Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / МОНИТОРИНГ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафина Э.Н., Левина И.Р.

В статье представлены основные направления цировизации сельской школы. Описаны образовательные процессы различных уровней и специфика внедрения дистанционных технологий на каждом. в статье приводятся некоторые результаты социологического исследования проведенного в рамках научного проекта, посвященному исследованию и разработке методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафина Э.Н., Левина И.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37

Сафина Э.Н., канд. соц .наук, доцент ГБОУВО «БАГСУ при Главе РБ Левина И.Р., канд. пед. наук, доцент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ*

Аннотация. В статье представлены основные направления цировизации сельской школы. Описаны образовательные процессы различных уровней и специфика внедрения дистанционных технологий на каждом. в статье приводятся некоторые результаты социологического исследования проведенного в рамках научного проекта, посвященному исследованию и разработке методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, сельская школа, малокомплектная школа, мониторинг методического обеспечения.

В Российской Федерации 3 7000 000 детей обучаются в около 25 тысячах сельских школ, согласно данным Федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» 1476 из этих школ находятся на территории Республики Башкортостан [1].

Сегодня, в условиях повышенных требований к доступности образования и его качеству, предъявляемых обществом и государством к системе образования, сельские школы находятся в сложном положении. Цифровизация, итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ, введение преподавания второго иностранного языка и другие трансформационные процессы в российской школе - вызывают сложности при организации образовательного процесса в сельских школах. В сложившихся условиях необходимо наметить пути модернизации сельских школ, которые позволят им обеспечивать необходимое качество образования, сделают сельские школы конкурентоспособными на рынке образовательных услуг и сформируют уникальные траектории их перспективного развития. Повысить качество образования на селе призван Национальный проект «Образование», в частности Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также

* Статья написана в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения .№073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)».

обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. Одним из примеров успешной реализации данного проекта является оснащение сельских школ современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента, что позволяет решить проблему «информационной изоляции» сельских школ и обеспечивает им практически безграничный доступ к глобальным образовательным ресурсам.

Одно из дальнейших направлений цифровизации образовательной среды направлено на внедрение в образовательные процессы различных уровней (от вузовского до школьного) дистанционных образовательных технологий, что позволит обеспечить доступность качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального и экономического статуса, состояния здоровья. Одним из мощных толчков к пониманию необходимости развивать дистанционное образование, в глобальном масштабе, стала эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением COVID-19. Новая, экстраординарная ситуация потребовала принятия оперативных решений в сфере образования, в том числе перехода всех без исключения образовательных организаций на дистанционное обучение, что вызвало волну социального напряжения у всех участников образовательного процесса. В то же время, пришло понимание того, что полученный опыт уникален и может быть успешно реализован в постковидное время.

Дистанционное обучение все активнее имплантируется в образовательный и даже воспитательные процессы школы, так как предоставляет широкие возможности для организации сетевого взаимодействия, создает условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, работы с одаренными детьми. Тем не менее вопросы организации дистанционного обучения сельских школьников разработаны не в полной мере, хотя для сельской школы данная форма организации образовательной деятельности представляется высокоперспективной.

Таким образом, назрела потребность поиска возможностей для качественной организации дистанционного обучения сельских школьников, способствующей достижению высоких результатов обучения обучающимися. Стоит отметить, что проведенное нами социологическое исследование в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения №073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)» свидетельствует о том, что, несмотря на инкорпорированность современной сельской школы в процессы цифровой трансформации образования, потенциал и ресурсы дистанционного обучения используются в ней

205

недостаточно. Коллектив авторов исследования полагает, что данная ситуация обусловлена отсутствием методического обеспечения и мотивации сельских учителей к переходу к использованию дистанционных образовательных технологий.

Целью социологического исследования, проведённого в период с декабря 2020 г. по апрель 2021г. является субъективная оценка и самооценка педагогами Республики Башкортостан применения цифровых и интернет-технологий в образовательном процессе. Одной из главных задач исследования являлся мониторинг методического обеспечения электронного и дистанционного обучения в условиях трансформации и цифровизации образования. Выборочная совокупность включает респондентов -учителей из девяти муниципальных образований республики (Абзелиловский, Бакалинский, Белебеевский, Бураевский, Гафурийский, Стерлибашевский, Чишминский, Шаранский районы и город Уфа). Общее число респондентов в выборочной совокупности составило 1970 человек, основная доля которых проживает в сельских поселениях. Выбор данной целевой аудитории исследования связан с тем, что именно в сельских и малокомплектных школах с наибольшей остротой проявляются проблемы как технического оснащения, так и методического сопровождения применения цифровых технологий в образовательном процессе.

