Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ'

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антошкин В.Н., Кочинашвили М.В., Абдрахманова Ф.Р.

В статье представлены результаты исследования проблем дистанционного обучения в сельских школах на примере Кармаскалинского района Башкирии. Целью социологического исследования, проведённого в апреле 2021 является субъективная оценка педагогами применения цифровых и интернет-технологий в образовательном процессе. Показано, что сельские образовательные организации требуют специального научно-методического обеспечения с целью конструктивного разрешения проблем дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антошкин В.Н., Кочинашвили М.В., Абдрахманова Ф.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ»

УДК 37.012.8

Антошкин В.Н., д.с.н., профессор ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы», Кочинашвили М.В, к.х.н., учитель химии МБОУ «Гимназия №86», Абдрахманова Ф.Р., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ*

Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблем дистанционного обучения в сельских школах на примере Кармаскалинского района Башкирии. Целью социологического исследования, проведённого в апреле 2021 является субъективная оценка педагогами применения цифровых и интернет-технологий в образовательном процессе. Показано, что сельские образовательные организации требуют специального научно-методического обеспечения с целью конструктивного разрешения проблем дистанционного образования.

Ключевые слова: сельская школа, дистанционное обучение, цифровые технологии, Интернет-технологии, социологическое исследование, педагогические условия, социальные проблемы, качество образования.

Сегодня происходит широкое внедрение инноваций в образовательное пространство РФ и республики. Но, несмотря на это, достаточно важный структурный элемент системы образования - сельская школа - часто оказывается за пределами данного процесса. Условия деятельности сельских школ и их социального окружения очень различаются и зависят существенным образом от места расположения.

Социально-демографическая структура сельских учителей

В социологическом исследовании сельских школ Кармаскалинского района, проведённом НИИ СРО БГПУ им. М.Акмуллы и состоявшемся в апреле 2021 года, приняли участие 431 педагог. Абсолютное большинство респондентов района живут на селе 82%, в районном центре - 18%. Распределение по половозрастной структуре, стажу работы, возрасту, специальности и семейному положению представлено ниже.

Таблица!

Ранжир Возрастной интервал Доля респондентов (в %)

1 2 3

1 51-60 лет 35

2 41-50 25

3 31-40 20

* Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения №073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)»

4 21-30 11

5 Младше 20 лет 8

Таким образом, преобладают опытные педагогические кадры в возрасте от 40 до 60 лет (60%). Возрастной интервал от 20 до 40 лет составляет 40 % всех работников. Данный вывод подтверждается информацией о стаже работы.

Таблица 2

Ранжир Стаж работы Доля респондентов

1 2 3

1 От 30 лет и больше 38

2 До 1 года 25

3 От 10до 19 лет 17

4 От 5 до 9 лет 7

1 2 3

5 От 3 до 4 лет 5

6 От 1 до 2 лет 4

7 До 1 года 4

Как видно из таблицы, 33% педработников района имеют небольшой опыт работы, а 67% - имеют большой стаж работы по специальности. Обнаруженный сплав молодости и опыта может быть оценён положительно. В то же время надо иметь в виду, что в потоке увольняющихся из общеобразовательных школ лидируют молодые педагоги или учителя с малым стажем работы.

Образовательный уровень педагогов района достаточно высок. Так, 82% имеют высшее педагогическое образование, 10% - среднее специальное, 5% - высшее непедагогическое, 2% - незаконченное высшее. Структура педкадров по специальности (предмету преподавания) не является достаточно оптимальной. Доминируют представители гуманитарных дисциплин - 38%, учителей естественных дисциплин - 30%, а преподавателей социальных наук - только 6%.

Семейное положение педагогов оставляет желать лучшего. 79% сельских учителей женаты (замужем). Вместе с тем, остальные холостые (незамужние), либо разведённые (вдовые). 88% проживают с семьёй, 9% - в одиночестве. Социологи уже давно отметили довольно большой процент разводов в семьях учителей, независимо от их территориальной принадлежности, что является следствием хронических социальных проблем данной профессиональной группы.

Анализ данных социологического исследования сельских учителей Кармаскалинского района Башкирии мы будем соотносить с результатами наблюдений в других регионах и общероссийских исследований готовности субъектов образования к дистанционному обучению в условиях карантина и влияния новых условий обучения на образовательные

результаты учащихся общеобразовательных школ. Анализ данных регионального исследования дополняется аналитическим обзором проведённых в Российской Федерации социологических исследований по проблеме перевода образовательного процесса в дистанционный режим.[2]

Численность педагогических работников Кармаскалинского района по уровню образования на начало 2020-2021 учебного года, чел.

