АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА
УДК 342.95
Административная деятельность по противодействию незаконному обороту наркотиков в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)
Анисифорова Марьям Владимировна, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук e-mail: maribuchneva@mail.ru
Состояние административной деликтности в области незаконного оборота и потребления наркотиков существенно изменяется под влиянием социально-экономической обстановки в стране. Не удивительно, что угрозы в этой области усугубились в связи с распространением новой опасной коронавирусной инфекции. Чтобы улучшить обеспеченность и повысить устойчивость административно-правовой деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков, разберем содержательные и целевые особенности соответствующей юрисдикционной работы органов исполнительной власти в период пропагации 2019-nCoV.
Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность; незаконный оборот наркотиков; новая коронавирусная инфекция; режим повышенной готовности; самоизоляция.
Administrative activities to combat drug trafficking in the context of the spread of a new coronavirus infection (2019-nCoV)
Anisiforova Maryam Vladimirovna,
Federal State Institution «All-Russian Research Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia»;
Moscow State Law University named after O. E. Kutafina
(Moscow State Law Academy), Candidate of Law
The state of administrative delinquency in the area of illicit drug trafficking and consumption changes significantly under the influence of the socio-economic situation in the country. Not surprisingly, threats in this area have been exacerbated by the spread of a dangerous new coronavirus infection. In order to improve the security and increase the sustainability of administrative and legal activities to counter drug trafficking, we will analyze the content and target features of the relevant jurisdictional work of the executive authorities during the propagation of 2019-nCoV.
Key words: administrative and jurisdictional activities; drug trafficking; new coronavirus infection; high alert; self-isolation.
Больше года прошло с тех пор, как Россия встала на путь «сопротивления» последствиям распространения новой опасной коронавирусной инфекции (2019-П0№).
Губительная инфекционная болезнь, унесшая жизни 98 033 чел. в стране и 2 786 891 во всем мире1, была
1 Данные представлены по состоянию на 29 марта 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: koronavirustoday.ru (дата обра-
внесена в перечень заболеваний, которые представляют опасность для окружающих наряду с малярией, туберкулезом, холерой и некоторыми другими1. Для того чтобы предотвратить негативные последствия от эпидемии, был принят целый комплекс мер, как социально-экономических, направленных на поддержку граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации по причине пандемии коронавирусной инфекции и бизнеса (малого и среднего)2, так и правовых. Результатом законопроектной деятельности, направленной на повышение санитарно-эпидемиологической безопасности населения, стали сразу несколько законопроектов, вносящих изменения в административное и уголовное законодательство в части установления административной ответственности за невыполнение гражданином или организацией правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, завышение цен на лекарства, распространение в сети «Интернет» и средствах массовой информации «фейковых» новостей об эпидемии3, а также уголовно-правовых санкций за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан4, и т. п.
Особенности правовой регламентации запретов и ограничений в условиях 2019-пСоУ выразились в особом режиме, именуемом режимом повышенной готовности, а также конкретных ограничительных мероприятиях, устанавливаемых для обеспечения этого режима, - это, прежде всего, меры ограничения передвижения, самоизоляция, пропускной режим, обязанность использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук в общественных местах. За невыполнение указанных требований многими законодательными актами субъектов Российской Федерации были установлены меры административной ответственности (в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, респу-
щения 29.03.2021).
1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» // СПС «Кон-сультантПлюс».
2 Из доклада А. Г. Силуанова о мерах поддержки экономики от 31 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru (дата обращения 29.03.2021).
3 См.: Части 10.1, 10.2 и 11 ст. 13.15, ч. 4 ст. 14.4.2, ч. 1 и 2 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введены Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») // СПС «КонсультантПлюс».
4 См.: Статья 207.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации») // СПС «Консуль-
тантПлюс».
бликах Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Карелия и др.).
При этом, несмотря на то что преодоление последствий новой коронавирусной инфекции стало «сердцевиной» государственной и общественной потребности, национальным интересом, никуда не делись проблемы преступности и административной деликтности и системные задачи по обеспечению правоохранительной работы органов исполнительной власти. Для того чтобы такая работа продолжала оставаться упорядоченной, последовательной и эффективной, в условиях 2019-пСоУ необходимо предпринимать еще больше усилий, чем обычно.
Не стали исключением в этом смысле меры противодействия противоправной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков5. С одной стороны, в период пандемии из-за недоступности крупных контрабандных поставок определенных видов наркотиков, поступающих в основном на территорию Российской Федерации через границу с бывшими советскими республиками (странами Средней Азии), можно было рассчитывать на снижение объемов афганского героина или латиноамериканского кокаина. Но, с другой стороны, в таких условиях наркорынок переориентировался на иные виды наркотиков, которые можно производить самостоятельно из прекурсоров. Это в первую очередь синтетические (и полусинтетические) наркотические средства и психотропные вещества, изготавливаемые в лабораторных условиях.
