.....
I I I ■ M I I I
Теория и история культуры 93
сословных и художественных элит в России: артистическое соперничество и взаимовлияние» (1) понимает артистизм как особую легкость и виртуозность исполнения во всяком профессиональном труде, которые делают абсолютно незаметной обязательную выучку. При этом Кирсанова расширяет границы артистизма, не связывая его проявления только профессиональной деятельностью, в своем исследовании артистическое соперничество в одежде автор называет самым распространенным способом самовыражения в России конца XIX - начала XX столетия. Кирсанова в своей статье указывает на возникающие трудности при попытке дать точное определение артистизму, которое бы не уточнялось и аргументацией из различных сфер человеческой жизни. Такое всеобъемлющее проникновение артистизма во все сферы че-
Примечания
1. Кирсанова, Р. М. Костюм сословных и художественных элит в России: артистическое соперничество и взаимовлияние / Р.М. Кирсанова // Феномен артистизма в современном искусстве / отв. ред. О.А. Кривцун. -М.: Индрик, 2008. - С. 281 - 298.
2. Ролан, Р. Кола Брюньон / Р. Ролан // Собрание сочинений: в 9 т. - М.: Правда, 1983. - Том 5. - 304 с.
ловеческой деятельности не случайно. Артист в любом деле добивается потрясающихся успехов, потому что результатом его деятельности является художественный образ, он любое проявление способен довести до произведения искусства. Его творение заполняется его богатой личностью, поэтому после смерти художника остаются его произведения, они несут отпечаток его личности. Яркий художественный образ продолжает жить помимо исполнителя. Наиболее мощное впечатление от явления возникает, когда происходит встреча артистичного исполнителя и артистичного потребителя. Артистичное восприятие жизни - это тоже творчество. Посредством принципа и навыков артистизма человек реализует себя в общении, поведении и деятельности, реализует себя на творческих началах.
АРТИСТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ БЫТИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Насер-Эддин Буаттура
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье прослеживаются особенности «бытования» артистизма в фольклорном музыкальном творчестве; утверждается мысль о возможностях эффективного развития артистических способностей музыкантов-исполнителей средствами музыкального фольклора.
Ключевые слова: артистизм, музыкальный фольклор, музыкант-исполнитель, традиции, музыкальное исполнительство.
In the article are traced the features of «existence» of artistism in the folk musical creativity; approved the idea of the possibilities of effective development of artistic abilities musicians means folk music.
Key words: artistism, musical folklore, musician-performer, traditions, musical performance.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 93-96
.....
I I I ■ М I I I
94 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
Известно, что фольклорное музыкальное творчество характеризуется умением создавать различные исполнительские варианты распространенных песен, танцев и т.п. в стиле конкретной традиции, что позволяет, в свою очередь, судить о заложенном в фольклорном музыкальном творчестве еще не до конца раскрытом художественно-исполнительском потенциале, неотделимом от проявлений музыкального артистизма. Познание его национальной специфики в своеобразных сочетаниях технических и выразительных средств музыкально-экспрессивного высказывания, их жан-рово-стилевой характерности в процессе приобщения к культурно-историческому опыту своего народа, несомненно, является важной составной частью профессионального облика современного музыканта-исполнителя.
Всё острее и глубже осознаваемые прогрессивно настроенной творческой личностью ценности аутентичных форм музыкального фольклора и других самобытных черт креативности национального духа каждый раз по-новому ставят вопрос о путях соприкосновения с ними, где под определенным углом зрения рассматривается то, что несёт в себе активно-созидательное и преобразовательное начало в постижении преемственной цепочки «от национального к общечеловеческому», от индивидуально преломленного эмоционально-художественного опыта в творениях разных народностей - к вершинам музыкального артистизма.
Ведь сущность любой выразительной игры, в том числе и на традиционных музыкальных инструментах, заключается в оживлении каждого звука и «проживании» его через себя, где то или иное исполнительское средство диктуется развитой личностно-эмоциональной сферой художественно одаренного субъекта. Последний, будучи постоянно увлеченным идеей поиска собственных средств индивидуального выражения, которая неизменно присутствует во всех его творческих начинаниях, как никто другой ощущает свою сопричастность к духовно-практическим достижениям своего народа, а значит, испытывает настоятельную потребность к контактному взаимодействию с ними.
