Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ'

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1151
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ПРЕКУРСОРЫ / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА / СБЫТ / НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чабан Ф.Л.

В статье обозначена актуальность деятельности подразделений правоохранительных органов по контролю за оборотом наркотических средств и их прекурсоров, а также представлены статистические показатели преступлений, связанных со сферой оборота наркотических веществ, по всей территории России. Все это определяет важность рассмотрения функционирования правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чабан Ф.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ»

OPEN ^ ACCESS — _ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ --OPEN ^ACCESS

УДК 34.07 DOI 10.53039/2079-4401.2021.3.1.007

ББК 67.73 © Ф.Л. Чабан, 2021

Научная специальность 12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ

Федор Леонидович Чабан,

начальник отдела по борьбе с организованной наркопреступностью и легализацией наркодоходов УКОН УМВД России по Амурской области, магистр Академии управления МВД России Контакты: ул. Амурская, д. 154, Благовещенск, Россия, 675000

E-mail: teodor07@mail.ru Тел. 89622852466

Аннотация. В статье обозначена актуальность деятельности подразделений правоохранительных органов по контролю за оборотом наркотических средств и их прекурсоров, а также представлены статистические показатели преступлений, связанных со сферой оборота наркотических веществ, по всей территории России. Все это определяет важность рассмотрения функционирования правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков.

Ключевые слова: правоохранительные органы, наркотические средства, оборот наркотических средств, прекурсоры, наркотические вещества, психотропные средства, сбыт, наркопреступность

ON THE ISSUE OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO CONTROL THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS AND THEIR PRECURSORS

Fedor L. Chaban,

head of the Department for Combating Organized Drug Crime and Legalization of Drug Revenues of the UKON Directorate of the

Ministry of Internal Affairs of Russia for the Amur Region, Master of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: st. Amurskaya, 154, Blagoveshchensk, Russia, 675000

Abstract. This article describes the relevance of the activities of law enforcement agencies to control the turnover of narcotic drugs and their precursors, and also presents statistical indicators of crimes related to the sphere of drug trafficking throughout Russia. All this determines the importance of considering the functioning of law enforcement agencies in the field of countering illicit drug trafficking and consumption.

Keywords: law enforcement agencies, narcotic drugs, drug trafficking, precursors, narcotic substances, psychotropic drugs, sale, drug crime

Для цитирования: Чабан Ф.Л. К вопросу организации деятельности подразделений правоохранительных органов по контролю за оборотом наркотических средств и их прекурсоров. // Современная наука. 2021;(1):31-34.

Актуальность данного исследования обусловле- эффектом, не считалось нарушением и не преследо-

на тем, что в настоящее время наркотики являются валось законом. Но при этом в дошедших до нашего

одним из самых опасных и вредных веществ в со- времени памятниках древности неоднократно фик-

временном мире. В XIX-XXI веках наркотические сировались законодательные акты, в соответствии с

вещества получили распространение во всем мире, которыми лица, уличаемые в потреблении наркоти-

являясь товаром, который в наше время запрещен ков, подвергались ответственности. для распространения без контроля во многих го- В качестве примера такого правового акта мож-

сударствах. Для того чтобы уберечь общество от но привести законы Ману, созданные во II веке до

вредного влияния этих веществ, государство ведет нашей эры. Они устанавливали особенные правила

активную борьбу с незаконным оборотом наркоти- потребления сомы, которая имела характер психо-

ческих, психотропных веществ и их прекурсоров. тропного вещества.

Наркотические вещества потреблялись людьми В соответствии с законами Ману потреблять

на протяжении всей истории существования чело- сому дозволялось только тем людям, которые имели

вечества. запас продовольствия, достаточный, чтобы обеспе-

Важно отметить, что на ранних стадиях обще- чивать питание собственной семьи на протяжении

ственного развития потребление наркотических как минимум трех лет. А в годы правления Тамерла-

веществ, а также веществ, обладающих сходным на (XIV век) все, кто имел какое-либо отношение к

OPEN ACCESS

наркотикам (например, употреблял их, реализовы-вал), преследовались законом.

Анализ статистических данных показывает, что новые виды наркотических, психотропных средств и прекурсоров, схожих по структуре и своему воздействию на человека с эффектом от потребления наркотических средств, стоимость которых на порядок ниже, чем у известных и распространенных по всему миру наркотических средств, активно начали появляться на территории нашего государства с 2010 года.

При этом рост незаконного оборота этих наркотических средств и запрещенных в России веществ обуславливался низкой ценой на рынке сбыта, практически неограниченными возможностями и простотой их производства. Как правило, незначительное изменение формулы вновь разрабатываемого наркотического вещества выводило его из-под существующего контроля и запрета. Для того чтобы избавиться от этой проблемы, специалистами была разработана схема раннего выявления вновь созданных наркотических веществ, обладающих аналогичными наркотическими свойствами, и законодательно установлен механизм оперативного запрета на их оборот и применение без государственного разрешения.

