Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В СИСТЕМЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В СИСТЕМЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимов С. Ю., Габзалилов В. Ф., Максимов К. В.

В статье, приуроченной 30-летию со дня образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков в системе МВД России, на основе анализа впервые вводимых в научный оборот архивных документов предпринята попытка восполнить имеющиеся пробелы в изучении процесса становления и развития подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел Республики Башкортостан. Рассматривается правовая основа деятельности, организационно-структурное построение подразделений по контрою за оборотом наркотиков. Уточняются некоторые сведения о результатах деятельности МВД по Республике Башкортостан за последние 30 лет по линии противодействия незаконному обороту наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимов С. Ю., Габзалилов В. Ф., Максимов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF UNITS FOR CONTROL OF DRUG TURNOVER IN THE SYSTEM OF THE MIA FOR THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In an article dedicated to the 30th anniversary of the formation of drug control units in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, on the basis of an analysis of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, an attempt is made to fill the existing gaps in the study of the formation and development of drug control units of internal organs. Affairs of the Republic of Bashkortostan. The legal basis of activities, organizational and structural structures of units for control over drag trafficking are considered. Some information on the results of the activities of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Bashkortostan over the past 30 years in field of combating drug trafficking is being clarified.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В СИСТЕМЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

ТЕОРИЯ ПРАВА

УДК 351.761.3.071(470.57)

С. Ю. ГЕРАСИМОВ, начальник Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Башкортостан (г. Уфа)

S. YU. GERASIMOV, Head of the Drug Control Department of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Bashkortostan (Ufa)

В. Ф. ГАБЗАЛИЛОВ, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

V. F. GABZALILOV, deputy head of the department of operationally Investigative activities of the Internal Affairs Bodies of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences (Ufa)

К. В. МАКСИМОВ, старший оперуполномоченный Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Республике Башкортостан, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат исторических наук (г. Уфа)

К. V. MAKSIMOV, senior ofßcer of the Ofßce for Drug Control of the Ministry of Interior in the Republic of Bashkortostan, Associate Professor of the Department of Health and Safety of Vital Functions of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Candidate of historical sciences (Ufa)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В СИСТЕМЕ МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

ESTABLISHMENT AND DEVELOPMENT OF UNITS FOR CONTROL OF DRUG TURNOVER IN THE SYSTEM OF THE MIA FOR THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация. В статье, приуроченной 30-летию со дня образования подразделений по контролю за оборотом наркотиков в системе МВД России, на основе анализа впервые вводимых в научный обо-

рот архивных документов предпринята попытка восполнить имеющиеся пробелы в изучении процесса становления и развития подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел Республики Башкортостан. Рассматривается правовая основа деятельности, организационно-структурное построение подразделений по контрою за оборотом наркотиков. Уточняются некоторые сведения о результатах деятельности МВД по Республике Башкортостан за последние 30 лет по линии противодействия незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова и словосочетания: подразделения по контролю за оборотом наркотических средств, противодействие злоупотреблению наркотиками, наркотические средства, психотропные вещества, незаконный оборот наркотических средств.

Annotation. In an article dedicated to the 30th anniversary of the formation of drug control units in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, on the basis of an analysis of archival documents introduced into scientific circulation for the first time, an attempt is made to fill the existing gaps in the study of the formation and development of drug control units of internal organs. Affairs of the Republic of Bashkortostan. The legal basis of activities, organizational and structural structures of units for control over drag trafficking are considered. Some information on the results of the activities of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Bashkortostan over the past 30 years in field of combating drug trafficking is being clarified.

Keywords and phrases: drug control units, counteraction to drug abuse, narcotic drugs, psychotropic substances, illegal trafficking of narcotic drugs.

Проблема незаконного оборота наркотиков (далее - НОН) стала актуальной для Башкирии еще в советский период. При этом если в первоначальный период на территории Советской Башкирии властями не отмечалось массового распространения наркомании [1, Л. 27], то со второй половины XX столетия в регионе появился целый комплекс проблем, связанных с НОН: выявлялись факты поставки гашиша из республик Средней Азии и Казахстана, хищения наркотикосодержащих растений из мест их выращивания или хранения, имели место факты кражи лекарственных наркотикосодержащих веществ из медицинских учреждений и аптек, увеличивалось количество официально состоящих на учете наркобольных [2, Л. 165-172].

