Научная статья на тему 'Об основах антинаркотической политики Российской Федерации'

Об основах антинаркотической политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
307
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / НАРКОСИТУАЦИЯ / НАРКОКОНТИНГЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Д. Р.

Статья содержит анализ правовых основ и организационных мер антинаркотической политики, проводимой в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Усманова Д. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основах антинаркотической политики Российской Федерации»

УДК 343.2

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

Д. Р. УСМАНОВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых

дисциплин, кандидат юридических наук

ОБ ОСНОВАХ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья содержит анализ правовых основ и организационных мер антинаркотической политики, проводимой в Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: антинаркотическая политика, антинаркотическое законодательство, антинаркотическая деятельность, субъекты антинаркотической деятельности, антинаркотическая пропаганда. наркоситуация, наркоконтингент.

Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. подчеркивается особое признание достоинства и ценности человеческой личности, а естественной и основной ячейкой общества провозглашается семья, имеющая «право на защиту со стороны общества и государства». Кроме того, декларируется право каждого человека на социальный и международный порядок и указание на то, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В череде международных документов последовали Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Принятая в дополнение Европейская социальная хартия 1961 г. провозгласила цель укрепления европейского единства в социальной области, а также право на охрану здоровья. Согласно п. 1 данной статьи государство обязуется устранять, «насколько это

возможно, причины плохого здоровья», что возможно выполнить при наличии надлежащей системы здравоохранения, специальных мер по защите здоровья матерей, детей и лиц пожилого возраста, а также общих мер, направленных на: предотвращение загрязнения воздуха и воды; защиту от радиации и шума;

контроль качества продуктов питания и ^

состояния окружающей среды; борьбу ^

с алкоголизмом и наркоманией. ^

Важным документом в рамках ^

международной борьбы с оборотом §

наркотиков явилась Единая конвенция о ^

наркотических средствах 1961 г. Далее ^

были приняты: Протокол 1972 г. о по- ^

правках к Единой конвенции о наркоти- а

ческих средствах 1961 г., Конвенция ^

1971 г. о психотропных веществах, Кон- I

венция 1988 г. о борьбе против незакон- |

ного оборота наркотических средств и а

психотропных веществ. В совокупности ^

эти Конвенции представляют собой |

свод правил, регламентирующих, как §

наркотические вещества должны произ- а

водиться, продаваться и использоваться, 2

а также что надлежит сделать, чтобы | воспрепятствовать преступным дейст-

о ^

виям, связанным с наркотиками. В со- а

ответствии с Конвенциями ООН допус- ^

кается использование наркотиков ис- ^

ключительно в медицинских и научных |

целях. Конвенции заложили основу ан- ^

тинаркотической политики разных стран.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотиков, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Государственная политика в сфере наркоконтроля строится на следующих принципах: государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков; координация деятельности федеральных органов исполнительной ^ власти, органов исполнительной вла-^ сти субъектов Российской Федерации, 3 органов местного самоуправления; а приоритетность мер по профилактике | наркомании и правонарушений, свя-£ занных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельно-^ сти, направленной на антинаркотиче-| скую пропаганду; государственная Ц поддержка научных исследований в Ц области разработки новых методов ^ лечения наркомании; привлечение не-з государственных организаций и граж-| дан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений „а медико-социальной реабилитации ^ больных наркоманией; развитие меж-| дународного сотрудничества в область ти противодействия незаконному обо-^ роту наркотиков на многосторонней и „Ц двусторонней основе. ^ Основы российской антинарко-

а тической политики закреплены также § Федеральным законом от 23 ноября | 1995 г. № 172-ФЗ «О присоединении

Российской Федерации к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года», Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков», Указом Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2007 г. № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 249 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список I в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 449 «О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов».

На уровне Республики Башкортостан действуют: Указ Президента РБ от 23.03.2012 № УП-156 «Об антинаркотической комиссии Республики Башкортостан»; Постановление Правительства РБ от 19.10.2009 № 382 «Об утверждении Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы»; Постановление Правительства РБ от

15.04.2009 № 145 «Об утверждении Концепции информационно-пропагандистской деятельности в Республике Башкортостан "Башкортостан без наркотиков" на 2009-2014 годы»; Постановление Правительства РБ от

13.08.2010 № 311 «Об организации мо-

ниторинга наркотической ситуации в Республике Башкортостан».

Указом Президента РФ от 09 июня 2010 г. № 690 была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Заявляется, что достижение цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям: сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии; сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, в отличие от Федерального закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», дается понятие и субъектов антинаркотической деятельности.

