Научная статья на тему 'СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / малокомплектная школа / сельская школа / задачи / развитие / курс / modernization / small school / rural school / goals / development / course / жаңгырту / шагын жинацталган мектеп / ауылдыц мектеп / міндеттер / даму / курс

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М.В.

В статье рассматриваются задачи сельской малокомплектной школы в современном образовании Казахстана. Определена особая роль учителя сельской школы. Отмечено, что обновление содержания образования это огромный вызов и серьезное испытание для учителей малокомплектных школ. Описан позитивный опыт деятельности филиала АО «НЦПК «Өрлеу» г.Костаная по поддержке развития учителя сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Слесарь М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the goals of a rural small school in modern education of Kazakhstan. The special role of a rural school teacher is determined. It is noted that updating education content is a huge challenge and a serious difficulty for teachers from small schools. Positive experience of the Kostanay branch of JSC "NCPD "Orleu" on supporting rural schools teachers’ development is described.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макал ада Кдзакстаннын заманауи бшш берудеп ауылдьщ шагын жинакты мек-тептщ мшдеттер1 карастырылады. Ауыл мектеб1 мугал1мшщ ерекше рел1 айкын-далады. Бшш беру мазмунын жанарту -бул шагын жинакты мектеп мугалшдер1 уппн улкен талап жэне елеул1 сынак екеш атап етшген. «врлеу» БА¥0» АК Коста-най каласы филиалыньщ ауыл мектеб1 мугал1мшщ дамуын колдау бойынша кыз-метшщ оц тэж1рибес1 сипатталган.

Аннотация

В статье рассматриваются задачи сельской малокомплектной школы в современном образовании Казахстана. Определена особая роль учителя сельской школы. Отмечено, что обновление содержания образования - это огромный вызов и серьезное испытание для учителей малокомплектных школ. Описан позитивный опыт деятельности филиала АО «НЦПК «Орлеу» г.Костаная по поддержке развития учителя сельской школы.

Annotation

The article considers the goals of a rural small school in modern education of Kazakhstan. The special role of a rural school teacher is determined. It is noted that updating education content is a huge challenge and a serious difficulty for teachers from small schools. Positive experience of the Kostanay branch of JSC "NCPD "Orleu" on supporting rural schools teachers' development is described.

4

Слесарь М.В.,

кандидат педагогических наук, директор филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г. Костанай

Неги?! свздер: жангырту, шагын жи-нацталган мектеп, ауылдьщ мектеп, мт-деттер, даму, курс.

Ключевые слова: модернизация, малокомплектная школа, сельская школа, задачи, развитие, курс.

Keywords: modernization, small school, rural school, goals, development, course.

5 Я с m О

го

6

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

(о) Cö)

В модернизационных изменениях системы образования Республики Казахстан особое внимание уделяется сельской школе. Специфической особенностью системы образования республики является наличие малокомплектных сельских школ (всего в РК - 2 820 МКШ, что составляет 40%). Такая особенность характерна и для Костанайской области, в которой 67,3 % или 331 школа - малокомплектные сельские школы.

Понятие «малокомплектная школа» определено Законом РК «Об образовании» (ст. 1 п. 58) как «общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий» [1].

Малокомплектную школу характеризуют общие тенденции, присущие современному образованию:

• гуманизация, открытость, анализ и осмысление, переход к самореализации и самообучению, творческое сотрудничество, непрерывность, результативность;

О?

• применение мотивационных разви-< вающих методик в обучении;

о • взаимодействие образования и вос-о, питания;

• принятие школой на себя таких дополнительных функций, как экономим

^ ческая, социальная и моральная защита

2 детей; с

м • усиление влияния школы на сохра-

§ нение и развитие села.

и о

м В связи с этим определены задачи § МКШ:

§ • обеспечение учителей МКШ ква-§: лификационной методической поддерж-^ кой, создание условий для повышения ^ квалификации;

м • обеспечение потребностей обучаю-^ щихся в общем среднем образовании;

• выравнивание стартовых возможностей выпускников школы с целью по-

§ лучения ими в дальнейшем профессио-

©

нального образования;

• препятствие оттоку молодежи из села;

• способствование повышению культурного уровня населения, решению демографических проблем, развитию аграрного сектора экономики.