Распределение по типу образовательной организации также в основном отражает реальное разнообразие учебных заведений республики (рис. 1).

■ Средняя (полная) школа

■ Гимназия

■ Общеобразовательная школа

■ Лицей

■ Школа с углубленным изучение предметов ■ Малокомплектная школа

■ Школа-интернат

■ Учреждение дополнительного образования

Рисунок 1. Распределение по типу образовательной организации (в %)

Анализ технического оснащения целесообразно предварить самооценкой уровня развитости 1Т-компетенций педагогами республики. Самый высокий (продвинутый уровень) - предполагает наличие у педагога компетенций по созданию полноценного цифрового учебного контента (видеоурок, электронный тест, практические задания и т.д). Такой уровень отмечен лишь у 21% учителей Уфы (максимальный показатель среди обследованных общностей). Таким образом, даже в столице республики не более 1/5 всех педработников оценили свой уровень 1Т-компетенций как высокий. Умеют самостоятельно, используя программные средства и приложения, создавать цифровой учебный контент (презентация, тексто-графический материал т.д.), от 20% сельских учителей до 38 педагогов города. Умеют находить сторонний цифровой образовательный контент, адаптировать его и применять в профессиональной деятельности 12% респондентов. Обладают базовыми навыками самостоятельной работы с компьютером (работа с электронной почтой, поиск информации в сети интернет и т.д.) 54% респондентов из представителей данной профессиональной общности.

В ходе анализа анкет были выявлено 12% учителей, которые не умеют самостоятельно работать на компьютере. Эту общность педагогов можно обозначить как «цифровые аутсайдеры». Мы считаем, что в эпоху компьютерных технологий эта группа педагогов будет сокращаться по мере прохождения обучения, повышения квалификации и в ближайшем будущем исчезнет как специфическая категория профессиональных педагогов.

К сожалению, можно констатировать, что лишь 21% городских педагогов владеют ИКТ-компетентностью на продвинутом уровне. Они умеют извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами; преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные; использовать текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов и др. Среди сельских учителей продвинутого уровня владения ИКТ-компетенциями нами не было выявлено.

Фундаментом для овладения 1Т-компетенций выступает техническое обеспечение образовательного процесса. Во всех анализируемых общеобразовательных организациях есть компьютеры, в 60% школ оборудовано по 1 компьютерному классу, 65% школьных компьютеров подключены к сети Интернет. Социологическое исследование показало большой разброс показателей необеспеченности. Так если в городе таковых лишь 5%, то на селе этот показатель достигает 44%.

Сегодня для учителей наиболее доступным инструментом реализации

207

профессиональных задач является смартфон с выходом в Интернет. Ежедневно в своей профессиональной деятельности его применяют 86% учителей. Ежедневно применяют компьютер в профессиональной деятельности 97% учителей республики. Помимо компьютера (ноутбука), педагоги используют и другие цифровые устройства: интерактивная доска в учебном процессе находит применение в деятельности 72% респондентов, документ-камеру используют 27% педагогов. Что касается других цифровых устройств, то их применение в учебном процессе, скорее исключение, чем правило. Например, систему электронного образования применяют не более 10% опрошенных, смарт-доску - 9%, виртуальный шлем - 4%, виртуальные очки -1% от общей массы педагогических работников, принявших участие в опросе.

Низкий процент педагогов, использующих вышеуказанные цифровые инструменты, позволяющие обогатить педагогическую практику, мы связываем с низкой методической обеспеченностью педагогов. Методические рекомендации малодоступны для рядового педагога и их явно не хватает в общеобразовательных учреждениях республики. Как видно из диаграммы (рисунок 2), исключением является лишь интерактивная доска, методическими рекомендациями по применению которой учителя республики относительно обеспечены.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

85

I Интерактивная доска Смарт доска Цифровой микроскоп Виртуальные очки

¡Документ камера I Система электронного образования I Виртуальный шлем

8

5

4

2

1

Анализ данных анкетирования показывает, что наиболее популярным программным обеспечением среди учительства Башкирии является «Zoom», самое популярное приложение - «WhatsApp», а наиболее часто используемый облачный сервис - «Google

Презентации». В разряде информационно-образовательных платформ лидируют «Учи.ру», «Videouroki», «Я-класс».

