Микитюк Юрий Васильевич
кандидат исторических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: kf.krdu@mvd.ru)
Теоретико-правовые основы формирования антинаркотического законодательства в Республике Крым
В статье рассмотрены условия и предпосылки формирования законодательства Республики Крым в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. На основании анализа аналогичных норм права в других субъектах Российской Федерации, научных исследований в этой области и криминологической обстановки в регионе сформулированы предложения по совершенствованию системы профилактики наркомании и смежных с ней асоциальных явлений.
Ключевые слова: антинаркотическое законодательство, наркомания, наркотические средства, предупреждение, профилактика, психотропные вещества, регион, токсикомания.
Yu.V. Mikityuk, Candidate of History, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kf.krdu@mvd.ru
Theoretical and legal basis for the formation of anti-drug legislation in the Republic of Crimea
The article considers the conditions and prerequisites for formation of the legislation of the Republic of Crimea in the sphere of preventing illegal circulation of narcotic drugs and psychotropic substances. Based on the analysis of similar rules of law in other regions of the Russian Federation, scientific research in this field and the criminological situation in the region, the proposals to improve the system of drug abuse prevention and related antisocial phenomena are formulated.
Key words: anti-drug legislation, drug addiction, drugs, anticipation, prevention, psychotropic substances, region, substance abuse.
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ - это всегда перманентная и интенсивная деструктивность по отношению к социальной, экономической и политической ситуации, криминологической обстановке, демографическому потенциалу государства, жизни, здоровью и работоспособности членов социума.
Пребывая в составе Украины, Крым представлял повышенный интерес для внутригосударственного и международного наркобизнеса. Прежде всего это было связано с его географическим положением, природно-климатическими условиями, наличием международных морских портов и аэропортов, развитой и разветвленной транспортной инфраструктурой, а также несовершенством антинаркотического законодательства, отсутствием системы мониторинга наркоситуации и малоэффективным правоохранительным контролем за наркотрафиком. Статистика за последние 15 лет свидетельствует о неуклонном росте количества потребителей наркотиков в Крыму (с 7407 в 2001 г. до 9772 в 2016 г.), а также тяжких и особо тяжких наркопреступлений:
сбыт наркотиков/в группе: 2001 г. - 493/38; 2006 г. - 1091/135; 2011 г. - 911/76;
содержание притонов: 2001 г. - 122; 2006 г. -316; 2011 г. - 131;
вовлечение в наркоманию: 2001 г. - 28; 2006 г. - 58; 2011 г. - 24;
деятельность нарколабораторий: 2001 г. - 3; 2006 г. - 15; 2011 г. - 10.
Кроме того, крымскими правоохранителями ежегодно ликвидировалось около 15 международных и более 30 межрегиональных каналов поступлений наркотических средств и психотропных веществ на полуостров, количество изъятого из незаконного оборота за год доходило до 700 кг. А благодаря проведению международных музыкальных фестивалей «Ка2антип», «Точка 2борки» и др. количество выявленных наркопреступлений в таких «увеселительных» заведениях в летний курортный сезон доходило до сотни.
Фактическое пребывание Крымского полуострова в статусе полуэксклава с марта 2014 г. нивелировало возможности поставок наркотических средств и психотропных веществ из Украины (ранее привозился преимущественно
176
ацетилированный либо экстракционный опий), купировало международные и межрегиональные каналы контрабанды «тяжелых» наркотиков в морских портах и почтовыми переводами [1, с. 54-55]. Однако это не снизило актуальность вопросов предупреждения наркомании и противодействия наркопреступности во вновь созданных субъектах Российской Федерации: только в 2016 г. в Республике Крым по фактам незаконного оборота наркотиков зарегистрировано 1638 преступлений, из незаконного оборота изъято более 120 кг наркотических средств и психотропных веществ. К уголовной ответственности привлечено 1223 лица, причастных к незаконным операциям с наркотиками. Расследовано 96 наркопреступлений, совершенных в организованных формах, в том числе: группой лиц, по предварительному сговору - 55; организованной группой - 27; преступным сообществом - 14. Также выявлено 169 преступлений, совершенных 150 лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения, в числе которых 2 убийства, 13 краж, 3 грабежа и разбой [2].
