Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2154
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салеева Юлия Евгеньевна, Бессонов Владимир Анатольевич

Актуальность проведения профилактических мероприятий, направленных на реализацию антинаркотической политики Российской Федерации, обусловлена увеличением масштабов незаконного оборота наркосодержащих веществ на территории России, «омоложением» как самого наркобизнеса, так и лиц, употребляющих наркотические вещества. Постановка проблемы: исходя из оперативной обстановки, складывающейся на территории Российской Федерации, и статистических данных, следует констатировать тот факт, что ситуация, связанная с потреблением и распространением наркотических веществ в регионах нашей страны, остается весьма напряженной. В последние годы масштабы распространения наркотических веществ синтетического происхождения, по стоимости изготовления, транспортировки и возможности реализации «выигрывающие» перед остальными видами, демонстрируют пугающую тенденцию наркотизации общества. Профилактика обеспечения реализации антинаркотической политики является одним из способов предупреждения совершения как административных правонарушений, так и преступлений в обозначенной сфере. Данные статистики, представленные в тексте, дают основание полагать, что те меры, которые предпринимаются в целях профилактики, недостаточно эффективны. Представляется необходимым сформулировать ряд как общепрофилактических, так и оперативно-профилактических мероприятий, которые могли бы стать полезными в рамках реализации антинаркотической политики, а также «оздоровления» оперативной обстановки в регионах. Цель исследования: продемонстрировать положительные примеры, а также выявить новые мероприятия профилактической направленности, которые могли бы оказать необходимый эффект в предупреждении распространения, употребления наркосодерщащих веществ на территории Российской Федерации. Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, анализа, индукции, дедукции. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, сравнительно-правовой. Результаты и ключевые выводы: в рамках статьи представлены рекомендации по совершенствованию профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел, на которых возложена обязанность по проведению оперативно-профилактических мероприятий в целях реализации антинаркотической политики государства. В качестве демонстрации положительного примера использовался опыт Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по Нижегородской области с созданным на его базе отрядом специального назначения «Гром». Проведение правильно спланированных профилактических мероприятий поможет не только предупредить совершение административных правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркосодержащих веществ, но и получить оперативно значимую информацию, необходимую для выявления и раскрытия преступлений в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салеева Юлия Евгеньевна, Бессонов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AIMEDAT THE IMPLEMENTATION OF ANTI-DRUG POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of carrying out operational and preventive measures aimed at implementing the anti-drug policy of the Russian Federation is due to the increase in the illegal trafficking of drug-containing substances on the territory of Russia, the «rejuvenation» of the drug business itself, and the same for people who use drugs. The statement of the problem: based on the operational situation in the territory of the Russian Federation and statistical data, it should be stated that the situation related to the consumption and distribution of narcotic substances in the regions of our country remains very tense. In recent years, the scale of distribution of drugs of synthetic origin, in terms of the cost of manufacturing, transportation and the possibility of implementation, «winning» over other types, demonstrate a frightening trend of drug addiction in society. The prevention of ensuring the implementation of anti-drug policy is one of the ways to prevent the commission of both administrative offenses and crimes in the designated area. The statistical data presented in the text give reason to believe that the measures taken for the purpose of prevention are not effective enough. It seems necessary to formulate a number of both general preventive and operational-preventive measures that could be useful in the implementation of anti-drug policy, as well as “improving” the operational situation in the regions. The purpose of the study: demonstrate positive examples, as well as identify new preventive measures that could have the necessary effect in preventing the spread and use of drug-containing substances on the territory of the Russian Federation. The research methods: general scientific methods of cognition, including the principle of objectivity, consistency, analysis, induction, deduction. Along with general scientific methods of cognition, private scientific methods were used: descriptive, comparative legal. The results and key findings: within the framework of the article, recommendations are presented for improving the preventive activities of employees of the internal affairs bodies, who are entrusted with the obligation to carry out operational and preventive measures in order to implement the state’s anti-drug policy. As a demonstration of a positive example, the experience of the Drug Control Directorate of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Nizhny Novgorod Region with a special-purpose unit «Grom». Conducting correctly planned preventive measures will help not only to prevent the commission of administrative offenses and crimes in the sphere of illegal drug trafficking, but also to obtain operatively significant information necessary to identify and solve crimes in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

136

ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА САЛЕЕВА,

старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений, кандидат юридических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: viva 13@bk .ru

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ БЕССОНОВ,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, кандидат юридических наук Нижегородская академия МВД России Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3

E-mail: kvadro-nn@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 34.096

DOI 10.24412/2072-9391-2021-460-136-145

Дата поступления: 15 марта 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 9 декабря 2021 г.

