Научная статья на тему 'Основные параметры артистизма'

Основные параметры артистизма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
870
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ / АРТИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / CONCEPT ARTISTRY / ALLOCATE KEY PARAMETERS / SELF-EXPRESSION OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Романова Елена Викторовна

В данной статье автор делает попытку выделить основные параметры понятия «артистизм» применительно к любой деятельности личности. Автор понимает артиста в широком эстетическом смысле как человека, реализовавшего свою уникальность в профессии. Понятие «артистизм» предстает не только как высокое мастерство, но и как эстетическая форма самовыражения личности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article the author does attempt to allocate key parameters of concept artistry, with reference to any activity of the person. The author understands the artist in wide esthetic sense as the person who has realized the uniqueness in a trade. The concept artistry is understood not only as a great skill, but also as the esthetic form of self-expression of the person.

Текст научной работы на тему «Основные параметры артистизма»

.....

I I I ■ M I I I I

90 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель ^

цифические функции. Начиная с Нового време- тельные смыслы.

ни ирония перестает быть только приемом ри- В ситуации же постмодернизма ирония,

торики, трансформируясь в самостоятельную пожалуй, актуальна как никогда, и этот момент эстетическую категорию и обретая дополни- заслуживает специального рассмотрения. Примечания

1. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975.

2. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма / П.П. Гайденко. - М.: Искусство, 1970.

3. Гегель, Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1932. - Т. 10.

4. Гегель, Г. В. Ф. Соч.: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1938. - Т. 12.

5. Демосфен. Речи / Демосфен. - М., 1994. - Т.1. - (Памятники исторической мысли).

6. Кьеркегор, С. О понятии иронии / С. Кьеркегор // Логос. - 1993. - №4. - С. 176-198.

7. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ, 2000.

8. Платон. Пир / Платон // Соч.: в 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2.

9. Плутарх. Избранные жизнеописания: в 2 т. / Плутарх. - М.: Правда, 1987. - Т. 1.

10. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т. / Ф. Шлегель. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ АРТИСТИЗМА Е. В. Романова

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье автор делает попытку выделить основные параметры понятия «артистизм» применительно к любой деятельности личности. Автор понимает артиста в широком эстетическом смысле - как человека, реализовавшего свою уникальность в профессии. Понятие «артистизм» предстает не только как высокое мастерство, но и как эстетическая форма самовыражения личности.

Ключевые слова: артистизм, артистическая личность, импровизационность, эстетический вкус.

In given article the author does attempt to allocate key parameters of concept artistry, with reference to any activity of the person. The author understands the artist in wide esthetic sense as the person who has realized the uniqueness in a trade. The concept artistry is understood not only as a great skill, but also as the esthetic form of self-expression of the person.

Key words: concept artistry, allocate key parameters, self-expression of the person.

В качестве культурно-эстетического явления артистизм представляет собой интересный и на сегодняшний день недостаточно изученный объект исследования. Понятийное толкование артистизма сводится, в основном, к следующим моментам: это явление определяется как худо-

жественная одаренность, как высоко развитый навык исполнительской деятельности и как виртуозность мастерского владения профессией. Кроме того, под артистизмом нередко понимают особую форму самовыражения и самоутверждения, то есть эстетическую манеру по-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 90-93

.....

ш

Теория и история культуры

91

ведения «на публике». Не случайно, начиная с эпохи Возрождения, одной из тем искусства становится «артистическое поведение» и артистизм как момент «соперничества искусства и жизни» (А. Кривцун).

Артистизм и как одно из понятий эстетики и как специфический принцип творчества не сводим только к этим художественным явлениям. Так, уже романтики обратили внимание на творческий потенциал артистизма «созерцания и вчувствования». Именно поэтому расширение границ эстетического анализа феномена артистизма носит актуальный характер. Кроме того, актуальность исследования артистизма обусловлена и постмодернизмом, для которого характерны множественность проявлений игрового начала культуры и культивирование артистических форм пародирования.

В качестве эстетического принципа различных видов деятельности артистизм привлекал внимание не только исследователей, но и деятелей искусства. Тема артистизма возникала и в литературе, и на полотнах живописцев, и в театральных постановках и кинофильмах. Это и «Кола Брюньон» Ромена Роллана (о «мастере из Кламси» в пору Возрождения), и картины Александра Бенуа («Итальянская комедия», «Итальянская комедия: billet doux», «Маскарад при Людовике XIV»), и пьесы А.С. Пушкина «Дон Гуан» и Дюма-сына «Кин, или гений и беспутство», и фильмы Феллини «8 1/2» и «Клоуны». В этих произведениях артистизм предстает не только как высокое мастерство, но и как эстетическая форма самовыражения личности. Да и разнообразие эстетических вызовов футуристов, их «пощечины общественному вкусу» - тоже вид артистизма.