В этих условиях проблема наркомании как минимум дважды (в 1976 г. и 1982 г.) рассматривалась на уровне Башкирского обкома КПСС, а в системе органов внутренних дел (далее - ОВД) была активизирована работа в данном направлении деятельности.

Когда специальным распоряжением МООП РСФСР от 18 января 1963 г. ведущей службой по борьбе с НОН был определен уголовный розыск и в его структуре в отделе по борьбе с преступлениями против жизни и

здоровья граждан создано специализированное отделение из 6-ти сотрудников, в ОВД на местах таких штатов еще не было. Только в 1969 г. приказом МВД СССР в региональных МВД-УВД предписывалось выделение в аппаратах уголовного розыска специализированных групп сотрудников, занимающихся борьбой с НОН.

В 1979 г. отдел уголовного розыска (далее - ОУР) МВД Башкирской АССР преобразуется в управление. В его состав включается профилактическая служба с передачей участковых инспекторов. В структуре Управления уголовного розыска (далее - УУР) вводится специально выделенная штатная единица оперативного работника по организации борьбы с НОН. 19 августа 1983 г. в составе 3-го (имущественного) отдела УУР МВД БАССР организовано отделение по борьбе с кражами личного имущества граждан и наркоманией. В штате отделения числилась должность старшего инспектора (по борьбе с наркоманией). В марте 1986 г. на эту линию выделяется еще 6 человек. Одновременно в УВД Уфимского горисполкома в 3-ем отделении ОУР введена одна должность оперуполномоченного (по борьбе с НОН).

В 1989 г. на базе этого отделения в составе УУР МВД БАССР создается отдел

по борьбе с наркоманией, проституцией, СПИДом и правонарушениями, связанными с иностранцами [3, Л. 95]. В марте 1991 г. этот отдел преобразуется в подотдел борьбы с наркоманией отдела уголовного розыска криминальной милиции МВД РБ, который в сентябре 1993 г. становится самостоятельным отделом УР КМ МВД РБ.

С декабря 1995 г. наступает новый этап развития подразделений наркоконтроля. Приказом МВД РБ от 27 декабря 1995 г. № 332 этот отдел был выведен из состава УУР и введен в структуру службы криминальной милиции МВД РБ как самостоятельное подразделение численностью 14 человек. Структура данного отдела включала 3 подразделения: группу по борьбе с незаконным производством наркотиков, группу по раскрытию преступлений, связанных с наркотиками, и отделение организации работы ОВД по предупреждению распространения наркотиков.

Однако декриминализация в 1991 г. незаконного потребления наркотических средств, распад СССР, сильнейший экономический кризис и многие другие негативные факторы ощутимо сказались на складывающейся в республике наркоситуации. Начиная с 1992 г. количество зарегистрированных в органах здравоохранения республики наркопотребителей неуклонно возрастало (1992 г. - 257 больных наркоманией и 87 эпизодических потребителей с вредными последствиями; 2000 г. - 4175 больных и 1431 потребитель).

Стремительно возрастал и связанный с наркотиками уровень преступности. Количество ежегодно выявляемых преступлений и привлекаемых к уголовной ответственности лиц по сравнению с 1991 г. увеличились в 7,5 раз, в 1995 г. их число составило 1008 и 853 соответственно. Если в 1991 г. наркопреступления выявлялись на территории 27 городов и районов республики, то в 1995 г. - 47 районов, а в 1996 г. - на территории 52 районов и городов. Наибольшую распространенность наркомания получила в г. Уфе, г. Туймазах, г. Стерлитамаке, г. Са-лавате, г. Нефтекамске и г. Октябрьском [5, Л. 22-23].

Безусловно, основная нагрузка по борьбе с наркопреступностью легла на сотрудников УВД г. Уфы, где еще в 1992 г. было создано отделение по борьбе с наркоманией штатной численностью 8 единиц. При этом в каждом районном отделе УВД г. Уфы также были выделены освобожденные работники, закрепленные за линией НОН, общей численностью 13 единиц [5, Л. 36].

В целях дальнейшего предупреждения распространения наркомании на территории республики и обеспечения взаимодействия со всеми правоохранительными органами, задействованными ведомствами, министерствами, общественными объединениями Указом Президента Республики Башкортостан от 8 декабря 1995 г. № 758 утверждена «Программа мероприятий по усилению борьбы с наркоманией в Республике Башкортостан на 1995-1996 годы» с выделением дополнительных средств из бюджета республики. В дальнейшем Указом Президента Республики Башкортостан от 5 февраля 1997 г. № УП-71 данная программа была продлена на 1997 год.