Таблица 3

Наименова ние показателе й Все го из них (гр.2), имеют образование

Высшее образова ние из них (гр. 3) педагогиче ское СПО по программ ам подготовк и специалис тов среднего звена из них (гр. 5) педагогиче ское СПО по программам подготовки квалифицирова нных рабочих служащих

1 2 3 4 5 6 7

педагогичес кие работники 582 506 (86%) 506 (86%) 72 (12,3%) 72 (12,3%) 0

в том числе учителя 548 481 (87,7%) 481 (87,75) 66 (12%) 66 (12%) 0

1 2 3 4 5 6 7

из них:

сельские учителя 548 481 (87,7%) 481 (87,75) 66 (12%) 66 (12%) 0

Специфика социальной среды села влияет на образовательный процесс и, в первую очередь, следует выделить такие факторы как тип поселения, тип образовательной организации, наличие социально-бытовых и культурных объектов в сельской местности. Внутренние факторы также в значительной степени детерминированы внешней социальной средой. Так, малая численность обучающихся во многих сельских школах препятствует развитию коммуникативных умений и навыков, снижает мотивацию к обучению. По сравнению с учащимися города, культурно-образовательные ресурсы доступны сельским школьникам в меньшей степени. Отсутствие возможности выбора школы и учителей в целом приводит к снижению уровня квалификации педагогов, поскольку нет конкурентной среды.

В ходе исследования обнаружено некоторое ухудшение качества обучения, связанное с адаптацией к непривычным условиям, большей свободой учащихся, уменьшением

контроля со стороны учителей. Контроль родителей ослаблен в связи со спецификой сельской местности и сезоном, занятостью родителей и школьников в домашнем хозяйстве.

Интерактивное общение в обследованном районе реализовано на основе использования ИСОУ «Виртуальная школа». Для общения с учащимися используются привычные для них мессенджеры, в основном - WhatsApp, в меньшей степени - Бкуре, социальные сети, в основном - Вконтакте. Опыт применения - в целом позитивный, общение происходило в привычной для детей среде. Практическое решение поставленных учебных задач было сопряжено с преодолением ряда серьёзных проблем как технического, так и организационного характера.

По оценке педагогов Кармаскалинского района, только 36 процентов считают, что большинство школьников являются продвинутыми пользователями компьютера, в то же время почти половина из них, напротив, не согласна с этим. Высокий уровень компьютерной грамотности ещё не стал социальной нормой большинства сельских учащихся.

Важной является проблема выбора методик и технологий обучения. Социологические исследования в сельских и городских школах Башкирии, проведённые в 2016- 2019 гг (в так называемый «допандемийный» период) выявили ориентированность старшеклассников. В частности, был предложен вопрос: «Какие методы и технологии обучения Вы предпочитаете?». Ниже приведены результаты (в процентах).

Предпочитаемые методы и технологии обучения

Таблица 4

Учащиеся села (в %) Вариант ответа Учащиеся города (в %)

91 живое общение с учителем и одноклассниками 91

9 обучение через интернет, компьютер (дистанционная форма) 9

«Результаты исследования по городской и сельской выборке совпали полностью и

развеивают миф о том, что молодое поколение сплошь ориентировано на виртуальные,

интернет-технологии в ущерб живой коммуникации. Таковых оказалось не более 1/10.

Возникшее всеобщее увлечение дистанционной формой обучения, своеобразный

компьютерный бум объясняются приверженностью моде и не выражает научно

обоснованного руководства процессами применения новых технологий» [ 1; 92].

В то же время под руководством большинства опрошенных педагогов

Кармаскалинского района (87%) учащиеся использовали готовые видео-уроки на разных

интернет-ресурсах. Проблема адаптации учащихся к формату дистанционного обучения

проявилась в условиях пандемии в довольно острой форме. Только 18% педагогов района

130

отметили, что учащиеся быстро приспособились к новым условиям обучения. Значительная доля респондентов - 39% - констатировала большие проблемы в этой сфере, а 42% зафиксировали проблемы небольшой степени сложности. В целом есть основания полагать, что проблема адаптации учащихся к электронным технологиям обучения - вполне решаемая проблема в ближайшей перспективе.

Выявлена и проблема социального неравенства. Так, 74% учителей заявили, что дети из бедных семей не имеют достаточных условий для удалённого обучения. Значительная доля учеников не может обучаться дистанционно из-за отсутствия технических средств или из-за неумения использовать цифровые технологии - о наличии такой проблемы заявили 93% педагогов.

Дистанционные формы расширяют педагогические возможности образовательного процесса. Так, несколько снижается острота проблемы малочисленности классов и нехватки педагогических кадров в сельской школе, увеличиваются возможности для информационно-коммуникативного обмена между субъектами процесса обучения. Обогащается арсенал методов, форм, средств и технологий обучения, обеспечивается доступ сельских учащихся к лучшим образовательным ресурсам. «Из положительных сторон применения дистанционных форм обучения надо отметить более широкие возможности личностно-ориентированного обучения, индивидуальных занятий, восприятие детьми дистанционного обучения как своего рода игру, где есть место для конкуренции и лидерства». Анализ реализации дистанционных методов обучения в малокомплектной сельской школе [7].