Профилактические мероприятия органов внутренних дел, направленные на реализацию антинаркотической политики Российской Федерации

Preventive Measures of the Internal Affairs Bodies Aimed

at the Implementation of Anti-Drug Policy of the Russian Federation

YULIYA EVGEN'EVNA SALEEVA,

Senior Lecturer Department of Management of Crime Investigation Bodies, Candidate of Law

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: viva 13@bk .ru

VLADIMIR ANATOL'EVICH BESSONOV,

Associate Professor of the Department of Operational and Investigative Activities of Internal Affairs Bodies, Candidate of Law

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia Russian Federation, 603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoe shosse, 3 E-mail: kvadro-nn@yandex.ru

Scientific Specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expert Activity; Operational Investigative Activity.

Аннотация

Актуальность проведения профилактических мероприятий, направленных на реализацию антинаркотической политики Российской Федерации, обусловлена увеличением масштабов незаконного оборота наркосодержащих веществ на территории России, «омоложением» как самого наркобизнеса, так и лиц, употребляющих наркотические вещества.

Постановка проблемы: исходя из оперативной обстановки, складывающейся на территории Российской Федерации, и статистических данных, следует констатировать тот факт, что ситуация, связанная с потреблением и распространением наркотических веществ в регионах нашей страны, остается весьма напряженной.

Abstract

The relevance of carrying out operational and preventive measures aimed at implementing the anti-drug policy of the Russian Federation is due to the increase in the illegal trafficking of drug-containing substances on the territory of Russia, the «rejuvenation» of the drug business itself, and the same for people who use drugs.

The statement of the problem: based on the operational situation in the territory of the Russian Federation and statistical data, it should be stated that the situation related to the consumption and distribution of narcotic substances in the regions of our country remains very tense. In recent years, the scale of distribution of drugs of synthetic origin, in terms of the cost of manufacturing, transporta-

В последние годы масштабы распространения наркотических веществ синтетического происхождения, по стоимости изготовления, транспортировки и возможности реализации «выигрывающие» перед остальными видами, демонстрируют пугающую тенденцию наркотизации общества. Профилактика обеспечения реализации антинаркотической политики является одним из способов предупреждения совершения как административных правонарушений, так и преступлений в обозначенной сфере. Данные статистики, представленные в тексте, дают основание полагать, что те меры, которые предпринимаются в целях профилактики, недостаточно эффективны. Представляется необходимым сформулировать ряд как общепрофилактических, так и оперативно-профилактических мероприятий, которые могли бы стать полезными в рамках реализации антинаркотической политики, а также «оздоровления» оперативной обстановки в регионах.

Цель исследования: продемонстрировать положительные примеры, а также выявить новые мероприятия профилактической направленности, которые могли бы оказать необходимый эффект в предупреждении распространения, употребления наркосодерщащих веществ на территории Российской Федерации.

Методы исследования: общенаучные методы познания, включающие принцип объективности, системности, анализа, индукции, дедукции. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, сравнительно-правовой.

Результаты и ключевые выводы: в рамках статьи представлены рекомендации по совершенствованию профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел, на которых возложена обязанность по проведению оперативно-профилактических мероприятий в целях реализации антинаркотической политики государства. В качестве демонстрации положительного примера использовался опыт Управления по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России по Нижегородской области с созданным на его базе отрядом специального назначения «Гром». Проведение правильно спланированных профилактических мероприятий поможет не только предупредить совершение административных правонарушений и преступлений в сфере незаконного оборота наркосодержащих веществ, но и получить оперативно значимую информацию, необходимую для выявления и раскрытия преступлений в указанной сфере.

tion and the possibility of implementation, «winning» over other types, demonstrate a frightening trend of drug addiction in society. The prevention of ensuring the implementation of anti-drug policy is one of the ways to prevent the commission of both administrative offenses and crimes in the designated area. The statistical data presented in the text give reason to believe that the measures taken for the purpose of prevention are not effective enough. It seems necessary to formulate a number of both general preventive and operational-preventive measures that could be useful in the implementation of anti-drug policy, as well as "improving" the operational situation in the regions.

The purpose of the study: demonstrate positive examples, as well as identify new preventive measures that could have the necessary effect in preventing the spread and use of drug-containing substances on the territory of the Russian Federation.

The research methods: general scientific methods of cognition, including the principle of objectivity, consistency, analysis, induction, deduction. Along with general scientific methods of cognition, private scientific methods were used: descriptive, comparative legal.

