Научная статья на тему 'Правовые меры и социологический мониторинг в контексте управления антинаркотической деятельностью'

Правовые меры и социологический мониторинг в контексте управления антинаркотической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / LEGAL MEASURES / МОНИТОРИНГ НАРКОСИТУАЦИИ / MONITORING OF THE DRUG SITUATION / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIOLOGY OF MANAGEMENT / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-DRUG ACTIVITIES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ / COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горнов Владимир Анатольевич, Фролова Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности антинаркотической деятельности посредством актуализации правовых мер и социологического мониторинга наркоситуации. Целью данной работы является обоснование необходимости горизонтальной координации действий субъектов антинаркотической деятельности разных уровней. В методологическом плане эффективная горизонтальная координация предполагает повышение качества социальной диагностики и прогнозирования развития наркоситуации в регионах путём локализации проблематики на местном уровне, что достигается диверсификацией объекта социологических исследований в данной сфере. На современном этапе с учётом уровня наркотизации российского населения и ограниченности бюджетных ресурсов, централизованное обеспечение горизонтальной координации органами управления государственной антинаркотической политикой представляется избыточным. В качестве действенного инструмента координации предлагается модель зональных центров инновационных антинаркотических методик, в ведении которых находились бы вопросы правовой регламентации и научно-методической поддержки локального мониторинга наркоситуации, взаимодействие с конкретным исполнителем профилактических и социально-реабилитационных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горнов Владимир Анатольевич, Фролова Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the questions of increase of efficiency of anti-drug activities through the updating of the legal measures and sociological monitoring of the drug situation. The aim of this work is substantiation of the need for horizontal coordination of all anti-drug activities subjects at different levels. Methodologically, the effective horizontal coordination will improve the quality of social diagnostics and forecasting the development of drug situation in the regions by localizing the issues at the local level, which is achieved by diversification of the object of sociological research in this field. At the present stage given the level of narcotization of the Russian population and limited fiscal resources, centralized ensuring the horizontal coordination of the management bodies of the state anti-drug policy is excessive. As an effective coordination tool it is proposed the model of the zonal centers for innovative anti-drug techniques, in which would be questions of legal regulation and methodological support of local monitoring of drugs, an interaction with a particular by preventive and social rehabilitation measures.

Текст научной работы на тему «Правовые меры и социологический мониторинг в контексте управления антинаркотической деятельностью»

ф

Горнов Владимир Анатольевич

Заведующий кафедрой социологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина,

кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]

Фролова Наталья Алексеевна

Профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор E-mail: frolova. rags@yandex. ru

ПРАВОВЫЕ МЕРЫ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности антинаркотической деятельности посредством актуализации правовых мер и социологического мониторинга наркоситуации. Целью данной работы является обоснование необходимости горизонтальной координации действий субъектов антинаркотической деятельности разных уровней. В методологическом плане эффективная горизонтальная координация предполагает повышение качества социальной диагностики и прогнозирования развития наркоситуации в регионах путём локализации проблематики на местном уровне, что достигается диверсификацией объекта социологических исследований в данной сфере. На современном этапе с учётом уровня наркотизации российского населения и ограниченности бюджетных ресурсов, централизованное обеспечение горизонтальной координации органами управления государственной антинаркотической политикой представляется избыточным. В качестве действенного инструмента координации предлагается модель зональных центров инновационных антинаркотических методик, в ведении которых находились бы вопросы правовой регламентации и научно-методической поддержки локального мониторинга наркоситуации, взаимодействие с конкретным исполнителем профилактических и социально-реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: правовые меры; мониторинг наркоситуации; социология управления; антинаркотическая деятельность; противодействие незаконному обороту наркотиков.

Abstract.

The article deals with the questions of increase of efficiency of anti-drug activities through the updating of the legal measures and sociological monitoring of the drug situation. The aim of this work is substantiation of the need for horizontal coordination of all anti-drug activities subjects at different levels. Methodologically, the effective horizontal coordination will improve the quality of social diagnostics and forecasting the development of drug situation in the regions by localizing the issues at the local level, which is achieved by diversification of the object of sociological research in this field. At the present stage given the level of narcotization of the Russian population and limited fiscal resources, centralized ensuring the horizontal coordination of the management bodies of the state anti-drug policy is excessive. As an effective coordination tool it is proposed the model of the zonal centers for innovative anti-drug techniques, in which would be questions of legal regulation and methodological support of local monitoring of drugs, an interaction with a particular by preventive and social rehabilitation measures.

Keywords: legal measures; monitoring of the drug situation; sociology of management; anti-drug activities; combating illegal drug trafficking.

Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года предусмотрено повсеместное внедрение мониторинга наркоситуации как важнейшего инструмента формирования эффективной системы профилактики нар-котизма и противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1. Практически эта мера направлена на оптимизацию государственной антинаркотической политики в Российской Федерации путём создания единой системы управления антинаркотической деятельностью на федеральном, региональном и местном уровнях.

Задачаобеспечения антинаркотической безопасности государства обусловливает необходимость и целесообразность интеграции широкого комплекса мер по мониторингу наркоситуации в государственную антинаркотическую систему, наряду с под-системамиборьбы с незаконным оборотом наркотиков, комплексной профилактики наркотизма, лечения и социальной реабилитации наркозависимых, антинаркотической пропаганды. Опора на понятную и разделяемую обществом государственную идеологию в данной сфере и единую правовую основу делает государственную антинаркотическую систему социально эффективнойв вопросах управления антинаркотической деятельностью и её контроля, реализации целевых антинаркотических программ, межрегионального и международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконны-моборотом наркотиков.

В последнее время в России была сформирована общая структура антинаркотической системы, в качестве субъектов которой выступают органы власти всех уровней, гражданские институты, средства массовой

информации, экспертное сообщество, правоохранительные органы, общественные объединения2. Её функционал ориентирован на организацию управления антинаркотической деятельностью и её координацию на уровне государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и включает нормативно-правовой, научно-теоретический, организационно-управленческий, информационный и контрольно-аналитический компоненты3.

В вопросах организационно-управленческого, информационного и контрольно-аналитического сопровождения антинаркотической политики постоянно действующий мониторинг наркоситуации стал крайне необходимым инструментом, обеспечивающим своевременное информирование, оперативный учёт и контроль, анализ, оценку и прогнозирование наркоситуации для всех активных субъектов антинаркотической деятельности. Это, в частности, подтверждается тем, что ответственность за осуществление комплексного мониторинга наркоситуации в регионах России возложена на председателей антинаркотических комиссий — руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ4.

Созданием реального механизма координации деятельности территориальных антинаркотических структуробеспечивается эффективность практики применения антинаркотического законодательства. При реализации задач мониторинга наркоситуации здесь довольно чётко прослеживается иерархия субъектов антинаркотической деятельности и обратная связь, особенно в плане организации и проведения социологических исследований общественного мнения в границах субъектов Российской Федерации.

Прекурсоры — вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических

средств и психотропных веществ и подлежащие контролю в соответствии с законодательством. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299 // Собрание Законодательства Российской Федерации.— 2014.— № 18 (часть I).— Ст. 2148.

ФроловаН.А.Антинаркотическая политика России: динамика развития и направления совершенствования: монография.— М.: Орбита-М, 2012.— С. 47-48.

Об утвержденииПоложения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 485 // Собрание Законодательства Российской Федерации.— 2011.— № 26.— Ст. 3808.

Социологический мониторинг наркоситуации проводится на основе анализа данных социологических исследований, (в основном — массовых опросов населения в возрасте от 14 до 60 лет), с учётом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся потребления наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (ПАВ), лечения и медико-социальной реабилитации наркозависимых. По результатам социологических исследований определяется величина оценочной распространённости потребления наркотиков в конкретном регионе — важнейший показатель, в целом характеризующий состояние наркоситуации в субъекте Российской Федерации.

Практика последних лет показывает, что-стабильное функционирование такого механизма не может быть обеспечено только «вертикалью» правовых норм и органов управления. На современном этапе, с учётом уровня наркотизации российского населения, устойчивая «вертикаль»должна, по нашему мнению, дополняться горизонтальной координацией, способной развиваться в рамках как отдельных субъектов Российской Федерации, региональных центров, так и федеральных округов.

На практике горизонтальную координацию антинаркотической деятельности можно реально усилить на основе существующих ресурсов путём создания действенных зональных центровинновационных антинаркотических методик. Представляется, что создание таких центров существенно повысит уровень научно-методического обеспечения работ по социальной диагностике проблем наркотизма на местном уровне, позволит усилить адресность профилактических мер, медико-социальной реабилитации наркозависимых, оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

Поскольку действующие (и претерпевающие уже третий пересмотр) «Методика и по-

рядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах» при проведении социологических опросов в регионах предписывают реализовывать территориальную выборку в объёме не менее0,1% численности населения в возрасте от 14 до 60 лет, все аналитические процедуры проводятся с данными, полученными от нескольких сот респондентов, отобранных с соблюдением условий репрезентативности5.

