Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Левина Ирма Рашитовна, Фатхулова Дина Раулевна

В статье рассматривается понятие цифровая компетентность сельского учителя, основные составляющие, особенности. В работе показано, что вопросы информационной грамотности сельского учителя становятся важнейшим показателем качества образования сегодня. одной из важнейших задач сегодня является повышение качества образования в условиях «смешанного режима» обучения (интеграция традиционного и дистанционного режима учебного взаимодействия), что требует специальных усилий комплексного характера, в том числе в оказании помощи в преодолении «цифрового разрыва» между учителями городских и сельских школ, учителями разных типов сельских школ, учителями и обучающимися. Описана специфика школы в сельском социуме. В заключении делается вывод о необходимости продолжения поиска оптимальной модели сельской образовательной системы, а также нового содержания и форм методической поддержки обновления образовательной сферы села для решения ее главной задачи - обеспечение качества и доступности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Левина Ирма Рашитовна, Фатхулова Дина Раулевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL COMPETENCE OF A RURAL TEACHER AS A FACTOR IN THE QUALITY OF EDUCATION

The article discusses the concept of digital competence of a rural teacher, the main components, features. The work shows that the issues of information literacy of rural teachers are becoming the most important indicator of the quality of education today. one of the most important tasks today is to improve the quality of education in a “mixed mode” of learning (integration of traditional and distance learning interaction), which requires special efforts of an integrated nature, including helping to bridge the “digital divide” between teachers in urban and rural areas. schools, teachers of different types of rural schools, teachers and students. The specificity of the school in the rural society is described. In conclusion, it is concluded that it is necessary to continue the search for the optimal model of the rural educational system, as well as new content and forms of methodological support for the renewal of the educational sphere of the village in order to solve its main task - to ensure the quality and accessibility of education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Цифровая компетентность сельского учителя как фактор качества образования

Амирова Людмила Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. E-mail: ms.amirova@yandex.ru

Левина Ирма Рашитовна,

доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. E-mail: irma_levina@mail.ru

Фатхулова Дина Раулевна,

кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института стратегии развития образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. E-mail: dina_fdr@mail.ru

В статье рассматривается понятие цифровая компетентность сельского учителя, основные составляющие, особенности. В работе показано, что вопросы информационной грамотности сельского учителя становятся важнейшим показателем качества образования сегодня. одной из важнейших задач сегодня является повышение качества образования в условиях «смешанного режима» обучения (интеграция традиционного и дистанционного режима учебного взаимодействия), что требует специальных усилий комплексного характера, в том числе в оказании помощи в преодолении «цифрового разрыва» между учителями городских и сельских школ, учителями разных типов сельских школ, учителями и обучающимися. Описана специфика школы в сельском социуме. В заключении делается вывод о необходимости продолжения поиска оптимальной модели сельской образовательной системы, а также нового содержания и форм методической поддержки обновления образовательной сферы села для решения ее главной задачи -обеспечение качества и доступности образования.

Ключевые слова: сельская школа, качество общего образования, цифровая компетентность учителя, информационная грамотность.

о с

CJ

см см

Статья написана в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения № 073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)»

Перемены, происходящие в социально-экономической, культурной и общественной жизни России в последние годы, продемонстрировали значимость устойчивости таких социальных институтов, как образование и здравоохранение. Эти же перемены обусловили парадигмальные изменения в современной теории и практике самого образования, педагогической деятельности, организации образовательного процесса на всех его уровнях. Среди них особенно актуальным является - трансформация образования в развивающую и развивающуюся систему. Это связано с исполнением основного государственного концепта в сфере образования - реализация образовательных потребностей всех групп населения России, обеспечение доступности, качества и эффективности образовательных услуг как в крупных культурных и промышленных центрах страны, так и в небольших населенных пунктах. В связи с решением обозначенной задачи явным приоритетом образовательной политики, теории и практики образования становится обеспечение функциональной, в том числе информационной грамотности и способности учителей сельских школ к саморазвитию в области информационных технологий и 1Т-компетенций.

Вопросы информационной грамотности учителя связаны со многими, имеющимися на сегодняшний день, дифференциацией в качестве образования не только между сельской и городской школой, но и между предметной подготовкой внутри одной школы. Явно прослеживается закономерность прямой зависимости цифровой компетентности учителя и многих аспектов образовательного процесса - мотивации учения, современности и научности содержания преподавания, эффективности коммуникации в системах «учитель-ученик», «учитель-семья», «учитель-учитель», качество воспитательной работы и др. События двух последних лет, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, стали причиной к поиску новых форм образовательного взаимодействия, а учителю - перестраивать режим труда и отдыха. Стало очевидно, что дистанционное обучение требует разработки новых нормативов труда для учителя и ученика, иного отношения к вопросам мотивации, организации, оценки результативности обучения и учения, пересмотра приоритетности компетенций педагогов.

