Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

Введение. Статья продолжает и развивает авторские исследования проблем противодействия незаконному обороту наркотиков, в ней дается концептуальная оценка современной административно-правовой модели антинаркотической политики. Цель исследования заключается в анализе преимуществ и слабых сторон актуальной административно-правовой модели противодействия незаконному обороту наркотиков для дальнейшего использования выводов при совершенствовании стратегических направлений правового и организационного обеспечения антинаркотической сферы. Методологической основой исследования послужили прежде всего формально-юридический метод, а также метод системного анализа. Выводы: по итогам исследования особенностей модели антинаркотической политики, ее отличий от ранее действовавших выявляются как положительные свойства моделируемого объекта, так и его недостатки, в основном обусловленные отсутствием четких механизмов организации и контроля за исполнением конкретных мероприятий, направленных на реализацию ключевых «позиций» главного стратегического документа, официально определяющего систему взглядов государства на организацию деятельности в области контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASSESSMENT OF THE MODERN ADMINISTRATIVE AND LEGAL MODEL FOR COMBATING DRUG TRAFFICKING

Introduction. The article continues and develops the author's research into the problems of combating drug trafficking, it provides a conceptual assessment of the modern administrative and legal model of anti-drug policy. The purpose of the study is to analyze the advantages and weaknesses of the current administrative and legal model for combating drug trafficking in order to further use the findings in improving the strategic directions of legal regulation in the anti-drug sphere. The methodological basis of the study was, first of all, the formal legal method, as well as the method of system analysis. Conclusions: based on the results of the study of the features of the anti-drug policy model, its differences from the previously existing ones, both the positive properties of the modeled object and its shortcomings are revealed, mainly due to the lack of clear mechanisms for organizing and monitoring the implementation of specific activities that implement the key "positions" of the main strategic document.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ»

научный портал мвд России № 2 (58) 20 22

scientific portal of the russia ministry of the interior

_ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Административное право

Научная статья

УДК 342.95

Концептуальная оценка современной административно-правовой модели противодействия незаконному обороту наркотиков

Марьям Владимировна Анисифорова1, 2

1ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия, marianisiforova@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0002-2398-0422

2Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ. Введение. Статья продолжает и развивает авторские исследования проблем противодействия незаконному обороту наркотиков, в ней дается концептуальная оценка современной административно-правовой модели антинаркотической политики.

Цель исследования заключается в анализе преимуществ и слабых сторон актуальной административно-правовой модели противодействия незаконному обороту наркотиков для дальнейшего использования выводов при совершенствовании стратегических направлений правового и организационного обеспечения антинаркотической сферы.

Методологической основой исследования послужили прежде всего формально-юридический метод, а также метод системного анализа.

Выводы: по итогам исследования особенностей модели антинаркотической политики, ее отличий от ранее действовавших выявляются как положительные свойства моделируемого объекта, так и его недостатки, в основном обусловленные отсутствием четких механизмов организации и контроля за исполнением конкретных мероприятий, направленных на реализацию ключевых «позиций» главного стратегического документа, официально определяющего систему взглядов государства на организацию деятельности в области контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наркотические средства и психотропные вещества, незаконный оборот наркотиков, антинаркотическое законодательство, модель противодействия незаконному обороту наркотиков

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Анисифорова М. В. Концептуальная оценка современной административно-правовой модели противодействия незаконному обороту наркотиков // Научный портал МВД России. 2022. № 2 (58). С. 12-18.

Administrative Law

Original article

Conceptual assessment of the modern administrative and legal model for combating drug trafficking

Mariam V. Anisiforova1, 2

1NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia,

marianisiforova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2398-0422

2Moscow State Law University named after О. E. Kutafin, Moscow, Russia

ABSTRACT. Introduction. The article continues and develops the author's research into the problems of combating drug trafficking, it provides a conceptual assessment of the modern administrative and legal model of anti-drug policy.