The results and key findings: within the framework of the article, recommendations are presented for improving the preventive activities of employees of the internal affairs bodies, who are entrusted with the obligation to carry out operational and preventive measures in order to implement the state's anti-drug policy. As a demonstration of a positive example, the experience of the Drug Control Directorate of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Nizhny Novgorod Region with a special-purpose unit «Grom». Conducting correctly planned preventive measures will help not only to prevent the commission of administrative offenses and crimes in the sphere of illegal drug trafficking, but also to obtain operatively significant information necessary to identify and solve crimes in this area.

Ключевые слова: предупреждение преступлений; профилактика правонарушений; оперативно-профилактические мероприятия; оперативно-

му words: crime prevention; operational and preventive measures; operational and preventive operation; counteraction to crimes in the sphere

профилактическая операция; противодействие преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

of illegal circulation of narcotic drugs and psycho-tropic substances.

138

Увеличившиеся масштабы незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств, стимуляторов амфи-таминового ряда, лекарственных препаратов, содержащих наркотические вещества, на территории Российской Федерации свидетельствуют о том, что наркоситуация в нашей стране представляет серьезнейшую угрозу здоровью населения, безопасности государства и экономике страны.

Профилактика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств — это деятельность как государства, так и общества в целом. Она должна быть направлена на устранение причин и условий совершения подобного рода преступлений. Государство должно заботиться о подрастающем поколении, используя методы социального контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Пропаганда здорового образа жизни, а также выработка у подрастающего поколения мировоззрения, связанного с нетерпимостью употребления наркотических средств, должны ставиться во главу угла.

Профилактика совершения преступлений и правонарушений в этой области является одним из направлений деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России).

В рамках реализации государственной антинаркотической политики Президентом Российской Федерации (далее — Президент РФ) был издан Указ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года»1 (далее — Стратегия), в котором одной из приоритетных целей является профилактическая работа, основанная на общих методологических принципах антинаркотической деятельности. Это касается деятельности не только органов внутренних дел. Сюда включена профилактическая работа медицинских учреждений, пограничных и таможенных органов, международных органов по борьбе с наркоманией и преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств.

При этом понятия «профилактические мероприятия» и «оперативно-профилактические

1 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733 // СЗ РФ. 2020. № 48. Ст. 7710.

мероприятия», несмотря на повсеместное использование второго термина, содержательно не в полной мере разграничены.

В контексте указанного нормативного правового акта оперативно-профилактические мероприятия (далее — ОПМ) выделяются в качестве действенных мер, направленных на сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В юридической литературе вопросам ОПМ посвящены труды видных ученых: Г. Л. Дань-кова [2], Д. А. Харченко [6], Е. Ю. Титушки-ной [4], Я. Г. Ищука [1; 4], Б. В. Борина [1], А. С. Усковой [5] и т. д.

В своих работах Е. Ю. Титушкина обращает внимание на то, что в настоящее время определение категории «профилактика» можно встретить в различных нормативных правовых актах, касающихся «антикриминального законодательства». При этом одно и то же понятие рассматривается в разных смысловых значениях, таких как предотвращение, предупреждение, превенция и даже противодействие. Так же она указывает на то, что в Инструкции по организации проведения оперативно-профилактических операций (далее — ОПО) и оперативно-профилактических мероприятий перечисленные цели, на которые направлены указанные мероприятия, являются не вполне корректно сформулированными. Они могут привести к неправильному толкованию обозначенных выше интерпретаций понятия «профилактика» [4].

Кроме того, интересующее нас понятие ОПМ не нашло своего отражения в нормативных правовых актах федерального уровня.

Обратимся к трактовке этого понятия в приказе МВД России № 772. В рамках этого приказа ОПМ представляют собой согласованные по срокам и решаемым задачам действия органов внутренних дел, подразделений органов внутренних дел, осуществляемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в рамках повседневной оперативно-служебной деятельности2.

Надо признать, что обозначенное понятие является несколько расплывчатым и не учиты-

2 О совершенствовании организации проведения оперативно-профилактических операций в системе МВД России: приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 722.

вает в конечном счете те цели, которые должны на них возлагаться.

Целью ОПМ, по нашему мнению, выступает предупреждение совершения правонарушений и преступлений. Они должны быть планомерными, целенаправленными, комплексными и эффективными. И только в этом случае они смогут привести к необходимому результату.