Для опасений в данном отношении есть достаточно оснований, которые позволяют нам спрогнозировать отдельные риски, вызванные пандемией, и предложить возможные пути их снижения.
Во-первых, 2019-пСоУ обусловил серьезный экономический спад и, как результат, лишь усугубил положение наиболее уязвимых социальных групп. Известно, что социально-экономическое положение людей очень тесно связано с проблемами наркомании и незаконного оборота наркотиков: часть людей с низким социально-экономическим статусом втягивается в незаконную деятельность для заработков, другая - с целью компенсации расстройств на почве неустойчивых социальных связей, различных внешних и внутренних проблем. В самом общем виде можно сказать, что безработица и необеспеченность населения не лучшим образом влияют на состояние дел в области незаконного оборота наркотиков. Они отражаются на количестве граждан с заболеванием наркоманией и числе совершаемых правонарушений в этой сфере (административных правонарушений и преступлений).
В этом смысле важное значение имеет экономическое стимулирование граждан не только в период
5 В настоящей статье под «наркотиками» понимаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, растения и части растений, их содержащие, аналоги, новые потенциально опасные психоактивные и одурманивающие вещества.
ограничений, но и спустя некоторое время после их снятия. К примеру, следовало бы рассмотреть вопрос о дополнительных выплатах отдельным группам населения: работникам медицинской и социальной сфер, находящимся в зонах риска заражения, семьям с несовершеннолетними детьми и др.
Во-вторых, еще одним риском усугубления проблемы наркомании в условиях распространения коронавирусной инфекции является недостаточная медицинская обеспеченность системы профилактики соответствующих заболеваний. В условиях, когда основной объем работы медицинских учреждений и организаций связан с противодействием 2019-nCoV, вопросы предупреждения наркомании уходят на задний план.
Исключить этот риск позволит выделение дополнительных средств и расширение в целом масштабов медицинской профилактики злоупотребления наркотиками. Нельзя допускать пробелов в охвате людей наркологической помощью ни в каких условиях, а тем более социально и экономически тяжелых.
В-третьих, существенную угрозу представляет пандемия с точки зрения увеличения масштабов охвата незаконной деятельности в области оборота наркотиков на цифровых сервисах в сети «Интернет». Эта деятельность сама по себе отличается конспиративными формами, однако еще больше усилился ее латентный и агрессивный информационно-пропагандистский характер в связи с введением режимных мер, прежде всего, самоизоляции граждан. В таких условиях люди гораздо больше времени стали проводить в информационном пространстве. Обучающиеся и работники были переведены на дистанционные форматы. А, что особенно опасно, фактически все свое время в интернете стали проводить подростки, молодежь, которые являются основным объектом внимания злоумышленников, втягивающих их в противоправную деятельность в сфере незаконной торговли и распространения наркотиков. При этом ограничение передвижения граждан можно рассматривать только в качестве временной и довольно мнимой меры нейтрализации последствий незаконной деятельности в области оборота наркотиков, поскольку гораздо тяжелее результаты незаконного воздействия на сознание людей и формирование в них стойкого интереса к наркотикам.
Прогнозируя этот риск, следовало бы активизировать работу органов Роскомнадзора, внутренних дел по пресечению попыток вербовок, прежде всего, несовершеннолетних граждан через социальные сети в наркобизнес.
В-четвертых, в качестве еще одного риска в сфере незаконного оборота наркотиков, связанного с пандемией, следует рассматривать временные меры, которые были приняты для урегулирования правового положения иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. В частности, иностранцам было разрешено пользоваться некоторыми документами без продления срока их действия (ви-
зой, разрешением на временное проживание, видом на жительство)1. Нахождение на территории страны так называемых «безвизовых» иностранцев в пандемию является очевидной угрозой усиления проблемы незаконного оборота наркотиков, поскольку именно мигранты, значительную часть которых составляют низкоквалифицированные работники, чаще всего вовлекаются в незаконную деятельность по распространению наркотиков либо сами выступают ее организаторами, тем более в отсутствие официальных источников заработка.
В этой связи преодолению нежелательной миграционной ситуации способствует создание дополнительных условий для поддержания трудовой функции оставшихся в стране иностранных работников.
