drug trafficking and the financing of terrorism in the European

Union]. Aktual'nye problemy protivodeystviya terrorizmu i ekstremizmu: otechestvenniy i zarubezhniy opyt [Actual problems of countering terrorism and extremism: domestic and foreign experience]. Almaty, 2017. Pp. 142-146.

2. Kobets P.N., Krasnova K.A. Osobennosti gosudarstvennoy politiki Korolevstva Ispaniya v sfere protivodeystviya nezakonnomu oborotu narkotikov i finansirovaniyu terrorizma (chast' 1) [Features of the state policy of the Kingdom of Spain in the field of combating illicit drug trafficking and the financing of terrorism (Part 1)]. Protivodeystvie terrorizmu. Problemy XXI veka - COUNTER-TERRORISM - Counter-terrorism. Problems of the XXI century - COUNTER-TERRORISM, 2017, no. 3, pp. 4-12.

3. Zhesterov P.V. Granitsy natsional'nogo suvereniteta i prestupleniya v sfere kiberprostranstva [Borders of national sovereignty and crimes in the sphere of cyberspace]. Pravoohranitel'naya deyatel'nost'organov vnutrennih del v kontekste sovremennyh nauchnyh issledovaniy [Law enforcement activities of the internal affairs bodies in the context of modern scientific research]. St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. Pp. 136-140.

4. Vsemirnaya organizatsiya zdravoohraneniya. Evropeyskoe regional'noe byuro. Evropeyskiy tsentr monitoringa narkotikov i narkomanii [World Health Organization. European Regional Office. European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction]. Available at: http://www.euro.who.int (Accessed September 25, 2018).

5. Zhesterov P.V. Usilenie ugolovnoy repressii v sfere protivodeystviya terrorizmu: rossiyskiy i evropeyskiy opyt [Strengthening criminal repression in the field of countering terrorism: the Russian and European experience]. Yuridicheskaya mysl' - Legal thought, 2016, vol. 93, no. 1, pp. 98-103.

6. Zhesterov P.V. O roli ugolovnoy repressii v preduprezhdenii prestupleniy terroristicheskogo haraktera [On the role of criminal repression in the prevention of crimes of a terrorist nature]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovaniy - Journal of legal and economic research, 2016, no. 1, pp. 36-41.

7. Nil'son M. i dr. Evropeyskiy tsentr monitoringa narkotikov i narkomanii - Informatsionniy tsentr po narkotikam v Evrope [European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction - Drug Information Center in Europe]. Narkologiya - Narcology, 2010, no. 8, pp. 20-27.

8. Kobets P.N. Polozhitel'niy opyt i osnovy gosudarstvennoy politiki Frantsuzskoy Respubliki v sfere protivodeystviya nezakonnomu oborotu narkotikov [Positive experience and fundamentals of the state policy of the French Republic in the field of combating illicit drug trafficking]. Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya - Bulletin of the development of science and education, 2017, no. 3-4, pp. 4-12.

9. About our partner in Turkey. Available at: http://www.emcdda.europa.eu (Accessed September 25, 2018).

10. Radzhabova E.Sh. Ugolovnoe zakonodatel'stvo Turetskoy Respubliki: stanovlenie i razvitie [The criminal legislation of the Republic of Turkey: the formation and development]. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya - International criminal law and international justice, 2013, no. 1, pp. 29-32.

11. Drug laws and drug law offences. Available at: http://www.emcdda.europa.eu (Accessed September 25,

2018).

12. Opyt Turtsii v bor'be s narkomaniey. Spravka [Turkey's experience in the fight against drug addiction. Reference]. Available at: https://ria.ru (Accessed September 25, 2018).

13. Kobets P.N., Il'in I.V. Opyt Turetskoy Respubliki po preduprezhdeniyu prestupnosti v sfere nezakonnogo oborota narkotikov [The experience of the Turkish Republic in crime prevention in the sphere of illicit drug trafficking]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii - Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academyof the Ministry of internal affairs of Russia, 2018, no. 1 (41), pp. 119-122.

14. Prevention. Available at: http://www.emcdda.europa.eu (Accessed September 25, 2018).

15. Salimova K.I. Stanovlenie svetskoy shkoly v Turtsii [Formation of a secular school in Turkey]. Pedagogika - Pedagogy, 2011, no. 4, pp. 107-114.

16. Turovskaya A.A. Turetskoe obshchestvo: stolknovenie ili preemstvennost' traditsiy [Turkish society: the clash or continuity of traditions]. Bezopasnost' Evrazii - Security of Eurasia, 2009, no. 4, pp. 426-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.