В связи с этим предлагаем взять за основу следующее определение: оперативно-профилактические мероприятия — это целенаправленные комплексные мероприятия, проводимые органами внутренних дел, а также подразделениями органов внутренних дел в соответствии с принципами планомерности и обоснованности, вытекающие из сложившейся оперативной обстановки в конкретном регионе, осуществляемые в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предупреждения совершения правонарушений и преступлений.

Понятие выглядит на первый взгляд достаточно «массивно», но при всем этом отражает основное предназначение данной профилактической деятельности.

Актуальность рассматриваемой темы подтверждают также статистические данные, представленные на портале Главного информационного-аналитического центра МВД России (далее - ГИАЦ МВД России). За 2020 г. всего было зарегистрировано 189 905 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ. Большая часть указанных преступлений находилась в производстве следователей органов внутренних дел (184 721 уголовное дело). При этом удельный вес таких преступлений приходится на ст. 228 УК РФ (69 394 уголовных дела), 68 581 уголовное дело - на незаконное приобретение и хранение наркотических средств. К этой статистике хотелось бы добавить еще информацию о том, что из общего числа лиц, совершивших преступления рассматриваемой категории, число потребителей наркотических средств и психотропных веществ приравнивается к 74 464, на возрастную категорию 30-39 лет приходится 32 119 человек, но при этом необходимо отметить, что в общем количестве есть и лица более молодого возраста (с 14 лет), что не может не внушать некую опаску3.

3 Статистика ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/ files/content/stat/books/text/txt126_201912.026.txt (дата обращения: 06.03.2021).

Обстановка, которая складывается в сфере оборота и потребления наркотических средств в целом по России и в отдельных ее регионах показывает необходимость проведения превентивных мероприятий для стабилизации этого положения, а также для профилактики совершения правонарушений и преступлений в обозначенной сфере.

В рамках статьи обратим внимание на Приволжский федеральный округ. «Лидерами» по количеству преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ являются Республика Татарстан, Самарская и Нижегородская области.

Основная роль по противодействию незаконному обороту наркотических средств в регионах отводится управлениям по контролю за оборотом наркотиков Главного управления МВД России (далее - УКОН ГУ МВД России) с созданными на их базе отрядами специального назначения «Гром», а также районным отделам полиции органов внутренних дел.

Из общего количества зарегистрированных преступлений рассматриваемой группы выделяют следующие:

— связанные с изготовлением наркотических средств;

— приобретением и хранением наркотических средств;

— незаконным сбытом;

— организацией и содержанием наркопритонов;

— контрабандой подконтрольных веществ.

Помимо изготовления наркотических

средств на территории нашего государства, в Российскую Федерацию поставляются большие объемы наркотических веществ синтетического происхождения. Это объясняется в первую очередь информатизацией общества и распространением интернет-магазинов, которые значительно упрощают процесс их реализации.

Наркодельцы активно пользуются развитием информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время в финансовой структуре незаконного оборота наркотических средств достаточно часто используется крипто-валюта, что также создает значительные трудности для правоохранительных органов [3].

Однако органами внутренних дел в регионах организуется профилактическая работа, которая позволяет выявить и пресекать преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых при помощи сервисов в сети Интернет.

140

Надо признать, что на общегосударственном уровне недостаточно четко разработан механизм управления и контроля за информационными потоками. И речь идет не только об интернете. Радио-, телересурсы полны не только интернет-магазинами, которые под видом легальных торговых площадок реализуют наркотические средства, но и различного рода информационными «вбросами» (фильмы, молодежные передачи, песни), которые формируют терпимое отношение, а иногда и поощряющее употребление наркотических веществ. Нельзя не признать, что это проблемы далеко не государственного масштаба, а масштаба общемирового, что не может не вызывать опасений.

Учитывая особую важность и стратегический характер работы в интернет-пространстве, постоянно ведется поиск максимально эффективных, интерактивных и доступных для молодежи форм и методов. Основной акцент сделан на организацию разъяснительной работы среди подростков и молодежи о юридической ответственности за употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет.

В целях качественной организации профилактической работы с использованием интернет-пространства на официальном сайте ГУ МВД России в разделе «Борьба с незаконным оборотом наркотиков» размещены методические материалы профилактической направленности.

Основной акцент при написании этой статьи делается на Нижегородскую область в силу того, что работа профилактической направленности по реализации антинаркотической политики в этом регионе отмечается в качестве положительной.

На территории обозначенного региона действует Межвузовский антинаркотический волонтерский отряд при УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области. Отряд активно занимается пропагандой здорового образа жизни и ведет свою деятельность в рамках антинаркотической политики Российской Федерации как в очном формате, так и в дистанционном (онлайн-встречи, семинары, активная деятельность в социальных сетях).