The purpose of the study is to analyze the advantages and weaknesses of the current administrative and legal model for combating drug trafficking in order to further use the findings in improving the strategic directions of legal regulation in the anti-drug sphere.

The methodological basis of the study was, first of all, the formal legal method, as well as the method of system analysis.

Conclusions: based on the results of the study of the features of the anti-drug policy model, its differences from the previously existing ones, both the positive properties of the modeled object and its shortcomings are revealed, mainly due to the lack of clear mechanisms for organizing and monitoring the implementation of specific activities that implement the key "positions" of the main strategic document.

© Анисифорова М. В., 2022

KEYWORDS: narcotic drugs and psychotropic substances, drug trafficking, anti-drug legislation, model of combating drug trafficking

FOR CITATION: Anisiforova M. V. Conceptual assessment of the modern administrative and legal model for combating drug trafficking // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 2 (58). P. 12-18 (In Russ.).

В последние годы государственная деятельность все больше наделяется качествами «стра-тегирования», которое становится обязательной частью публичного управления и сопутствует принятию всех самых значимых управленческих решений. В особенности это касается вопросов обеспечения национальной безопасности, среди которых одно из первых мест как по актуальности, так и по сложности занимает проблема незаконного оборота наркотиков1.

В практическую деятельность по противодействию нелегальному распространению запрещенных в обороте психоактивных веществ так или иначе вовлекаются все органы публичной власти, а также негосударственные организации, что ха-рактеризирует и особо подчеркивает социальный аспект исследуемой проблематики. Тому, чтобы не оставаться равнодушными, способствует сохраняющаяся напряженная обстановка, которая находит выражение прежде всего в количестве лиц с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением наркотиков (в 2020 г. - 381,5 тыс. человек, из которых 224,1 тыс. человек - это пациенты с диагнозом «синдром зависимости»), а также совершаемых административных правонарушений (в 2020 г. -140,8 тыс., что больше показателей предыдущего года на 0,5 %) и преступлений наркотической направленности (в сравнении с 2019 г. в 2020 г. увеличилось число наркопреступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, а также на 42,5 % возросло число преступлений, связанных с незаконным производством наркотиков) и т. д.2

Все эти тенденции основываются не только на непосредственной практике по применению правовых норм, составляющих современное российское антинаркотическое законодательство, но и концептуально - на той модели государственной антинаркотической политики, которая разработана и проводится в жизнь.

1 Под термином «наркотики» понимаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, а также растения и части растений, их содержащие.

2 См.: Доклад о наркоситуации в Российской Федерации

в 2020 году (выдержка). Государственный антинаркотический комитет. М., 2021. С. 3-4. иЯ1_ : https://media.mvd.ru/files/ embed/2175467 (дата обращения : 22.04.2022).

В целом, если кратко суммировать сложившиеся в мире подходы к решению проблем незаконного оборота и потребления наркотиков, то можно сказать, что существуют самые различные модели противодействия этому явлению, которые имеют диапазон от «либеральных» (Нидерланды, Мексика, Португалия, отчасти Америка, из которой, кстати, к нам пришел известный напиток «кока-кола» (теперь мало кто задумывается почему в его названии используется слово «кока») и др.) до «строго карательных» [1] (к примеру, это Китай, ОАЭ, Сингапур). Что касается нашей страны, то переход в отношении к наркотикам как к средствам, требующим особо строгого контроля, произошел достаточно быстро, при том что отдельные формы ограничений прав на их оборот либо отдельные его виды существовали почти всегда. Независимо от конкретных этапов развития антинаркотического законодательства (имперского, советского и постсоветского [2]) политика государства была последовательной со свойственным ей и сегодня преобладанием элементов государственного принуждения в борьбе с наркотиками или, как иногда отмечается в научной литературе, имела «репрессивный характер» [3, с. 5].