По данным статистики здравоохранения Российской Федерации, количество зарегистрированных несовершеннолетних с диагнозом «наркомания» в 2019 году возросло на треть и составило около 640 тысяч человек [1].

Защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз составляет основное содержание правоохранительной деятельности во всем мире. Оно тесно связанно с обеспечением безопасности, в том числе это относится и к нашей стране. Из множества причин, создающих реальную угрозу национальной безопасности, выделяется одна, которая практически не существовала в нашей стране до конца XX века, это незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров [2].

Поэтому в то время правоохранительными органами мало внимания уделялось преступлениям, связанным с потреблением наркотических веществ. В XXI веке граница стала более прозрачная, появи-

OPEN ^ACCESS

лись транснациональная наркопреступность и организованные преступные группы, нацеленные на незаконный оборот наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров. В том числе и по этой причине только в 2016 году в структуре МВД РФ вновь созданы подразделения по контролю за оборотом наркотиков и их прекурсоров, такие как Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ, в том числе и ПСН «Гром».

В настоящее время подразделения МВД России, занимающиеся наркоконтролем, по характеру своих функциональных обязанностей и выполняемых задач представляют собой правоохранительные подразделения МВД России, созданные с целью нейтрализации угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, запрещенных в нашей стране [3].

Представляется, что деятельность структурных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в части противодействия преступности в сфере оборота наркотических веществ должна вестись таким образом, чтобы наладить в этой области тотальный контроль. В частности, следует ре-ализовывать мероприятия, акцентированные на [4]:

• идентификации, предотвращении, раскрытии преступных деяний, связанных со сферой оборота наркотических веществ, ведении производства по правовым нарушениям административного характера, связанным со сферой оборота наркотических веществ;

• координации взаимодействия между различными властными структурами на всех уровнях по вопросам, которые связаны с недопущением распространения наркотических веществ;

• реализации политики государства по недопущению распространения наркотических средств [5];

• обеспечении функционирования единой базы данных, содержащей информацию, связанную с преступностью в сфере наркотических веществ;

• взаимодействии (в том числе по вопросам обмена информацией) с международными структурами, чья деятельность так или иначе ориентирована на противодействие преступности, связанной с оборотом наркотических веществ.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение 2016 года координирующие усилия, которые были предприняты профильными структу-

LEGAL SCIENCES

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ȉ

OPEN ACCESS

рами органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечили выявление более чем 201 000 уголовных деяний в сфере оборота наркотиков.

При этом большая часть данных преступных деяний (172,25 тыс.) связана непосредственно с деятельностью органов МВД России (иными словами, именно сотрудники МВД России обнаружили факт преступлений, а также проводили иную работу по их раскрытию). Благодаря предупредительной деятельности в сфере оборота наркотиков, а также успешному расследованию уже случившихся преступных деяний сотрудникам органов внутренних дел удалось осуществить изъятие большого количества героина, каннабиса, а также синтетических наркотических веществ.

Отметим, что статистика за 2019 год включает 197 000 преступных деяний, связанных со сферой оборота наркотических веществ, на всей территории Российской Федерации (-5% по сравнению с показателями предыдущего года). При этом 182 000 данных преступных деяний было выявлено благодаря деятельности полиции. Субъектом федерации, где преступность в сфере оборота наркотиков обладает наибольшим удельным весом, стала Республика Северная Осетия - Алания. Здесь каждое четвертое преступление было связано со сферой оборота наркотиков.

В 2019 году правоохранительными органами Российской Федерации зарегистрировано 2 024 337 преступлений, в 2018 году - 1 991 532.

В результате правоохранительной деятельности из незаконного оборота изъято более 21 тонны запрещенных веществ, выявлено свыше 190 тыс. наркопреступлений, за их совершение осуждено 79 631 лицо [6].

Благодаря предпринимаемым антинаркотическим мерам обстановка в сфере противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков на протяжении 2016-2019 годов остается стабильной. В большинстве регионов (57) итоговая оценка определена ниже среднероссийского показателя. При этом в гг. Москве и Санкт-Петербурге в 2019 году наркоситуация определена как предкризисная.

Методикой определено пять критериев оценки состояния наркоситуации: удовлетворительная, напряженная, тяжелая, предкризисная, кризисная, на

основании которых наркоситуация в стране характеризуется как тяжелая.

Вместе с тем по двум из десяти показателей оценки наркоситуации в стране, характеризующих правоохранительную составляющую, наметилась тенденция к улучшению. Так, в 2019 г. удельный вес наркопреступлений, выявленных правоохранительными органами, составил 9,4% (2018 г. - 10,1%) в общем количестве уголовно наказуемых деяний. При сокращении на 3,5% количества (с 148 445 до 143 227) выявленных тяжких и особо тяжких наркопреступлений их доля возросла с 74,1% до 75,3%.