В период с 20 по 26 октября 2020 г. с использованием электронной платформы для проведения видеоконференций Zoom проведен очередной этап обучения добровольцев, которые войдут в состав Межвузовского антинаркотического волонтерского отряда. Интерактивные лекции для будущих участников антинаркотического волонтерского движения в течение 4 дней обучения проводили сотрудники УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области, представители Центра психолого-педа-

гогической, медицинской и социальной помощи, информационно-просветительского Центра «Школа здоровья ПИМУ», Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Нижегородского областного наркологического диспансера.

Обучение проходило в рамках реализации пилотного проекта УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области, межвузовской антинаркотической комиссии при Совете ректоров нижегородских вузов и министерств здравоохранения и образования, науки и молодежной политики Нижегородской области. Главной целью мероприятия было обучение студентов навыкам преподавания темы профилактики наркомании студентам и школьникам.

Кроме этого, в 2020 г. велась работа сотрудников ГУ МВД России по Нижегородской области и территориальных отделов полиции при содействии волонтерских движений, курсантов Нижегородской академии МВД России по мониторингу интернет-ресурсов, направленная на своевременное выявление и пресечение деятельности лиц, склоняющих пользователей сети Интернет к совершению противоправных действий, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В рассматриваемом периоде выявлено и направлено в Роскомнадзор 13 112 (2019 г. — 13 104) интернет-адресов для проведения экспертизы и включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Данная линия работы стоит на особом контроле, ежемесячно проводится анализ сведений, поступающих из территориальных отделов, результаты работы доводятся до руководства УКОН и ГУ МВД России по Нижегородской области.

Анализ показал, что в основном в регионах нашей страны действуют отдельно функционирующие волонтерские антинаркотические отряды на базах образовательных учреждений как среднего, так и высшего образования (например, волонтерский антинаркотический отряд «По зову сердца», антинаркотический волонтерский отряд Краснодарского машиностроительного колледжа, действующий совместно с активистами Молодежного совета при главе Администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара, и т. д.).

Хотелось бы отметить, что для развития этой деятельности необходима поддержка как администраций регионов, так и правоохранительных органов, занимающихся антинаркотической деятельностью. Это является большим подспо-

рьем, повышает уровень значимости тех вопросов, которые ставятся во главу угла в рамках антинаркотической политики.

Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, в России и во всем мире в 2020 году в регионах были организованы и проведены очередные этапы общероссийских акций «Сообщи, где торгуют смертью» (далее — акция «СГС») и «Призывник».

В рамках проведения акции «СГС» любой обладающий информацией мог анонимно звонить по круглосуточному телефону доверия (вся необходимая информация обычно размещена на официальных сайтах и порталах конкретного региона) либо по телефону 02 (102) и сообщить о местах распространения или употребления наркотиков.

Информация с указанием телефонов доверия должна размещаться в местах массового скопления людей (торговые центры, образовательные учреждения, медицинские организации, остановки общественного транспорта и т. д.).

На сегодняшний день необходимо отметить, что по результатам первого этапа акции «СГС», проведенного с 15 по 26 марта в России, поступило более чем 11 тысяч обращений граждан; 46 % сообщений приходилось на информацию о фактах незаконного оборота (распространения) наркотических средств; 44 % касалось профилактики и лечения лиц, страдающих от наркотической зависимости, также поступали сообщения о пропаганде, распространении наркотических средств в сети Интернет (5 %).

Такие акции позволяют:

— своевременно выявлять как административные правонарушения, так и преступления;

— изымать из незаконного оборота наркотические средства;

— выявлять интернет-ресурсы, которые занимаются пропагандой употребления наркотических средств, а также их распространением.

Все это оказывает положительное действие на оперативную обстановку в регионах.

Вторая обозначенная нами акция «Призывник» организовывается Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны. Целью этого мероприятия является оказание профилактического воздействия на граждан, которые достигли призывного возраста.

Обратимся к данным Нижегородской области. В 2020 г. в период акции «Призывник» на территории региона проведено 311 антинаркотических мероприятий, в которых приняли участие 7 886 лиц призывного возраста и военнослужащих.

В Республике Татарстан, которая также упоминалась выше, в рамках этой акции были про-

ведены такие мероприятия, как: показ фильма «Наркотики. Секреты манипуляции» и видеороликов антинаркотической направленности, раздавались брошюры «Скажи наркотикам — нет!», проводилось тестирование граждан, выявившее 33 человек, которые употребляли наркотические вещества в немедицинких целях. Охват этой акции в рамках Республики Татарстан достиг 3,5 тыс. граждан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной акцент профилактической работы в рамках указанной акции был сделан на разъяснении юридической ответственности за употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ.