До 1993 г. не принимались документы стратегического характера, которые бы представляли собой единую точку зрения на государственную модель антинаркотической политики, однако попытки найти пути и средства противодействия как самому явлению, так и его социальным последствиям предпринимались. Первым нормативным правовым актом, отразившим общий концептуальный взгляд на то, каким образом государство должно осуществлять контроль за наркотиками, стало постановление Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. № 5494-13, которым был утвержден концептуальный акт, представленный Президентом РФ. В нем, как это видно из названия, основное внимание уделялось мерам совершенствования порядка регулирования законного оборота наркотических средств, для чего предлагалось усилить государственный контроль за производством и продажей специ-

3 См.: О Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации : постановление Верховного Совета Рос. Федерации от 22 июля 1993 г. № 5494-1 // СПС КонсультантПлюс.

альных химикатов и оборудования, используемых для производства наркотиков и находящихся под международным контролем, разработать систему рационального использования медикаментов, в составе которых имеются наркотики, и т. д. В организационном отношении прозвучало важное замечание об отсутствии системности и взаимосвязи в деятельности государственных органов, которые осуществляют практический контроль за оборотом наркотиков, и одновременно предложение о создании единого центра координации и руководства в этой сфере - соответствующего комитета при Президенте РФ либо высшем исполнительном органе власти.

Следует согласиться с В. А. Власовым в том, что в период принятия и действия первой концепции основной целью государственной политики было «предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в более отдаленной перспективе - их снижение» [4, с. 11]. И действительно, позднее Правительством РФ через несколько лет после принятия соответствующего предложения Госнаркоконтроля4 была утверждена федеральная целевая программа, предлагающая к реализации в период с 2005 по 2009 г. комплекс мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту5.

Ныне упраздненная Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, выступавшая основным координатором и разработчиком указанной программы, предлагала в качестве ее цели сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотиков на 16-20 % в сравнении с 2004 г., а важнейшими целевыми индикаторами и показателями провозглашались в том числе доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия; доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет; степень доступности наркотиков для незаконного потребления (в расчете отношения среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 г героина, находящегося в незаконном обороте).

4 См.: О проекте Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 год» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13 нояб. 2003 г. № 1650-р // СПС КонсультантПлюс.

5 См.: О Федеральной целевой программе «Комплекс-

ные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и

их незаконному обороту на 2005-2009 годы» : постановление

Правительства Рос. Федерации от 13 сент. 2005 г. № 561 //

СПС КонсультантПлюс.

Что важно, уже на этом этапе было ясно, что «эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач..., выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального бюджета». Пожалуй, до сих пор это и есть ключевая формула успеха в борьбе с наркотиками - качественная оценка планирования, организации и контроля соответствующих мероприятий, а также распределения финансирования.

Перечень мероприятий по реализации правительственной программы был достаточно обширным и касался различных аспектов противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков, это и проведение профилактической работы, и внедрение новых методов и средств лечения больных наркоманией, и постоянный контроль за тенденциями развития наркоситуации. Причем реализация каждого из ключевых направлений обеспечивалась принятием собственных мер, прежде всего по изменению законодательного регулирования. Так, в рамках профилактического направления от исполнителей программы требовалась разработка проекта концепции государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в рамках медико-социального направления - нормативной правовой базы наркологической службы, в рамках правоохранительного направления - внесение изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» в части уточнения порядка переработки наркотических средств методом ресинтеза и трансформации, использования отдельных видов наркотиков в научной, учебной, экспертной, оперативно-розыскной деятельности и при медицинском освидетельствовании и т. д.

Одним из важных итогов реализации этой программы стало утверждение спустя примерно полгода после принятия Стратегии национальной безопасности РФ6 (в которой распространение наркомании признавалось одним из источников угроз безопасности нации) второго документа стратегического характера в области противодействия незаконному обороту наркотиков -

6 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультантПлюс.