Эти условия МКШ отмечают в своих работах А.Е. Кондратенков, Г.Ф. Суворова, М.И. Зайкин, Г.И. Саранцев, ГЗ. Адильгазинов, А.Б. Акпаева, A.C. Акра-мова, А.Т. Дуйсебек, С.С. Контаев, Л.А. Лебедева и другие исследователи.

Отрадно то, что в Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы одной из главных задач определено сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися [2].

МКШ занимает особое место в системе образования Казахстана, т.к. является не только образовательным учреждением, но и социальным институтом, конструктивным фактором преобразования на селе. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека.

«В настоящее время именно сельская школа становится основным культурным и информационным центром, куда привлечены и учащиеся, и педагоги, и сами жители села... Вместе с тем, все культурно-развлекательные и просветительские работы также проводятся в стенах сельских школ: торжественные мероприятия государственного характера, национальные праздники и развлечения, отчетные мероприятия администраций села и района, выборные мероприятия, информационно-просветительская деятельность и т.д. Поэтому в районе она является стабилизирующим фактором

жизни сельского поселения со всеми его социальными и экономическими проблемами»^^. 385].

Современная МКШ должна учитывать особенности социума, создавать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свою индивидуальность, способствовать его самореализации, дифференцировать учебную работу в соответствии с состоянием здоровья, способностями, возможностями каждого школьника и потребностями семьи в его образовании.

В условиях модернизации образования учитель становится ключевой фигурой. К профессиональной компетенции учителя малокомплектной школы относится педагогически целесообразная организация уроков и владение методикой работы с малым количеством обучающихся с разноуровневой подготовленностью и различными способностями. Обновление содержания образования - это огромный вызов и серьезное испытание для учителей малокомплектных школ. От педагога МКШ требуется ответственность, мобильность, умение применять новые методики в условиях малой наполняемости класса, комплектности.

Великий педагог - просветитель Ыбрай Алтынсарин писал: «На нашу долю теперь выпало самое ответственное время, когда всё надо ещё создавать, вводить эти нововведения... освещать всё, насколько хватит у нас сил, уменья...» [3,с. 211]. Слова, ставшие девизом просветителей 19 века, актуальны в 21 веке на новом витке развития истории.

В современных условиях необходимо в малокомплектной школе создать условия для формирования разносторонне развитой конкурентной на рынках образования и труда современной личности сельского школьника.

Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина выявлены проблемы в организации учебно-воспи-

тательного процесса малокомплектнои школы:

• преобладание традиционных методик обучения в классах с малой наполняемостью;

• слабое использование информационно-коммуникационных технологий;

• отсутствие возможности организации качественного профильного обучения в связи с малым контингентом обучающихся;

• неподготовленность учителя к особенностям организации образовательного процесса в условиях МКШ.

Педагоги сельских школ при проведении анкетирования указали на вопросы, которые вызывают у них определенные трудности при осуществлении профессиональной деятельности. К числу таковых отнесены:

• необходимость теоретической и практической подготовки для реализации обновленного содержания образования в условиях МКШ;

• систематизация знаний об инновационных педагогических технологиях, их применении при планировании и организации учебно-воспитательного процесса в условиях малокомплектной школы;

• знание научно-теоретических основ методологии управления организацией среднего образования и ряд других.

Понимая эти проблемы, Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» организовал в 2020 году обучение педагогов малокомплектных школ на краткосрочных курсах повышения квалификации по теме: «Методика преподавания предметов в совмещенных классах-комплектах малокомплектной школы».

В филиале проведено 18 курсов для 450 педагогов Костанайской области.

Целью обучения педагогов на курсах повышения квалификации по данной теме является развитие профессио-

Сз? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U ©

О

и

о -

©

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

нальных компетенции руководителей и учителей малокомплектных школ по вопросам методики преподавания в совмещенных класс-комплектах.

В ходе обучения слушатели изучили механизмы совершенствования методики преподавания в совмещенных класс-комплектах малокомплектной школы, психолого-педагогические условия методики преподавания предметов в совмещенных классах, индикаторы и показатели качества обучения.

Курсы позволили сформировать у педагогов профессионально-педагогические навыки отбора инновационных образовательных технологий, необходимых в преподавании в совмещенных классах-комплектах, планирования учебного материала по предмету на основе принципа спирально сти.