Субъектами антинаркотической деятельности являются:

а) Государственный антинаркотический комитет, осуществляющий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по реализации государственной антинаркотической политики;

б) антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, обеспечивающие координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Фе-

дерации и органов местного самоуправления, а также организующие их взаимодействие с общественными объединениями по профилактике немедицинского потребления наркотиков и противодействию их незаконному обороту в рамках своих полномочий;

в) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, обеспечивающая выполнение функций по реализации государственной антинаркотической политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

г) Министерство здравоохранения Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации для лиц, потребляющих наркотики, и больных наркоманией, а также в сфере фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; а

д) другие федеральные органы ис- | полнительной власти, обеспечивающие ^ реализацию функций по противодействию ^ незаконному обороту наркотиков и их пре- М курсоров, а также меры профилактики не- | медицинского потребления наркотиков в Ц* пределах предоставленных им Президен- | том Российской Федерации и Правительст- ^ вом Российской Федерации полномочий; ^

е) высшие должностные лица (руко- | водители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Рос- ^а сийской Федерации, осуществляющие в ^ рамках своих полномочий руководство ан- | тинаркотической деятельностью на терри- ^ тории субъектов Российской Федерации; ^

ж) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспе- У чивающие реализацию государственной а

антинаркотической политики в субъектах Российской Федерации;

и

з) органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» закрепил статус Государственного антинаркотического комитета (на уровне субъектов Российской Федерации - Антинаркотической комиссии), который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также осуществляющим подготовку соответ-^ ствующих предложений Президенту Рос-^ сийской Федерации. Основными задачами ^ Комитета являются: подготовка предложе-^ ний Президенту Российской Федерации по § формированию государственной политики У в области противодействия незаконному обороту наркотиков, по совершенство-о? ванию законодательства Российской ^ Федерации в этой области, а также

| представление ежегоднЬК докладов о

Ц деятельности Комитета; координация

| деятельности федеральных органов ис-

Ц полнительной власти и антинаркотиче-

® ских комиссий в субъектах Российской

| Федерации по противодействию неза-

у конному обороту наркотиков, а также

'Щ организация их взаимодействия с орга-

Ц нами исполнительной власти субъектов

® Российской Федерации, органами мест-

§ ного самоуправления муниципальных

| образований, общественными объединениями и организациями; разработка

^ мер, направленных на противодействие

И незаконному обороту наркотиков, в том

| числе на профилактику этого оборота, а

^ также на повышение эффективности

реализации федеральных целевых программ в этой области; участие в международном сотрудничестве в области противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации.

В соответствие с Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена, согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Важную роль в антинаркотической пропаганде играют научно-практические конференции и семинары, проходящие, в том числе, на базе ФСКН России. 16 ноября 2007 года в Российском государственном социальном университете проходила Всероссийская конференция «Профилактика наркомании и борьба с незаконным оборотом наркотиков» и научно-профилактический семинар «Современные технологии профилактики наркомании и наркопреступности».

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» создала правовые основы для концентрации усилий федеральных органов исполнительной власти по проведению

целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты и реализуются региональные антинаркотические программы. Так, в республике Башкортостан реализуется Республиканская целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы.

ФСКН России эффективно взаимодействует с социальными службами. Проводятся совместные мероприятия, направленные на предупреждение наркомании среди детей и подростков. Пример такой деятельности - реализация Национальной антинаркотической программы «Неприкосновенный запас -дети России». Эта программа является одной из наиболее эффективных форм патриотического воспитания и подготовки детей и подростков - воспитанников детских домов, школ-интернатов и социальных приютов к решению сложных жизненных ситуаций, в том числе связанных с наркотизацией.

Действенными методами антинаркотической пропаганды являются всероссийские антинаркотические акции, такие как «Волга против наркотиков», «Волна здоровья - займись собой». Эти акции были организованы совместно с общественными организациями Лигой здоровья нации и антинаркотическим проектом «Право на жизнь». Проводится международный детско-юношеский марафон «Славянское кольцо - дети против наркотиков»; Всероссийская антинаркотическая акция в форме молодежной эстафеты по городам страны «Олимпийская гордость России» и Всероссийская антинаркотическая акция по городам Московской области «Вместе в будущее» с участием

известных спортсменов; фестивали «Культура против наркотиков».

ФСКН России активно сотрудничает с другими силовыми структурами. К примеру, в соответствии с решением глав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности ежегодно проводится международная оперативно-профилактическая операция «Канал»; ежегодная Всероссийская профилактическая межведомственная операция «Мак». Главными целями операций являются выявление и уничтожение незаконных посевов и дикорастущих наркосодержащих растений, а также перекрытие каналов перевозки наркотиков железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом.

Важным элементом антинаркотической политики является и международное сотрудничество. Так, в сентябре 2008 г. в Москве по инициативе Агентства по борьбе с наркотиками США прошел очередной международный семинар по подготовке сотрудников антинаркотических подразделений правоохранительных органов и спецслужб. Он был посвящен вопросам противодействия легализации наркодоходов, конфискации имущества и денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, связанной с наркотиками.

Свою роль в системе субъектов играет Международный комитет ООН по контролю над наркотиками. Ежегодные доклады Комитета включают в себя рекомендации, адресованные правительствам, Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Всемирной организации здравоохранения, другим соответствующим международным организациям.

© Усманова Д. Р.

<ч а а

и и

ч

В

и «

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 «

и

1

£

а «

и

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.