Положительным результатом, свидетельствующим об улучшении наркоситуации, стало значительное снижение количества наркопреступлений, совершенных лицами в состоянии наркотического опьянения, - на 40,1% (с 11 349 до 6 798), являющимися потребителями наркотиков, - на 9,2 % (с 54 569 до 49 549) [6].

Подводя итоги, рассмотрим понятия, цели, задачи и принципы деятельности подразделений правоохранительных органов МВД России по контролю за оборотом наркотических средств и их прекурсоров.

1. Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУНК МВД России) — подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Это направление оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел возникло в нашей стране неслучайно.

Анализ наркорынка свидетельствует о высокой динамике и географии распространения как растительных наркотических веществ, так и наркотиков синтетического происхождения.

Подчиняется ГУНК МВД России непосредственно Министру внутренних дел.

Полномочия данного Управления заключаются не только в том, чтобы обеспечивать контроль за

nQA

LEGAL SCIENCES

»Qa

распространением наркотиков (и веществ, являющихся аналогами для них) в Российской Федерации, но и в том, чтобы вести деятельность по популяризации антинаркотического образа жизни.

Таким образом, функционал ГУНК МВД РФ включает [7]:

• обеспечение контроля за состоянием сферы оборота наркотиков, психотропных химических соединений, а также их прекурсоров (вместе с обеспечением мероприятий, которые призваны не допустить незаконный оборот таких соединений);

• предотвращение, выявление, раскрытие преступных деяний, которые имеют связь с оборотом наркотиков;

• реализация взаимодействия с местными властями и территориальными органами других органов исполнительной власти, которое нацелено на повышение качества предупреждения, раскрытия преступных деяний в сфере оборота наркотических веществ.

Ситуация складывается таким образом, что сегодня при проведении оперативных мероприятий, задержании преступников полицейским не всегда удается действовать без силового прикрытия [8].

По нашему мнению, наркоторговля - это форма организованной преступности.

Для проведения специальных операций и мероприятий по ликвидации каналов сбыта и задержания особо опасных преступников Министерство внутренних дел Российской Федерации использует собственное спецподразделение - подразделения специального назначения «Гром» (далее - ПСН «Гром»).

Оно задействуется во всех случаях, когда поступает информация о том, что преступники могут оказать вооруженное сопротивление. Кроме того, среди главных задач ПНС «Гром» значится обеспечение безопасности деятельности сотрудников органов внутренних дел, которые занимаются выявлением и пресечением преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

2. Управление по контролю за оборотом наркотиков (УКОН УМВД России по Амурской области) - самостоятельное структурное подразделение УМВД России по Амурской области.

Главными задачами УКОН УМВД России по Амурской области являются [9]:

• выявление, пресечение, предотвращение, раскрытие преступных деяний, имеющих связь с оборотом наркотических веществ (а также психоактивных веществ, эффект от употребления которых может быть сравним с наркотическим);

• налаживание взаимодействия с иными органами исполнительной ветви власти, располагающи-

мися на территории Амурской области, по вопросам, связанным с противодействием преступности в сфере оборота наркотических веществ и их аналогов.

В заключение отметим, что в настоящее время главными задачами подразделений по контролю за оборотом наркотиков в структуре органов внутренних дел являются проведение специальных операций и мероприятий по выявлению преступных сообществ, организованных групп, в том числе действующих с использованием 1Т-технологий, нарколабораторий на территории России, по установлению каналов поступления и сбыта наркотиков, задержанию лиц, подозреваемых в распространении наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров.

Данные функциональные обязанности могут расширяться в зависимости от задач, поставленных перед органами внутренних дел МВД России.

Литература:

1. Доклад о наркоситуации в РФ в 2019 году // Режим доступа: URL: https:// media. mvd.ru /files/ embed /1907226 (дата обращения: 01.04.2021).

2. Юхман М.А. Совершенствование нормативного правового регулирования отношений в сфере контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ // Российский следователь. 2018. №18. С. 31.

3. Ступин Н.А. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации как субъект системы противодействия незаконному обороту наркотиков // Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 234.

4. Чистова Л.Е. Противодействие расследованию преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: понятие и сущность // Lex russica. 2016. № 11. С. 64.

5. Смольякова Е.А. Выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного Союза наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ // Сборник научных статей по материалам VII Международного научно-практического форума. 2015. С. 437.

6. Сведения ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» // Режим доступа: URL: https://мвд.рф/reports / item/12899359/ (дата обращения: 01.02.2021).

7. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие для курсантов и слушателей образовательных организаций высшего образования системы МВД России. - Нижний Новгород: НА МВД России, 2019. С. 127.

8. Кириллова Е.А. Правовой статус органов внутренних дел в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017. С. 68.

9. Анисимов А.П. Некоторые вопросы организационно-правового построения подразделений полиции территориальных органов МВД России на региональном уровне // Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.