По оценкам правоохранителей, наркоситуация в Республике Крым сегодня формируется под влиянием таких факторов, как замещение опиатов синтетическими психотропными веществами и их популяризация в молодежной среде; использование организаторами наркотрафика возможностей сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных потенций; заполнение наркорынка «легальными» психоактивными веществами, схожими по воздействию на организм человека с наркотическими средствами, благодаря их сравнительно низкой стоимости; расширение площадей незаконного культивирования конопли с последующей ее переработкой в марихуану; увеличение количества наркозависимых лиц в результате прекращения действия украинской программы «заместительной терапии» [3].
Приведенная статистика и данные свидетельствуют о том, что наркоугроза и темпы ее развития в Республике Крым не приостановлены, а меры криминологической превенции недостаточны и требуют оптимизации. Одновременно с этим на протяжении трех лет становления крымской государственности и права отсутствовал базовый закон, регулирующий отношения, возникающие в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании.
Учитывая изложенное выше, для обеспечения формирования и реализации государственной антинаркотической политики на
полуострове необходимо было разработать нормативно-правовые основы данной деятельности и обеспечить универсальность, на-ступательность и целенаправленность в решении вопросов, связанных с предупреждением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Именно поэтому 13 февраля 2015 г. было утверждено Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Республики Крым, в котором были закреплены следующие цели: определение состояния наркоситуации, масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков; выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров; оценка эффективности проводимой антинаркотической деятельности и формирование предложений по ее оптимизации (указ главы Республики № 43-У). А 8 февраля того же года -Положение об антинаркотической комиссии в Республике Крым (указ главы Республики № 176-У). По нашему мнению, своевременность принятия указанных актов очевидна, а реализация их норм должна обеспечивать последовательный, системный, комплексный и дифференцированный подходы к профилактике наркотизма. Важность работы в данном направлении раскрывается и в исследовании В.И. Брылева и И.В. Исуповой [4, с. 16-18].
Тем не менее, субъектами профилактики наркомании остро ощущался дефицит законодательного регулирования их деятельности на региональном уровне. Поэтому целью принятия Закона от 27 марта 2017 г. № 366-ЗРК/2017 «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в Республике Крым» стало восполнение пробелов республиканского законодательства, в том числе определение основных принципов, задач и направлений такой превенции, урегулирование полномочий субъектов системы профилактики, регламентация антинаркотической пропаганды, общественного контроля и финансирования мероприятий в данной сфере.
Компаративистское исследование регионального антинаркотического законодательства свидетельствует о том, что крымская законотворческая инициатива от 9 декабря 2016 г. (внесена и.о. прокурора Республики Крым А.В. Фоминым, рег. № 1106/30-10) в этой сфере полностью продублировала положения Закона Ростовской области от 29 июля 2015 г. № 396-ЗС «О профилактике незаконного по-
177
требления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании на территории Ростовской области». Вместе с тем, анализируя аналогичные законы в других субъектах Российской Федерации, можно отметить нюансы, которые целесообразно учесть при дальнейшем совершенствовании крымского антинаркотического законодательства.
1. Дополнение мероприятий в этой области профилактикой алкоголизма. Например, Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 937-КЗ определены основы государственной политики в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, включая: раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (социально-психологическое тестирование, профилактические медосмотры обучающихся в общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования); пропаганду с целью формирования здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголизму, наркомании и токсикомании; оказание медицинской помощи больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и т.д.
Впрочем, инкорпорирование в такую сферу задач по обеспечению общественной безопасности, противодействию преступности в целом (см. постановление правительства Сахалинской области от 29 декабря 2012 г. № 695) или терроризму и экстремизму (см. постановление правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 г. № 522-Д) нецелесообразно ввиду специфики организационного и нормативного обеспечения мер по профилактике наркомании и токсикомании [5; 6].