Таким образом, как эстетическое явление эстетизм синтезирует в себе ряд тех параметров, которые заслуживают специального изучения. К таким параметрам относятся, с нашей точки зрения, характер одаренности; высокий уровень владения навыками и умениями; имп-ровизационность; развитый вкус; творческое воображение; состояние творческого удовлетворения («чувства удовольствия», по Канту) от исполнительской деятельности.

Ряд ученых связывают данное понятие только с актерской профессией, хотя артистизм присущ и другим видам специализированной деятельности. В своей статье Р.М. Кирсанова прослеживает путь изменения смыслового содержания слова «артист». Автор указывает на то, что вплоть до середины XIX века термин «артист» применялся к самым разным проявлениям, в том числе и к ремесленному мастерству (1). Например - сапожному делу, на которое хочется обратить внимание в данной статье: речь идет о целесообразности сравнительного анализа работы сапожника-профессионала и сапожника-артиста.

Для этого рассмотрим и сопоставим оба типа мастеров сапожного дела. Оба сапожника квалифицированные специалисты, владеющие необходимыми навыками для выполнения данной работы. Что же необходимо для превращения профессионала в художника? Этот вопрос можно задать в любой сфере деятельности: почему один художник все рисует правильно, но его произведения не остаются в истории и не расцениваются как произведения высокого искусства? Почему один педагог все объясняет как надо, владеет необходимой информацией, но не может увлечь учеников?

Сапожник-артист не слепо следует инструкции, он способен импровизировать, самостоятельно изобретать новые сочетания тканей, придумывать новые модели, разрабатывать свой метод работы. Выполнение профессиональных манипуляций не требует у него серьезных умственных затрат, его ум свободен для творчества.

Прежде всего, артисту необходимо достичь в своей профессии высочайшего уровня, что позволит ему свободно маневрировать, осуществлять выбор. Артистизм рождается там, где знания становятся материалом для работы воображения и фантазии. В этом случае артист не воспринимает работу как тяжелый труд, она для него - средство самовыражения, самореализации. Он поэтизирует свою работу восхваляет свой труд, возводя его до звания искусства.

У главного героя романа «Кола Брюньон»

04_ôàîôèy_ènôîôèy_êôëuôôôû.p65 91 19-05.2011, 12:35

.....

ш

92 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

Р. Ролана - столяра из Кламси, артистическая натура с врожденным чувством юмора и с творческим отношением к ценностям жизни. В нем органично сочетаются и гедонизм (любовь к радостям жизни), и потребность в виртуозной работе. Вот его собственное признание: «Я люблю все хорошее: хороший стол, хорошее вино ... - и тебя, старый товарищ, тебя, который не предаст, мой друг, мой Ахат, мой труд!.. Как хорошо стоять с инструментом в руках у верстака, пилить, строгать, сверлить, тесать, колоть, долбить, скоблить, дробить, крошить чудесное и крепкое вещество, которое противится и уступает, мягкий и жирный орешник, который трепещет под рукой, словно хребет русалки, розовые и белые тела, смуглые и золотистые тела наших дубравных нимф, лишенные своих покровов, срубленные топором! Радость верной руки, понятливых пальцев, толстых пальцев, из которых выходит хрупкое создание искусства!» (2).

Кола Брюньон - человек эпохи Ренессанса, но не из среды интеллектуалов и художников, а из цеховой страты французского общества той эпохи. Но артистизм - общая черта ренессансной личности. На примере различных проявлений артистизма Кола Брюньона подтверждается справедливость утверждения многих философов о том, что человека от машины отличает способность воображения, это и делает труд человека уникальным.

Данная способность обнаруживается не только в сфере художественного творчества, но и в других профессиях. Вот почему само понятие «артист» - не синоним понятию «актер» и вызывает ассоциации с категорией искусности. Следовательно, в широком эстетическом смысле артист - это человек, реализовавший свою уникальность в профессии.

