.....
I I I ■ M I I I I
220 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
АРТИСТИЗМ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Насер-Эддин Буаттура
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрываются сущность артистизма как приоритетного качества личности музыканта-исполнителя; основополагающие структурно-содержательные признаки данного феномена, специфика его проявления в музыкально-исполнительской деятельности.
Ключевые слова: артистизм, музыкант-исполнитель, музыкально-исполнительская деятельность, качество личности.
In"the article reveals the essence of artistism as a priority quality of the person musician - performer, the fundamental structural and substantive signs of this phenomenon, the specificity of its manifestations in music and performing activities.
Key words: artistism, musician performer, musical and performing activities, the quality of the person.
Можно без преувеличения сказать, что проблема артистизма долгое время не имела самостоятельного научного статуса в трудах ученых, прямо или косвенно отражающих широкий спектр вопросов, связанных с различными проявлениями индивидуального начала в музыкально-творческой деятельности. И это при том, что артистические способности как особая разновидность художественных качеств личности не раз упоминались и даже в определенной степени освещались искусствоведами, видными театральными деятелями-режиссерами, актерами и др. Достаточно привести имена таких выдающихся метров сценического искусства, как Е.Б. Вахтангов, В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд и многих других, сказавших свое веское слово в отношении ведущих элементов актерско-режиссерского мастерства.
Что же касается внедрения артистических приемов в достаточно разветвленную
технику современного музыкального исполнительства, то этой исключительно важной стороне творческой индивидуальности любого музыканта до некоторых пор не придавалось существенного значения ни в специальной исследовательской литературе, ни в методических разработках, не говоря уже об учебных пособиях и т.п., несмотря на ее основополагающую роль в повседневной практике обучения. Хотя было бы несправедливо умалчивать появление отдельных работ, в которых предпринимались попытки «переноса» некоторых сценически игровых приемов преимущественно в музыкально-педагогическую деятельность, которые при всей их разрозненности, всё же оказали своё воздействие на обнаружение общих закономерностей, имеющих непосредственное отношение к феномену артистизма (Г.Г. Нейгауз, Л.А. Баренбойм, В.Г. Ражников и др.). Именно они, а также близкие им по тематике исследования послужили своего рода толчком к появлению немногочис-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 220-223
.....
I I I ■ М I I I
Искусствознание 221
ленных, но значимых научных работ, посвященных рассмотрению основных проявлений артистизма в различных видах музыкально-творческой деятельности (Ж.В. Ваганова, Л.С. Майковская, А.А. Якупов, Е.К. Ильина и др.).
Тезис, что профессия музыканта сценична по своей природе, как правило, не вызывает каких-либо сомнений. Артистичность обычно проявляется в сугубо индивидуальной, а иногда и неповторимой манере, ассоциируясь со свободным, не стесняемым узкими рамками творчеством. А это означает, что выявление сущности и содержательных сторон артистизма невозможно вне глубокого и всеобъемлющего учета креативных возможностей человека в любой среде художественного познания, их активно-преобразовательных функций в отношении его личностного потенциала. Все это справедливо и в отношении такой специфической области, как деятельность музыканта-исполнителя, педагога и т.п.
Творчески-созидательное начало, будучи обязательной предпосылкой успешного претворения на практике артистических проявлений личности во всем их исключительном многообразии, побуждает к активному соучастию всех субъектов целевого художественного воздействия в процессе совместной деятельности. При этом, как справедливо подмечает П.П. Блонский, «...если бы художник захотел творить по шаблонным правилам, он не создал бы художественного произведения, ибо последнее вышло бы не из творческих глубин души создателя, между тем как творчество всегда носит личный характер..» (2, с. 24).
Столь необычная взаимообратимая направленность движущих механизмов артистизма в свое время послужила основанием для соотнесения его психофизических признаков с сопутствующими ему элементами актерского мастерства. Так, на пересечении театрально-художественных принципов и тех или иных форм индивидуализированного самовыражения рождались высказывания ученых, приложивших немало усилий для пропаганды сценического искусства (М.И. Кнебель, Ю.П.