Более или менее удовлетворительным по мнению респондентов является обеспечение методическими материалами таких цифровых сервисов как: «Zoom» (68%) и «WhatsApp» (44%). Остальные образовательные платформы, программы и приложения представлены методическими рекомендациями в общеобразовательных школах РБ явно недостаточно, а такие платформы как «СберКласс» (4%), «Discord» (4%), «Google Класс» (2%), «Ispring» (1%), судя по ответам респондентов, крайне слабо обеспечены какими -либо методическими материалами.

Важно оценить имеющиеся методические рекомендации и по параметру качества. По субъективной оценке, педагогов РБ, имеющиеся обучающие материалы изложены достаточно понятно и подробно: так считает 75% респондентов. О том, что методические рекомендации написаны подробно, но не понятно высказались 15% учителей, 4% отметило, что методические рекомендации изложены на иностранном языке. Таким образом, качество содержания имеющихся у педагогов Башкирии методических рекомендаций для работы с вышеперечисленными цифровыми устройствами нуждается в совершенствовании, прежде всего, в направлении повышения степени доступности.

Анализ причин, препятствующих применению цифровых и интернет -технологий в профессиональной деятельности педагогов Башкирии, позволил выявить иерархию проблем.

Первая проблема, по важности - слабый Интернет. Именно это препятствие назвали как первоочередное около 70% процентов сельских педагогов и 42% городских. Характерно, что эту проблему учителя написали в открытой форме, поскольку среди вариантов, предложенных в закрытом по форме вопросе, данный ответ отсутствовал. Отсюда следует вывод, что данная проблема отличается особой актуальностью, так как опыт проведения социологических исследований показывает, что активность респондентов при ответе на закрытые вопросы на порядок выше, чем при ответе на закрытые.

Вторая проблема в ранжированном ряду - отсутствие, углубленных знаний, умений и навыков по применению цифровых и интернет -технологий - до трети респондентов (исключение- городские учителя). Третья проблема- отсутствие наставника по цифровым и интернет-технологиям (22%). Четвёртая - отсутствие методических рекомендаций по их применению (до 20%). В раздел «другое», респонденты внесли следующие варианты: «школа слабо оснащена ИТ», «перегруженность информацией», «нет оборудования», «недостаточно оборудованных кабинетов», «слабое техническое оснащение», «отсутствие

всего необходимого», «переутомление основной работой и заполнение документов», «отсутствие времени».

Около 48% педагогов республики испытывают потребность в методических рекомендациях и повышении квалификации в сфере применения 1Т-технологий. Была выявлена интересная закономерность: в тех районах, в которых отмечен низкий уровень применения интернет-технологий отмечена низкая востребованность в методических рекомендациях. Данный факт мы связываем с тем, что цифровые технологии применяются пока недостаточно, что порождает феномен непринятия дистанционных форм обучения.

Многие педагоги не имеют доступа к методическим рекомендациям по правовому обеспечению учебного процесса с применением цифровых и интернет технологий. В частности, на это указали 30% городских учителей и 59% сельских.

Около 68% городских учителей и 32% сельских сталкивались с тем, что во время проведения онлайн-урока (удаленно) возникали ситуации несанкционированного доступа (хулиганские действия). Причём грамотно прекратить и /или предотвратить несанкционированный доступ во время проведения онлайн-урока могут лишь 30% сельских педагогов и 70% процентов городских учителей. На открытый вопрос: «Можете ли Вы прекратить и /или предотвратить несанкционированный доступ во время проведения онлайн-урока?» респонденты ответили следующим образом: «выключаю, выхожу», «могу удалить», «обращусь за помощью», «зависит от случая».