№№2 (58) О022

Концепции государственной антинаркотической политики7. В отличие от предыдущего акта разработка и утверждение этой Концепции осуществлялись Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, которая специально была создана для решения задач контроля за оборотом наркотиков и противодействия их незаконному обороту8. В первой антинаркотической Концепции содержалось четыре раздела: помимо общих положений и заключительной части по совершенствованию организационно-правового обеспечения антинаркотической деятельности, сюда был включен блок вопросов, касающихся мер по сокращению предложения наркотиков и мер по сокращению спроса на наркотики. Каждый из них в свою очередь содержательно раскрывал те частные меры, что необходимо принимать в целях сокращения соответствующего предложения или спроса. Допустим, в систему мер сокращения предложения наркотиков были включены мероприятия по борьбе с их незаконным оборотом, наркотрафиком (акцент делался на незаконных каналах доставки наркотиков из Республики Афганистан), укреплению международного сотрудничества (преимущественно через ОДКБ, ШОС, ЕАГ), контролю за законным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Можно легко заметить, что многие из форм и методов совершенствования антинаркотической деятельности, предложенные во второй Концепции, были перенесены в текст следующего документа доктринального характера в этой сфере - Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.9 (далее - Стратегия до 2020 г.), который не заставил себя долго ждать. Срок «службы» антинаркотической Стратегии был рассчитан на десятилетний период, а основанием для ее принятия, как заявляется в документе, послужила динамика происходивших в то время негативных изменений в обществе вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков, в частности: появления новых видов наркотиков, уменьшения численности молодого

трудоспособного населения, усиления терроризма и экстремизма и т. д. Этот документ во многом повторял структуру и логику предыдущего, однако, кроме двух направлений по сокращению предложения и спроса на наркотики, в нем также ставилась третья обособленная задача по развитию и укреплению международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Стоит сказать, что Стратегия до 2020 г. действовала в пределах всего отведенного ей срока, единственной причиной внесения изменений в ее содержание стало утверждение спустя пять лет после ее принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации10, которая, по сути, явилась базовым документом в области планирования развития системы обеспечения национальной безопасности11 и потребовала внесения некоторых коррективов.

Хоть Стратегия до 2020 г. и не потеряла своей фактической актуальности, в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» была разработана и принята новая Стратегия государственной антинаркотической политики на период до 2030 г.12 (далее - Стратегия до 2030 г.), в которую также «перекочевали» многие уже апробированные направления антинаркотической политики, прежде всего были сохранены основные направления в виде сокращения предложения и спроса на наркотики в обществе и развития международных форм сотрудничества в области контроля за ними. При этом в отличие от Стратегии антинаркотической политики до 2020 г. структура нового доктринального документа полностью соответствует требованиям, предъявляемым к документам стратегического планирования. В ней содержатся общие положения, анализ наркоситуации, угрозы национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, стратегические цели и задачи, направления и меры осуществления государственной антинаркотической политики, а

7 См.: Концепция государственной антинаркотической политики РФ : утв. ФСКН России 16 окт. 2009 г. // СПС Кон-сультантПлюс.

8 См.: Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков : Указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 // СПС Консуль-тантПлюс.

9 См.: Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. : утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // СПС КонсультантПлюс.

10 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // СПС КонсультантПлюс.

11 См.: О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ, ст. 18, ч. 4 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26 (ч. I), ст. 3378.

12 См.: О Стратегии государственной антинаркотической

политики Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 23 нояб. 2020 г. № 733 //

СПС КонсультантПлюс.

также механизмы и ожидаемые результаты ее реализации.

Существенным достоинством нового стратегически важного для нашей страны документа является разъяснение ряда базовых системообразующих понятий, связанных с антинаркотической деятельностью государства. В частности, в едином понятийном ряду теперь закреплены такие категории, как «антинаркотическая деятельность», «антинаркотическая политика», «идеология антинаркотического поведения», «наркотики», «наркопотребитель» и др.