Обратимся вновь к Нижегородской области, осветим мероприятия, которые были проведены в регионе в 2020 г. Как показала статистика, обозначенная выше, эта область находится на «лидирующих позициях» среди регионов Приволжского федерального округа по количеству преступлений, связанных с распространением, хранением наркотических средств, но при этом профилактическую деятельность администрации области, органов внутренних дел, волонтерского движения, Министерства здравоохранения нельзя не признать активной, планомерной и целенаправленной.

Девятнадцатого ноября 2020 г. в формате видеоконференции Zoom сотрудники УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области приняли активное участие в межведомственном ве-бинаре для руководящих и педагогических работников по организации профилактики асоциального поведения детей и подростков, употребления психоактивных веществ, алкоголя и табакокурения.

Мероприятие организовано Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в нем приняли участие около одной тысячи человек.

На мероприятии были освещены вопросы организации работы по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ в современных условиях, организации противодействия вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества в сети Интернет, выявлению суицидальных наклонностей у детей и подростков, организации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде и т. д.

Двадцатого ноября 2020 г. принято активное участие в ежегодном антинаркотическом телемарафоне «Всем миром против наркотиков», организованном Правительством Нижегородской области, Государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Нижний Новгород» (далее — ГТРК «Нижний Новгород») при поддержке аппарата антинаркотической комис-

142

сии Нижегородской области. Данное мероприятие проводилось в прямом эфире ГТРК «Нижний Новгород».

Главной целью телемарафона является привлечение внимания общественности к проблеме наркомании и вовлечение всего гражданского общества в активное противодействие злоупотреблению наркотиками.

Во время прямого включения обсуждались актуальные темы, в том числе и то, какой должна быть антинаркотическая пропаганда среди молодежи. В качестве экспертов по теме марафона выступили представители министерств и ведомств Нижегородской области, федеральных структур, правоохранительных органов области, педагоги, психологи, медики, юристы, журналисты, а также волонтеры межвузовского волонтерского отряда.

В рамках телемарафона в 2020 г. было снято 17 телесюжетов/роликов и 4 радиопередачи. Следует отметить, что сотрудниками УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области была оказана методическая помощь в ходе проведения съемок, а также проведена экспертная оценка видеоматериала, отснятого в рамках телемарафона.

Двадцать четвертого декабря 2020 г. в заочной форме сотрудниками УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области организовано и проведено заседание межвузовской антинаркотической комиссии при Совете ректоров вузов Нижегородской области под председательством заместителя декана лечебного факультета Приволжского исследовательского медицинского университета Минздрава России И. Б. Карпухина.

В ходе заседания обсуждены новые формы проведения профилактической антинаркотической работы с использованием сети Интернет в условиях сложившейся эпидемиологической обстановки в регионе, по итогам заседания принято решение о реализации комплекса мер, направленных на активизацию антинаркотической работы среди студентов вузов региона.

Нужно отметить, что со снятием части ограничительных мер в условиях COVID-19 в регионе возобновлены мероприятия антинаркотической направленности в традиционном формате с участием молодежи.

Так, на базе военно-спортивного лагеря «Партизан», расположенного в Ковернин-ском районе Нижегородской области, проведен цикл профилактических мероприятий для воспитанников.

Сотрудниками УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области проведены профилактические мероприятия с ребятами, направленные на формирование стойкой антинаркотической гражданской позиции. В ходе прове-

денных встреч чередовались различные формы подачи информации: теоретическая лекция, групповые дискуссии, разыгрывание проблемных ситуаций, обсуждение проблемных вопросов по антинаркотической тематике, также демонстрировались фильмы, снятые в рамках телемарафона «Всем миром против наркотиков» областной телекомпанией ННТВ. Также совместно с сотрудниками УКОН ГУ МВД России по Нижегородской области проводятся нижегородские спортивные фестивали антинаркотической направленности «Нет наркотикам. Я выбираю спорт!», по результатам которых вручаются дипломы «За волю к победе» участникам, добившимся наиболее высоких результатов.