Итоги 2020-2021 учебного года показали, что повышение качества образования в условиях «смешанного режима» обучения (интеграция традиционного и дистанционного режима учебного

взаимодействия) потребует усилий комплексного характера, а преодоление «цифрового разрыва» между учителями городских и сельских школ, учителями разных типов сельских школ, учителями и обучающимися представляется нам первоочередной и перспективной задачей.

Отдаленность сельских школ от научных и культурных центров, условия жизни, деятельности и образования на селе создают такую социальную ситуацию, при которой высокий уровень цифровой и информационной грамотности сельского учителя (выше, много выше, чем у городского учителя) представляется очевидным явлением. Этому должны способствовать такие факты, как нехватка учителей на селе (особенно в малоперспективных районах), вынужденная необходимость совмещать сразу несколько предметов преподавания, совмещать полноценную учебную нагрузку и административную работу, занятия повседневным трудом в собственном приусадебном хозяйстве и т.п. При этом требования к результатам образования выпускников и их качеству едины по всей стране и никакой «скидки» на условия жизни и труда сельский учитель не имеет. Очевидно, что такой многофункциональный, эффективный и действенный инструмент, как информационная компетентность, причем - высокого уровня, должен быть взят на вооружение каждым учителем на селе и развитие этой компетентности самыми разными методами (самообразование, взаимообучение, онлайн-программы и др.) должно отличаться особой интенсивностью, гораздо более высокой, чем в городе.

Однако, реальное положение вещей сильно отличается от представляемого. Так, исследования, проведенные сотрудниками Института стратегических исследований в образовании Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы показали, что проблема сформи-рованности информационных компетенций у педагогов сельских общеобразовательных и малокомплектных школ Башкирии (в сфере электронного образования) требует совершенствования. Данное исследование не может претендовать на абсолютную полноту, так как не все районы, и не все школы Башкирии (а их более 50, и соответственно - более 3,5 тысяч) участвовали в наших опросах. Районы были выбраны по принципу отдаленности от центра, что позволяет нам экстраполировать данные на весь контингент работников сельской школы. Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения № 073-03-2021-015/2 от 21.07.2021 г. на выполнение научно-исследовательских работ (по теме «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса (предлагается реализация в сетевом формате)», в нем приняли участие 2236 учителей, дифференциации по полу, возрасту, трудовому стажу,

наличию профессионального педагогического образования не проводилось, использовался метод анонимного опроса, направленный на самооценку. Результаты, полученные в ходе работы демонстрируют явную тенденцию к поиску механизмов и путей повышения внимания управляющих административных органов и профессионального педагогического сообщества к изменению наличной ситуации и значительному повышению уровня сформированности информационных компетенций у педагогов сельских общеобразовательных и малокомплектных школ. Для доказательности выдвинутого положения приводим здесь выборочные данные:

1. Доля не участвующих в системе электронного образования находится в диапазоне от 1,0% до 3,2%. Это усредненные данные, и, на первый взгляд, особой тревоги вызывать не должны, но обнаружили себя районы, в которых эта доля составляет 7,2%. Полагаем, что в ближайшем будущем эта часть учительского сообщества «сойдёт на нет» или останется в рамках статистической погрешности.

2. Цифровые и интернет-технологии применяются, главным образом, в процессе подготовки к уроку (74,2%). Второе место занимает процесс самообразования (66,1%). В процессе проведения урока данные технологии применяют 60,3% (от 50,0% до 71,1% респондентов в разных районах). Менее половины педагогов применяют ИТ при организации самостоятельной работы учащихся (34,1%), в научно-исследовательской деятельности обучающихся (27,2%). Примеры творческого решения проблем в учебном процессе с помощью цифровых и интернет-технологий совсем не используют 20,8% педагогов, из них хотели бы научиться только 9,8%.