При анализе наркоситуации в Российской Федерации, приведенном в тексте Стратегии до 2030 г., результаты реализации антинаркотической политики в 2010-2020 гг. были оценены в целом положительно как оказавшие стабилизационный эффект на ситуацию внутри страны. При этом, несмотря на снижение, по данным медицинской статистики, общей заболеваемости наркоманией, подчеркивается рост лиц с зависимостью от новых потенциально опасных психоактивных веществ и с полинаркоманией, а также с зависимостью от лекарственных препаратов с психоактивным действием13.

Можно сказать, что Стратегия до 2030 г., учитывая различность и большой спектр проблем в наркотической сфере, вобрала в себя «лучшее» и попыталась учесть все возможные сценарии развития ситуации в связи с возникающими наркоугрозами. В связи с этим в научной литературе уже называют современную антинаркотическую модель многофакторной [5, с. 52], имея в виду реализацию альтернативных подходов к борьбе с незаконным оборотом наркотиков, среди которых «нормативно-правовые, правоохранительные, организационно-управленческие, технологические, социальные, медицинские, информационные, экономические, образовательные, научные, идеологические, педагогические и воспитательные» [6, с. 268].

Следует отметить, что в число приоритетных направлений современной антинаркотической модели вошли:

во-первых, совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков.

В данный блок вопросов включены такие меры14, как совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их

незаконному обороту в соответствии с угрозами национальной безопасности, потребностями российского общества; обеспечение функционирования системы выявления новых видов наркотиков и потенциально опасных психоактивных веществ, оперативного установления в отношении них мер государственного контроля, а также мер пресечения их незаконного оборота; пресечение незаконного оборота наркотиков в местах проведения культурно-досуговых мероприятий; выявление и пресечение функционирования в сети Интернет ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков, и др.;

во-вторых, профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков.

Реализация данного направления государственной антинаркотической политики осуществляется за счет следующих мер15: развития инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики незаконного потребления наркотиков; включения профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, федеральные и региональные программы, проекты, практики граждан-ско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи; развития системы специальной подготовки кадров в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков и т. д.;

в-третьих, сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков.

Данное направление антинаркотической политики охватывает меры16: по недопущению применения в Российской Федерации методов заместительной терапии при лечении наркомании, легализации рекреационного потребления наркотиков, а также неоправданного расширения применения наркотических анальгетиков; сокращению количества случаев отравления людей и снижению уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков и некоторые другие;

в-четвертых, сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, рассматривается в качестве важнейшего направления антинаркотической политики и предполагает реализацию следующих мер17: совершенствование меха-

13 См.: Стратегия до 2030 г., подп. «е» п. 7.

14 См.: Там же, подп. «а»-«р» п. 13.

15 См.: Стратегия до 2030 г., подп. «а»-«к» п. 14.

16 См.: Там же, подп. «а»-«з» п. 15.

17 См.: Там же, подп. «а»-«з» п. 16.

низмов пограничного и таможенного контроля; развитие механизмов предупреждения участия граждан в деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), связанной с незаконным оборотом наркотиков; противодействие легализации доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, и т. д.;

и, в-пятых, совершенствование международного сотрудничества в сфере оборота наркотиков.

Заключительное направление предполагается реализовывать посредством противодействия глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации, заключающейся в признании центральной координирующей роли ООН в области международного контроля за оборотом наркотиков, компетенции Комиссии по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН по формированию международной антинаркотической политики и полномочий МККН по мониторингу, соблюдения государствами соответствующих международных конвенций, развития и расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в антинаркотической сфере и т. п.

Без сомнения, Стратегия до 2030 г., выражающая официальную политическую волю государства в антинаркотической сфере, внесла определенные положительные изменения в систему современных документов стратегического

планирования. Ее несомненным преимуществом является учет требований преемственности приоритетов, целей, задач, угроз и результатов ранее принятого акта доктринального характера в этой области, повышение роли международного фактора, расширение субъектного состава антинаркотической деятельности.