По данным статистики, одним из наиболее эффективных ОПМ является выявление и пресечение административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

По итогам 2020 г., по данным ГИАЦ МВД России, на территории страны органами внутренних дел выявлено 140 827 административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (в 2019 - 140 059), из них [5]:

— ст. 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — 13 914 (2019 — 14 929);

— ст. 6.9 КоАП РФ — 94 554 (2019 — 91 178);

— ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ — 9 329 (2019 — 11 250);

— ст. 20.22 КоАП РФ4 — 1 022 (2019 — 1 390)5.

Для более полной и актуальной демонстрации складывающейся ситуации приведем данные по состоянию за 9 месяцев 2021 года: ст. 6.8 КоАП РФ — 10 944; ст. 6.9 КоАП РФ — 79 128; ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ — 6 672; ст. 20.22 КоАП РФ — 583.

Констатируем тот факт, что хоть и не значительная, но тенденция к снижению показателей есть.

В целях соблюдения механизма неотвратимости наказания за совершенное лицом правонарушение сотрудники УКОН ГУ МВД России должны ежеквартально осуществлять сверки с подразделениями наркологических диспансеров (далее — НД) сведений о лицах, у которых при проведении исследования установлен факт наркотического опьянения с данными о гражданах, привлеченных к административной ответственности за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5 Статистика ГИАЦ МВД России. URL: http://10.5.0.16/csi/ files/content/stat/books/text/txt126_202006.021.txt (дата обращения: 06.03.2021).

В случае выявления фактов непривлечения к административной ответственности лиц, положительно освидетельствованных на состояние наркотического опьянения, должны быть реализованы мероприятия по получению соответствующими подразделениями полиции из учреждений НД актов медицинского освидетельствования, а также должна быть организована работа по розыску данных граждан с последующим привлечением к административной ответственности.

В рамках предупреждения, выявления и раскрытия преступлений ежеквартально в адрес начальников территориальных органов МВД России должны направляться списки лиц, привлеченных к административной ответственности за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, для использования в оперативно-розыскной деятельности.

Необходимо заметить, что деятельность указанной службы является эффективной в том случае, если должным образом обеспечивается контроль за тем, что лицо, на которое возложена судом обязанность прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, не уклоняется от вышеперечисленного6.

Помимо прочего, достаточно эффективным оказывается проведение сотрудниками оперативных подразделений совместно с отрядами специального назначения «Гром» еженедельных оперативно-профилактических рейдов по ночным развлекательным заведениям. В ходе таких рейдов необходимо производить доставление в отделы полиции лиц, представляющих оперативный интерес, их дактилоскопирование, формирование геномного учета.

В рамках обозначенной авторами тематики нельзя упускать из виду еще один действенный механизм, направленный на пресечение рассматриваемой незаконной деятельности. Таким механизмом выступает взаимодействие органов внутренних дел с Росфинмониторингом, который обладает обширными возможностями. Силами Росфинмониторинга по запросам правоохранительных органов могут проводиться исследования на установление признаков легализации наркодоходов.

6 Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28 мая 2014 г. № 484. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

В рамках государственной программы министерства и ведомства, заинтересованные в профилактической антинаркотической работе, должны осуществлять деятельность по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правового регулирования на региональном уровне в целях разработки и реализации региональной политики в области профилактики наркомании, реабилитации наркопотребителей.

2. Выработка и организация комплексных мер, направленных на предупреждение и устранение условий, способствующих немедицинскому употреблению наркотических средств и психотропных веществ.

3. Разработка, планирование и реализация мероприятий профилактического характера, направленных на просвещение населения, недопущение потребления, распространения и хранения наркотических средств и психотропных веществ.

В рамках профилактики незаконного распространения наркотических средств необходимо рассматривать и деятельность по контролю за их легальным оборотом, так как случаи поступления из легального оборота в незаконный также имеют место. Сотрудникам правоохранительных органов, занимающимся противодействием незаконному обороту наркотических средств, надлежит регулярно проверять помещения, в которых будет осуществляться деятельность, связанная с легальным оборотом наркотических средств, на соответствие требованиям к такого рода помещениям. Помимо этого, не вызывает сомнений необходимость проверки лиц, которые будут иметь доступ к наркотическим средствам на момент наличия ограничений, препятствующих подобного рода деятельности. К таковым можно отнести, например, наличие судимости, в том числе погашенной и неснятой.

Достаточно высокую эффективность показывают профилактические мероприятия, проводимые с привлечением активистов из молодежной среды. Волонтеры, участвуя в подобного рода мероприятиях, активно воздействуют на сверстников, пользуясь авторитетом среди них.