Как следует из данных общероссийского социологического исследования, работать как в школе, так и вне школы на школьном оборудовании могут только 24% опрошенных учителей. Это при том, что на наличие оборудованного рабочего места указали 61,2% педагогов. 21% респондентов используют при проведении дистанционных занятий личное оборудование и школьное программное обеспечение. 5% опрошенных указали на то, что в школе недостаточно программного обеспечения для организации дистанционного обучения. В общеобразовательных школах существует проблема с обеспечением педагогов доступом к контентным ресурсам и контрольно-измерительным материалам (Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС) [8].

Важно подчеркнуть, что 57% сельских учителей района до пандемии не имели опыта работы с электронными технологиям, а остальные (43%) имели небольшой опыт. Техническое обеспечение является одной из наиболее значимых проблем. Уровень сигнала мобильных операторов в месте проживания учащихся является низким, что создаёт проблемы при организации видео-чатов, конференций и т.д. Доля присутствия проводного Internet (провайдер - Ростелеком) невысока по техническим и социальным причинам.

131

Аппаратно реализовано большей частью на смартфонах с OS Android, в меньшей степени ПК с OS Windows, есть доля планшетных компьютеров с OS Android. «Платформы, на которых можно вести обучение постоянно зависают. Учитель не может отследить выполнение заданий. Ещё одна из проблем дистанционного обучения - это родители обучающихся. Многие требуют, чтобы за выполненное домашнее задание обучающему была выставлена отметка «5», так как ребёнок практически самостоятельно изучил новый материал. И по большому счету дистанционное обучение становится фильтром, повышающим по факту отметку, а не реальные знания обучающегося». [4]

Гораздо острее стоит другая проблема - качество образования и обучения. Так, 76% опрошенных учителей Кармаскалинского района считают, что качество усвоения знаний учащихся ухудшилось, по мнению 21% качество образования осталось на прежнем уровне и только 3% обнаружили феномен повышения качества обучения в удалённом режиме. Есть все основания доверять общественному мнению и констатировать, что на данном этапе переход на электронные технологии привёл, главным образом, к падению уровня и качества образования большинства учащихся. Причём данный вывод, как показывают данные общероссийских социологических исследований, применим не только к сельской школе, но и к любым другим типам учебных заведений, независимо от их территориальной принадлежности.

Для иллюстрации приведём мнение учителя математики и информатики в сельской школе Забайкальского края И.А. Макаровой: «Объём работы для учителя увеличился в разы, больше времени стало уходить на подготовку видео-уроков и последующую проверку домашних заданий. Мы стараемся автоматизировать процесс обучения насколько это возможно, но нельзя требовать от обучающихся высоких результатов. Рабочий день педагога на дистанционном обучении растянулся до ночи. У половины учащихся нет дома компьютеров, поэтому им приходится писать в тетрадях, фотографировать, и отправлять на электронную почту учителя, в Vieber или Whatsapp. Проверять такие работы очень сложно, потому что все замечания, ошибки нужно выписывать отдельно словами и затем комментировать обучающемуся» [4].

Абсолютное большинство сельских учителей освоили новые формы электронной коммуникации со своими учениками (78%). Вместе с тем, почти четверти работникам школ района, по их признанию, это сделать не удалось. Нетрудно предположить, что почти каждый четвёртый учитель нуждается в специальной помощи и обучении работе с электронными ресурсами образования. Так, 56% респондентов не удовлетворены той помощью, которую им оказывала администрация учебного заведения или специалисты в условиях дистанционного образования. Характерно, что 36% все проблемы, связанные с

132

удалённым обучением, решали самостоятельно, а каждый пятый сельский педагог информировал социологов о том, что в их школе нет специалистов по информационным технологиям.

Как показывает анализ, организация профильной подготовки учащихся старших классов в малокомплектных сельских школах посредством применения дистанционного обучения имеет ряд преимуществ. «Профильную подготовку в сельской школе целесообразно осуществлять посредством дистанционного обучения, так как оно позволяет максимально учесть индивидуальные познавательные потребности учащихся. При дистанционном обучении большое внимание уделяется самостоятельной подготовке учащихся, что развивает умение поиска материала, в том числе с использованием возможностей сети Интернет. Обучаясь дистанционно, учащиеся имеют возможность устанавливать полезные контакты с учащимися других школ, выбравших такой же профиль обучения. Кроме того, для организации дистанционного обучения необходимо лишь наличие компьютера и доступа в Интернет, в то время как доставка школьников в другое учебное заведение на автобусах затруднена в связи с плохими дорогами и финансовыми затратами» [9;162].