Азаров, П.В. Симонов и др.). Ведь любой талантливый актер на сцене, ощущая себя творческой индивидуальностью, так или иначе, подвержен стремлению воссоздать вокруг себя атмосферу живой заинтересованности в результатах своей деятельности, личностного отношения к ней сквозь призму своего, даже мысленно воображаемого внутреннего диалога со зрителем.
Наличие определенного дарования, аккумулируемого практически во всех видах художественной, в том числе и музыкально-исполнительской деятельности, возводит в особый ранг вопрос о степени его непосредственного влияния на личность воспринимающего субъекта, выраженного в способности откликаться на разнообразные впечатления, воплощенные в конкретном виде искусства. Как известно, существует масса способов приобщения к прекрасному, отраженному теми или иными средствами художественно-образного видения окружающего мира, но ни один из них не обходится без «пропускания через себя» всего того, что вызывает особое чувство сопричастности, внутреннего сопереживания идеям, претворенным в содержании произведения-продукта активно-творческой деятельности.
Отчетливо прослеживаемые способности к продуктивному роду занятий в любых жизненных обстоятельствах на фоне устойчивого взаимодействия внутренних и внешних факторов, способствующих максимальному проявлению их артистической сущности и, как следствие, раздвижению границ межличностного общения в целях установления духовного контакта с окружающими, - таковы в общих чертах наиболее сущностные приметы упомянутого явления, как нельзя лучше приближающие к осмыслению самой его сути.
Последняя, как нам кажется, должна быть изначально трактована с позиций одного из самых действенных способов экспрессивного переживания, а значит, и оценочного толкования того или иного художественного образа. Здесь уже артистизм выступает в качестве цельного личностного образования, где
13_ёпё6пп6аТдШёа.р65 221 23.03.2011, 10:11
.....
I I I ■ М I I I
222 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
его обладатель, будучи истинно творческой и художественно одаренной личностью, демонстрирует свое богатое воображение, гибкое мышление, тонкую интуицию, искрометную и неистощимую на выдумки фантазию. Свойственные ему утонченные реакции могут неожиданно сменяться стихийными душевными порывами, а упорядоченные и тщательно продуманные приемы обращения к аудитории с тем же успехом чередуются с моментами бьющей через край энергией сценической импровизации. Речь идет о таком приоритетном признаке артистизма, как сценическая выразительность, направленная на воплощение определенных игровых ситуаций, с помощью которых осуществляется переосмысливание интерпретируемого образа, что, в свою очередь, отображается в точных, скоординированных движениях творчески настроенной личности.
В частности, артистизм музыканта-исполнителя ярче всего проявляется в его инструментальной или вокальной передаче соответствующих музыкально-поэтических образов, где, благодаря развитым у него слуховым представлениям, он способен выстраивать эмоционально-художественную «партитуру» своего личностного воздействия, без особого труда входя в ту или иную роль, подсказываемую авторским замыслом в ходе интерпретации выбранного им произведения. Как видим, именно наличие повышенных художественно-экспрессивных способностей позволяет музыканту-исполнителю добиваться ощутимых результатов в своей артистической по духу деятельности, которые обусловлены высоким уровнем эмпатии, рефлексии и, что особенно важно, эмоциональной идентификации с разнообразно варьируемыми музыкально-сценическими образами.
В подобные мгновения музыкант-исполнитель испытывает особый подъем творческого вдохновения, подлинное «озарение» и необычайный прилив духовно-созидательной энергии, «всплески» художественной активности, которые как бы прорываются наружу, выводя все то, что, собственно говоря, и со-
ставляет «ядро» его артистической индивидуальности. Причем в такого рода психологические состояния впадают все незаурядные музыканты, вне зависимости от их специализации и «образа» профессиональных действий. Об этом в своих рассуждениях по поводу так называемого педагогического артистизма достаточно точно выразилась Ж.В. Ваганова: «Любые случайности или неожиданности на уроке "обыгрываются" артистичным педагогом, который не только не боится их, а даже любит, когда это вызывает в нем мобилизацию всех творческих сил, стимулирует фантазию и воображение» (3, с. 54).