Обозначенное направление является весьма приоритетным в силу того, что огромное количество молодежи последнее время вовлекается в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотических средств. Это обусловлено многими факторами, однако основополагающим является их финансовая заинтересованность. Помимо посещений образовательных учреждений, должны проводиться рейдовые мероприятия совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних по посеще-

144

нию подростков, которые уже были замечены в потреблении наркотических средств и психотропных веществ, а также посещение семей, в которых родители склонны к употреблению таких средств. В такой деятельности не обойтись и без взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции в подконтрольных районах.

Проведение семинаров-совещаний с представителями Департамента образования, лекционных занятий с педагогическими работниками по тематике, связанной с реализацией государственной антинаркотической политики, также позволяет достигать целей, заложенных в Стратегии. Только совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, медицинских учреждений и иных органов и организаций можно добиться снижения уровня распространения и потребления наркосодержащих веществ у нас в стране.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, несмотря на усилия администраций регионов, правоохранительных органов и иных общественных движений, ситуация в стране относительно распространения и потребления наркотических веществ существенно не меняется, в силу этого авторами предпринята попытка изложить рекомендации, которые смогли бы усилить эффект профилактической деятельности. Отдельные из перечисленных превентивных мероприятий, несомненно, проводятся в регионах, однако необходимо обратить внимание правоприменителя на то, что до-

Список литературы:

1. Борин Б. В., Ищук Я. Г. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3.

2. Даньков Г. Л. Сущность и понятие оперативно-профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2 (14).

3. Климчаков А. В. К вопросу о содействии граждан полиции в борьбе с незаконным сбытом наркотических средств, совершаемым с использованием сети Интернет // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2019. № 4 (49).

4. Титушкина Е. Ю, Ищук Я. Г. Комплексная оперативно-профилактическая операция: проблемы правового закрепления // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56).

биться положительной тенденции можно только тогда, когда эта деятельность будет носить комплексный, целенаправленный и скоординированный характер.

Таким образом, принятая Стратегия, направленная на реализацию антинаркотической политики, должна неукоснительно соблюдаться, антинаркотическое законодательство — повсеместно совершенствоваться, а региональная нормативная правовая база, направленная на противодействие распространению наркотических средств, — приводиться в соответствие с нормативной правовой базой федерального уровня.

Распространение наркотиков ведет к демографическому кризису, снижению величины трудоспособного населения, могущего поддерживать экономику страны на должном уровне.

Несмотря на то что сотрудники УКОН ГУ МВД России, а также сотрудники районных отделов полиции органов внутренних дел повсеместно участвуют в проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий и повышают эффективность своей деятельности в рассматриваемом направлении, необходимо констатировать тот факт, что поиск новационных методик профилактики наркомании, в том числе в онлайн-режиме, использование прогрессивных форм работы и организация эффективных медиаплощадок в сети Интернет должны сделать антинаркотическую деятельность максимально доступной и интересной как для населения региона в целом, так и для молодежи в частности.

References:

1. Borin B. V., Ishchuk Ya. G. Ponyatie operativno-rozysknoj profilaktiki prestuplenij // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 3.

2. Dan 'kov G. L. Sushchnost' i ponyatie operativ-no-profilakticheskih meropriyatij, provodimyh organami vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2010. № 2 (14).

3. Klimchakov A. V. K voprosu o sodejst-vii grazhdan policii v bor'be s nezakonnym sbytom narkoticheskih sredstv, sovershae-mym s ispol'zovaniem seti Internet // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 4 (49).

4. Titushkina E. Yu., Ishchuk Ya. G. Complex operational and preventive operation: problems of legal consolidation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56).

5. Uskova A. S. O nekotoryh formah pravoohranitel'noj deyatel'nosti // Gosudarst-vennaya sluzhba i kadry. 2020. № 1.

5. У скова А. С. О некоторых формах правоохранительной деятельности // Государственная служба и кадры. 2020. № 1.

6. Харченко Д. А. Некоторые аспекты оперативно-розыскной профилактики // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию института. Иркутск, 2013.

Harchenko D. A. Nekotorye aspekty opera-tivno-rozysknoj profilaktiki // Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh us-loviyah: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennoj 20-letiyu instituta. Irkutsk, 2013.

Для цитирования:

Салеева Юлия Евгеньевна, Бессонов Владимир Анатольевич. Профилактические мероприятия органов внутренних дел, направленные на реализацию антинаркотической политики Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 4 (60). С. 136—145.

For citation:

Saleeva Yulia Evgenievna, Bessonov Vladimir Anatolyevich. Preventive Measures of the Internal Affairs Bodies Aimed at the Implementation of AntiDrug Policy of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 4 (60). P. 136-145.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.