Профессорско-преподавательский состав института на занятиях стремился развить методические компетенции слушателей курсов, связанные с разработкой технологических карт уроков, отбором организационных форм и методов преподавания в совмещенных классах-комплектах.

Тренеры филиала работали над созданием условий слушателям для овладения ими навыками диагностики учебных достижений, а также ключевыми навыками обучающихся в совмещенных класс-комплектах. Учителя совершенствовали навыки проектирования урока в совмещенных класс-комплектах, организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях малокомплектных школ.

Важным моментом проводимой на курсах работы является понимание педагогами малокомплектных сельских школ необходимости профессионально-педагогического становления и саморазвития с помощью самообразования.

К особенностям профессионального развития учителей малокомплектной

сельской школы отнесем:

• многогранность профессиональной деятельности учителя, которая обуславливается недостаточной укомплектованностью сельских школ кадрами, наличием совмещенных классов-комплектов;

• проведение учителями разнообразной внеклассной работы: организация кружков, вечеров, игровых форм занятий;

• активное использование такого феномена, как близость природы. Это позволяет учителям проводить наблюдения в природе, обогащая уроки и внеклассные мероприятия конкретным материалом;

• деятельность сельских учителей способствует решению задачи, связанной с компенсирующим обучением и воспитанием детей и их родителей;

• особенность общения сельских учителей с обучающимися состоит в том, что оно происходит не только в школе, но и в повседневной жизни;

• возможность педагога сельской школы состояться профессионально, так как учитель является носителем культуры села;

• деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля.

Значимым моментом в подготовке и проведении курсов явилось то, что тренеры института получили квалифицированную помощь от наших коллег из Центра развития малокомплектных школ Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина. Сотрудничество с представителями центра позволило провести курсы на высоком научно-практическом уровне. Обучающие семинары проведены директором Центра развития малокомплектных школ НАО им. Ы Алтынсарина Кудайберген Г.С. и ведущим научным сотрудником Каримовой Б.Т.

Главной особенностью курсов этого года является формат их проведения.

П

В условиях пандемии короновируса СО VID-19 мы вынуждены были перейти на дистанционное обучение педагогов. Вместо привычного живого общения с учителями в аудитории получили общение посредством сети Интернет. Для получения такого образования необходимо три вещи: персональный компьютер, выход в интернет и желание иметь новые знания. Это идеальный способ для тех, кто, например, хочет учиться, находясь дома, и не выезжать за пределы своего села. Удобно тем, кто продолжает работать и проводить уроки со школьниками.

Можно выделить несколько основных достоинств такого обучения: слушатель может самостоятельно распоряжаться своим временем: ему не приходится торопиться на занятия; он сам выбирает, когда будет получать необходимые для него знания; появляется возможность осваивать программу в любом удобном месте: дома, на работе в школе. Не придется равняться на своих коллег, каждый человек будет развиваться в индивидуальном темпе. Нет необходимости делать выбор в пользу работы, семьи, любимого занятия - все можно удачно совмещать. Хотя все это касается только самостоятельной работы слушателя.

Одна из слушательниц курсов оставила такой отзыв: «Несмотря на то, что обучалась через компьютер, получила много полезной информации для себя, занятия были максимально приближены к реальным. Контроль со стороны куратора был постоянным. Иногда казалось, что мы учимся очно. Преподаватель очень часто давал выполнять творческие и интересные задания, поэтому получила неплохой опыт. Могла одновременно учиться и работать, не выходя из дома. Хоть и само обучение отнимало много времени, но я очень рада, что получила хорошие знания именно в такой форме».

Необходимо отметить, что курс обеспечен лекционными материалами, до-

полнен презентациями. Он для тех, кто настроен на практическую работу в малокомплектной школе и действительно готов трудиться над приобретением новых знаний или расширением уже имеющегося практического опыта. По прохождении курса слушатели имеют возможность пополнить свою методическую библиотеку большим количеством лекций, которые можно использовать для подготовки к выступлениям на семинарах, заседаниях методических объединений, педсоветах.