Во исполнение данной программы в службе КМ МВД РБ, УВД г. Уфы, Калининского, Орджоникидзевского РУВД г. Уфы, УВД г. Стерлитамака, Туймазинского ГРОВД созданы специализированные подразделения по борьбе с НОН. Еще в 20-ти ОВД выделены из уголовного розыска отдельные оперативные работники и группы по этой линии.

В декабре 1995 г. создается самостоятельное подразделение в структуре криминальной милиции УВД г. Уфы - отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, на базе которого в 1996 г. создается межрайонный отдел НОН УВД г. Уфы (МОНОН) [6, Л. 32].

Принятые в 1996 г. МВД РБ организационные и практические меры по реализации республиканской программы обеспечили ряд положительных результатов в борьбе с НОН: на 15 % увеличилось количество выявленных наркопреступлений и количество лиц, причастных к НОН. Если в 1991 г. было выявлено всего 13 фактов сбыта наркотиков,

то в 1996 г. зарегистрировано уже более 150 аналогичных преступлений [4, Л. 22-23].

Однако с 1996 г. стали фиксироваться первые факты изъятия героина, спровоцировавшего рост смертности среди наркоманов. С 1997 г. ежедневно в больницы г. Уфы поступало 2-3 наркомана в коматозном состоянии с остановкой дыхания, вызванного передозировкой наркотиками [7, Л. 20].

В этих условиях в феврале 1999 г. отдел преобразован в Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в составе криминальной милиции МВД РБ (далее -УБНОН МВД РБ). Приказом МВД РБ от 11 февраля 1999 г. № 48 утверждены штаты управления в количестве 35 человек. В ноябре 2000 г. дополнительно введено 14 штатных единиц.

К основным задачам УБНОН МВД РБ относились:

1. Организационно-аналитическое руководство и координация деятельности ОВД по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с НОН.

2. Разработка совместно с заинтересованными ведомствами и организациями единой стратегии борьбы с НОН, планирование и осуществление комплексных мер противодействия распространения наркопреступности.

3. Непосредственное выявление, пресечение и предупреждение деятельности распространителей наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, выявление и перекрытие каналов поступления запрещенных психоактивных веществ в республику, разработка и применение мер в отношении организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса.

4. Осуществление контроля за изменением оперативной обстановки в сфере НОН с использованием форм и методов оперативно-разыскной деятельности и обеспечение своевременного реагирования МВД РБ на ее обострение.

5. Подготовка для МВД РБ, ОВД республики информационно-аналитических и ме-

тодических материалов, прогнозирование в целях повышения эффективности борьбы с НОН.

УБНОН МВД РБ состоял из 3 отделов:

1. Отдел организационно-аналитической работы.

2. Отдел по выявлению и раскрытию преступлений в сфере легального оборота наркотиков.

3. Отдел по раскрытию преступлений в сфере нелегального оборота наркотиков.

Были внесены существенные изменения в штаты городских и районных ОВД. В 24 крупных городах и районах были созданы и функционировали: 1 отдел (г. Уфа), межрайонный отдел по борьбе с НОН при МВД РБ (г. Нефтекамск), 11 отделений, 12 групп общей численностью 143 оперативных сотрудника, закрепленных за линией НОН. В связи со стремительным распространением наркомании прорабатывался вопрос о создании подразделений по борьбе с НОН в каждом ОВД республики.

При поддержке руководства республики были решены многие вопросы обеспечения УБНОН МВД РБ автотранспортом, оргтехникой, оперативно-техническими средствами и средствами связи.

Значительное внимание уделялось разработке и осуществлению совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единой и долговременной стратегии борьбы с НОН, планированию и проведению комплексных мер противодействия наркопреступности. В целях объединения усилий и возможностей, координации взаимодействия правоохранительных органов, других министерств и ведомств в августе 2000 г. Кабинетом Министров РБ утвержден состав республиканской межведомственной комиссии по вопросам борьбы с наркоманией, на заседаниях которой рассматривались актуальные вопросы профилактики и борьбы с наркоманией в регионе. 24 июля 2001 г. принята программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Республике Башкортостан на 2001-2003 годы, в связи с чем улучшилась техническая оснащенность ОВД.