Так, независимо от сферы деятельности каждого практикующего артиста-музыканта, генезис исполнительской культуры в целом включает в себя два основных слоя: динамику профессионального становления искусства музицирования и историю развития индивидуально-творческого начала, где художественные качества любой интерпретации всегда обеспечиваются соответствием между силой звука и силой чувства. При всех стараниях передать как можно ярче и убедительнее звуковые образы, идущие от содержательного замысла произведения, все они так или иначе, порождаются индивидуальными эмоциями исполнителя вследствие музыкально-эстетических реакций на мир художественных явлений и установления взаимоотношений с ним.
Если же учесть, что в наши дни музыкально-исполнительское искусство устной традиции переживает определённый кризис своего нелёгкого существования в пёстром калейдоскопе музыкальных стилей и жанров, то любое движение на пути к его культурному возрождению внутри общества, а тем более, обусловленное сознательной апелляцией творческой личности к «секретам» большого мастерства его именитых представителей, может расцениваться не иначе, как позитивная установка на изначально успешный в художественном плане результат.
Подобный интерес, вдохновляемый и подпитываемый узнаваемыми образами родного музыкального искусства, вполне объясним с позиций устойчивой потребности к активному самовыражению в недрах усваиваемых звуковых реалий. И тут в действие вступает музыкальный артистизм как одна из форм бытия в исполнительском пространстве, где обретение определенных навыков совершается с высоты художественного эталона, хорошо известного в той или иной артистической среде, что, впрочем, ни в коей мере не вступает в противоречие с желанием музыканта удерживаться в рамках своей исполнительской «школы».
С этой точки зрения артистизм в нашем понимании представляет собой умение в звуках выражать своё душевное состояние, свои мыс-
.....
I I I ■ М I I I
Теория и история культуры 95
ли и чувства в процессе духовно-личностного контакта с исполняемой музыкой. Такая необычайная эмоциональная подвижность, сопрягаемая с особенностями исполнительского аппарата, свидетельствует в пользу артистической способности к сценическому перевоплощению, что находит своё выражение в яркой, впечатляющей «энергетике» музыкального исполнения, наполненного внутренней экспрессией в движении «логики чувств» от замысла к его осуществлению.
Вместе с тем, хотелось бы заметить, что обозначенный нами ракурс ещё не нашел своего всестороннего освещения в музыкальной науке, где феномен артистизма, в основном, рассматривался применительно к деятельности педагога-музыканта. Между тем, очевидно, что включение его сущностных параметров в русло музыкально-исполнительской проблематики, в силу её ярко выраженной творческой направленности, может стать дополнительным стимулом к обнаружению новых, ещё не выявленных закономерностей в искусстве музыкальной интерпретации, где эмпирическую базу данных может составить любой художественно полноценный музыкальный материал.
Мы исходим из того, что проникновение в суть музыкально-артистических проявлений с помощью звукообразов, навеянных плодотворным общением с миром народно-инструментальных традиций, не может не отразиться на повышении общехудожественного уровня какой бы то ни было музыкальной интерпретации и повлечёт за собой более свободное владение всей палитрой выразительных, эмоционально обогащенных приёмов музыкального повествования как на отдельно взятом инструменте, так и в групповом исполнении, более чёткое и в то же время углублённое понимание художественного замысла любого произведения.
Развитие артистических навыков у музыканта-исполнителя неизменно сопутствует его профессиональному росту на протяжении всей его творческой жизни, определяемой, прежде всего, ярко выраженной коммуникативной направленностью значимых для него художественных устремлений. Ведь ещё в своё время
выдающийся дирижер К.П. Кондрашин особо выделял такую комплексную способность дирижёра, как «продуктивное воздействие», которое, на наш взгляд, вполне приложимо к деятельности музыканта любой специализации, не говоря уже об исполнительской, которая во все времена была и остается «фаворитом» индивидуально-творческого процесса.
Обычно в этом случае упоминаются такие существенные компоненты, как исполнительская воля, внимание, воображение, темперамент, интеллект, чувство поэзии и красоты, а также душевная чуткость и благородство, физическая и духовная гармония, ассоциируемые, в первую очередь, с их личностными проявлениями в конкретной исполнительской манере каждого артиста. К ним примыкают и такие важные элементы внешнесценического артистизма, как гибкая и подвижная мануальная техника, язык жестов, мимика и т.п., напрямую взаимосвязанные с уже приобретенными исполнительскими умениями. Все они, органически переплетаясь и успешно дополняя друг друга, в своей совокупности образуют ту неподражаемую, возвышенную атмосферу, погружающую субъекта воздействия в особое эмоциональное состояние глубокой сопричастности к музыкально-сценическому действию, разыгрываемому им в поисках новых, ещё неис-пробованных источников вдохновения в искусстве интерпретации и нацеленному на как можно более адекватное слушательское восприятие.