3. Эти факты вызывают указывает на то, что институт школьного образования в условиях сельской местности выполняет не только обучающую, воспитывающую и развивающую детей функцию. К учителям обращаются с самыми разными вопросами и запросами, образец его поведения, особенно в сознании его учеников, зачастую рассматривается как пример активной жизненной, социальной и профессиональной позиции. Его отношение к информационным технологиям транслируется через его деятельность и формирует отношение к цифровому пространству у его учеников, что отрицательно сказывается на процессе их социализации, жизненной и профессиональной мобильности. Наша позиция подкрепляется следующим. С целью проведения более глубокого качественного анализа респондентам был предложен вопрос: «Оцениваете ли Вы цифровые образовательные ресурсы по критериям: «надежность», «качество», «соответствие», «дизайн», «интерактивность», перед применением в учебном процессе?». До четверти опрошенных учителей вообще не оценивают использу-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

емые ресурсы по названным критериям. Около трети педагогов, напротив, оценивает по всем критериям. Половина учителей оценивает цифровые образовательные ресурсы по отдельным показателям. Очевидно, что данная задача должна решаться после того, как будут решены базовые проблемы с приобретением компетенций педагогами и созданием надлежащих условий для функционирования электронного образования.

4. Анализ самооценки умений проводить поиск, отбор различных видов цифровых учебных материалов и адаптировать их под свои задачи позволил нам сделать следующие выводы -умеют осуществлять комплекс указанных выше действий 70,2% учителей республики, не умеют - 11,3%, хотели бы научиться или серьезно усовершенствовать свои умения - 18,5%. Разброс данных по отдельным районам достаточно велик, в фокус внимания исследовательской группы попали районы, в которых каждый четвертый учитель высказал потребность серьезно усовершенствовать свои навыки. Следует отметить, что в процессе опроса исследовательская группа стремилась к деликатности, и в силу профессиональной корпоративности мы избегали детальной конкретизации, «бьющих в лоб» вопросов. Следовательно, отбор и адаптация цифровых материалов включает очень широкий диапазон действий - от поиска информации до исследовательской работы по составлению учебного контента.

5. В процессе разработки и реализации электронных учебных курсов и образовательного контента участвует сравнительно небольшая доля учителей школ республики - в среднем по результатам исследования - 7,1% (от 3,3% до 11,2%). Данное обстоятельство вполне объяснимо, с одной стороны, избытком предложений со стороны разного рода образовательных ресурсов, с другой - их недостаточной компетентностью для этого, занятостью педагогических кадров прямыми функциональными обязанностями, особенностями рабочего тайминга, низкой мотивацией к такого рода деятельности, убежденностью педагогов в необходимости самому готовить урок, а не использовать готовые разработки.

6. Разработка цифрового образовательного контента сегодня в представлении учителей ограничивается в основном такими действиями, как создание презентации и разработка видеолекции. По нашим данным, презентацию умеют самостоятельно создавать от 68,2 до 86,4% учителей сельских школ, видеолекцию - от 14,0% до 23,1%. В процессе анализа был зафиксирован феномен, который можно связать с издержками цифровой экономики и электронного образования в работе педагога: технические и технологические компетенции педагогов на селе опережают содержательные навыки. Так, глоссарий умеют разрабатывать в сред-

нем до 6,1% педагогов общеобразовательных школ, аннотацию - до 10,0%, развернутую характеристику, отзыв, рецензию - менее 3%. Отсюда вывод - сами по себе цифровые технологии не гарантируют качество выполнения профессиональных действий, если они не сопряжены с содержательными аспектами образовательного процесса, уровнем развития мышления и интеллекта, знаниями, комплексом умений и навыков современного педагога. Что касается всего перечня умений, необходимых для выполнения презентации или видеолекции с учетом основных правил и требований, то примерно 5% учителей республики признались, что не обладают должными навыками. При этом в среднем лишь чуть более 10% выразили желание обучиться недостающим компетенциям.

7. В социальных сетях состоят в среднем по выборке 60,8% учителей, для многих - это вынужденная мера. Эта цифра подтверждает вышеизложенные результаты. При этом наблюдается факт использования социальных сетей в профессиональных целях, созданием учебных материалов совместно с другими педагогами в облачных сервисах (Google Документы, Google Таблицы и т.д.) занимаются от 20,1% до 33,0% педагогов республики. По мнению авторов, данную тенденцию, и этот опыт необходимо популяризировать и распространять. В то же время сотрудничество между педработ-никами, по оценке респондентов, развито слабо: от половины до 65,0% отметили, что подобное взаимодействие не налажено, 19,7% выразили твердое желание в ближайшее время научиться создавать учебные материалы совместно с другими педагогами.