Для достижения целей мониторинга наркоситуации в субъекте РФ в целом такая структура выборки является оптимальной, позволяя своевременно и довольно точно выявлять отдельные изменения и устойчивые тенденции в развитии наркоситуации. В то же время для руководителей муниципальных органов управления, учреждений образования и здравоохранения и других заинтересованных сторон более важен локальный «срез», показывающий ситуацию в том или ином муниципальном районе или городском округе, а часто и в конкретной организации. При проведении исследования по региону в целом в территориальной выборке это, как правило, не отражается.

С созданием зональных центров инновационных антинаркотических методик значительно сократилась бы дистанция между координирующим центром, в непосредственном ведении которого находились бы вопросы правовой регламентации и научно-методической поддержки локального мониторинга наркоситуации, и конкретным исполнителем. Задачи по проведению первичной диагностики и оценки наркоситуации на местах вполне могут решаться силами сотрудников муниципальных антинаркотических структур, работников городских и сельских администраций, учреждений образования и здравоохранения, а также силами добровольцев. Максимально широкое вовлечение общественности в антинаркотическую деятельность уже само по себе повышает уровень резистентности

5 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и её субъектах (второй пересмотр): утверждены п. 3.2 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 24 декабря 2014 г. № 26.

социума к исходящим со стороны наркобизнеса угрозам национальной и региональной безопасности.

Рассчитывать на серьёзный успех в этой работе можно только при условии, что деятельность всех звеньев системы антинаркотической деятельности будет сфокусирована, в первую очередь, на противодействии наркотизации молодёжной среды. Но молодежь — специфический объект исследования, её принято считать благоприятной средой для распространения асоциальных поведенческих практик, на что неоднократно обращалось внимание в научных работах как отечественных, так и зарубежных авторов6. Поэтому при проведении социологических опросов или при обсуждении в среде учащейся молодёжи любых сюжетов, затрагивающих сферу отклонений от социальной нормы поведения, требуется осторожный, даже деликатный подход: следует избегать процедур, потенциально способных спровоцировать неконтролируемые действия респондентов, вызвать агрессию или подтолкнуть их на путь экстремизма7.

В практике социологического мониторинга приоритетным предметом исследования должно стать определение основных характеристик и особенностей отношения молодёжи к незаконному (немедицинскому) потреблению и распространению наркотических препаратов и ПАВ, выявление динамики этих характеристик и особенностей с учётом гендерной и субкультурной специфики молодёжных сообществ.

Эмпирически выявлено, что в молодёжной среде сегодня доминируют социально негативные модели взаимоотношений с лицами, вовлечёнными в практику немедицинского потребления ПАВ и незаконный оборот наркотических средств: • «толерантность», характеризующаяся сочувствием или терпимым (нейтральным)

отношением к таким лицам и снижением

резистентности к исходящей от них угрозе вовлечения в сферу незаконного оборота наркотических средств;

• «сегрегация», условно разделяющая жизненное пространство «правильных» и «неправильных» людей, культивирующая иллюзию, что наркомания и всё, что с ней связано, не имеет отношения к «нашему» образу жизни и потому якобы не представляет серьёзной опасности8. Социально позитивные поведенческие модели, такие как антинаркотическое во-лонтёрство, благотворительная помощь наркозависимым, участие в пропаганде здорового образа жизни не могут развиваться на голом энтузиазме и требуют не только моральной, но и конкретной правовой поддержки, а также создания благоприятных материальных условий. В этом направлении в разных регионах России накоплен большой положительный опыт, в деле распространения которого значительную роль могли бы сыграть рассмотренные нами зональные центры инновационных антинаркотических методик.

Социологические исследования в рамках проведения мониторинга наркоситуаци-ипозволяют получать не только количественные характеристики изучаемых процессов и явлений, но и выявлять конкретные социальные практики, связанные с немедицинским потреблением ПАВ и незаконным оборотом наркотических средств. Однако у специалистов-социологов зачастую нет необходимых компетенций, полномочий и средств для последующего практического применения полученных результатов в виде адресных методик антинаркотической работы, технологий оперативно-разыскной деятельности, профилактических мероприятий.

Так, в практической антинаркотической работе по-прежнему сохраняется острота проблемы определения перечня контроли-

6 MacDonald, R., Marsh, J. Crossing the Rubicon: youth transitions, poverty, drugs and social exclusion // International Journal of Drug Policy.—2002.—Vol. 13.— Р. 27-38.

7 Горнов В.А., ЛыковаО.А. О восприятии отдельных аспектов проблемы экстремизма в среде студенческой молодёжи // Актуальные вопросы социологии и управления.—Вып. 2.— Рязань, 2012.— С. 119-120.