Заслуживает внимания и опыт педагогов-практиков. «Учитывая специфику практикоориентированного учебного предмета ОБЖ, предпочтение отдано выполнению творческих проектов в рамках изучаемых тем. Тип проекта выбирается с учётом класса и подготовленности ученика. Для более старших и подготовленных учащихся -исследовательские проекты с предложенными учителем рабочими гипотезами, практико-ориентированные проекты, для младших и менее подготовленных - информационные проекты. Предпочтение отдаётся работам, выполненным на бумаге вручную. Таким образом, уменьшается вероятность плагиата. Опыт применения - положительный. Разумеется, весьма сложно провести дистанционно различные тренинги, отработку действий в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Здесь снова вступает в действие технический фактор, слабость аппаратного обеспечения и низкий уровень связи, предоставляемый сотовыми операторами и провайдерами Шете^сети».[7]

Повышение эффективности организации дистанционного обучения в сельских школах предполагает создание ряда педагогических условий. В первую очередь, это - реализация организационно-педагогических условий с упором на применение здоровьесберегающих технологий. Второе условие - высокий уровень ИКТ-компетенций и навыков самостоятельной работы сельских учащихся. Третье педагогическое условие предполагает наличие у обучающихся внутренней мотивации к обучению в целом, и к дистанционному - в частности.

Абсолютное большинство сельских учителей-респондентов рассматривают применение дистанционных форм обучения как вынужденную временную меру и выражают пожелание вернуться к традиционной контактной технологии образовательного процесса.

В плане совершенствования применения цифровых и Интернет-технологий в сельских общеобразовательных школах в ходе исследования была обнаружена востребованность образовательных и методических услуг педагогического университета. В целом можно выделить 4 типа учителей. Первый - знают и на практике применяют новые технологии (меньший удельный вес). Второй - знают, но применяют редко и неполно. Третий - не знают, не применяют, но не испытывают в них потребности (работают в значительной степени бессознательно). Четвёртый тип педагогов осознаёт ограниченность своих знаний, умений и навыков, а также необходимость повышения квалификации (11%). Таким образом, реальная востребованность образовательных услуг педагогического вуза на порядок выше. Правда, при одном условии: курсы должны быть практически ориентированными, компактными и краткосрочными, поскольку эпоха информационных перегрузок приводит, в частности, к феномену профессионального выгорания педагога [1;67].

Не принижая важности практических навыков, важно обеспечение современного педагога базовой теоретической (методической) информацией. Важно отметить, что лишь технического обеспечения недостаточно для эффективного обучения на дому. Учителя, ученики и родители должны быть методически и психологически готовы к такому формату учебы. Необходим индивидуальный подход к группе педагогов, для которой использование цифровых технологий требует активизации природно слабых функций и вызывает дополнительный стресс. В каждой образовательной организации необходим педагог-наставник, способный помогать осваивать цифровые и интернет-технологии, консультировать по возникающим вопросам в данной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антошкин В.Н. Социология сельской школы: опыт региональных исследований: монография. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. - 114 с.

2. Антошкин В.Н., Абдрахманова Ф.Р. Социальные проблемы дистанционного обучения // Дистанционное образование: трансформация, преимущества, риски и опыт. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 16-18 декабря 2020 года - Уфа, Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2020. - С.24-35.

3. Антошкин В.Н., Сергиенко И.В., Тагариев И.Р., Левина И.Р., Фатхулова Д.Р. Аспекты оценки качества образования в вузе (научная статья, на англ.яз.) // Education and City: Education and Quality of Living in the City : The Third Annual International Symposium, Moscow, 24-26 августа 2020 года. - Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. - P. 1021. - DOI 10.1051/shsconf/20219801021

4. Макарова И.А. Дистанционное обучение в сельской школе: проблемы и перспективы

https://xn--j1ahfl.xn

p1ai/library/distantcionnoe_obuchenie_v_selskoj_shkole_problemi_i_123429.html

134

5. Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного образования в сельской школе // Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Елец-2019

6. Остапенко А.А., Скопин А.Ю. Модели профильного обучения в сельской школе // Профильная школа.2004. - №4. - С. 11-21.

7. Сенин И.С. Анализ реализации дистанционных методов обучения в малокомплектной сельской школе// https://infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obucheniya-obzh-v-malokomplektnoj-selskoj-shkole-4317528.html)

8. Тарасова Н.В., Пастухова И.П., Пестрикова С.М. Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты // РАНХиГС- ФИРО-https://firo.ranepa.ru/novosti/Ш5-moшtoring-obrazovaniya-na-karantine/803-tarasova-ekspertiza

9. Титова О.С. Дистанционное обучение как одно из основных направлений профильной подготовки учащихся сельских малокомплектных школ // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - №1 - С .160-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.