8. Степень вовлечения в электронное образование второго субъекта образовательного процесса - обучающегося - невелика. По данным изучения общественного мнения, во время контактной работы обучающиеся используют на уроках (разумеется, кроме урока информатики) цифровые и интернет-технологии в учебных и исследовательских проектах достаточно редко (таково мнение примерно 50% респондентов по всей выборочной совокупности). Причина - учителя не приветствуют такую работу на уроке, ее используют от 16,1% до 38% педагогов.

Реализация национального проекта «Образование» и «Государственной программы устойчивого развития села» требует внимания к вопросам определения направленности развития школ, согласованной с соответствующими трендами развития экономики и производства, что, как следствие, ставит задачу перед образовательными организациями обеспечивать современные подходы к организации сельской жизни в целом. Позиции государства по отношению к сельскому образованию, отраженные в приоритетном национальном проекте «Образование», служат основой для раз-

работки новых подходов к деятельности сельской школы, научно-методического обеспечения и проектирования развития комплексных сельских образовательных систем. Эта работа предполагает изменение принципов и механизмов деятельности образовательных учреждений всех уровней и органов управления образованием, придает сельским образовательным организациям новые смыслы, характеризующиеся такими факторами, как ориентация деятельности сельских образовательных организаций на развитие творческого потенциала школьников, формирование их как всесторонне гармонично развитую личность; развитие школы, которая, с одной стороны, отражает приоритеты всего российского образования, с другой - стратегические интересы собственного региона (села), обусловленные особенностями экономики, социально-культурной сферы, сельскими образовательными традициями; понимание и выполнение требований к общему образованию на селе с учетом развития современного рынка труда, в том числе кадровых потребностей в специалистах на селе. Однако, исследования показывают, что педагогические коллективы школ часто не осознают (или осознают очень поверхностно, формально) на себе влияние негативных факторов риска отставания, и, как следствие, их представители могут не иметь практического опыта преодоления сложностей, с которыми они сталкиваются. Поэтому развитие школ нуждается во внешней оценке и научно-методическом сопровождении их деятельности.

Исходя из вышеизложенного, отмечаем, что в свете реализации задач, поставленных государством перед системой образования в целом и перед сельской школой, в частности, в направлении повышения качества образования, необходим поиск и апробация реально действующих механизмов достижения высокого уровня цифровой компетентности сельского учителя. Один из таких механизмов - моделирование процесса научно-методического сопровождения образовательного процесса в сельской школе и развития сельского учителя со стороны регионального педагогического вуза, которое прежде всего связано с развитием качества педагогической деятельности учителей и совершенствованием образовательного процесса путем внедрения новых подходов к его организации, в том числе за счет использования цифровых технологий. Такое сопровождение выступает источником представлений о ценностях, педагогических и управленческих механизмах, обеспечивающих профилактику рисков низких результатов в условиях невысокого потенциала поддержки со стороны нового социального окружения.

В настоящее время разработано свыше двадцати инновационных моделей образовательных организаций для села, «...имеющих, как правило, интегративный, комбинированный, открытый, социально-активный характер, реализующих концепцию профессионального педагогиче-

ского сообщества в контексте государственно-общественной парадигмы - применительно к образованию дошкольников, школьников, студентов, работающей молодежи, взрослых, а также социально незащищенных, социально уязвимых групп населения» [2, с. 11]. Это доказывает высокую степень внимания к проблемам сельской школы и стремление профессионального педагогического сообщества оказать реальную действенную помощь в решении ее актуальных проблем.

В условиях динамично развивающей экономики, изменений в социальной сфере работа по определению оптимальной модели сельской образовательной системы продолжается, и как следствие - требуется поиск и обнаружение нового содержания и форм методической поддержки обновления образовательной сферы села для решения ее главной задачи - обеспечение качества и доступности образования. В свою очередь, данная работа требует детального изучения форм и механизмов влияния сельских образовательных организаций на реализацию эффективной социокультурной, витагенной и образовательной политики села. Поиск новых путей дальнейшего совершенствования деятельности сельской школы обуславливается сегодня рядом обстоятельств.

Во-первых, необходимостью учитывать изменения социально-экономических отношений в российском обществе. Они привели к изменению социальных приоритетов в образовательной политике, как государства, региона, так и отдельных граждан.

Во-вторых, важностью учитывать возрастающую роль современных сельских школ как фактора развития сельского социума. Это предполагает переход на новую образовательную парадигму, ориентированную на формирование людей инициативных, трудолюбивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, обладать мобильностью и конкурентоспособностью в современных рыночных условиях, готовых жить и работать на селе.