Наступательнее и решительнее стали проводиться оперативно-разыскные мероприятия по выявлению и раскрытию наркопреступлений, оперативному проникновению в организованные группы, оперативному сопровождению расследуемых уголовных дел. К этому времени стало традиционным проведение комплексных оперативно-профилактических операций «Канал», «Мак», «Синтез», «Допинг», «Подросток-игла» и др. В результате по показателям борьбы с наркопреступностью МВД РБ практически всегда занимало позиции не ниже 3 места среди других территориальных органов МВД России.

В 2002-2003 гг. руководством страны были приняты меры организационного-правового характера по укреплению взаимодействия правоохранительных структур в их антинаркотической деятельности. С целью вывести борьбу с наркотиками на принципиально новый уровень Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 24 сентября 2002 г. был подписан Указ № 1068 «Вопросы совершенствования государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ», предусматривающий создание в структуре МВД России Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (в Башкортостане - УПНОН при МВД РБ).

Однако в дальнейшем в связи с реформой всей правоохранительной системы России указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» и указанием МВД России от 5 мая 2003 г. № 21/1/247 подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в системе МВД были ликвидированы. Этим же указом на базе ликвидируемых Федеральной службы налоговой полиции России и ГКПН при МВД России 1 июля 2003 г. в качестве самостоятельного ведомства создан Государственный комитет Российской Федерации

по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в дальнейшем переименованный в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (в Башкортостане -Управление ФСКН России по Республике Башкортостан).

Вместе с тем Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с учетом внесенных изменений в части подследственности уголовных дел - ФЗ № 86 от 30 июня 2003 г.) к исключительной компетенции органов Госнаркоконтроля относил 7 из 23 составов преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренных действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В остальных случаях расследование и дознание проводилось на альтернативной основе.

В связи с этим приказом МВД России от 30 июня 2003 г. № 500 в составе Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России было создано подразделение - оперативно-разыскное бюро, призванное осуществлять деятельность в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ОРБ ПНОН УБОП). Подразделения по противодействию НОН остались в структуре службы криминальной милиции.

Во исполнение этого приказа в МВД РБ были проведены оргштатные изменения. Функции борьбы с НОН были переданы в УБОП МВД РБ, в составе которого создали 7-ой отдел штатной численностью 13 единиц, состоящий из бывших сотрудников УБНОН МВД РБ. Основное профессиональное ядро подразделений по борьбе с НОН перешло в УФСКН России по РБ либо в различные подразделения ОВД, не связанные с оперативной работой (следствие, штаб и др.).

Осознание неразрывной связи наркопреступности и общеуголовной преступности привело к тому, что в августе 2004 г. в соответствии с приказами МВД России от 21 июня 2003 г. № 435, обзором ГУ МВД России по ПФО от 26 февраля 2004 г.

№ 967, протоколом оперативного совещания при начальнике ГУ МВД России по ПФО от 21 апреля 2004 г. № 10 и в целях повышения результативности работы по линии противодействия НОН, приказом МВД РБ от 30 августа 2004 г. № 552 «Об организационно-штатных изменениях» в составе криминальной милиции МВД РБ была создана Оперативно-разыскная часть по линии уголовного розыска для раскрытия преступлений, совершаемых лицами, употребляющими наркотические вещества, общей штатной численностью 95 сотрудников, дислоцирующихся в 18 ОВД республики (в 7-ми РУВД г. Уфы, УВД г. Уфы, г Кумертау, г. Нефтекамск, г. Стерлитамак, г. Белебей, г. Белорецк, г. Салават, г. Ишимбай, г. Туйма-зы, г. Дюртюли, Алыпеевский район). Создавать это подразделение пришлось за счет перераспределения штатной численности других служб милиции.

В дальнейшем наименование подразделения несколько раз изменялось: в 20092011 гг. - ОРЧ КМ по линии УР (по борьбе с преступлениями, связанными с НОН) при МВД по РБ, с декабря 2011 г. по 2016 г. - отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УУР МВД по РБ.

Продолжая лучшие традиции подразделений по борьбе с НОН МВД по РБ, являясь основным подразделением, координирующим деятельность ОВД по линии противодействия НОН, ОБНОН внес значительный вклад в общее дело борьбы с преступностью в регионе, сформировав условия для дальнейшего этапа развития подразделений наркоконтроля в системе МВД республики.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была упразднена, а ее функции и полномочия были переданы МВД России.

Во исполнение этого указа приказом МВД по РБ от 31 мая 2016 г. № 452 в струк-

туре МВД по РБ образовано новое подразделение - Управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по РБ (далее - УНК МВД по РБ), в настоящее время состоящее из 7 отделов:

1. Отдел по противодействию наркоугрозе в сети Интернет и организованной преступной деятельности.

2. Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков каннабисной группы, кокаина, синтетических видов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, новых потенциально опасных психоактивных веществ.

3. Отдел по контролю в сфере легального оборота наркотиков.

4. Отдел административной практики и противодействия наркопритонам.

5. Отдел организации взаимодействия с органами государственной власти субъекта, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики и организации оперативно-профилактических операций.

6. Отдел «А» (оперативного учета).

7. Отряд специального назначения «Гром».

Штат сотрудников УНК МВД по РБ и территориальных подразделений ОВД по контролю за оборотом наркотиков комплектовался сотрудниками с многолетним опытом службы в подразделениях ОБНОН ОВД и в УФСКН России по Республике Башкортостан.

В настоящее время в городах и районах республики действуют 2 отдела, 8 отделений и 7 групп по контролю за оборотом наркотиков территориальных ОВД. Подразделения по линии НОН имеются в г. Уфе, г. Стерли-тамаке, г. Кумертау, г. Нефтекамске, г. Октябрьском, г. Салавате, г. Сибае, Белебеев-ском, Белорецком, Бирском, Дюртюлинском, Иглинском, Ишимбайском, Мелеузовском, Туймазинском, Уфимском и Учалинском районах.

За 5 лет деятельности УНК МВД по РБ выявлено 7 тыс. наркопреступлений и 1 тыс. административных правонарушений. К уголовной и административной ответственности привлечено 5 тыс. лиц. Рас-

крыта 1 тыс. преступлений, совершенных по предварительному сговору или в составе организованных групп, ликвидировано 3 межрегиональных преступных сообщества, за совершение которых привлечено к уголовной ответственности более 700 человек. Пресечена деятельность 8 нарколабораторий, занимавшихся производством синтетических наркотиков. Из незаконного оборота изъята 1 тонна запрещенных психоактивных веществ и 1,5 тонны прекурсоров к ним. Непосредственно с участием сотрудников УНК МВД по РБ проведено более 10 тыс. профилактических антинаркотических мероприятий общим охватом более 100 тыс. человек. Руководство управления участвует в работе антинаркотической комиссии Республики Башкортостан и муниципальных антинаркотических комиссий (более 1 тыс. заседаний, в т. ч. 25 на республиканском уровне).

Таким образом, за прошедшие годы с учетом изменений складывающейся наркоситуации неоднократно менялись организационные формы и ведомственная принадлежность подразделений по контролю за оборотом наркотиков. В системе МВД Башкирии создавались антинаркотические подразделения с различными наименованиями: от отделения по борьбе с кражами личного имущества граждан и наркоманией 3 отдела УУР МВД БАССР до Управле-

ния по контролю за оборотом наркотиков МВД по РБ.

Наряду со специализированными подразделениями значительный вклад в противодействие наркопреступности вносят сотрудники уголовного розыска, патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, подразделений по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции. Начиная с 1991 г. сотрудниками ОВД республики выявлено порядка 100 тыс. наркопреступлений, привлечено к ответственности 47 тыс. наркопреступников, из незаконного оборота изъято более 13,5 тонн наркотиков [8, Л. 158].

Безусловно, в противодействии распространению наркопреступности и наркомании не менее активное участие принимает все объединение правоохранительных и контролирующих органов, а также органы исполнительной, законодательной и судебной власти, местное самоуправление и общественные организации. Поэтому эффективно бороться с НОН можно только комплексно, используя весь арсенал профилактических, воспитательных и правоохранительных мер.

Начиная с 2013 г. в республике наметилась тенденция к сокращению состоящих на учете в органах здравоохранения больных наркоманией (2013 г. - 6106, 2014 г. - 6052, 2015 г. - 5716, 2016 г. - 4380, 2018 г. - 4182, 2019 г. - 3924, 2020 г. - 3750). Именно си-

Диаграмма 1. Количество наркопреступлений, зарегистрированных ОВД в Республике Башкортостан в 1991-2021 гг.

стемный подход позволил в ходе реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690, не допустить ухудшения наркоситуации в Республике Башкортостан.