2. Выделение в структуре профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании: общей профилактики в отношении лиц, не имеющих опыта употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также лиц, незаконно употребляющих указанные средства и вещества, у которых еще не возникла зависимость от них; профилактики в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от этих средств и веществ; профилактики или комплексной реабилитации лиц, незаконно употребивших наркотические средства, токсические и психотропные вещества, прошедших курс лечения, либо лиц с девиантным поведением; раннее выявление незаконного потребления данных средств и веществ (см. Закон Тюменской области от 13 января 2001 г. № 244).
Либо целесообразно выделение первичной (предупреждение употребления наркотических средств и психотропных веществ), вторичной (предупреждение формирования болезни у лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, и осложнений у лиц, эпизодически их употребляющих, но не обнаруживающих признаков болезни) и третичной (лечение и реабилитация с целью восстановления физического и психического здоровья лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами) профилактики (см. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 марта 2015 г. № 3-ЗАО).
3. Урегулирование вопросов антинаркотического обучения и воспитания, включая: антинаркотическое воспитание обучающихся; антинаркотическое обучение и воспитание в семье; антинаркотическое воспитание в сфере организации досуга детей и молодежи (см. Закон Республики Татарстан от 29 октября 2009 г. № 50-ЗРТ). Признаем, что незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ - неизлечимая болезнь общества на всех стадиях и этапах его развития, а ликвидация наркопреступности, даже при введении высшей меры наказания за незаконные операции с наркотиками, - лишь утопия. Скорее всего, поэтому Т.Ф. Минязева утверждает, что основным средством противодействия незаконному обороту наркотиков является создание отсутствующей сегодня шкалы нравственных ценностей в сознании большинства общества. Но мнение цитируемого автора об ужесточении мер профилактического характера за оборотом наркотиков, вплоть до ограничения прав и свобод человека [7, с. 57], на наш взгляд, достаточно дискуссионное и требует дополнительной аргументации.
Считаем, что приоритетным направлением в профилактике наркомании должна стать информационная составляющая. Например, информационное обеспечение профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в г. Москве осуществляется на основе Единого городского банка данных, в который включаются: результаты мониторинга распространения и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; федеральные, региональные и иные планы, программы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; сведения об известных и разрабатываемых методах профилактики,
178
диагностики и лечения наркомании, социальной реабилитации и социальной адаптации больных наркоманией; данные о субъектах научной деятельности в этой сфере; информация о деятельности органов, учреждений городской системы профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в г. Москве и других субъектах Российской Федерации и т.д.
Также система профилактики наркомании должна предполагать осуществление мер по мониторингу и выявлению в сети Интернет (с целью дальнейшего блокирования) контента и ресурсов, используемых для незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ либо пропаганды их употребления. К этой работе целесообразно привлекать негосударственные организации, представителей общественности, волонтеров, формируя так называемые кибердружины, которые уже достаточно продуктивно функционируют в некоторых регионах Российской Федерации [см., например: 8; 9; 10].
4. Регламентация механизма координации деятельности органов и организаций, которые в установленном порядке принимают участие в реализации антинаркотической политики. Благодаря такому механизму обеспечиваются комплексность и системность решения задач предупреждения наркомании и токсикомании.
Согласование таких действий и мероприятий в г. Москве осуществляет Городская межведомственная комиссия, а в административных округах столицы - окружные межведомственные комиссии. К их полномочиям отнесены: координация и обеспечение взаимодействия органов государственной власти г. Москвы, государственных и негосударственных организаций, осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в сфере профилактики наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ; привлечение негосударственных организаций и граждан к этой профилактике; содействие информационному и научному обеспечению этой деятельности, подготовка предложений по формированию единых подходов по приоритетным направлениям в данной сфере, а также сокращению количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ; мониторинг исполнения Городской целевой программы по противодействию наркомании; координация и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих
специалистов и др. (см. Закон города Москвы от 28 февраля 2007 г. № 6).