8 Там же.— С. 122.

руемых веществ9, ав общественаблюдается снижение общего уровня резистентности социальной среды и, прежде всего, молодёжи к негативным внешним информационным воздействиям. Средства массовой информации, и в первую очередь Интернет, формируют у молодых людей и в их ближнем социальном окружении уверенность в безопасности «лёгких» наркотиков — марихуаны и других препаратов из конопли. Наркобизнесу удалось укоренитьв сознании целевой группы потребителей идею о безопасности разовой пробы наркотика, и эта проблема переходит в плоскость повседневной жизненной практики.Растёт число социально неуверенных, инфантильных молодых людей, подверженных влияниям моды и рекламы, что благоприятно для продвижения на потребительский рынок как новых, так и традиционных наркопре-паратов10.

Мониторинг интернет-сайтов правоохранительными органами показал свою эффективность, несколько снизив активность использования ресурсов «Всемирной паутины» для реализации наркопрепаратов в среде информационно-продвинутых пользователей. Но уже в 2016-2017 гг. наркобизнесу удалось найти новые эффективные пути информационного обмена с потребителями наркотических препаратов и добиться кор-

рекции показателя их доступности в свою пользу. Затормозить этот процесс можно только тотальным противодействием угрозе наркотизации, основанным на глубоком понимании в обществе всей её опасности, на осознанном неприятии наркопрактик во всех группах населения11.

Тем самым вопрос о совершенствовании государственной антинаркотической системы России вновь ставится со всей остротой: меры правового регулирования механизмов регионального управления антинаркотической деятельностью должны работать на опережение, основываясь на надёжном прогнозировании развития ситуации в сфере незаконного производства и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

Модель такой результативной политики в реальной российской действительности должна быть основана не только на законодательной базе, но и на взаимосвязи с социальной средой, традициями, общественным мнением, гражданско-правовой культурой. На уровне зональных центров инновационных антинаркотических методик задачи профилактики первой пробы наркотика, противодействия скрытой рекламе наркотиков, выявления новых социальных наркопрактик и способов потребления наркопрепаратов решались бы намного эффективнее.

Библиографический список

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299 // Собрание Законодательства РФ.— 2014.— № 18 (часть I).— Ст. 2148.

2. Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 485 // Собрание Законодательства РФ.— 2011.— № 26.— Ст. 3808.

3. Агранат, Д.Л., Луков, В.А., Надточий, Ю.Е. Социальные наркопрактики: институциона-лизация социальных наркопрактик в современной России: монография.— М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2003.

9 Кухарук В. Стратегия государственной антинаркотической политики и проблемы определения контролируемых веществ // Уголовное право.— 2011.— № 3.— С. 104-110.

10 ШалагинА.Е., УсмановИ.М.Современная наркоситуация в Российской Федерации: тенденции, прогноз, меры противодействия // Вестник Казанского юридического института МВД России.— 2016.— № 1(23).— С. 30-34.

11 АгранатД.Л., ЛуковВ.А., НадточийЮ.Е. Социальные наркопрактики: институционализация социальных наркопрактик в современной России: монография.— М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2003.— С. 109.

4. Горнов, В.А., Лыкова, О.А. О восприятии отдельных аспектов проблемы экстремизма в среде студенческой молодежи // Актуальные вопросы социологии и управления: сб. науч. трудов / Отв. ред.: В. А. Горнов, Е. А. Анисина; РГУ им. С. А. Есенина.— Вып. 2.— Рязань, 2012.— С. 119-123.

5. Кухарук, В. Стратегия государственной антинаркотической политики и проблемы определения контролируемых веществ // Уголовное право.— 2011.— № 3.— С. 104-110.

6. Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и еёсубъектах (второй пересмотр): утверждены п. 3.2 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 24 декабря 2014 г. №26.— [Электронный ресурс] — URL: http://adm-nao.ru/media/ uploads/userfiles/2015/01/19.pdf

7. Фролова, Н.А.Антинаркотическая политика России: динамика развития и направления совершенствования: монография.— М.: Орбита-М, 2012.

8. Шалагин, А.Е., Усманов, И.М.Современная наркоситуация в Российской Федерации: тенденции, прогноз, меры противодействия // Вестник Казанского юридического института МВД России.— 2016.— № 1(23).— С. 30-34.

9. MacDonald, R., Marsh, J. Crossing the Rubicon: youth transitions, poverty, drugs and social exclusion // International Journal of Drug Policy.— 2002. — Vol. 13.— Р. 27-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.