По данным исследования, каждый третий учитель сталкивался с проблемой воздействия деструктивного контента: обучающиеся, родители и коллеги обращались к ним с данной проблемой. Причем в сельской местности гораздо реже: 10% детей, 6% родителей и 11% коллег. В городе 17% детей, 21% родителей и 22% коллег.

Больше половины педагогов (82%) не знают алгоритма действий в случае обращения к ним обучающегося, родителя, коллеги с жалобой на деструктивный контент, следовательно, значительное число учителей нуждается в получении конкретных компетенций по этой проблеме.

Большинство (66%) учителей не участвуют в разработке и настройке цифровых образовательных ресурсов. Таким образом, учителя находятся только на пути к полноценному освоению, разработке и применению цифровых ресурсов в образовательном процессе. Первые шаги уже сделаны, но считать педагогов республики в должной мере обученными пока нет оснований, о чём нас и проинформировали педработники.

Опрос показал, что для обеспечения информационной безопасности в электронном образовательном процессе учителям нужен комплексный подход к обучению:

210

теоретические знания, практические навыки и сформированная компетенция. Однако респондентами явный упор был сделан именно на практические навыки - об этом заявили около 72% участников опроса. Не принижая важности практических навыков, важно обеспечение современного педагога базовой теоретической информацией.

Нами была изучена потребность учителей в обучении цифровым и интернет-технологиям. Наиболее востребованной стала технология проверки и оценки знаний, второе место в ранжированном ряду заняла технология разработки цифрового образовательного контента, далее расположились технология проведения онлайн -урока, технологии применения программного обеспечения и цифровых сервисов для проведения урока.

В новых условиях архиважным является развитие системы переподготовки учителей, формирующей педагогов как активных субъектов применения информационных технологий, использования ресурсов электронного образования. Решение этих задач позволит устранить препятствия на пути к информатизации образования, связанные с опережающим техническим развитием, и реализовать комплексный подход к решению проблем модернизации образовательной сферы республики.

Поскольку процесс цифровизации школы находится в начальной стадии, то присутствие компетентных наставников становится категорическим императивом. Лишь малая часть педагогов владеет базовыми знаниями и навыками в области интернет-технологий, что повышает потребность в помощниках, сопровождающих процесс внедрения новых технологий и методик в повседневную деятельность школы. Так, по мнению 94% сельских и 81% городских учителей в каждой образовательной организации необходим педагог-наставник, способный помогать осваивать цифровые и интернет-технологии, консультировать по возникающим вопросам в данной области.

Назрела и необходимость создания методической электронной площадки в каждом муниципальном образовании. Во всех обследованных территориальных общностях педагогических работников большинство респондентов высказались в пользу таких электронных методических площадок. Причём, если в городе 56% работников общеобразовательных организаций высказали данное пожелание, то из числа сельских учителей таковых оказалось на порядок больше - 80%. Надо полагать, что создание методических электронных площадок повысит качество и эффективность образовательного процесса

Ещё один вывод, по результатам реферируемого социологического опроса: в педагогическом сообществе слабо реализуется потенциал сетевого взаимодействия и коммуникаций. Около 42% педагогов не принимают участие в сетевых коммуникациях, а

211

ведь сетевое учебно-методическое взаимодействие между школами района позволит значительно облегчить освоение цифровых и интернет -технологий. Изучение общественного мнения учительства Башкирии подтверждает данный тезис: большинство (71%) респондентов в разных территориальных субъектах региона согласны с необходимостью развивать сетевую коммуникацию с целью повысить эффективность освоения новых технологий.

Стоит выделить еще одно направление совершенствования процесса внедрения цифровых технологий в систему среднего образования - сетевое учебно-методическое взаимодействие между школой и педагогическим вузом. Больше половины респондентов 67% считают, что полноценная коммуникация между школой и университетом в плане внедрения цифровых технологий в образовательный процесс окажется полезной.

Непосредственная работа с педагогической общественностью республики в рамках государственного задания Министерства просвещения №073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)» позволила нам выделить важный аспект совершенствования педагогических условий дистанционного образования, подразумевающего принятие пакета нормативной, научно-методической и внутренней локальной документации, который регламентирует требования к созданию, экспертизе учебного контента и онлайн-курсов по предметам школьной программы, а также условия реализации и сопровождения образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2020/21 учебного года

https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.