Однако, несмотря на многие позитивные тенденции, по-прежнему остались неохваченными отдельные слабые стороны государственной антинаркотической деятельности. Например, это касается вопросов противодействия незаконному обороту прекурсоров наркотиков - как и в тексте предшественницы, в Стратегии до 2030 г. лишь единожды упоминается необходимость совершенствования мер контроля за оборотом прекурсоров (в подп. «з» п. 13 в качестве меры реализации антинаркотической политики предусматривается «осуществление контроля за оборотом прекурсоров, деятельностью организаций, осуществляющих их изготовление и реализацию, недопущение их использования для незаконного производства наркотиков» [7, с. 49]).

В целом можно сказать, что современная модель российской государственной антинаркотической политики сложилась из оценки преимуществ и недостатков прошлых стратегических документов, каждый из которых как имел успех в чем-то, так и позволил определить условия для принятия будущих оптимальных управленческих решений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Анисифорова (Бучнева) М. В. Опыт стран Восточной Азии в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками // Административное право и процесс. 2016. № 11. С. 67-69.

2. Анисифорова М. В. Административно-правовое регулирование оборота наркотиков (опыт компаративного исследования) : монография. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 224 с.

3. Яшин А. В., Шикшеев В. Р. Стратегии противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 1. С. 3-8.

4. Власов В. А. Государственная антинаркотическая политика: понятие, этапы, приоритетные направления // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 9-15.

5. Мальков С. М. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: характеристика и тенденции // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 1 (42). С. 51-56.

6. Мальков С. М. Многофакторная (альтернативная) модель противодействия наркопреступности в Российской Федерации // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : сб. материалов

XXIV Международной науч.-практ. конференции. - Красноярск, 2021. С. 268-269.

7. Анисифорова М. В. Административно-правовые меры противодействия незаконному обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ : монография. - М. : Проспект, 2021. - 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Anisiforova (Buchneva) M. V. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2016, No. 11, pp. 67-69.

2. Anisiforova M. V. Administrativno-pravovoe reguliro-vanie oborota narkotikov (opyt komparativnogo issledovaniya): monografiya (Administrative and legal regulation of drug trafficking (experience of a comparative study): monograph), M.: INFRA-M, 2018, 224 p.

3. Yashin A. V., Shiksheev V. R. Vestnik Penzenskogo go-sudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Penza State University), 2021, No. 1, pp. 3-8.

4. Vlasov V. A. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo insti-tuta FSKN Rossii (Bulletin of the Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia), 2016, No. 2 (23), pp. 9-15.

5. Mal'kov S. M. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo in-stituta MVD Rossii (Bulletin of the Siberian Law Institute of

the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2021, No. 1 (42), pp. 51-56.

6. Mal'kov S. M. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki: sbornik materialov XXIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Actual problems of combating crime: issues of theory and practice: collection of materials of the XXIV International Scientific and Practical Conference), Krasnoyarsk, 2021, pp. 268-269.

7. Anisiforova M. V. Administrativno-pravovye mery pro-tivodejstviya nezakonnomu oborotu prekursorov narkotich-eskikh sredstv i psikhotropnykh veshhestv: monografiya (Administrative and legal measures to counter illegal trafficking of precursors of narcotic drugs and psychotropic substances: monograph), M. : Prospekt, 2021, 192 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

М. В. Анисифорова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация,

121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1); старший преподаватель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

M. V. Anisiforova - Candidate of Legal Sciences, Leading Researcher of the Department for Researching the Problems of Administrative and Jurisdictional Activities of Internal Affairs Bodies of the Research Center for Researching the Problems of Administrative and Legal Activities of Internal Affairs Bodies of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Po-varskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation); Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Procedure of the Moscow State Law University named after О. E. Kutafin (Moscow State Law Academy) (Sadovaya-Kudrins-kaya str., 9, Moscow, 125993, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 25.04.2022; одобрена после рецензирования 11.05.2022; принята к публикации 30.06.2022.

The article was submitted 25.04.2022; approved after reviewing 11.05.2022; accepted for publication 30.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.