В-третьих, необходимостью обеспечивать сельским школьникам качественное образование, позволяющее реализовать и развивать свой образовательный потенциал в практической деятельности.

Безусловно, для того чтобы новации были продуктивными и полезными, они должны опираться на традиции общества, сельского социума, на лучшие традиции культуры и образования. Если инновация не соотносится с традициями, т.е. не соотносится с действующими в логике развития системо-генетическими механизмами, то появляется риск, т.е. вероятность того, что она приведет не к успеху в развитии системы, не к повышению ее качества, а, наоборот, к ее деградации, девальвации ее качественных характеристик. Поэтому цифровиза-ция образования, электронные образовательные ресурсы, цифровой контент каждого конкретного урока, цифровая среда, в которой «живут» ученики должны быть предметом пристального внима-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

ния со стороны самого учителя [3]. Немаловажным фактором успешного развития школы является моделирование ее сотрудничества с субъектами методического оснащения и сопровождения ее развития, каковым является региональный педагогический вуз. Основными принципом научно-методического сопровождения школы является принцип сотрудничества, который предполагает, что успешное развитие образовательной системы сельской школы - это результат совместной работы всех участников образовательных отношений. Важным условием успешного взаимодействия является открытость и объективность действий субъектов сотрудничества, их работа в соответствии с системогенетическими механизмами развития образовательных систем. Работа по научно-методическому обеспечению и сопровождению развития сельской общеобразовательной и малокомплектной школы должна обеспечиваться выверенными на практике методиками. Такой подход позволяет реализовать организационные меры с максимальной эффективностью, поскольку дает возможность не только опираться на научно обоснованные методики, но и использовать богатый передовой педагогический опыт, который накоплен в отечественной системе образования.

Участие регионального педагогического вуза и его коллектива в решении обозначенной проблемы принесет обоюдную пользу, детализация аспектов которой не входит в контекст данного исследования. Отметим, что педагогический коллектив сельской школы сможет получить методологическое сопровождение.

Литература

1. Асадуллин, Р.М. Сельская школа: путь в будущее: Образовательная технология и программно-методическое сопровождение Интеллектуальной школы профессиональной ориентации сельского школьника [Текст] / Р.М. Асадуллин - Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. - 248 с.

2. Бочарова В.Г. Стратегия и механизмы влияния образования на социальное развитие села// Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы в России: Сб. статей исследователей высшей школы и научных учреждений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие

инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 302 с. 3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Текст] / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - М.,- 2020, 77 с.

THE DIGITAL COMPETENCE OF A RURAL TEACHER AS A FACTOR IN THE QUALITY OF EDUCATION

Amirova L.A., Levina I.R., Fatkhulova D.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

The article discusses the concept of digital competence of a rural teacher, the main components, features. The work shows that the issues of information literacy of rural teachers are becoming the most important indicator of the quality of education today. one of the most important tasks today is to improve the quality of education in a "mixed mode" of learning (integration of traditional and distance learning interaction), which requires special efforts of an integrated nature, including helping to bridge the "digital divide" between teachers in urban and rural areas. schools, teachers of different types of rural schools, teachers and students. The specificity of the school in the rural society is described. In conclusion, it is concluded that it is necessary to continue the search for the optimal model of the rural educational system, as well as new content and forms of methodological support for the renewal of the educational sphere of the village in order to solve its main task - to ensure the quality and accessibility of education.

Keywords: rural school, quality of general education, digital competence of a teacher, information literacy.

References

1. Asadullin, R.M. Rural school: the way to the future: Educational technology and program and methodological support of the Intellectual school of vocational guidance of a rural student [Text] / RM Asadullin - Ufa: Publishing house "Print World", 2020. -248 p.

2. Bocharova V.G. Strategy and mechanisms of the influence of education on the social development of the village // Actual problems of the development of the innovative potential of rural schools in Russia: Sat. articles of researchers of higher education and scientific institutions // Materials of the All-Russian scientific-practical conference "Development of the innovative potential of a rural school: opportunities and prospects. Integrated rural educational systems as promising models for the revival and development of rural society in Russia". - M.: Research Center for the Problems of the Quality of Training of Specialists, 2008. - 302 p.

3. Didactic concept of digital vocational education and training [Text] / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E. Yu. Yesenin, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; under scientific. ed. IN AND. Blinov. - M.,- 2020, 77 p.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.