В-пятых, из-за рисков распространения новой опасной коронавирусной инфекции фактически были приостановлены мероприятия по контролю и надзору за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Государственные меры поддержки выразились в минимизации количества плановых выездных проверок бизнеса, продлении сроков действия некоторых разрешительных документов, а проведение внеплановых проверок допускалось только в исключительных случаях.
В то же время указанные послабления могут рассматриваться в качестве угроз безопасности в области оборота наркотиков, т. к. правильный и своевременный контроль и надзор за законной деятельностью в этой сфере позволяет препятствовать злоумышленному использованию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По своей сути административно-правовые меры, реализуемые в ходе государственной контрольно-надзорной деятельности, являются основой предупреждения незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков.
В данном контексте ослабить риски, связанные с освобождением от проверок, позволит, к примеру, уточнение поднадзорных организаций, на которых такие правила не будут иметь распространение, недопущение в отношении субъектов предпринимательства, осуществляющих такую деятельность, возможности проведения проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия2. Еще раз
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. № 791 «О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс».
2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс».
следует подчеркнуть, что речь идет только о тех субъектах хозяйственной деятельности - юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют законную деятельность в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Именно их деятельности сопутствуют рассматриваемые риски, поскольку чаще всего утечка, к примеру, прекурсоров осуществляется из мест их легального оборота. Распознавание таких случаев крайне важно, и соответствующая деятельность административно-юрисдикционных органов должна носить постоянный характер.
В целом игнорирование текущей обстановки и состояния общественной безопасности в стране в связи с пандемией не допустимо. Выявление рисков и потенциальных угроз в этой сфере имеет принципиальное значение для планирования правоохранительной деятельности, корректировки задач органов исполнительной власти на ближайшую и долгосрочную перспективы.
При этом каждый из рассмотренных рисков возможно обратить при желании в свою пользу. Риск таит в себе не только опасность и вред, но и может восприниматься как конструктивный элемент. Выявление и анализ рисков есть ключ к решению многих проблем обеспечения безопасности и правопорядка. К примеру, повышенный интерес молодежи к интернет-пространству в период самоизоляции можно использовать для внедрения онлайн-серверов с функцией ежедневных обновлений о вреде потребления наркотиков, принимаемых мерах государственной поддержки лиц, больных наркоманией (такой опыт доступного для граждан, имеющих мессенджер «WhatsApp», сервера был внедрен в Сингапуре для целей борьбы с ложными сведениями о пандемии 2019-пСоУ). Или же может быть организована дополнительная платформа предоставления медицинской помощи работниками сферы здравоохранения в он-лайн-формате (соответствующий опыт имеется в Катаре).
Можно привести и другой пример. В условиях послабления обычного режима проведения мероприятий по контролю и надзору за субъектами малого и среднего предпринимательства становятся доступными альтернативные инициативные формы контроля, целью которых является профилактика нарушения обязательных требований, в том числе осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (например, наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы или в средствах массовой информации и в сети «Интернет»1).
Итак, мы признаем, что пандемия влияет на проблему незаконного оборота наркотиков. При этом
1 См.: Часть 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс».
борьба с распространением новой коронавирусной инфекции не может оправдывать недостатки в деятельности правоохранительных органов по пресечению административных правонарушений и преступлений, связанных с наркотиками. Напротив, принимая во внимание все риски и угрозы усугубления рассматриваемых проблем в условиях 2019-nCoV, следует обратить внимание на совершенствование форм и методов административно-правовой деятельности по противодействию незаконному обороту запрещенных или ограниченных в обороте химических веществ. И, конечно же, первостепенное внимание должно быть уделено мерам административно-предупредительного характера, обоснованию и внедрению новых эффективных программ профилактики правонарушений наркотической направленности. Улучшения ситуации или хотя бы поддержания ее на прежнем уровне нельзя будет добиться и без усиления мер контроля и надзора, в том числе за субъектами предпринимательства, осуществляющими хозяйственную деятельность в области законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Поэтому важна деятельность всех субъектов системы противодействия незаконному обороту наркотиков, нельзя ограничиваться только реализацией правоохранительных функций органами внутренних дел или таможенными органами. Каждый из органов исполнительной власти принимает соответствующие меры в установленной для него сфере деятельности, а значит - вносит свой неоценимый вклад в освобождение нашего общества от проблем наркотизма.
Библиографический список
1. Из доклада А. Г. Силуанова о мерах поддержки экономики от 31 марта 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru.
Bibliograficheskij spisok
1. Iz doklada A. G. Siluanova o merah podderzhki ekonomiki ot 31 marta 2020 g. [Elektronnyj resurs]. -URL: http://government.ru.