5. Конкретизация задач и функций уполномоченных субъектов в области профилактики наркомании и токсикомании. Так, в отдельных статьях Закона Нижегородской области от 28 марта 2002 г. № 16-З (помимо полномочий Законодательного собрания, правительства и органов местного самоуправления) определены основные обязанности в этой сфере медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, государственных и муниципальных учреждений молодежи, исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления в сфере культуры, физической культуры, спорта и туризма.
В других регионах Российской Федерации, как правило, законодательно урегулированы полномочия органов исполнительной власти по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере охраны здоровья, социальной защиты населения и демографического развития региона, образования и науки, физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, культуры и т.п.
6. Возможность участия негосударственных организаций в профилактике наркомании и токсикомании. Например, в Тюменской области к основным задачам негосударственных организаций в данной сфере отнесены: осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних; утверждение здорового образа жизни; консультирование, социальная реабилитация и адаптация лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества; взаимодействие с государственными и иными организациями, осуществляющими мероприятия в этой сфере; проведение мониторинга наркоситуации в области и др.
В Нижегородской области допускается участие средств массовой информации в сфере профилактики наркомании и токсикомании путем: информационной поддержки деятельности органов публичной власти всех уровней, ОВД, медицинских и образовательных организаций в этой сфере; разработки и реализации долгосрочных редакционных планов пропаганды здорового образа жизни, популяризации позитивного опыта профилактической работы в группах риска и по социальной адаптации мо-
179
лодежи; включения в сетку теле- и радиовещания и тематические планы периодических изданий специальных передач, рубрик, подборок статей, ориентированных на информирование различных групп населения о проблемах борьбы с наркоманией; реализации грантов, участия в творческих конкурсах и других формах (в рамках социального заказа).
В свою очередь, Законодательное собрание Краснодарского края наделило такие организации правом: пропагандировать здоровый образ жизни; оказывать помощь семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; осуществлять взаимодействие с государственными и муниципальными органами и организациями в этой сфере.
Не настаивая на необходимости разработки для субъектов Российской Федерации модельного антинаркотического закона, не можем не обратить внимания на несовершенство используемого понятийного аппарата. В частности, в законодательстве ряда регионов термин «профилактика наркомании» используется в значении, отличном от Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (см., например, ст. 5 Закона Нижегородской области от 28 марта 2002 г. № 16-З).
Что касается целевых документов стратегического планирования, то к полномочиям Совета министров Республики Крым в исследуемой сфере отнесено утверждение соответствующих республиканских программ. Однако программно-целевое планирование антинаркотических мероприятий на республиканском уровне ограничилось лишь декларацией этой управомочивающей нормы: в Перечне государственных программ Республики Крым такая программа отсутствует, а в Государственной программе «Профилактика преступности и правонарушений в Республике Крым» на 2017-2019 гг. специфика превенции незаконного оборота наркотиков не прослеживается. Именно поэтому в некоторых субъектах Российской Федерации на законодательном уровне закреплена диспозиция о формировании и реализации таких программ (см.: ст. 21 Закона Свердловской области от 19 декабря 1997 г. № 78-ОЗ, ст. 6 Закона Хабаровского края от 29 октября 2008 г. № 213, ч. 2 и 3 ст. 3 Закона Ставропольского края от 2 декабря 2015 г. № 130-кз и др.). Следует согласиться с С.А. Буткевичем в том, что разработка и материализация данных программных документов (а не утилит), предполагающих соответствующие
финансирование, отчет и контроль исполнения, необходимы как на общегосударственном, так и региональном уровнях [11]. А маркерами эффективности их исполнения могут быть: снижение количества наркопреступлений и лиц, впервые употребивших наркотические средства и психотропные вещества; укрепление и развитие инфраструктуры субъектов, принимающих участие в предупреждении наркомании и токсикомании, реабилитации и ресоциализации наркозависимых; развитие антинаркотического мировоззрения молодежи, снижение темпов ее вовлечения в наркосреду; повышение уровня профессиональной подготовки личного состава, участвующего в профилактике наркомании; увеличение доли негосударственных организаций, институтов гражданского общества, молодежи и т.п., вовлеченных в реализацию региональных и муниципальных программ по профилактике наркомании.