Так, например, эффект художественно-образного показа технических и экспрессивных возможностей какого-либо инструмента может быть значительно расширен за счёт наличия у его обладателя так называемой комбинационной фантазии и пластических ассоциаций, эффективность воздействия которых целиком и полностью зависит от степени развития у него артистических умений и навыков. И, чем ярче, увлекательнее, убедительнее и в то же время доступнее проявляются они у каждого музыканта-исполнителя, тем, соответственно, выше их способность внушать публике конкретные звуковые идеи и образы путём «погружения» её в особое состояние эмоциональной
04_6аТбёу_ёп6Тбёу_ё6ёй66би.р65 95 1905.2011, 12:35
.....
I I I ■ М I I I
96 !ББМ 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель
приподнятости, энергии духа и душевного комфорта.
Во всех этих и других формах психологического воздействия обнаруживается как видимое, так и незримое присутствие личнос-тно-художественного и, в первую очередь, эмоционально-слухового опыта лидера музыкально-исполнительского процесса, действие которого вступает в полную силу в наиболее важные, узловые моменты коммуникативных взаимосвязей с музыкальным искусством. Естественно, что подобный опыт, независимо от статуса музыканта, обретает свои очертания, начиная от первичных художественных контактов с музыкой своего народа, как правило, непрерывающихся в течение всей его творческой жизни.
Любой, даже начинающий, исполнитель обычно воспринимает и интерпретирует выработанные практикой технические нормы и приёмы, оперируя уже в какой-то мере сформированными представлениями о должном и ценном в опоре на культурные обычаи, традиции и проч., принятые в социально-общественной среде. Роль обозначенных факторов, способствующих раскрытию возможностей художественно одарённой личности в творческой самореализации, всегда оценивалась достаточно высоко. В этом смысле достаточно сослаться на широко практикуемые в артистических кругах любого цивилизованного сообщества навыки народно-музыкального исполнительства, неотделимые от традиционного взгляда на полноценное светское воспитание, сложившегося в течение веков, и в частности на взаимоотношения музыканта с его инструментом. При этом, какими бы архаическими ни казались ритмы или интонации, извлекаемые с большей или меньшей долей артистизма на каком-либо традиционном инструменте, все они, указывающие на их принадлежность к тому или иному виду национального музыкального фольклора и постигаемые в художественно-исполнительских целях, так или иначе, возвышают нас над уровнем обыденного восприятия. Это становится возможным благодаря сконцентрированной в них энергии непрерывного и качественного
обновления, подтверждающего универсальность всеобъемлющего тезиса «единство в многообразии» и лежащего в основе любого творчески направленного, индивидуально выраженного и эмоционально осмысленного действия, которым был и остается проявляемый в звуках музыкальный артистизм.
Необходимо отметить, что будучи сущностной характеристикой индивидуального облика любого музыканта-исполнителя, художественные качества постоянно нуждаются в их «выведении наружу» как за счёт неустанного расширения обретённого ранее личностного опыта, так и посредством актуализации всего комплекса выразительных и технических приёмов игры на каком-либо инструменте, необходимых каждому музыканту в прохождении нелёгких «лабиринтов» исполнительского мастерства.
По-разному проявляя свою зависимость от испытанных веками способов художественного «прочтения» музыкальных текстов, исполнительские умения, передаваемые от поколения к поколению, включая модернизированные версии, вдохновлённые их современным «видением», могут не только успешно прививаться на любой национальной почве, но и поддаваться систематическому и целенаправленному отбору в целях органичного «вхождения» в тот или иной художественный «образ». Речь идет о выработанных и апробированных в условиях профессионального обучения, а также последующей самостоятельной деятельности артистических приёмах, имеющих универсальный характер и широко эксплуатируемых в современной музыкальной практике.
Заглядывая «вперёд», можно без особого труда вообразить желаемый результат в последовательном самораскрытии со стороны субъекта музыкально-исполнительской деятельности, где всё подчиняется логике движения от эмоционально-слухового восприятия к осознанно-рефлексивному пониманию важнейших технологических аспектов истинно художественного, наполненного внутренней экспрессией и обогащенного элементами артистизма музыкально-поэтического высказывания.
04_6аТбёу_ёп6Тбёу_ё6ёй66би.р65 96 1 19.05.2011, 12:35