Однако все регионы России и мира сегодня столкнулись с постоянно усиливающимися глобальными тенденциями увеличения доли синтетических наркотиков, расширения их ассортимента и повышения технологической базы наркоторговли, которая все больше осуществляется посредством сети Интернет. В целом рост наркопреступности с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий связан с тем, что в настоящее время наркотические средства в 75 % случаев сбываются бесконтактным способом. Наркобизнес почти полностью переориентировался на данный вид преступной деятельности. Реклама, логистика, дистрибуция, наем и обучение персонала, заключение сделок купли-продажи, оплата и иные трансферты (как правило, крипто-валютами), сообщение потребителям точных координат тайников с заложенными в них наркотиками производятся с помощью онлайн-сервисов, большинство из которых находится вне доступа государственных органов, в так называемом «Darknet'e» и еще более законспирированных уровнях сети Интернет (торговая площадка «HIDRA»), Серверы Интернет-ресурсов, задействованных в НОН, расположены вне юрисдикции Российской Федерации.

В этих условиях в ближайшее десятилетие в Республике Башкортостан в рамках реализации новой Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733, а также подпрограммы № 3 «Профилактика наркомании среди населения» государственной программы «Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 октября 2020 г. № 586, совместными усилиями всех субъектов антинаркотической деятельности предстоит предпринять дополнительные меры по повышению уровня межведомственного взаимодействия и координации в сфере противодействия НОН, в т. ч. с использованием полномочий антинаркотической комиссии Республики Башкортостан; повышению эффективности оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности; пресечению деятельности преступных сообществ и организаций, использующих современные телекоммуникационные технологии; осуществлению контроля за миграционными потоками; перекрытию каналов контрабандного ввоза наркотиков; подрыву экономических основ наркобизнеса; ликвидации очагов наркосодержащих растений; совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования развития наркоситуации; дальнейшему развитию профилактической работы и технологий раннего выявления наркопотребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив РФ. Ф. 393. Оп. 43а. Д. 486. Л. 27.

2. Максимов К. В., Пугачев А. В. Системное противодействие незаконному обороту наркотиков в Башкортостане : история и современность // Правовое государство : теория и практика. 2017. № 4 (50). С.165-172.

3. Служить отечеству и народу. Уфа, 2013. 180 с.

4. Министерство внутренних дел Республики Башкортостан. Итоги деятельности за 1996 год. Уфа, 1997. С.22-23.

5. Архив Информационного фонда МВД по Республике Башкортостан. Ф. 11. On. 1 Д. 555. Л. 36.

6. На службе столицы Республики Башкортостан. Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 160 с.

7. Государственный архив РФ. Ф. 10096. Он. 2. Д. 727. Л. 20 об.

8. Доклад о наркоситуации в Республике Башкортостан в 2020 году / Антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан. Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан. Уфа : Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2021. 158 с.

О Герасимов С. Ю. О Габзалилов В. Ф. О Максимов К. В.

УДК 338.2-049.5(47+57) «193/198»

И. X. ЕРКЕЕВ, старший преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

I. KII. ERKEEV, senior lecturer of criminalistics Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-1980 ГОДЫ В РАЗРЕЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ECONOMIC POLICY OF THE USSR IN 1930-1980 IN THE CONTEXT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные вопросы государственно-правового реагирования на негативные явления в экономике в рамках исследования механизма государственно-правового обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова и словосочетания: экономическая безопасность, огосударствление экономики, мобилизационная экономика, международное экономическое сотрудничество, механизм государственно-правового обеспечения экономической безопасности.

Annotation. The article examines certain issues of state and legal response to negative phenomena in the economy within the framework of the study of the mechanism ofstate and legal provision of economic security.

Keywords and phrases: economic security, nationalization of the economy, mobilization economy, international economic cooperation, the mechanism of state and legal provision of economic security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокие темпы экономического роста в СССР в 30-е годы и особенно в 50-е годы XX века обеспечивались стратегией индустриализации народного хозяйства, сверхцентрализованной системой мобилизации всех имеющихся ресурсов. Однако экстенсивный путь развития, связанный с расширением масштабов производства, достигает своих пределов и темпы развития начинают замедляться.

Природные ресурсы государства являются основой для жизнедеятельности насе-

ления, устойчивого развития экономики и финансов государства. Однако ориентированность государства лишь на извлечение ренты от использования природно-сырьевой базы представляет собой достаточно серьезную угрозу для развития экономики.

Изъятие ренты осуществлялось посредством рычагов директивного управления экономикой, главными из которых были централизованное ценообразование и налог с оборота. Начиная с 1930 г., когда была проведена налоговая реформа, функцию акку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.