Следует сказать и о недостатках. У некоторых слушателей были проблемы с качеством Интернета, не было возможности для полноценной эффективной работы. Были слушатели, кто плохо владеет навыками пользования компьютером, и эта возможность получения знаний для них абсолютно не подходит. Не могу назвать курс простым, но непроста и сама тема.

Проведенные курсы получили положительные отзывы слушателей. К примеру, учитель русского языка и литературы из Узункольского района Pay H.B. пишет: «С 27 апреля по 6 мая 2020 года мы прошли первые онлайн-курсы "Методика преподавания предметов в совмещённых класс-комплектах малокомплектной школы". Несмотря на то, что мы работаем в условиях МКШ не первый год, постоянно возникают трудности, вопросы. Данные курсы помогли нам по-другому взглянуть на работу в совмещенных классах, вдохновили на создание более качественных уроков, подбор методов, помогли разобраться в имеющихся вопросах... Спасибо за ваш высокий профессионализм, терпение и отзывчиво сть!».

Вот ещё одно впечатление о курсе от учителя начальных классов из Сарыколь-ского района Шевченко O.A.: «...Большое количество полезной и необходимой информации было предоставлено,

ö? S

к с m О

го

¡S «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

а:

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

отличная подача материала по актуальным вопросам, с которыми сталкиваются многие преподаватели. Я очень довольна курсами «Методика преподавания предметов в совмещенных класс-комплектах малокомплектной школы». Громадное спасибо тренерам и организаторам курсов филиала АО НЦПК «Эрлеу» за их трудоемкий вклад и высокий профессионализм! Желаю вам высоких наград и легких побед!».

Институт повышения квалификации педагогов Костанайской области оказывает поддержку и посткурсовое сопровождение педагогам сельских школ. На сайте института действует рубрика «Педагогические инновации в сельской школе», в которой размещены методические издания, цифровые образовательные ресурсы, лучшие видеоуроки учителей республики, видеолекции, статьи по актуальным проблемам сельской школы, представлен лучший педагогический опыт. В разделе «Дистанционный образовательный центр» имеется большое количество мероприятий, которые позволяют педагогу проявить творчество, профессиональные навыки и умения, проверить свои знания. Педагоги имеют возможность принять участие в самых разных форматах мероприятий: научно-практические конференции разного уровня, семинары, предметные олимпиады и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наш филиал установил сотрудничество и партнерские отношения со многими организациями и учреждениями области, республики, ближнего и дальнего зарубежья. Это позволяет расширить возможности участия педагогов в мероприятиях, организовать трансляцию инновационного педагогического опыта, повысить профессиональные компетенции педагогов.

Совместно с Омским государственным педагогическим университетом организован Центр по исследованию про-

блем малокомплектных школ. Курирует работу данного Центра Петрусевич A.A., доктор педагогических наук, профессор. Главная цель реализации данного проекта - исследование актуальных проблем малокомплектных сельских школ на конкретной практической основе.

Центр предполагает проведение курсовой подготовки учителей МКШ, их посткурсовое сопровождение, работу творческой группы учителей МКШ, которая позволит обеспечить высокий уровень научно-исследовательской и практической деятельности в разновозрастных ученических коллективах.

Филиал АО «НЦПК «Эрлеу» г. Коста-ная осуществляет и планирует в дальнейшем проводить большую работу по курсовой и посткурсовой поддержке педагогов малокомплектных школ на системной основе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Закон PK «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.07.2020 г.) [Текст]/ https://online. zakon.kz/document/?doc_id=30118747 (дата обращения: 30.09.2020).

2.Государственная Программа образования и науки PK на 2020-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства PK № 988 от 27 декабря 2019 года [Текст]/ Нур-Султан, 2019г.

3.Алтынсарин И. Собр. Соч. в 3-х томах: Т.2. - Алма-Ата, 1975. - 423 с.

4.Альмурзаева Б.К. Социокультурная направленность процесса обучения в сельских школах Республики Казахстан (на примере малокомплектных школ) [Текст] / Б.К Альмурзаева, A.A. Жайта-пова, O.A. Шункеева, Д.Г. Наурызалина, К.Т. Сатыбалдина, Ш.И. Тулегенова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 8-3. - С. 384-387; URL: http://expeducation.ru/ ru/article/view?id=8147 (дата обращения: 23.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.