Сапожник-артист способен получать сиюминутное удовольствие от работы, ему нравится то, что он делает. Поэтому в свою работу он включает элементы, не нужные для получения продукта, но придающие красоту его деятельности (например: подкручивание молотка перед забиванием гвоздя). Кроме того, сапожник-артист способен поэтизировать реальность, у

него возникает отношение к окружающим предметам, связанным с его деятельностью. Он «одушевляет» предметы, наделяя их особой реакцией, и приписывая «стиль» поведения. Такое проявление свойств воображения не редкость, например, большое количество автолюбителей наделяют характером свои машины и трепетно с ними обращаются.

В этом смысле стоит отметить, что люди с артистическими наклонностями способны и психологически и словесно «общаться» с неживыми предметами, они оживают в их воображении. Такие люди относятся к орудиям производства не как к предметам, а как к помощникам и в то же время как своего рода «фетишам». К примеру, тот же сапожник так «любит» свой молоток, что ни за что не хочет с ним расставаться, даже если он уже отслужил свой век.

С философско-эстетической точки зрения важно обратить внимание и на такой параметр артистизма, как наличие развитого вкуса.. Имеется в виду «способность суждения» (И. Кант) личности об эстетических ценностях и то чувство меры, без которого трудно достичь высоких творческих результатов в любой деятельности, включая и труд сапожника. Кроме того, эстетический вкус связан с возможностями такого самосовершенствования, которое и превращает человека в артистическую индивидуальность.

Подводя итог, хотим заметить, что сапожник-артист - это личность, обладающая: 1) высочайшим уровнем мастерства, дающим возможность импровизации; 2) эстетическим вкусом; 3) активно включенным в деятельность воображением; 4) способностью получать удовольствие от деятельности.

В эстетических исследованиях последнего десятилетия все чаще возникает интерес к многогранному понятию артистизм. Уже ушло в историю время, когда артистизм связывался только с профессией актера или - шире - людей, связанных с искусством. Многие исследователи связывают артистизм с самовыражением личности и в профессии, и в быту. Например, Р.М. Кирсанова в своей статье «Костюм

.....

I I I ■ M I I I

Теория и история культуры 93

сословных и художественных элит в России: артистическое соперничество и взаимовлияние» (1) понимает артистизм как особую легкость и виртуозность исполнения во всяком профессиональном труде, которые делают абсолютно незаметной обязательную выучку. При этом Кирсанова расширяет границы артистизма, не связывая его проявления только профессиональной деятельностью, в своем исследовании артистическое соперничество в одежде автор называет самым распространенным способом самовыражения в России конца XIX - начала XX столетия. Кирсанова в своей статье указывает на возникающие трудности при попытке дать точное определение артистизму, которое бы не уточнялось и аргументацией из различных сфер человеческой жизни. Такое всеобъемлющее проникновение артистизма во все сферы че-

Примечания

1. Кирсанова, Р. М. Костюм сословных и художественных элит в России: артистическое соперничество и взаимовлияние / Р.М. Кирсанова // Феномен артистизма в современном искусстве / отв. ред. О.А. Кривцун. -М.: Индрик, 2008. - С. 281 - 298.

2. Ролан, Р. Кола Брюньон / Р. Ролан // Собрание сочинений: в 9 т. - М.: Правда, 1983. - Том 5. - 304 с.

ловеческой деятельности не случайно. Артист в любом деле добивается потрясающихся успехов, потому что результатом его деятельности является художественный образ, он любое проявление способен довести до произведения искусства. Его творение заполняется его богатой личностью, поэтому после смерти художника остаются его произведения, они несут отпечаток его личности. Яркий художественный образ продолжает жить помимо исполнителя. Наиболее мощное впечатление от явления возникает, когда происходит встреча артистичного исполнителя и артистичного потребителя. Артистичное восприятие жизни - это тоже творчество. Посредством принципа и навыков артистизма человек реализует себя в общении, поведении и деятельности, реализует себя на творческих началах.

АРТИСТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ БЫТИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Насер-Эддин Буаттура

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье прослеживаются особенности «бытования» артистизма в фольклорном музыкальном творчестве; утверждается мысль о возможностях эффективного развития артистических способностей музыкантов-исполнителей средствами музыкального фольклора.

Ключевые слова: артистизм, музыкальный фольклор, музыкант-исполнитель, традиции, музыкальное исполнительство.

In the article are traced the features of «existence» of artistism in the folk musical creativity; approved the idea of the possibilities of effective development of artistic abilities musicians means folk music.

Key words: artistism, musical folklore, musician-performer, traditions, musical performance.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 93-96

04_6аТбёу_ёп6Тбёу_ё6ёй66би.р65 93 1 19.05.2011, 12:35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.