Артист по своему духовному призванию и общественному предназначению, истинный музыкант, выходя на сцену, всем своим существом устремляется к как можно более правдивой интерпретации воспроизводимого им образа, одновременно приближаясь к адекватному «вживанию» в свой собственный образ и сиюминутно переключаясь на то или иное мировосприятие, в соответствии с нужной ему «эмоциональной идентификацией» (В.А. Кан-Калик). Более того, постоянно оценивая себя и свои артистические возможности глазами других людей, он постепенно вырабатывает в себе способность к рефлексии, а также особое художественное чутье, ключ к разгадке которых кроется в исключительном умении поддерживать благоприятный психологический тонус в общении с излюбленным видом искусства.
Возникает вопрос: каковы же основополагающие структурно-содержательные признаки музыкального артистизма, представленные в наиболее полном объеме в научных публикациях относительно столь сложного и многозначного явления? Сошлемся в связи с этим на недавно вышедшие в свет издания научно-методического и монографического характера (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Ж.В. Ваганова, Л.С. Майковская). В частности, исследование Л.С. Майковской, по сути, содержит опыт комплексного изучения названного феномена применительно к условиям музыкально-педагогической деятельности. Вслед
.....
I I I ■ М I I I
Искусствознание 223
за попытками других ученых дать ему соответствующее определение, исследователь выводит основные компоненты педагогического артистизма с учетом специфики художественно-коммуникативной деятельности на уроках музыки. Так, исследователем предлагается следующая трактовка анализируемого феномена: «Артистизм - это такая способность, которая интегрирует в своем содержании эмоционально-экспрессивные, художественно-интеллектуальные и художественно-операциональные стороны художественно-коммуникативной деятельности и придает ей ярко выраженный эмоционально-эстетический характер» (4. с. 4).
Опора на эти взаимообусловленные друг другом моменты позволила нам соотнести уже известные факты об отличительных свойствах музыкального артистизма с новыми знаниями, добытыми в ходе анализа его сугубо практической направленности в условиях музыкально-исполнительской деятельности.
Действительно, чем ярче артистические способности музыканта, тем, соответственно, выше его возможности в репродуцировании конкретных эстетических эмоций, а значит, используемых им индивидуально-художественных приемов, нацеленных на качествен-
ное усвоение разнообразного звукового материала и продиктованных определенной исполнительской трактовкой музыкального произведения. Ведь, как верно заметил В.Г. Ражников, каждый выступающий перед аудиторией музыкант придает значение не только тому, «.что он вложил в интерпретацию, но и как её передал» (5, с. 58).
Поэтому подлинный артистизм музыкального исполнения непременно предполагает глубокие знания основ художественного восприятия, не говоря уже о ведущих элементах чисто музыкальной выразительности, позволяющих проникать в глубину образно-эмоционального содержания того или иного сочинения. Важно помнить, что никакой внешнепоказной артистический «лоск», базируемый на поверхностных приемах воздействия на слушателя, не спасёт исполнителя от краха в его попытках установить полноценное художественное общение посредством звучащей музыки. В то же время, каким бы насыщенным оно ни казалось, его всегда отличает своеобразное двуединство исходных содержательных параметров, где срабатывает личностная установка: «... исполняю - это значит, переживаю, воплощаю, общаюсь, передаю, убеждаю» (1. с. 54).
Примечания
1. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. - Л., 1974.
2. Блонский, П. П. Педагогические и психологические исследования / П.П. Блонский. - М., 1979. - Т. 1.
3. Ваганова, Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности / Ж.В. Ваганова. - Тюмень, 1989.
4. Майковская, Л. С. Артистизм учителя музыки : учебное пособие / Л.С. Майковская. - М., 2005.
5. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. - М., 1989.
13_ёпё6пп6аТд[а[ёа.р65 223 1 23.03.2011, 10:11