Резюмируя, подчеркнем, что значимость становления и дальнейшего совершенствования республиканского антинаркотического законодательства обусловлена тем, что распространение наркомании и рост наркобизнеса за последние годы стали одной из актуальных социальных проблем, игнорирование которой деструктивно влияет на здоровье человека, интересы общества во всех сферах его жизнедеятельности, создает реальные угрозы криминологической безопасности на региональном и федеральном уровнях.
Стратегическими задачами реализации антинаркотической политики в Республике Крым остаются: снижение объемов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ с одновременным уменьшением вреда от их немедицинского употребления; сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества благодаря системе ранней профилактики их незаконного потребления, оказанию квалифицированной медицинской помощи и социальной реабилитации наркозависимых лиц; информационное обеспечение и научное сопровождение антинаркотических мероприятий, эффективный мониторинг текущей наркоситуации и ее прогнозирование; осуществление взаимодействия с негосударственными организациями, средствами массовой информации, институтами гражданского общества и населением; развитие системы антинаркотической пропаганды, воспитания и обучения; совершенствование механизма контроля легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
180
1. Торопов С.А. Международный наркотрафик: проблематика и пути противодействия (анализ наркотических угроз применительно к Российской Федерации) // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 2(28).
2. Информация УКОН МВД по Республике Крым от 19 янв. 2017 г. № 47/90. Симферополь, 2017.
3. Выдержки из доклада о наркоситуации в Республике Крым в 2016 году. Симферополь, 2017.
4. Брылев В.И., Исупова И.В. Методические вопросы мониторинга наркоситуации на региональном уровне // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 3(33).
5. Буткевич С.А. Профилактика правонарушений в Республике Крым (теоретико-правовые аспекты) // Актуальные вопросы общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016.
6. Клименко Т.М., Чирков С. В. Российская уголовно-правовая политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2015. № 4(30).
7. Минязева Т.Ф. В чем причина неэффективности уголовно-правовых превенций в сфере незаконного оборота наркотических средств? // Общество и право. 2016. № 1(56).
8. URL: http://www.ligainternet.ru
9. URL: volgasib.ru/obshestvo/36335-v-volgograde-chleny-lkiberdruzhinyr-poluchili-blagoslovenie.html
10. URL: http://www.mskagency.ru/materials/ 2656320
11. Буткевич С.А. Концептуальные основы предупреждения наркомании и противодействия наркопреступности (по материалам Украины) // Юрид. наука и практика: Вестн. Нижегород. акад. МВД России. 2014. № 4(28).
1. Toropov S.A. International drug trafficking: problems and ways to counter (the analysis of narcotic threat for the Russian Federation) // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 2(28).
2. Information of the Directorate for the Control of Drug Trafficking of the MIA of the Republic of Crimea № 47/90 d.d. Jan. 19, 2017. Simferopol, 2017.
3. Excerpts from report on the drug situation in the Republic of Crimea in 2016. Simferopol, 2017.
4. Brylev V.I., Isupova I.V. Methodical questions of monitoring of a drug abuse situation at the regional level // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 3(33).
5. Butkevich S.A. Prevention of offenses in the Republic of Crimea (theoretical and legal aspects) //Actual issues of public safety and crime control in the Crimea Federal District: proc. of All-Russian sci. and pract. conf. Krasnodar, 2016.
6. Klimenko T.M., Chirkov S.V. Russian criminal policy in the area of drug trafficking countermeasures // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2015. № 4 (30).
7. Minyazeva T.F. What is the reason for the ineffectiveness of crime prevention measures against illicit drug trafficking? // Society and law. 2016. № 1(56).
8. URL: http://www.ligainternet.ru
9. URL: volgasib.ru/obshestvo/36335-v-volgograde-chleny-lkiberdruzhinyr-poluchili-blagoslovenie.html
10. URL: www.mskagency.ru/materials/2656320
11. Butkevich S.A. Conceptual foundations for prevention of addiction and counteraction to drug-related crime (Ukraine's materials) // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of Russian MIA. 2014. № 4(28).
181